Прямые иностранные инвестиции в россии. Прямые иностранные инвестиции

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Кательницкая Екатерина Владимировна

студент Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

E-mail: katelnickaya 1991@ mail . ru

Шевченко Инна Константиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

На современном этапе перестройки в структуре российской экономики на первое место выдвигает проблему, связанную привлечением прямых иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности.

В настоящее время в сложной экономической ситуации, характеризующейся включая острый дефицит ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость не спекулятивных, долгосрочных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезную технологическую проблему не успеваемости российской экономики в большинстве позиций, требуется иностранный капитал, который может принести современные методы управления и новые технологии, и будет способствовать развитию отечественных инвестиций.

Финансовые ресурсы, обращаются в капитал в денежной форме и рассчитанные для формирования производственного процесса. Будучи запущенны в оборот, они несут доход. Оборот денег осуществляется путем передачи в ссуду и вложения их в предпринимательство. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Целью инвестиций является выгодное вложение капитала .

Поэтому, представляется возможным, определить инвестиции как совокупность долгосрочных финансовых вложений, материальных и трудовых ресурсов (как государственных, так и частных) в различные сферы национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

Прямыми инвестициями являются инвестициями прямых инвесторов, то есть инвестиции физических и юридических лиц, владеющих не менее 11 % акционерного капитала или акций предприятия, дающих право на участие в управлении предприятием; кредиты от совладельцев предприятия; взносы в уставный фонд; стоимость оборудования, переданного прямым инвестором; реинвестированный доход.

Прямые иностранные инвестиции являются участниками иностранного капитала и реализуют инвестиционные проекты на территории стран-реципиентов инвестиций, которые характеризуется активным участием инвестора (или его представителей) в деятельности организации. Наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся экономик, позволяет реализовывать большие и важные проекты, а при этом в страну поступают новейшие технологии, новые практики корпоративного управления.

Прямые иностранные инвестиции:

· Комбинируют перенос практических навыков и управленческого профессионализма с взаимовыгодным объемом ноу-хау.

· Обладают мультипликативным эффектом, положительно отражающемся на производственно и на других секторах экономики.

· Активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

· При правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов.

· Стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения .

Таким образом, Прямые Иностранные Инвестиции являются эффективным средством модернизации экономики развивающихся стран.

Опыт большинства развивающихся стран показывает, что всплеск инвестиционной активности в экономике начинается с поступлением иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом. Здесь представляется целесообразным рассмотреть и оценить разные подходы к определению экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих элементов инвестиционной сферы, и в частности способов государственного воздействия на ее развитие .

Увеличение потока иностранных капитальных вложений и повышение эффективности инвестиционной деятельности, идущих в российскую экономику может стать одним из главных направлений изменения курса современных экономических реформ.

Объем поступлений иностранных инвестиций в экономику России неуклонно возрастает, начиная с 2010 года. При этом доля прямых инвестиций в 2013 году достигла максимального значения за рассматриваемый период и составила 15,35 %. Ежегодные объемы поступления иностранных инвестиций, и их структура по типам представлена в таблице:

Таблица 1.
Динамика ПИИ в экономике России за период с 2010 по 2013 гг.

Источник: данные Росстата, расчеты НРА

Наряду с ростом фактических объемов ПИИ в 2010-2013 годах также отмечалось улучшение позиций России в одном из ведущих международных исследований, посвященных ПИИ в индексе доверия прямых иностранных инвестиций .

Если в 2010 году Россия занимала только 18 место, то по итогам 2013 года вплотную приблизилась к десятке лидеров, заняв 11 место. Продвижение России в данном рэнкинге свидетельствует о росте интереса международных компаний к прямым инвестициям в российскую экономику.

Статистика по притоку ПИИ в Россию внешне выглядит достаточно благоприятной, однако относиться к этим цифрам следует с известной долей осторожности. Значительная доля поступающих в Россию ПИИ возникает в результате так называемого «круговорота капитала» - явления, при котором поступающие в страну инвестиции возникают в результате возвращения капитала, ранее выведенного в офшорные юрисдикции.

Практически все ПИИ, поступающие из Кипра или Британских Виргинских островов, имеют российское происхождение, что подтверждается, в частности, тем, что указанные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Несмотря на то, что в течение 2013 года о необходимости деофшоризации неоднократно говорилось на самом высоком уровне, конкретных результатов в этом направлении добиться пока не удалось, о чем прямо было сказано в Послании Президента Федеральному Собранию, озвученном в декабре 2013 года.

Вложения из офшорных зон по-прежнему составляют значительную долю в общем притоке иностранных инвестиций, и рассматривать данные по ПИИ нужно обязательно с учетом этой особенности.

Еще одной проблемой, связанной с ПИИ, является неоднородность их распределения между регионами России. Показатель притока ПИИ может быть использован в качестве индикатора эффективности региональной инвестиционной политики, однако его практическое использование осложняется тем, что в него включаются офшорные ПИИ, возникновение которых не связано с созданием благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Напротив, широкое распространение офшорных схем может быть следствием неудовлетворительных условий ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах для минимизации налогов, защиты бизнеса или с иными целями. Объем ПИИ может выступить в роли индикатора инвестиционной привлекательности регионов только в случае исключения из общего притока ПИИ вложений, осуществляемых из офшорных зон .

Российские регионы имеют огромный потенциал в привлечении иностранных инвестиций. Однако неразвитость инфраструктуры, слабость формальных и неформальных институтов ведут к спаду инвестиционной активности.Один из важнейших факторов резкого замедления экономического роста в России в 2013 г. - не просто стагнация, а падение инвестиций в основной капитал. Если в целом по экономике они в январе-июне по предварительной оценке Росстата сократились на 1,4 %, то по отчетности крупных предприятий в рамках региональной статистики (что в чем-то показательнее оценок на макроуровне с досчетами) они в январе-мае упали гораздо сильнее - на 6,6 %.

Если бы не подстегиваемый завершающимися олимпийскими стройками рост инвестиций в Южном федеральном округе (21,1 %), то падение инвестиций в экономике было бы еще больше - при гипотезе о нулевом росте инвестиций на юге темп роста совокупных инвестиции упал бы, по оценкам аналитиков, еще приблизительно на 2 % .

Негативное влияние замедления инвестиционной динамики состоит в том, что оно выглядит чрезмерным даже с учетом замедления роста экономики в целом, что, в общем-то, ведет к стабилизации уровня загрузки мощностей и снижению потребности в инвестициях. Но даже с учетом этого фактора рост инвестиций должен был бы быть выше при прочих равных, так как во всех построенных нами спецификациях инвестиционной функции для России значимость роста экономики в предшествующий год определяется с эластичностью от 0,7 до 1,2. Это значит, что рост инвестиций должен был бы в этом году быть на уровне не ниже 3,0-3,7 %, а аналитики пока наблюдают заметное их падение, заставляющее говорить о настоящем инвестиционном провале .

И было бы неправильно объяснять его исключительно резким снижением сальдированного финансового результата экономики (почти на 22 % за январь-май), которое в соответствии с российской инвестиционной функцией могло вычесть, 2,5-2,8 п.п., но никак не реальные 6,6-8,6% (с учетом и без учета инвестиционного «спурта» ЮФО).

Таблица 2.

Рост инвестиций и его факторов в федеральных округах России, % г/г


Примечание: МСБ - малый и средний бизнес

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

01.12.2011 – На современном этапе в условиях посткризисного восстановления мировой экономики особую актуальность и значимость для большинства стран мира приобретают вопросы, связанные с поиском новых источников финансирования экономического роста и структурных изменений в экономике (включая создание новых производств и развитие инновационных проектов).

При этом в условиях ограниченности внутренних источников инвестиций одним из основных направлений экономической политики является активизация притока прямых иностранных инвестиций (FDI , foreign direct investments ) в национальную экономику.

По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. основной объем иностранных инвестиций (на чистой основе) в реальный сектор экономики Беларуси поступил из России , Нидерландов , Китая , Австрии , Швейцарии , Ирана , Ливана , Эстонии и Японии .

Так, в 2010 г. объем инвестиций, поступивших в реальный сектор Беларуси (без учета банков) от иностранных инвесторов, сократился по сравнению с 2009 г. на 2,3% до 9,085 млрд. долл. (на валовой основе). В том числе прямые иностранные инвестиции возросли на 15,5% до 5,569 млрд. долл., портфельные инвестиции снизились на 1% до 1,840 млн. долл., а прочие инвестиции – на 21,6% до 3,514 млрд. долл.

В то же время, чистое поступление иностранных инвестиций (т.е. за минусом их изъятия) в 2010 г. снизилось до +425,216 млн. долл. против +725,058 млн. долл. в 2009 г., что не может не беспокоить.

В том числе чистый приток ПИИ снизился до +360,575 млн. долл. против +420,862 млн. долл. в 2009 г. По портфельным инвестициям наблюдается чистый приток в размере +0,666 млн. долл. против +1,240 млн. долл. год назад. В свою очередь, чистое поступление прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг , иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства Беларуси ), снизилось до +63,976 млн. долл. против +302,957 млн. долл. в 2009 г.

Представленные статистические данные свидетельствуют о недостаточности прилагаемых усилий по активизации привлечения иностранных ресурсов в реальный сектор экономики Беларуси (включая прямые иностранные инвестиции).

В (по представленной ссылке можно скачать все статьи, приведенные в статье) представлено чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в отраслевом разрезе. Так, в 2010 г. чистое поступление иностранных инвестиций сложилось в транспорте (+256,819 млн. долл.), в связи (+164,554 млн. долл.), в торговле и общественном питании (+48,781 млн. долл.), в строительстве (+41,384 млн. долл.), в жилищно-коммунальном хозяйстве (+9,291 млн. долл.), в сельском хозяйстве (+2,399 млн. долл.) и в материально-техническом снабжении и сбыте (+0,891 млн. долл.).

В свою очередь, чистое изъятие иностранных инвестиций в 2010 г. зафиксировано в промышленности (минус 14,374 млн. долл.) и в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (минус 74,923 млн. долл.).

В страновом разрезе чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в 2010 г. выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций в Беларусь в 2010 г. являются следующие страны: Россия (+208,765 млн. долл.), Нидерланды (+59,206 млн. долл.), Китай (+50,745 млн. долл.), Австрия (+34,946 млн. долл.), Швейцария (+29,122 млн. долл.), Иран (+18,388 млн. долл.), Ливан (+15,802 млн. долл.), Эстония (+14,187 млн. долл.), Япония (+13,473 млн. долл.), Турция (+10,901 млн. долл.), Чехия (+10,093 млн. долл.), Литва (+8,117 млн. долл.). Тем не менее, величина чистого притока ПИИ в разрезе перечисленных стран, на наш взгляд, выглядит недостаточной.

В анализируемом периоде наиболее активно осуществляли изъятие иностранных инвестиций из Беларуси следующие страны (на чистой основе): Латвия (минус 33,852 млн. долл.), Соединенное Королевство (минус 17,823 млн. долл.), Кипр (минус 11,291 млн. долл.), Лихтенштейн (минус 7,392 млн. долл.), Новая Зеландия (минус 7,163 млн. долл.), Британские Виргинские острова (минус 6,746 млн. долл.), Швеция (минус 4,281 млн. долл.).

Среди стран СНГ ситуация выглядит следующим образом: чистое поступление инвестиций – Россия (+208,765 млн. долл.), Азербайджан (+1,431 млн. долл.), Казахстан (+0,334 млн. долл.), Армения (+0,286 млн. долл.), Кыргызстан (+0,234 млн. долл.), Украина (+0,227 млн. долл.), Узбекистан (+0,004 млн. долл.); чистое изъятие инвестиций – Молдова (минус 0,033 млн. долл.).

Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых оффшорных зон : Доминика (+2,863 млн. долл.), Люксембург (+1,935 млн. долл.), Остров Мэн (+1,806 млн. долл.), Острова Кайман (+0,313 млн. долл.), Сент-Китс и Невис (+0,005 млн. долл.).

Можно предположить, что в данном случае речь идет о деньгах резидентов Беларуси и других стран СНГ, выведенных ранее в оффшоры. С этой точки зрения целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о проведении в Беларуси амнистии капитала с целью увеличения притока денежных средств из оффшорных зон.

В целом необходимо активнее привлекать средства состоятельных частных лиц. По данным The Boston Consulting Group , в мировом масштабе активы миллионеров под управлением (assets under management , AuM ) в 2009 г. возросли на 12% до 52,6 трлн. долл. В AuM входят ценные бумаги , которыми домохозяйство владеет прямо или косвенно, денежные вклады, фонды денежного рынка и активы, в том числе оффшорные. В AuM не входят средства, обращающиеся в собственном бизнесе инвестора, принадлежащая ему жилая недвижимость и предметы роскоши .

Таким образом, в Беларуси на современном этапе необходимо активнее развивать соответствующую инфраструктуру рынка инвестбанковских услуг, а также законодательное обеспечение. В свою очередь, финансовые институты страны могли бы более активно внедрять и расширять спектр инвестиционных продуктов и услуг «private banking» .

В соответствии с постановлением правительства Беларуси №1874 от 22 декабря 2010 г одним из прогнозных показателей на 2011 г установлен показатель «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)». В данном случае учитывается чистое поступление ПИИ в реальный сектор, в банковскую систему, а также поступления от продажи госсобственности.

Для расчета показателя «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)» за 2009-2010 гг. Белстат использовал статистические данные и информацию, предоставленную Национальным банком Беларуси (по банковскому сектору, физическим лицам); Государственным комитетом по имуществу Беларуси (по организациям, акции или доли в уставных фондах которых находились в государственной собственности и проданы нерезидентам).

К сожалению, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в 2010 г. сократились по сравнению с 2009 г. на 32,2% до 1,2 млрд. долл. При этом более половины притока ПИИ в экономику обеспечено за счет продажи госсобственности (в частности, согласно графика Газпром перечислил 625 млн. долл. в счет оплаты акций Белтрансгаза , а Turkcell – 100 млн. долл. в счет оплаты акций ЗАО «БеСТ» ).

В целом в последние годы отмечается заметное увеличение доходов прямых иностранных инвесторов, заработанных в Беларуси (с учетом реинвестированных доходов ): 2005 г. – 134,9 млн. долл., 2006 г. – 236,3 млн. долл., 2007 г. – 434,8 млн. долл., 2008 г. – 682,1 млн. долл., 2009 г. – 871 млн. долл. и 2010 г. – 997,9 млн. долл. (см. рисунок 1). В результате в 2005-2010 гг. прямые иностранные инвесторы заработали в Беларуси 3,357 млрд. долл.

Рисунок 1. Доходы прямых иностранных инвесторов в Беларуси в 2005-2010 гг., млн. долл.

Объем накопленных ПИИ в Беларуси в 2010 г. возрос на 15,3% до рекордных 9,847 млрд. долл. на 1 января 2011 г., что составляет 1039 долл. в расчете на душу населения. Вместе с тем, последний показатель по-прежнему в несколько раз ниже аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы . Для сравнения: по состоянию на 1 января 2010 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных ПИИ составил 12126 долл., в Латвии – 5186 долл., в Польше – 4796 долл., в Казахстане – 4649 долл., в Литве – 4144 долл., в России – 2695 долл., в Украине – 1136 долл.

Остается добавить, что по данным последнего рейтинга уверенности прямых иностранных инвесторов , составляемого международной консалтинговой компанией A.T. Kearney (The 2010 FDI Confidence Index ), в 2010 г. в число двадцати стран – лидеров, наиболее благоприятных для осуществления прямых иностранных инвестиций, вошли два крупнейших соседа Беларуси – Польша (6-е место в мире) и Россия (18-е место).

Поэтому в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. В этом контексте конкурентными преимуществами Беларуси также могут стать относительно низкий уровень трудовых издержек, улучшение делового и инвестиционного климата и ожидаемая либерализация экономической деятельности в стране.

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.



Похожие статьи