Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС , Федеральный резерв, Fed) - это специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой США. В ФРС входят (FRB), расположенных в крупнейших городах США, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый Президентом США , Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является «Закон о Федеральном резерве». В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.
Money For Nothing - Liberty Street Films
, 2013 (Trailer, оригинал с Ютуба удаляют..):
Высшее руководство и Глава ФРС
Руководящим органом ФРС является в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения Сената. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий. Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.
Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий.
С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимал . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу ФРС Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.
6 января 2014 года Сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке.
Who owns the Federal Reserve?:
Банки Федеральной резервной системы ФРС США
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых « », которые созданы на основе «Закона о Федрезерве» и составляют основу структуры ФРС США. Региональные отделения географически расположены в двадцати пяти филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры:
- Бостон;
- Нью-Йорк;
- Филадельфия;
- Кливленд;
- Ричмонд;
- Атланта;
- Чикаго;
- Сент-Луис;
- Миннеаполис;
- Канзас-Сити;
- Даллас;
- Сан-Франциско.
Двенадцать банков ФРС имеют статус самостоятельного юридического лица, но они отчитываются и подчиняются назначаемому Президентом США и одобряемому Сенатом США Совету управляющих ФРС.
Основными функциями федеральных резервных банков являются:
- Устанавление учётных ставок с разрешения Совета управляющих ФРС;
- Отслеживание состояния местных экономических и финансовых учреждений;
- Предоставление финансовых услуг правительству США и другим депозитариям.
Функции ФРС
Текущими функциями Федеральной резервной системы ФРС США являются:
- Выполнение обязанностей США;
- Поддержание баланса между интересами и общенациональными интересами;
- Обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
- Защита кредитных прав потребителей;
- Управление денежной эмиссией (нередко с конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
- Обеспечение стабильности финансовой системы США, контроль системных рисков на
Федеральная резервная система (Federal Reserve System) – это специально уполномоченное государством независимое федеральное агентство, которое выполняет функции центрального банка, а также контроль деятельности коммерческих банков Соединённых Штатов Америки. В структуре ФРС работает 12 федеральных резервных банков, которые расположены в крупнейших городах Америки, примерно 3000 коммерческих банков, которые имеют статус «банков-членов», Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, а также консультационные советы. ФРС работает на основе Закона о Федеральном резерве, а значит, подконтрольна государству, но с другой стороны FRS – это акционерное общество частной формы собственности, акции которого имеют свой особый статус.
ФРС в структуре государственных органов США
С позиции управления, ФРС – это независимый орган, который работает в составе правительства Соединенных Штатов Америки и выполняет функции Центрального банка, пользуясь полномочиями, делегированными Конгрессом США. Независимость FRS обеспечивается тем, что ее решения, в том числе, в сфере кредитно-денежной политики (определение размера учетной ставки) не требуют одобрения Конгрессом и Президентом США. ФРС не финансируется Конгрессом, а срок полномочий любого из членов Совета управляющих ФРС охватывает сразу несколько сроков полномочий членов Конгресса и Президента. С другой стороны ФРС подконтрольна Конгрессу США, который анализирует деятельность ФРС, заслушивает отчеты Управляющего и может изменить функции ФРС путем принятия дополнений и изменений к Закону о Федеральном Резерве.
История ФРС начата еще в 1791 году, когда Александром Гамильтоном в 1791 был создан Первый банк Соединённых Штатов, на который были возложены функции Центрального Банка США. Полномочия указанного органа не были продлены в 1811 году и вместо него в 1816 году был образован Второй банк США, который просуществовал до 1836 года и был упразднен в связи с критикой президента Эндрю Джексона. В период с 1837 по 1862 гг. в США не существовало Центрального регулятора. Этот период времени называют «эрой свободных банков», которая просуществовала с 1862 до 1913 гг. однако после серии банковских паник, прошедших в 1873 г., 1893г. и 1907 г. опять возник вопрос о создании Центрального Банка, который бы регулировал банковскую систему США. Поэтому в 1913 году была создана Федеральная резервная система (изначально созданный регулятор получил название Третий Центральный Банка США). Закон о Федеральном резерве, который регламентирует функции и полномочия ФРС был принят Конгрессом в 1913 г.
Федеральная Резервная система в текущее время выполняет следующие функции, которые определены Законом о Федеральном Резерве:
- Выполнение функций Центрального Банка.
- Регулирование баланса между интересами частных банков и государства.
- Обеспечение надзора и регуляции банковских учреждений.
- Защита прав потребителей банковских услуг.
- Управление денежной эмиссией.
- Обеспечение стабильности работы финансовой системы США.
- Предоставление финансовых услуг для депозитариев (включая правительство США и иностранные официальные учреждения).
- Участие в системе международных платежей.
- Участие в системе внутренних платежей.
- Устранение проблем с ликвидностью.
Выполнение ФРС возложенных на нее полномочий осуществляется через следующую структуру субъектов, которые входят в ее состав:
- 12 региональных федеральных резервных банков - предоставляют банковские услуги для федерального правительства и депозитных учреждений. Указанные банки обслуживают счета депозитарных институтов, обеспечивая: инкассацию чеков, электронные переводы, распределение и сбор наличных средств. Одновременно региональные резервные банки играют роль фискальных агентов, которые управляют денежными фондами государства (обслуживают счета государства, обеспечивают государственные расходы, хранят государственные резервы, управляют внешними и внутренними государственными долгами).
- Банки-члены - это банки, которые подписаны на акции региональных федеральных резервных банков в объеме 6 процентов от их капитала. В соответствии с Законом, за эти акции банки-члены получают ежегодные дивиденды в размере 6% и имеют право принимать участие в выборе членов совета директоров региональных резервных банков.
- Национальные банки - те банки, которыми получен чартер (разрешение на осуществление кредитно-финансовой деятельности) от федерального правительства. Указанные банки в соответствии с Законом о ФРС также входят в состав Федеральной Резервной системы и имеют право на осуществление деятельности на всей территории США.
- Банки штатов - это банки, которые зарегистрированы властями штата США и ведут операции только в пределах указанного штата.
- Совет управляющих ФРС - федеральный орган власти, который состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США с последующим утверждением Сенатом.
- — Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС.
Состоит из:
- потребительского консультативного совета
- консультативного совета общества депозитарных институтов
- федерального консультационного совета
- Совет управляющих ФРС — структура, которая руководит деятельностью всей Федеральной резервной системы. В состав Совета входит 7 членов, назначаемых Президентом США с последующим одобрением сената. Члены Совета осуществляют свои полномочия 14 лет без права их продления. Каждый новый член совета назначается каждые 2 года. Поэтому президент за один срок выполнения своих полномочий не может назначить более 2 членов Совета.
Совет управляющих возглавляет и заместитель, которые выбираются Президентом США из семи членов Совета каждые 4 года. При этом, Законом о ФРС предусмотрено право президента уволить любого из членов Совета.
Особенности ФРС как центрального банка
ФРС по своей сути – это государственный орган с частной формой капитала, который формируется за счет продажи акций региональных резервных банков в пользу банков-членов (коммерческие банки, которые не имеют права голоса, но имеют полномочия участвовать в процессе назначения на должность управляющих региональных резервных банков). В этом плане США существенно отличаются от регуляторов других стран, где капитал регулятора принадлежит государству полностью либо является акционерным, но с обязательной долей в нем государства.
Ценные бумаги федеральных резервных банков, которые получают банки-члены в обмен на резервный капитал невозможно продать и обменять. По указанным акциям выплачиваются фиксированные дивиденды - 6 % в год, которые не зависят от размера прибыли самого ФРС.
ФРС осуществляет эмиссию денег в США, которую в большинстве использует на покупку обязательств казначейства США. И, по сути, все обменные операции с американскими долларами – это операции, которые основаны на доверии к правительству США, а также финансовой системе Америки.
Кроме дохода по облигациям Госказначейства, ФРС получает доходы от депозитов, платежных операций и операций с ценными бумагами.
Правление и члены ФРС не являются государственными служащими, однако размер их вознаграждения устанавливается Конгрессом США. К примеру в 2008 году годовое жалование председателя Совета ФРС составляло 191 300 долларов, а остальных членов- 172 200 долларов.
При этом, после выплаты всех зарплат, фиксированных дивидендов по акциям, остаток прибыли ФРС перечисляет в Госказначейство, которое оприходует указанную сумму в качестве доходов бюджета.
К примеру, в 2010 году ФРС был получен доход в размере $81,689 млрд., из которого 1,583 млрд. было выплачено, как дивидендный доход банкам-членам, а в доходную часть американского бюджета направлено 79,268 млрд.
Самостоятельность ФРС
Широкая автономия ФРС в принятии решений балансирует между подотчётностью регулятора и проверяемостью его деятельности.
Закон о Федеральном резерве заставляет ФРС ежегодно отчитываться перед Конгрессом США о результатах своей деятельности. При этом, деятельность региональных банков ФРС ежегодно проходит аудит Счётной палаты, а также крупных независимых аудиторских фирм национального масштаба. В поле зрения аудита попадают также и операции ФРС на открытом рынке и ее международные транзакции.
Ну а теперь, в окончание изложения официальных данных о ФРС, хотелось бы обнародовать мнения большинства аналитиков и экспертов со всего мира, касающиеся Федеральной Резервной Системы и ее функционирования.
- ФРС – частное предприятие. Как уже было сказано выше, ФРС не является государственным учреждением. Это Центральный Банк, который находится в частной собственности и принадлежит 12 банкам, которые входят в структуру ФРС. Кто в действительности управляет ФРС доподлинно не известно.
- ФРС – вечный двигатель для создания госдолга. Согласно сложившейся практике, чем больше денег в бюджете США, тем больше внешний долг Штатов. При этом, если правительству Соединенных Штатов нужны средства, оно обращается в ФРС. Далее правительство выпускает трежерис, которые выкупает ФРС и получает взамен доллары. Откуда берутся деньги ФРС? Федеральная Резервная Система их печатает. Таким образом, американские доллары не является собственностью США – их выпускает частная корпорация для того, чтобы одолжить правительству США.
- ФРС обесценивает доллар. После того, как Бен Бернанке стал во главе ФРС, ставка рефинансирования снизилась почти до нуля, а, начиная с 1900 г. доллар США потерял около 96% собственной стоимости. При этом, основные потери начались после того, как в 1913 г. была создана ФРС. Предложение денег постоянно растет, а уровень производства остается почти неизменным… Побочным эффектом непрекращающейся эмиссии является инфляция, которая постоянно «подтачивает» экономику США.
- ФРС лично решает кого спасать, а кого нет. Во время финансовых кризисов ФРС помогает банкам. При этом самолично решает, кому помочь, а кому нет. Благодаря своей ограниченной подотчетности, одобренной самим Конгрессом, ФРС может выдавать займы, составляющие триллионы долларов, направо и налево.
- ФРС создает идеальные условия для финансовых пузырей. Абсолютное большинство финансовых экспертов сходятся во мнении, что большинство финансовых кризисов, которые начинались в США, стали возможны исключительно благодаря монетарной политике ФРС. Это факт.
В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве . В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .
С февраля 2006 года пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.
6 января 2014 года сенат США утвердил предложенную президентом Бараком Обамой кандидатуру Джанет Йеллен на пост главы Федеральной резервной системы. В течение последних двух лет Йеллен работала заместителем Бена Бернанке .
Подобно Бернанке, Йеллен имеет репутацию «голубя» среди экономистов. Это означает, что приоритетом для неё является создание новых рабочих мест, а не борьба с инфляцией.
Йеллен стала ведущим кандидатом на пост главы ФРС после того, как в сентябре бывший министр финансов Ларри Саммерс снял свою кандидатуру, столкнувшись с оппозицией со стороны либерального крыла в Демократической партии.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Федеральная Резервная Система. 1 часть. Устройство ФРС
✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка?
✪ История Дома Ротшильдов и создания ФРС США
✪ Центробанк России и ФРС США. от А до Я. Человеческим языком
✪ Банковские тайны: Сталин против ФРС (Познавательное ТВ, Дмитрий Еньков)
Субтитры
История ФРС
Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 гг., - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
- 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
- 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
- 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
- 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
- 1863 - 1913: Национальные банки
- 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.
Закон о Федеральном резерве
В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.
1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.
1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.
1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.
1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящий из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .
Современная история ФРС
В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .
Юридический статус ФРС
В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.
Функции ФРС
Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США
- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
- защита кредитных прав потребителей
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным международным учреждениям
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
Организационная структура
Структура ФРС
- Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
- (англ.) русск.
- Федеральный консультационный совет (англ.) русск.
Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).
Федеральное правительство через президента США | ||||
↓ назначение | ||||
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты | → совет |
Совет управляющих Федеральной резервной системы | Банки-члены | |
↓ управление | ↓ акционеры | |||
Советы управляющих Федеральных резервных банков | →
управление |
12 региональных Федеральных резервных банков |
Высшее руководство
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.
Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .
Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .
Член Совета |
Вступил в должность |
Окончание полномочий |
---|---|---|
Джанет Йеллен
(председатель) |
1 февраля, 2014 | 31 января, 2024
(в качестве председателя) |
Стэнли Фишер | 28 мая 2014 | 31 января, 2020 |
Джером Пауэл | 25 мая 2012 | 31 января, 2028 |
Дэниел Тарулло | 28 января, 2009 | 31 января, 2022 |
Лайл Брейнард | 16 июня, 2014 | 31 января, 2026 |
Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.
Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .
Функции Совета:
- надзор за системным функционированием ФРС;
- принятие решений в области регулирования;
- определение требований к валютному резервированию.
Федеральные резервные банки
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).
Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :
Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.
Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:
Номер территории | Буква | Расположение центра | Федеральный резервный банк | Сайт |
---|---|---|---|---|
1 | A | Бостон (штат Массачусетс) | Федеральный резервный банк Бостона | http://www.bos.frb.org |
2 | B | Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) | Федеральный резервный банк Нью-Йорка | http://www.newyorkfed.org |
3 | C | Филадельфия (штат Пенсильвания) | Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. | http://www.philadelphiafed.org |
4 | D | Кливленд (штат Огайо) | Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. | http://www.clevelandfed.org |
5 | E | Ричмонд (штат Виргиния) | Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. | http://www.richmondfed.org |
6 | F | Атланта (штат Джорджия) | Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. | http://www.frbatlanta.org |
7 | G | Чикаго (штат Иллинойс) | Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. | http://www.chicagofed.org |
8 | H | Сент-Луис (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. | http://www.stlouisfed.org |
9 | I | Миннеаполис (штат Миннесота) | Федеральный резервный банк Миннеаполиса | http://www.minneapolisfed.org |
10 | J | Канзас-Сити (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. | http://www.kansascityfed.org |
11 | K | Даллас (штат Техас) | Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. | http://www.dallasfed.org |
12 | L | Сан-Франциско (штат Калифорния) | Федеральный резервный банк Сан-Франциско | http://www.frbsf.org |
Функции региональных отделений ФРС:
- устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
- отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
- предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.
Федеральный комитет по открытому рынку
Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :
- 7 членов совета управляющих ФРС
- 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырех групп:
- Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
- Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
- Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
- Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
- президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.
Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях, и участвуют в оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.
Банки-члены
Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.
- Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
- Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банка являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.
Функции банков-акционеров ФРБ:
- получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
- участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).
Особенности ФРС как центрального банка
Форма собственности капитала
Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .
Операционная прибыль
Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)
Самостоятельность
Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office), или крупными независимыми аудиторскими фирмами национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.
Денежная масса в обращении
Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает так же динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.
Методика расчета показателей определяется ФРС :
Показатель | Описание |
---|---|
M0 | Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные. |
M1 | M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанные к дебетным пластиковым картам)). |
M2 | M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до $100,000. |
M3 | M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО . |
Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .
Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года, количество денег центрального банка было $750,5 миллиардов , в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) $6,33 триллиона долларов.
Критика деятельности ФРС
Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .
- По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
- На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов» (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов . Это значит, что хотя общая сумма кредитов и составила за эти годы несколько триллионов долларов, величина кредита в любой текущий момент составляла в среднем лишь несколько миллиардов. Программа PDCF была закрыта 1 февраля 2010 г., и все кредиты были полностью возвращены Федрезерву. В настоящий момент информация о получателях кредитов PDCF доступна на сайте совета управляющих ФРС (англ.) .)
Примечания
- Кто владеет Федеральным резервом? (англ.)
- Главой ФРС США впервые стала женщина (англ.)
Название банка |
|
Федеральный резервный банк Бостона |
|
Федеральный резервный банк Нью-Йорка |
|
Филадельфия |
Федеральный резервный банк Филадельфии |
Кливленд |
Федеральный резервный банк Кливленда |
Федеральный резервный банк Ричмонда |
|
Федеральный резервный банк Атланты |
|
Федеральный резервный банк Чикаго |
|
Сент-Луис |
Федеральный резервный банк Сент-Луиса |
Миннеаполис |
Федеральный резервный банк Миннеаполиса |
Канзас-Сити |
Федеральный резервный банк Канзас-Сити |
Федеральный резервный банк Далласа |
|
Сан-Франциско |
Федеральный резервный банк Сан-Франциско |
Каждое региональное отделение имеет собственный Совет директоров , не являющихся служащими банка, состоящий из девяти членов, поделенных на классы - А, В и С:
три директора класса А выбираются банками - акционерами ФРС из собственных представителей (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
три директора класса В выбираются банками - акционерами ФРС от общественности - людей, не работающих в банковской системе (один от крупных банков, один от средних, один от малых);
три директора класса С назначаются Советом управляющих ФРС.
В техническом смысле каждый из 12 федеральных резервных банков является не государственной организацией, а корпорацией. Эти банки находятся в крупных городах, и их акционерами являются обычные коммерческие банки.
Имеются существенные различия между федеральными резервными банками и коммерческими. Федеральные резервные банки проводят операции, не имея целью получение прибыли. Коммерческие банки-акционеры в отличие от обычных пайщиков получают дивиденды не более 6% от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход поступает государству. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. По законодательству США банки обязаны создавать резервные фонды и держать их преимущественно в федеральных резервных банках, которые в свою очередь могут их использовать при проведении своих операций.
Основные функции федеральных резервных банков:
осуществление безналичных расчетов по чекам (клиринг чеков);
выпуск новых банкнот и изъятие из обращения изношенных;
предоставление учетных кредитов банкам в рамках резервных округов;
осуществление связи между бизнесменами и ФРС;
инспекция банков штатов;
выдача разрешения на слияние кредитных учреждений;
проведение вместе с казначейством операций на международных валютных рынках;
поддержание покупательной способности национальной валюты (это в основном функция Федерального резервного банка Нью-Йорка);
сбор информации об условиях хозяйственной деятельности в округах;
проведение исследований по вопросам денежно-кредитной политики и издание аналитических и информационных бюллетеней.
Для того чтобы вступить в ФРС, коммерческий банк обязан приобрести в окружном Федеральном резервном банке акции на сумму, равную 3% его акционерного капитала и нераспределенной прибыли.
Наряду с федеральными резервными банками банковская система США включает:
коммерческие банки;
инвестиционные банки.
Коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и штатные. Национальные банки функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в ФРС в качестве банков-членов, штатные - действуют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
Коммерческие банки являются основой банковской системы США, по сумме активов они занимают первое место. В настоящее время их насчитывается около 7 тыс. Крупнейшие из них: «Морган Чэйс бэнк» (JPMorgan Chase Bank), «Ситибэнк» (Citibank), «Бэнк оф Америка» (Bank of America) и др.
Современное состояние банковской системы США характеризуется углублением процесса глобализации, интернационализации и роста ТНК.
Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки , которые осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: гарантирование эмиссии ценных бумаг и непосредственное размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков необходимо выделить «Меррил Линч» (Merryl Lynch), «Пирс» (Pirs) и др.
В последние годы на рынке ссудных капиталов США заметно повысилась роль специальных кредитно-финансовых институтов . Это обусловлено как обострившейся конкурентной борьбой за долгосрочные сбережения, так и усилившейся дифференциацией функций кредитных институтов.
Важное место в кредитной системе США занимают стра ховые компании. Они привлекают огромные денежные средства. Главный объект их инвестиций - облигации корпораций, государственные ценные бумаги. Страховые монополии США контролируют значительную часть страхового рынка индустриально развитых стран. В 2011 г. на первое месте в мире по показателю капитализации среди страховых компаний (172 млрд дол.) находилась «Америкэн интернейшэл групп» (American International Group - AIG). Компания занимает второе место в мире по страхованию недвижимости и от несчастных случаев и первое место в США по страхованию жизни. Страховой гигант насчитывает около 100 тыс. сотрудников и работает примерно с 50 млн клиентов в более чем 100 странах мира.
Пенсионные фонды стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. Средства частных пенсионных фондов в основном вкладываются в акции и облигации корпораций. В этом отношении они конкурируют с инвестиционными компаниями, которые, покупая акции торгово-промышленных и транспортных фирм, выпускают на рынок собственные обязательства. Средства государственных пенсионных фондов инвестируются в облигации казначейства.
Финансовые компании США являются, прежде всего, инструментом продвижения товаров длительного пользования на рынки для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса и ухудшения экономической конъюнктуры. Они проявляют наряду с коммерческими банками высокую активность в сфере потребительского кредита. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку большая их часть приобретается в кредит. Так, ведущая автомобильная корпорация США «Дженерал моторс» (General Motors) имеет дочернюю финансовую компанию «Дженерал моторс аксептэнс корпорейшн» (General Motors Acceptance Corporation). Быстро растут и компании мелкого потребительского кредита, которые сосредоточивают у себя значительную часть потребительских ссуд.
Ссудосберегательные ассоциации создаются для аккумуляции сбережений в форме вкладов, чтобы обеспечить целевое кредитование вкладчиков. Эти сберегательно-финансовые учреждения могут иметь форму паевой организации (если принадлежат вкладчикам-пайщикам) или акционерной (если принадлежат акционерам). При акционерной форме такие ассоциации могут принадлежать холдинговым компаниям - унитарным, владеющим одной ссудосберегательной ассоциацией, или холдинговым компаниям, владеющим несколькими ссудосберегательными ассоциациями. Унитарные компании пользуются большей свободой в выборе видов услуг и деятельности, чем холдинговые. Ассоциации прилагают большие усилия, чтобы адаптироваться к современному рынку. Например, такие, как «Ферст» (First Union), практически превратились в коммерческие банки, а другие - типа «Норт Экрон Сэйвингс энд Лан» (Nort Akron Savings & Loun) функционируют в традиционных рамках.
Взаимные сберегательные банки представляют собой финансовые институты, созданные с целью аккумуляции сбережений широких слоев населения (в первую очередь скромного достатка) путем выплаты процентов (дивидендов) по размещенным в них сбережениям. В первое время такие банки рассматривались как полуфилантропические учреждения, предоставлявшие услуги по аккумуляции сбережений малообеспеченных людей и инвестированию этих сбережений в надежные ценные бумаги с целью получения в итоге по этим накоплениям регулярного процентного дохода. Первоначальные минимальные размеры вкладов в эти банки отражаются в их названиях: «Пятицентовый сберегательный банк Линна» (Lynn FiveCents Savings Bank), штат Массачусетс, или «Десятицентовый сберегательный банк Бруклина» (Brooklyn Теn- Cents Savings Bank), штат Нью-Йорк. Основной вид активных банковских операций таких банков - ипотечный и потребительский кредит. Получаемая прибыль используется для создания гарантийных фондов и выплаты процентов. Процентные ставки по вкладам во взаимно-сберегательных банках ниже, чем в коммерческих банках.
Кредитные союзы отличаются от других небанковских институтов тем, что их деятельность основана на принципах кооперации и сотрудничества. Эти союзы привлекают паи и взносы одних своих членов и выдают за их счет кредиты другим своим членам.
Кредитные союзы в США осуществляют преимущественно потребительское кредитование. При этом крупные союзы выполняют практически все виды финансовых операций, включая Эмиссию карт. Этот сегмент финансового рынка пережил не одну волну масштабной консолидации. В 1980 г. в США насчитывалось 17 350 кредитных союзов. Сейчас в стране имеется около 7300 таких организаций. Совокупный объем активов союзов превышает 940 млрд дол. Для сравнения: в 2007 г. этот показатель не превышал 750 млрд дол. В тех или иных кооперативах и союзах, построенных на принципах взаимного кредитования, состоит более 91 млн человек - почти треть населения США.
Кредитные потребительские кооперативы, по сути, заменяют банки для групп граждан, объединенных каким-либо признаком, например местом работы (полиция, пожарная охрана). Условия предоставления займов и порядок начисления процентов на внесенные сбережения определяются самим кредитным союзом. Корпоративные кредитные союзы в США, являясь своеобразными аналогами банков, предоставляют следующие услуги: инвестирование средств, финансовые консультации и предоставление гарантий по обязательствам для своих младших коллег - кредитных потребительских кооперативов.
Система управления кредитным союзом, распределение ответственности и полномочий между его персоналом и пайщиками, процедуры принятия решений разрабатываются, утверждаются и реализуются на основе принципа «один пайщик - один голос». Высшим органом управления союза является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями - правление. Общую координацию деятельности таких финансовых институтов осуществляет Национальное управление кредитных союзов США (NCUA).
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом .
С 2006 по 2014 год пост председателя совета управляющих ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 года его сменила Джанет Йеллен , которая в течение двух лет работала его заместителем . С 5 февраля 2018 года главой Федеральной резервной системы является Джером Пауэлл .
История ФРС
Первым учреждением, выполнявшим функции центрального банка США, был Первый банк Соединённых Штатов , созданный Александром Гамильтоном в 1791 году . Его полномочия не были продлены в 1811 году. В 1816 году был образован Второй банк Соединённых Штатов ; его полномочия не были продлены в 1836 после того, как он стал объектом критики со стороны президента Эндрю Джексона . С 1837 по 1862 годы центрального банка формально не существовало. Это время называют «эрой свободных банков» в США. С 1862 до 1913 года в США по соответствующему закону действовала система национальных банков. Серия банковских паник - в 1873, 1893 и 1907 годах, - создала серьёзный спрос на создание централизованной банковской системы.
Хронология центральных банков США:
- 1791 - 1811: Первый банк Соединённых Штатов
- 1811 - 1816: Центральный банк отсутствовал
- 1816 - 1836: Второй банк Соединённых Штатов
- 1837 - 1862: «Эра свободных банков»
- 1863 - 1913: Национальные банки
- 1913 - настоящее время: Федеральная резервная система.
Создание третьего центрального банка
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник . Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стала банковская паника 1907 года . Многие экономисты и сторонники Федеральной резервной системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: «неэластичной» валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году, после финансового кризиса 1907 года, Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная денежная комиссия с целью проработки возможных вариантов денежной и банковской реформы.
Закон о Федеральном резерве
В 1910 году ведущие финансисты США (сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург , Фрэнк Вандерлип , Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг , помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю) в течение десяти дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США .
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в совете директоров. Большинство республиканцев одобряло план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную банкирам и биржевикам. Консервативные демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит . Закон о Федеральном резерве , принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство республиканцев выступало против его принятия.
1923 год - для координации деятельности ФРС создан Комитет инвестиций открытого рынка (англ. Open Market Investment Committee (OMIC)). В него вошли управляющие федеральных резервных банков Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго и Кливленда.
1930 год - на смену Комитету пришла Ассоциация политики открытого рынка (англ. Open Market Policy Conference (OMPC)), в состав которой вошли управляющие и члены совета директоров 12 федеральных резервных банков.
1933 год - сформирована Федеральная корпорация страхования депозитов (англ. Federal Deposit Insurance Corporation (FDIC)). Совет Федеральной резервной системы получил право вносить изменения в резервные требования банков, входящих в ФРС.
1935 год - после принятия Банковского закона (Banking Act) структура ФРС приобрела вид, существующий и поныне: Совет получил имя Совета управляющих (англ. Board of Governors ) ФРС, состоящего из 7 человек, один из которых является председателем Совета. В Совет больше не входили министр финансов и контролер денежного управления. Управляющих резервных банков переименовали в президентов, Ассоциация политики открытого рынка получила название Федерального комитета открытого рынка (Federal Open Market Committee (FOMC)) .
Современная история ФРС
В июле 1979 года президент США Джимми Картер назначил Пола Волкера председателем ФРС. Волкер сумел обуздать галопирующую инфляцию , сократив её до 1 % путём сокращения денежной эмиссии и ужесточения денежной политики. На посту председателя ФРС Пола Волкера в 1987 году сменил Алан Гринспен . С февраля 2006 года пост председателя ФРС занимал Бен Бернанке . В феврале 2014 пост председателя ФРС заняла Джанет Йеллен .
Юридический статус ФРС
В 1982 году суд центрального округа штата Калифорния вынес постановление по делу «Джон Льюис против Соединённых Штатов», в котором определил, что федеральные резервные банки, входящие в структуру ФРС, не являются учреждениями, к которым могут быть предъявлены иски частных лиц по закону об исках к государственным организациям и служащим (Федеральный закон о возбуждении деликтных исков (англ.) русск. ). Данное постановление суда относится к практике применения Федерального закона о возбуждении деликтных исков к федеральным резервным банкам и не выносит никаких определений относительно статуса ФРС в целом.
Функции ФРС
Текущие функции ФРС:
Организационная структура
Структура ФРС
- Потребительский консультативный совет (англ.) русск.
- (англ.) русск.
- Федеральный консультационный совет (англ.) русск.
Ниже схематически представлена структура Федеральной резервной системы, где наглядно показаны её составляющие (с разной формой собственности) и объёмом власти (влияния).
Федеральное правительство через президента США | ||||
↓ назначение | ||||
«FOMC » и консультационные советы и рабочие комитеты | → совет |
Совет управляющих Федеральной резервной системы | Банки-члены | |
↓ управление | ↓ акционеры | |||
Советы управляющих Федеральных резервных банков | →
управление |
12 региональных Федеральных резервных банков |
Высшее руководство
Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената . Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет без права продления полномочий . Раз в два года назначается один член Совета, и каждый президент, таким образом, может назначить только двух членов (либо четырёх, если президент избирается на второй срок), при условии, что кто-либо не освобождает пост раньше срока.
Совет управляющих возглавляют председатель и его заместитель, которые выбираются президентом из семи членов Совета сроком на четыре года без ограничений на продление полномочий .
Законом о ФРС предусматривается право президента США уволить любого члена Совета . Так, президент Рейган уволил председателя Совета Пола Волкера в 1987 году .
Стэнли Фишер был избран заместителем председателя совета 16 июня 2014 года, окончание полномочий 12 июня 2018 года.
Центральные учреждения ФРС находятся в Вашингтоне .
Функции Совета:
- надзор за системным функционированием ФРС;
- принятие решений в области регулирования;
- определение требований к валютному резервированию.
Федеральные резервные банки
Совету управляющих подчинены 12 региональных отделений ФРС, называемых «федеральными резервными банками». Региональные отделения географически расположены в 25 филиалах и осуществляют свои полномочия в закреплённых за ними штатах, называясь по имени тех городов, в которых расположены их штаб-квартиры (Сан-Франциско, Канзас-Сити и т. п.).
Каждое региональное отделение имеет собственный совет управляющих , состоящий из 9 членов и разбитый на классы A, B и C, по три человека в каждом :
Президент каждого регионального отделения назначается с согласия совета управляющих ФРС.
Каждый регион имеет цифровое и буквенное обозначение в алфавитном порядке согласно списку:
Номер территории | Буква | Расположение центра | Федеральный резервный банк | Сайт |
---|---|---|---|---|
1 | A | Бостон (штат Массачусетс) | Федеральный резервный банк Бостона | http://www.bos.frb.org |
2 | B | Нью-Йорк (штат Нью-Йорк) | Федеральный резервный банк Нью-Йорка | http://www.newyorkfed.org |
3 | C | Филадельфия (штат Пенсильвания) | Федеральный резервный банк Филадельфии (англ.) русск. | http://www.philadelphiafed.org |
4 | D | Кливленд (штат Огайо) | Федеральный резервный банк Кливленда (англ.) русск. | http://www.clevelandfed.org |
5 | E | Ричмонд (штат Виргиния) | Федеральный резервный банк Ричмонда (англ.) русск. | http://www.richmondfed.org |
6 | F | Атланта (штат Джорджия) | Федеральный резервный банк Атланты (англ.) русск. | http://www.frbatlanta.org |
7 | G | Чикаго (штат Иллинойс) | Федеральный резервный банк Чикаго (англ.) русск. | http://www.chicagofed.org |
8 | H | Сент-Луис (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Сент-Луиса (англ.) русск. | http://www.stlouisfed.org |
9 | I | Миннеаполис (штат Миннесота) | Федеральный резервный банк Миннеаполиса | http://www.minneapolisfed.org |
10 | J | Канзас-Сити (штат Миссури) | Федеральный резервный банк Канзас-Сити (англ.) русск. | http://www.kansascityfed.org |
11 | K | Даллас (штат Техас) | Федеральный резервный банк Далласа (англ.) русск. | http://www.dallasfed.org |
12 | L | Сан-Франциско (штат Калифорния) | Федеральный резервный банк Сан-Франциско | http://www.frbsf.org |
Функции региональных отделений ФРС:
- устанавливать учётные ставки с разрешения совета управляющих ФРС;
- отслеживать состояние местных экономических и финансовых учреждений;
- предоставлять финансовые услуги правительству США и другим депозитариям.
Федеральный комитет по открытому рынку
Между советом управляющих ФРС и региональными отделениями ФРС организационно находится Федеральный комитет по открытому рынку (FOMC), являющийся ключевым органом, заведующим монетарной политикой. Его решения направлены на стимулирование экономического роста при сохранении стабильности цен и денежного обращения.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 членов :
- 7 членов совета управляющих ФРС
- 4 члена из числа президентов ФРБ - избираются на один год на ротационной основе. Ротация заключается в том, что каждый год совет управляющих ФРС избирает одного члена из числа президентов ФРБ в каждой из четырёх групп:
- Бостон , Филадельфия (англ.) русск. , и Ричмонд (англ.) русск.
- Кливленд (англ.) русск. и Чикаго (англ.) русск.
- Атланта (англ.) русск. , Сент-Луис (англ.) русск. , и Даллас (англ.) русск.
- Миннеаполис , Канзас-Сити (англ.) русск. , и Сан-Франциско
- президент ФРБ Нью-Йорка служит на постоянной основе. Считается, что пост президента совета управляющих федерального резервного банка Нью-Йорка является вторым по значимости в руководящей структуре ФРС. В администрации 44-го президента США Барака Обамы пост 75-го министра финансов занял Тимоти Гайтнер , ранее возглавлявший ФРБ Нью-Йорка.
Не имеющие права голоса президенты ФРБ посещают заседания Комитета, участвуют в дискуссиях и оценке экономики и возможных вариантов развития. Протоколы заседаний комитета регулярно публикуются на официальном сайте ФРС . Календарь заседаний и время публикации протоколов заранее известны и являются значимыми финансовыми новостями.
Банки-члены
Любой коммерческий банк, соответствующий требованиям ФРС, может стать собственником (акционером) местного регионального отделения.
- Количество национальных банков составляет 1933 банка, все являются членами ФРС.
- Банки штатов - 5430 банков, из которых 829 банков являются членами ФРС. Таким образом, из 7363 банков членами являются 2762, что составляет около 38 % от общего количества.
Функции банков-акционеров ФРБ:
- получение фиксированного дивиденда по акциям ФРБ взамен на внесённый депозит;
- участие в выборах 6 из 9 управляющих местного регионального отделения (классов A и B).
Особенности ФРС как центрального банка
Форма собственности капитала
Капитал федеральных резервных банков имеет акционерную форму собственности и сформирован при продаже акций этих банков. Основными покупателями являются коммерческие банки, которые не получают права голоса, но могут избирать 6 из 9 управляющих местного регионального отделения, а также получать дивиденды. В этом плане США отличаются от стран, где капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
Акции федеральных резервных банков, получаемые банками в обмен на резервный капитал, обладают рядом ограничений: их невозможно продать или обменять, по ним выплачивается фиксированный дивиденд - 6 % годовых, не зависящий от прибыли ФРС .
Операционная прибыль
Текущий балансовый отчёт ФРС: Статистический отчёт ФРС, раздел H.4.1 (англ.)
Самостоятельность
Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверяемостью деятельности, которая должна проходить в законодательно оговоренных рамках.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед палатой представителей Конгресса США, дважды в год - перед банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность банков ФРС не менее раза в год проходит аудит Счётной палаты США (англ. Government Accounting Office) или крупных независимых аудиторских фирм национального уровня . Принятая в 1978 году поправка к закону о «Бухгалтерии и аудите» 1950 года регулирует деятельность аудиторов . Так, аудиты, проводимые в ФРС, не включают рассмотрение действий и решений, связанных с монетарной политикой (в том числе операций с банковскими займами) и любых других транзакций, авторизованных FOMC. Аудиторы также не проверяют операции ФРС на открытом рынке, транзакции с иностранными правительствами, банками и другими финансовыми организациями . В 1993 году Счётная палата США обратилась в Конгресс США с просьбой снять ограничения со своих аудиторских полномочий , но Конгресс ответил отказом. В 2009 году конгрессмен Рон Пол инициировал законопроект HR 1207 («Закон о прозрачности Федерального Резерва»), ставивший целью проведение одноразового полномасштабного аудита ФРС до конца 2010 года . 25 июля 2012 года законопроект был одобрен с некоторыми поправками Палатой Представителей со счётом голосов 327 «за» и 98 «против» . Для окончательного принятия закона он должен получить поддержку в Сенате , при этом обе палаты должны прийти к консенсусу относительно содержания закона.
Денежная масса в обращении
Отчет о текущих показателях денежной массы в обращении регулярно публикует совет управляющих ФРС. Он отражает также динамику изменения основных денежных агрегатов М2 и М3 , из которых основным финансово-банковским показателем находящейся в обращении денежной массы считается денежный агрегат М2.
Методика расчета показателей определяется ФРС :
Показатель | Описание |
---|---|
M0 | Общее количество наличных денег, плюс счета в центральном банке, которые могут быть обменяны на наличные. |
M1 | M0 + часть M0 в качестве резерва или наличные в хранилище + депозиты до востребования («текущий чековый счёт», с которого снимаются деньги по чекам клиента или «текущий банковский счет», возможна выписка чеков, в том числе привязанных к дебетным пластиковым картам)). |
M2 | M1 + большинство срочных вкладов , депозитные счета денежного рынка (англ.) русск. , а также депозитные сертификаты до 100,000 долларов. |
M3 | M2 + все остальные депозитные сертификаты, депозиты в евродолларах и сделки РЕПО . |
Данные по агрегату М3 заканчиваются в марте 2006 года, так как ФРС прекратила публиковать эти сведения, мотивируя тем, что стоимость сбора данных весьма существенная, а получаемая информация незначительна. Остальные три денежных агрегата будут продолжаться публиковаться в деталях и дальше .
Частичное банковское резервирование приводит к значительному превышению итоговой величины денежной массы над количеством денег центрального банка за счёт создания денег коммерческих банков . Например, в январе 2007 года количество денег центрального банка было 750,5 миллиардов долларов, в то время как количество денег коммерческих банков (в агрегате М2) составляло 6,33 триллиона долларов.
Критика деятельности ФРС
Как история принятия закона о ФРС, так и текущая деятельность ФРС является предметом различных обвинений и критики ФРС (англ.) русск. .
- По мнению Германа Грефа , значительную роль в наступлении кризиса 2008-2009 годов сыграла «противоречивая роль Федеральной резервной системы (ФРС) США. Она одновременно является центром национальной эмиссии и центром эмиссии мировой резервной валюты» . Однако это противоречие было хорошо известно задолго до этого кризиса. Его сформулировал ещё в начале 1960-х Роберт Триффин , и с тех пор оно было известно в экономической литературе как парадокс Триффина .
- На видео «Главный инспектор ФРС не может объяснить, куда пропали 9 триллионов долларов» (англ.) во время слушаний (англ.) русск. в Комитете палаты представителей по финансовым услугам (англ.) русск. конгрессмен Алан Грейсон (англ.) русск. спрашивает главного инспектора ФРС Элизабет Коулман о триллионах долларов, выданных в кредит или потраченных ФРС, и куда именно они пошли, и о триллионах внебалансовых обязательств. Элизабет Коулман отвечает, что главный инспектор не знает и не отслеживает, где эти деньги. (Судя по отчёту Счётной палаты США (GAO), речь шла о кредитах первичным дилерам (PDCF) - овернайтах с залоговым обеспечением, то есть кредитах на один день, причём приводилась суммарная цифра за два года без учёта возвратов
Похожие статьи