Когда построили мгу на воробьевых горах. Здания мгу

Главное здание МГУ (Московского государственного университета) им. Ломоносова на Воробьевых горах является городком в большом городе, со своими магазинами, музеями, общежитиями для студентов, столовыми, поликлиникой, парикмахерской и огромной библиотекой. Именно в этом здании находится самое большое учебное заведение в России.

С середины XX века главное здание МГУ входит в перечень сталинских высоток. Высота здания МГУ им. Ломоносова со шпилем составляет около 240 метров и включает в себя 34 этажа в центральном корпусе. Оно поистине имеет колоссальные размеры, которые впечатляют своими величественными формами. Строительство здания началось в 1949 году и длилось 4 года. За время работ проект сменил многих архитекторов. Первым из них был Б.М. Иофан, которого практически сразу сместили с должности из-за разногласий с партийными работниками. Далее планировкой сооружения занимались такие мастера архитектурного дела, как Чернышев, Руднев, Хряков, Наносов. Скульптурным оформлением фасадов здания МГУ им. Ломоносова руководила В. И. Мухина.

Статуя Ломоносова.

Изначально вместо шпиля планировали установить статую Ломоносова по примеру здания Дворца Советов, и фигура ученого должна была иметь высоту около 40 метров. Такой проект отвергли, так как это придало бы строению вид огромного пьедестала для маленькой фигуры, в которой снизу вряд ли кто-то узнал бы выдающуюся личность. В результате, верхушку здания увенчал шпиль высотой 58 метров с золотыми колосьями и звездой. Впоследствии статую Ломоносова расположили напротив центрального входа в здание МГУ .


Шпиль на здании МГУ им. Ломоносова.

Когда смотришь на шпиль, кажется, что он сделан из настоящего золота, но это не так. Золото — «мягкий» металл, под воздействием ветра и осадков он быстро пришел бы в негодность, да и стоимость такого украшения здания была бы достаточно велика. На самом деле шпиль, колосья и звезда выполнены из желтого стекла в виде мелких пластин.


С третьего по восьмой этаж здания занимает геологический факультет. С 12 по 16 этажи расположился математический факультет, а с 17 по 22 – географический. Ректораты находятся на 9 и 10 этажах. Далее 24 и 31отведены под музей землеведения, отсюда ходит лифт на верхние этажи. 30,31и 34 этажи имеют техническое предназначение, на 32 находится круглый зал для заседаний, а на 33 – галерея под куполом. Именно на 34 этаже расположен вход в шпиль. Что находится внутри шпиля, никто не знает, но некоторые историки считают, что в сталинские времена в самом шпиле были помещения, которые принадлежали КГБ и использовались для наружного наблюдения, и что вроде бы оттуда хорошо просматривалась дача Сталина.

Как велось строительство главного здания МГУ им. Ломоносова.

Строить главное здание Московского государственного университета им. Ломоносова должны были комсомольцы, но мало кто знает, что работы велись заключенными, которые имели строительные специальности, и их насчитывалось более 14 тысяч человек. Как правило, это были люди, осужденные по бытовым статьям: политзаключенных в привозить боялись. В деревне Раменки выделили землю, где на скорую руку соорудили бараки и по периметру лагеря расставили вышки для охраны. На стройку заключенных возили под конвоем грузовыми машинами, а под конец их расселили на 24 и 25 этажах, чтобы экономить на расходах по перевозке. Параллельно строительству здания велись работы по облагораживанию территории вокруг главного здания МГУ им. Ломоносова. Разбивались парки, агроботанические сады. Были вырыты 20 экспериментальных прудов, в которых впоследствии рыбное хозяйство выращивало рыбу. Также были построены два спортивных зала и 11 санитарно-технических сооружений. Торжественный митинг по открытию главного здания Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова состоялся 1 сентября 1953 года, и храм науки открыл свои двери для студентов.


На Воробьевых горах бывал каждый, кто хоть раз посещал Москву. Так же, как все дороги ведут в Рим, - туристические тропы приводят посетителей столицы прямиком к главному зданию МГУ.

Образ высотки МГУ знаком каждому россиянину: недаром именно она изображена на знамени Москвы среди остальных ее символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя.



Сложно поверить, но всего 60 лет назад на Воробьевых горах было пустынно: никакой высотки там не было и в помине. Главное здание МГУ было построено всего через 8 лет после окончания страшной, кровопролитной войны, - и стало символом нового, просвещенного времени.

Как и все высотки, главное здание МГУ планировалось как строение с замкнутой бытовой инфраструктурой: в нем должно было быть все необходимое для осуществления жизнедеятельности без отрыва от учебного (и преподавательского) процесса. Сама идея высотки имела и своеобразный социально-философский смысл – посредством проживания в одном пространстве студентов, докторов наук и ректора она представляла собой «вертикаль знаний» и символизировала все те высоты, которые можно достичь.
Все известные московские высотки того времени в числе семи были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой восьмисотый юбилей. "Отец народов" счел символичным то, что столица пересекает рубеж девятого столетия, устремляясь в небеса. Но это, так сказать, «романтическая» часть истории, а факты же говорят о том, что в 1948 году московский горком партии посмел вступить в полемику с самим Сталиным: по мнению представителей ЦК, возведение высотки требовало большого количества лифтов, а это, дескать, нерационально, дорого и неэффективно. Сотрудники ЦК настаивали на здании не выше четырех этажей, архитекторы стояли на том, что высотка на возвышении Воробьевых гор будет смотреться выигрышнее, нежели приземистое, растянутое вширь здание. Спор рассудил Сталин, который объявил, что здание на Воробьевых горах должно быть в высоту не менее двадцати этажей – «издалека чтоб его видели». Спорить с отцом народов было опасно, - и вскоре появился первый проект здания под авторством Бориса Иофана.

Иофан предложил построить высотку над самым обрывом Ленинских гор, - а это было весьма опасно по причине возможных оползней. Архитектор был отстранен и на его место заступил Руднев, который просто перенес проект вглубь территории. Кстати, то место, на котором настаивал Иофан – это широко известная сегодня смотровая площадка.

В одном из первых эскизов здание МГУ предлагалось увенчать статуей человека с поднятыми в небо руками: по мнению архитекторов, это должно было символизировать тягу к знаниям. Но Сталин распорядился, чтобы вместо статуи был сооружен высокий шпиль: это должно было связать здание МГУ с оставшимися шестью высотками, строительство которых велось примерно в то же время.

Первый камень высотки был заложен ровно за 12 лет до первого полета в космос – 12 апреля 1949 года. Найдено интереснейшее архивное видео о строительстве МГУ. Если у вас есть полчаса, выделите время:

Над строительством здания МГУ трудились заключенные: для этого был выпущен специальный приказ о досрочном освобождении зэков, которые сидели по бытовым статьям. Главным требованием освобождения было наличие строительной специальности. «Счастливчики», кстати, освобождались условно: они отбывали все тот же размер срока заключения, но в иной форме.

Для проживания заключенных в районе Раменок был построен трудовой лагерь со сторожевыми вышками; уже позднее, в конце строительства, для минимизации транспортных затрат, заключенных поселили на 24 и 25 этажах высотки. Естественно, многие пытались сбежать: так, в народе ходит байка о зэке, который соорудил дельтаплан из фанеры, забрался с ним на вершину недостроя и улетел в направлении Лужников.

Здание МГУ вплоть до 1990 года держало пальму первенства по высоте: оно являлось самым высоким строением Европы, с учетом шпиля имея высоту в 240 метров. После 90-го года его сменил знаменитый франкфуртский небоскреб «Мессетурм». В Москве здание выше МГУ было построено только в 2006 году: им стал высотный жилой дом «Триумф-палас», высота которого равнялась 264,1 метра.

Сегодня именно на главном здании МГУ находятся самые большие в столице часы: они располагаются на боковой башне. Диаметр циферблата составляет почти девять метров, а длина минутной стрелки превышает четыре метра: это в два раза больше, чем стрелка кремлевских курантов. Кстати, уже в 1957 году все часы на высотке МГУ были переведены на работу от электрического двигателя.

Может казаться, что шпиль с звездой и колосьями имеют позолоченное покрытие; однако это не так. От осадков и ветра позолота бы очень быстро пришла в негодность. На самом деле навершие главного здания МГУ покрыто пластинами желтого стекла, внутренняя сторона которых облицована алюминием.

Есть история, гласящая, что на одном из многочисленных подземных этажей высотки лежит пятиметровая статуя Сталина, отлитая из бронзы: она должна была стоять перед входом в Главное здание. Но ввиду событий 1953 года монумент так и остался лежать в закромах строения.

Еще одна байка рассказывает о том, что изначально на месте МГУ в царское время планировалось строительство Храма Христа Спасителя, - но проект не был реализован, так как слабые грунты не могли удержать столь крупное здание.

Решение якобы нашли сталинские архитекторы: они вырыли яму под фундамент, залили ее жидким азотом и смонтировали в подвалах здания холодильные установки. Этот слух нашел множество опровержений в первую очередь из-за нецелесообразности подобных действий.

Кстати, у Храма Христа Спасителя есть еще кое-что общее с высоткой МГУ: снятые при разрушении собора колонны из малахита были подарены Берией Московскому университету. Сейчас они находятся в кабинете ректора; впрочем, говорят, что малахитовые колонны – это не единственное, что МГУ унаследовало от Храма Христа Спасителя.

Есть множество интересных историй, связанных с высоткой МГУ, некоторые из них основаны на реальных событиях, другие – не более чем плод воображения. К примеру, совсем недавно был рассекречена существующая линия метрополитена, ведущая в аэропорт Внуково. Наверняка МГУ таит в себе еще много загадок, - и удивит нас еще не раз.

Главное здание Московского государственного университета имени Ломоносова – это не только один из символов сталинской эпохи. Это один из символов российской столицы и здание, которое долгое время удерживало рекорд как самая высокая постройка не только в России, но и во всей Европе.

Главное здание МГУ входит в список семи сталинских высоток и возглавляет его как самая высокая постройка. Изначально проектировкой здания занимался архитектор Борис Иофан, однако позднее был отстранен от работы и заменен Л.Рудневым. Именно его группа продолжила работу над созданием высотки. Все дело в том, что по проекту Иофана здание должно было располагаться прямо над обрывом Ленинских (ныне – ) гор, и в случае оползня катастрофа была бы неизбежной. Специалисты убедили Сталина в необходимости возвести сооружение подальше от обрыва, а это никак не вязалось с проектом Иофана. Неуступчивость архитектора стоила ему работы.

О строительстве главного корпуса МГУ бытует немало легенд. Одна из них – привлечение к работе заключенных. Одни источники утверждают, что это были советские заключенные, другие же склоняются к мнению, что Сталин опасался доверять такую работу «зэкам – предателям Родины», поэтому использовал в качестве рабочей силы немецких военнопленных.

Немного числовых данных. Главное зданием МГУ, постройка которого заняла пять лет (1949 – 1953 гг.), насчитывает 34 этажа плюс балкончик под шпилем и как минимум три подвальных помещения. Ходит легенда, что в одном из подвалов хранится пятиметровая бронзовая статуя Сталина, которую планировали установить перед входом в здание, но так и не установили. Высота сооружения – 183,2 м, со шпилем – 240 м, высота над уровнем моря – 194 м.

В центральном секторе (он же сектор «А») расположены географический, геологический и механико-математический факультеты, актовый зал и ДК МГУ, Музей землеведения, научная библиотека, зал заседаний и администрация. На балкончике под шпилем располагалась смотровая площадка, на которую раньше мог попасть любой желающий. Однако, ее пришлось закрыть из-за большого количества несчастных случаев и самоубийств. Ныне попасть сюда могут студенты и профессора, имеющие специальный пропуск – здесь оборудовали лабораторию тропосферных исследований. Таким образом, закрытый для посторонних 35-й этаж МГУ получил неофициальное «звание» высшей точки отечественной науки. Те, кому повезет попасть сюда без специального разрешения, обойдя кодовый замок, могут насладиться потрясающим видом на Москву.

Боковые сектора состоят из жилой зоны (квартиры для профессоров, общежития для студентов и аспирантов), поликлиники, спортивного центра. При проектировке здание предусматривалось как комплекс с замкнутой инфраструктурой, в котором имелось все необходимое для учебы, досуга, быта. То есть, теоретически студент мог вести здесь полноценную жизнь все годы обучения, не покидая пределы университета.

На сегодняшний день главный корпус МГУ является памятником истории и архитектуры, одной из главных достопримечательностей Москвы и фактически символом российской науки. Кроме того, стены здания нередко используют для лазерных и световых представлений. Так, в 1997 году французский композитор, аранжировщик и шоумен Жан-Мишель Жар порадовал москвичей и гостей столицы необычным лазерным шоу, а в 2011 году состоялось 4D-шоу «Альфа», в рамках которого французский скалолаз Алан Робер по прозвищу «Человек-паук» совершил восхождение на главный корпус МГУ.

З дание Московского государственного университета - одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма . Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе - лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше - жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды . На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен - 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х . Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта главного здания . Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания - два километра; той, что короче, - 850 метров.

Целый город в одной высотке . В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы» . При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок - ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города - арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина» , Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа . Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя , собор Василия Блаженного , памятник Петру I и Шуховскую телебашню .

Альтернативные варианты скульптурного оформления . Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались - посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной , как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница» , но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны . Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени - около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе - создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса - Михаилу Ломоносову - выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций . При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание - результат труда десятка тысяч человек . Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.



Похожие статьи