Камеральная проверка ип на усн, енвд, псн и после его закрытия. Риски налоговой проверки для ип

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

Индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами подвергаются проверкам со стороны Инспекции ФНС. В ходе проведения мероприятий контроля определяются правильность соблюдения налогового законодательства, указания доходов в отчетности, наличие учетной документации. Законодательством установлены виды налоговых проверок камерального и выездного типа.

Необходимость проверок возникает:

  • По факту получения данных от отдела аудита ИФНС. После проведения анализа соответствия данных по нескольким отчетным периодам, не охваченных проверкой, инспекторы отдела представляют информацию о необходимости включения ИП в план проверок. В ряде случаев контроль назначается при несопоставимости данных, например, доходов по разным налогам – НДФЛ, единого налога и НДС.
  • При отсутствии проверок в течение длительного периода деятельности. ИФНС старается провести мероприятие контроля в пределах 3 лет – срока исковой давности. Предприниматели с малыми оборотами, доходом и при отсутствии имущества подвергаются контролю реже 3 лет.
  • После появления обстоятельств, вынуждающих к проверке – получение информации по встречным мероприятиям других отделений ИФНС и органов МВД о возможном применении незаконных схем при ведении деятельности.
  • В случае подачи декларации, по результатам которой необходимо вернуть денежные средства из бюджета. Проверки преимущественно осуществляются при возврате НДС, указанных в декларации.

Вне зависимости от причин, побудивших к мероприятию контроля, процедура осуществляется в соответствии с Регламентом проведения проверок.

Внимание! ИП и лицам, ответственным за состояние учета предпринимателя, желательно ознакомиться с правилами проведения проверок, правами и обязанностями инспекторов.

Документальное оформление начала мероприятия контроля

Проверка, инициированная налоговым органом, оформляется документально. О начале проверки Инспекция уведомляет предпринимателя документами:

  • Решением о проверке. Форма составляется на фирменном бланке учреждения, право ее подписи имеет руководитель или заместитель – должностное лицо, имеющее равные с начальником Инспекции права. Документ содержит суть мероприятия с указанием лица, в отношении которого назначена проверка.
  • Требованием о представлении документов. Перечень включает подробный список бумаг, обязательных к представлению и период, за который формы представляются. На подготовку пакета документов налогоплательщику дается срок, указанный в требовании.

Регламент не допускает требовать от ИП формы, не описанной в требовании. На практике возникают случаи, когда инспектор запрашивает формы, указанные в требовании как «иные». Не стоит препятствовать дополнительным просьбам инспекторов. Упрощение процедуры проверки идет на пользу налогоплательщику для предупреждения возможного субъективного отношения.

Желательно представить документы строго согласно указанного в требовании срока и перечня. При отсутствии ряда документов можно дополнить представленный список в ходе проверки. Если подача форм производится в ИФНС, пакет бумаг сопровождается письмом с указанием перечня. После приемки документов на экземпляре ИП представитель Инспекции должен поставить штамп с входящим номером и датой.

Внимание! Дополнительная сдача запрашиваемых документов удлиняет срок проведения контроля.

Сроки проведения мероприятий налогового контроля

Законодательство установило сроки проверок предпринимателей:

  • Длительность камеральной ревизии составляет 90 дней.
  • Срок проведения выездного мероприятия контроля – 2 месяца.

Исчисление периода производится на следующий после вынесения решения о проверке день и по дату составления справки об окончании проверки. Составлением справки занимается инспектор, назначенный на ревизию. Справка – внутренний документ инспекции, позволяющий определить срок, предоставляемый для написания акта.

Процедура проверки может быть продлена на срок до 6 месяцев в случаях:

  • Приостановки мероприятия. Временное прекращение проведения мероприятия может возникнуть, если инспекция узнает о фактах, требующих получения дополнительных запросов. Проверка может быть приостановлена и по инициативе ИП при наличии уважительных причин – отпуска, болезни ИП или бухгалтера. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.
  • Возникновения непредвиденных ситуаций, пожара, затопления документации и иных форс-мажорных обстоятельств.
  • Других причин, допускаемых законодательством.

Процедура продления должна быть оформлена документально.

Камеральные проверки

По деятельности предпринимателей часто проводятся камеральные проверки – мероприятия, в ходе реализации которых осуществляется контроль одного или нескольких налогов по одному вопросу. Например, инспекция может проверить полноту уплаты земельного налога по основанию (правильное использование категории земель) и включение суммы в размер профессионального вычета или только доходов, полученных в конкретном периоде.

В стандартном варианте полнота уплаты и исполнение требований законодательства охватывает один отчетный или налоговый период, но иногда инспектор проверяет дополнительный период для создания полной картины о доходах, операциях по расчетным счетам в банке, движении активов.

Особенность проведения камерального мероприятия:

  • Документы предпринимателем представляются по запросу.
  • ИП не имеет права участвовать или наблюдать за проверкой.

После того как у инспектора возникнут вопросы, лицо может быть вызвано для допроса и дачи пояснительных показаний. Пояснения или протокол оформляются в письменном виде. После дачи показаний ИП или его официальный представитель должен подписать документ. При возникновении возражений лицо имеет право сделать запись на протоколе в форме замечаний или дополнений.

Выездные проверки ИП

В ходе проведения мероприятия производится сплошная или выборочная проверка документов за указанный в решении период. Ревизии подвергаются преимущественно крупные компании, оформленные в качестве ИП. В ходе инспекции значительное внимание уделяется денежным операциям.

Особенности проверки:

  • Предприниматели не ведут в полном объеме бухгалтерский документооборот.
  • Средства на расчетных счетах в банках используются как ИП, так и физическим лицом.
  • В отношении ИП имеются послабления кассовой дисциплины. Часть предпринимателей имеют право не рассчитывать лимит кассы (на ПНС, ЕНВД) и может не сдавать сверхлимитную выручку на счет в банке.

ИП не составляет баланса и имеет право брать денежные средства из кассы и со счета без предупреждения и подотчета, что затрудняет определение доходов. В ряде систем, например, ЕНВД, определение выручки не включается в план мероприятий.

Особенность проверок ИП на ЕНВД

Для ИП, использующих режим ЕНВД, контроль производится преимущественно камеральным способом. Предприниматели на ЕНВД имеют право вести учет только физического показателя, на основании которого основывается налогообложение. На величину обязательств размер полученных доходов не влияет. Даже при наличии расчетных счетов необходимость в выездной проверке не возникает.

Предприниматели, применяющие ЕНВД, могут не использовать зарегистрированные в налоговой инспекции ККМ для подтверждения доходов. При расчетах с населением предприятие выдает форму, аналогичную чеку и обозначенную в законодательных актах как «иной документ». Бланк может разрабатываться самим ИП, применяющим ЕНВД с содержанием важных реквизитов ИП и покупки. Для расчетов по услугам по ЕНВД используется БСО. В результате отсутствия необходимости регистрации ККМ кассовая дисциплина не проверяется.

Порядок выездных проверок сохраняется только в отношении ИП на ЕНВД, имеющих имущество. После назначения выездной проверки ревизии подвергается недвижимость и земельные участки, применяемые для ведения деятельности, попадающей под ЕНВД.

Дополнительные мероприятия, проводимые в ходе проверки

В связи со сложностью реализации проверок ИП ИФНС часто проводит дополнительные мероприятия. Налоговая инспекция имеет право получить полную информацию о ведении деятельности предпринимателя – полученных им доходах, активах и иных источниках налогообложения. Инспекцией проводятся:

  • Выезд на место ведения деятельности, расположения имущества и складов.
  • Проведение опроса наемных работников, в том числе уволенных с предприятия.
  • Осуществление инвентаризации активов.
  • Получения распечаток и выписок с расчетного счета.

В ходе проверки налоговые инспекторы могут привлекать экспертов, свидетелей и использовать иные возможные источники информации.

Документы, вручаемые ИП по окончании проверки

По окончании выездной проверки налогоплательщику вручаются:

  • Акт, подробно описывающий деятельность ИП, его структуру, состояние учета, недостатки в разрезе каждого из уплачиваемых налогов. При наличии нарушений в акте указываются суммы доначислений налога, дополненных пени.
  • Решение, содержащие краткое описание результатов проверки, начисленные недоимки и штрафные санкции. Если Инспекция не выявила нарушений, решение не составляется. Налогоплательщику вручается только акт.

Полученный предпринимателем акт должен быть подписан лично либо лицом, действующим от его имени по нотариально заверенной доверенности. Для подписания документа ИП получает предупреждение о необходимости явки в инспекцию. После того, как акт был получен, предприниматель может подать возражения.

Предприниматель имеет право опровергнуть позиции ИФНС в отношении доходов, налогов, расходов и иных показателей.

Условия предъявления возражений:

  • Законодательством вне зависимости от вида проверки предоставляется 15 календарных дней, в течение которых ИП может опротестовать действия Инспекции.
  • Подсчет срока на предоставление возражений начинается со следующего после получения акта дня.
  • В случае уклонения от получения акта ИФНС направляет документ почтой. Величина срока увеличивается на 6 дней вне зависимости от даты вручения.
  • Претензии принимаются в письменном виде с аргументацией позиции.

О результатах камеральной проверки ИП может не узнать, если нарушений в ходе ревизии не обнаружено. В случае принятия решения о возмещении НДС налогоплательщику выдается документ о правомочности вычета.

Блокировка счетов

Мероприятие контроля может выявить серьезные нарушения по вопросам соблюдения налогового законодательства. В отношении налогоплательщика возникают пресекающие деятельность меры. Одним из существующих способов служит закрытие счета или ограничение доступа к операциям.

Налоговая инспекция имеет право закрыть счет через 5 дней после вынесения решения камеральными отделами учреждения. Например, если ИП не сдал отчетность, через 10 дней списки о нарушителях попадают в камеральный отдел. Те, в свою очередь, в течение 5 дней формируют решение о закрытии счета. Если налогоплательщик не принял меры и поздно узнал о мероприятии, разблокировать счет можно только по решению ИФНС.

Форма представления документов для проверки

Мероприятие контроля может проводиться:

  • На территории Инспекции. Документы предоставляются в учреждение при камеральном контроле и выездной проверке в случае отсутствия у ИП возможности предоставить налоговому инспектору отдельное рабочее место.
  • На территории налогоплательщика. Документы представители ИФНС будут проверять на территории ИП – ведения деятельности или в офисном помещении.

Бумаги представляются в заверенных копиях. Если одноименных документов более одного листа, формы сшиваются. В ряде инспекций предусматривается подшивка в папки без скрепления документов между собой. Каждый из документов должен быть заверен предпринимателем с фразой «копия верна», наименованием ИП и подписью. Если документы прошиты с соблюдением правил, допускается заверение только первой страницы.

Внимание! Инспектор имеет право просить представить оригиналы документов для сличения с копиями. На практике подлинники запрашиваются в редких случаях.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.

Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются налоговой проверки индивидуальных предпринимателей. Кто проводит данную проверку, каким образом она осуществляется, какие документы нужны – далее.

Большинство индивидуальных предпринимателей боится налоговых проверок. Бухгалтер при расчетах может ошибиться, а предприниматель даже не будет об этом знать. В итоге отвечать все равно будет он.

Чтобы не упустить важные моменты, необходимо знать всю информацию о проверке налоговыми службами. В каких случаях она назначается, какие документы нужно готовить – об этом будет говориться в статье.

Базовые сведения

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, лучше сразу же разработать бизнес план. Здесь необходимо учесть план ведения деятельности, изучить особенности экономики, типы налогов.

Это поможет избежать проблем во время налоговых проверок. Также стоит заранее узнать о налогах, которые нужно будет уплачивать.

Органы налоговых служб проводят проверки постоянно, от них никто не застрахован. Индивидуальному предпринимателю нужно быть подготовленным ко всему.

Он должен знать, какими правами он обладает, какие существуют типы проверок ИП. Это позволит им идеально подготовиться к проверке и не растеряться.

Что это такое

Налоговая проверка – ведение контроля за деятельностью организаций. Проверка налогового характера ИП проводится с целью осуществить контроль за отчетностью налогоплательщиков.

Проверки ИП делятся на несколько типов:

Налоговые проверки, проводимые по плану

Если лимит доходов увеличился, то:

  • ИП обязан сообщить об этом в налоговую службу;
  • подать об этом необходимо до 15 числа следующего месяца;
  • также необходимо подать декларацию о налогах и уплатить единый налог;
  • начиная со следующего квартала, ИП переходит на единый для всех режим налогообложения.

На ЕНВД

Это добровольный налог, индивидуальный предприниматель выбирает его самостоятельно. Размер этого налога рассчитывается на основании размера основного налога и коэффициентов деятельности.

Коэффициент, влияющий на налог, в 2019 году увеличится на 2,083. То есть выплачивать нужно будет 16%. Во время налоговой проверки ИП на розничной торговли необходимо предоставлять все документы, включая накладные по закупкам.

Предпринимателю лучше самому выбрать, с каким типом налога работать. Не стоит гнаться за минимальными налогами, рассчитывать нужно на прибыль от деятельности и своих возможностей.

Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Если ИП имеет намерение ликвидировать свое предприятие, то внеплановые проверки при этом могут назначаться. При этом не имеет значение, когда последний раз она проводилась. Единственное – должно быть официальное разрешение на эту проверку.

Проверка налоговыми службами при ликвидации ИП являются отличным методом проверить всю деятельность и выявить нарушения.

Сотрудники налоговых служб имеют право провести инвентаризацию, запросить любые документы и осмотреть склады. После этого составляется акт.

Во время закрытия

При закрытии ИП налоговая проводит проверку в обязательном порядке. Чаще всего назначается выездная проверка, после того, как индивидуальный предприниматель сообщит о своем решении.

Если будут обнаружены нарушения, то ему придется их исправлять в любом случае. Стоит отметить, что во время закрытия поверки не всегда назначаются, даже если индивидуальный предприниматель подаст .

После завершения процесса

После полного прекращения предпринимательской деятельности также может проводиться проверка. Налоговая инспекция может посетить ИП в течение трех лет с начала прекращения деятельности.

После аннулирования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо снимается с учета в службах налоговой проверки. Но как плательщик налогов (физическое лицо) он остается. Поэтому и проверка имеет право быть.

При обнаружении нарушений налогового характера также остается привлечение к ответственности. После всего этого налогоплательщик может в течение нескольких недель.

Таким образом, проверки налогового характера для индивидуальных предпринимателей обязательны и проводятся регулярно. Если ИП правильно ведет отчетность, уплачивает все налоги, то назначается камеральная проверка.

Во время налоговых проверок инспектор имеет право потребовать любые документы, и предприниматель обязан их предоставить. Нарушение ведения деятельности грозит ему ответственностью.

Регулярные проверки налоговыми службами позволяют правильно вести предпринимательскую деятельность. Индивидуальный предприниматель обязан хранить документацию по отчетам за свою деятельность.

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики .

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика - своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

Как сэкономить на копировании документов по запросам налоговиков, узнайте .

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки - 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Что налоговики анализируют в уточненной декларации, узнайте из .

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1-4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2018» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам - камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Проверки налоговых органов могут носить плановый и внеплановый характер. Такой порядок прописан в законе о защите прав предпринимателей (№294-ФЗ). Любая контролирующая структура, в том числе и налоговое ведомство, вправе проводить плановую ревизию ООО не чаще 1 раза в 3 года. Информация о готовящейся ревизии публикуется на сайтах региональных ФНС в начале года – это обязательное условие. В сообщении указывается предмет проверки.

Внепланово инспекторы могут прийти в компанию лишь в нескольких случаях:

  1. Не устранено нарушение, выявленное предыдущей ревизией.
  2. Поступило обращение о нарушениях.
  3. Внеплановая проверка проводится по решению прокурора.

Главный налоговый закон страны имеет свои определения проверок. Они относятся скорее к механизму их проведения. Согласно НК проверки могут быть:

  1. Камеральными (ст. 88 НК). В этом случае менеджмент компании обязан предоставить в налоговый орган запрошенные документы.
  2. Выездные (ст. 89 НК РФ). В этом случае ревизоры приедут к вам лично.

Готовим документы

Итак, проводить плановые и внеплановые, камеральные и выездные проверки – это право налоговых ревизоров. На что они будут смотреть? В каждой конкретной ситуации могут потребоваться разные документы. С плановой проверкой все ясно: предмет ревизии будет указан на сайте, и все документы вы сможете подготовить загодя.

Во время внеплановой проверки инспекторы опять же смогут запросить только информацию, относящуюся к поводу, по которому сотрудники проводят мероприятие.

При камеральной и выездной проверках налоговики имеют право взглянуть на вашу первичную документацию. Повод для этого в рамках камерального мероприятия один – ошибка в декларации. Но вы не обязаны выкладывать все бумаги. Инспектор должен попросить предоставить только то, что относится к ошибке (Постановление арбитража Северо-Западного округа). Выездная проверка также дает право на ознакомление с «первичкой». Об этом говорит ст. 93 НК РФ. И снова эта «первичка» должна напрямую относиться к предмету проверки.

При камеральной и выездной проверках налоговики имеют право взглянуть на вашу первичную документацию.

  1. Итак, инспекторы могут начать ревизию, предупредив, или внезапно.
  2. Они могут прийти к вам в офис или потребовать привезти им перечисленные документы.
  3. Инспекторы имеют право знакомиться с первичной документацией (квитанциями, приходными и расходными ордерами, договорами собственности, аренды и т.п.).
  4. Вы не имеете права отказать инспекторам в проверке. Если вы откажетесь «выдать» документы, то вас ждет административная ответственность (ст. 126 НК).
  5. При этом инспектор должен аргументировать, почему эти документы относятся к предмету ревизии. Если это не сделано, то вы имеете полное право не давать бумаги.

Главное в беспроблемном прохождении проверок – это ведение деятельности компании в рамках правового поля. Это единственная страховка от санкций ревизоров. В случае нарушения правил проверки обращайтесь к начальнику контролирующей структуры или в арбитражный суд.



Похожие статьи