Налоговый агент — кто это? Проверьте, а вдруг вы налоговый агент

С львиной доли своих доходов физические лица платят НДФЛ не самостоятельно, а через посредников (налоговых агентов). Налоговые агенты - это непременно источники дохода, которые в силу возложенных на них обязанностей удерживают часть дохода, равную налогу, для перечисления государству .

Налоговыми агентами признаются (п.1.ст.226 НК):

российские организации;

индивидуальные предприниматели;

— нотариусы, которые занимаются частной практикой;

— адвокаты, которые учредили свои кабинеты;

— обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Если организация по просьбе сотрудника направит часть его зарплаты третьим лицам, с которыми у организации нет договорных отношений, то налоговым агентом в этом случае она не становится. Следовательно, удерживать НДФЛ не обязана (Постановление ФАС Московского округа от 03.09.10 г. №КА-А40/10021-10).

Налоговые агенты обязаны :

  1. Правильно и своевременно исчислять и удерживать НДФЛ (п.1 ст.226 НК).

Удерживать НДФЛ налоговые агенты обязаны непосредственно при выплате дохода физлицу (п.4 ст.226 НК). Однако удержание НДФЛ с авансов по заработной плате не производится (Письмо Минфина от 05.09.12 г. №03-04-06/8-232).

Есть случаи, когда удержать НДФЛ не представляется возможным. Например, при единовременной выдаче дохода в натуральной форме (подарка). В этом случае новая редакция пункта 5 статьи 226 НК предписывает налоговым агентам подождать до окончания года, чтобы при появлении первой возможности (выплате еще каких-либо доходов) удержать неудержанный налог (Письмо Минфина от 17.11.10 г. №03-04-08/8-258). Если такая возможность до конца года не представится, то о невозможности удержания НДФЛ придется сообщить в налоговый орган и физическому лицу в срок до 31 января следующего года включительно. После этого обязанность налогового агента будет считаться исполненной (Письмо Минфина от 05.04.10 г. №03-04-06/10-62).

Если срок пропущен, сообщить все равно необходимо (Письмо ФНС от 16.07.12 г. №ЕД-4-3/11637@).

  1. Перечислить удержанный НДФЛ в бюджет (п.1 ст.226 НК).

Перечислить в бюджет удержанный налог налоговый агент в зависимости от ситуации обязан:

  • в день непосредственной выплаты дохода (день перечисления на банковские счета налогоплательщиков);
  • в день получения средств для выплаты дохода со своего банковского счета (при выплате через кассу);
  • не позднее дня, следующего за днем выплаты (выплата через кассу из наличной выручки);
  • не позднее дня, следующего за днем удержания налога (при выплатах в натуральной форме или материальной выгоде).

За несвоевременное перечисление налоговый агент несет ответственность в виде штрафа и пени.

Налог должен перечисляться исключительно удержанный с налогоплательщиков - физических лиц. Уплачивать за свой счет налоговым агентам категорически запрещено (п.9 ст.226 НК). Суммы, перечисленные в бюджет сверх удержанных сумм, налогом не признаются и подлежат возврату налоговому агенту (Письмо ФНС от 19.10.11 г. №ЕД-3-3/3432@).

  1. Вести учет доходов (п.1 ст.230 НК).

Налоговый кодекс вменяет в обязанность налоговым агентам ведение учета выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов и сумм налога, начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет. Для этого налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы (регистры налогового учета), куда по каждому физическому лицу (получателю дохода) заносят вышеуказанные сведения.

  1. Представлять сведения в налоговые органы (п.2 ст.230 НК).

Собранные в налоговых регистрах сведения за календарный год не позднее 1 апреля следующего года направляются в налоговые органы по месту учета налогового агента и месту учета его обособленных подразделений. Сведения представляются путем подачи справок по форме 2-НДФЛ.

  1. Выдавать справки о доходах физлицам (п.3 ст.230 НК).

Физические лица, получатели дохода, источником которого был данный налоговый агент, могут получить свой экземпляр справки о доходах. Форма та же, что и для налоговых органов - 2-НДФЛ. Для этого нужно написать заявление налоговому агенту. За отказ налогового агента в представлении справки налогоплательщику ответственность для первого не предусмотрена (Письмо УФНС по г. Москве от 24.02.11 г. №20-14/3/16873).

  1. Обеспечивать сохранность документов (подп.5 п.3 ст.24 НК).

Сохранность документов, свидетельствующих о начислении, удержании и перечислении НДФЛ, должна обеспечиваться налоговыми агентами на протяжении четырех лет.

Предприниматель арендует нежилое помещение у физического лица по договору аренды. И у него возник вопрос, является он налоговым агентом по НДФЛ и обязан ли он удерживать этот налог с суммы арендной платы, ежемесячно выплачиваемой этому физическому лицу? А вопрос этот не так уж и прост, как может показаться с первого взгляда. Подробный и мотивированный ответ на него дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Проанализировав действующее налоговое законодательство по этому вопросу, мы пришли к выводу, что однозначно ответить на него не представляется возможным, ввиду наличия определенных противоречий, сомнений и неясностей в налоговом законодательстве, приводящих к разночтению в понимании этого вопроса. Как в шутку иногда говорят юристы, - «На Ваш вопрос есть два разных ответа и оба правильные».

Первая точка зрения. Пункт 1 статьи 226 НК дает определение кто признаются налоговыми агентами. В сокращенном виде он звучит так: налоговыми агентами являются … организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты … от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (какие?), указанные в пункте 2 настоящей статьи ….

Согласно пункту 2 указанной статьи исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов , в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ. Уже интересно, т.к. законодатель в определении кто является налоговым агентом НДФЛ предусмотрел целый ряд исключений из этой категории по критерию выплачиваемого дохода. Значит, законодатель сказал, что не всякий доход, выплачиваемый физическому лицу автоматически делает нас налоговым агентом по НДФЛ, а лишь тот, которые не попадает под категорию исключений, описанных в п.2 ст.226 НК РФ.

В Вашем случае, особый интерес представляет ссылка на пункт 1 статьи 228 НК РФ, в котором сказано о доходах полученных физическими лицами … на основе … договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

Т.е. в данном случае, из общего толкования приведенных выше норм, можно сделать вывод о том, что как раз договоры аренды составляют исключение из общего правила о выплачиваемых доходах, делающих нас налоговыми агентами. Следовательно, мы приходим к выводу, что наш предприниматель как арендатор недвижимости у физического лица не обязан выполнять функции налогового агента и удерживать НДФЛ и сумм выплат ему арендной платы, т.к. этот налог обязан уплачивать в бюджет сам налогоплательщик, являющийся арендодателем помещения.

Но есть и вторая точка зрения. Контролирующие органы в своих письмах разъясняют, что если физическое лицо - арендодатель не является предпринимателем, то исчислить и уплатить НДФЛ в бюджет в качестве налогового агента должен именно арендатор. Они считают, что налог удерживается из арендной платы при ее выплате и перечисляется в бюджет по месту учета арендатора (см. Письма Минфина России от 27.02.2013 № 03-04-06/5601, ФНС России от 01.11.2010 № ШС-37-3/14584@, УФНС России по г. Москве от 16.02.2011 № 20-14/4/14438@).

Минфин России при этом подчеркивает, что включение в договор аренды условия, согласно которому обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на физическое лицо, является неправомерным ().

Рассчитывать и платить НДФЛ самостоятельно физическое лицо, по их мнению, должно только в том случае, если источник выплаты (организация) не является налоговым агентом в силу законодательства (пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). Например, если арендатором является иностранная организация ( , ФНС России от 01.11.2010 № ШС-37-3/14584@).

И судебная практика по данному вопросу противоречива. Отдельные суды согласны с чиновниками и считают, что НДФЛ с арендной платы должен удерживать и перечислять арендатор (Постановления ФАС Поволжского округа от 21.02.2013 № А06-3662/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.05.2013 № ВАС-5640/13), ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 № А66-9581/2009). Другие полагают, что предприниматель, выплачивающий физическому лицу доход по договору аренды, не является по отношению к нему налоговым агентом. Поэтому налог должен уплачивать сам арендодатель (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2009 № Ф04-5077/2009(13200-А03-46), ФАС Поволжского округа от 18.05.2009 № А12-16391/2008).

  1. Если Ваш арендодатель не возражает, то мы рекомендуем Вам выполнять функции налогового агента и, соответственно, при выплате арендодателю суммы арендного платежа удерживать суммы НДФЛ при их фактической выплате и согласно п. 6 ст. 226 НК РФ перечислять его в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты арендной платы. При этом необходимо отметить, что этот путь наиболее безопасен с точки зрения налоговой ответственности в будущем.
  2. Если же Ваш арендодатель возражает по вопросу удержания Вами налога из сумм выплачиваемой ему арендной платы и желает самостоятельно уплачивать НДФЛ в бюджет, то в этом случае Вы можете занять первую позицию, описанную в нашем письме и не выполнять функции налогового агента. Однако, в данном случае есть риски привлечения Вас к ответственности со стороны проверяющий органов за неисполнение обязанности налогового агента. При этом оспаривать это придется в суде. И здесь нет гарантии, что суд примет решение в Вашу пользу (риски можно оценить 50% на 50%). Здесь все будет зависеть от квалификации юриста, представляющего Ваши интересы в суде.

Действующее налоговое законодательство в некоторых ситуациях обязывает организации исчислять и удерживать налоги не со своих доходов. Например, перечислять НДФЛ с вознаграждений работников, уплачивать НДС с доходов иностранного партнера. Во всех этих случаях речь идет об исполнении обязанностей налогового агента. В равной мере это распространяется и на те компании, которые применяют специальные налоговые режимы. О том, когда компания становится налоговым агентом, — в теме номера.

Кто считается налоговым агентом

Для того чтобы выяснить, кто же такие налоговые агенты, обратимся к п. 1 ст. 24 НК РФ . В нем указано, что налоговые агенты — это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать эту сумму из его доходов и перечислить ее в соответствующий бюджет.При этом на налоговых агентов возлагаются также следующие обязанности:

  • ведение учета начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов в разрезе по каждому отдельно взятому налогоплательщику;
  • представление в налоговый орган по месту своего учета документов (сведений), необходимых для осуществления налогового администрирования;
  • обеспечение сохранности документов, необходимых для налогового администрирования (хранить их нужно в течение четырех лет).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли организация становится налоговым агентом в двух случаях. Во-первых, при выплате доходов иностранной компании, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в России и получающей доходы от источников в РФ. Во-вторых, при выплате дивидендов своим учредителям. Рассмотрим эти варианты подробнее.

Иностранный контрагент

Российские организации становятся налоговыми агентами при выплате иностранным компаниям доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ . Перечислим их:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных компаний прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации. К таким обязательствам относятся государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также иные долговые обязательства российских организаций);
  • доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственнос­ти. К ним, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические и телевизионные фильмы, записи для радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерчес­кого или научного опыта;
  • доходы от продажи акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. При этом доходов не возникнет, если реализация происходила на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли);
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ;
  • n доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках);
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
  • иные аналогичные доходы.

Таким образом, обязанность по исчислению, удержанию из доходов иностранной компании и уплате налога на прибыль в отношении перечисленных налогов лежат на налоговом агенте, то есть на российской компании, выплачивающей такие доходы. Перечислить налог в бюджет она должна не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств иностранной организации или иного получения ею доходов. А по итогам отчетного (налогового) периода, на который приходится данная дата, о сумме выплаченного дохода и удержанного с него налога налоговый агент должен отчитаться перед налоговыми органами по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@.

Остановимся подробнее на первом пунк­те приведенного выше перечня — выплате дивидендов иностранной организации. В этом случае для расчета суммы удерживаемого налога используется следующая формула (п. 3 ст. 275 НК РФ):

Ни = Ди x Сн,

где Ни — сумма налога, подлежащая удержанию из доходов иностранной организации;

Ди — сумма выплаченных иностранной организации дивидендов;

Сн — ставка налога, %.

По общему правилу, при выплате дивидендов иностранной организации применяется ставка налога в размере 15% (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако она применяется, если Россией и государством, резидентом которого является иностранная организация — получатель дивидендов, заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения (письма Минфина России от 08.10.2012 № 03-08-05 , от 20.07.2012 № 03-08-13 , от 28.09.2011 № 03-08-05).

Обратите внимание: согласно п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в нашей стране по пониженным ставкам (или вообще не облагаются налогом), исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам (или же налог и вовсе не удерживается). Но для этого иностранная компания должна предъявить налоговому агенту подтверждение того, что она зарегистрирована в том государстве, с которым у России заключен международный до­говор. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и представлено налоговому агенту до даты выплаты им дохода иностранному контрагенту. Если же подтверждение не представлено, налоговому агенту следует удержать с иностранца налог в общеустановленном порядке.

Причем если уведомление составлено на иностранном языке, то именно налоговому агенту придется перевести его на русский.

И еще один важный момент. Российские компании — налоговые агенты не имеют права уплачивать сумму налога на прибыль с доходов иностранной организации от источников РФ за счет собственных средств (письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-08-05/32574). Аналогичную позицию недавно занял и Пленум ВАС РФ (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Выплата дивидендов

Второй случай, когда компания может стать налоговым агентом по налогу на прибыль, — выплата дивидендов своим учредителям. При выплате дивидендов российским организациям налог будет рассчитываться по формуле, приведенной в п. 2 ст. 275 НК РФ :

Н = К x Сн x (д - Д),

где Н — сумма налога, подлежащая удержанию у получателя дивидендов;

К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению;

Сн — налоговая ставка (0 или 9%);

д — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей дивидендов;

Д — сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода. Из расчета исключаются дивиденды, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ .

Случаи, когда организации становятся налоговыми агентами по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ . Рассмотрим их подробнее.

Покупка у иностранцев

При реализации иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговую базу определяют налоговые агенты — российские покупатели. Обратите внимание: налоговая база должна определяться отдельно по каждой сделке (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

Учтите, налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, исполняют они обязанности плательщика НДС или нет.

Налоговая база рассчитывается как сумма доходов от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. То есть НДС определяется расчетным методом исходя из договорной стоимости с учетом налога и расчетной ставки 18/118 ­либо 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Таким образом, в идеале в договоре изначально должна быть заложена сумма налога. А как быть, если в договоре отсутствует указание на то, что цена договора сформирована с учетом всех налогов, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет РФ из дохода иностранной компании?

В такой ситуации компании следует самой определить налоговую базу. Для этого стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) нужно увеличить на сумму НДС. Соответственно, сумма налога, исчисленная таким способом и уплаченная в бюджет, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика — иностранного лица. Такие рекомендации даны Минфином России в письме от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797 .

Есть и другой вариант — удержать налог из дохода, выплачиваемого иностранной компании. Правда, в этом случае велика вероятность конфликта с иностранным партнером из-за размера выплачиваемого дохода.

НДС, удержанный со стоимости приобретенных у иностранной компании товаров, налоговому агенту нужно перечислить в бюджет в те же сроки, что установлены для уплаты НДС, то есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором совершена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ). Это подтверждают чиновники Минфина России (письма от 01.11.2010 № 03-07-08/303 , от 13.11.2008 № 03-07-08/254).

Если речь идет о приобретении у иностранной компании работ или услуг, действует иной порядок перечисления НДС: сумму налога необходимо перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. Основание — п. 4 ст. 174 НК РФ . Это подтверждают и специалис­ты финансового ведомства (письмо Минфина России от 23.04.2010 № 03-07-08/128).

Покупка или аренда госимущества

Если компания арендует или приобретает федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество, принадлежащее органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления соответственно, то она также выступает в роли налогового агента (п. 3 ст. 161 НК РФ). Порядок расчета налога в данном случае устанавливается условиями договора:

  • если цена договора включает сумму налога, то последняя определяется расчетным методом с применением ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
  • если НДС в цену договора не включен, сумма налога определяется умножением цены договора на ставку 18%.

Правда, с 1 апреля 2011 г. операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, НДС не облагаются (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

Иными словами, если право собственности на приобретенное государственное или муниципальное имущество перешло организации (субъекту малого и среднего предпринимательства) до 1 апреля 2011 г., то у организации возникает объект обложения НДС (реализация) и, как следствие, обязанность исчислить и уплатить налог в качестве налогового агента. Официальные органы считают, что уплатить налог нужно даже в том случае, если плата за приобретаемое имущество произведена после названной даты (письма Минфина России от 19.06.2012 № 03-07-14/59, ФНС России от 16.09.2011 № ЕД-2-3/753).

Еще четыре случая

Организация станет налоговым агентом по НДС еще в четырех случаях. Прежде чем их перечислить, отметим, что здесь уже не будет использоваться при расчете суммы НДС расчетная ставка. Налоговая база будет определяться в обычном порядке, как и при обычной реализации, на дату отгрузки и (или) получения пред­оплаты в счет предстоящих поставок и рассчитываться исходя из цены реализуемого имущества (с учетом акцизов для подакцизных товаров). При этом используется ставка налога в размере 18 или 10%.

Итак, компания станет налоговым агентом при:

  • реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также цениостей, которые перешли по праву наследования государству. Но если организация продает имущество и (или) имущественные права должников, признанных в соответствии с действующим законодательством банкротами, то она налоговым агентом не является (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • приобретении имущества или же имущественных прав должников, признанных банкротом в соответствии с законодательством (п. 4.1 ст. 161 НК РФ);
  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах (при этом вы должны выступать по условиям договора в качестве посредника с участием в расчетах) (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • просрочке регистрации судна в Российском международном реестре судов, если вы являетесь собственником судна и на 46-й день после перехода к вам права собственности (как к заказчику строи­тельства судна) вы не зарегистрировали объект (п. 6 ст. 161 НК РФ).

НДФЛ

Организации, которые являются источником выплаты дохода для физических лиц, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Причем если организация имеет подразделение, то налог, удержанный из доходов работников (штатных и внештатных), которые в нем трудятся, перечисляется по его местонахождению. Хотя и чиновники (письмо ФНС России от 02.08.2013 № БС-4-11/14009), и арбитражная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08) сходятся во мнении, что если налоговый агент перечислил всю сумму НДФЛ по местонахождению головного офиса, оштрафовать его нельзя. Ведь налог в этом случае перечислен.

Однако не при любых выплатах компания становится налоговым агентом. Так, не нужно удерживать НДФЛ:

  • при выплате доходов определенной категории налогоплательщиков, которые обязаны уплачивать налог самостоятельно, например предпринимателям (ст. 227 НК РФ);
  • при выплате налогоплательщикам определенных видов доходов, при получении которых они должны самостоятельно уплатить налог, например при продаже собственного имушества (ст. 228 НК РФ);
  • при выплате доходов, которые не подлежат налогообложению, например при выплате зарплаты наследникам умершего работника (ст. 215, 217 НК РФ).

Помимо исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговый агент обязан:

  • вести в разрезе по каждому физлицу учет выплачиваемых доходов и сумм удержанного налога (п. 1 ст. 230 НК РФ , письмо Минфина России от 29.12.2010 № 03-04-06/6-321). Регистры для такого учета он должен разработать самостоя­тельно. При этом в них должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами;
  • ежегодно в срок до 1 апреля представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов за предыдущий налоговый период (п. 2 ст. 230 НК РФ). Для представления сведений используется форма 2-НДФЛ, которая утверждена приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ .

Ответственность

Если налоговый агент не исполнил свои обязанности, на него может быть наложен штраф по ст. 123 НК РФ . Он составляет 20% от неудержанной (неперечисленной) суммы налога.

Одним из участников отношений в сфере уплаты обязательных платежей в бюджеты разных уровней является налоговый агент (НА). Его деятельность регулируется нормами Налогового кодекса РФ. Они имеют общий, а также специальный характер. Например, ст. 161 НК РФ устанавливает правила исчисления агентами базы НДС.

Кто признается налоговым агентом?

Чтобы правильно и однозначно толковать понятие, необходимо обратиться непосредственно к НК РФ. В ст. 24 зафиксировано определение: налоговый агент - это лицо, которое обременено обязанностью произвести расчет обязательного платежа, взыскать с налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Также в ст. 24 НК РФ определены основные его обязанности, такие как:

  • верно и своевременно рассчитывать, удерживать из средств плательщика налоги и переводить в соответствующий бюджет РФ платежи;
  • если сделать это не удается, не позднее месяца с момента обнаружения невозможности удержания определенной денежной суммы - сообщать об этом в ИФНС по месту учета в письменной форме;
  • организовать учет обязательных платежей, удержанных из доходов налогоплательщика и переведенных в бюджет. Такой учет обязательно должен соответствовать требованиям законодательства;
  • обеспечить инспекторам возможность знакомиться с документами, свидетельствующими о правильности расчета и перечисления налоговых отчислений;
  • сохранить упомянутые документы на срок 4 года. В течение указанного периода времени бумаги могут быть запрошены и проверены на соответствие требованиям законодательства.

Кроме того, права, гарантированные НК РФ налогоплательщикам, присущи и налоговым агентам. Они также несут иные обязанности, которые возлагаются на участников финансовых отношений. Ответственность НА за неисполнение возложенных обязанностей или злоупотребление правами применяется также в соответствии с НК Российской Федерации.

Содержание и толкование норм ст. 161 НК РФ

Деятельность налогоплательщиков и НА регулируется нормами и положениями, закрепленными в Налоговом кодексе России. Они относятся к разным сторонам отношений и определяют основные правила поведения каждого участника. Положения ст. 161 НК РФ имеют отношение к тем налоговым агентам, которые перечисляют налог на добавленную стоимость в бюджет. Эта выплата является косвенной, то есть осуществляется не напрямую государству, а через посредника. В тексте определен порядок расчета налоговой базы в случае, когда НДС уплачивает именно НА.

Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает порядок расчета базы налога при реализации товаров. Здесь указано, что именно агент является обязанным производить расчет от каждой такой реализации, а не от общей суммы. Это правило означает, что платежи поступают государству не напрямую, а через посредника.

Пункт 2 рассматриваемой статьи является объясняющим определение НА по выплате НДС - таковым признается юридическое лицо или предприниматель, прошедшие регистрацию в ИФНС. Они обязаны исчислять, переводить в бюджет платежи по НДС, удерживая их непосредственно у налогоплательщика.

Пункт 3 ст. 161 НК РФ определяет обязанности арендатора федерального, муниципального имущества рассчитывать налоговую базу от стоимости аренды с учетом НДС. Именно арендатор выступает агентом и обязуется удерживать обязательный платеж из доходов арендодателя.

В п. 4 ст. 161 определяется правило расчета базы налога при продаже конфискованного имущества и его перечисления в пользу государства теми, кто занимается вопросами реализации в подобном случае. Сумма базы определяется от дохода, полученного с продажи.

Если реализация имущества осуществляется с участием иностранных организаций, которые не состоят на учете в Российской Федерации и не прошли необходимую регистрацию, НА в таком случае является та российская организация, которая работает с ними на основании соответствующего договора. В подавляющем большинстве случаев это агентское соглашение.

Пункт 7 ст. 161 НК РФ является объясняющим правила освобождения от расчета базы НДС и его перевода в бюджет некоторых отдельных субъектов по удержанию налогов. За несоблюдение требований норм кодекса ИФНС может наложить штраф до 20% от невыплаченных сумм.

Таким образом, агентом по уплате налога является лицо, которое обязано рассчитаться с государством по соответствующим платежам путем удержания из доходов налогоплательщика. Кроме того, оно обязуется вести правильный и своевременный учет, поддерживать документооборот и обеспечивать доступ инспекторов к необходимым бумагам. Это своего рода посредник между получателем обязательного платежа и плательщиком. Ст. 161 НК Российской Федерации определяет правила расчета НДС и осуществления платежей государству той организацией, которая является таким субъектом.

НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ - термин, используемый в законодательстве о налогах и сборах РФ и налоговых законодательствах ряда стран.

1) В РФ термин «налоговый агент» означает - , на которое в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и , если иное не предусмотрено НК. Налоговые агенты обязаны (ст. 24 НК):

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в ст. 226 НК.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога с учетом следующих особенностей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в РФ именуются в главе 23 НК налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются с зачетом ранее удержанных сумм налога.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 р., перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 р., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие налоговые агенты принимают на себя обязательства нести , связанные с уплатой налога за физических лиц (ст. 226 НК). Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие:

Государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

Постановку на учет в налоговых органах. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога (ст. 230 НК).

2) В ряде стран термин «налоговый агент» может означать также налогового консультанта, помогающего налогоплательщику при выполнении обязательств, установленных в актах налогового законодательства.

3) В СССР налоговыми агентами назывались должностные лица налоговой инспекции, осуществлявшие прием налоговых и страховых платежей от сельского населения. Первоначально налоговый агент производил также и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С организацией централизованной системы бухгалтерского налогового учета в 1945 г. налоговые агенты были освобождены от ведения лицевых счетов плательщиков, а с 1948 г. - от всего налогового учета. В связи с тем, что после реформы сельскохозяйственного налога (1953 г.) размер налоговых платежей сельского населения значительно уменьшился, с 1 марта 1956 г. штат налоговых агентов был упразднен и прием этих платежей возложен на сельские Советы.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

- Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ). Примеры: 1. Если… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Налоговый агент - Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации. ст.24 НК. Налоговые агенты имеют те же права,… … Бухгалтерская энциклопедия

Налоговый агент - (англ. tax agent) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, на которое в соответствии с НК РФ* возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК … Большой юридический словарь

Налоговый агент - 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации...



Похожие статьи