Какой закон заменил 212 фз. Скачать закон «О страховых взносах» в новой редакции

Федеральный закон о страховых взносах регулирует такие моменты, как порядок и размеры внесения средств по страхованию в Пенсионный фонд РФ, фонды Социального Страхования и обязательного медицинского страхования. Положения данного документа устанавливают порядок уплаты и учет плательщиков, их права и обязанности. Особое внимание уделяется размерам платежей и тарифам.

Федеральный закон о страховых взносах 212-ФЗ

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд был принят в июле 2009 года. Вплоть до конца 2016 года он постоянно дорабатывался, вносились поправки и изменения. С начала 2017 года данное законоположение утратило свою силу.

По своей структуре документ разделен на восемь глав. Каждый такой раздел заключает в себе несколько статей, объединенных определенным тематическим аспектом. В итоге документ разделен по следующим категориям:

  • общие положения устанавливают предмет, который регулируется данным законодательным актом, основные понятия, используемые в документе;
  • отдельно оговаривается уплата платежей, устанавливаются плательщики, тарифы и размеры;
  • меры, которые могут быть применены для внесения платежей со стороны плательщиков;
  • права и обязанности последних;
  • контроль и осуществление проверки со стороны уполномоченных органов;
  • случаи нарушения законодательства и полагающаяся ответственность за данное правонарушение;
  • порядок обжалования актов контролирующих органов и право на него;
  • заключительные положения документа - расчет и установка тарифов.

Данное законоположение по Пенсионному и другим фондам призвано ввести регулирование всех моментов, касающихся страхования граждан и соответствующего внесения ими платежей. Несмотря на сложность осуществления, законоположение в полной мере охватывает все поставленные вопросы.

Страховые взносы - что это и порядок их уплаты по закону

Платежи по страхованию в Пенсионный фонд по текущему законодательству - это оплата, которая взимается с граждан во внебюджетные фонды. Далее эти средства перераспределяются и согласно уплаченным средствам предоставляются компенсации в случае наступления страховых ситуаций.

Закон об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд устанавливает определенный порядок начисления и взимания данных платежей. Последний момент регулируется статьями и данного законоположения.

Статья 38 закона о страховых взносах

Разъясняет процедуру оформления результатов проверки плательщиков. Состоит она из пяти пунктов, каждый из которых освещает отдельный момент данного вопроса:


  • порядок действия в случае обнаружения нарушений;
  • оформление результатов по итогам выездной проверки;
  • процедура подписания акта о проведенной проверки и уполномоченные лица;
  • с момента подписания акт в течение пяти дней должен быть предоставлен лицам, по отношению к которым проводилась проверка;
  • право в случае несогласия обжаловать результаты в течение 15 дней.

Статья 38 является частью главы по контролю за внесение платежей по страхованию граждан. Ее регулирующая функция призвана внести порядок действий в процедуру проверки и закрепить за ней правовую основу.

Закон 56-ФЗ о дополнительных страховых взносах

Федеральный закон о дополнительных страховых взносах 56-ФЗ на накопительную часть пенсии регулирует возможность вносить платежи в Пенсионный фонд. Законоположение было принято на несколько месяцев ранее законодательного акта 212-ФЗ.

По своей структуре документ не разделен на главы и представляет собой лишь 17 статей. Именно их содержание отвечает на все поставленные вопросы, начиная с предмета регулирования данным актом и заканчивая всеми возможными вариантами инвестирования в накопительную часть пенсий.

Новый закон о страховых взносах в 2018 году

С первого января 2018 года закон о страховых взносах 212-ФЗ утратил свою силу. Был издан соответствующий указ, согласно которому все страхования по новой системе осуществляются через Федеральную налоговую службу.
С прекращением действия данного законоположения в силу вступает Глава 34 Налогового кодекса . Теперь она регулирует все процессы, связанные с взысканием данного вида платежей. Все тарифы и размеры оплаты по страхованию также устанавливаются положениями данного раздела.
14 статей данной главы показывают, что плательщиками остаются те же лица. Также неизменной остается база, по которой рассчитываются тарифы, а также не меняются сами тарифы, как основные, так и дополнительные.

Закон о передаче администрирования страховых взносов в ФНС

Передача администрирования по вопросам взимания страховых взносов в Федеральную налоговою службу была осуществлена по соответствующему Федеральному закону 243-ФЗ . Данный законодательный акт содержит лишь пять статей, в которых заключается процесс перевода всех прав на взимание и контроль по данным платежам в ФНС.

Сделано это было для упрощения процедуры оплаты. Теперь платежи оформляются вместе с налогами в одну службу. Соответственно эффективность новой системы будет контролироваться и проверяться, по необходимости будут внесены поправки.

Итак, то, о чем так долго говорили, начинает претворяться в жизнь — полномочия по администрированию страховых взносов все-таки передадут налоговикам. Сначала в январе этого года Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС.

А чтобы все это стало реальностью, поручил Правительству РФ разработать необходимые проекты нормативных актов (Указ Президента от 15.01.2016 № 13). Что, собственно, оно и сделало. В начале апреля в Госдуму поступили аж три законопроекта о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в Закон о налоговых органах и в ряд других законов.

Как обещают разработчики, принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества. Предполагается, что все изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.

Посмотрим, в чем суть предложенных поправок. Но имейте в виду, что это только проект, внесенный в Госдуму, и на стадии трех чтений он может измениться. Поэтому гарантировать, что все будет буква в букву так, как сейчас, нельзя. Но общая концепция вряд ли изменится.

ЕССС не будет, остаются страховые взносы?

На-пом-ним, ранее ФНС раз-ра-бо-та-ла про-ект До-рож-ной карты «Со-зда-ние еди-но-го ме-ха-низ-ма ад-ми-ни-стри-ро-ва-ния стра-хо-вых взно-сов на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное и со-ци-аль-ное стра-хо-ва-ние», со-глас-но ко-то-рой вме-сто стра-хо-вых взно-сов пла-ни-ро-ва-лось вве-сти ЕССС — еди-ный со-ци-аль-ный стра-хо-вой сбор. В ре-зуль-та-те чего мно-гие за-го-во-ри-ли о воз-вра-те к ЕСН — еди-но-му со-ци-аль-но-му на-ло-гу.

Од-на-ко этого, судя по всему, не слу-чит-ся. Пред-по-ла-га-ет-ся, что в 2017 г. ор-га-ни-за-ции и пред-при-ни-ма-те-ли по-преж-не-му будут упла-чи-вать стра-хо-вые взно-сы по от-дель-но-сти.

Страховые взносы переедут в НК

Стра-хо-вые взно-сы на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное, со-ци-аль-ное и ме-ди-цин-ское стра-хо-ва-ние (кроме взно-сов «на трав-ма-тизм») про-пи-шут в НК в ка-че-стве фе-де-раль-ных взно-сов.

Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утра-тит силу, а в части вто-рой НК по-явит-ся новая гл. 34 «Упла-та стра-хо-вых взно-сов». Туда и пе-ре-ко-чу-ют все нормы, ка-са-ю-щи-е-ся взи-ма-ния взно-сов.

Пла-тель-щи-ки взно-сов, объ-ект об-ло-же-ния, суммы, не под-ле-жа-щие об-ло-же-нию взно-са-ми, рас-чет-ный и от-чет-ные пе-ри-о-ды будут такие же, как и сей-час. Также не из-ме-нят-ся: база для на-чис-ле-ния взно-сов, ос-нов-ной тариф (по со-во-куп-ной став-ке 30%), до-пол-ни-тель-ные та-ри-фы для ра-бо-то-да-те-лей, за-ня-тых в опре-де-лен-ных от-рас-лях, и по-ни-жен-ные та-ри-фы для льгот-ных ка-те-го-рий пла-тель-щи-ков (в том числе для упро-щен-цев). По-вы-сить ос-нов-ной со-во-куп-ный тариф до 34% со-би-ра-ют-ся толь-ко с 2019 г.

Пре-дель-ные базы для на-чис-ле-ния стра-хо-вых взно-сов в ПФР и ФСС будут опре-де-лять точно так же, как это сей-час преду-смот-ре-но в За-коне № 212-ФЗ. На-пом-ним, на 2016 г. они со-став-ляют:

Для взно-сов в ПФР — 796 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 22%, а сверх нее — по та-ри-фу 10%;

Для взно-сов в ФСС — 718 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 2,9%, а сверх нее — не упла-чи-ва-ют.

Эти пре-дель-ные базы тоже будут еже-год-но ин-дек-си-ро-вать с уче-том роста сред-ней за-ра-бот-ной платы в РФ. Со взно-са-ми в ФФОМС все оста-нет-ся по-ста-ро-му — надо будет пла-тить по та-ри-фу 5,1% неза-ви-си-мо от го-до-вой ве-ли-чи-ны вы-плат на од-но-го ра-бот-ни-ка.

Для пред-при-ни-ма-те-лей также со-хра-нит-ся ны-неш-ний тариф и по-ря-док упла-ты взно-сов за себя. В част-но-сти, нужно будет по-преж-не-му пе-ре-чис-лять до-пол-ни-тель-ный 1% от до-хо-да, если он пре-вы-сит 300 тыс. руб. в год.

Срок уплаты взносов останется таким же — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. А вот как они будут перечисляться — одной платежкой или несколькими, ясности нет. В проекте сказано буквально следующее: «уплата страховых взносов осуществляется расчетным документом, направляемым на соответствующие счета Федерального казначейства». Но как одной платежкой можно перечислить взносы на разные счета казначейства, не совсем понятно. Скорее всего, этот момент законодатели будут еще корректировать.

Вместо РСВ-1 и 4-ФСС в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для нынешнего расчета4-ФСС:

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет бумажный;

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет электронный.

Как и сейчас, в будущем организации со среднесписочной численностью за предшествующий расчетный (отчетный) период 25 человек и менее смогут представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только электронно.

Отчетность в ПФР тоже останется, это будет:

Во-первых, ежемесячная форма, где указывают сведения о застрахованных лицах, сейчас она знакома нам как форма СЗВ-М;

Во-вторых, новая ежегодная форма, сдаваемая не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, где надо будет указывать только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть законодатели разделят полномочия между ФНС и ПФР так: контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже — сотрудники ПФР. Камеральные и выездные проверки по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС (кроме взносов «на травматизм») будут проводить налоговики. А на выездные проверки правильности расходов на выплату соцстраховских пособий инспекторы будут выходить вместе с сотрудниками ФСС.

Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, опоздание со сдачей отчетности, нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК. То есть они станут такими же, как сейчас в части налогов и сборов. Сейчас прописанные в Законе № 212-ФЗ санкции за указанные нарушения максимально приближены к налоговым, но все-таки не идентичны.

Соответственно, в будущем налоговики, например, смогут штрафовать плательщиков взносов за грубое нарушение правил учета объектов обложения взносами на 10 000 руб. А для обеспечения исполнения решения о взыскании взносов, пеней и (или) штрафа — заблокировать счета в банке. За несвоевременное представление в органы ПФР нового ежегодного расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо, которое должно быть указано в расчете.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Кон-тро-ли-ро-вать на-чис-ле-ние и упла-ту взно-сов «на трав-ма-тизм» будет толь-ко ФСС. В связи с этим в Закон № 125-ФЗ пе-ре-не-сут все от-сы-лоч-ные нормы из За-ко-на № 212-ФЗ. А имен-но все, что ка-са-ет-ся упла-ты взно-сов, штра-фов, пеней, про-ве-де-ния ка-ме-раль-ных и вы-езд-ных про-ве-рок, предо-став-ле-ния от-сро-чек (рас-сро-чек), взыс-ка-ния недо-и-мок, про-ве-де-ния за-че-тов и воз-вра-тов взно-сов и т. д.

По-сколь-ку еже-квар-таль-ная от-чет-ность для взно-сов «на трав-ма-тизм» оста-нет-ся, на-вер-ня-ка ее из-ме-нят, убрав из формы 4-ФСС ны-неш-ний раз-дел I, по-свя-щен-ный взно-сам на стра-хо-ва-ние на слу-чай бо-лез-ни и в связи с ма-те-рин-ством, а также рас-хо-дам на вы-пла-ту ряда соц-стра-хов-ских по-со-бий.

Переходные положения

При пе-ре-да-че кон-троль-ных пол-но-мо-чий от вне-бюд-жет-ных фон-дов к на-ло-го-ви-кам преду-смот-ре-ли такие пе-ре-ход-ные мо-менты:

Кон-тро-ли-ро-вать пол-но-ту ис-чис-ле-ния взно-сов за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, будут ПФР и ФСС в том по-ряд-ке, ко-то-рый дей-ству-ет сей-час. А это озна-ча-ет, что:

  1. рас-че-ты (уточ-нен-ные рас-че-ты) по стра-хо-вым взно-сам за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, надо будет пред-став-лять в тер-ри-то-ри-аль-ные ор-га-ны ПФР и ФСС. То есть рас-че-ты РСВ-1 и 4-ФСС за 2016 г. и уточ-нен-ный рас-чет, на-при-мер, за 2015 г. надо будет сда-вать в от-де-ле-ния ПФР и ФСС, где вы со-сто-и-те на учете, а не на-ло-го-ви-кам;
  2. воз-вра-щать из-лишне упла-чен-ные (взыс-кан-ные) суммы взно-сов, пеней, штра-фов по со-сто-я-нию на 01.01.2017 тоже будут ор-га-ны ПФР и ФСС;

Суммы недо-им-ки, пеней и штра-фов по взно-сам в ПФР, ФСС, ФФОМС, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017, будут взыс-ки-вать уже на-ло-го-ви-ки в по-ряд-ке, уста-нов-лен-ном НК. Эти дан-ные им долж-ны будут пе-ре-дать ПФР и ФСС;

Недо-им-ку (за-дол-жен-ность), пени и штра-фы по взно-сам, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017 (вклю-чи-тель-но), взыс-ка-ние ко-то-рых ока-за-лось невоз-мож-ным, на-ло-го-ви-ки будут при-зна-вать без-на-деж-ны-ми и спи-сы-вать по НК.

Оформляйте подписку на журнал «Главная книга» - события и факты, практические рекомендации, комментарии, прогнозы и перспективы - вы будете в курсе событий и готовы к любым проверкам!

(No Ratings Yet)

Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – 212-ФЗ) был отменен с 1 января 2017 года.

Сегодня вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ. Подробнее об изменениях в законодательстве можно прочитать .

Обзор структуры Федерального закона №212-ФЗ

Закон о страховых взносах в фонды РФ был разделен на 8 глав и 62 статьи. Некоторые из статей имели дополнительное разделение, например: 18.1, 18.2 и так далее.

Глава 1 , содержала статьи с 1 по 4 и называлась «Общие положения» . Она раскрывала предмет регулирования данного закона и основные понятия, используемые в нем. Содержала перечень контролирующих органов, отвечающих за уплату страховых отчислений, а также порядок исчисления сроков, применяемый при их уплате.

Глава 2 , содержала статьи с 5 по 17, имела название «Уплата страховых взносов» . В ней содержались сведения, необходимые для осуществления уплаты страховых отчислений: кто является плательщиками, как ведется их учет, с чего платятся, в каком количестве, периоды исчисления, тарифы, порядок исчисления и внесения изменений по страховым взносам.

Глава 3 , содержала статьи с 18 по 27, имеет название «Обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов» . Текст этой главы раскрывал процедуру предоставления отсрочки или рассрочки по уплате страховых отчислений, исключения, по предоставлению отсрочки и перечень органов принимающих решение по ее предоставлению. Так же, порядок начисления пеней, недоимок и штрафов, связанных с уплатой страховых отчислений и процедуру возврата или зачета излишне уплаченных сумм.

Глава 4 , содержала статьи с 28 по 32, ее название – «Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов» . Исходя из названия, в тексте главы указывались права и обязанности соответствующих субъектов, а также порядок ограничения доступа к информации о плательщиках в фонды РФ.

Глава 5 , содержала статьи с 33 по 39, ее название – «Контроль за уплатой страховых взносов» . Эта глава определяла процедуру проведения камеральной и выездной проверки, порядок оформления ее результатов и вынесения решения.

Глава 6 , содержала статьи с 40 по 52, называется «Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение» . Тексты статей включали в себя информацию о понятии «нарушение законодательства РФ о страховых взносах», ответственных лицах, формах и обстоятельствах правонарушения, сроках давности, конкретных видах правонарушений, порядке взыскания и зачисления штрафов.

Глава 7 , содержала статьи с 53 по 56, имела название «Обжалование актов органов контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц» . В тексте указывалось содержание права на обжалование, порядок его применения, сроки и порядок подачи жалобы, а также процедура рассмотрения жалобы.

Глава 8 , содержала статьи с 57 по 62, имела название «Заключительные положения» . Эта глава содержала размеры тарифов страховых отчислений в 2010 году и с 2012 по 2017 годы, размеры пониженных тарифов в 2011-2017 годах и тарифов для плательщиков с особым статусом. Также, в ней указывалась дата вступления закона в силу.

Сфера регуляции

Исходя из ч. 1 ст. 1 закона 212-ФЗ, этот закон регулировал отношения, связанные с перечислением, исчислением страховых взносов в фонды РФ, указанные в названии закона, а также, отношения, образующиеся в результате контроля за таким перечислением и исчислением в эти же фонды. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также попадали в сферу регуляции данного закона.

Закон 212-ФЗ о страховых взносах не действовал на правоотношения, которые затрагивают перечисление и исчисление страховых взносов в фонды социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также, на медицинское страхование, являющееся обязательным для неработающего населения.

Исключение составляли отношения по обеспечению уплаты страховых отчислений, списания долгов по ним, зачета и возврата штрафов и пеней. Они регулировались законом 212-ФЗ, при условии, что его положения не противоречили положениям закона №125-ФЗ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и законодательству, регулирующему конкретные виды обязательного социального страхования.

Закон 212-ФЗ: нюансы

С 2016 года в силу вступили изменения, которые имели непосредственное отношение к тому, как нужно производить страховые отчисления. Поменялись правила их уплаты и теперь необходимо разобраться, что же конкретно изменилось в этой процедуре:

  • Сроки сдачи отчета формы — 4 ФСС;

До 2016 года, эта форма сдавалась не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. П. 2 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ, содержал срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, для электронной версии отчета и до 20 числа – для бумажной версии отчета. Сроки могли изменяться из-за выходных дней. По отчетным периодам, новые сроки: 25 или 20.04.2017, 25 или 20.07.2017, 25 или 20.10.2017, 25 или 20.01.2018 года.

  • Срок сдачи расчета РСВ-1;

Данный срок был продлен для электронной формы расчета. Ранее был до 15 второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. После – до 20 числа (п. 1 ч. 9 ст. 15 212-ФЗ). Новые сроки: 20.05.15, 20.08.15, 20.11.15, 20.02.16 года.

  • Количество отчитывающихся субъектов увеличилось;

До 2016 года отчеты сдавали организации со среднесписочной численностью более 50 человек. После – более 25 человек (ч. 10 ст. 15 212-ФЗ).

  • Лимиты для взносов были изменены;

До изменений 2016 года все лимиты были по общим ставкам – в пределах 624 тыс. рублей в год на 1 человека. Сверх этой суммы – 10% взнос в ПФР. После ПФР – 711 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 22%, свыше суммы – 10%. ФСС – 670 тыс. рублей, зарплата в рамках суммы – тариф 2,9%, свыше суммы не облагается. В ФФОМС лимиты были отменены, независимо от дохода сотрудника, отчисление производилось по тарифу 5,1% (ч. 1.1 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • Порядок перечисления взносов изменен;

Ранее, сумма с окончанием менее 50 коп, округлялась в меньшую сторону, более 50 коп. в большую сторону. После необходимо было платить в рублях и копейках, даже в том случае, если организация доплачивает недоимку за прошлый год (ч. 7 ст. 15 212-ФЗ).

  • Зачет разных взносов внутри одного фонда;

Ранее, совершить зачет страховых отчислений между собой, было невозможно. После изменений такая возможность появилась, при условии, что администрированием этих отчислений, занимается один фонд. После переплату по медицинским взносам можно было зачесть в счет долга по пенсионным (ч. 21 ст. 26 212-ФЗ).

  • Перечень выходных пособий, освобожденных от взносов, расширился;

До изменений выходные пособия, освобожденные от налогообложения, предусматривались только Трудовым кодексом РФ. После изменений были освобождены пособия имеющие размер в пределах трехкратного среднего заработка, а для тех, кто работает на Крайнем Севере – шестикратного. На взносы по травматизму, также распространялось это правило. При этом, уплата или не уплата организацией пособий по Трудовому кодексу РФ, равно как и отступных по расторжению трудового договора, не принималась во внимание (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 212-ФЗ).

  • Фонды начисляли пеню, учитывая день погашения задолженности;

До 2016 года, исходя из разъяснительного письма Минтруда России от 16.05.2014 года, день уплаты пени, не входил в ее расчет. После при начислении пени этот день учитывался (ч. 3 ст. 25 212-ФЗ).

  • Компании, не осуществившие спецоценку, платили более высокие дополнительные тарифы взносов в ПФР;

До вступления изменений в силу, для списка №1 дополнительный тариф отчислений с выплат работникам был 6%, для списка №2 – 4%. При этом, организация, осуществившая спецоценку, платит по тарифам, исходя из класса условий труда (ч. 1 – 2.1 ст. 58.3 212-ФЗ).

  • Организации, ранее имевшие право на льготы, получили повышенный тариф взносов;

Организации, осуществлявшие выплаты в пользу инвалидов и сельскохозяйственные организации, платили по тарифу 27,1%, СМИ делали отчисления в ФФОМС по тарифу 3,9%, после этот тариф для всех 30% (ч. 2, 3.1 ст. 58 212-ФЗ). Аптеки на ЕНВД, в рамках судебного производства доказывали, что могут платить по льготному тарифу за всех своих сотрудников, после закон прямо указывал, что льготный тариф для таких аптек, получают только сотрудники имеющие право работать фармацевтом или провизором. За всех остальных расчет отчислений происходил по общему тарифу (п. 10 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ). Также вопрос о применении льготных тарифов для работников предпринимателей, работающих с патентом или без него, получил однозначный ответ. Только для работающих с патентом, применяется льготный тариф страховых отчислений. Для всех остальных работников, использовался общий тариф (п. 14 ч. 1 ст. 58 212-ФЗ).

  • Со всех временно пребывающих иностранцев производились отчисления в ПФР и ФСС;

Ранее, только при условии заключенного договора на 6 и более месяцев, с работника-иностранца производились отчисления в ПФР. После, независимо от срока договора, взнос в ПФР – 22%, в ФСС взнос на случай временной нетрудоспособности – 1,8%, в связи со вступлением правил, дающих иностранцу право, получать больничные пособия (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 212-ФЗ).

  • У ревизоров появилось право повторной проверки;

До изменений, фонд мог провести проверку 1 раз в 3 года. После фонд мог осуществить повторную проверку, если организация предоставила уточняющий расчет, уменьшающий сумму отчислений. Такая проверка могла произойти, при условии контроля вышестоящим отделением фонда, деятельности нижестоящего отделения, по аналогии с выездными ревизиями налоговой (ч. 24 – 27 ст. 35 212-ФЗ).

  • Выездная проверка могла быть продлена по решению фонда;

До 2016 года, такая проверка не могла длиться более 2-х месяцев. После проверка могла быть продлена до 4 или 6 месяцев (ч. 11, 11.1, 11.2 ст. 35 212-ФЗ).

  • Появилась возможность отсрочки и рассрочки по взносам;

Отсрочка (рассрочка) могла быть предоставлена фондом для организации, по ее письменному обращению, на срок не более 1 года, при условии: получения ущерба организацией, из-за обстоятельств непреодолимой силы, задержки или неполучения финансирования из бюджета, работа организации имеет сезонный характер и на момент уплаты взносов, у нее не хватает денег (ст. 18.1, п. 13 ч. 1 ст. 28 212-ФЗ).

Фондами, при рассмотрении материалов, выявлялись смягчающие или отягчающие обстоятельства. Фонды могли этого не делать, а вот суд, по просьбе организации, мог учесть такие обстоятельства для уменьшения размера штрафа (ст. 18.1, п. 4 ч. 6 ст. 39 212-ФЗ).

  • Фиксированные взносы для предпринимателей выросли;

В 2015 году, отчисление в ПФР, при условии дохода за этот год не более 300 тыс. руб. – 17328, 48 руб. В 2016 при этом же условии, отчисление в ПФР составляло – 18610,80 руб. В ПФР дополнительно перечислялась сумма, в размере 1% от дохода более 300 тыс. руб., но не превышающая 138627,84 руб.

Закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями: что регламентирует, основные моменты закона «О страховых взносах», положения по состоянию на 2019 год.

Обзор структуры федерального закона

Рассмотрим закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями в кратком обзоре и описанием. Нормативно-правовой акт имеет главы (8 шт.) и статьи (62 шт.), часть из которых поделены.

N главы

Описание

Прописаны общие понятия закона в 4-х статьях. В них объясняется, что именно регулируется нормативно-правовым актом и основные моменты, включенные в него. Перечисляются органы, контролирующие процедуру отчислений по взносам. Глава регулирует сроки оплаты взносов.
Регулирует процесс оплаты обязательных отчислений с 5-ой по 17-ую статьи. Дается понятие, кто именно считается плательщиком, каким образом учитываются взносы, из каких средств оплачиваются, количество, тарификация.
Регулирует процедуру исполнения обязательств по внесению обязательных платежей. Определяются органы, предоставляющие отсрочку сроков, либо рассрочку для внесения обязательных платежей в фонды. А также порядок штрафования, пеней в следствии не своевременной оплаты взноса.
С 28-ой по 32-ую статьи обозначаются права и обязанности плательщиков страховых отчислений. Определяются понятия, как должны контролирующие органы взимать оплату в фонды. Рассматривается процесс ограничения к данным о плательщиках.
С 33-тью по 39-ую статьи регулируется процесс контролирования оплаты взносов. Определяется каким образом проходят и как они оформляются.
С 40-ую по 52-ую статьи рассматриваются способы привлечения к ответственности за нарушение правил процесса оплаты, контроля и иных операций по обязательным платежам в фонды. Определяется, каким образом начисляются взыскания и .
С 53-ей по 56-ую статьи определяется, каким образом могут быть обжалованы акты контролирующих органов по оплате взносов, в какие временные периоды, как осуществляется рассмотрение вопроса.
С 57-ую по 62-ую статьи содержатся данные по тарификации:
  • за 2010;
  • с 2011 по 2019;
  • для организаций, имеющих особый статус.

В главе имеется информация, когда закон начинает свое действие.

в новой редакции

Основные положения

ФЗ-212 регулирует процедуру осуществления внесения обязательных платежей в фонды. А также взаимоотношения, возникающие между плательщиком и фондами. Для нарушителей положений нормативно-правового акта предусмотрены меры ответственности. Исходя из закона определяется в каких случаях могут налагаться штрафы, взыскания.

Закон 212-ФЗ не определяет порядок следующих отчислений:

  • обязательные отчисления по соцстрахованию от профессиональных заболеваний;
  • начисление взносов в фонды соцстараха в связи с травмой на рабочем месте;
  • оплата медицинской страховки.

Но существуют исключения: оплата взносов, долгов, пеней. Обязательное требование – отсутствие противоречий между ФЗ 212 к основным пунктам ФЗ 125 об обязательной социальной страховке от профессиональных болезней и от получения травмы на месте работы.

Последние изменения 212-ФЗ

В 2019 году закон был несколько изменен. В последней редакции способы оплаты и правила претерпели перемены.

Отчет должен сдаваться в форме 4 ФСС в следующие сроки:

До вступления в силу изменений было разрешено сдавать отчетность до 15 числа будущего месяца. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212, теперь допустимо сдавать отчетность в электронном виде до 25 числа будущего месяца и в бумажной форме до 20-го. Следует обратить внимание на тот факт, что сроки могут быть иными в зависимости от .

Расчет РСВ-1 должен быть сдан:

С изменениями были продлены сроки сдачи расчета для электронной версии. До вступления в силу поправок было разрешено сдавать расчет до 15-го числа 2-го после отчетного периода месяца. С 2019 года сроки продлены до 20-го.

Число субъектов, подлежащих отчетности увеличено:

Ранее требовалось сдавать отчетность, если в фирме трудится более 50 людей. Теперь, в соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ-212, отчетности подлежат 25 человек.

Изменение лимитов по взносам:

  • ПФР-711 000, тарификация – 22%, превышение – 10%;
  • ФСС – 670 000, тарификация – 2,9%;
  • ФФОМС при любых начислениях тарификация составляет 5,1%.

Процесс начисления взносов:

Ранее было допустимо округлять суммы, теперь требуется платить копейка в копейку.

Оплата различных взносов в один фонд:

Если оба отчисления контролируются одним фондом, то проведение зачета меду 2-мя фондами возможно. То есть, если по медстрахованию было оплачено больше, часть денег можно перевести на долговые .

Часть пособий не подлежат теперь налогообложению:

  • пособия размером в 3 зарплаты;
  • для сотрудников – в 6 заработных плат;
  • взносы по травматизму.

Пени должны оплачиваться с учетом дня погашения.

Если организация не провела специальную оценку, то она обязывается к уплате более высоких тарифов по взносам ПФР:

  • список 1 – 9%;
  • список 2 – 6%.

Фирмы, пользующиеся льготным правом, получили повышение тарифов:

  • в соответствии со статьей 58 частью 2, 3.1 ФЗ-212 единый тариф почти для всех составляет 30%;
  • аптеки на ЕНВД (только за фармацевтов и провизоров) могут платить взносы по льготному тарифу;
  • для ИП, чей сотрудник работает с патентами, тоже предусмотрены льготные тарифы.

Каждый работающий иностранный гражданин должен отчислять средства в фонды:

  • пенсионный – 22%;
  • ФСС-1,8%.

Возможна повторная проверка ревизором.

В случае, если фирма представила уточняющий отчет для снижения сумм отчислений. Проверка проходит под руководством вышестоящим подразделением. Возможно продление выездной проверки – до полугода.

Страховые взносы могут быть отсрочены либо допустимо оформить рассрочку.

Для получения рассрочки/отсрочки, представитель фирмы должен написать заявление. Срок – до 1 года. Но фирма должна соответствовать следующим условиям:

  • нанесен ущерб непреодолимой силой;
  • бюджетное финансирование задержано или вовсе не получено;
  • фирма работает по сезонам и в период взносов финансовые средства отсутствовали.

По результатам ревизии смягчающие обстоятельства могут быть не учтены .

Ранее фонды при проверках рассматривали все стороны – в том числе и смягчающие и наоборот ситуации. Теперь этот процесс носит добровольный характер. Но в процессе судебного разбирательства их может взять во внимание суд в целях снижения суммы штрафа.

Для ИП строго-определенные взносы повышены:

  1. ПФР – при поступлениях от деятельности предпринимателя в сумме 300 000 отчисления 18610,80. Дополнительно доход больше 300 000 облагается 1% отчислений в ПФР, но не более 148886,40.
  2. ФФОМС – 3650,58.

Новый закон с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовой акт N 212-ФЗ считается недействительным — он утратил силу . В новом Указе говорится о том, что все взносы теперь перечисляются через Федеральную налоговую службу.

С момента прекращения ФЗ-212 начинает действовать глава , которая и будет отвечать за регуляцию взиманий оплаты по страховым взносам. Тарифы, суммы перечислений регулируются данным нормативно-правовым актом.

В главе 34 НК содержится 14 статей. База, тарификация, понятие о плательщиках остаются неизменными.

За регуляцию возможности внесения обязательных платежей по страховым взносам в ПФ РФ отвечает ФЗ-56 . Данный нормативно-правовой акт был принят ранее за несколько месяцев до 212-ФЗ.
В Федеральном законе содержится всего 17 статей. Разделения на главы отсутствует. В статьях содержатся основные понятия нормативно-правового акта, а также определяются способы инвестиции в накопительную часть пенсии.

Видео: Страховые взносы 2019



Похожие статьи