Какая валюта в Германии? Деньги Германии


Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

Тверская гимназия № 10

Реферат по немецкому языку

«Денежные единицы Германии»

Выполнила

Кокарева Ксения Сергеевна

Ученица 10-2 класса

Научный руководитель:

Мартынова Елена Николаевна

Учитель немецкого языка

Заслуженный учитель РФ

Введение ………………………………………………………………………. 3

    Культурные вехи Германии …………………………………………… 4

1.2 Немецкая марка ……………………………………………………. 5

    Евро – денежная единица современной Германии ………………….. 17

    1. Евро – единая валюта Евросоюза ………………………………… 17

      Интересные факты о евро ………………………………………… 19

      Монеты евро ………………………………………………………. 20

      Монеты Германии ………………………………………………… 21

      Банкноты евро …………………………………………………….. 22

Заключение …………………………………………………………………… 31

Введение

О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времен, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку - самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

Почему мы выбрали именно эту тему? Деньги - это реалия нашего времени, это не только необходимость современной жизни, но и, на мой взгляд, культурная и историческая ценность. Целью работы является сбор материала о денежных единицах в Германии, их происхождении, особенностях современных банкнот, о современном состоянии денежной системы в Германии.

Мне интересна эта тема, так как уже 9 лет я изучаю немецкий язык и знакомлюсь с культурой Германии, ее достопримечательностями, бытом, нравами и традициями жителей этой страны.

Моя работа состоит из 2-х глав.

В 1-ой главе я рассказываю о культурных и исторических вехах Германии, которые нашли отражение в изображениях на денежных купюрах.

Во 2-й главе я обращаюсь к самой современной денежной единице – евро.

    Культурные вехи Германии

История немецких бумажных денег так же пестра и противоречива, как и история самой Германии. До объединения Германии в империю в 1871г. немцы вообще не имели единой денежной системы. Четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, три вольных города и провинция Эльзас-Лотарингия, объединившиеся в империю, имели разную степень политической независимости, включая право на выпуск бумажных денег и чеканку монет. На территории этих государств пользовались семью монетными системами и бумажными банкнотами тридцати трёх эмиссионных банков. Достоинства большинства выпусков этих банкнот было в талерах (в северной части страны) или гульденах (в южной части). Имелось несколько исключений, таких, например, как "франки" наполеоновского королевства Вестфалия.

Первые бумажные деньги в Германии были выпущены в Саксонии. В 1772г. там появились банкноты достоинством от 1 до 10 талеров. В Пруссии, ставшей ядром объединения, бумажные деньги появились только в 1806г., в Шлезвиг-Голштинии - в 1807г., в Брауншвейге - в 1813г., в Любеке - в 1819г. В большинстве остальных немецких государств банкноты начали выпускаться в 50-60-х гг. XIX в. Единое государство потребовало и единой денежной системы. В качестве новой общей денежной единицы была принята марка. Термин марка (от нем. mark - знак) известен из англо-саксонских источников IX -X вв. в значении меры веса. С первой половины XI в. марка приобрела значение денежно-весовой единицы. В виде монеты марка чеканилась в Северной Германии с XVI в. Заметным явлением в истории бумажных денег Германии являются так называемые нотгельды (от нем. notgeld - деньги необходимости). В условиях разрухи, вызванной Первой мировой войной, когда общегосударственных денег было недостаточно, практически каждый город или район выпускал неофициальные деньги, которые имели хождение в основном только в пределах данной местности. Встречаются тысячи разновидностей таких банкнот.

Во все времена своей истории немецкие бумажные деньги отличались особой красотой и высоким искусством художественного оформления. Одним из самых красивых произведений в истории мировых бумажных денег является банкнота города Данцига 1857г. достоинством 10 талеров. Она по праву украшает экспозиции многих музеев мира.

1.2 Немецкая марка

Долгие годы на немецких банкнотах изображались в основном только аллегорические фигуры или обобщённые женские, мужские или детские портреты. В 20-е гг. XX в. на банкнотах появились портреты конкретных лиц в виде репродукций с картин известных художников прошлого (Дюрера, Гольбейна и др.), а затем и портреты различных деятелей науки и культуры.

После объединения ФРГ и ГДР денежной единицей Германии остались марки Федеративной Республики Германии.

Современная денежная система ФРГ включала в себя банкноты достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, и 1000 марок. На лицевой стороне каждой банкноты для удобства слабовидящих рядом с большими цифрами, обозначения данного номинала в виде различных сочетаний рельефных точек и чёрточек.

На оборотной стороне каждой банкноты - изображение печати Немецкого Федерального банка, в центре которой - государственный герб. В таком виде герб существовал с 1919г. по 1935г. и был восстановлен в 1950г. (с 1871 по 1918г. орёл был имперским - с короной над головой и гербовым щитом на груди, в период 1935-1945гг. орёл держал в лапах свастику). Водяные знаки на банкнотах повторяют портреты изображённых на них людей. Совмещенный рисунок на всех банкнотах представляет собой латинскую букву "D" - первую букву немецкого названия страны Deutschland.

5
марок

Размеры 122*62мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне - портрет Беттины фон Арним (1785 - 1859), немецкой писательницы, сестры поэта Клеменса Бретано и жены поэта Людвига Йоахима фон Арнима, основателей романтического течения в немецкой литературе.

Беттина фон Арним известна своей перепиской с Гете. В 1835г., уже после смерти Гете, Беттина фон Арним издала их переписку. Оригинальные письма были несколько переработаны ею, став в результате написанной в блестящем живом стиле смесью документального и вымышленного. Эта книга сделала её известной. Позже Беттина фон Арним увлеклась социальными вопросами, что сказалось на её работах "Эта книга принадлежит королю" и "Разговоры с демонами". Едкая ирония и либеральные идеи доставили в своё время успех её сочинениям.

Слева от портрета изображён рог. По одной версии, это рог изобилия, символизирующий многочисленные дарования Беттины, - она была также одарённым скульптором и музыкантом. По другой - рог для вина. Дело в том, что два близких ей поэта, муж и брат, издали трёхтомный сборник песен как старинных народных, так и стилизованных авторских с общим названием "Удивительный рог" и с изображением на титульном листе старинного рога, отделанного серебром. Возможно, Беттина имела отношение к выпуску этой книги. За рогом видны историческое здание Берлина, в котором Беттина проживала и где собирался литературный салон, ставший центром немецкой культурной жизни. В самом низу изображено имение фон Арнима в Виперсдорфе, расположенном к югу от Берлина, где она любила проводить летние месяцы.

На оборотной стороне банкноты изображены Брандербургские ворота. Они были построены в 1788 - 1791гг. архитектором Карлом Лангхансом в начале дороги, ведущей к Брандербургу. Это были уже третьи за 150 лет ворота на этом месте. Но если предыдущие Брандербургские ворота являлись частью оборонительных сооружений вокруг города, то новые ворота должны были служить символом возросшего могущества Пруссии, как бы парадным входом в её столицу. В 1794г. ворота были увенчаны известной "Квадригой Победы" - колесницей с четверкой лошадей - скульптора Готтфрида Шадова. После разгрома Пруссии Наполеоном в 1806г. эта скульптура в качестве военного трафея была увезена в Париж. Но в 1814г. колесо истории и колёса квадригии повернулись вспять, и она заняла своё законное место. С тех пор берлинцы любовно называют её "вернувшейся каретой".

Во время второй мировой войны ворота были повреждены. В 1957 - 1958гг. они были реставрированы, и статуя была восстановлена по первоначальным формам. С 1961 по 1989гг. Брандербургские ворота служили проходом в берлинской стене между Западным и Восточным Берлином. Построенные как символ могущества и победы, после объединения Германии, они стали "Воротами мира".

Брандербургские ворота неоднократно изображались также и на многих немецких монетах, например на серебряной монете 10 марок, выпущенной в ГДР в 1991г. в память 200-летия постройки ворот.

Справа от ворот изображён открытый конверт и подписи Иоганна Вольфганга Гете, Клеманса фон Гундероге и других известных людей, что напоминает об огромном эпистолярном наследии Беттины фон Арним.

1
0 марок

Размеры 130*65мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён выдающийся немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777-1855), который наряду с Архимедом и Ньютоном стоит в ряду величайших математиков всех времён.

Гаусс родился в Брауншвейге в семье бедного водопроводчика. В начальной школе его первым учителем математики был Бартельс, который впоследствии, получив профессуру в Казани, был учителем Лобачевского. Отмечая способности юного Гаусса к математике и языкам, учителя рекомендовали его герцогу Брауншвейгкому, который оказал ему финансовую помощь для продолжения образования. Окончив Геттингенский университет, Гаусс в 1799г. получил докторскую степень. В 1807г. Гаусс получил кафедру в Геттингенском университете и одновременно стал директором его астрономической обсерватории, где и проработал до конца своей жизни, несмотря на многочисленные предложения других университетов.

Гаусс опубликовал более 150 работ в разных областях науки, Труды Гаусса отличает глубокая, органическая связь между теоретической и прикладной математикой, оригинальность и глубина мысли, исключительная точность рассуждения и ясность изложения. Необычайно широк охват областей его творчества. Гаусс явился основоположником современной высшей алгебры, теории чисел, дифференциальной геометрии, теории электричества и магнетизма, геодезии, теоретической астрономии, теории вероятностей.

Гаусс, несомненно, принадлежит к числу тех творцов точного знания, которые имеют неоспоримое право считаться гениями. Он был почётным членом многих академий и научных обществ, в том числе Петербургской академии наук.

Слева от портрета, на фоне очертаний Геттингена - графическое изображение закона нормального распределения случайных величин, открытого Гауссом.

На оборотной стороне изображён секстант, с помощью которого Гаусс производил различные измерения. Стилизованные окружности и спирали на заднем плане банкноты символизируют орбиты планет и магнитные поля, т.е. вопросы, которыми занимался Гаусс. Справа дано графическое изображение определения точек на поверхности земли на основе математических методов, разработанных Гауссом и широко применяемых в геодезии.

В 1977г. в связи с 200-летием со дня смерти Гаусса как в ФРГ, так и в ГДР б
ыли выпущены серебряные памятные монеты.

20 марок

Размер 138*68мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображена выдающаяся немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Хюльсхофф (1797-1848). Родившаяся в аристократической католической семье, Анна Элизабет Франциска Адольфина Вильгельмина Луиза Мария Фрейн фон Дросте цу Хюльсхофф получила домашнее образование и большую часть своей жизни прожила в родовом замке Хюльсхофф. Её первый цикл стихов был религиозного содержания и отражал внутреннее беспокойство и сомнения её духовной жизни. Но известность принесли стихи, посвящённые быту и природе родной Вестфалии. Она признана родоначальницей немецкой реалистической поэзии. А её сказки в прозе считаются предвестниками реалистического рассказа XIX в.

Слева от портрета - лавровая ветвь на фоне Меерсбурга, маленького города на берегу озера Констанс на юге Германии, где жила поэтесса.

На оборотной стороне на фоне дерева (единственным крупным произведением писательницы в прозе был роман "Европейский бук") изображено гусиное перо и раскрытая книга - символы поэтического и писательского творчества.

50 марок


Размеры 146*71мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён немецкий архитектор Бальтазар Нейман (1687-1753). Он родился в бывшей Австро-Венгрии и ещё ребёнком был отдан в ученики колокольному мастеру. В 1711г. эмигрировал в Германию, в Вюрцбург, где он во время работ по строительству фортификационных сооружений был замечен епископом - правителем этого города. В 1719г. Б. Нейман начал руководить строительством новой резиденции (дворца для епископа). Вскоре ему было поручено планирование и проектирование внутренних помещений. Нейман также проектировал и другие здания, включая дворцы, церкви, крепости, общественные и жилые здания, мосты - всего около 100 сооружений. Практически он руководил всеми важными строительными работами в Вюрцбурге и его окрестностях. Кроме резиденции епископа к лучшим его произведениям относятся также церкви в Фирценхейлингене и Нересхейме, замок Вернек. Постройки Неймана выдержаны в стиле позднего немецкого барокко. Слева от портрета изображён инструмент архитектора (пропорциональный циркуль) на фоне многочисленных зданий, построенных Нейманом в Вюрцбурге.

На оборотной стороне изображена композиция из частей трёх знаменитых работ Неймана: в центре показана роскошная парадная лестница резиденции и вид части этого здания снаружи, слева - часть внешнего вида церкви аббатства бенедиктинцев в Нересхейме и разрез по её впечатляющему куполу, справа внизу - план церкви Св. Креста в Фирценхейлигене.

В 1978г. к 225-летию со дня смерти Б. Неймана в ФРГ была выпущена серебряная монета достоинством в 5 марок, на реверсе которой изображён в
нутренний вид одного из зданий, построенных Нейманом.

100 марок

Размеры 154*74мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты изображён портрет известной немецкой пианистки Клары Шуман (1819-1896), жены немецкого композитора Роберта Шумана.

Клара Жозефина Вик родилась в Лейпциге. С пяти лет училась игре на фортепиано под руководством своего отца Ф. Вика (у него же в детстве учился и Р. Шуман). Концертную деятельность начала с 13 лет и к 15 годам уже имела во всей Европе репутацию вундеркинда. В 18 лет она была отмечена Австрийским королевским двором и принята в престижное Общество друзей музыки в Вене. В 1840 г., несмотря на сильные возражения отца, она вышла замуж за Р. Шумана. Хотя семейные обязанности мешали её карьере, она училась в Лейпцигской консерватории, сочиняла музыку и продолжала часто гастролировать, в том числе в 1844 и 1863-1864гг. выступала в России. Её произведения включают сочинения для оркестра, камерную музыку, романсы, песни и много пьес для фортепиано. Слева от портрета Клары Шуман на фоне её родного Лейпцига изображена л
ира как символ музыки.

200 марок

Размеры 162*77мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты помещён портрет немецкого врача, бактериолога и биохимика Пауля Эрлиха (1854 - 1915).

Эрлих родился в г. Штрелен, Силезия (теперь Стжелин, Польша), в еврейской семье, известной в бизнесе и промышленности. Ещё будучи студентом-медиком Лейпцигского университета, он проводил самостоятельные исследования в области экспериментальной химии и прикладной бактериологии. Позднее Эрлих был приглашён на исследовательскую работу в известную Благотворительную больницу в Берлине, где он изобрёл новую технику окраски туберкулёзных бацилл, открытых незадолго до этого Робертом Кохом. Это было очень важно для диагностирования туберкулёза. Там же он открыл новые способы лечения нервных расстройств, диагностирования брюшного тифа, лечения лихорадки и глазных болезней. Только за период с 1879 по 1883гг. Эрлих опубликовал 37 научных работ.

Видимо, во время своих исследований Эрлих заразился туберкулёзом. Болезнь вынудила его прервать работу и уехать в Египет, в жарком климате которого Эрлих полностью излечился. По возвращении в 1889гг. в Берлин был приглашён в Институт инфекционных болезней, руководимый Кохом, где он сосредоточился на малоизученной в то время проблеме иммунитета. Разработанная им "теория боковых цепей" сыграла большую роль в развитии иммунологической науки.

В 1899г. Эрлих был назначен директором Королевского института экспериментальной терапии во Франкфурте-на-Майне. Под его руководством работало также несколько институтов и несколько крупных исследовательских фондов с высококвалифицированными специалистами. В это время Эрлих занимается проблемами гематологии, гистологии, онкологии и венерологии. За заслуги в науке Эрлиху было присвоено звание "Тайный советник" - высшее звание в Германии того времени. Наряду с другими многочисленными наградами Эрлих был почётным доктором Оксфордского, Чикагского и Афинского университетов, а также почётным гражданином Франкфурта-на-Майне, где основанный им институт и сейчас носит его имя. В 1908г. заслуги Эрлиха были отмечены Нобелевской премией.

Слева от портрета Эрлиха, на фоне Франкфурта-на-Майне, - иллюстрация к теории боковых цепей, согласно которой каждая клетка имеет жизненный центр белковой субстанции и ряд боковых цепей, которые поглощают некоторые токсические вещества.

На оборотной стороне в центре - микроскоп Эрлиха, его основной инструмент в исследованиях, на заднем плане - стилизованное изображение различных клеточных структур. Справа - реторта со змеёй как символ научных исследований в медицине.

500 марок

Размеры 170*80мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты портрет немецкой художницы, натуралиста, издателя Марии Сибиллы Мериан (1647-1717).

М.С. Мериан родилась во Франкфурте-на-Майне. Её отец был известным гравером, иллюстратором, издателем и книготворцем, братья Маттиас и Каспар работали вместе с отцом. Её рисунки отличали точность, детальная и тонкая прорисовка, особенно изображения животных и растений. В 52 года М.С. Мериан совершила двухлетнее путешествие на Суринам (колонию Нидерландов в Южной Америке) и первая описала и изобразила мир насекомых этой страны. После возвращения жила и работала в Амстердаме. Здесь с её работами познакомился Пётр Первый. Он приобрёл часть изданий, коллекций и акварелей Мериан для российских музеев и библиотек.

Слева от портрета Мериан на фоне очертаний города Нюрнберга, в котором она начала работать как самостоятельный гравер, зоолог и ботаник - стилизованное изображение осы как символа её работы в области естествознания.

На оборотной стороне - бабочка, куколка и гусеница на цветке одуванчика из книги исследований М.С.Мериан о превращении насекомых, в нижнем правом углу - изображение цветка.

1000 марок

Размеры 178*83мм. В обращении с 1989г. На лицевой стороне банкноты - двойной портрет немецких учёных-филологов братьев Гримм, справа - Якоба (1785 - 1863), слева - Вильгельма (1786 - 1859).

Якоб и Вильгельм были старшими в семье из пяти братьев и одной сестры. Их отец, адвокат, был городским служащим в небольшом городке Ганау. Братья пошли по стопам отца и в университете изучали юриспруденцию, предполагая затем пойти на гражданскую службу. Однако осуществлению этих планов помешало их увлечение народной поэзией. В те годы братья собрали более 200 сказок, взятых в основном из устных источников. Опубликованные ими позднее "Детские и семейные сказки" в 2 томах и "Немецкие предания" в 2 томах приобрели широкую известность. Этим вкладом в литературоведение братья Гримм раскрывают одну из древнейших форм человеческого творчества, драгоценный памятник народного духа, отражение истории народа.

В 1840г. братья приступили к составлению большого "Немецкого словаря", в котором все немецкие слова, найденные в литературе за три столетия "от Лютера до Гете", должны были даваться с их историческими вариантами, их происхождением и развитием. При жизни Вильгельма "Словарь" был доведён только до буквы D, Якоб увидел опубликованной работу до конца. "Словарь" стал примером для подобных публикаций во многих странах: Англии, Франции, Нидерландах, Швеции, Швейцарии.

Слева от портрета братьев Гримм - буква "А", символизирующая заслуги братьев в изучении языка. Буква изображена на фоне города Касселя, в котором братья провели свои школьные годы и первые годы работы библиотекарями.

На оборотной стороне - титульный лист "Немецкого словаря" на фоне Королевской библиотеки в Берлине, в которой братья работали, внизу - фрагмент страницы рукописи "Немецкого словаря" со словом "Свобода», справа – девочка из сказки "Звёздный талер", собирающая падающие с неба звёзды. Согласно сказке, эта девочка постепенно раздала всю свою одежду бедным детям, но когда она сама осталась в одной рубашке, с неба за её доброту прямо ей в подол посыпались звёзды, которые превратились в серебряные талеры. В 1986г. в честь 200-летия "усреднённого" дня рождения братьев Гримм в ГДР была выпущена специальная серебряная памятная монета достоинством 20 марок с весёлым героем сказки "Кот в сапогах" на реверсе.

    Евро – денежная единица современной Германии

    Евро – единая валюта стран Евросоюза

С 1 января 2002 г. на территории страны введен Евро (Euro). В Европе ночью 2002 года отмечали не только приход, но и ввод в обращение единой европейской валюты. Это событие уже называют самой крупной валютной революцией в истории. Торжества проходили во всех 12 государствах ЕС, вошедших в зону евро. Во Франкфурте в полночь зажглись праздничные огни вокруг 15-метрового символа евро, установленного у штаб-квартиры Европейского Центробанка. В Дублине проходил массовый карнавал. Его участники вышли на улицы в костюмах, основой дизайна которых стал внешний вид купюр и монет евро. В Париже праздничные огни зажглись на старейшем мосту города - Новом мосту. В световом шоу обыгрываются мотивы логотипов ЕС и евро.

В Германии в новогоднюю ночь марка, переставшая быть официальным платежным средством, не уступала евро. Водители такси и организаторы вечеринок, к примеру, не хотели работать с двумя кассами. В отличие от остальных стран еврозоны, в ФРГ предприятия не обязаны принимать марки уже с 1 января.Конец формы

Евро (знак валюты - €, банковский код: EUR) - официальная валюта в 16 странах «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции). Также валюта используется ещё в 9 государствах, 7 из которых - европейские. Таким образом, евро - это единая валюта для более чем 320 миллионов европейцев, а вместе с территориями неофициального обращения - для 500 миллионов человек.

Латиницей название записывается как Euro (с прописной или строчной буквы - по-разному в разных языках), по-гречески - ευρώ, кириллическое написание (в болгарском, македонском, русском и сербском) - евро (в Черногории употребляется вариант еуро). На банкнотах название валюты указано прописными латинскими и греческими буквами. Название читается в соответствии с орфографией конкретных языков, в основном по образцу того, как произносится в этом языке слово Европа: по-французски примерно ёро́, по-немецки - о́йро, по-испански - э́уро, по-английски - ю́ро и т. п.

В русском языке преобладает передача этого слова как е́вро, хотя словари также дают вариант евро́. Согласно нормативным словарям, это слово мужского рода.

Графический знак евро (€)

Официальная спецификация логотипа евро, который должен печататься жёлтым цветом на голубом фоне (соответственно PMS Yellow и PMS Reflex Blue)

Специальный графический знак евро (€) был спроектирован после того, как путём опросов общественного мнения были выбраны два варианта из десяти предложений, и затем Еврокомиссия выбрала один из них в качестве окончательного варианта. Автором победившего дизайна, как утверждается, была команда из четырёх экспертов, имена которых официально не были названы. Официальная версия создания дизайна евро оспаривается Артуром Эйзенменгером, в прошлом ведущим графическим дизайнером Европейского сообщества, который провозглашает, что создал этот знак как общий символ Европы.

Знак является, согласно Еврокомиссии «комбинацией греческого эпсилона, как показателя значимости европейской цивилизации, буквы E, обозначающей Европу, и пересекающих знак параллельных линий, означающих стабильность евро». Из-за этих двух линий графический знак евро получился значительно схожим с символом «Есть» из славянской азбуки «круглой глаголицы».

Расположение графического знака по отношению к цифрам, обозначающим номинал валюты, различается от страны к стране. Хотя официально рекомендуется помещать знак перед цифрами (что противоречит общей рекомендации ISO помещать обозначение единицы измерения после числа), во многих странах знак евро располагают так же, как это было принято для национальных валют, предшествовавших евро.

Памятник евро во Франкфурте

Одним из средств защиты от подделки евро служит номер на банкноте. Сам номер состоит из буквы и одиннадцати цифр. Если сложить все цифры в номере, то получится двузначное число. Затем, последовательно складывая цифры, из которых состоит число, можно получить однозначное число. Например, получив число 79, складываем 7 и 9, получим 16 - складываем 1 и 6, получим в итоге - 7. Это число, как и буква в номере, указывает на страну, в которой была изготовлена купюра. Оно должно соответствовать букве в номере, которая также закреплена за этой страной. Например, если буква в номере - X (зарезервирована для Германии), а полученное число не равно 2, то купюра однозначно фальшивая. Другой способ: сложить все цифры, из которых состоит номер и прибавить к ним число, равное порядковому номеру буквы в английском алфавите. Затем, следует так же складывать цифры, из которых состоит полученное число. В итоге должно получиться число 8. Если число отличается от 8, то купюра фальшивая.Community law requires a single spelling of the word euro in the nominative singular case in all Community and national legislative provisions , taking into account the existence of different alphabets .

  1. Монеты евро

Евро состоит из 100 центов (иногда называемых евроцентами). Выпускаются монеты евро достоинством €2, €1, €0,50, €0,20, €0,10, €0,05, €0,02 и €0,01. Многие магазины в еврозоне предпочитают выравнивать цены так, чтобы они были кратны 5 центам, к примеру, в Финляндии, и монеты в 1 и 2 евроцента не были нужны; в Австрии же, напротив, монета в 1 цент весьма распространена.

Все общеевропейские монеты, независимо от того, где их чеканят, имеют одинаковый аверс. А на реверсе каждая нация изображает то, что ей наиболее дорого. К примеру, в Испании - на 1 и 2-евровых монетах - портрет короля Хуана Карлоса. В Бельгии на всех монетах - король Альберт Второй. Королева Беатрикс украшает евро и центовые монеты нидерландцев. Лев Финляндии изображен на всех финских центовых монетах. В Австрии на 1-евровой монете изображен Вольфганг Амадей Моцарт, а на 2-евровой - лауреат Нобелевской премии в области литературы и искусства писательница Берта фон Зуттнер. На центовых монетах расположены альпийские цветы - эдельвейсы, горечавка и альпийская примула.

Все монеты могут использоваться во всех странах, в которых евро был принят в качестве официальной валюты.

    Монеты Германии

На монетах Германии нанесено обозначение монетного двора, на котором они отчеканены: A - Берлин, D - Мюнхен, F - Штуттгарт, G -Карлсруэ, J - Гамбург.


2 Евро Германии.
Аверс: Федеральный орел - символ германского суверенитета, стилизованный герб Федеративной Республики Германии. Дизайнеры - Хайнс Хойер (Heinz Hoyer) и Снежана Руссева-Хойер (Sneschana Russewa-Hoyer)



50, 20,10 евроцентов Германии

Аверс: Бранденбургские ворота (нем. Brandenburger Tor) считаются самым знаменитым символом Берлина, Германии; им больше 200 лет. Если до 1989 года они были символом разделенной Германии и Берлина, то сейчас они свидетельствуют о единстве всего государства. Бранденбургские ворота - это единственные сохранившиеся городские ворота Берлина. Дизайнер монеты - Рейнгарт Хайнсдорфф (Reinhart Heinsdorff).

5, 2, 1 Евроцента Германии.
Аверс: Ветвь дуба. Этот национальный символ Германии практически без изменений был перенесен с разменной монеты - пфеннига. Дуб - символ основательности, могущества, долголетия и величия. Дизайнер - профессор Рольф Ледербоген (Rolf Lederbogen).

6. Банкноты евро

Все банкноты евро имеют общий дизайн для каждого достоинства на обеих сторонах во всех странах. Выпускаются банкноты достоинством €500, €200, €100, €50, €20, €10 и €5. Некоторые банкноты старшего достоинства, такие, как €500 и €200, не выпускаются в некоторых странах, но везде являются законным платёжным средством.На купюрах, в отличие от монет, нет национальной символики. Каждая из 7 банкнот евро представляет эпоху культурной истории Старого Света. Каждая эпоха представлена архитектурным стилем, который ей был присущ.

Так на изображенные банкноте 5 евро ворота - элемент классической греко-римской стилистики.

Номинал: 5 евро Размер: 120*62 мм
Цвет: Серый Архитектурный период: Классический

Античная архитектура - постройки Древней Греции и Древнего Рима, которые впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первой воссоздала в своих творениях формы античного зодчества. Много позже к тем же формам обратился и классицизм. Для эпохи античности характерно создание невиданных грандиозных ансамблей, храмов и триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших получить большое свободное пространство внутри здания. Впоследствии непревзойденные творения античного мира служили образцом для архитекторов различных исторических эпох. Художественным языком античности стали разработанные в Древней Греции архитектурные ордеры: дорический, ионический и коринфский. Зодчие Древнего Рима внесли свои изменения, добавив к ним тосканский и композитный. Ордерная система успешно применялась и через два тысячелетия для решения любых архитектурных задач.

На купюре 10 евро круглая арка ворот в романском стиле.

Номинал: 10 евро Размер: 127*67 мм
Цвет: Красный Архитектурный период: Романский

Романский стиль развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом Р. здания является полуциркульная арка.

Основные памятники - Соборный ансамбль в Пизе. Италия,1063-1350гг. и

Церковь Санкт-Михаэль в Хильжесхеиме, Германия. Около 1010-1033гг.

На номиналах в 20, 50 и 100 евро представлены готика, ренессанс и барокко.

Номинал: 20 евро Размер: 133*72 мм
Цвет: Синий Архитектурный период: Готический


http://pages.marsu.ru/architectura/gothic/Reim%60s Cathedral.jpg Готика – стиль в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер всего средневекового искусства; в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства.

Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы - контрфорсы/. Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи.

Основные памятники:

1.Реймский собор, Франция, 1211-1481

2.Собор в Кельне, Германия, начат в 1248г., завершен в XIХ в.

3.Собор Парижской богоматери /Нотр-Дам де Пари/ 1163-нач. ХIVв.

4.Капелла Сект Шанель в Париже,1240-1248


Номинал: 50 евро Размер: 140*77 мм
Цвет: Оранжевый Архитектурный период: Ренессанс

http://pages.marsu.ru/architectura/renaissance/Bramante. Tempiento.jpg В начале ХV в. во Флоренции был создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение) на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма. В эпоху Ренессанс складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков. Различают ранний Ренессанс и высокий; первый развивался во Флоренции, центром второго был Рим. Архитекторами Италии была творчески переосмыслена античная ордерная система, которая внесла в облик здания соразмерность, ясность композиций и удобство.

Первым архитектором Р. Был Филиппо Брунеллески (1377-1446). В его творчестве нагляднее всего отразились основные достижения этой эпохи. Он первым создал дворец (палаццо), который лег в основу всей последующей архитектуры, в том числе и нашей. Основным достижением ренессансного дворца является окончательное оформление этажа, как горизонтального пространственного слоя, предназначенного для жизни и деятельности человека. Стена впервые истолковывается в современном смысле слова, т.е. как геометрически правильная перегородка постоянной толщины между внутренним архитектурным пространством и пространством вне здания. Окна трактуются как глаза здания, фасад – как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство. Основное достижение архитектуры Ренессанса в очеловечении пропорций зданий.

Основные памятники:

1.Брунеллески. Палаццо Питти. Флоренция.

2. Он же. Воспитательный дом. Флоренция.

3.Браманте. Темпиетто. Рим.

4.Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим.

Номинал: 100 евро Размер: 147*82 мм
Цвет: Зеленый Архитектурный период: Барокко и Рококо

http://pages.marsu.ru/architectura/barocco/Borromini.Chorch San Karlo alle kvatro..jpg Барокко - стиль в искусстве, развивавшийся в европейских странах в XVI-XVII (В некоторых странах - до сер. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.

Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, то на рубеже ХVI-ХVII веков эти идеи уступили место размышлениям о сложности и несовершенстве общественных отношений, мыслям о разъединенности людей. Поэтому главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты Барокко - драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Все эти черты свойственны и архитектуре Барокко.Постройки обязательно украшались причудливыми фасадами, форма которых скрывалась за украшениями.

Архитекторы Барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами. Доминантой в композиции здания становится кривая линия, возвращаются волюты, появляются эллиптические поверхности.

Основные памятники стиля Барокко:

1.Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим

2.Лоренцо Бернини. Площадь св.Петра. Рим

http://pages.marsu.ru/architectura/rokoko/Cathedral of restoration in Smolnii monastery.Rastrelli.jpg

Название стиля Рококо, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille - раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины.

Рококо возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество - черты, свойственные Рококо и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. Для Рококо характерно тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве Рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм.

Купюра в 200 евро символизируют элементы стальных и стеклянных конструкций века индустриализации.

Номинал: 200 евро Размер: 153*82 мм
Цвет: Желто-коричневый Архитектурный период: Индустриальная эра / Железо и стекло

И, наконец, на банкноте 500 евро запечатлены символы современной архитектуры конца 20-го века.

Номинал: 500 евро Размер: 160*82 мм
Цвет: Фиолетовый Архитектурный период: Модерн 20х столетия

Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции - ар нуво.

Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть - в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной формы. Модерн явился средством преодоления эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля. Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объемов и архитектурных деталей. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.

На всех купюрах окна и ворота, изображенные на их лицевой стороне, символизируют европейский дух открытости и сотрудничества. Мосты, изображенные на обратной стороне, символизируют тесное сотрудничество и связь Европы с остальным миром. Помимо этого, бумажные знаки имеют надпись «евро» латинскими и греческими буквами, изображение флага ЕС, реквизиты эмитента и подпись президента ЕЦБ.

Заключение.

Я собрала богатый материал о денежных единицах Германии. Знакомство с ними помогло совершить экскурс в ее историю, познакомиться с достопримечательностями этой страны, ее видными историческими деятелями.

Эти деньги ушли в прошлое, но не утратили своей исторической и культурной ценности. Новая денежная единица Германии – евро - начала новый отсчет времени. Она играет огромную роль в экономике разных стран, и в то же время, как мы смогли убедиться на материалах данной работы, представляет историческую и культурную ценность как Германии, так и других стран.

Список использованной литературы

      Banknotes of the world. Банкноты стран мира: денежное обращение. Каталог-справочник. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2002. – 688 с.

      Панасюк Х.Г.-И. Германия: страна и люди. – М.: Вокруг света, 2001. – 234 с.

      Немецкая марка

      денежной системы: название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для...

После перехода Европы к единой валюте многие страны отказались от своей денежной единицы в пользу евро. А ведь среди валют были те, история которых насчитывала несколько веков и была тесно связана с историей самой Европы. Были, конечно, и те, чья история не настолько велика, но для многих народов связана с годами финансового успеха и стабильности. Одной из самых ярких валют, пережившей взлеты и падения, бесспорно, можно назвать немецкую марку.

Начало начал

История немецкой марки берет свое начало в конце XIX века, после момента объединения разномастных германских княжеств в А если быть точнее, то золотая марка появилась в 1873 году, и немцы с присущей им педантичностью даже рассчитали переход от множества разрозненных валют к единой. Курс был таков - три серебряных талера на одну марку.

Новый век

После начала Первой мировой Германия отказалась от золотого обеспечения валюты и сменила золотую марку на бумажную. Эта марка немецкая, пожалуй, самая несчастливая из всех за время существования единой немецкой валюты. Именно в это время на долю Германии выпали громадные потрясения, в том числе и небывалая инфляция начала 20-х годов двадцатого века. Купюры той поры были номиналом в один, пять, пятьдесят миллионов. Немецкие марки (фото ниже) и весь немецкий народ переживали поистине один из самых тяжелых экономических кризисов 20 века. Ведь составлял 25 % в день, то есть цены росли за 3 дня вдвое. При таком уровне инфляции деньги действительно были не более чем листом бумаги.

Фотографии тех лет ярко свидетельствуют об этом. Однако вернемся к истории немецкой валюты. В 1924 году на территории Германии была введена рейхсмарка (и привязана к золоту). Так вот, стоимость рейхсмарки составляла один триллион бумажных марок! Просуществовала она до окончания Второй мировой и продолжала свое хождение в годы оккупации союзными войсками. Вопрос о какой-либо реформе, разумеется, не интересовал ни одну из четырех стран-союзниц, разделивших Германию на зоны ответственности. Все это привело к появлению на котором проходило более половины всех финансовых операций, а разменной валютой служили достаточно необычные вещи, иногда это были американские сигареты. Сколько стоит немецкая марка тех лет? При желании вы найдете множество предложений, и цена будет варьироваться в зависимости, разумеется, от качества и редкости купюры.

Новая жизнь

Так продолжалось до июня 1948 года, именно тогда на территории англо-американской зоны была введена в оборот новая валюта - дойчмарка. Операция по готовилась в строжайшей секретности, сами купюры печатались в США, а в Германию попадали через Испанию. Переход на новую валюту резко обесценил рейхсмарки, которыми по-прежнему пользовались в зоне ответственности Советского Союза. Ответ не заставил себя ждать - Берлин был блокирован, и в завершение Германия была окончательно разделена на два государства. По сути, разделение Германии произошло как следствие появления дойчмарки. С этого момента марка немецкая существовала как в Западной, так и в Восточной Германии.

Эпоха стабильности

Уже к середине 50-х годов дойчмарка стала образцом стабильности. Как показали исследования, проведенные в конце 70-х годов, почти за 30 лет марки упала вдвое, что, однако, являлось одним из лучших результатов в мире. У доллара этот показатель упал на 60 %, а фунт стерлинга потерял больше 80 %. Вслед за страной (в 1990) и марка немецкая вновь стала едина. Причем сумму до 4 тысяч восточных марок можно было обменять по курсу один к одному что, кстати, стало причиной достаточно серьезного скандала между правительством Германии и Федеральным банком. При этом каждый житель Восточной Германии, впервые посещавший западную часть страны, получал сто дойчмарок. Однако даже это не пошатнуло немецкую марку. На протяжении последнего десятилетия двадцатого века марка немецкая - дойчмарка - оставалась одной из наиболее стабильных европейских валют, успешно конкурируя с американским долларом в качестве средства сбережения.

Прощай, марка

1 января 2002 года марка была заменена на евро. Кстати, исторический курс 31 декабря 2001 года: немецкая марка к рублю - 13,54. Многие немцы неохотно расставались с национальной валютой, и сейчас значительная часть населения Германии надеется на ее возвращение.

Опросы в 2010 году показали, что более чем 50 % опрошенных немцев готовы забыть о евро и вернуться к марке. А в связи с прокатившейся в последнее время по Европе волной дефолтов вопрос об отказе от единой валюты поднимается в Германии все чаще и чаще. Однако за сохранение евро говорят цифры. Так, показатель инфляции в Германии - 1,5 %, начиная с 2002 года, против 2,6 % - до перехода к единой валюте. Правительство Германии категорически против возврата к марке, однако различные варианты по-прежнему обсуждаются среди разных кругов

Исторической раздробленностью Германии и наличием множества самостоятельных германских княжеств объясняется факт, что на территории Германии длительное время (до 1871 г.) были в обращении различные денежные единицы.

XII-XIII вв. характеризуются бурным ростом городов и развитием товарно-денежных отношений. В то время в Германии уже насчитывалось до 600 монетных дворов. имели хождение только там, где их чеканили. Их часто объявляли «неполноценными» и изымали из обращения. Интенсивному развитию монетного дела начало положила разработка серебряных рудников в районе г. Фрсйбурга и Рудных гор. В обращении ходили такие монеты, как пфенниг, грош, геллер, дойт и др.

Пфенниг -древняя разменная монета, которая была в обращении с X в. Пфенниг чеканили первоначал ьно только из серебра, потом из сплава серебра, бронзы, никеля и меди. До появления евро он был самой мелкой монетой Германии.

В XIII-XVI вв. гроши выпускали во многих европейских странах (рис. 4.9) (от лат. буквально — «толстый пфенниг», в отличие от имевших хождение тонких жестяных монет). Начиная с XIV в. особой известностью пользовался мейсенский грош. Первоначально грош чеканили из серебра, но на протяжении веков качество металла ухудшилось, и он, превратившись в XVI в. в мелкую монету, постепенно полностью вышел из обращения в большинстве стран.

В Германии грош (до введения евро) — название монеты в 10 пфеннигов.

Геллер получил свое название по имени города, где он чеканился уже в XII в. В Южной и Западной Германии его чеканили из серебра, позже это была мелкая медная разменная монета. Геллер исчез из обращения в Германии в конце XIX в. после введения обще- имперской денежной системы, но оставался в Австрии до 1924 г.

Рис. 4.9. Серебряный грош XVI в.

Дойт — название одной из мелких монет в Германии (2 пфеннига), ходившей в Голландии, в городах Гельдер и Клеве на Нижнем Рейне. Монета была изъята из обращения в 1854 г.

Драйер — низкопробная разменная монета в 3 пфеннига, имела хождение на севере Германии. Начиная с XVI в. чеканилась из серебра, а с середины XVIII в. вновь чеканится из меди.

Зехсер — первоначальное название монеты, имевшей шестикратную стоимость (шесть пфеннигов), а после 1874 г. так стали в народе называть вновь введенную в обращение пятипфенниговую монету.

Крейцер — название монеты происходит от изображенного на ней креста. Впервые монета стала чеканиться в 1271 г. в итальянском городе Марано первоначально из серебра, а затем из меди. Была распросгранена в Южной Германии с XIII в.

Батцен — старинная серебряная монета, ходила в Южной Германии в XV в., равнялась четырем крейцерам.

Талер — серебряная монета, которая долгое время использовалось в обращении ряда государств Европы. Наибольшее распространение получил прусский талер, который после реформы 1871 г. был приравнен к трем золотым маркам. Название «талер» ушло из обращения в 1907 г.

Гульден — крупная денежная единица, которая имела хождение на территории Германии и в соседних странах в XV-XVI вв. вплоть до XIX в. В XVII в. в странах Центральной Европы чеканились серебряные гульдены или гульдены-гроши. Серебряный гульден существовал в Южной Германии до изменения денежной системы в 1970-х годах XX в.

До 70-х годов XIX в. в Германии не было единой , свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Единая денежно-кредитная система сложилась в 70-е годы XIX в., когда после провозглашения империи была введена рейхсмарка с золотым содержанием 0,358423 г, что означало начало золотого монометаллизма. До этого на территории государства существовало семь монетарных систем: серебряный монометаллизм в Северной (талер) и Южной (гульден) Германии, золотой талер в Бремене, золотые монеты — фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты, которые имели плавающий курс по отношению к серебру. Таким образом, денежные единицы базировапись на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а соотношение стоимости между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, имели хождение банкноты и бумажные деньги. Первой бумажные деньги выпустила Саксония, а в 1772 г. здесь вошли в обращение казначейские билеты от 1 до 100 таперов на общую сумму 1,5 млн.

В 1875 г. начал функционировать Рейхсбанк — центральный эмиссионный банк, которому удаюсь получить относительную монополию на выпуск денег лишь после Первой мировой войны, а абсолютную — в 1935 г. С началом Первой мировой войны отменен золотомонетный стандарт и прекращен размен банкнот Рейхсбанка на золото. В 1924 г. введен зол ото девизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой, а в остальной части — активами эмиссионного банка. В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных денег (фидуциарный стандарт).

После Второй мировой войны в экономике Германии царил хаос, ее территория, как и столица государства Берлин, была разделена на четыре оккупационные зоны. 21 июня 1948 г. западные оккупационные власти провели денежную реформу, поделившую (экономически) Германию на две части. В результате реформой была введена новая денежная единица — немецкая марка, состоящая из 100 пфеннигов. В мае 1949 г., после принятия Конституции, в ФРГ в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской системы был установлен золотодолларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США. В 1976 г. в стране установилась система неразменных на золото кредитных денег.

В Восточной Германии в 1948 г. проведена денежная реформа, в результате которой из оборота были выведены рейхсмарки, рентные марки и марки Союзного военного командования, учрежден Немецкий эмиссионный банк (впоследствии — Госбанк ГДР), наделенный правом эмиссии марок ГДР. Марка ГДР до 1957 г. формально имела золотое содержание, однако фактически оставалась неразменной на золото. Денежная система ГДР соответствовала командно-административному типу экономики и сочетала такие принципы, как централизованное планирование и регулирование денежного обращения, применение жестких валютных ограничений, централизованное регулирование кредитной эмиссии.

После объединения денежно-кредитных систем ФРГ и ГДР, закрепленного государственным договором от 18 мая 1990 г. о создании валютного, экономического и социального союза ФРГ и ГДР, марка ФРГ с 1 июля 1990 г. стала единственным законным платежным средством на территории всей Германии. С 1 октября 1990 г. в обращение были выпущены банкноты номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 и 1000 немецких марок (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Банкнота достоинством 1000 марок образца 1990 г.

Радикальные перемены в немецкой денежной системе начались после подписания в декабре 1991 г. в г. Маастрихте договора о поэтапном введении евро. Немецкий Бундесбанк является составной частью Европейской системы центральных банков. С 2002 г. ФРГ перешла на единую европейскую валюту, отказавшись от марки. В настоящее время в Германии в обращении находятся монеты номиналом 1,2,5, 10, 20, 50 центов, 1 и 2 евро, а также банкноты 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 евро. Основные этапы эволюции денежной системы Германии представлены на рис. 4.11.

Рис. 4.11. Этапы эволюции денежной системы Германии

Образование Европейского сообщества подразумевало отказ стран-участниц от национальной валюты в пользу единой платёжной единицы - евро. Дойч марки пережили не один взлёт и падение, прежде чем стали одной из самых надежных валют Европы и мира. Информация, как выглядит немецкая марка, заинтересует любознательного пользователя, коллекционера, обладателя банкнот.

История формирования валюты

Немецкая марка появилась в качестве платёжного средства многочисленных прусских княжеств в XVI веке. В ходу были талеры, гульдены разного вида до конца XIX столетия. Все попытки привязать их к единой валюте заканчивались провалом. В лучшем случае удавалось достичь недолговечное соглашения о курсе обмена. Золотая марка 1873 года ознаменовала образование Германской Империи.

Первые бумажные купюры Германии

Во время Первой мировой войны финансовая ситуация потребовала выпуск новых бумажных денег, именовавшихся Papiermark. Её называют самой невезучей валютой страны, познавшей катастрофические последствия инфляции 1922-23 гг. На момент появления рейхсмарки, имевшей золотое обеспечение, стоимость Papiermark побила не один исторический минимум.

Вторая мировая война ознаменовалась печатью рейхсмарок. В 1933 году банкноты обзавелись свастикой и орлом. Редкость образцов того периода объясняется политической мотивацией. Поражение в войне привело финансовую систему к полному краху и трёхлетней стагнации.

Возрождение банковской системы ознаменовалось выпуском deutsche mark 20.06.1948 года, что противоречило действующим директивам союзных войск и привело к разделению страны на ГДР, ФРГ. Последующие 40 лет они развивались самостоятельно, вплоть до момента долгожданного воссоединения.

Феномен «внутренних денег»

В разное время в стране печатались местные боны. Их печатали в смутные времена, коими богата история Германии. Местные боны имели ценность в пределах отдельной территории. Оговаривался официальный курс обмена на национальную валюту страны.

Яркий пример феномена - валюта немецкого города Бефиль (Bethel Mark). Местные боны, появившись в 1908 году, до сих пор находятся в обращении. С присоединением страны к Европейскому союзу их переименовали в «Бефиль евро».

Фото бефиль 1958 года

Деньги внутреннего использования печатали религиозные конфессии, общественные фонды, лечебные учреждения.


Фото бефиль 1973 года

В период Второй мировой войны имели место «военные» боны, предназначенные для военнослужащих. По возвращении на родину солдаты обменивали их на рейхсмарки по действующему курсу.

Так же практиковались лагерные деньги, марки гетто.

Банкноты ФРГ

Последняя эмиссия состоялась в 1996 году. Деньги печатались с использованием технологии глубокой печати, защитной металлической полоски, голограмм, водных знаков.

Банкнота 50 DM посвящена архитектору Иоганну Балтазару Нейману. На обратной стороне изображены выдающиеся проекты творца.

Купюра 50 немецких марок

Купюра 100 DM того же выпуска посвящается пианистке из Германии Кларе Шуман. На реверсе банкноты - рояль.

Фото 100 немецких марок

Банкнота номиналом в 200 DM посвящена лауреату Нобелевской премии, врачу-иммунологу Паулю Эрлиху.

Банкноты 1989-1993 гг

Исторически значимый процесс воссоединения Германии потребовал дополнительной эмиссии бумажных денег. В мотивах новой серии deutsche mark 1990 года превалируют литературные деятели, с детства известные коренным немцам.

Аверс 5 немецких марок посвящён писательнице-романистке, общественнице Беттине фон Арним. На реверсе - изображение Брандербургских ворот.

10 немецких марок 1990 года посвящаются астроному Карлу Фридриху Гауссу. Его астрономические открытия подчеркивает изображение секстанта на реверсе. На заднем плане - здание Готтингена, имеющее историко-архитектурную ценность. Карл Фридрих Гаусс признан мировым научным сообществом величайшим «королём математики».

20 немецких марок ФРГ посвящены поэтессе Аннете фон Дросте-Хюльсхофф, изображенной на фоне старинного здания Мирсбурга. Считается, что перу поэтессы принадлежат лучшие произведения на немецком языке.

Темой 1000 немецких марок стали братья Якоб и Вильгельм Гримм. Всемирно известные сказочники являлись учеными-филологами, посвятившие научные труды национальному фольклору. На реверсе купюры изображен Словарь, составленный братьями.

Эмиссия 1970-1980гг

Серия приурочена к 500-летию величайшего мастера Ренессанса, широко отмечавшемся по всей Германии. Дизайнеры украсили купюры немецкой марки мотивами из полотен кисти Альбрехта Дюрера, чьи картины хранятся в Берлинском музее, художественных институтах.

Аверс - «Портрет венецианки». Реверс - дубовая ветвь.

Аверс - «Портрет молодого человека». Реверс - известный парусник Горх Фок Второй.

Портрет Эльсбет Тухер с знаменитого полотна «Портрет молодого человека»

Серия включает мотивы полотен других известных художников. Так, 50 дойчмарок посвящены «Портрету молодого человека» кисти неизвестного мастера. Реверс - Голштинские ворота.

Банкноты ГДР

Дизайн купюр Восточной Германии значительно отличается. Просматривается сходство с деньгами стран социалистического лагеря. Боны украшали строгие портреты идейных лидеров государства. В обиходе их называли «восточными марками», чтобы не путать с деньгами сопредельного государства.

Купюра с портретом Карла Маркса


5 немецких марок ГДР
, выпущенные в 1975 году

Банкнота достоинством в 10 deutsche mark 1971 -го года выпуска.

Восточные боны пришлось печатать в экстренном порядке, чтобы спасти финансовую систему после выхода западных дойч марок. Циркуляционные рейхсмарки снабдили специальной наклейкой.


Банкноты первого послевоенного выпуска.

Деньги военного периода

Рейхсмарки вошли в оборот накануне Второй мировой войны. Указы Вермахта запрещали вывозить деньги за пределы страны. Дизайн серий довоенного периода значительно отличается от банкнот более поздних выпусков. Военные серии были не столь эстетичны и удобны.

10 немецких марок эмиссии 1929 года

Купюра такого же достоинства, напечатанная в 1944 году

Марка и евро

Национальная валюта Германии прошла стремительный путь становления. Её история не столь долговечна, как у других европейских стран. Старые деньги deutsche mark обозначались значком «m», имели международный код DM. На момент образования ЕС они отличались самым высоким показателем покупательской способности в Европе.

Валюта давно вышла из оборота, превратившись в предмет интереса коллекционеров. Согласно статистике Бундесбанка, около половины металлических и бумажных денег не прошли процедуру обмена на евро и осели у населения. Две трети немцев по-прежнему не доверяют евро, ожидая возвращения национальной валюты.

Deutsche mark служат яркой иллюстрацией стремительной истории Германии. Государство, некогда начавшееся с объединения разрозненных прусских князей, прошло через две кровопролитные войны, чтобы снова распасться на части. Счастливое воссоединение нации нашло отображение в дизайне купюр. Деньги обращали внимание обладателей к великим художникам, литераторам и ученым, прославившим страну.

Сегодня на территории Германии балом правят евро. Немецкие марки были выведены из оборота, но не забыты, так как с ними связаны многие немецкие страницы истории.

Прошлое немецких денег

Немецкая марка просуществовала в стране до 2002 года. Ее длинная история началась в 1948 году. Тогда в Германии окончилась Вторая мировая, и страна была разграничена на восточную и западную зону. На востоке немцы продолжали пользоваться рейхсмарками, а в западной части ввели новую валюту – немецкую марку.

Новые деньги для Запада Германии отпечатали в Штатах, и запустили в оборот в 1948 году. Дальнейшие выпуски марки осуществлялись Банком немецких территорий, для этого были приняты все соответствующие нормативные акты.

Деньги, которые были в ходу на немецких землях до появления марки, должны были быть поменяны до 26 июня 1948 года, иначе они полностью обесценивались.

Марка быстро получила славу стабильной валюты. С начала запуска валюты до ее обмена на евро, покупательская способность марки снизилась всего в 4 раза. Этот показатель намного меньше, чем у других стран.

На непродолжительный период Косово и Черногория выбрали немецкую марку, как основную валюту. Пока марка была стабильна, экономика этих стран неуклонно наращивала обороты.

С 1999 года марку полностью «подчинили» евро и начали перевод Германии на новые деньги. В 2002 году переход был окончен, но у населения все еще оставалась значительная сумма марок наличными.

Евро в Германии

На сегодняшний день, немцы пользуются евро. Все туристы, приезжающие в страну, могут обменять свои деньги на эту национальную валюту в аэропорту, в банках или иных обменниках.

Монеты евро на немецких землях именуют «евроцентами» или просто «центами». В Германии можно встретить монетки в 1 и 2 цента, а также монеты номиналом в 5, 10, 20, 50 центов.

Номинал банкнот евро в Германии такой же, как и в других странах Евросоюза.

Французская типография, занимающаяся выпуском евро, в 2015 году выпустила купюру с номиналом «0». Эта банкнота является сувенирной, и увидела свет ради туристов других стран .

Ноль евро можно купить и в Германии. Желая поменять деньги, стоит помнить, что немецкие банки открывают свои двери в 8.30 утра, а закрывают их в 15 дня. Обменники могут работать с 6 утра и до 21 вечера. Многие обменные учреждения не работают в выходные. В крупных городах карту принимают практически повсюду.

Самую выгодную банковскую карту для оплаты покупок в Германии можно заказать (бесплатно).



Похожие статьи