Расселение аварийного и ветхого жилья. Расселение ветхого и аварийного жилья

Расселение ветхого жилья осуществляется для освобождения многоквартирного дома от проживающих в нем лиц. Процедура проводится в случаях, когда необходимо провести снос строения, его переориентацию или улучшение жилищных условий третьих лиц. Государством предусмотрена возможность переселения граждан, занимающих помещения вне зависимости от формы собственности или найма. Власть также формирует комиссии и контролирующие органы, осуществляющие расселение аварийных домов и строений с изношенной инфраструктурой, информирующие население и производящие передачу жилья или денежных средств лицам, лишенных прежней жилплощади.

Законодательно процедура расселения закреплена в рамках . В Жилищном кодексе также существуют нормы, обеспечивающие законность при процедуре: регламентирует обязанность выселения собственников. Согласно , основную роль в осуществлении расселения играют региональные власти и территориальные подразделения Минстроя. Субъекты федерации, города федерального значения принимают местные законы, раскрывающие суть процесса для отдельных списков домов, учитывая при этом качество и благоустройства имущественного фонда.

Москва и Санкт-Петербург , являясь крупнейшими носителями коммунального жилья, обладают законодательством по расселению подобных квартир. Общая суть законов сводится к улучшению качества жизни у граждан и контролю за безопасностью конструкций многоквартирных домов.

Какое жилье признается ветхим

Процедура оценки жилья на несоответствие стандартам инициируется по обращению граждан и государственных структур, ответственных за поддержку жилого фонда. Граждане могут обращаться как персонально, так и от лица форм самоуправления (ТСЖ , УК ).

Комиссия, определяющая, является ли здание ветхим или нет, состоит из специалистов отдела архитектуры, жилищной инспекции, коммунального хозяйства и благоустройства. В ходе анализа несущих стен, перекрытий и коммуникаций публикуется характеристика жилого помещения, выдаваемая каждому гражданину, проживающему в строении.

Постановление №47 регламентирует критерии признания жилья ветхим:

  • Естественный износ стен и перекрытий составил 65-70% и не может быть исправлен в рамках капитального ремонта. Такой показатель износа проявляется в осыпании отдельных частей бетонных (кирпичных) конструкций, гниении деревянных элементов;
  • Коммуникации не обеспечивают достаточный уровень электроснабжения, поступления горячей воды (только для домов, высотой более 2 этажей ). Эксплуатация в таком виде может привести к техногенным авариям и полному выходу из строя;
  • Износ привел к нарушению санитарных норм по уровню шума, наличию бактериологической и химической угрозы. Вследствие дальнейшей эксплуатации строения возможны негативные последствия для здоровья и жизни граждан.

Комиссия, оценивая степень износа, должна также составить заключение о невозможности проведения крупномасштабного ремонта. Данное обстоятельство реализуется в домах, существенно превысивших амортизационный ресурс (60 -70 лет ).

Гражданин, решивший самостоятельно ходатайствовать о признании строения непригодным для проживания, должен:

  1. Созвать собрание жильцов, где и получить решение товарищества;
  2. Опционально – заказать независимую экспертизу;
  3. Написать заявление на имя главы муниципалитета, в рамках которого потребовать созыва Межведомственной комиссии. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: .
  4. К заявлению приложить технический план, решение собственников (нанимателей), документы технической экспертизы. Поданные жалобы на конструкционные недостатки могут быть также приняты к сведению.

Варианты расселения из ветхого и аварийного жилья

Если по результатам работы комиссии принято решение о том, что дом подлежит сносу как ветхое либо аварийное строение, жильцам вручаются уведомления и характеристики. Дальнейшие действия граждан зависят от оснований пользования квартирой.

Наибольшей самостоятельностью обладают собственники квартиры, закрепившие свое право в Федеральном реестре. На основании статьи 32 ЖК РФ , государство обязано предложить денежную компенсацию или альтернативную квартиру, не уступающую по параметрам предыдущей. Денежная компенсация должна быть назначена по результатам оценки рынка: принимается во внимание стоимость квартиры с аналогичной площадью, уровнем благоустройства и в том же районе.

В случае, если лицо не согласно с назначенной компенсацией, спор решается мировым судьей. Если при расселении выбрана квартира, то денежная компенсация засчитывается в качестве оплаты. Нехватка средств на полную оплату может установить режим долевой собственности гражданина и государства (часть квартиры предоставляется по договору соцнайма).

Наниматели квартиры обладают меньшим перечнем возможностей: лицо обязано заключить новый договор найма. Отказ от заключения также допустим: если квартира не соответствует уровню комфорта, благоустройства и площади, а также ухудшает качество жизни. На основании отказа, государство предоставляет иную квартиру. В противном случае дело также решается путем судебного рассмотрения.

Квартиры, предлагаемые жильцам ветхого строения, возводятся в рамках региональных программ расселения. Государственные органы, производящие контроль на всех стадиях строительства, обязаны не допускать нарушений и обеспечивать высокий уровень благоустройства. В редких случаях (менее 2,5% согласно статистике Программы расселения) допускается закупка квартир на вторичном рынке.

Порядок расселения из ветхого и аварийного жилья

Согласно виду собственности, а также выбранному варианту, меняется список действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы осуществить расселение собственников из ветхого жилья . В частности, если собственник предпочел получить денежную компенсацию, требуется:

  1. Подать заявление на имя главы муниципалитета о получении компенсации за квартиру. К заявлению прилагаются договоры, свидетельство о праве собственности. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: ;
  2. Дождаться решения комиссии о предоставлении денежной выплаты. Уведомление должно быть направлено в течение 5 дней с момента подачи заявления;
  3. Заключить соглашение с администрацией о передаче имущества;
  4. Произвести фактический выезд из квартиры, который должен быть зафиксирован сотрудником местной администрации в форме акта;
  5. Предоставить собственный расчет, в котором также указываются прочие расходы, понесенные в ходе вынужденного переезда. Администрация обязана покрыть все доказанные расходы, включая временную аренду помещения;
  6. Получить расчет за квартиру. Деньги перечисляются на банковский счет. Дальнейшее их назначение полностью зависит от воли собственника, если только он не брал на себя каких-либо обязательств (например, улучшение жилищных условий ребенка).

В случае, если собственником является государство, а квартира ранее передана на основании договора соцнайма, необходимо:

  1. Подать заявление о включении в программу расселения;
  2. Подтвердить документально состав семьи, количество прописанных лиц;
  3. Дождаться решения межведомственной комиссии. При вынесении решения назначается квартира, аналогичная по площади, но по благоустройству соответствующая стандартам в данном регионе;
  4. Несмотря на то, что ответ поступает в течение 15 дней , на практике квартиры передаются на основании графика, часто с задержкой;
  5. Провести осмотр квартиры и зафиксировать все недостатки в рамках акта приема-передачи.

Расселение аварийного жилья в 2015 году не обязывает вставать на учет – достаточно предоставить доказательства проживания в аварийном доме. На выбор квартиры не влияют действующие нормы САНПиН: квартира предоставляется в соответствии с прежней площадью и не может быть увеличена на основании увеличения числа проживающих лиц. В этом случае следует разграничивать очередь на улучшение жилищных условий и расселение.

Список необходимых документов

В ходе проведения расселения предоставляются:

  • Договор соцнайма, куплии-продажи и иные документы, подтверждающие законность обладания имуществом;
  • Свидетельство о собственности (исключительно для владельцев);
  • Заявление с требованием провести расселение в рамках программы. В документе фиксируются сведения о заявителе, членах его семьи и адрес;
  • Документы, удостоверяющие согласие заинтересованных лиц (кредиторов, супругов, органов опеки);
  • Программа реабилитации (для инвалидов, которым требуются особые условия проживания);
  • Справка о составе семьи и прописанных лицах;
  • Паспорт заявителя.

Нюансы при расселении ветхого и аварийного жилья

Во время расселения следует учитывать, что государство должно улучшить место проживания, при этом не нарушив требования Жилищного кодекса . Частая проблема, с которой сталкиваются жильцы, заключается в перемещении их в жилые массивы, находящиеся в других административных единицах. Согласно последним новостям, противоречия между географическим и административным определением очертаний населенного пункта трактуются в пользу граждан.

Следствием коррупции, схем мошенников и недостатка контроля может стать вселение в недостроенный дом или строение, возведенное с нарушениями. При заселении необходимо обязательно отразить все недостатки, связанные с придомовой территорией, подъездом и самой квартирой. Застройщику дается 3 дня на устранение недостатков или мотивированный ответ. Следует учитывать, что предоставление квартиры – это обязанность государства, и при некачественном оказании услуги оно несет ответственность в судебном порядке.

Текущие программы устанавливались на 7 лет в 2010 году . Таким образом, точных сведений о расселении после 2017 года не публиковалось. Примечательно, что приватизация, являющаяся единственной возможностью получения денежных средств за квартиру, заканчивается в 2016 году .

Наиболее популярные вопросы и ответы по расселению из ветхого и аварийного жилья

Вопрос : Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Перед расселением проживали втроем в трехкомнатной квартире площадью 70 квадратных метров . Поскольку квартира получена по договору соцнайма, в администрации выдали квартиру такой же площади, но двухкомнатную. Насколько это законно?

Ответ : Кирилл, в данном случае действия государства законны. требует лишь сохранения площади. Расселение, согласно постановлению Правительства №47 , преследует лишь цели сохранения прав граждан, но никак не улучшения жилищных условий. На основании данной формулировки, при получении новой квартиры не применяются нормы , требующие сохранения количества комнат.

Заключение

Процедура расселения применяется при обеспечении законных прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде. Администрация населенного пункта, занимающаяся этой процедурой, обязана следовать нормам, которые регламентирует закон о расселении из ветхого и аварийного жилья в 2015 году :

  1. Оценивать износ недвижимого имущества, самостоятельно установив риск наступления аварий;
  2. Предоставлять квартиру или денежную компенсацию в оговоренный срок;
  3. Контролировать благоустройство сдаваемой квартиры;
  4. Повторно заключать договора соцнайма с жильцами;
  5. Сохранять общую площадь прежней квартиры при переселении.

В жилищном законодательстве на равных правах действуют минимальная санитарная норма, норма предоставления и учётная норма.

СУДЬБА ДОМА

С течением времени дома, в которых мы живём, ветшают. Межведомственная комиссия, формируемая в правительстве, мэрии или префектуре, оценивает состояние дома и решает, пригоден он для проживания или нет, можно ли реконструировать здание или оно подлежит сносу. Жильцам придётся приготовиться к переезду, если предстоят капитальный ремонт или реконструкция дома; переоборудование строения и помещений, ставших непригодными для проживания, в нежилые; снос аварийного здания либо снос в рамках городских жилищных программ; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях нового строительства и развития территорий.

Дом может быть признан аварийным из-за места расположения (находится в зоне оползней, селевых потоков, снежных лавин); при деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания по естественным причинам (износ) или из-за пожара, аварии, взрыва, землетрясения, неравномерной просадки грунта; когда зафиксированы факторы, негативно влияющие на жизнь людей (например, уровень шума в дневное время превышает 55 дБ, а в ночное - 45 дБ), которые нельзя устранить с помощью инженерных и проектных решений.

Рассмотрев вопрос о признании дома непригодным для проживания, комиссия принимает решение о сносе или реконструкции здания, а также определяет условия дальнейшего использования помещений, сроки и порядок отселения жителей. Затем городские власти должны подыскать новое жильё тем, кто владеет или пользуется квартирами в расселяемом доме.

ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЁ

К категории специализированного жилья относятся: маневренный фонд; служебные квартиры; комнаты или квартиры в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; фонд для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев; квартиры для социально незащищённых граждан (инвалидов, детей-сирот).

Минимальная санитарная норма - это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья. Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда - 6 м² на человека.

Квартиры и комнаты в общежитии предоставляются на время учёбы в университете, службы по контракту, командировки и т. д.

Маневренный фонд - это принадлежащие государству в лице муниципальных органов власти свободные квартиры для временного проживания. Основания для выделения жилья из маневренного фонда закреплены ст. 92,99-103 Жилищного кодекса РФ. Перечислим их:

  • если квартира, снимаемая по договору социального найма, находится в доме, который подлежит реконструкции или капитальному ремонту (владельцы приватизированных квартир в разрушающемся доме встают на жилучёт);
  • если жильё потеряно в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (наводнение, ураган, падение летательных аппаратов);
  • если квартира, являющаяся единственным жильём, куплена в кредит, но владелец не в состоянии выплачивать долг. В этом случае банк-кредитор реализует её, а государство на время продажи может предоставить жилище из маневренного фонда;
  • при получении официального статуса вынужденного переселенца, беженца и т. п.

Жильё из маневренного фонда предоставляется на основании договора краткосрочного найма, поэтому если ремонт дома ещё не закончен, а срок договора истёк, то последний автоматически продлевается. При этом площадь временного жилья может не соответствовать метражу реконструируемой квартиры.

Жильё маневренного фонда выделяется строго в порядке очерёдности и только при наличии достаточных обстоятельств, подтвержденных документами.

НОРМА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

Пользующимся квартирой по договору социального найма власти должны предложить другое благоустроенное помещение в жилом фонде города, но за пределами прежнего района проживания. Иногда могут выдать безвозмездную субсидию для приобретения в собственность или строительства жилья.

Норма предоставления - установленное региональными органами власти минимальное значение, на основании которого рассчитывается площадь жилья, предоставляемого по договору соцнайма (ст. 50 Жилищного кодекса РФ). Она существенно отличается от минимальной санитарной нормы. Эти нормативы используются в тех случаях, когда речь идёт о выделении квартиры для малоимущих, военных, судей, следователей, ветеранов.

Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами. Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу. Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле - 17 м² а в Саратове - 16 м² жилой площади. При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры. Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.

Право на дополнительную площадь имеют обладатели учёных званий, степеней, наград, инвалиды. Особые нормы предусмотрены для военных-по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» им положено от 15 до 25 м² и не меньше 18 м² на каждого члена семьи. Некоторые региональные законы, например п. 6 ст. 20 Закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливают нормы площади на основании статуса и пола жильцов. Так, семья из супругов вправе претендовать на однокомнатную квартиру размером до 44 м². Если же в состав семьи входят супруги плюс ещё один человек, площадь жилища увеличивается до 62 м², а комнат должно быть минимум две. Когда семья состоит из двух граждан, не являющихся супругами (например, родитель и ребёнок), им полагается двухкомнатная квартира до 50 м². На одного члена семьи из четырёх и более человек выделяется по 18 м², при этом площадь жилища может быть увеличена не более чем на 9 м².

ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИР

Жителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию. Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади. А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?

В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает. Впрочем, из этого правила существуют исключения. Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания. То же касается расселения домов в районе, который в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеет общих границ с другими районами города, - жильцы получают смотровые ордера на квартиры в зданиях, расположенных в пределах административного округа. Кроме того, собственник вправе просить городские власти о смене района проживания.

Если при сносе дома семье предоставляют не одну квартиру, а две и более, то в прежнем районе может находиться только одна из них, а остальные - за его границами. Однако многодетным семьям с несовершеннолетними детьми обязаны выделить жильё в одном районе.

Собственник имеет возможность выбрать один из предложенных городскими властями вариантов, но не вправе требовать квартиру по конкретному адресу, в том или ином доме, на подходящем ему этаже или с определённым количеством комнат. Если владелец не хочет получить квартиру, а надеется на компенсацию, ему следует иметь в виду, что выплата предоставляется только в безналичной форме. При этом размер компенсации определяется на основании независимой оценки (как средняя величина между рыночной стоимостью и ценой БТИ). Кроме того, сумму необходимо потратить на приобретение квартиры (если нет другого жилья).

Собственнику дома будет выплачена выкупная цена жилья, но только если ему принадлежит и земля, на которой находится строение, а документы на недвижимость оформлены в установленном порядке. Выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости дома плюс денежное выражение убытков, причинённых владельцу при изъятии имущества (предположим, компенсация за плодовые деревья или кустарники).

ПРЕТЕНДУЕМ НА БОЛЬШЕЕ

Каждому жителю ветхого или аварийного дома полагается по 6 м² во временно предоставленной квартире или общежитии - конечно, если муниципалитет имеет возможность их выделить. Также жильцов могут переселить в квартиру, площадь которой будет определена по муниципальным нормам (возможно, даже меньше положенной, но не менее 10 м² на человека).

Существует и другой норматив, на основании которого принимается решение о том, вправе ли семья претендовать на улучшение жилищных условий. Учётная норма используется в том случае, если состав семьи увеличился (например, при рождении или усыновлении ребёнка) и, соответственно, уменьшилась площадь, приходящаяся на каждого жителя квартиры. Кроме того, приняты нормы для семей, один из членов которых страдает тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний (их перечень установлен законодательством). При этом к учётной норме добавляется изолированная комната для больного.

Иногда площадь квартиры меняется в результате капитального ремонта или реконструкции дома, предполагающих временное отселение жильцов. В этом случае семья, проживающая в квартире или комнате на условиях найма, социального найма, безвозмездного пользования, может в неё вселиться, если площадь соответствует учётной норме.

Обычно учётная норма применяется к нанимателям государственного или муниципального жилья, а иногда и к переселяемым владельцам приватизированных квартир. Так, норматив для подсчёта площади используют, если дом не относится к аварийным или ветхим, но должен быть снесён или перестроен, скажем, из-за возведения спортивных объектов перед мировым чемпионатом.

Учётная норма определяется региональным законодательством. К примеру, в Москве она составляет 10 м², в Хабаровске и Ярославле - 12 м², в Самаре - 14 м².

Если собственник или наниматель признан нуждающимся в новом жилье, его ставят на учёт (в специальную очередь). Срок получения квартиры зависит от времени обращения в администрацию, наличия у города жилья, а также от статуса очередника (отдельно рассматриваются варианты предоставления жилплощади госслужащим, многодетным семьям, ветеранам и др.). В особых случаях квартиру могут дать без очереди или во внеочередном порядке, скажем детям-сиротам. Чаще всего таким же образом выделяется жильё на основании судебного решения.

Обратите внимание: если вы намеренно ухудшаете свои жилищные условия или у вас есть ещё одна квартира, то дополнительные квадратные метры не предоставят. И ещё: органы власти пристально рассматривают все случаи регистрации браков, связанные с появлением новых собственников (автоматически претендующих на дополнительную площадь, например, при переселении из аварийного жилья), поскольку ради увеличения метража квартиры зачастую заключаются фиктивные союзы.

Ветхое жильё

Понятие "ветхого жилья" нет ни в Жилищном кодексе, ни в постановлениях РФ. Это понятие раскрывается в неофициальном документе - "Методические рекомендации по содержанию и ремонту жилищного фонда".

"Ветхое состояние жилья" - это состояние жилого помещения, когда износ конструкции здания составляет свыше 70% для каменных сооружений и 65% для деревянного сооружения со стеной из местного материала и мансард.

Износ ветхого жилья не является гарантией того, что из него будет проводиться расселение. Решение о расселении будет приниматься межведомственной комиссией.

Аварийное жильё

Так же, как и ветхое жильё, определения аварийного жилья нет в официальных документах. Оно объясняется в тех же "Методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилищного фонда". Из них следует, что "аварийное жильё" - это состояние здания, в котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания относятся к аварийным и могут представлять опасность для жизни людей.

В отличие от ветхого жилья аварийное жильё имеет деформации, которые могут привести к обрушению.

Расселение жителей из ветхого и аварийного жилья имеет одинаковую процедуру.

Признание жилья непригодным

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

  • Ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
  • Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Непригодными для жилья признаются здания:

  • Расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
  • Расположенные на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах.
  • Расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории.
  • Расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
  • Расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.
  • Расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно.
  • Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы.
  • Над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Здания не признаются непригодными для жилья в следующих случаях:

  • Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
  • Отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.
  • Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Порядок действий при расселении жилья

Аварийным жильё признаёт межведомственная комиссия, которая формируется на основании заявления собственника жилого помещения. Она же принимает решение - дом подлежит сносу или его можно реконструировать.

Вместе с заявлением подаются следующие документы:

  • Копия документа, подтверждающая право гражданина на жилое помещение.
  • Заключения специальной организации (если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу).
  • Заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции или ограждения не соответствуют установленным требованиям.
  • По желанию могут быть представлены другие документы.

Заявление можно подать лично, через Почту России, в МФЦ, разместить на портале Госуслуг.

Межведомственная комиссия проверяет соответствие жилья требованиям Постановления №47:

  • Проверяется заявление и приложенные документы.
  • Определяется состав экспертов.
  • Оценивается работа комиссии.
  • Составляется акт обследования.
  • Принимается решение о признании дома подлежащим сносу или реконструкции, либо об отказе.

Комиссия в течение 30 дней рассматривает документы и либо выносит заключение по представленным документам, либо решает провести дополнительное обследование жилого помещения.

Комиссия может вынести одно из следующих решений:

  • Помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям.
  • Необходимо проведение капитального ремонта.
  • Необходимо проведение реконструкции или перепланировки.
  • Несоответствие жилья установленным нормам и признании его непригодным для проживания.
  • Признать дом аварийным и подлежащим сносу.
  • Признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Если выносится решение о дополнительном обследовании помещения, то комиссией составляется акт.

По результату работы комиссии составляется заключение в 3-х экземплярах.

На основании заключения издается распоряжение, в котором прописаны решения, касающиеся будущего дома, (например,порядок расселения аварийного жилья и сроки проведения необходимых работ).

Расселение из аварийного и ветхого дома

Расселение из ветхого жилья не относится к форме улучшения жилищных условий, поэтому совместить улучшение с расселением не получится.

Все процедуры, сроки расселения прописаны в распоряжении о расселении. В случае возникновения вопросов лучше обратиться в орган, издавший это распоряжение.

Договоры коммерческого и социального найма расторгаются в добровольном или судебном порядке, если дом признан подлежащим сносу и расселению.

При отказе граждан переселяться из аварийного жилья, администрация имеет право сделать это принудительно.

Собственник жилья может рассчитывать на 2 варианта:

  • Выплата выкупной стоимости квартиры.
  • Предоставление нового жилья.

Выплата выкупной стоимости квартиры

Согласно статье 32 Жилищного Кодекса РФ, вместо предоставляемого жилья гражданину может быть выплачена выкупная стоимость квартиры.

Выкупная стоимость состоит из стоимости квартиры, убытков, понесённых в связи с переездом, оформления правоустанавливающих документов на квартиру. Если выкупная стоимость не устраивает собственника жилья, то он имеет право обсудить этот вопрос с представителями администрации.

Если собственник отказывается от выкупной цены, то администрация муниципального образования обращается в суд и собственник получит ту сумму, которую назначит суд и будет обязан покинуть квартиру.

Предоставление нового жилья

Предоставление нового жилья при расселении квартир, предоставленных по договору социального найма

Согласно статье 89 Жилищного Кодекса РФ:

  • Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
  • Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее, чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
  • Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас .

Предоставление нового жилья при расселении квартир, находящихся в собственности

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Т.е. из рассчитанной выкупной стоимости вычтут стоимость новой квартиры. Если стоимость нового жилья меньше, чем выкупная стоимость старой квартиры, т эту разницу выплатят денежным эквивалентом. Также можно доплатить за новое жильё, если выкупная стоимость не покрывает всех расходов на понравившееся жильё.

Часто в регионах есть свои программы по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья, поэтому имеет смысл детально изучить региональное законодательство.

Законы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

Список изменяющих документов

В соответствии со статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного .

2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 552 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3586).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494,

от 08.04.2013 N 311, от 25.03.2015 N 268, от 25.03.2015 N 269)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

2. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

3. Действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

4. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

5. Жилым помещением признается:

жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

6. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

7. Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, в состав комиссии с правом решающего голоса включается представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. В состав комиссии с правом решающего голоса также включается представитель государственного органа Российской Федерации или подведомственного ему предприятия (учреждения), если указанному органу либо его подведомственному предприятию (учреждению) оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве (далее - правообладатель).

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

8. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение

9. Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

11. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.

12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

13. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.

14. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

15. Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

16. Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

17. Доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта.

18. Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом.

19. В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

20. Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

21. В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир - не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир - не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения.

22. Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах - не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м.

23. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

24. Размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается. Размещение уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней допускается в квартирах, расположенных в 2 уровнях.

25. Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.

Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1: 5,5 и не менее 1: 8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций - не менее 1: 10.

26. В жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток.

Межквартирные стены и перегородки должны иметь индекс изоляции воздушного шума не ниже 50 дБ.

27. В жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

28. В жилом помещении допустимый уровень инфразвука должен соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах.

29. В жилом помещении интенсивность электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от стационарных передающих радиотехнических объектов (30 кГц - 300 ГГц) не должна превышать допустимых значений, установленных в действующих нормативных правовых актах.

30. В жилом помещении на расстоянии 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5 - 1,8 м от пола напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц и индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц не должны превышать соответственно 0,5 кВ/м и 10 мкТл.

31. Внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м.

32. Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах. При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол.

III. Основания для признания жилого помещения

непригодным для проживания и многоквартирного

дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией. Зоны вероятных разрушений при техногенных авариях устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании материалов технического расследования их причин.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2007 N 494; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 268)

37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.

41. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого

помещения непригодным для проживания и многоквартирного

дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

42. Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

(п. 42 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Заявитель вправе представить в комиссию указанные в пункте 45(2) настоящего Положения документы и информацию по своей инициативе.

(п. 45 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

45(1). В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

(п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

45(2). Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

(п. 45(2) введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

45(3). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начала работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, и правообладатель такого имущества в течение 5 дней со дня получения уведомления о дате начала работы комиссии направляют в комиссию посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала информацию о своем представителе, уполномоченном на участие в работе комиссии.

В случае если уполномоченные представители не принимали участие в работе комиссии (при условии соблюдения установленного настоящим пунктом порядка уведомления о дате начала работы комиссии), комиссия принимает решение в отсутствие указанных представителей.

(п. 45(3) введен Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

(п. 47 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

48. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 269.

49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 25.03.2015 N 269)

50. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

51. Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

В случае выявления оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 08.04.2013 N 311, от 25.03.2015 N 269)

52. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

(п. 52 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)

V. Использование дополнительной информации

для принятия решения

53. В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц.

54. Для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. Комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).



Похожие статьи