Классическая политическая экономия представители и их труды. Истории экономики

Введение

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо, поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие: здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита и его последователя Д. Рикардо.

Классическая политическая экономия прочно заняла свое место в истории экономической науки и до сих пор некоторые их идеи актуальны, что безусловно говорит об их ценности для экономической науки.

Начало классической школы

Считается, что классическая школа была заложена У.Петти, однако следует сказать, что его идеи относят к школе физиократов – это самое начало классической школы и в полной мере к самой классической школе не относится. Однако физиократы заложили те основы, к которым позже не раз обращались классики. Петти, Буагильбер, Кенэ, Тюрго –всех их можно считать ранними классиками. Именно им принадлежат первые теории в истории экономических учений. Поэтому я вкратце хотел бы остановиться на этих экономистах и их основных теориях.

Физиократы. Проблемы, решаемые физиократами

Он также считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства именно благодаря труду.

В своей теории денег, Петти утверждал, что ценность - это деньги, следовательно деньги - это ценность, потому что обладают свойством всего товарного мира - они есть продукт живого человеческого труда. Сущность денег заключается в том, что они - всеобщий эквивалент товарного мира. Петти открыл функции денег как меры ценности, средства обращения, средства платежа сокровища.

В теории доходов Петти определил зарплату как доход труда и ренту как доход земли. Зарплата у него - плата за труд, а величина зарплаты определяется минимумом средств существования, необходимых для воспроизводства рабочего, иначе работники будут работать меньше, т.к. они - лентяи.

Ренту он определял как продукт плодородия земли.

Буагильбер – второй физиократ. Главную задачу экономической науки видел в росте производства, а предметом экономической теории в концепции общественного богатства, т.е. в многообразии полезных благ и вещей. Он создал первую теорию кризисов перепроизводства, теорию оптимальной цены. Цена должна восполнять средние по отрасли издержки, приносить нормальную прибыль производителю и обеспечивать устойчивый спрос на данный товар.

Он ввел принцип laissez faire, т.е. принцип государственного невмешательства в экономику.

Кенэ – следующий физиократ. Он считал, как и все остальные физиократы, что единственной производительной сферой является сельское хозяйство, в нем и создается национальное богатство. Богатством также считал сумму всех благ в обществе. Создал классовую структуру, соответственно которой класс, который трудится на землях и создает национальное богатство, является производительным, класс промышленников считал бесплодным, а в классе землевладельцев видел только держателей земель.

Тюрго - ученик Кенэ, стал последним из ранних классиков. Он развил учения о классах Кенэ и учение о национальном богатсве, стал достойным завершителем эпохи физиократов.

На смену физиократам приходят Смит и Рикардо, представители классической школы политической экономии в эпоху ее рассвета, именно поэтому их теории считаются основами классической политэкономии. А поскольку тема данной работы является общая характеристика классической политической экономии, то об их трудах и будет написана данная курсовая.

Смит и Риккардо - Кто Они?

Адам Смит, основатель классической политэкономии во всех смыслах, жил в 18 веке (1723-1790). Его главным трудом является книга " Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшая в 1776г. Последователем его теории стал Давид Рикардо (1772-1823). Он написал книгу «Начала политической экономии и налогового обложения», в которой он продолжил изучение классической политэкономии.

Предметом экономической науки Смит видит изучение факторов общественного богатства, тогда как Рикардо считает нужным изучать распределение доходов и создание богатства. Однако, хотя Рикардо и был последователем Смита, он изменил некоторые его теории в свеем учении, поэтому в данной работе теории, созданные Смитом, будут рассматриваться как у него, так и у Рикардо. Итак, начну, пожалуй, с самой известной их теории – теории стоимости.

Классическая школа политэкономии - направление экономической мысли (кон. 17 в. - 30-е гг. 19 в.). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго, Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами. Классическая школа исследовала механизм воспроизводства, денежное обращение и кредит, государственные финансы, разрабатывала трудовую теорию стоимости. Выступала за экономическую свободу, ограничение вмешательства государства в экономику. Оказала значительное влияние на развитие экономической науки.

Ведущие страны Западной Европы в период мануфактурного капитализма.

Франция . Основная отрасль экономики – с/х, а многочисленный класс – крестьянство. Основные держатели земли – дворяне, работники – крестьяне, выплачивающие оброк. Основные каналы первоначального накопления капитала – налоговая система, государственные займы, продажа судебных и финансовых должностей. Процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян. Первые мануфактуры, появившиеся в 16 в. производили сукно, полотно и шелк, их развитие поддерживало государство. Политика меркантилизма – стимулирование развития государственных мануфактур, приток средств из торговли. Развивались металлургические мануфактуры, развитие внутренней торговли, военного и торгового флота Франции.

Англия. Англия вступила в мануфактурный период капитализма в 16 в. Росли централизованные, рассеянные и децентрализованные мануфактуры в деревнях. Развивалось суконное производство, вывозились за границу шерстяные ткани. Металлургия и металлообработка. Развитие судостроения и рыболовства, хлопчатобумажного производства, стекла, мыла, пороха. Обезземеливание крестьян – аграрный переворот, ускорение развития капитализма в деревне, рост производительных сил сельского хозяйства. Капиталистическое фермерство, рассеянная мануфактура. Возник рынок наемной рабочей силы.

Нидерланды . Первые мануфактуры с наемной рабочей силой возникли в 16 в. Значительным был рост торговли. В с/х также было применение наемного труда. Крестьянин был юридически свободен и брал земли в аренду у феодала. После «революции цен» часть земель разоренных феодалов перешла в руки фермеров. Первая буржуазная революция была вызвана наличием пережитков феодализма, тормозивших развитие производительных сил деревни, давление феодальной Испании. В результате возникли Соединенные провинции – Голландия.

Воззрения классической школы

В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.

Исходя из этого, причину безработицы представители классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.

Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале XIX в. буржуазия ещё была восходящим классом, и Рикардо, как её идеолог, развивал политическую экономию в прогрессивном направлении, поскольку это было возможно в рамках буржуазного кругозора.

Считая капитализм абсолютно прогрессивной формой производства, Рикардо отрицал возможность всеобщих кризисов перепроизводства. Он воспринял догму Адама Смита, что закрыло ему путь к научному анализу капиталистического воспроизводства. Как экономист эпохи промышленного переворота, Рикардо развивал политическую экономию в научном направлении и устранял из неё те противоречия во взглядах своих предшественников, которые были обусловлены незрелостью капитализма в мануфактурный период его развития. Вместе с тем Рикардо вплотную столкнулся с такими экономическими проблемами, которые в рамках буржуазного кругозора являются неразрешимыми. Это прежде всего относится к проблеме прибавочной стоимости. Поэтому, как указывал К. Маркс, в лице Рикардо буржуазная политическая экономия достигла своего последнего, непереходимого предела.

Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.

Предшественники: У.Петти (Англия) и Пьер Буагильбер (Франция)

Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо (Англия)

Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус

Завершение: К.Маркс

Характерные признаки классической школы:

1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.

4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

6. деньги были признаны стихийно выделившимся товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Оба они сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости , искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства.

Трудовая теория стоимости - Теория, согласно которой стоимость товаров или услуг определяется количеством затрат труда, необходимого для их изготовления. Эта теория игнорирует роль в производстве дефицитных природных ресурсов, а также тот факт, что стоимость использования основного капитала зависит не только от использованного для его производства труда, но и от ставки процента. Она абстрагируется и от того факта, что труд везде различается по качеству, что выражается значительными различиями в ставках заработной платы, выплачиваемой за труд, требующий различных навыков. Хотя труд, вероятно, является наиболее важным производственным фактором, он не является единственным, и базирование стоимости на одном факторе производства является большим упрощением.


Учение Уильяма Петти (1623-1687) является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Его работы - «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая арифметика» (1683), «Кое-что о деньгах» (1682) и др. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означало создание материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства в сфере производства.

Решающий шаг в этом направлении был сделан Адамом Смитом (1723–1790). В опубликованном в 1776 г. «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит анализирует условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.

ЧТО ТАКОЕ БОГАТСТВО?

В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-то специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех – фермеров, ремесленников, моряков, торговцев и др. Источником богатства, создателем всех ценностей является ТРУД.

Þ Сущность богатства - годичный труд народа, который создает продукты для существования и удобства жизни, т.е. направляется на потребление.

Þ НЕ деньги

Þ Продукт совокупного труда всех сфер производства, всех профессий.

Þ Продукты создаются как товары – для обмена .

Þ В основе богатства – разделение труда.

В своем главном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы.

Разделение труда Смит объяснял так:

Потребности людей разносторонни,

А дарования односторонни,

Каждый человек от рождения способен только к одному виду труда

Разделение труда повышает производительность тремя способами:

  1. увеличением ЛОВКОСТИ каждого отдельного рабочего;
  2. экономией ВРЕМЕНИ при переходе от одного вида деятельности к другому
  3. способствует ИЗООБРЕТЕНИЮ и внедрению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд.

Пример: булавочная мастерская – 10 чел. вырабатывали 48 000 булавок в день, или каждый по 4800. Если бы они работали в одиночку, то не более 20 булавок. Разница в производительности – 240 раз.

Разделение труда повышает эффективность не только на одном предприятии, но и в обществе в целом.

Пример: производство ножниц. Участвуют: рудокоп, дровосек, угольщик, строитель, каменщик, кузнец, производитель инструмента и др.

Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Продукты производятся не для личного потребления, а для обмена на продукты других производителей.

КТО СОЗДАЕТ БОГАТСТВО?

, Т. Тук , полковник Роберт Торренс (1780-1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль , Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино .

Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина , Уильяма Томпсона (ок.1785 - 1833), Чарльза Холла (1745-1825), Джона Грэя (1799-1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809-1895).

Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй , швейцарец Ж.Симон де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля , в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление .

Причины появления

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII - начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это время зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо . По другой - наиболее распространенной в научном мире - классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля .

Завершение эпохи „классиков”, этапа классической политэкономии (помимо вышеприведённой, в литературе могут встречаться и другие именования и датировки этапов) отнюдь не означает завершения политической экономии вообще, как науки. Напротив, как и во многих других науках, „классический этап” является лишь „высоким стартом” жизненного цикла науки, открывающим следующие, не менее насыщенные страницы её истории. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).

В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Литература

  • Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М., 1971.
  • Медведев В. А. , Абалкин Л. И. , Ожерельев О. И. Политическая экономия. Учебник для вузов. М.: Политиздат, 1998.
  • Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2004. ISBN 5-16-001940-5

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классическая политическая экономия" в других словарях:

    Классическая политическая экономия - (classical economics), система эконом, теории, изложенная в трудах экономистов (гл.об. брит.) от Смита (Богатство народов, 1776) до Милля (Основания политической экономии, 1848). Наибольший вклад в теорию К.п.э. внесли Смит, Жан Батист Сей (1767… … Народы и культуры

    КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - – возникла в Англии в XVII в. Ее основатель – У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель школы К. п. э. во Франции – П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Наука, изучающая законы, управляющие производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в обществе на разных этапах его развития. Термин «П.э.» образован из трех греч. слов: «политейа» общественное устройство, «ойкос»… … Философская энциклопедия

    П. э. наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и экономические законы, управляющие их развитием в исторически сменяющих друг друга общественно …

    Направление буржуазной экономической мысли, возникшее в период становления капиталистического способа производства и неразвитой классовой борьбы пролетариата (18 в.). Ее представители впервые приступили к исследованию капиталистического… … Большая советская энциклопедия

    - (предмет и определение науки, место ее среди прочих наук, задачи и методы, исторический очерк экономических школ). Предметом П. экономии как науки является хозяйственная деятельность человека, т. е. целесообразная деятельность, направленная на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Об отрасли науки см. Экономика, Экономическая теория, Политическая экономия. Буржуазная политическая экономия самостоятельная категория в истории экономических учений, введённая Карлом Марксом при дифференциации направлений, школ и… … Википедия

    Марксистская политическая экономия направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости. Это направление развивали… … Википедия

    Система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. э. придаёт наукообразную форму обыденным представлениям буржуа об… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Классическая политическая экономия. Современное марксистское направление. Базовый уровень. Продвинутый уровень. Выпуск 155 , Бузгалин А.В.. После мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. интерес в мире и в России к теоретическому наследию Карла Маркса и классической политической экономии резко возрос, но…

Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа классической политической экономии Наибольшее развитие она получила в Англии, где капиталистические порядки возникли раньше, чем в других странах.

Начало ей положили англичанин Уильям Петти и французский судья Пьер Буагильбер. Наиболее интересен У. Петти (1623-1687).

Как многие мыслители XVII–XVIII вв., Петти не был "чистым" экономистом. Моряк по призванию и врач по образованию, он имел степень доктора физики, был преподавателем музыки и занимал должность профессора анатомии. Его называют отцом или Колумбом политической экономии, так как он первым заявил, что источником богатства является труд . Петти принадлежит крылатое выражение: "Труд есть отец богатства, а земля – мать его". С именем Петти связано создание экономической статистики, которую он называл политической арифметикой.

Европа того времени оставалась в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774).

Доктор медицины и врач при дворе Людовика XVI, он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо "не деньги копить, а развивать сельское хозяйство". Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт – в этом их ошибка. Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.

Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823).

Обратимся к А. Смиту.

А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго, наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом он считается одним из трех величайших экономистов мира. В 1776 г. А. Смит выпустил книгу "Исследование о природе и причине богатства народов". Предметом анализа в книге выступает экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос: почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что Смит еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляется не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс "вода – алмаз" подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Но лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого "парадокса Смита".

Увлечение идеями Смита было так велико, что наряду с Наполеоном его считали самым могущественным властителем дум в Европе. Под влиянием его идей был введен курс политической экономии, который впервые прочел в Эдинбургском университете ученик и друг А. Смита Дж. Стюарт.

Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита . Она заключается в следующем.

Во-первых, это анализ "экономического человека". "Экономический человек" представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания "экономического человека" – труды ученых-экономистов. Отношение между "экономическим человеком" и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель "экономического человека" применительно к индустриально-рыночной экономике.

Во-вторых , эго "невидимая рука" рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

"Невидимая рука" – это по сути стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.

В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

Давид Рикардо – виднейший представитель классической политической экономии эпохи промышленной революции и утверждения машинной индустрии. Рикардо родился в Лондоне в семье биржевого маклера, окончил только два класса торговой школы. Разойдясь с отцом из-за семейных неурядиц, он стал самостоятельным и очень успешным биржевым маклером. Благодаря исключительным способностям он уже в 25-летнем возрасте считался весьма опытным банкиром и был одним из наиболее известных миллионеров Лондона.

В 27 лет Рикардо случайно, будучи в гостях, увидел книгу "Богатство народов" А. Смита. Знакомство с этой книгой изменило всю последующую жизнь Рикардо. Занятие политической экономией становится главным делом его жизни. В 1817 г. Рикардо написал свою основную работу "Начала политической экономии и налогового обложения".

Главная задача, которую он поставил перед собой, – найти закон распределения богатства между классами (землевладельцами, капиталистами и рабочими) и выяснить, как способ распределения богатства на ренту, прибыль и заработную плату влияет на рост производства. Рикардо не отрывает распределение от производства. Однако, объявив распределение главной задачей политической экономии, он дал повод последующим исследователям утверждать примат распределения перед производством. На русском языке произведения Рикардо издавались неоднократно. В 1955 г. было издано полное собрание его сочинений.

Чем же экономическое учение Рикардо отличается от трудов его предшественников? Экономическая теория, как известно, изучает хозяйственную жизнь общества. В эпоху промышленной революции в Англии на смену мануфактурному производству пришла машинная индустрия. Предпосылкой и следствием этого процесса явились накопление капитала и всеобщее распространение наемного труда. Этот период совпал с годами жизни и творчества Рикардо, который придавал огромное значение применению машин и его влиянию на положение основных классов общества. Экономическая наука уже в XVIII в. выдвинула требование свободной конкуренции и экономической самостоятельности индивида. Рикардо горячо отстаивал эти принципы и преимущества капиталистического строя, потому что видел в нем наилучшее средство для обеспечения: 1) наибольшего счастья индивида и 2) максимального роста производительных сил.

В отличие от своих предшественников Рикардо изучал капиталистическое хозяйство, находящееся в его эпоху на более высокой ступени развития, что дало ему возможность правильнее и полнее характеризовать закономерности капиталистической хозяйственной системы. Физиократы изучали экономику полуфеодальной Франции, А. Смит был современником мануфактурного периода. В отличие от них Рикардо был свидетелем быстрого роста крупного машинного капиталистического производства и имел возможность оценить сто технические и социально-экономические особенности.

Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова (1754–1845), декабриста Н. И. Тургенева (1789-1871), Μ. М. Сперанского (1772-1839) и др. В XVIII – первой половине XIX в. Россия оставалась

страной, в которой господствовало крепостное право. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как цена, прибыль, стоимость и др., которыми интересовалась классическая школа политэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое – найти способы и средства, которые помогли бы "вытянуть" страну из отсталости, избавить от крепостничества и направить на путь развития свободного предпринимательства. Концепция А. Смита предполагала развитое промышленное государство. Именно эта сторона учения Смита подкупала его русских поклонников, к числу которых в XIX в. примкнули С. Ю. Витте (1849–1915), П. А. Столыпин (1862–1911) и др.

Заслуги классической школы следующие.

  • 1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.
  • 2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.
  • 3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.
  • 4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Возникновение классической школы

Классическое направление в развитии экономической науки возникло в период становления капитализма свободной конкуренции. С XVI в. в Англии феодальный строй вступил в стадию разложения. В его недрах стали развиваться капиталистические отношения. В результате процесса экспроприации крестьянство лишалось земли и пополняло армию наемного труда. Происходило оборжуазивание земледельцев, появлялось «новое дворянство», которое ориентировалось на фермерское хозяйство, рассматривая его как источник денежных доходов.

Капиталистические отношения развивались также и в промышленности. Мануфактурное производство распространялось в суконном и горном деле, кораблестроении, металлургии, хлопчатобумажной промышленности. Важной сферой приложения капитала стала внешняя торговля.

Англия, оттеснив Испанию, Францию и Голландию на внешних рынках, начинает создавать свою колониальную империю. Колониальный грабеж стал важным источником обогащения английской буржуазии.

Частным предпринимателям нужны были свои идеологии, обосновывающие преимущества капиталистической системы хозяйства перед феодальной. Эту миссию стала выполнять классическая экономическая теория.

В отличие от меркантилистов, которые занимались обобщением поверхностных явлений, происходящих в сфере обращения, экономисты классической школы изучали внутренние экономические связи рыночной системы организации производства. Объектом их исследований стало материальное производство. Экономисты-классики внесли существенный вклад в развитие экономической науки.

Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера

Уильям Петти (1623-1687) - основоположник классической школы политической экономии в Англии. Среди его наиболее известных произведений можно отметить следующие: «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика» и «Несколько слов по поводу денег».

У. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую называл «естественной ценой», и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда. Широко известна фраза У. Петти: «Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать».

У. Петти утверждал, что торговля не является источником создания национального хозяйства, и выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен. Он говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.

У. Петти создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода. Впервые он дал анализ дифференциальной ренты и полагал, что она создается трудом, а не является даром природы. Цену земли У. Петти определял как сумму годичных рент за 21 год. (Количество лет определяется исходя из времени одновременной продолжительности жизни трех поколений). Ссудный процент он считал платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду.

Наряду с научными положениями в работах У. Петти встречаются и ошибочные моменты. Так, он не смог понять природы стоимости, смешивал меновую и потребительную стоимости; полагал, что стоимость создает не любой труд, а только тот, который затрачен на производство золота и серебра, т.е. денежного материала.

Пьер Буагильбер (1646-1714) считается основателем классической школы экономической мысли во Франции. Он написал такие работы как «Подробное описание положения Франции», «Обвинения Франции» и «Трактат о природе богатства».

П. Буагильбер дал обоснование трудовой теории стоимости (независимо от У. Петти). В ней величина «истинной стоимости» определялась затратами труда. Источником богатства он считал сферу производства, а сфере обмена отводил роль условия для развития экономики; в понятие «богатство» включал не только деньги, но и все многообразие благ и вещей. П. Буагильбер недооценивал роль денег, считая, что они мешают обмену товаров по «истинной стоимости», усматривал в них основное зло и причину народных бедствий, полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения. Он выступал против однобокого поощрения промышленности, защищал развитие сельскохозяйственного производства, видел в нем основу экономического роста Франции и тем самым явился предшественником физиократов.

В отличие от У. Петти, П. Буагильбер вел решительную борьбу с политикой меркантилизма. Кроме этого, если У. Петти считал деньги двигателем развития экономики, то П. Буагильбер видел в них причину нарушений справедливого обмена между товарами. П. Буагильбер идеализировал сельскохозяйственное производство, а У. Петти был сторонником развития промышленности.

В целом французская классическая школа считала, что цель производства - потребление, поэтому большее внимание уделяла изучению потребительной стоимости. Английская же школа оценила значение капитализма в развитии производительных сил и взяла за основу меновую стоимость.

Французская школа выражала интересы мелкой буржуазии, а английская школа - промышленной буржуазии.

Учение А. Смита - выдающегося представителя

классической школы.

Адам Смит (1723-1790) родился в Шотландии и получил образование в университетах г. Глазго и Оксфордском. Появление книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» явилось завершением этапа становления политической экономии как науки. В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания. Предметом этой науки, по Смиту, является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народа.

Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем: интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества; «экономический человек», по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.

В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства - это богатство нации, а величина последнего зависит от доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор роста производительности труда - разделение труда или специализация. Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд. Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена. Он считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.

В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита. В своих работах он дает три подхода к понятию «стоимость»:

Ш стоимость определяется затратами труда;

Ш стоимость определяется покупаемым трудом, т.е. количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение справедливо для простого товарного производства, а в условиях капиталистического производства - нет, так как капиталист при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;

Ш стоимость определяется доходами, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это определение носит название «догма Смита» и легло в основу теории факторов производства.

Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что, в конечном счете, стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.

Заработную плату Смит определял как «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране, поскольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд. Прибыль же - это «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих. Земельная рента - это также «вычет из продукта труда», который создается неоплаченным трудом работников.

В отличие от меркантилистов, отождествлявших капитал с его денежной формой, Смит признавал исключительно важное значение промышленного применения капитала и отмечал второстепенную роль ссудного капитала. В исследовании проблемы основного и оборотного капитала Смит сделал шаг вперед по сравнению с физиократами. Производительным он считал капитал, вложенный в любую отрасль материального производства. Однако при разграничении капитала на основной и оборотный Смит исходил из ошибочного представления о том, что главным содержанием процесса обращения является не смена форм стоимости, а передвижение потребительной стоимости. В соответствии с этим он отнес к основному капиталу ту часть производительного капитала, которая находится неподвижно в сфере производства в виде средств производства и не поступающая в своем натуральном виде в сферу обращения. Другую же часть средств производства, которая физически перемещается и потому находится в сфере обращения, Смит отнес к оборотному капиталу. Смит полагал, что основной капитал не поступает в обращение. На самом же деле основной капитал не поступает в обращение в своей натуральной форме, но стоимость его обращается. Фактически обращаются обе части капитала - и основная, и оборотная.

Условием богатства страны Смит считал принцип полного невмешательства государства в экономику, однако полагал, что государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу. Он сформулировал четыре правила налогообложения: пропорциональность, минимальность, определенность и удобство для плательщика. Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами и показал взаимовыгодность международной торговли, исходя из различных уровней издержек производства в различных странах.

А. Смит не завершает классической школы. Он выступил со своим главным произведением накануне промышленного переворота и объектом его исследования был капитализм на сравнительно незрелой ступени его развития. Это обстоятельство в известной мере обусловило неразвитость самой экономической теории Смита, ее двойственность и противоречивость.

Экономическое учение Д. Рикардо

Давид Рикардо (1772-1823) - экономист эпохи промышленного переворота в Англии, опубликовал в 1817 г. свой главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения». Основные положения методологии исследования Д. Рикардо следующие: система политической экономии представлена как единство, подчиненное закону стоимости; признание объективных экономических законов, то есть законов, не зависящих от воли человека; количественный подход к экономическим закономерностям, то есть Д. Рикардо была сделана попытка найти количественное соотношение между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т.д.; стремление выявить закономерности, исключая случайные явления.

Главную задачу политической экономии Д. Рикардо видел в определении законов, управляющих распределением продукта между классами. В своей теории стоимости он различал потребительскую и меновую стоимость и считал, что последняя определяется количеством затраченного труда, а также величиной и продолжительностью капиталовложений. Цена товара в краткосрочном периоде определяется спросом и предложением, а в долгосрочном - издержками на производство товара. Изменение заработной платы работников ведет к снижению прибыли, и наоборот. Снижение стоимости денег как товара ведет к росту заработной платы и повышению цен на товары.

Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего, плату за труд и зависит она от демографических процессов. Чем больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот. Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в силу естественного закона численности народонаселения - «железный закон» заработной платы. Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при контроле заработной платы со стороны государства.

Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработной платой: это продукт неоплаченного труда рабочего. Он сформулировал «закон падения нормы прибыли». Его суть в следующем: падение производительности труда сельскохозяйственного производства приведет к росту цен на продукты питания и росту минимальной заработной платы, которая будет занимать большую часть в стоимости продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижаться.

Рента в учении Д. Рикардо - это избыток стоимости над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель. Он правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках. Д. Рикардо признавал действия «закона убывающего плодородия почвы».

Главным условием роста экономики Д. Рикардо считал устойчивое денежное обращение, а лучшей базой денежной системы является золото. Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.

Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой он доказал выгодность (преимущество) международной торговли на основе сопоставления сравнительных издержек. Суть этого в том, что если различные страны обладают сравнительным преимуществом по различным экспортным товарам, то международное разделение труда и торговля между этими странами являются взаимовыгодными.

В целом в истории экономической мысли Д. Рикардо является столь же величественной фигурой, как и А. Смит. Но сами эти фигуры весьма различны. Если теория А. Смита содержит больше существенных глубинных обобщений, то учение Д. Рикардо заложило основу модельного подхода к построению экономической теории. В качестве строгого и последовательного теоретика, способного получать неочевидные заключения из анализа предложенных им сравнительно простых моделей, Д. Рикардо (за исключением, возможно, Д. Кейнса) до сих пор не имеет себе равных среди всех экономистов.

Экономические учения Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса и Дж.С. Милля

Жан Батист Сэй (1767-1832) - профессор Парижского университета, автор «Трактата политической экономии» (1803 г.), в котором популяризируются идеи А. Смита. Центральное место в учении Ж.Б. Сэя занимает знаменитый «закон рынков», суть которого сводится к следующему: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. По мнению Ж.Б. Сэя, совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравнивается или, другими словами, стоимость созданных товаров выражается совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров.

С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает предложение, но вторая часть себя не оправдала, ибо в рыночной экономике возможно перепроизводство - избыток предложения над денежным спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

В своей теории Ж.Б. Сэй исходит из того, что деятельность предпринимателей и рабочих является источником богатства. Равноправными факторами создания стоимости он считал землю, труд и капитал, соответственно трем основным источникам выделял три вида доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента (плата за землю). Деньгам Ж.Б. Сэй отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то, что на них покупают. Стоимость товара, по Ж.Б. Сэю, зависит от полезности товара, издержек на его производство, спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость). Из этого можно сделать вывод о том, что Ж.Б. Сей отказался от трудовой теории стоимости А. Смита.

Т. Мальтус (1766-1834) - видный представитель экономической мысли начала XIX в. в Англии. В 1789 г. он опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения», основной идеей которой явилась теория народонаселения. Через 10 лет вышло в свет другое произведение Т. Мальтуса - «Исследование о природе и возрастании земельной ренты», в котором он попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

Основные положения теории народонаселения Т. Мальтуса сводятся к следующему: способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической; рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования. В природе, по Т. Мальтусу, соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения Т. Мальтус решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем. Он выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился Т. Мальтус и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно.

Проблему ограниченности ресурсов Т. Мальтус видел в том, что, во-первых, ресурсы Земли ограничены, а во-вторых, из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) - английский экономист, философ, его главный труд «Основы политической экономии» (1848 г.). Основные положения методологии исследования Дж.С. Милля схожи с классической школой. Специфика его взглядов проявилась в следующем: он отделил законы производства от законов распределения, первые из них постоянны, добавил к изученным законам неизменного общества динамику политической экономии.

Богатство в представлении Дж.С. Милля - это совокупность благ, обладающих меновой стоимостью. К факторам, образующим цену, он относил конкуренцию, мотивируя это тем, что покупатель стремится купить дешевле, а продавец - продать дороже. Капитал - это запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений благодаря постоянному воспроизводству, дополнительные вложения которого при наличии трудовых ресурсов могут привести к расширению производства без определенного предела. Величина прибыли должна быть не меньше суммы процента на капитал, страховой премии и заработной платы по управлению.

Дж.С. Милль исходит из количественной теории денег: увеличение количества денег при образовании запасов или увеличении совокупного дохода не приведет к росту цен. Кредит не увеличивает ресурсы страны, но благодаря ему они все более полноценно используются в производстве. Источник кредита - капитал (денежный), не используемый в настоящее время в производственных целях. Причину торгового кризиса он видел в сокращении кредита, а средства его преодоления - в увеличении предложения кредита.

Взгляды Дж.С. Милля на заработную плату сводятся к следующему: совокупный спрос на труд неэластичен, поэтому следует признать «теорию рабочего фонда», по которой общество располагает стабильным фондом жизненных средств, запасы которых и используют капиталисты для содержания рабочих. Эта теория при проверке временем оказалась несостоятельной.

Идеал общественного устройства Дж.С. Милль видел в достижении людьми полной независимости без ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям, а экономический прогресс связывал с научно-техническим прогрессом, ростом безопасности личности. Он предложил ряд социальных реформ, в частности, введение корпоративной ассоциации, что ликвидирует наемный труд; социализацию земельной ренты при помощи земельного налога и ограничение неравенства при помощи ограничения права наследования.

Таким образом, мы рассмотрели взгляды ведущих представителей классической школы, которую называют классической, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус научной дисциплины.



Похожие статьи