Порядок применения упрощенной системы налогообложения

После регистрации частный предприниматель может выбрать из двух типов систему налогообложения, соответствующую своему бизнесу. Их две - общая и упрощенная. Последней пользуются чаще, но есть и определенные условия для перехода на нее, а в 2017 году были также внесены изменения параметров соответствия для использования данной системы. В статье мы подробно рассмотрим, что называют упрощенной системой налогообложения и кто может ею воспользоваться. Основные критерии УСН также рассмотрим в данной статье.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН), или так называемая «упрощёнка», - это наиболее подходящий для начинающих предпринимателей налоговый режим. Упрощенка популярна не только в силу сниженной налоговой нагрузки, но и благодаря своей простой, понятной и доступной системе учета налогов. Помимо начинающих бизнесменов, на УСН переходят и опытные предприниматели, использовавшие до этого другие системы, но решившие, что выгоднее будет платить налоги по УСН. С "упрощенкой" налоги становятся посильными и некритичными для ИП, что важно на первых порах после открытия собственного дела. Критерии УСН чаще всего применяются в двух сферах.

Сферы применения

Одни из самых распространенных сфер, где используется упрощенная система, это:

1. Оптовая и розничная продажа товаров народного потребления.

2. Сфера бытовых, прокатных, а также консалтинговых и других услуг.

4. Аренда техники или недвижимости (краткосрочная или долгосрочная).

5. Продвижение творческой деятельности (без затрагивания сферы авторских прав).

Существуют такие виды деятельности, для осуществления которых обязательно наличие гос. лицензии. К ним относятся:

1. Медицина и фарминдустрия.

2. Инженерия и строительство.

3. Сфера пожаротушения, работа со взрывоопасными и химическими объектами.

4. Гидрометцентр.

5. Туристическая область деятельности.

6. Изготовление и реализация устройств, обеспечивающих защиту информации.

7. Частные детективные агентства.

8. Использование неназемных видов транспорта для пассажирских и грузоперевозок.

9. Металлургия.

Виды

УСН подразделяется на два вида в зависимости от критериев расчета:

1. Система "Доходы".

2. Система "Доходы минус расходы".

Различаются они по размерам ставок, алгоритму расчета налогов и величине базы налогов. При любом раскладе налоговые нормы будут ниже, чем в обычной системе. В 2016 году региональная ставка по системе "Доходы" снизилась до 1% (от изначальных 6%). Это основные критерии УСН.

По упрощенной системе налогообложения нужно рассчитывать налоги на основе доходов. При этом не всегда УСН является наиболее выгодным вариантом налогообложения. В отдельных случаях более выгодно использовать систему ЕНВД (единый налог на вмененный доход), так как при этой системе ставка фиксированная и не зависит от доходов. Система УСН, конечно, не является эталонной, но позволяет, тем не менее, довольно легко производить контроль налоговой загруженности бизнеса. Критерии УСН без НДС рассмотрим ниже.

Выгодными моментами использования УСН являются:

1. Освобождение предпринимателя от уплаты НДФЛ. Он заменяется на налог по ставке от 1 до 6 процентов от дохода или от 5 до 15 процентов по режиму "Доходы минус расходы". Земельный налог и страховые взносы вычитаются по режиму "Доходы минус расходы".

2. Освобождение от уплаты НДС.

3. Все прошедшие операции по кассе сохраняются при переходе на УСН.

4. Использование УСН способно сократить авансовые выплаты, начисляемые по единому налогу.

5. Упрощенная система отчетности (в сравнении с другими системами).

Помимо преимуществ, есть и недостатки. Они заключаются в следующем:

1. Не для всех видов деятельности система УСН является выгодной.

2. При использовании УСН отсутствует возможность расширять бизнес (открывать новые представительства).

3. В систему "Доходы минус расходы" включены не все расходы.

4. Даже если предприятие терпит убытки, предприятие обязано выплачивать минимальный налог размером 15 процентов.

Чем еще критерии УСН отличаются?

Доступность системы

Использование УСН делает ведение среднего и малого бизнеса намного проще. Но для перехода на данную систему налогообложения необходимо соответствие некоторым параметрам.
К ним относятся следующие:

1. За первые девять месяцев работы отчетного года (в котором ожидается переход на УСН) доход компании не должен быть больше 15 миллионов рублей.

2. Среднесписочный состав компании не должен превышать сто человек.

3. По актуальной стоимости активов доход не может быть больше 100 миллионов рублей.

4. При переходе с ОСНО (общая система налогообложения) доход за девять месяцев не должен быть больше 59 805 миллионов рублей. При этом для ИП таких ограничений не предусмотрено. Перейти на упрощенную систему имеет также возможность организация, в которой доля сторонних предприятий менее 25 процентов.

Рассмотрим критерии отнесения к НКО на УСН.

НКО может применяться общий режим и упрощенная система налогообложения (УСН).

Особенность УСН заключается в том, что при определении лимита доходов, ограничивающего использование данного режима налогообложения (60 млн руб.), доходы, полученные путем целевого финансирования, не будут учитываться.

Считается, что некоммерческие организации не имеют финансового результата в силу того, что осуществляемая ими деятельность не направлена на получение дохода, и распределения прибыли между членами организации не происходит. Однако НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а значит, прибыль или убыток будут присутствовать.

То, что такие организации не используют полученную прибыль, а распределяют ее в соответствии с законом, не освобождает их от необходимости уплаты единого налога по УСН на разницу между доходами и расходами или на доходы.

Кто не может применять УСН?

Бывают и такие ситуации, когда переход на УСН не представляется возможным. Так, пользоваться "упрощёнкой" не смогут:

1. Предприятия, имеющие филиалы.

2. Организации, отвечающие за финансовую сферу деятельности, такие как микрофинансовые организации (МФО) или банки.

3. НПФ (негосударственные пенсионные фонды).

4. Собственники ломбардов.

5. Частные предприниматели, занимающиеся производством акцизных товаров.

6. Частные юристы и нотариусы.

7. Компании, чей штат сотрудников - более ста человек.

8. ИП, чьи доходы - более 100 миллионов рублей.

Перечисленные выше организации не вправе использовать упрощенную налоговую систему. При осуществлении деятельности по УСН в обход правил организация должна будет перейти на ОСНО, оплатив налоги по этой системе. При переходе ИП на УСН критерии следующие.

Лимит УСН на 2018-2019 годы для перехода на упрощенную систему налогообложения, так же как и по более ранним периодам, устанавливается в соответствии со ст. 346.12 НК РФ. Этот лимит важен для тех, кто только собирается перейти на спецрежим. Для тех, кто уже работает на упрощенке, предусмотрено свое ограничение по выручке. Причем различаются не только суммы, но и порядок подсчета. Не запутаться в показателях и размерах предельных доходов по УСН вам поможет эта статья. А еще вы узнаете, кому один из лимитов дозволено не соблюдать.

УСН и критерии ее использования

Для того чтобы иметь возможность использовать в своей деятельности самый простой из всех режимов налогообложения — упрощенку, юрлицу или ИП необходимо соответствовать ряду определенных числовых показателей (ст. 346.12 НК РФ):

  • Численность работающих — не больше 100 человек.
  • Остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн руб.
  • Доля участия других юрлиц — не более 25%.
  • Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Иными важными критериями являются (ст. 346.12 НК РФ):

  • Отсутствие филиалов .
  • Неосуществление определенной деятельности (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В случае если хотя бы один из перечисленных критериев не соблюден, применять УСН нельзя.

Лимит по УСН на 2018-2019 годы для планирующих переход на спецрежим

Если организация планирует перейти на УСН с очередного года, ей необходимо учитывать, что ее выручка за 9 месяцев текущего года тоже регламентирована. Лимит по УСН на 2018 год, превышение которого не позволит перейти на спецрежим с 2019 года, составляет 112,5 млн руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Установленный для перехода на упрощенку лимит УСН 2018-2019 действует только для организаций. Если перейти на УСН решит индивидуальный предприниматель, ограничение по размеру выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для него не установлено.

Оба предела (по доходу за 9 месяцев и для всего годового дохода) по УСН в 2018-2019 годах изменения лимита доходов в зависимости от величины коэффициента-дефлятора не предусматривают. Указанные выше значения общего лимита доходов по УСН в 2018-2019 годах и лимита, установленного на 9 месяцев 2018-2019 годов, введены в применение с 2017 года.

Несмотря на то, что их индексация предусмотрена текстом ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, применение коэффициента-дефлятора к значениям лимита УСН на 2018-2019 годы не осуществляется, потому что индексация заморожена на период до 2021 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Размеры коэффициентов, запланированные на 2019 год, ищите .

Лимит по УСН на 2018-2019 год для действующих компаний

Если доходы «упрощенца» в каком-либо из периодов 2018-2019 годов превысят установленный УСН-лимит доходов, равный 150 млн руб., он теряет возможность работать на УСН.

Лимит по УСН на 2018-2019 годы в части общей величины годового дохода будет применяться до 2021 года, не подвергаясь индексации.

Как коэффициенты-дефляторы в ближайшие годы будут влиять на лимит доходов по УСН, узнайте из этого сообщения .

Если вы решили добровольно перейти с УСН на иной режим налогообложения, прочтите сообщение «Уведомление об уходе с УСН обязательно» .

Метод определения доходов при УСН

Доходы для определения лимита УСН на 2018-2019 годы, как и раньше, рассчитываются кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). Учитывать в них нужно также все авансы, которые поступили на расчетный счет или в кассу фирмы. Если же имел место возврат денег, то он также учитывается в том периоде, когда был осуществлен, но со знаком минус.

Подробнее о доходах, включаемых в расчет, читайте в этой статье .

Итоги

Планируя переход на УСН, организации должны учитывать лимит по УСН, установленный по отношению к доходам за 9 месяцев года, предшествующего переходу на этот спецрежим. Такой лимит УСН на 2018-2019 годы для ООО составляет 112,5 млн руб.

Действующие плательщики УСН (как организации, так и ИП) должны контролировать предельную величину годовой выручки, превышение которой влечет запрет на применение этого спецрежима. Доходный лимит УСН 2018-2019 годов равен 150 млн руб.

Доходы для определения лимитов УСН на 2018-2019 годы определяются кассовым методом.

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов - упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе в 2017 посвящена гл. 26.2. УСН . Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2017 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые , приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ .

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться или налогу на прибыль, платят , а в отдельных случаях и . ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ . Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

Основной налог для организаций и ИП на УСН - это собственно «упрощенный» налог.

УСН в 2017 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2017 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2017 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Для этого нужно сложить свои доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), признанные по «кассовому» методу и отраженные в Книге учета доходов и расходов.

При этом, если в прошлые годы организация платила налог на прибыль и использовала метод начисления, то к сумме своих доходов текущего года нужно прибавить суммы денежных средств, которые получены до перехода на УСН, но договоры, в счет которых получена предоплата, были исполнены только в текущем году.

Плательщик УСН, у которого в 2017 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение .

Если объект налогообложения , то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ . Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» :

При уплате минимального налога упрощенец может уменьшить эту сумму на авансовые платежи по УСН, уже перечисленные в текущем году по итогам отчетных периодов.

КБК при УСН

Плательщики УСН ежеквартально рассчитывают и перечисляют в бюджет авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2017 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2017 году следующие:

При этом КБК УСН «доходы» в 2017 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2017 году следующие:

С 2017 года упрощенец уплачивает минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций - не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, для ИП налоговая декларация по УСН за 2016 год может быть представлена не позднее 02.05.2017.

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (

Упрощенная система налогообложения ощутимо уменьшает бухгалтерскую нагрузку и объем отчетности для индивидуальных предпринимателей и предприятий с небольшим объемом выручки. Ее используют и для снижения общей суммы уплачиваемых налогов – «упрощенцы» не платят НДС, налог на имущество и на прибыль, а ИП - НДФЛ с предпринимательских доходов. Каковы условия применения УСН в 2019 году, кто может стать «упрощенцем» с 01.01.2019 г. и что для этого необходимо – рассмотрим далее.

Кто не вправе применять упрощенную систему налогообложения

Запрет использовать «упрощенку» действует для определенных налогоплательщиков. Не имеют права применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст.346.12 НК):

  • страховщики;

    НПФ и инвестиционные фонды;

    профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    производители подакцизных товаров;

    ломбарды;

    те, кто добывает и реализует полезные ископаемые, не входящие в перечень общераспространенных;

    организаторы азартных игр;

    частные нотариусы, адвокаты;

    участники соглашений о разделе продукции;

    уплачивающие единый сельхозналог (ЕСХН);

    микрофинансовые, казенные, бюджетные, иностранные организации;

    агентства по найму/занятости персонала;

    компании с филиалами;

    организации, с долей участия других юрлиц больше 25 процентов.

Последний пункт не действует для следующих случаев:

    когда организация создана на вклады общественных организаций инвалидов, у нее не менее половины работников-инвалидов, и их доля составляет четверть или больше от всего ФОТ;

    для некоммерческих организаций, в том числе потребкооперации;

    когда хозобщество или партнерство учреждено бюджетными и автономными научными обществами либо бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования для практического применения научных разработок, исключительные права на которые принадлежат этим обществам.

Кто может применять УСН

Прежде чем принимать решение о переходе на УСН с 2019г., следует уточнить, соответствует ли предприятие или предприниматель определенным критериям УСН в 2019 году.

Юрлица должны проверить доходы за 9 месяцев 2018 года – они не должны превышать 112,5 миллионов рублей (п. 2 ст. 346.12 НК). Коэффициент-дефлятор в 2018-2019 г.г. к лимитам доходов для УСН не применяется, а исчисляют их по правилам ст. 248 НК РФ.

Критерии применения УСН в 2019 году юрлицами включают также остаточную стоимость ОС (основных средств), которая не должна быть выше 150 миллионов рублей по данным бухучета.

Среднесписочный состав персонала (учитывая работающих по ГПХ-договорам и внешнему совместительству) не должен превышать 100 человек. Это ограничение действует для юрлиц и для ИП.

Следить за лимитами численности и стоимости ОС необходимо и тем, кто уже работает на спецрежиме. По УСН условия применения 2019 года не изменились по сравнению с предыдущим периодом.

Прежним остался лимит на размер доходов, полученных при использовании «упрощенки» - 150 миллионов рублей в год (коэффициент-дефлятор не применяется).

Если любой из лимитов будет превышен, или будет нарушено иное вышеприведенное ограничение, ИП или фирма «слетают» с УСН на общий режим, с начала того квартала, в котором произошло нарушение.

Переход на «упрощенку»

Законом предусмотрен добровольный принцип перехода на «упрощенку» . Упрощенная система действует только для тех, кто заявил о переходе в ИФНС. Тем, кто может применять УСН в 2019 году, установлены определенные сроки для перехода:

    Новыми фирмами, предпринимателями уведомление подается либо вместе с документами на госрегистрацию, либо отдельно, но не позднее 30 дней со дня госрегистрации.

    Уже работающие юридические лица и ИП могут перейти на УСН только с 01 января, уведомив налоговиков об этом до конца года, предшествующего году перехода. Для применения «упрощенки» с 01 января 2019 г. уведомление по форме № 26.2-1 представляется в налоговую до 9 января 2019 г. (поскольку 31 декабря 2018 г. – нерабочий день).

При этом стоит строго отслеживать сроки - в случае опоздания с уведомлением налоговых органов о применении «упрощенки» налогоплательщик лишается права на использование этой системы и сможет перейти на нее только через год.

Если уведомление направляется налоговикам почтой, обязательно делать это заказным письмом с описью вложения (иначе сложно будет доказать, что было отправлено именно уведомление об УСН).

При личном визите в ИФНС рекомендуется составлять уведомление в 2 экземплярах, чтобы один из них с отметкой налогового органа оставался у фирмы или ИП. ИФНС не выдает ответное подтверждение об установлении требуемого режима, но позже можно запросить у налоговиков (письмом, составленным в произвольной форме или электронно по ТКС) подтверждение, что применяется именно этот режим.

Изменения в 2019 году для «упрощенцев»

Законодательство постоянно изменяется, с 2019 года некоторые новшества коснутся и тех, кто работает на УСН.

Некоторые налогоплательщики-«упрощенцы», занимавшиеся определенными видами деятельности (пп.5 п.1 ст.427 НК), имели право на пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году. С 2019 года эти работодатели переходят на общий тариф - 30% (пп.3 п.2 ст.427 НК).

Региональные власти имеют право снизить налоговую ставку по УСН. Так как изменения допускаются ежегодно, нужно проверить местное законодательство, какая ставка для 2019 года применяется в конкретном регионе.

Уже в 2019 году могут отменить декларации по УСН для «упрощенцев» с объектом «доходы», применяющих онлайн-кассы – о такой возможности Минфин заявил в Основных направлениях налоговой политики на 2019-2021 г.г.



Похожие статьи