Регулирование рынка труда в россии. Государственное регулирование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Сфера труда и занятости -- важнейший элемент народнохозяйственного механизма -- охватывает подавляющее большинство экономически активного населения, именно в ее рамках осуществляется использование трудового потенциала общества. В зависимости от того, насколько гармонично протекают процессы формирования занятости, общество может реализовать основные резервы экономического роста.

Рынок труда -- важнейший элемент народнохозяйственного рынка, что обусловливает важность изучения основных закономерностей его формирования и функционирования. Именно в его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства -- рабочей силы. Рынок труда предопределяет степень эффективности использования труда наемных работников, которые поставляют в производство основную массу рабочей силы. Отсчет времени начала внедрения рыночных отношений в сферу труда в России начался с принятия в 1991 г. Закона РФ «О Занятости населения в Российской Федерации», который впервые ввел в практическую деятельность государственных органов управления трудом такие понятия, как безработица, рынок труда, неполная занятость. Отказ государства от принципа полной занятости и практических действий по ее достижению означал для целых поколений россиян необходимость изменения своего поведения в сфере социально-трудовых отношений. Регулярно вносимые (начиная с 1996 г.) в названный закон изменения и дополнения повышали ответственность граждан за самостоятельное решение проблемы трудоустройства, что выразилось в постепенном ужесточении критериев и признаков, необходимых для признания человека безработным; в сокращении сроков и размеров выплаты пособий по безработице. Тем самым государство обозначило окончание своеобразного адаптационного периода перехода от полной гарантированной занятости к рынку труда.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента:

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

3) чистый труд.

Все элементы вместе характеризуют труд в общепринятом смысле, а первые два - человеческий капитал.

Главное отличие человеческого капитала от вещественного капитала состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. Из этой теории следует, что: индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывающая уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон; длительное обучение сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузок; чем больше накоплено человеческого капитала, тем дороже обходится человеку потеря заработков; поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода; с увеличением объема вложений повышается степень риска.

1. Государственное регулирование рынка труда

занятость труд государственный капитал

Рынок труда - это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.

2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).

3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).

4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).

2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда - это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость - 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. - по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска - 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью - 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.

2. Сокращение продолжительности безработицы.

3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии - 22%. Наряду с этим в Москве - 0,8%, а в Санкт- Петербурге - 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.

4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

1. Установление МРОТ.

2. Пособие по безработице.

3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.

4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.

5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические - в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

1. Снижение налогов.

2. Увеличение государственного заказа.

3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.

2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.

3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.

4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.

5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

2. Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала в настоящее время является одной из популярных и распространенных теорий, раскрывающих механизм воспроизводства трудового потенциала. Она показывает зависимость доходов отдельных индивидов, предприятий и общества в целом как от природных, так и от приобретенных способностей людей, их знаний, умений и навыков. Ключевые положения этой теории были сформулированы еще А. Смитом. В целостном виде эта теория разработана во второй половине XX в. в работах американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера, удостоенных Нобелевских премий по экономике.

Широкая популярность теории человеческого капитала объясняется как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам относятся те изменения, которые произошли в структуре совокупного работника (совокупной рабочей силы). В условиях НТР и постиндустриальных трансформаций именно знания становятся главным источником экономического роста, а реализация человеческого потенциала - важнейшим условием достижения успехов в экономическом развитии, в конкурентной борьбе на всех уровнях (микро-, мезо- и макроуровнях). К субъективным факторам следует отнести широкую популярность методологии неоклассического анализа, представленного современным «Экономиксом». Появление теории человеческого капитала означает дальнейшее расширение сферы применения этой методологии, т.е. распространение рыночных принципов и критериев оценок для анализа различных явлений общественной жизни. Сам Г. Беккер объясняет это следующим образом: «Я пришел к выводу, что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему. К человеческому поведению... к поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся».

Сторонники теории человеческого капитала применяют рыночные критерии оценок практически ко всем сторонам жизнедеятельности человека. С точки зрения Т. Шульца и Г. Беккера, каждый индивид, принимая какое-либо судьбоносное решение в своей жизни (получение образования, создание семьи, появление детей, развод и др.), руководствуется критерием наибольшей выгодности, постоянно сопоставляя связанные с ним возможные выгоды и дополнительные издержки.

Человеческий капитал включает в себя набор различных составляющих, которые формируют способность индивида к труду и, следовательно, к получению определенных доходов. Эти составляющие могут быть даны самой природой (т.е. передаваться генетически) или быть результатом целенаправленных усилий, предпринимаемых как со стороны самого индивида, так и общества в целом. Данные способности являются своеобразным капиталом индивида.

Сторонники марксистской теории считают, что необходимо разграничивать, с одной стороны, реализацию способностей человека к труду как предпосылку любого процесса производства, а с другой - их реализацию в условиях капиталистического производства, когда индивидуальная способность к труду отчуждается от работника путем купли-продажи, приобретая форму переменного капитала, и как таковая принадлежит предпринимателю. Таким образом, сторонники марксистской экономической теории рассматривают человеческий капитал как социально- экономическую форму человеческого фактора, используемого предпринимателями в качестве главного элемента производительного капитала. Следовательно, в марксистской теории категория «человеческий капитал» - это современный аналог категории «переменный капитал», отражающий новый этап развития экономических отношений между предпринимателями и наемными работниками в условиях НТР, превращения знаний в решающий фактор экономического роста.

Представители марксистской экономической теории считают, что инвестиции в человека при всей их важности формируют лишь способности человека к труду, однако проявляются они только в самом процессе труда. Вне этого процесса такие инвестиции не могут обеспечивать никакой отдачи.

Сторонники теории человеческого капитала дают принципиально иную трактовку этого понятия. Ее отличие от марксистской теории сводится к двум ключевым моментам.

Во-первых, в рамках теории человеческого капитала происходит фактическое отождествление данного понятия с высококвалифицированной рабочей силой. При таком подходе человеческий капитал исследуется вне какой-либо связи с системой производственных отношений современной рыночной экономики, базирующейся на наемном труде.

Во-вторых, в качестве источника эффекта от человеческого капитала рассматриваются инвестиции как таковые, а не процесс труда и производства.

Сторонники теории человеческого капитала подчеркивают, что в отличие от наемного труда, который продается и покупается, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования, развития и воспроизводства. Источниками таких инвестиций служат затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан. По мнению Г. Беккера, человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. В настоящее время, по имеющимся оценкам, в экономически развитых странах доля инвестиций в человеческий капитал превышает долю инвестиций в объекты физического (вещественного) капитала. В экономической литературе встречается множество определений человеческого капитала. Нам представляется наиболее полным и точным следующее его определение. Человеческий капитал - это сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик (духовных, нравственных качеств, ценностных ориентаций)у который используется в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общественного производства, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства, национальной конкурентоспособности и оказывает влияние на величину доходов данного индивида.

Человеческий капитал представляет собой единство трех составляющих:

Капитала здоровья;

Капитала образования;

Капитала культуры.

В экономической литературе выделяются следующие особенности человеческого капитала:

1. Права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу.

2. Затраты на образование связаны с уменьшением свободного времени индивида.

3. Измерение величины человеческого капитала в зависимости от произведенных затрат невозможно осуществить с такой же степенью точности, как для вещественного (физического) капитала.

4. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрения, от общего уровня его культуры.

Наибольшее число работ в области теории человеческого капитала связано с исследованием эффекта инвестиций в сферу образования. Эти инвестиции осуществляют разные субъекты на различных уровнях (сам индивид, фирмы и общество в целом). Индивид, принимая решение об осуществлении инвестиций в сферу образования, постоянно сопоставляет две величины: затраты, которые он должен осуществить в настоящем, и доходы, которые он рассчитывает получить в будущем.

Издержки на получение образования делятся на две группы:

1. Прямые - непосредственные затраты на получение образования.

2. Косвенные - упущенные выгоды (возможности); речь идет о тех доходах, которые могли быть получены индивидом, если бы он работал, а не учился.

По оценкам экспертов, вторая группа издержек по своей величине превышает первую.

Чем больше число лет использования человеческого капитала, тем более высока оценка получаемых выгод от его применения.

Статистика также свидетельствует о том, что, чем выше уровень квалификации работника, тем более высоким является возрастной порог, по достижении которого начинается снижение доходов. В соответствии с рекомендациями Всемирного банка реформы в сфере образования во все большей степени опираются на концептуальную основу теории человеческого капитала. Речь идет о коренном изменении представлений о характере затрат на образование. Они стали рассматриваться не как потребительские расходы, а в качестве одного из направлений инвестиций в человеческий капитал, которое увеличивает будущий поток доходов человека, фирм и общества. Образование характеризуется как сфера производства и инвестирования со стороны заинтересованных в ее продукте субъектов, обеспечивающая эффект в форме более высокого дохода (для домохозяйств), повышения прибыли (для бизнеса), ускорения темпов экономического роста и решения актуальных социальных проблем общества (для государства). Расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического.

На протяжении длительного периода образование в странах с развитой рыночной экономикой в основном финансировалось государством. Идеология нелиберальной глобализации требует отказа от доминирования государственного сектора в сфере образования. Влиятельные международные экономические организации в последнее время активно выступают за свободное действие рыночных механизмов в сфере высшего образования, за сокращение бюджетных ассигнований, оказывая при этом определенное давление на правительства отдельных стран. Примерами такого давления служат рекомендации Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов и рекомендации Всемирного банка по увеличению доли частного сектора в финансировании высшего образования, в первую очередь, самих студентов.

Анализ статистических данных по различным странам мира позволяет выявить следующую закономерность: чем выше в стране уровень дифференциации доходов в зависимости от уровня образования, тем больше выгоды домохозяйств и их заинтересованность в частных инвестициях в образование, тем значительнее доля населения в финансировании высшего образования.

Глобализация обусловливает появление и ускоренное развитие новых структур в системе высшего образования (прибыльные и бесприбыльные образовательные корпорации, различные провайдеры высшего образования, в том числе корпоративные и виртуальные университеты). Следует также иметь в виду, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ к высшему образованию, что имеет огромное значение для молодежи в развивающихся странах. Эти технологии обеспечивают существенное сокращение затрат на обучение студентов. Процесс глобализации создает благоприятные экономические предпосылки для развития транснационального образования. Международный союз транснационального образования под транснациональным образованием понимает любую преподавательскую деятельность, связанную с обучением, во время которой студенты находятся в стране (принимающая страна), отличной от той, в которой находится учебное заведение, предоставляющее образование (родная страна). Определяющим признаком транснационального образования является пересечение государственных границ не студентами, как было ранее, а преподавателями и/или учебными материалами.

Весьма важен вопрос об экономической природе доходов собственника человеческого капитала. Источник более высоких доходов высококвалифицированных наемных работников в капиталистической экономике марксистская теория видит в их способности создавать в каждую единицу рабочего времени большую величину стоимости (а значит, и прибавочной стоимости) для предпринимателя.

Многие сторонники теории человеческого капитала считают, что доход его владельца имеет рентный характер. Речь идет о том, что индивид, получивший образование, становится собственником двух факторов: труда и человеческого капитала. Соответственно, заработная плата владельца человеческого капитала состоит из двух частей: оплаты простого неквалифицированного труда и рентного дохода от вложения в человеческий капитал. Иначе говоря, человеческий капитал по существу представляет собой капитализированную стоимость рабочей силы.

Данная точка зрения является спорной, поскольку далеко не всякий доход высококвалифицированного работника можно рассматривать как рентный. Согласно экономической теории, рентным считается доход, получаемый собственником благ, предложение которых ограничено по сравнению со спросом. При таком подходе рентным можно признать только доход узкой группы лиц, обладающих уникальными способностями (артисты, скульпторы, ученые, изобретатели и т.д.). Что касается основной массы высококвалифицированных работников, их доходы нельзя рассматривать как рентные, поскольку нельзя говорить о том, что они являются собственниками ограниченных благ. В то же время в условиях современной рыночной экономики действительно существует реальная возможность как монополизации отдельных сфер деятельности, так и ограничения доступа к получению высшего образования. В результате доход владельцев человеческого капитала приобретает рентный характер. При этом сам рентный доход владельца человеческого капитала выступает в двух формах.

1. Статусный рентный доход. Возможность его получения связана с такими экономическими отношениями, при которых доступ к высшему образованию имеет только узкий круг лиц, принадлежащих к элитным социальным группам. В этих условиях владелец человеческого капитала получает значительный рентный доход. Статусный доход характерен для развивающихся стран. Именно в них существует множество сословных, классовых и имущественных барьеров, мешающих значительной части молодежи получить хорошее образование. Например, по данным экспертов, в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, возможность молодежи получить высшее образование в 17 раз ниже, чем в развитых странах. Между тем возможность получить высшее образование в развивающихся странах является единственной гарантией успешной карьеры и достижения высокого уровня жизни.

2. Инновационный рентный доход преобладает в странах - лидерах мировой экономики. Главным источником дополнительного дохода здесь служит не столько социальный статус как таковой, сколько высокая отдача от использования человеческого капитала в условиях прогрессивной наукоемкой экономики. Объектом монополизации в данном случае выступают конкурентные преимущества, которыми эти страны владеют в мировой экономике в условиях реализации господствующей модели глобализации. Продавая свою продукцию на мировом рынке по монопольно высоким ценам, развитые страны покупают сырье и продукцию старых индустриальных отраслей по монопольно низким ценам, в результате чего получают инновационную ренту. Часть этой ренты присваивают высококвалифицированные работники в развитых странах. Господствующая модель глобализации закрепляет монопольные преимущества западных стран. Большинство стран догоняющего развития лишены возможности получения таких преимуществ.

Данная ситуация стимулирует явление утечки мозгов, когда высококвалифицированные работники в странах догоняющего развития не могут реализовать свои способности и уезжают в США и другие западные страны.

Следовательно, для наиболее полной реализации человеческого капитала в экономике, повышения эффективности его использования огромное значение имеет национальная стратегия развития производительных сил, в которой человеческий фактор имеет приоритетное значение. Эта стратегия должна предусматривать повышенное внимание к сферам образования, здравоохранения, а также наличие такой макроэкономической модели, в которой инновационные факторы роста выходят на первый план. Такая национальная стратегия обеспечит последовательный переход от опоры на естественные конкурентные преимущества к опоре на приобретенные конкурентные преимущества.

Как известно, к естественным конкурентным преимуществам относятся те, которые обусловлены в первую очередь при- родно-климатическими условиями страны, а также такими экономическими механизмами, которые позволяют использовать эти благоприятные условия (например, низкий уровень заработной платы). Приобретенные конкурентные преимущества позволяют стране (региону, фирме) производить конкурентоспособные товары благодаря использованию в первую очередь инновационных факторов.

Следовательно, в условиях современной глобализации важнейшим объектом конкурентной борьбы в рамках всего мирового хозяйства выступает именно конкурентоспособная национальная стратегия развития, предполагающая опору на человеческий капитал. Важнейшей задачей для стран догоняющего развития является такая стратегия использования человеческого капитала, при которой необходимо перейти от преимущественно статусного к преимущественно инновационному типу доходов владельцев человеческого капитала.

Применительно к экономике Российской Федерации нет оснований говорить ни о статусных, ни об инновационных рентных доходах владельцев человеческого капитала.

С одной стороны, в нашей стране нет барьеров, препятствующих широким слоям талантливой молодежи получить высшее образование. Поэтому в России отсутствует статусный рентный доход. С другой стороны, наша страна не сумела пока перейти к инновационной модели экономического роста, что обусловливает отсутствие инновационного рентного дохода. Возможности трудоустройства для значительной части работников с высшим образованием достаточно ограничены, а размер оплаты труда остается низким. Реализация инновационной модели экономического развития в России становится единственно возможным условием использования ее невостребованного в настоящее время человеческого капитала.

Следует иметь в виду, что в условиях инновационной модели экономического развития бремя социальной ответственности высококвалифицированных работников очень высоко. Статистические данные свидетельствуют о том, что норма прибавочного продукта растет с переходом ко все более высоким квалификационным группам работников. Например, К. Вальтух выделил в экономике США (по данным 1980 г.) три основные квалификационные группы занятых. Первые две группы - работники с квалификацией ниже средней (почти 73% всех занятых, 57% всех мужчин и 83% всех женщин). В третьей группе (примерно 27% занятых) средние показатели образования значительно выше показателя по экономике в целом. Эта группа производит 53% всей стоимости продукции США, на нее приходится 48% заработной платы в экономике страны. Она создает 62% всей прибавочной стоимости. Результаты исследований, проведенных другими учеными, подтверждают выводы К. Вальтуха. Американские экономисты рассчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5, 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа дает свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. Результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% национального дохода.

Следовательно, бремя нагрузки на высококвалифицированных работников гораздо выше их доли в совокупном доходе оплаты труда. К. Маркс в свое время считал, что норма прибавочной стоимости одинакова для всех квалификационных групп работников. Между тем расчеты К. Вальтуха свидетельствуют о том, что норма прибавочной стоимости растет при переходе к более высококвалифицированным группам. Теория К. Маркса предполагала более низкую оплату труда малоквалифицированных и более высокую оплату труда высококвалифицированных работников, чем имеет место в действительности. По данным К. Вальтуха, первая и вторая квалификационные группы в экономике США представляют собой частичных иждивенцев третьей квалификационной группы.

Первая квалификационная группа (самая низкоквалифицированная) получает в виде социальных трансфертов и бесплатных благ заведомо больше, чем создает сама. Она не участвует своим трудом в формировании военных расходов, источников инвестирования, а также расходов на свое образование и здравоохранение. Вторая квалификационная группа (более квалифицированная) также не участвует своим трудом в формировании источников инвестиций и военных расходов, а получает в виде социальных трансфертов и благ примерно столько же, сколько создает сама.

Следует также иметь в виду, что во многих случаях переход к инновационной модели экономического развития сталкивается с сопротивлением как малоквалифицированных работников, так и значительной части получателей статусного рентного дохода, поскольку такая стратегия угрожает их привилегированному положению. В этих условиях необходимо осуществить такую экономическую политику, которая ставила бы в преимущественное положение работников наукоемких сфер промышленности, науки, образования, здравоохранения.

Серьезные требования предъявляются и к предпринимательскому сообществу, которое восприимчиво к реализации инновационных проектов и, следовательно, должно быть заинтересовано в активном сотрудничестве с владельцами человеческого капитала.

Заключение

Рынок труда -- это социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся специфический общественный механизм, реализующий определенный комплекс социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством. Таким механизмом является модель спроса и предложения рабочей силы (труда).

Рынок труда -- сложное многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и психологические отношения и факторы. Все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами и в зависимости от исторических условий становления капиталистического товарного производства находятся в различном сочетании. Эти различия привели к формированию разных видов рынка труда.

Естественный прирост населения - основной источник расширенного воспроизводства трудовых ресурсов.

Негативное снижение рождаемости усугубляется тем, что она снижается ниже границы, обеспечивающей простое воспроизводство населения. Динамика смертности может быть оценена как негативная. Взаимосвязанная динамика негативных тенденций рождаемости и смертности привела к массовому распространению депопуляции в России. Депопуляция населения не только угрожает перспективам формирования трудового потенциала города, но и провоцирует нежелательные миграционные процессы из сопредельных стран. Основной проблемой на рынке труда городского округа становится не столько количественная нехватка рабочих мест для желающих трудоустроиться, сколько профессионально - квалификационный дисбаланс между спросом на рабочую силу и ее предложением. Наиболее востребованы на рынке труда квалифицированные рабочие кадры.

Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека. Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера.

В настоящее время она предполагает, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.

Теории «человеческого капитала» стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявлять эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.

Под влиянием этой теории, в которой образованию отводится роль "великого уравнителя", произошла определенная переориентация социальной политики. В частности, программы подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. Было установлено, что на протяжении 20 века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Регулирование кадрового потенциала и рынка труда. Понятие занятости и безработицы. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Сущность заработной платы и ее основные функции. Регулирование оплаты труда в сфере материального производства.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Историческое становление российского рынка труда. Динамика и структура безработицы в РФ. Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения. Направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Исторический опыт регулирования рынка труда. Элементы государственного регулирования рынка труда: меры по регулированию спроса и предложения на труд, предоставление социальных гарантий занятости. Реализация программ профориентации и профподготовки.

    реферат , добавлен 25.04.2010

    Характеристика структуры рынка труда, его особенности в России. Основные цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда. Перспективы регулирования занятости населения и снижения безработицы в России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Изучение сущности рынка труда и основных функций службы занятости. Государственное регулирование рынка труда. Динамика и движение рабочей силы в сельском хозяйстве, уровень занятости трудовых ресурсов, безработица, динамика регистрации их на бирже труда.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2012

    Специфика рынка труда и его составляющие. Концепции неоклассического и кейнсианского направления регулирования занятости. Основные принципы государственной политики в сфере труда. Разработка активных и пассивных мер противодействия росту безработицы.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Специфика рынка труда. Особенности рынка труда в переходной экономике. Безработица и пути ее преодоления. Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы. Программа занятости как механизм реализации политики труда.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят Закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных. Но это действительно лишь начало.

Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

Основные направления государственного регулирования

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х гг. был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта.

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается подыскать им вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации.

Что касается системы подготовки и переподготовки кадров, то ее основным звеном в США являются высшая и средняя школа, учебные кур сы и центры частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки здесь развита гораздо слабее.

Концептуальные основы регулирования

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и на рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику и трактующих безработицу как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидуумов. Опираясь на эту концепцию, американское прави-тельство в 80-х гг. существенно урезало федеральные расходы на государ-ственные программы и области трудовых ресурсов.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис. 3.1).

Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. В. Фил- липсом на основе английских данных, охватывающих период с 1861 по 1958 г.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регу-лятора в экономике.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия го-сударства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.

П. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Биржи труда и частные посреднические фирмы

Особое место в системе регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тыс. таких фирм.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудо-устройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств. Крупнейшая в мире амери-канская компания такого типа «Мэнпауэр» (Manpower), имея 1350 своих отделений в разных странах, содействует найму ежегодно 700 тыс. человек и обслуживает примерно 300 тыс. фирм.

Появление в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имело бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Вместе с тем, роль биржи труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн. безработных.

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. В США максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1992 г. равнялось 170 долл.

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных электронно-вычислительной техникой. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в конце 60-х гг. В компьютерном центре такого банка собирается и пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей силы. Собранные сведения предоставляются как предпринимателям, так и безработным. В наиболее сложных системах такого рода осуществляется подбор претендентов под имеющиеся вакансии с помощью ЭВМ. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны. Функционирует и общенациональный банк рабочих мест, который обслуживает специалистов с высшим образованием.

На Западе предлагаются различные варианты реконструкции системы страхования безработицы. Один из них состоит, например, в том, что в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели не увольняют работников, а переводят часть их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Ясно, что на такую финансовую поддержку работников требуется гораздо меньше финансовых средств из бюджета государства, чем на полную выплату пособий по безработице. Такого рода новшества в системе страхования безработицы уже были вве-дены в США в ряде штатов - в Калифорнии, Аризоне, Орегоне, Вашинг-тоне.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

В России регулирование рынка труда не является сильной стороной деятельности государства. Идет поиск оптимальных, отвечающих целям государственной социальной политики моделей регулирования. Сложности обусловлены в целом неопределенностью общей стратегии экономического развития.

В федеративном пространстве России не может успешно применяться единая политика на общенациональном рынке труда. Специфика региональных и локальных рынков слишком велика, поэтому в каждом регионе необходимо учитывать особенности при решении данных задач. Современное государственное регулирование рынка труда в России - это комплекс экономических, административных, организационных мер.

Вмешательство государства осуществляется как мерами прямого воздействия (программы создания рабочих мест, программы в области образования, подготовки и переподготовки, изменения в трудовом законодательстве), так и мерами косвенного (экономического) воздействия. К экономическим мерам можно отнести помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление госзаказов, организацию общественных работ. Сюда же относятся меры по налоговому регулированию, воздействие на заработную плату.

К основным направлениям государственного регулирования рынка труда в России относятся:

  • - совершенствование нормативной правовой базы;
  • - социальное партнерство;
  • - содействие занятости;
  • - профориентация и психологическая поддержка безработных граждан, развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;
  • - социальная интеграция и поддержка граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • - содействие территориальной мобильности рабочей силы;
  • - социальные гарантии и компенсации безработным гражданам.

Совершенствование нормативной правовой базы выражается в основном в разработке положений, направленных на совершенствование базового для политики регулирования Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации.

Социальное партнерство - это сотрудничество работников, работодателей и представителей государства для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений. Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого становится коллективный договор, отражающий вопросы занятости, организации и оплаты труда работника на предприятии и в обществе и дополняющий государственную систему регламентации трудовых отношений. Правительство, администрации субъектов РФ обеспечивают правовую основу переговорного процесса и выполняют роль третейской стороны в разрешении возникающих конфликтов.

Нормативно-правовую базу развития социального партнерства в России обеспечивают Трудовой кодекс Российской Федерации, Законы «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и «О коллективных договорах и соглашениях».

Стратегическим направлением формирования партнерских отношений в России признано заключение трех- и двухсторонних соглашений на разных структурных уровнях управления - Генерального, отраслевого (тарифного), профессиональных, территориальных и коллективных договоров.

Основа складывающейся системы социального партнерства - это заключаемые один раз в два (или три) года Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ. Необходимость развития социального партнерства вызвана массой проблем и неурегулированных отношений на рынке труда, неразвитостью партнерских отношений. Интересы работодателей все еще выражают федеральные структуры (отраслевые министерства, концерны), а не ассоциации представителей работодателей или союзов собственников. Профсоюзы концентрируют свою деятельность на распределительных функциях, а также на организации акций протеста.

В развитых странах механизмы и методы социального партнерства применяются не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных групп, слоев пересекаются в одной сфере. Социальное партнерство - новый для страны способ разрешения трудовых проблем. Теперь, по примеру западных стран, расширены права профсоюзов в области заключения и ведения коллективных договоров, участия в разрешении трудовых споров, заключения отраслевых соглашений и т. п.

Трехсторонняя комиссия, заслушав все стороны, может в соответствии с законодательством давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно-правовых правил в своей области, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и страхования, охраны труда. Механизмы социального партнерства охватывают социально-трудовые вопросы и на более низком административном уровне. Трехсторонние комиссии создаются в субъектах РФ, в городах.

Содействие занятости населения осуществляется в следующих направлениях: обеспечение функционирования рынка труда и содействие в трудоустройстве; содействие развитию малого предпринимательства; организация общественных работ. Эти направления в политике государства имеют целью снижение напряженности на рынке труда, недопущение угрозы возникновения массовой безработицы, формирование эффективной структуры занятости в России. Главное в этой работе - содействие занятости социально уязвимых групп населения. Государственная политика в этом отношении ориентирована на первоочередное регулирование в отдельных регионах и отраслях с высокой концентрацией застойной безработицы.

Селективный подход к различным группам безработных выражается в особом выделении помощи социально уязвимым группам (женщинам, молодежи, инвалидам). Он проявляется в различных формах, а именно:

  • 1. Создание новых рабочих мест. При этом работодатели, создающие новые рабочие места, поощряются государством различными способами. Значительная часть вновь создаваемых рабочих мест, которые финансируются службами занятости, относится к сфере надомного труда. Это места для инвалидов и женщин, имеющих детей. Они могут быть организованы при крупных швейных предприятиях, в организациях бытового обслуживания, в жилищно-коммунальном хозяйстве. За счет бюджетных средств могут создаваться временные рабочие места для инвалидов, молодежи.
  • 2. Квотирование рабочих мест. Эта форма содействия трудоустройству организуется также с помощью льгот и стимулов для предпринимателей за счет бюджетных средств. Квоты могут предоставляться выпускникам общеобразовательных школ, инвалидам, женщинам с детьми. Региональное законодательство в этом отношении разнообразно.
  • 3. Содействие развитию малого бизнеса осуществляется в различных формах. В их числе - центры по подготовке кадров, обучение основам предпринимательства, помощь в организации собственного дела, предоставление кредитов на покупку оборудования. Осуществляется поощрение самозанятости населения: выдача субсидий для открытия собственного дела.
  • 4. Организация общественных работ - это способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

Если в промышленно развитых странах существует большой опыт организации общественных работ для безработных, охваченных застойными формами безработицы, то в России ситуация иная. Изучение контингента занятых на этих работах показывает, что в основном это форма вторичной занятости.

Система первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Потребность в данной форме регулирования вызвана ситуацией, происходящей в ходе социально-экономических преобразований. Так, первичное обучение связано с безработицей среди молодежи, не имеющей профессии.

Повышение квалификации необходимо значительному числу лиц, длительное время не повышавшим свой профессиональный уровень из-за развала ранее существовавшей системы переподготовки кадров и повышения квалификации. Переподготовка обусловлена массовым высвобождением работников, в основном женщин, а также специалистов и организаций военно-промышленных комплексов (ВПК). Это почти всегда связано с полной сменой профессии.

Социальные гарантии и компенсации безработным гражданам. Признанные безработными граждане получают пособия по безработице, стипендии (обучающиеся профессии), длительно состоящие на учете в органах службы занятости и потерявшие право на пособие - материальную помощь.

Обеспечение безопасности труда, регулирование оплаты труда осуществляется на базе трудового законодательства. Его основой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, трудовые соглашения, выработанные в процессе сотрудничества по социальному партнерству.(http://eclib.net/27/87.html)

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • -программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • -программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • -программы содействия найму рабочей силы;
  • -правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице. (http://studopedia.org/8-158097.html)

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм "саморегулирования" рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и взвешенным и не ограничиваться лишь задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий. В центр внимания следует ставить политику занятости, обеспечивающая полную, эффективную, рациональную занятость трудовых ресурсов, использование кадров в соответствии с их квалификацией и потенциальными возможностями.

Система государственного регулирования рынка труда должна охватывать все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, и общую потребность народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического естественного движения кадров.

Политика безработицы предполагает смягчение ее последствий, социальную защиту безработных, предотвращение массовой безработицы, сведение ее до естественного уровня. Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

    оказание помощи в трудоустройстве;

    материальную поддержку незанятого населения;

    профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;

    совершенствование системы профессиональной ориентации;

    бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости);

    развитие предпринимательства, малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест, содействие самозанятости;

    формирование информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Система государственного регулирования рынка труда на макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней (область, район, город и т.п.), определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений.

Основными законодательными и нормативно-методическими доку ментами по регулированию рынка труда являются: Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"; Положение о порядке образования и использования Государственного фонда содействия занятости Республики Беларусь; Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи; Положение об организации профессионального обучения безработных; Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь; Положение об организации оплачиваемых общественных работ в Республике Беларусь и др.

Вместе с тем требуется доработка и принятие ряда других дополнительных нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности содействия в трудоустройстве и обеспечению занятости населения. Необходимы разработка и принятие Положения о самостоятельной занятости населения, Закона Республики Беларусь "Об индивидуальном добровольном страховании граждан от безработицы", Закона Республики Беларусь "О миграции, в том числе внешней трудовой", доработка Закона Республики Беларусь "О профессиональном образовании", внесение изменений в Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства" и др.

Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год, программу подготовки и переподготовки кадров, прогноз баланса трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем, в целях повышения эффективности обеспечения занятости населения, особенно актуальной становится разработка государственной программы по созданию новых рабочих мест. Требуется также разработка Государственных программ по определению перспективной потребности отраслей в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих, специальных программ, включающих создание рабочих мест для маргинальных групп населения (молодежи, женщин с детьми, инвалидов и др.), учет их наличия; профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров, включая субсидии негосударственному сектору экономики на данный вид деятельности; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов экономического и социального развития, выходящих за пределы законодательно-нормативного регулирования. Оно должно быть направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке, переподготовке, переобучении и общественных работах, создание новых рабочих мест, социальная поддержка маргинальных групп населения.

Оперативная деятельность государства направлена на постоянную заботу о том, насколько эффективно работают рыночные механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, что сокращает время, в течение которого человек занят поиском работы. Оно принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает работу центров содействия занятости, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследования проблем занятости. Государство также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места, или льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население. Таким образом, оперативное государственное управление связано с регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выбор того или иного метода диктуется ситуацией, существующей в данный период.

Каждая из вышеназванных подсистем использует прямые и косвенные методы регулирования трудовых отношений. Прямые (административные) методы непосредственно определяют: состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и при разработке специальных программ занятости; формы договорных отношений в нормативных актах тарифно-квалифика-ционных систем и систем оплаты труда; индексирование заработной платы и т.д.

Косвенные (правовые и экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются, прежде всего, посредством налоговой и кредитной политики.

Проявлением действия механизма регулирования рынка труда в экономике является политика занятости, которая зависит от социально-экономических, политических и национальных особенностей страны.

В борьбе против безработицы на современном этапе акцент переносится с пассивного регулирования на меры активного характера. Если пассивные меры направлены на решение проблемы излишков рабочей силы, то активное регулирование предполагает государственное воздействие на уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. Главная роль при этом принадлежит программам обучения и переобучения, повышения квалификации для безработных, а также лиц, высвобождаемых из производства, вооруженных сил. Кроме того, важную роль играют местные инициативы в отношении трудоустройства, поощрения инновационной и предпринимательской деятельности.

Основой формирования и реализации государственной политики занятости является обеспечение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность. Кроме основополагающих принципов, эта политика включает в себя такие элементы, как установление определенной продолжительности рабочего времени, обеспечение материальных условий, стимулирующих пребывание женщин в послеродовом дополнительном отпуске по уходу за ребенком, и определение продолжительности этого отпуска, уровень материального обеспечения пенсионеров и условия выплаты пенсий для работающих пенсионеров.

Все эти элементы воздействуют на общую численность занятых в народном хозяйстве. Влияют на нее и требования к минимальному уровню общеобразовательной подготовки молодежи, от которых зависит время вступления в трудовую деятельность. Политика занятости одновременно включает комплекс мер, связанных с экономическими условиями организации рабочих мест: закрытием неэффективных, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.

Воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство участвует в создании необходимого для экономического развития социально-политического климата.

Мировой опыт показывает, что действия правительства на рынке труда должны сводиться, в первую очередь, к стремлению обуздать рыночную стихию посредством государственного регулирования развития рабочих мест и потребности людей в работе. Для этого разрабатывается соответствующая система налоговых и кредитных мер, стимулирующих создание новых рабочих мест на предприятиях социально ориентированных отраслей и производств, а также содействующих межотраслевому и профессиональному перераспределению рабочей силы, трудовой миграции; развивается система профессионального обучения и переподготовки высвобождаемых работников по специальностям и профессиям перспективного спроса.

Главное направление политики занятости – это государственное содействие занятости и помощь лицам, оказавшимся без работы, в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке.

В условиях глубокого экономического кризиса и промышленного спада, единственным реальным шансом сдерживания безработицы является уменьшение темпов притока на рынок труда новых безработных и по возможности управление этим процессом. Иными словами, в чрезвычайных обстоятельствах необходимы более гибкие решения и допустимы такие, которые в нормальных условиях были бы неприемлемы.

Наиболее предпочтительными методами сдерживания безработицы являются: неполная занятость, т.е. разные формы перераспределения совокупного фонда рабочего времени между большим числом работающих, а также ограничения в отношении заработной платы. Если государство заинтересовано в том, чтобы сохранить на предприятии "излишних" работников, то оно идет на возмещение потерь, понесенных предпринимателем в связи с временным сохранением излишней численности, а также его затрат на переобучение работников. К формам такой поддержки относятся дотации, разного рода налоговые льготы и т.д.

Неполная занятость рассматривается в качестве меры, позволяющей сдерживать нарастание безработицы и смягчающей проблемы занятости маргинальных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи, лиц старших возрастов).

При формировании политики занятости в условиях нарастающей безработицы используются такие инструменты, позволяющие регулировать предложение рабочей силы, как снижение границ пенсионного возраста и предоставление возможности более раннего выхода на пенсию безработным, увеличение продолжительности отпусков и размера пособий женщинам, воспитывающим детей, удлинение сроков обучения молодежи.

Таким образом, в системе мер государственного регулирования на первое место выдвигаются не отрицательные последствия, возникающие в сфере занятости при переходе к рыночной экономике, в частности, безработица, а меры, предупреждающие ее возникновение. В этом суть государственного регулирования занятости.



Похожие статьи