Облагается ли ндс сдача металлолома. Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение

В 2018 году вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым изменен порядок начисления НДС на реализацию лома черных и цветных металлов. В статье разберем, как документально оформить реализацию металлолома, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета операций по передаче металлолома для переработки или утилизации.

Металлолом в классификаторе опасных отходов

На основании приказа Министерства природных ресурсов лом черных и цветных металлов относится к V классу опасности. Отходы данной группы считаются практически неопасными, их воздействие на окружающую среду минимально либо отсутствует.

При этом пыль черных металлов определяется как отходы ІV (более высокой) степени опасности. Степень воздействия отходов данной группы на окружающую среду минимальна (срок восстановления после загрязнения – до 3-х лет).

Учет лома черных и цветных металлов на предприятии

В соответствие с приказом Минприроды №721 от 01.09.2011 года, документальному учету подлежат все виды отходов, от І до ІV класса, в том числе лом черных и цветных металлов.

Порядок учета отходов производства и потребления определяется каждым предприятием индивидуально. Рекомендуется оформить локальный нормативный акт, в котором утвердить следующие положения:

  • документальное оформление учета металлолома (в том числе бланки отчетных документов);
  • условия хранения лома черных и цветных металлов;
  • порядок переработки металлолома (передача сторонней организации либо самостоятельная переработка);
  • должностное лицо, ответственное за учет металлолома (в том числе за оформление отчетных документов).

Для учета металлолома организация может использовать как унифицированные формы, так и бланк документов, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей деятельности. При этом отчетные формы должны содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • отчетный период для учета отхода;
  • виды учитываемых отходов;
  • количество отходов на начало отчетного периода;
  • объем отходов, выбывших либо использованных в отчетном периоде (лом реализован для дальнейшей утилизации или переработки либо переработан самостоятельно и использован при производстве продукции);
  • остаток лома черных и цветных металлов на конец отчетного периода

Корректность и полнота внесенной в отчетные формы информации подтверждается подписью ответственного лица.

Порядок хранения лома черных и цветных металлов

Федеральный закон №99 от 04.05.2011 года предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с утилизацией и переработкой отходов. В частности, на основании п.30 ч. 1 ст. 12 ФЗ-99, лицензированию подлежит сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности.

В связи с тем, что лом черных и цветных металлов отнесен к V классу опасности, деятельность по утилизации металлолома не подлежит лицензированию. Таким образом, организации, в ходе деятельности которых образовывается металлолом в качестве отходов производства или потребления, могут хранить лом на собственных складах и перерабатывать металлические отходы без необходимости оформления лицензии .

Иначе обстоит дело с пылью черных металлов, которую в качестве отходов производят металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Данный вид отходов относится к IV классу опасности, а значит, деятельность по его хранению и переработке необходимо лицензировать.

Однако, и здесь законодатели предусмотрели небольшие послабления для субъектов хозяйствования. На основании положений ФЗ-99, хранить пыль черных металлов в качестве отходов производства или потребления можно на специально оборудованных площадках и только при условии, что срок такого хранения не превышает 6-ти месяцев.

Реализация лома черных и цветных металлов: документальное оформление

В общем порядке реализация лома и цветных металлов производится на основании договора, заключенного между поставщиком металлоотходов и предприятием, которое занимается переработкой лома.

Бланк договора законом не предусмотрен, документ составляется в свободной форме, с учетом требований ГК РФ.

Текст договора должен содержать следующую информацию:

  • стороны договора (наименование организаций, данные о представителях в преамбуле);
  • предмет договора (реализация лома черных/цветных металлов);
  • сумма договора, порядок оплаты;
  • условия передачи металлолома (на основании доверенности, при оформлении акта приема-передачи);
  • реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты).

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2018 году

До 2018 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2018 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

Проводки по учету реализации металлолома в 2018 году

Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Учет реализации лома у продавца

Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.

Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:

Кт Сумма Описание Документ-основание
90.1 1.200 руб. Учтена реализация металлолома покупателю
90.2 41 920 руб. Списана себестоимость реализованного металлолома

Калькуляция себестоимости

62 1.200 руб. На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом

Банковская выписка

Пример №2. Учет реализации лома у покупателя

На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.

ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:

Кт Сумма Описание Документ-основание
60 1.200 руб. Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
19 68 НДС 183,05 руб.

Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)

Счет-фактура

51 1.200 руб. Платежное поручение
68 51 183,05 руб. НДС перечислен в бюджет

Платежное поручение

19 183,05 руб. НДС предъявлен к вычету

Счет-фактура

Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:

Кт Сумма Описание Документ-основание
10 (41) 60 1.200 руб. Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд»

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

68 НДС 183,05 руб. Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик») Счет-фактура
60 51 1.200 руб. Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд»

Платежное поручение

В 2018 году НДС на металлолом претерпит кардинальные изменения. С начала января покупателей лома ожидает малоприятный «сюрприз» - необходимость уплаты налога за каждую успешную сделку. Приказ о принятии закона об обложении налога президент в России подписал 27.11.2017 г., он вносит поправки в статью 161 НКРФ. Данный пункт обязует потребителей отдельных разновидностей продукции выплачивать заданный процент агентского НДС.

Законопроект устанавливает, что при реализации металлолома с 2018 года на территории Российской Федерации потребители продукции должны оплатить помимо лома еще налог на него. К налоговым агентам относятся все покупатели, за исключением лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Разъяснение! Даже если ИП не числится налогоплательщиком, НДС по приобретению лома они уплатить будут обязаны.

Подробности подписанного приказа

Как уже говорилось ранее, необходимость оплаты НДС в процессе приобретения металлолома подтверждается федеральным законодательством, в частности №335-Ф3, подписанным 27 ноября 17 года. Этот акт выступает в качестве корректора статьи 161 НКРФ, в которой теперь появилось дополнение в виде пункта №8. Именно данный проект переводит юридические лица в статус налогового агента.

Несмотря на то, что введение НДС на металлолом было подписано в 2017 году, вступает в силу закон с 1 января 2018 года. Именно с данной даты все юрлица и индивидуальные предприниматели должны уплачивать налог при покупке следующего лома:

  • черные и цветные металлы, отходы из данных составляющих;
  • все вторичные сплавы в основе которых используется алюминиевый материал;
  • лом всех типов.

Налоговые агенты должны во время покупки металлов самостоятельно рассчитать сумму, внести ее в декларации по НДС и бюджет. Данный законопроект распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, даже тех, кто получил освобождение от оплаты налога еще в 2017 году.

Например, если ИП имеет специальный налоговый статус, при котором действия фирмы не облагаются НДС, предприниматель все равно обязан при приобретении лома самостоятельно вычислить налог на добавленную стоимость и оплатить полученную сумму в казну.

Исходя из информации, указанной в пункте 5 статьи №2 законопроекта № 335-Ф3, налоговику в независимости от статуса будет представлено право на вычет с НДС. Но вместе с данным упрощением у юридического лица появляется новое обязательство - сдача декларации в электронном формате до 25 числа месяца, который следует за квартальным периодом с совершенной сделкой.

Какие «сюрпризы» ожидают продавцов лома

Компании, осуществляющие продажу металлолома также «попадают» по нововведения в закон. С 2018 года, реализуя вторичного типа алюминиевые сплавы или лом, продавец будет обязан указывать в договоре «купли-продажи» и первичной документации, что товар продается без НДС. Данный фактор подтверждает пп. 6, п. 5 статьи 2 закона № 335Ф3. Но этот момент касается только фирм и организаций, полностью освобожденных от обложения налогом.

Продавцы-налогоплательщики металлолома должны будут оформлять прежние счета-фактуры с выведением налоговой суммы. Отмена льготы по НДС при реализации в этом случае не актуальна.

Данная новость вызвала множество вопросов на предпринимательских форумах.

Например, одной из главных тем обсуждения стала - должен ли продавец оформлять счет-фактуру, если он не считается плательщиком налогов? Исходя из последних новостей, сложно дать точный ответ на данный вопрос, но выйти из ситуации поможет трактовка п.8 ст.161 НКРФ, где есть информация, которая указывает на то, что компания, осуществляющая продажу металлолома может выдать потребителю любую первичную документацию, прописанную в законопроекте №335Ф3.

Кто попадает в льготную категорию

Оказывается, существует категория лиц, у которых при покупке металлолома общая сумма не будет облагаться НДС. Откорректированный закон о налогообложении не распространяется на участников сделки, не являющихся индивидуальными предпринимателями или юрлицам, как правило, это частные потребители.

Но в случае, если покупатель в корыстных целях решает осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации ИП, у него появится риск отвечать перед законом Российской Федерации. Поэтому, прежде чем задаться вопросом, нужно ли платить НДС при продаже ли покупке металлолома и как этого избежать в рамках УК РФ, следует тщательно изучить законодательские нововведения.

Вторая «жизнь» металла

Отечественный рынок черного лома на данный момент оценивается объемом ориентировочно в 42 млн тонн в год. Данные показатели кажутся еще более глобальными при учете, что цветной лом расценивается всего в 1,5 млн тонн за указанный срок.

45% от общего количества продукта, поступающего на вторичную переработку черного лома, отводится отходам металлургической отрасли, 35% производится из инструментария и расходных материалов, 20% - отходы, которые образуются при металлообработке. Но несмотря на это, самые большие объемы отходов из черного лома приходится на судо-, автомобилестроение или на сферу по изготовлению станочного оборудования.

Заготовки металлолома на территории РФ поставляются больше 5000 официальных представительств. Часть переработанного вторсырья или добытого первичного материала отправляется на экспорт. В целом, объемы реализованного лома за границу колеблются в пределах 4,5-6 млн тонн в год.

Данный показатель составляет практически 6% от общего количества отечественного металлолома, который поступает на металлургический рынок. По статистике экономики России это считается нормой.

Большая часть изготавливаемого металлолома на территории страны отводится российским потребителям. Материал применяется в процессе производства стали кислородно-конверторным методом или при помощи специальных электрических печей.

Это существенные цифры, которыми пренебрегать просто нельзя. Поэтому, для улучшения экономического и финансового положения страны власти ввели НДС на металлолом.

По итогам предыдущего года было определено, что самыми крупными потребителями лома являются следующие группы предприятий:

  • 27% - НЛМК;
  • 5% - Северсталь;
  • 16% - ММК;
  • 8% - ТМК;
  • 9% - Евраз.

Это главные предприятия, которых в первую очередь будет интересовать, облагается ли лом НДС и когда закон вступает в силу.

Также проблема возврата НДС на металлолом коснется крупных промышленных заводов металлургической сферы деятельности, судостроения, автомобилестроения и станкостроения.

Следует отметить, что отечественная электрометаллургия в 2017 году уже терпела давление в связи с недостатком графитированных электродов. Но в 2018 году вместе с возвращением налога может существенно повыситься стоимость металла более чем на 10 %. А это приведет к уменьшению количества металлозаготовок официальными представителями металлургической отрасли.

Как следствие, основные силы реализации будут перенаправлены на экспорт продукции, что сократит инвестиционные планы отечественных металлургов.

В данной статье поговорим о том, кто является налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) лома и отходов цветных металлов, поскольку именно данный товар наиболее востребован на рынке. Что касается приобретения сырых шкур животных, то все нижесказанное также применяется и к сделкам с этим товаром.

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем .

Продавец лома является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0"). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:

Пример 1 : заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. - отражена реализация лома

Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. - списана себестоимость реализованного лома

Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. - поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%. Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома (п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели также регистрируют в книге продаж с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 19 Кт 68 — 180 руб. - исчислен НДС в качестве налогового агента ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 68 Кт 51 -180 руб. - сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68 Кт 19 — 180 руб. - сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3 : в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб. Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41) Кт 60 — 1000 руб. - отражено приобретение лома у поставщика

Дт 10 (41) Кт 68 — 180 руб. - исчислен НДС в качестве налогового агента, который учтен в стоимости приобретенного лома ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60 Кт 51 — 1000 руб. - перечислена оплата поставщику

Дт 68 Кт 51 — 180 руб. - сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс

16 144 просмотра

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ситуация : В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

— является имуществом, полученным при ремонте основных средств,

— признается внереализационным доходом,

— при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств .

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

НДС

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;

— пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;

— налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.



Похожие статьи