Переводы денежных средств. Что нужно знать. Как будут отслеживать поступления на ваши пластиковые карты: платежи физлиц под прицелом

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Комментарий к Ст. 849 ГК РФ

1. Под термином «день», использованным в комментируемой статье, следует понимать банковский, или операционный, день (см. ст. 31 Закона о банках), т.е. часть рабочего времени банка, когда он осуществляет соответствующие операции. Операционное время определяется кредитной организацией самостоятельно (п. 1.3 разд. I ч. III Положения ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П).

2. В комментируемой статье установлено общее правило о сроке зачисления (списания, перечисления) средств на счет (со счета) — этот срок составляет два операционных дня, включая день поступления соответствующего расчетного документа, при условии, что он поступил в банк в операционное время. Если расчетный документ поступил после истечения операционного времени, но в пределах рабочего дня банка, то он приходуется по учету следующим днем. В этом случае двухдневный срок для совершения соответствующей операции начинается со следующего операционного дня.

3. В законодательстве имеются два исключения из указанного общего правила о сроке совершения операций по счету.

Во-первых, в соответствии с ч. 6 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов. Таким образом, для списания средств с расчетного валютного счета налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя предусмотрен трехдневный срок, включающий день поступления в банк инкассового поручения налогового органа.

Во-вторых, в соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. Таким образом, списание средств со счета должника осуществляется в трехдневный срок, включающий день поступления в банк соответствующего исполнительного документа.

4. Началом исчисления срока для совершения операций по банковскому счету является момент поступления в банк так называемого соответствующего документа. Последний должен определяться по-разному: в зависимости от вида приходной операции (расчетная или кассовая), используемой формы безналичных расчетов и способа передачи межбанковской информации («бумажного» или электронного носителя).

Началом установленных комментируемой статьей сроков зачисления наличных денежных средств на счет клиента является момент представления в банк: для юридических лиц — объявления на взнос наличными, для физических лиц — приходного кассового ордера.

При расчетах платежными поручениями на бумажных носителях под «соответствующим расчетным документом» для зачисления денежных средств на счет получателя средств следует понимать выписку из корреспондентского счета банка получателя средств, подтверждающую поступление переведенной суммы на счет банка получателя платежа, и экземпляр платежного поручения плательщика, позволяющий идентифицировать получателя платежа. При расчетах электронными платежными поручениями под «соответствующими» документами следует понимать разные расчетные документы в зависимости от того, используется полноформатный расчетный документ или расчетный документ сокращенного формата. Пунктом 2.18 Положения ЦБ РФ от 12 марта 1998 г. N 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» установлено, что при использовании расчетного документа сокращенного формата кредитная организация обязана зачислить поступившие средства клиенту — получателю средств на основании (1) выписки из корреспондентского счета или электронного справочно-информационного документа (ЭСИД), подтверждающего зачисление средств на счет в Банке России, (2) электронного платежного документа (ЭПД) сокращенного формата и (3) расчетного документа на бумажном носителе, оформленного в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Однако в договоре банковского счета между кредитной организацией и ее клиентом может быть предусмотрено право кредитной организации зачислять поступившие денежные средства только на основании выписки по корреспондентскому счету и ЭПД в электронной форме. При использовании полноформатного ЭПД кредитная организация обязана зачислить поступившие для клиента денежные средства на основании (1) выписки из корреспондентского счета или ЭСИД, подтверждающего зачисление денежных средств на счет в Банке России (2) исполненного полноформатного ЭПД.

———————————
Вестник Банка России. 2000. N 22.

При расчетах аккредитивами началом срока совершения операции по зачислению средств на счет получателя платежа (бенефициара) следует считать момент представления им в исполняющий банк требуемого пакета документов, соответствующих условиям аккредитива.

При расчетах платежными требованиями и инкассовыми поручениями «соответствующими» документами в смысле комментируемой статьи следует считать экземпляр расчетного документа и выписку по корреспондентскому счету банка получателя средств, подтверждающую поступление инкассированной суммы.

5. Более короткие сроки зачисления средств на счет могут быть предусмотрены в договоре с клиентом. Статьей 31 Закона о банках предусмотрено, что иные сроки зачисления средств на счет получателя (как более короткие, так и более длинные) могут быть установлены договором банковского счета и платежным документом. В этом отношении ее редакция не согласуется с нормой абз. 1 комментируемой статьи. Учитывая, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не могут противоречить ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК), на практике следует применять правило абз. 1 комментируемой статьи. Вместе с тем банк вправе принять к исполнению расчетный документ, содержащий более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены комментируемой статьей. В этом случае следует говорить о применении договорных сроков зачисления денег на счет получателя, что не противоречит указанной статье.

6. При расчетах платежными поручениями и покрытыми за счет остатка счета аккредитивами возникает необходимость в перечислении денежных средств. Не позднее дня, следующего за датой поступления соответствующего расчетного документа, банк обязан начать выполнение поручения клиента путем: а) списания средств со счета; б) отправки расчетных документов в другой банк для завершения начатой операции. Термин «соответствующий документ» также может быть определен в зависимости от формы безналичных расчетов и используемого способа передачи информации о расчетных операциях.

При расчетах платежными поручениями на бумажных носителях и в электронной форме под «соответствующим документом» следует понимать платежное поручение. При расчетах аккредитивами такой документ называется «аккредитив».

В эти же сроки должны выполняться распоряжения клиента о выдаче средств со счета. Под «соответствующим документом» в данном случае следует понимать: для юридических лиц — кассовый чек, для физических — расходный кассовый ордер.

Установленные комментируемой статьей сроки перечисления и выдачи денежных средств должны исчисляться от даты представления указанных выше документов только при выполнении клиентом следующих условий:

1) остаток счета клиента является достаточным для выполнения поручения;

2) представленные расчетные и кассовые документы оформлены надлежащим образом.

Сроки выдачи и перечисления денег могут быть увеличены или уменьшены законом, банковскими правилами, договором банковского счета, а также платежным документом (ст. 31 Закона о банках).

7. В соответствии со ст. 80 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе устанавливать общие сроки безналичных расчетов. Например, при расчетах платежными поручениями таким сроком следует считать период времени, исчисляемый от момента списания денег со счета плательщика до момента их зачисления на счет получателя. Согласно указанной норме общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней — в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней — в пределах Российской Федерации. В общий срок безналичных расчетов включаются время совершения операций по счету и срок почтового пробега.

В связи с изложенным усматривается противоречие между комментируемой статьей и ст. 80 Закона о Банке России, несмотря на то, что на первый взгляд они устанавливают разные сроки. При безналичном перечислении денег они обязательно проходят через несколько счетов. Например, через счет плательщика, корреспондентский счет банка плательщика, корреспондентский счет банка получателя средств и счет получателя средств (четыре счета). Для совершения операций по каждому счету в соответствии с комментируемой статьей банкам предоставлено два операционных дня. Таким образом, через четыре счета деньги пройдут за восемь дней, что не противоречит комментируемой статье, но противоречит ст. 80 Закона о Банке России. Срок совершения операций по счету является частью общего срока безналичных расчетов. Часть не может быть больше целого. Следовательно, ст. 80 Закона о Банке России противоречит комментируемой статье. В силу ст. 3 ГК РФ в случае коллизии следует применять комментируемую статью.

Кроме того, ст. 80 Закона о Банке России не учитывает особенностей различных форм безналичных расчетов. Так, расчеты в порядке инкассо и аккредитива предусматривают целый ряд действий различных банков, которые непосредственно не связаны с перечислением средств. Например, при расчетах в порядке инкассо необходимо сначала направить соответствующие документы исполняющему банку, представить их для акцепта (от 5 до 10 дней) и только затем перечислить инкассированные суммы получателю средств. По этой причине в п. 16 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной инкассовой формы расчетов (информационное письмо ВАС РФ от 15 января 1999 г. N 39), указано, что при определении общего срока безналичных расчетов необходимо учитывать особенности проведения инкассовых операций.

При расчетах в порядке аккредитива следует выставить аккредитив в исполняющем банке путем направления ему соответствующих документов, в течение срока действия аккредитива (как правило, несколько недель) получить от бенефициара необходимые документы, проверить их, а затем выплатить деньги. Очевидно, что все эти действия также объективно невозможно выполнить в течение сроков, установленных ст. 80 Закона о Банке России.

И.В. Керенский (2012) отмечает, что 9 июля вступило в силу ПоложениеБанка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее - Положение о переводе). Оно заменит собойПоложениеБанка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах), за исключениемч. IIиПриложений 25-33, а такжеПоложениеБанка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее - Положение о безналичных расчетах физлиц).

Положениемо переводе устанавливаются правила осуществления перевода денежных средств Банком России и кредитными организациями на территории России в валюте РФ. Оно отражает изменения, произошедшие в российском законодательстве в результате принятия Федеральногозаконаот 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о платежной системе).

Большая часть норм Положенияо переводе вступила в силу 9 июля, за исключениемгл. 3(«Особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы») итребованийк максимальному количеству символов в расчетных документах, составляемых в электронном виде. Эти нормы вступают в силу позднее: с 1 января 2013 г. и с 1 апреля 2013 г.

В Положениио переводе объединены нормы об осуществлении переводов как физическими, так и юридическими лицами. Большая часть норм теперь едина для всех категорий плательщиков и получателей, однако для некоторых случаев установлен особый порядок регулирования, на что прямо указано в нормахПоложения. Например, только физлица могут быть плательщиками при переводе денежных средств без открытия банковского счета, за исключением перевода электронных денежных средств (п. 1.4Положения о переводе).

В Положениио переводе установлены правила осуществления переводов денежных средств на основании распоряжений, поданных как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Особенность Положенияо переводе в том, что оно содержит единые правила приема и обработки для всех распоряжений о переводе денежных средств. Порядок действий банка не зависит от вида расчетного (платежного) документа, который получает банк.

К расчетным (платежным) документам в соответствии с п. 1.12Положения о переводе относятся:

    платежные поручения;

    инкассовые поручения;

    платежные требования;

    платежные ордера;

    банковские ордера.

Для сравнения: в Положении о безналичных расчетах расчетными документами признавались платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения (п. 2.3 гл. 2 ч. IПоложения о безналичных расчетах).

В соответствии с Положением о переводе плательщики могут закрепить в договоре с банком возможность использовать распоряжения с реестрами получателей для осуществления переводов в пользу не только физлиц, но и любых иных получателей (п. 1.17Положения о переводе). Кроме того, получатель денежных средств теперь также вправе составлять распоряжения, содержащие реестр нескольких плательщиков (п. 1.18Положения о переводе). В договоре с банком может быть определено, что распоряжение с реестром получателей (плательщиков) может быть составлено для осуществления перевода денежных средств как лицам, являющимся клиентами одного банка, так и лицам, обслуживаемым разными банками.

Возможность перечислить денежные средства общей суммой платежным поручением с составлением реестра была предусмотрена в Положениио безналичных расчетах физлиц. В нем было указано, что, если одно юрлицо направляет в банк платежное поручение на перечисление средств нескольким физлицам, например для выплаты заработной платы (п. 1.1.15Положения о безналичных расчетах физлиц), оно может составить платежное поручение и использовать реестр, в котором должны быть указаны все физлица, реквизиты их счетов, суммы, подлежащие зачислению на их счета. При этом все физлица должны быть клиентами одного банка.

Плательщики и получатели средств в соответствии с Положением о переводе могут составлять распоряжение о переводе денежных средств, которое будет исполняться как один раз, так и периодически (п. п. 1.15и1.16Положения о переводе). Ранее эту возможность имели плательщики-физлица при расчетах платежными поручениями (п. 2.4Положения о безналичных расчетах физлиц). Плательщики ‑ юрлица и индивидуальные предприниматели могли производить периодические платежи платежными поручениями в соответствии с условиями договора плательщика со своими контрагентами (п. 3.3 гл. 3 ч. IПоложения о безналичных расчетах). ВПоложениио переводе не связывается возможность периодического перевода денежных средств с условиями договора плательщика (получателя) денежных средств со своим контрагентом.

В Положениио переводе, в отличие отПоложенияо безналичных расчетах, не содержатся общие требования к реквизитам распоряжений о переводе денежных средств. Вместе с тем в Приложении к Положению о переводе установленыПереченьи описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера. Формы данных документов остались неизменными.

В соответствии с Положениемо переводе допускается использование распоряжений, для которых в самом Положении не установлены формы и перечень реквизитов. Реквизиты подобных распоряжений определяет банк либо получатель средств по согласованию с банком (п. 1.11Положения о переводе).

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениео переводе гораздо более детально регулирует правила приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.

Прием распоряжений к исполнению. Положениео переводе во многом повторяет нормыПоложенияо безналичных расчетах иПоложенияо безналичных расчетах физлиц, касающиеся правил приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств. Однако теперь эта процедура будет едина для любых видов распоряжений о переводе.

Пунктом 2.1Положения о переводе установлена подробная процедура контроля банков за содержанием распоряжения о переводе денежных средств при приеме его к исполнению. Она состоит из ряда последовательных действий:

    удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);

    контроль целостности распоряжений;

    структурный контроль распоряжений;

    контроль значений реквизитов распоряжений;

    контроль распоряжений на достаточность денежных средств.

Каждый последующий этап контроля наступает только после прохождения всех предыдущих этапов, а распоряжение принимается к исполнению, если оно прошло все этапы контроля. Отдельно указано, что если в отношении распоряжений, требующих акцепта плательщика, такой акцепт не был дан заранее, то контрольные процедуры проводятся только после его получения (п. 2.9.2Положения о переводе).

1. Удостоверение права распоряжения денежными средствами. Правила удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме распоряжения о переводе, поданного на бумажном носителе, установливают требования к наличию соответствующих подписей и печатей.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами, если распоряжение передается в электронном виде, осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в п. 1.24Положения о переводе (абз. 1 п. 2.3Положения о переводе).

В случае применения электронного средства платежа вместо удостоверения права распоряжения денежными средствами проводится удостоверение права на использование электронного средства платежа. В Положениио переводе также есть соответствующие правила. Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа (абз. 4 п. 2.3Положения о переводе).

2. Контроль целостности распоряжений. На данном этапе проводится проверка неизменности реквизитов распоряжения.

В распоряжениях на бумажном носителе проверяется отсутствие внесенных изменений, а в распоряжениях в электронном виде ‑ неизменность реквизитов распоряжения (п. 2.4Положения о переводе).

3. Структурный контроль распоряжений. В ходе данного этапа контроля проводится проверка установленных реквизитов, а для распоряжений в электронном виде также проверка максимального количества символов в реквизитах.

Банк проверяет, соответствует ли распоряжение установленной форме (если оно подано на бумажном носителе).

Положениео переводе предусматривает требования к максимальному количеству символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования и платежного ордера, составляемых в электронном виде. Даннаянормавступит в силу с 1 апреля 2013 г.

4. Контроль значений реквизитов распоряжений. Данный этап контроля заключается в проверке значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства.

Положение о переводе возлагает на банк обязанность проверять наличие согласия третьих лиц на осуществление перевода, если такое согласие должно быть получено в соответствии с законом (п. 2.8Положения о переводе).

Если для совершения перевода необходим акцепт плательщика, банк плательщика проверяет также наличие заранее данного акцепта либо направляет плательщику распоряжение получателя средств или уведомление для акцепта.

Заранее данный акцепт может касаться одного или нескольких счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, а также различных оснований для списания денежных средств со счета.

В Положениио переводе не содержится требование указывать мотивы отказа от акцепта.

5. Контроль достаточности денежных средств. Положениео переводе устанавливает единые правила контроля за достаточностью денежных средств независимо от вида распоряжения о переводе денежных средств.

Достаточность проверяется исходя из остатка денежных средств на банковском счете плательщика на начало дня. Также учитываются денежные средства, поступившие на его счет (снятые со счета) на момент определения достаточности денежных средств (п. 2.10Положения о переводе).

Вопрос о том, что произойдет с распоряжениями при недостаточности денежных средств, может решаться по-разному. По общему правилу при недостаточности денежных средств на счете плательщика распоряжения не принимаются и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения.

Однако некоторые категории распоряжений о переводе, составленных юрлицами или индивидуальными предпринимателями, должны помещаться в очередь не исполненных в срок распоряжений. Это распоряжения о переводе денежных средств в бюджеты (а также распоряжения этой же и предыдущей очередности списания денежных средств с банковского счета, установленной федеральным законом), распоряжения взыскателей средств, распоряжения, принимаемые банком к исполнению или предъявляемые банком в соответствии с договором (абз. 10 п. 2.10Положения о переводе).

Результатом всех названных процедур приема распоряжения к исполнению является либо прием распоряжений к исполнению, либо их возврат плательщику. Положениео переводе подробно регулирует документарное оформление как приема распоряжения к исполнению, так и отказа в приеме: сроки для совершения всех действий, наличие подписей должностных лиц банка и т.п.

Следует учесть, что банки могут устанавливать дополнительные процедуры приема к исполнению распоряжений, такие как контроль дублирования распоряжений, получение согласия кредитной организации плательщика на операцию с использованием электронного средства платежа.

Исполнение распоряжений. В Положениио переводе предусмотрены процедуры исполнения распоряжений о переводе денежных средств. Перечислены три возможные процедуры: исполнение, частичное исполнение и подтверждение исполнения распоряжения (п. 4.1Положения о переводе).

Исполнение распоряжения может производиться посредством:

    списания денежных средств с банковского счета плательщика;

    зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

    выдачи наличных денежных средств получателю средств;

    учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств.

Также допускается частичное исполнение распоряжений в случаях, предусмотренных законодательством или договором.

Полное либо частичное исполнение распоряжений банк обязан подтвердить в порядке, установленном Положениемо переводе. В зависимости от формы подачи распоряжения (в электронном виде, на бумажном носителе либо с использованием электронного средства платежа) применяются различные процедуры направления подтверждения плательщику (получателю) денежных средств (п. п. 4.5-4.9Положения о переводе).

Дополнительно банки могут устанавливать (в частности, в договорах) иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включенных в реестры, в том числе частичное исполнение распоряжений.

Отзыв распоряжений. В Положениио переводе в соответствии с нормамиЗаконао платежной системе осуществление отзыва распоряжения о переводе денежных средств связывается с таким свойством платежа, как «безотзывность». Отзыв распоряжений о переводе возможен до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.14Положения о переводе).

Согласно п. 7 ст. 5Закона о платежной системе, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств для перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Для перевода электронных денежных средств установлен другой момент наступления безотзывности: одновременное принятие оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшение остатка электронных денежных средств плательщика и увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (п. п. 10и15 ст. 7Закона о платежной системе).

Формы безналичных расчетов.

Положениемо переводе определяются формы безналичных расчетов. Перевод денежных средств осуществляется в рамках:

    расчетов платежными поручениями;

    расчетов по аккредитиву;

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

По сравнению с Положениемо безналичных расчетахПоложениемо переводе добавлена только одна форма безналичных расчетов ‑ расчет в форме перевода электронных денежных средств. Это связано с принятиемЗаконао платежной системе, который, во-первых, содержит определение термина «электронные денежные средства», а во-вторых, устанавливает правила их перевода.

Форму безналичных расчетов плательщики, получатели средств избирают самостоятельно, она может предусматриваться договорами с их контрагентами.

"Практическая бухгалтерия", 2011, N 9

Новые правила оказания услуг по переводу денежных средств, в том числе связанные с применением электронных денег и использованием электронных средств платежа, в большинстве своем начнут действовать осенью этого года. Рассмотрим процедуры денежных переводов и их особенности.

С 29 сентября 2011 г. такие платежные услуги, как денежные, почтовые переводы и прием платежей, будут осуществляться по новым правилам. Дело в том, что в этот день, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ). Он регламентирует порядок оказания платежных услуг, в том числе в виде перевода денег, и использования электронных средств платежа, устанавливает субъектов национальной платежной системы (далее - НПС) и требования к их деятельности, а также условия организации и функционирования платежных систем, правила надзора и наблюдения в НПС.

Через платежные системы происходит перевод денежных средств. Тем самым расчеты наличностью при внутренних и международных платежах заменяются безналичными расчетами. Формами платежных систем являются проведение финансовых трансакций (последовательных взаимосвязанных операций) с помощью банкоматов, платежных киосков, POS-терминалов, карт с хранимой денежной стоимостью. Электронные платежные системы выступают подвидом платежных систем, которые обеспечивают трансакции электронных платежей через сети, в том числе Интернет или платежные чипы.

Рассмотрим основные моменты оказания услуг по переводу денежных средств.

Общий порядок перевода

Перевод денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов производят операторы по переводу денежных средств, то есть организации, имеющие на то право: Банк России, Внешэкономбанк, кредитные организации. Свои услуги они предоставляют на основании договоров с клиентами (плательщиками или получателями денег). В переводе могут быть задействованы также юридические лица, за исключением кредитных организаций, или индивидуальные предприниматели, которые играют роль банковских платежных агентов и субагентов.

Денежный перевод оператор производит по распоряжению клиента (плательщика или получателя денег) за счет денежных средств плательщика, которые находятся на его банковском счете или предоставлены им без открытия такового. Перевод выражается:

  • в зачислении денег на банковский счет их получателя;
  • в выдаче ему наличных;
  • в учете денежных средств без открытия банковского счета (только при переводе электронных денежных средств).

Наряду с операторами, обслуживающими плательщика и получателя средств соответственно, в переводе могут участвовать другие операторы (посредники в переводе). Причем если плательщика и получателя средств обслуживает один оператор, то окончательность перевода, за исключением перевода электронных денег, наступает, когда денежные средства зачислены на банковский счет их получателя или ему обеспечена возможность получения наличных. При обслуживании разными операторами - при зачислении денег на банковский счет оператора, обслуживающего получателя средств, в момент окончательности перевода обязательство оператора, обслуживающего плательщика, перед последним прекращается.

Следует иметь в виду, что внесение наличных денег на свой банковский счет или их получение со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом.

Предоставление сведений

Ознакомление клиентов в доступной для них форме с условиями денежного перевода в рамках применяемой формы безналичных расчетов является обязанностью операторов по переводу денежных средств. В Законе N 161-ФЗ закреплен порядок такого ознакомления: оно должно быть произведено еще до осуществления перевода. При этом до клиентов следует довести информацию:

  • о размере вознаграждения и порядке его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  • о способе определения обменного курса, применяемого при переводе денег в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  • о порядке предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором;
  • иную информацию, обусловленную применяемой формой безналичных расчетов.

Законом N 161-ФЗ также установлена обязанность клиента представить оператору достоверные контактные данные, а в случае их изменения - своевременную обновленную информацию.

Обязанность оператора, который осуществляет перевод денежных средств, по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у него контактной информацией. Об этом говорится в п. 13 ст. 5 названного Закона.

Перевод электронных денег

Начнем с определений электронных денег и оператора электронных денежных средств. Первые представляют собой предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу электронных денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия счета в банке.

Отличием безналичных денежных средств от электронных денег является то, что первые находятся на банковском счете. Электронные деньги же размещаются в кредитной организации, которая банковской может и не быть. Главное, чтобы она имела право переводить средства без открытия банковских счетов (осуществлять перевод электронных денежных средств). Такая кредитная организация является оператором электронных денежных средств.

Внимание! Электронными деньгами не являются денежные средства, полученные организациями, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ и учитывают информацию о размере предоставленных средств без открытия счета в банке (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Условия перевода

Для перевода электронных денег клиенты должны предоставить оператору денежные средства на основании заключенного с ним договора. Если клиент - гражданин, перевод может быть осуществлен как с использованием, так и без использования счета в банке. Если клиентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то электронные деньги переводятся только с применением банковского счета.

Важный момент. На перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денег, отведено не более трех рабочих дней. Отсчет начинается со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления им наличных в целях перевода без открытия банковского счета. Перевод же электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента (п. 5 ст. 5 и п. 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Следует обратить внимание, что при переводе электронных денег юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться только их получателями. В качестве плательщиков они вправе выступать, лишь когда переводимые средства предназначены к получению физическим лицом. При этом последнее должно использовать персонифицированное электронное средство платежа.

Виды электронных средств платежа

Электронные средства платежа, используемые физическими лицами, могут быть двух видов: персонифицированными и неперсонифицированными.

Электронное средство платежа является персонифицированным, когда оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор провел идентификацию в соответствии с Законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). То есть совокупность мероприятий по установлению определенных сведений о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с применением оригиналов документов и (или) заверенных копий. Условием использования персонифицированного электронного средства платежа является наличие у такого клиента остатка электронных денег в размере, равном в любой момент времени 100 000 руб. и менее, либо суммы в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб. по официальному курсу Банка России.

Электронное средство платежа признается неперсонифицированным, если оно используется клиентом-гражданином, в отношении которого оператор идентификацию не провел. При этом у клиента имеется остаток электронных денег в размере, равном в любой момент времени 15 000 руб. и менее. Отметим, что общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 000 руб. в течение календарного месяца.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать корпоративное электронное средство платежа, которое позволяет их идентифицировать.

Начало и процесс перевода

Итак, клиент предоставляет оператору деньги. Последний принимает их к учету. Для этого он формирует запись, которая отражает размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств, то есть остаток электронных денег.

Распоряжение плательщика в пользу получателей средств является основанием для перевода электронных денежных средств. Перевод можно осуществлять также по требованию их получателя. При этом соответствующее условие должно быть предусмотрено договором с оператором. Деньги можно переводить как через одного оператора (если и плательщик, и получатель денег являются его клиентами), так и через нескольких.

В процессе перевода оператор одновременно осуществляет следующие действия:

  • принимает распоряжение клиента и уменьшает остаток его электронных денег;
  • увеличивает остаток получателя на сумму перевода электронных денежных средств. Таким образом, перевод после принятия оператором распоряжения клиента происходит незамедлительно.

В Законе N 161-ФЗ предусмотрена также возможность осуществлять названные выше действия в разное время (автономно), но только в случаях, специально предусмотренных договором, а также когда плательщиком является физическое лицо, а получателем - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом получатель электронных денег обязан ежедневно передавать оператору информацию о совершенных операциях для учета. Делать это ему необходимо не позднее окончания рабочего дня оператора.

Подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денег оператор направляет незамедлительно после исполнения распоряжения. В случае, когда электронное средство платежа используется в автономном режиме, подтверждение должно быть отправлено незамедлительно после учета информации о совершенных операциях, которую оператор ежедневно принимает от получателя средств.

Окончание перевода

После того как оператор осуществил все действия по переводу электронных денег, такой перевод становится безотзывным и окончательным. Если клиент использует электронное средство платежа автономно, то перевод становится безотзывным в момент такого использования и окончательным после учета оператором информации о совершенных операциях, которую тот ежедневно принимает от получателя средств.

Внимание! Характеристиками перевода денежных средств являются его безотзывность и окончательность. Первая обозначает отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени. Вторая - предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени.

При наступлении окончательности перевода электронных денег денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денег.

Судьба остатка электронных денег

Информацию об остатках электронных денежных средств, как и сведения об осуществленных переводах, оператор должен учитывать постоянно. При этом он не вправе:

  • предоставлять клиенту деньги для увеличения его остатка;
  • начислять проценты на оставшиеся денежные средства.

Остаток электронных денег (его часть) клиента - физического лица, который использует неперсонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению подлежит переводу исключительно на банковский счет и не может быть выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) клиента - физического лица, который использует персонифицированное электронное средство платежа, по его распоряжению может быть переведен на банковский счет, переведен без открытия банковского счета или выдан наличными денежными средствами.

Остаток (его часть) электронных денег клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счет. В этой связи такой клиент обязан иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счете, открытом в иной кредитной организации, на который может осуществляться перевод остатка (его части) электронных денежных средств.

Сведения, которые должен предоставить оператор

До заключения договора с клиентом - физическим лицом оператор электронных денежных средств обязан предоставить ему следующую информацию:

  • о своем наименовании и месте нахождения, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить невозможность использования электронного средства платежа до ознакомления клиента - физического лица с указанной информацией.

А.В.Лазарева

Профессиональный бухгалтер

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, запросы, ответы, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

Положения настоящего пункта распространяются на распоряжение физического лица, форма которого на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, ст. 2317; N 43, ст. 5803; 2015, N 1, ст. 8, ст. 14) (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21.1. В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению.

(см. текст в предыдущей редакции)

В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (далее - распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

пунктом 4.1 настоящего Положения, и случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2946-У "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27153 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2945-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27163 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

1. Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента).

2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств , осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

6. В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе).

7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.

9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или обеспечения получателю средств возможности получения наличных денежных средств.

10. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 настоящего Федерального закона.

11. При переводе денежных средств обязательство оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, перед плательщиком прекращается в момент наступления его окончательности.



Похожие статьи