Каким категориям граждан положена компенсация за капитальный ремонт. Льготы: кто может законно не платить взносы на капремонт

Последнее обновление Март 2019

В конце 2015 года был принят Закон Российской Федерации, позволяющий пенсионерам получить льготу на капремонт. В каких случаях и для каких категорий граждан это предусмотрено, куда следует обращаться и какие документы представлять, расскажем далее.

Кто имеет право на льготу

Своим правом на частичное или полное освобождение от уплаты взносов на капремонт могут воспользоваться только те пожилые люди, которые являются собственниками жилого помещения . Это прямо закреплено в текстах всех региональных законах, регулирующих данный вопрос, и в ст.169 ЖК РФ.

  • Если собственник один и ему больше 70,80 лет - льгота действует.
  • Если жилье в собственности и молодых людей и лиц, старше 70 лет - льгота на действует.
  • Также она не действует если кто-то зарегистрирован моложе 70 лет или работающий

Пример 1: Квартира принадлежит на праве собственности супругам, которым более 70 лет. Кроме них, в жилом помещении никто не зарегистрирован, жильцы не работают. Льгота полагается.

Пример 2: Квартира принадлежит сыну и членам его семьи на праве собственности, но фактически в ней живет и зарегистрирована одна пожилая мать, которой исполнилось 80 лет. Льгота не будет действовать, так как в силу ст. 169 ЖК РФ ею могут воспользоваться только собственники.

Пример 3 : За льготой обратилась одиноко проживающая пожилая женщина 75 лет, которая является собственницей в одном лице. Поскольку в квартире зарегистрирована ее внучка, льготу не предоставили. Госорганы сочли,что женщина не одинока. После снятия с регистрационного учета внучки льгота была оформлена.

Пример 4: Собственник квартиры пенсионер, достигший возраста 80 лет, проживает совместно с сыном, который не прописан. Льгота положена, поскольку официально пенсионер считает одиноко проживающим.

Таким образом, положения о компенсации суммы взносов за капитальный ремонт, как федеральные, так и региональные, предполагают свое распространение только на собственников, обязанных оплачивать данные взносы. Совместно проживающими гражданами, по умолчанию, считаются либо зарегистрированные по адресу лица, либо имеющие долю в жилом помещении.

Взносы на капремонт

Согласно правилам, установленным Жилищным Кодексом РФ, капитальный ремонт оплачивается посредством ежемесячных взносов в фонд от имени каждого жильца. Эти платежи сохраняются на специальном счете, копятся до определенной суммы и расходуются только по целевому назначению в соответствии с программой. Взносы не производятся, если:

  • дом не подлежит ремонту;
  • жилье признано в установленном порядке аварийным;
  • дом подлежит сносу (имеется соответствующее решение государственных органов);
  • есть решение об изъятии конкретного жилого дома из пользования гражданами и передаче его в ведение муниципальных органов.

Рассмотрением жилищных вопросов по оплате капремонта занимаются непосредственно власти субъекта, поскольку на федеральном уровне установлены лишь общие принципы льготной политики.

В каждом регионе размер взносов определяется постановлением Правительства субъекта – это правило закреплено в ст. 156 ЖК РФ. Сумма рассчитывается в зависимости от типа постройки, количества этажей, подъездов. К примеру, в столице на капремонт сдают в среднем по 15 рублей за кв.м. (в регионах – 2-9 рублей).

Простой расчет позволяет определять примерную сумму, подлежащую уплате за капитальный ремонт, которая составляет от 300 до 2000 рублей в зависимости от площади жилья. В этой связи дополнительные жилищные расходы для отдельных категорий граждан стали существенными, а в некоторых случаях – непосильными. Вопрос о законности таких взносов ставился депутатами перед Конституционным судом РФ, который признал отсутствие противоречий статей Жилищного кодекса положениям Конституции РФ.

Поэтому для многих, особенно для пенсионеров, стал ожидаемым закон о льготах на капремонт, который действует в России с 2016 года.

Категории льготников по оплате капитального ремонта

На сегодняшний день оплачивать со скидкой 50% или 100% капитальный ремонт имеют право:

  • участники ветераны ВО
  • герои СССР
  • инвалиды боевых действий
  • «чернобыльцы» и другие лица, которые прямо предусмотрены в соответствующем федеральном законодательстве.

Дополнительно к этому перечню, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 169 ЖК РФ, льготами на оплату общедомового ремонта обладают пенсионеры старше 70 лет.

  • Если собственнику жилья больше 70 лет, он проживает один и не трудоустроен, то ему может быть предоставлена компенсация в размере 50%.
  • Если пенсионеру более 80 лет , он полностью освобождается от уплаты взноса в ФКР МКД (фонд капитального ремонта многоквартирных домов).
  • Инвалидам 1-ой и 2-ой групп, а также семьям, где воспитывается ребенок-инвалид, поправки, внесенные в Жилищный кодекс, предоставляют также 50% скидку на оплату капремонта.

Одиноко проживающим пенсионером 70-80 летнего возраста считается тот, кто зарегистрирован по месту жительства один или с другим таким же пенсионером, имеющим право на льготу (нетрудоспособным, достигшим такого возраста), или такие граждане являются собственниками одной квартиры. Во всех других случаях (например, если пенсионер 70 лет проживает с другим зарегистрированным (либо собственником) пенсионером 60 лет, то он не считается одиноким и льготу не получает.

Надо понимать, что расчет субсидии основан на двух составляющих:

  1. размер платы на 1 кв.м, принятый в регионе (скидка рассчитывается от минимальной ставки);
  2. недоплачивать можно только за минимальную площадь жилого помещения (обычно для одиноких пенсионеров за основу берется 33 кв.м.; если проживающих в одной квартире двое - то 21 кв.м. на каждого; если жильцов больше двух – то 18 кв.м. на человека).

Оформление льготы

Для начала нужно убедиться, правомерно ли начисляются платежи за капитальный ремонт. Для этого следует узнать, внесен ли дом в учетный список таких строений. Такую информацию можно получить в ТСЖ, у работников управляющей компании или в администрации района.

Далее рекомендуем оплатить все долги по коммунальным услугам, в противном случае льгота предоставлена не будет. На практике такое часто встречается: к примеру, из-за финансового положения инвалид не в состоянии своевременно и в полном объеме обеспечивать оплату услуг, по этой причине ему не вправе оформить и 50%-ое освобождение от уплаты (в силу ст. 60 ЖК РФ). В результате отчаявшиеся жильцы влезают в долги, кредиты, что еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию.

Если с долгами по «коммуналке» покончено, льготник может обратиться в МФЦ в том субъекте, где он проживает, предоставив следующие документы:

  1. Свой паспорт (наступление определенного возраста будет устанавливаться по нему).
  2. Заявление на предоставление льготы (пишется кратко: в соответствии с каким критерием должна быть предоставлена, возраст, место жительства и др. персональные данные).
  3. Подтверждение статуса пенсионера.
  4. Справка об отсутствии задолженностей за услуги ЖКХ.
  5. Свидетельство о праве собственности на жилое помещение.
  6. Выписка из домовой книги, где указан состав семьи проживающих по адресу.
  7. Данные о тех, кто проживает вместе с заявителем (в случаях, когда подается заявление по критерию совместного проживания с неработающими пенсионерами: их статус также должен быть подтвержден).
  8. Оплаченную квитанцию.
  9. Лицевой счет.
  10. Сведения о доходах.

Альтернативой МФЦ является служба социальной защиты региона. Кроме того, можно официально оформить возможность платить меньше на сайте госуслуг. Внесение в реестр льготников и перерасчет происходит в среднем в течение 10 дней.

В некоторых случаях собственники жилья, находящиеся в пожилом возрасте, по состоянию здоровья не могут лично обратиться с заявлением. Понятно, что возможности интернета в большинстве случаев для престарелых граждан также не знакомы. В таких ситуациях законом не возбраняется обращение доверенных лиц, которые уполномочены нотариусом представлять интересы пожилых людей.

Льгота может быть предоставлена в виде возврата на счет части оплаченной суммы или в виде субсидии для тех, кто не располагает возможностью оплатить квитанцию.

Капремонт в Москве и Московской области

Отметим, что статьей 169 ЖК РФ предусмотрено право субъекта освобождать льготников от полной или частичной уплаты, а не обязанность. При этом компенсации неуплаченной суммы взноса производится за счет регионального бюджета.

Практически все регионы приняли местные законодательные акты, подробно регламентирующие порядок оформления льгот, с указанием условий их предоставления, а также размера.

В столице предусмотрены наиболее высокие тарифы по оплате стоимости капремонтных работ, здесь высокий процент граждан, обращающихся и получающих государственную помощь в виде «скидки» в соответствии с законом Правительства Москвы. Ежедневно в отделениях МФЦ и в районных центрах жилищных субсидий фиксируются тысячи обращений москвичей по вопросам предоставления скидок на взносы в ФКР.

Для тех пенсионеров старше 70 лет, кто проживает в центральных районах Москвы, уже в квитанции отображена сумма, которую нужно оплачивать на 50% меньше. Остальные получают компенсацию от оплаченной суммы.

Жители столицы при оформлении субсидии вправе предъявить вместо лицевого счета карту москвича.

Кроме пенсионеров старше 70 лет и инвалидов, а также других «федеральных» льготников (участников ВОВ, ветеранов труда и т.д.) в перечень имеющих право платить меньше входят награжденные за оборону Москвы.

В других регионах

  • В Санкт-Петербурге в рамках программы, рассчитанной на 25 лет, в течение которых все учтенные здания необходимо отремонтировать, также принято решение о предоставлении льгот пенсионерам старше 70 лет с 1 июля 2016 года.
  • Также в феврале 2016 года был принят подобный нормативный акт в Белгородской области , но его действие начнется только с 1 июля 2016 года.
  • В Костроме соответствующий закон был принят практически вместе с федеральными изменениями – в конце 2015 года, чтобы начать льготирование уже с 1 января 2016 года.
  • В Ульяновской области закон, позволяющий освободить одиноких пожилых людей от уплаты ежемесячной полной стоимости капитального ремонта, был принят в феврале 2016 года. В заключительном пункте закона указано на распространение правил о льготах с 1 января 2016 года. Таким образом, пенсионеры, уплатившие за январь 100% стоимость взноса, вправе рассчитывать на возврат полной суммы (если гражданину более 80 лет) или половины (если гражданину от 70 до 80 лет).
  • В Калужской области закон принят, но действие его ограничено текущим годом, будет ли продление в 2017 году – пока неизвестно.
  • Орловская область стала одной из первых, где наряду с пожилыми пенсионерами, достигшими 80-летнего возраста, полностью освобождены от уплаты капремонтных платежей жители новостроек в течение первых двух лет эксплуатации.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

74 комментария

С 2016 года в законодательных актах, касающихся выплат на капитальный ремонт зданий, произошли изменения. Некоторых граждан освободили от этого вида солидарных взносов. Однако льготы на капитальный ремонт распространяются не на все социально незащищенные категории.

Давайте разберемся, кто может воспользоваться скидками на этот вид платежа в 2019 году.

Законодательная база

Обязанность вносить взнос в общий фонд, аккумулирующий средства для капремонта, закреплена в статье 169 Жилищного кодекса РФ.

Ст. 169 жилищного кодекса, п.1:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.»

Кому положены скидки на счета за капремонт


Нужно заметить, что новый вид платежек получают не все граждане. Для начала строение, в котором находятся их квартиры, должны включить в план капитального ремонта.

Только спустя восемь месяцев с даты принятия такого решения, придет первый счет.

Вопрос рассматривается региональными властями. На их официальных сайтах публикуются списки домов с адресами, которые планируется ремонтировать.

Компенсации по соответствующим платежам устанавливаются на двух уровнях федеральном и местном. Так, первые льготы были предоставлены таким категориям граждан:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп;
  • семьи, заботящиеся о детях-инвалидах;
  • воины-интернационалисты;
  • ликвидаторы аварий на атомных электростанциях («чернобыльцы»).

К группе ветеранов ВОВ относятся все лица, участвовавшие в защите Родины от захватчика. А именно:

  • на полях сражений;
  • в составе отрядов самообороны;
  • участники партизанского движения;
  • узники концлагерей;
  • работники тыла;
  • офицеры и бойцы НКВД и МГБ;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда;
  • вдовы ветеранов ВОВ;
  • военнослужащие частей, не принимавших непосредственного участия в войне, но служившие в это время;
  • герои Соцтруда, герои труда РФ, кавалеры орденов Трудовой Славы;
  • дети-сироты.

К группе воинов-интернационалистов относят военных:

  • принимавших участие в боевых действиях в горячих точках;
  • служивших в частях, находящихся в зоне войны;
  • обслуживающий персонал указанных воинских формирований.
Статус необходимо подтвердить соответствующим документом.

Расширение списка льготников

В 2015 году в указанную статью ЖК РФ были внесены изменения.

Законодатель предложил регионам включить в список льготников людей пожилого возраста, отпраздновавших 70-летний юбилей. Это не обязывающее правило, а разрешающее.

Устанавливать ли скидки старикам, решает местное правительство. В принципе, почти все люди такого возраста попадают в одну из льготных категорий.

О конкретных участниках льготной программы следует узнавать в местном отделении социальной защиты. У работников органа есть соответствующие постановления правительства.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Региональные списки льготников

Субъекты федерации составляют свои списки граждан, которым положены компенсации. Их решения продиктованы:

  • количеством социально незащищенных граждан в той или иной группе;
  • уровнем их доходов;
  • вкладом людей в развитие региона;
  • возможностями бюджета.

Так, почти везде на преференции могут рассчитывать:

  • ветераны труда;
  • многодетные семьи;
  • сельские педагоги и другие бюджетники;
  • жертвы политических репрессий и другие.
Списки категорий граждан, пользующихся скидками, довольно объемны. Необходимо обязательно справляться в местной администрации, ориентируясь на приведенные ниже примеры.

Москва и Санкт-Петербург

  1. Дополнительно преференции столицы назначили пожилым гражданам. Так, если возраст человека находится в промежутке от 70 до 80 лет, он оплачивает половину счета, старше - ему за капремонт платежей не начисляют.
  2. Отдельно в список попали участники обороны Москвы и Ленинграда, а также почетные доноры СССР и РФ.
  3. C 2015 года по решению мера Москвы список льготников был дополнен следующей категорией граждан
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (более 3-х детей);
  • семьи с детьми-инвалидами до 18 лет;
  • лица, имеющие знаки «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», «Почетный донор Москвы»;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Москвы».

Республика Крым

В новом российском регионе в 2017 году тоже установили преференции гражданам.

  • пенсионеры милиции, уволившиеся по выслуге лет;
  • люди, оказывающие материальную помощь Советской армии в период ВОВ;
  • ветераны воинской, налоговой, пожарной и некоторых других специальных служб.
Скидка предоставляется на социальную норму, а не всю площадь.

Размер преференций

Уже указано довольно много людей, имеющих право на скидку по платежу за капремонт. Большая часть из них оплачивает всего половину. Остальное компания, осуществляющая сбор средств, получает из бюджета соответствующего уровня.

Но есть граждане, за которых полностью рассчитывается государство.

К ним относятся:

  • инвалиды ВОВ;
  • люди, перешагнувшие 80-летний юбилей.

Многодетным семьям скидку устанавливают регионы. Как правило, она не превышает 30% от полного счета.

Преференция не всегда распространяется на всех членов семьи. Как правило, ее пользуется лишь сам льготник.

Оформляем скидку правильно


Чтобы воспользоваться своими правами в 2019 году, нужно обратиться в местное отделение социального обеспечения. В мегаполисах - в многофункциональный центр.

Специалисту придется предоставлять документы.

Вот их приблизительный перечень:

  • паспорт (все удостоверения личности членов семейства, включая детей, для многодетных);
  • льготное удостоверение;
  • справки об отсутствии долга по коммунальным платежам;
  • квитанцию об оплате последнего счета за капремонт;
  • документы на владение квартирой;
  • справка о составе семьи, в которой должна быть указана общая площадь помещения.

На приеме у специалиста нужно будет заполнить заявление. Сделать это можно и дома. Найти бланк можно на сайте соответствующего органа и распечатать его.

За назначением льготы можно обратиться онлайн либо отправить своего представителя. Этот человек обязан будет предъявить нотариально заверенную доверенность.

Алгоритм действий

Необходимо помнить, что льготы на капремонт - это не обычная субсидия. К их оформлению нужен особый подход. Действовать следует так:

  1. Проверить, включено ли здание в программу капитального ремонта.
  2. Посмотреть, все ли счета по коммунальным платежам погашены. Если есть задолженность, то ее следует срочно оплатить.
  3. Дождаться первой квитанции на капремонт. Ее нужно оплатить полностью.
  4. Собрать документы и их копии.
  5. Отнести все бумаги в соответствующее учреждение и написать там заявление.

Госорганам на рассмотрение обращения дается всего десять дней. О своем решении они оповещают заявителя письменно. Если все предоставленные бумаги правильны, то скидки назначат. Они начнут действовать с первого числа месяца, следующего за датой подачи заявления.

Льготы не положены должникам по коммунальным платежам. Им сразу отказывают.

Результат обращения: что получим


Немаловажный момент в рассматриваемом вопросе - сколько в деньгах составит скидка. Она распространяется на лицо, которому положены преференции.

А это означает, что платеж за капремонт поделят на членов семьи или соотнесут с нормами площади.

Скидку учтут только для правообладателя преференций.

  1. Так, если человек живет один, то льгота исчисляется из 33 кв. м площади квартиры. Остальные метры оплачиваются в полном объеме. Для двоих граждан в расчет берется 42 кв. м. Если жителей больше, на каждого прибавляют еще 18 кв. м. Это называется: расчет социальной нормы. Большие площади придется оплачивать без поддержки государства.
  2. Для квартир, находящихся в долевой собственности, тоже есть нюансы. Госорган учтет преференцию только на площадь, принадлежащую льготнику.
  3. Преференции от государства действуют только на обязательные платежи за капремонт. Если жильцы решили скидываться сверх нормы, то придется оплачивать полностью.
  4. В случае когда домохозяйство является прибыльным, жильцы могут оплатить счета из доходов. Для этого необходимо проголосовать за данный вопрос на общем собрании.
Выше указаны общие правила, касающиеся платежей за капительный ремонт. Они могут значительно меняться в регионах.

Пример расчета

Допустим, в квартире, общей площадью 60 кв. м, проживает многодетная семья. В ее состав входят родители и трое малолетних деток.

  1. Социальная норма на площадь определяется так: 5 чел. х 18 кв. м = 90 кв. м
  2. Эта категория получает скидку в 30%.
  3. Она в рублевом эквиваленте определяется так: 60 кв. м х цену за метр х 30%.
  4. Для столицы единица взноса за квадратный метр равняется 7,5 р. (показатель 2015 года).
  5. Преференция семейства составит: 60 кв. м х 7,5 р. х 30% = 135 р.
  6. Платеж в месяц: 60 кв. м х 7,5 р. - 135 р. = 315 р.

Пример подсчета для квартир с долевой собственностью

Допустим, жильем владеют дедушка, возрастом старше 80 лет, и внук - инвалид 1-й группы. Каждый из них имеет право на скидку. Площадь квартиры - 54 кв. м.

  1. Определяем доли владельцев: 54 кв. м / 2 = 27 кв. м.
  2. Норма на одного человека - 33 кв. м.
  3. Дедушка освобождается от уплаты взноса.
  4. Внук инвалид имеет преференцию 50%.
  5. Для Москвы его платеж составит: 27 кв. м х 7,5 р. х 50% = 101,25 р.
  6. Всего семья будет оплачивать 101,22 р. в месяц.

В приведенных примерах важны такие показатели:

  • взнос за один квадратный метр;
  • процент скидки;
  • социальная норма площади.
Каждый гражданин может обратиться в госорган с тем, чтобы его право на скидку было учтено. Если в квартире живет несколько льготников, то всем предоставят преференции.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Пенсионеров и инвалидов, проживающих в одной семье, восстановят в правах на льготу по капитальному ремонту. Законопроект об этом Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендовал к принятию в первом чтении, оно запланировано на ближайший вторник.

Неработающим собственникам квартир, чей возраст перешагнул 70-летний рубеж, и так положена компенсация за капремонт в размере 50 процентов, а тем, кому за 80 - 100 процентов. Однако в законе есть оговорка, что речь идет об одиноко проживающих пенсионерах. Вот здесь и возникают нестыковки между Жилищным кодексом РФ и Законом "О социальной защите инвалидов в РФ".

Для того, чтобы все пенсионеры и инвалиды получили льготу на капремонт, в бюджете нужно заложить еще 300 миллионов рублей

Второй документ напрямую предоставляет аналогичные льготы по капремонту инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, а также гражданам, имеющим детей-инвалидов. Но норма Жилищного кодекса сформулирована так, что позволяет пенсионерам воспользоваться льготой только в том случае, если все совместно проживающие с ним члены семьи тоже достигли пенсионного возраста и не работают. Другими словами, если на одной жилплощади с пенсионером проживает еще не старый родственник-инвалид, пенсионер лишается права на компенсацию ему расходов на уплату взноса на капремонт. Более того, льготой не может пользоваться и инвалид, потому что не является собственником квартиры и не несет обязанности по уплате взносов.

Поправки должны устранить это недоразумение, пояснил "Российской газете" один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Михаил Чернышев. По его оценкам, льготу на капремонт в этом случае получат 172 тысячи россиян, для этого от бюджета потребуется не так уж и много - около 300 миллионов рублей в год.

172 тысячи человек получат льготу по капремонту

В минстрое подтвердили наличие правовой коллизии. Там пояснили, что в случае принятия законопроекта "компенсация будет предоставляться пожилым гражданам старше 70 лет, одиноко проживающим, или проживающим в составе семьи, состоящей из пожилых граждан и/или инвалидов".

По данным минстроя, в прошлом году ежемесячно получали социальную поддержку по платежам ЖКХ, в том числе на капремонт, более 38 миллионов россиян. В 2017 году был произведен капитальный ремонт более 46 тысяч многоквартирных домов. Этот же темп планируется сохранить и в этом году.

В целом с момента старта проекта в 2014 году отремонтировано 16 процентов включенных в программу многоэтажек. В лидерах по капремонту Татарстан, Москва и Московская область, Башкирия.

Материал подготовлен С.Л. Филимоновым,

генеральным директором 000 «Юридическая фирма "Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ГСК, ЖКХ"»


В декабре 2001 г. Тюменский областной суд признал п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (в ред. от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434) противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верхов ного Суда РФ оставила решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 13 ГК РФ, которой предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14.12.95).

Оспариваемый нормативный акт, по мнению суда, ограничил гражданские права граждан, а также незаконно возложил на них дополнительные обязанности, создал препятствия осуществлению гражданами своих пpaв и свобод, что противоречит требованиям Конституции РФ и ГК РФ. В силу части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для принятия судом решения о призна нии ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пункт 1 ст. 17 Закона Тюменской области № 197 пре дусматривает норму, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Первая часть данной нормы, в общем, соответству ет действующему законодательству - подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 21.09.85 № 415, который предусматривает, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".

Следует заметить, что основания, дающие право гражданину производить оплату фактически предоставленных услуг (товара), также предусмотрены в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. от 17.12.99, 30.12.01): "потребитель обязан оплатить выполненную* исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем", и ст. 544 ГК РФ: "оплата энергии производится за фактически принятое* абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В случае временного отсутствия граждан они, конечно, не потребляют коммунальные (за исключением отопления) услуги и соответственно не обязаны их оплачивать.

Однако вторая часть оспоренной нормы изложена в императивной (обязательной к исполнению) форме и возлагает на граждан обязанность по подтверждению факта временного отсутствия: "должно быть подтверждено". Суд решил, что с принятием Тюменской областной Думой данной нормы на граждан незаконно возложены обязанности, а это нарушает их права и свободы.

Оспоренная норма, по мнению Тюменской областной Думы, была направлена на реализацию подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.

Аналогичный механизм реализации прав граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг при временном отсутствии предусмотрен и в других субъектах Федерации. Например, распоряжение премьера правительства Москвы от 25.12.95 № 1260-РП "О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" предусматривает, что "платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания) предъявляются гражданам, являющимся нанимателями или собственниками жилья, и оплачиваются ими исходя из положений действующих законодательных и нормативных актов вне зависимости от факта проживания в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности гражданина.

Такие коммунальные услуги, как водопровод и ка нализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, оплачиваются гражданами по месту фактического проживания и пользования ими. При этом расчеты за коммунальные услуги ведутся непосредственно с нанимателем или собственником жилья с учетом имеющихся прав на льготы проживающих в квартире.

При временном отсутствии граждан по месту посто янного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за вывоз бытового мусора, газ, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды) за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года) исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Основанием для проведения... перерасчета являет ся представление гражданином после возвращения документа, подтверждающего факт и время отсутствия:

- официальной справки организации или предприятия о командировке, справки из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового Совета и т. п.;

- заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.

Авансовое освобождение от платежей за вышена званные коммунальные услуги, т. е. неначисление* платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т. п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире (комнате в коммунальной квартире) граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире (комнате) никто не будет проживать".

Текст приведенного в качестве примера распоряжения не содержит слов, которые бы устанавливали для граждан дополнительные обязательства.

Определение

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рас смотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. кассационную жалобу Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г., которым признан п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Исследовав материалы дела, коллегия установила. Пунктом 1ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области"от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 №212 и от 31.10.01 № 434, предусмотрено, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Прокурор Тюменской области обратился в суд с за явлением о признании данной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление обосновано тем, что этот вопрос относится к гражданским правоотношениям, которые находятся в ведении Российской Федерации, и должен регулироваться в связи с этим либо договором между гражданами и обслуживающей организацией, либо федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, но не законами субъекта Российской Федерации. Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тюменская областная Дума просит отменить решение суда, считая, что Дума вправе была принять оспариваемую правовую норму. Эта норма относится к жилищному законодательству, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и что она повторяет положение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 21.09.85 № 415, в ред. постановления от 18.01.92 № 34. Права граждан оспариваемая норма не нарушает. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Подпунктом "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от21.09.85 №415, в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 №34 и от 23.07.93 № 726, установлено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются". При сравнении этой федеральной правовой нормы и п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 №197, вред, законов от 06.10.2000 № 212 и от 31.10.01 № 434, видно, что содержание оспариваемой нормы не соответствует содержанию федеральной правовой нормы. Более того, п. 1 ст. 17 названного Закона Тюменской области содержит указание на то, что "отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия", которого нет в федеральной правовой норме. Это правило затрагивает вопрос доказательств, который регулируется гражданским процессуальным законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, и сужает средства доказывания. При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, коллегия определила оставить решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы без удовлетворения.

Относительно вопроса подведомственности спор ных правоотношений следует заметить, что Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. в ст. 50 устанавливает, что "пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Типовой договор найма жилого помещения, прави ла пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР", т. е. спорные отношения относятся к жилищному законодательству.

Кто не должен платить за капитальный ремонт в многоэтажных (многоквартирных) домах на законных основаниях, а кто освобождается от оплаты взносов лишь частично?

Что говорит закон об освобождении от уплаты?

С 1 января 2016 года в силу вступил закон (Федеральный закон №399-ФЗ), предусматривающий изменения для ст.169 Жилищного кодекса РФ и ст.17 Федерального закона №181-ФЗ, посвященного социальной защите лиц с ограниченными возможностями.

Напомним, что относится к капремонту:

ремонтные работы на кровлях и несущих конструкциях;

ремонт фасадов,

восстановление и обновление инженерных систем;

восстановление подвалов, фундаментов;

замена лифтов.

Есть граждане, имеющие право на частичную компенсацию (до 50 процентов) лица с инвалидностью 1 и 2 групп; одинокие пенсионеры (или семья пенсионеров) возрастом от 70 лет; дети-инвалиды; граждане, на попечении которых есть дети-инвалиды. Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство.

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15, кардинально изменяющий 169 статью Жилищного кодекса РФ и Закон о социальной защите инвалидов (статья 17 Федерального закона №181-ФЗ). Новые правила ФЗ о льготах на капитальный ремонт предоставили возможность хотя бы частично уменьшить плату для определенных категорий людей, владеющих квадратными метрами. К ним относятся граждане, для которых назначенный взнос в силу социального положения может стать не только слишком тяжелым, но просто непосильным.

Так, Госдума приняла законопроект о льготах на капремонт жилья для пожилых и стопроцентно от этой повинности теперь освобождены престарелые граждане начиная от 80 лет и старше.

По федеральному закону о льготах на капремонт компенсацию пятьдесят процентов получили: лица от семидесяти лет; инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства; семьи с детьми-инвалидами. Федеральный закон о льготах по оплате за капитальный ремонт был дополнен в марте 2016 года. Так на льготу могут рассчитывать:

жители блокадного Ленинграда;

ветераны (в том числе — Великой Отечественной войны);

сельские педагоги;

многодетные;

ветераны труда;

вдовы военнослужащих;

ликвидаторы бедствия ЧАЭС;

почетные доноры;

орденоносцы и награжденные медалью «За оборону Москвы»;

получившие радиационное облучение (например на Семипалатинском полигоне);

репрессированные и реабилитированные граждане.

В постановление о льготах по оплате капитального ремонта описан также порядок получения льгот и оформления всех документов.

Итак, чтобы получить скидку, претенденту нужно :

во-первых - быть хозяином квадратных метров — на живущих по социальному найму, а также не-собственников требования законодательства касательно означенного ремонта не распространяются. Во-вторых: удостовериться, что дом включен в региональную программу капитального ремонта (Федеральный закон № 417-ФЗ; Федеральный закон № 176-ФЗ);

во-вторых - собрать необходимый пакет документов;

Написать заявление;

Предоставить их в отдел социального обеспечения по месту жительства.

Сделать это можно либо при личном визите, либо через Многофункциональный центр (или «Мои документы»), а также воспользовавшись порталом Госуслуг.

Необходимый перечень документов для получения льгот:

Общегражданское удостоверение личности;

Заявление;

Ыписка из домовой книги;

Документы, подтверждающие принадлежность к той или иной категории;

СНИЛС;

Бумаги, подтверждающие собственническое право на квартиру;

Документ, подтверждающий отсутствие долгов по коммунальным услугам;

Документ из ЗАГС (состав семьи ).

Не производятся взносы, если:

Жилище оценено как аварийное;

Дом решено сносить;

На основании соответствующего решения дом изъят из частного владения и передан в государственное.

Как оформить льготы на капремонт и какие документы для этого нужны?

Гражданам, состоящим на учете в отделе соцзащиты, был произведен расчёт компенсации в беззаявительном порядке, в размере 50 процентов исходя из минимального размера взноса на капремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения (6,50 руб.) и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, именно: 38 кв.м - на одиноко проживающего гражданина, 22 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из двух человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Также при расчёте компенсации не учитывался вид жилищного фонда, в котором проживает инвалид 1 или 2 группы. Инвалиды 1 и 2 группы, достигшие возраста 80 лет и старше, могут воспользоваться правом на получение компенсации в размере 100 процентов от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Инвалиды 3 группы могут претендовать на получение компенсации только при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. У граждан, относящихся к данной льготной категории и не достигших возраста 70 лет, права на компенсацию не имеется. Для назначения компенсации инвалидам 1, 2 и 3 группы, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов, и инвалидам 3 группы, достигших возраста 70 лет, в размере 50 процентов, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел соцзащиты.

Какие документы необходимы для получения компенсации за капремонт?

- паспорт;

Страховое свидетельство (СНИЛС);

Документ, подтверждающий право собственности заявителя на жилое помещение;

Справка с места жительства о совместно зарегистрированных с ним членах семьи;

Квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт за месяц, предшествующий месяцу обращения;

- -копия финансово-лицевого счета;

Заявление возможно оформить на приеме у специалиста отдела соцзащиты.

Нужно ли обращаться с документами для получения компенсации на капремонт, если гражданин является региональным льготником (ветеран труда, труженик тыла, реабилитированный, блокадник)? Все региональные льготники, которые имеют право на получение компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт, уже получают возмещение расходов по данной услуге с марта 2014 года. Расчёт ЕДК по жилищной услуге «Взнос на капитальный ремонт» определяется с учётом социальной нормы площади жилья: 33 кв.м - на одиноко проживающего гражданина, 21 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из двух человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Версия для MS Word



Похожие статьи