Современная денежная система россии. Общая характеристика денежной системы российской федерации

Современная денежная система России, как и в большинстве других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы РФ определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10 января 2003 г.). Согласно данному Закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

* прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

* установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

* установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. Правительство РФ приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

* банкноты достоинством 5; 10; 50; 100; 500 руб.;

* монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством 1000 руб. Предполагается выпуск банкнот достоинством 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца была приравнена к 1 руб. новых денег образца 1997 г. На этом основании пересматривались цены на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения. Это подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля. Целью проводимой деноминации было решение следующих технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

Денежный оборот. В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающими. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа и накопления, за определенный период времени составляет денежный оборот страны. Последний опосредует товарный и нетоварный обороты, а также перераспределительные операции. Согласно экономическому содержанию понятия денежного оборота можно выделить его составляющие и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота.

Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он включает все безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных с оплатой труда, налоговыми сборами, покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т.п.

Безналичный денежный оборот -- это часть совокупного денежного оборота, заключающегося в использовании безналичных расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90% всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.

Налично-денежный оборот -- это часть совокупного денежного оборота, когда наличные деньги используются как средства обращения и платежа. Он включает все платежи, осуществляемые наличными деньгами, за определенный период времени (год, квартал, месяц). Постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег формирует налично-денежный оборот. Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, а также между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках, частичные расчеты населения с финансово-кредитной системой, в ограниченных размерах платежи между предприятиями. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен равным 60 тыс. руб.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3 -- 8%. Это достигается в результате переводов заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. Зарплату наличными деньгами в США, Англии, Франции, Канаде получают соответственно примерно 1; 10; 10 и 5% населения . Расчеты последнего за товары и услуги в этих странах в основном осуществляются в безналичной форме с использованием чеков, переводов, кредитных и магнитных карточек. В России в переходный период к рынку налично-денежный оборот необоснованно возрос. По данным годовых отчетов Банка России в 1994 г. он составил немногим более 20%, в 1995 г. - 34,2, в 1996 г. - 34,8, в 1997 г. - 36,7, в 1998 г. - 36,9, в 1999 г. - 38,8, в 2000 г. - 37,8, в 2001 г. - 36,6%.

Значительное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства и Центрального банка РФ на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр на новые, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. По состоянию на 1 января 2002 г. в обращении находилось наличных денежных знаков Банка России образца 1997 г. на сумму 624 402,5, млн руб. В общей сумме наличных денег банкноты составляли 99,1%, монеты -- 0,9%.

Выпуск наличных денег в обращение. Этот довольно сложный процесс охватывает различные стороны деятельности Центрального банка РФ. Он складывается из нескольких этапов:

составления прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;

· изготовления денежных знаков и их защиты от фальсифицирования;

· организации резервных фондов денежной наличности;

· транспортирования денежной наличности в регионы РФ;

· собственно выпуска денег в обращение.

Налично-денежный оборот начинается в Центральном банке РФ. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы (ГРКЦ или РКЦ). Из последних они направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам -- юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению), тем самым они поступают в обращение. Часть наличных денег из касс предприятий и организаций может использоваться для расчетов между ними, если стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке. Но большая их часть передается населению в виде различных видов денежных доходов -- заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но их большая часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, приобретение ценных бумаг и лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени, неустоек и т.д. Таким образом, наличные деньги от населения поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий ц организаций, прежде всего предприятий торговли и услуг.

Следовательно, выпуск наличных денег в обращение и изъятие из него происходят постоянно. Они поступают в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Но поскольку одновременно клиенты сдают наличные деньги в операционные кассы банков, то их общее количество в обороте может не увеличиваться. Поэтому нужно различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег».

Под эмиссией принято понимать такой выпуск наличных денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в нем.

В РФ все операции по дополнительному выпуску денег в обращение и изъятие из него производятся в централизованном порядке, т.е. по указанию эмиссионного банка страны -- Центрального банка РФ. Банк России осуществляет эмиссию на основе составления прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

В социалистической экономике налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана Государственного банка СССР. С их помощью осуществлялся баланс денежной и товарной масс, устанавливался размер эмиссии или изъятия наличных денег из обращения. В условиях рыночной экономики эти планы утратили директивный характер, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов кассовых оборотов с целью определения потребности в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, а также размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны.

Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его 1 фактическое исполнение помогают Центральному банку РФ и Правительству РФ точнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции объемов сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, его сокращение. Соответственно в первом случае требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком, а во втором -- их изъятие из обращения.

С 1991 г. банковская система отказалась от директивного кассового планирования и перешла к составлению прогнозов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, регионам и банкам. Они отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевые направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней при составлении прогноза кассовых оборотов заключается в определении изменения наличной денежной массы в обращении и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки. Прогноз кассовых оборотов рассчитывается коммерческими банками, территориальными РКЦ и ГРКЦ Банка России. Они составляются поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления наличных денег превышают выдачи, предполагается их изъятие и обращения в данном квартале или году. В противном случае ожидается эмиссия денег.

Эмиссионная система -- это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионного кассового регулирования денежной массы в регионах; выполняют расчетно-кассовые центры при головных территориальных управлениях Банка России. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе, при его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения Банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются лимиты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.

Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается".

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существует два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

18 сентября 1997 г. правительство Российской Федерации приняло постановление об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и монет. С 1 января 1998 г. Банк России ввел в обращение банкноты и монеты образца 1997 г.:

    банкноты достоинством: 5, 10, 50, 100, и 500 руб.;

    монеты достоинством: 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2 и 5 руб.

С 1 января 2001 г. в обращение введена банкнота достоинством в 1000 руб. В 2003 г. предполагается введение в обращение банкнота достоинством в 5000 руб. С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к одному рублю новых денег образца 1997 г. На этом основании был проведен пересмотр цен на товары, работы и услуги. Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении масштаба цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем "зачеркивания нулей" укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1 января 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (что подтвердилось событиями второй половины 1998 г., когда произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой деноминации было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен.

    Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная действующим национальным законодательством. Денежная система состоит из следующих элементов:

    денежная единица;

    масштаб цен;

    вид денег,имеющих законную платежную силу;

    порядок эмиссии и обращения денег;

    государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Масштаб цен – порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

Под видами денег, имеющих законную силу, подразумеваются формы денег, обращающиеся в стране, которые экономически утвердились и признаются законодателем в качестве законного платежного средства.

Под порядком эмиссии и обращения денег понимаются законодательно урегулированные процессы их обеспечения, выпуска, хранения и изъятия из обращения.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения , подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

    Типы денежных систем выделяют в зависимости от характера различных элементов системы. Денежные системы классифицируются в зависимости от вида денег, находящихся в обращении существуют. Соответственно двум видам денег – полноценные и неполноценные, выделяют два вида денежных систем: металлические денежные системы , в которых в качестве всеобщего эквивалента выступают, как правило, полноценные металлические деньги, и денежные системы, основанные на неполноценных и неразменных на металл деньгах .

    В настоящее время в мире функционируют денежные системы, в которых обращаются неразменные на металл бумажные деньги. К основным отличительным чертам таких денежных систем можно отнести следующие: отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; уход золота из внутренней и международной систем расчетов; выпуск денег в порядке банковского кредитования хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов; развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного; монополизация государством эмиссии наличных денежных знаков; возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

    Золото в настоящее время полностью перестало выполнять денежные функции и может рассматриваться только как товар или финансовый актив, пригодный для накопления. Оно является одной из составляющих золотовалютных резервов государства. Как правило, его доля в золотовалютных резервах невелика; большая их часть приходится на более ликвидный актив – устойчивую свободно конвертируемую иностранную валюту. Золотовалютные резервы страны используются для регулирования устойчивости и стабильности национальной денежной единицы.

    Современная денежная система России, также как и денежные системы большинства других стран, основана на не разменных на золото деньгах. Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно данному закону официальной единицей Российской Федерации является рубль , который равняется 100 копейкам. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается". Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве.

В рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно-денежные отношения, деньги играют исключительную роль. Их часто называют языком рынка, так как с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения или средства платежа. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала.

Денежная система – это исторически сложившаяся и закрепленная законом форма организации денежного обращения в государстве. Ее формированию и функционированию способствует банковская система. Национальная денежная система является неотъемлемым атрибутом экономики любого цивилизованного государства.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы, которая включает следующие элементы:
- наименование денежной единицы и ее частей;
- масштаб цен;
- виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;
- структура денежной массы;
- эмиссионный механизм;
- виды и порядок обеспечения денежных знаков;
- структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;
- порядок установления валютного курса;
- государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить его. Денежными единицами являются, например, в США - доллар, в Японии - иена, в ряде европейских государств - евро, в Китае - юань, в России - рубль и т.д.

Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на весовом количестве денежного (драгоценного) металла в денежной единице. Сейчас масштаб цен складывается под влиянием спроса и предложения.

Виды денег - это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении и являются законными платежными средствами. Прежде всего, это кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Структура денежной массы – рассматривается либо как соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:
- предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;
- кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
- выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Банки осуществляют обеспечение выпускаемых в оборот денежных знаков за счет находящихся в их активах следующих средств: товарно-материальные ценности, драгоценные металлы , свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги и другие обязательства.

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка – определение и установление курса иностранной валюты к национальной. Она позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как на валютном рынке постоянно меняются спрос и предложение. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

ТИП ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег - полноценные деньги или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем:
- системы металлического обращения;
- системы обращения денежных знаков.
Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя драгоценными металлами - золотом и серебром. Эта система характеризуется свободной чеканкой монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены драгоценных металлов. Эта система существовала в XIV-XVII вв. Известны три ее разновидности:
- система параллельной валюты - соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;
- система двойной валюты - государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
- система «хромающей» валюты - золотые и серебряные монеты были законным платежным средством, но не на равных условиях. Серебро выполняло роль заместителя золотых монет в обращении, а также использовалось в качестве разменной монеты.

Однако биметаллическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра, противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце 19 века и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище.

Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму. Монометаллизм представляет собой денежную систему, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Одновременно с металлическими деньгами в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на денежный металл. Истории известны серебряный и золотой монометаллизм.

Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843 - 1852 гг., в Индии в 1852 - 1893, в Голландии в 1847 - 1875 гг. В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839 - 1843 годов. Денежной единицей стал серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение.

Внедрение системы золотого монометаллизма обусловлено становлением и развитием единого мирового рынка, поскольку усиление внешнеэкономических связей требовало стабильности от обслуживающих их национальных валют. Одной из прямых предпосылок внедрения государствами золотого стандарта явилось накопление золотых резервов. Золотой монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов.

При золотомонетном стандарте золото выполняет все функции денег, в обращении находятся как золотая монета, так и знаки золота; производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота; золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости. С началом Первой мировой войны золотомонетный стандарт прекратил свое существование в большинстве стран.

При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в слитках (не на золотые монеты), причем с определенными ограничениями. А именно, продавались стандартные слитки золота весом около 12 кг, поэтому их могли приобрести лишь сравнительно богатые держатели средств. Этим предотвращалось рассредоточение золотого запаса среди мелких владельцев. Таким образом, золото постепенно вытеснялось в оптовый оборот.

Особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно-конвертируемых валют.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты были оформлены межгосударственными соглашениями, достигнутыми на международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Эта конференция определила статус резервной валюты (резервного девиза). Резервными валютами в этот период были признаны фунт стерлингов и доллар.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 годов золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размером денежной эмиссии. После распада Британской империи роль резервной валюты закрепилась за долларом.

В 1944 году был утвержден устав Международного валютного фонда и установлена фиксированная цена золота - 35 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма). Таким образом, был установлен золотодолларовый стандарт.

В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 года официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил существование. Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам. Ямайская международная конференция, соглашения которой были введены в 1976 -1978 годах, юридически закрепила демонетизацию золота, что нашло выражение в следующем:
- отменена официальная (фиксированная) цена золота;
- отменено золотое содержание денежных единиц стран; - золото исключено из расчетов между Международным валютным фондом и его членами.

С 30-х годов ХХ века в Западных странах формируется система обращения номинальных денежных знаков, при которой денежный товар функционирует не в монетной форме, а в форме бумажно-денежного обращения и чисто банкнотного обращения. В современных денежных системах банкноты сохраняют кредитную природу, но подчинены законам бумажно-денежного обращения.

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран. Очевидные преимущества таких систем, связанные в первую очередь с удобством и экономичностью обращающихся денег, способствовали их повсеместному распространению.

Основными чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются:
- децентрализация денежного оборота между разными банками;
- разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности;
- создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования, который носит экономический характер;
- централизованное управление денежной системы через аппарат центрального банка.

Особенности функционирования бумажно-кредитных денежных систем

Денежные знаки в бумажно-кредитных (фидуциарных) денежных системах не являются представителями общественного материального богатства. Такие денежные системы сформировались в результате демонетизации золота. Выделяют три вида фидуциарных денежных систем:
- переходные (сочетают металлическое и бумажное обращение);
- полный фидуциарный стандарт;
- электронно-бумажные денежные системы.

В настоящее время в большинстве стран происходит переход к электронно-бумажным денежным системам. Характерные особенности таких систем следующие:
- выпуск денег в порядке банковского кредитования субъектов экономики и под прирост официальных золотовалютных резервов;
- развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного;
- монополизация эмиссии наличных денег государством в лице эмиссионного банка;
- преобладающее развитие в системе безналичного денежного оборота электронных денежных платежей;
- на базе «сетевых денег» (software-based / network-based systems) - денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров, и с помощью специального программного обеспечения осуществляется ее перевод по электронным коммуникационным сетям (электронные платежные системы эмиссионных банков, платежи в сети Интернет);
- возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

Особенности современной российской денежной системы

Денежная система России находится в постоянном развитии, отражая современные экономические и политические реалии. Ее особенность – жесткий централизм управления этой системой. Основные элементы денежной системы России:
1. Национальная денежная единица - рубль и его составная часть - копейка (1 рубль = 100 копеек).
2. Виды денег в обращении - банковские билеты (банкноты) и разменная монета (такая структура сложилась с 1991 года, когда из обращения были выведены казначейские билеты).
3. Национальная эмиссионная система России – монопольное право Банка России на эмиссию денег в обращение, закрепленное в настоящее время в Федеральном законе Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эмитированные в обращение банкноты Банка России обеспечиваются совокупностью обязательств перед ним самим.
4. Национальный аппарат, осуществляющий поддержку и регулирование денежного обращения – монополия Центрального банка по всем вопросам, связанным с эмиссией денег и организацией их обращения на территории России.

Денежная система и денежное обращение функционируют согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, который определил их правовые основы. Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль. Законом запрещено введение других единиц денег, а также не требуется соотношения между рублями и золотом. Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны. Виды денег, имеющие силу в РФ – это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений. В РФ в обращении находятся наличные деньги (и монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений). Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля. Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др. Центробанк утверждает образцы денежных знаков. Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации.

Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоя­тельностью, также входит в денежную систему страны.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 года в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения. Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

  • прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

По методологии расчета, принятой в 1998 году, в состав денежной массы не включают­ся данные по кредитным организациям с отозванной лицензией. Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, хранящихся в банках. Не включаются депозиты в иностранной валюте.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр.

Кассовое обслуживание - одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назна­чению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе - лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег я обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Структура приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов - эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получат наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в вице записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

  1. Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  5. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридически­ми лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Относительно новыми для России являются расчеты платежными требованиями-поручениями. В СССР особенно широко применялись и существуют сейчас расчеты путем зачета взаимных требований. В настоящее время эти расчеты могут осуществляться через клиринговые палаты (центры).

До 1992 года широко использовалась акцептная форма расчетов. Однако она имеет существенный недостаток, поскольку не гарантирует поставщику получение оплаты. В 1992 году было введено Положение о безналичных расчетах, согласно которому расчеты платежными требованиями были отменены. Вместе с тем эти платежные документы могут быть использованы с согласия сторон.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Исходя из законодательства общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах ее субъекта.

Указанием Центрального банка от 3 декабря 1997 года № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» установлено, что платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации начиная с января 1998 года должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-98 (класс «Унифицированная система банковской документации»). За нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Особенности денежного обращения

Кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.

Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 года Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов.

Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции - среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

Одним на основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Темпы инфляции были подавлены: в 1997 году они составляли менее 1% в месяц. Снизились темпы прироста денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений, а именно:

1. Расстройством функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами - платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означал, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран.

Происходила утечка российской валюты с традиционных рынков СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 году составили лишь 0,5 в общем объеме кредитных ресурсов стран СНГ. В итоге снизился спрос на национальную валюту России, что обострило проблему введения конвертируемости рубля.

2. Расстройством платежно-расчетной системы в процессе проведения реформ, а также заменой старой системы, рассчитанной на обслуживание потребностей централизованной плановой экономики, на новую.

К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре суммарной просроченной задолженности, доля которой равна половине суммарной задолженности по обязательствам, 96,6% приходится на кредиторскую задолженность поставщикам, бюджету и т.д., а 4,4% - по кредитам банков и займам.

Значительное влияние на расстройство платежно-расчетной системы оказывали бартерные сделки, в результате которых бюджет страны недополучает десятки триллионов рублей доходов. К этому следует добавить внебанковский оборот, основу которого составляла так называемая «теневая экономика». Все это приводило к нарастанию потребности в денежных средствах организованного оборота.

Уровень официальной монетаризации ВВП в России в 1997 году оценивался лишь в 12-13% при нормальном соотношении – 20-25%, а в экономически развитых странах – 60-80%. Это ограничивало возможности платежной базы России для расчетов с бюджетом по налогам.

3. Расстройством функции национальной валюты как средства сбережения, обусловленное тем, что преобладающая часть денежной массы (как наличной, так и безналичной) представляли собой средства текущего оборота, а функцию сбережений долгосрочного характера выполнял доллар. Только за 1996 год доля денежных доходов населения, используемых на приобретение валюты, выросла с 13,5% в январе до 20% в декабре, в то время как накопления во вкладах и ценных бумагах снизились за этот период с 7% до 3,3%. Лишь за 1995 - 1996 гг. прирост наличной иностранной валюты у физических лиц составил более 25 млрд. долл.

Правительство и ЦБ РФ неоднократно предпринимали меры по ограничению сферы обращения иностранной валюты в стране, однако они принесли ожидаемые результаты только с началом 2000-х годов, когда в стране, на фоне растущих цен на энергоносители, начался стабильный экономический рост.

Меры, проводимые правительством, позволили значительно сократить «теневой сектор», свести к минимуму бартерные сделки, уменьшить объем наличной иностранной валюты в экономике. Однако проблемы остаются – это и высокая инфляция и по-прежнему высокая доля наличных денег в обращении, а также использование доллара, как средства сбережения.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Российским законодательством запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, определена ответственность лиц, нарушающих единство денежных отношений. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России.

Деньги существовали и существуют всегда. Новые деньги поступают в оборот из банков, создающих их в результате кредитных операций. Поэтому кредитный характер денежной эмиссии является одним из основополагающих принципов организации денежной системы государства. Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег" - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться.

Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате происходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике Центральные банки.

Под эмиссией денег понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

В условиях рыночной экономики эмиссионная функция разделяется:

эмиссия безналичных денег (производится системой коммерческих банков); эмиссия наличных денег (осуществляется государственным Центральным Банком).

При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Регулирование денежного обращения в РФ возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк Росси, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения и должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию наличных денег.

Обязанности Банка России:

1) Прогнозирование и организация производства, перевозок и хранение

Банкнот и монет, а также создание их резервного фонда;

  • 2) Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • 3) Определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
  • 4) Разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Роль Центрального Банка Российской Федерации состоит том, чтобы посредством присущих ему функций и операций добиться рационализации денежного оборота. Существенной деятельностью Банка России является обеспечение покупательной способности денежной единицы. Цель его функционирования - это не только монетизация валового внутреннего продукта, но и скорость обращения денег, полнота их прохождения через каналы банка, минимизация использования денежных суррогатов. В свою очередь эмитирование платежных средств это не только их влияние на стабильность рубля, но и на эффективность производства и обращение продукта. Банк России ограничивает свою цель борьбой за укрепление покупательной способности рубля. Таким образом он не реализует в полном объеме свою роль в экономике. Кредитные инструменты регулирования слабо представлены в денежно - кредитной политике Центрального Банка Российской Федерации.

Для поддержания устойчивости денежного оборота, Центральный банк должен использовать комплекс инструментов:

  • - Осуществлять надзор и контроль за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
  • - Контролировать функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте.

Свойствами современной денежной системы являются:

  • 1) Отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото;
  • 2) Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;
  • 3) Преобладание безналичного оборота;
  • 4) Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать выводы что, официальной денежной единицей Российской федерации является рубль. Исключительное право выпуска наличных денег, организация и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежит Центральному Банку России. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возлагается на Банк России, и осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством.



Похожие статьи