Правила анкетирования. Формулировка вопросов и качество анкеты. Бланк для интервью

Теоретический материал

Исследования

В рамках данного этапа социального проектирования мы предлагаем рассмотреть следующие понятия и теоретические моменты:

· Этапы социологического исследования……………………………...стр.5

· Методы сбора информации……………………………………….......стр.6

· Подготовка к интервью………………………………………..……..стр.11

Мы рекомендуем создать два анкеты для анамнеза: общую, которая должна быть применена вскоре после опроса оцененного, состоящего из вопросов, которые легко меняются между оценками; и другая анкета анамнеза, состоящая из вопросов, которые могут меняться от одной оценки к другой. Обновления общих ответов на вопросники, ранее применявшиеся, могут быть сделаны в обычном режиме. Однако при регистрации Общего вопросника рекомендуется вставлять вопросы, которые обычно не меняются между переоценками. Эта дифференциация между анамнезами предназначена для сохранения времени оценщика во время переоценки, поскольку ему не придется проходить весь анамнез во время переоценки.

· Различие между интервью и анкетированием……………………...стр.13

· Анализ результатов анкетирования…………………………………стр.14

· Изучение документов………………………………………………...стр.15

· Отчет о результатах исследования………………………….……….стр.16

Обратите внимание на следующие понятия:

Исследование – это сбор информации по интересующей теме.

Поэтому во время переоценки профессионал может сосредоточиться на Анкете оценки, которая будет отображаться во время физических оценок. Помните, что процедура регистрации вопросников одинакова. Наша рекомендация состоит в том, чтобы вопросник был разделен на два. Пример: вместо того, чтобы просто создавать анкету спортсменов, у нас была бы анкета спортсменов-атлетов.

Бланк для интервью

Если вы хотите распечатать заполненную анкетную анкету, вы должны ввести ответы в систему, как описано в предыдущем разделе, сохранить изменения и затем нажать кнопку печати. На последней странице распечатки отчета, если вы зарегистрировались в файле вопросов, будет напечатан срок закрытия. Процедура печати должна выполняться на экране отображаемого вопросника.

Анкетирование – это метод сбора информации через специально разработанную анкету.

Анкета – это упорядоченный список вопросов для проведения опроса, анкета состоит из трех частей: вводная, основная, паспортичка

Респондент – это человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот у которого берется интервью.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации через проведение беседы, основанной на непосредственном личном контакте; возможность задавать уточняющие вопросы.

Мы пришли к последней дате проверки. Это позволяет оценивать категориальные расстройства личности, с точки зрения наличия или отсутствия расстройства, а также размера или количества диагностического критерия, присутствующего или отсутствующего. Самостоятельный вопросник пациента; Полуструктурированное интервью с пунктами, в которых давался положительный ответ на вопросник.

Самостоятельная анкета состоит из 119 пунктов и передается субъекту, который должен будет вернуть его следователю во время собеседования. Время компиляции составляет около 20 минут и требует степени не менее. Этот скрининг-инструмент служит руководством к следующему собеседованию. Действительно, в интервью будут исследованы только те пункты, на которые был дан положительный ответ, пытаясь понять, насколько представителен образец.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование включает несколько этапов

1. Подготовка исследования: составление программы, разработка инструментария, составление анкет, вопросов для интервью, первичная апробация анкеты.

2. Сбор первичной социологической информации (проведение анкетирования, интервьюирования).

Полуструктурированное интервью включает в себя краткий обзор анамнеза, в котором основное внимание уделяется основным особенностям интервьюируемого, отношениям и интроспективным навыкам. Впоследствии различные расстройства личности анализируются в следующем порядке. Расстройство Избегающее Личность, Зависимое расстройство личности, обсессивно-компульсивное расстройство, пассивно-агрессивные, депрессивные расстройства, расстройства Параноидные, шизотипическое расстройство, расстройство Шизоидное, театральное расстройство, Самовлюбленное расстройство личности, пограничное расстройство, антисоциальное расстройство.

3. Обработка полученных материалов.

4. Анализ полученных данных и оформление выводов исследования.

Подробнее про этапы социологического исследования:

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования включает в себя цель исследования, задачи, выбор методов, разработку анкет, интервью и т.д. обязательно надо определеить параметры целевой группы: то, что, по вашему мнению, важно (пол, возраст, занятость и пр.) также на этом этапе решаются организационные вопросы исследования.

Рекламное послание последнего заслуживает уточнения, поскольку вопросник можно только проверить наличие симптомов расстройства поведения, присутствующих в детском возрасте до 15 лет. Только в том случае, если подтвержденные эти критерии могут быть тщательно исследованы в полуструктурированном интервью, исходим из диагноза «Антивосоциальное расстройство личности».

В тех случаях, когда критерии для конкретной области личности не выполняются, предоставляется диагноз Указанного расстройства личности. В части, лежащей в основе критерия, есть указания следовать, чтобы найти тип оценки, который должен быть отнесен к самому критерию. в правой - оценка для атрибута элементов.



2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов по той теме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представленна в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, аудио- и видео записи и др.; количество первичной информации зависит от масштаба проводимого исследования.

Каждый критерий оценивается следующим образом:? = Недостаточная или недостаточная информация; 1 = Отсутствует критерий; 2 = критерий ниже порога 3 = полностью существующий критерий. Оценка 3 может быть отнесена только в том случае, если испытуемый может предоставить соответствующие и многочисленные примеры или описания исследуемого критерия.

Стойкий, потому что симптом может быть обнаружен из молодой взрослой жизни; Патологический, вызывает дискомфорт и недомогание; Всепроникающая, включает в себя разные области, социальные, любительские, семейные, реляционные и т.д. В любом случае, исходя из этих критериев, можно развернуть на вопросы, чтобы спросить, но будьте осторожны, чтобы не оставить вне контекста, в противном случае вы можете наткнуться на других, чем подследственных критериев.

3. Обработка данных. Полученный материал может быть обработан вручную или с помощью компьютера. Подготавливаются вспомогательные таблицы для облегчения процесса обработки.

4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные данные оформляются в виде документов, отчетов, таблиц, диаграмм и т.д. затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые становятся основой для дальнейшей работы.

Наличие нескольких расстройств личности оценивается в ходе диагностических интервью, опираясь на данные любого типа связанных с пациентом, которые могут помочь в поиске диагноза. С продолжением интервью все районы, где администратор испытывает сомнения в диагностике, также должны быть расследованы, поскольку конечной целью является отсутствие каких-либо сомнений в любой области. Кроме того, вся информация о невербальном языке, найденном во время собеседования, также должна быть включена для целей диагностики.

После завершения интервью, клиницист компилирует диагностическое резюме, из которого проистекает оценку размерного типа для каждого расстройства, суммирование количества ходов, присутствующих для каждого расстройства личности, из которого выходит наличие или отсутствие одного и то же расстройства и категориальный диагноз, то есть количество элементов, которым были назначены полные баллы, и это для всех имеющихся признаков.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Работа с текстом. Составление анкеты.

АНКЕТА – документ, представляющий собой набор вопросов, ответы на которые дают возможность судить об объективных и субъективных факторах.

Анкета состоит из трёх частей:

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Паспортичка.

Вводная часть.

Ожидаемое время для каждой администрации составляет приблизительно 60 минут, в зависимости от серьезности пациента и опыта администратора. Программа включает Анкету пациента, компьютеризированную версию Анкеты для определения личности. Его можно использовать в качестве автономного средства проверки личности, или он используется как классическая администрация.

Предпосылка этой работы - первый шаг в научно-стандартизованном подходе - это необходимость научной объективности в той степени, в которой присутствие человека с расстройством, связанным с алкоголем, влияет на качество жизни тех, с кем вы сожительствуете, соответственно тех, кто участвует в процессе ухода. Цель авторов - перевести на румынский язык и подтвердить этот инструмент для румынского населения; первый этап, описанный в настоящем документе, имеет конкретную цель для обеспечения концептуального совпадения между вариантом, выпущенным на румынском языке и оригинальной английской версией.

В водной части указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчёркивается анонимный характер её заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента (респондент – человек, отвечающий на вопросы анкеты или тот, у которого берется интервью), мотивирующей его на участие в опросе. Вводная часть по объему не большая, но очень важная. От того, как составлено обращение зависит отношение респондента к анкете.

Следующим этапом действия станет администрирование вопросника по статистически значимой партии и валидация варианта на румынском языке. Ключевые слова: процесс ухода, рентабельный, концептуальное совпадение, фокус-группа. Мы стремимся перевести этот инструмент на румынский язык и адаптировать его к румынскому населению; первый шаг - как описано ниже - заключается в обеспечении «концептуального перекрытия» между румынской версией и оригинальной английской. Следующим шагом в этом процессе является применение результирующего инструмента статистически значимого населения и проверка румынского инструмента.

Основная часть.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.

Это факт эмпирических доказательств того, что расстройства психического здоровья влияют как на качество жизни людей, страдающих этой симптоматикой, так и на качество жизни близких к ним людей, вовлеченных в процесс ухода. Влияние на тех, кто присутствует вокруг человека с расстройством психического здоровья, может иногда быть ошеломляющим, независимо от того, являются ли они членами семьи, партнерами по жизни или друзьями, независимо от того, взяли ли они на себя роль опекуна.

Проблемы с алкоголем часто могут либо маскировать, либо вырабатывать эмоциональные симптомы, либо могут казаться осложнениями дисгармонической структуры личности, когда стратегии преодоления других людей более не работают удовлетворительно для этого. Таким образом, не только поведение самого потребления, но и вся картина поведения, созданная симптоматической картиной, может стать значительным бременем, важным источником дискомфорта для тех, кто предпочитает сожительствовать с этими людьми или играть роль в процессе восстановления.

В основной части необходимо выдержать логику составления и расположения вопросов. Первыми идут так называемые «контактные вопросы» , их основная цель – заинтересовать респондента проблемой, включить в содержание исследуемой проблемы . Эти вопросы должны быть сформулированы достаточно просто и понятно. Следующие вопросы будут усложняться данный способ расположения вопросов называется «Правилом воронки».

В контексте необходимости внедрения экономически эффективных стратегий вмешательства оценка всей системы, в которой происходит психическое расстройство здоровья, и в частности расстройство, связанное с алкоголем, становится строго срочной мерой. Научно доказанным фактом является то, что вмешательство более экономично, чем невмешательство, когда оценка стоимости осуществляется на уровне социальной группы.

Кроме того, реорганизация служб охраны психического здоровья - это тип вмешательства развития сообщества, ограничивая при этом роль отделения больницы знает - обязанности лиц, участвующих в уходе и восстановлении пациентов с проблемами психического здоровья, кажется, видит увеличение значения;, но, к сожалению, неопубликованное и пропорциональное развитие компетенции ответственного.

После контактных вопросов идут основные вопросы , ответы на которые дают информацию по интересующей исследовательской теме. Содержание именно этих вопросов должно соответствовать целям и задачам исследования . Для каждой задачи могут быть сформулированы отдельные блоки вопросов, они могут располагаться как вперемешку, так и по порядку. Идеальный вариант, когда сложные вопросы расположены в середине анкеты.

Чтобы аргументировать научные данные, необходимость разработки мер и услуг для тех, кто активно или пассивно участвует в процессе ухода, оценка потребностей этой группы должна осуществляться стандартизированным образом с использованием действенных инструментов. В частности, нарушения, связанные с алкоголем, имеют хронически развивающуюся эволюцию, известную как эпизод проскальзывания и рецидива; оценка факторов, которые могут способствовать рецидиву и предотвращению или ослаблению этих факторов, становится вмешательством с высоким терапевтическим потенциалом и неявно экономически эффективным.

Завершающие анкету вопросы – заключительные . Основная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение у респондентов. В связи с этим, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют особого напряжения памяти и внимания.

Расположение вопросов от простых к сложным, а затем опять к простым получило название «Эффект эха».

Часто рецидивы могут быть вызваны связанными с семьей факторами, подчеркивая важность приближения к системе в целом, а не только к одной из ссылок, а не только к пациенту с диагнозом расстройства. Таким образом, со ссылкой на вопрос представила, она становится все более очевидной необходимостью внедрения стандартизированного инструмента оценки той степени, в которой присутствие лица, связанное потребление алкоголя нарушений влияет на качество жизни тех, с кем он живет, независимо от их участия в отношениях и в терапевтическом процессе.

Л8. композиция анкеты

Фраза «последствия участия в процессе ухода» заменяет прежнюю формулу «бремя»; Хотя расстройства психического здоровья часто нарушают семейную систему, не все лица, участвующие в процессе ухода, испытывают ответственность или воздействие как бремя, поэтому нейтральное выражение было предпочтительным. На международном уровне научные исследования о последствиях участия в процессе лечения были дифференцированы в соответствии с конкретными аспектами, на которых внимание было сосредоточено последовательно, что привело к четырем различным периодам.

Паспортичка.

Содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, семейного положения, стажа работы респондента и др. в зависимости от целей и задач исследования, количество вопросов этого блока может быть либо увеличено, либо уменьшено.

Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. В конце анкеты желательно поблагодарить респондента за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: «Благодарим за участие в исследовании», «Спасибо за помощь», «Спасибо!» и т.д.

В конце анкеты можно поставить вопрос о самом опросе. «насколько важным вы считаете проведение исследования данной темы?»

Вопросы, используемые в анкете, могут быть:

· О фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или последствиях.

· О знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющей целью выявить уровень информативности респондента и его знания в определённой области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует опрашиваемого использования определенных навыков, знаний конкретных фактов, событий, имён.

· О мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения., основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

· О мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По логической природе вопросы подразделяются на:

· Основные. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

· Фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же выделение части респондентов из всего массива по определенному признаку.

· Контрольные. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

· Наводящие. Оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

· Контактные. Служат для установки контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.

· Прямые. Направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

· Косвенные. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию. И усилить критический акцент своих высказываний. Косвенные вопросы задаются тогда, когда прямые не очень удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации косающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на:

· Открытые: предполагают повествовательный оригинальный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным.

· Полузакрытые: респонденту предоставляется возможность выбора подходящего ответа из предложенного перечня и/или высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки закрытости и открытости.

· Закрытые: предполагают ограниченный выбор ответов.

· Шкальные: ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

· Вопросы-меню: здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

· Альтернативные: предполагают ответы по принципу «да – нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

По способу распространения анкет опросы разделяются на:

1. Раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос);

2. Почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;

3. Прессовые (анкета предлагается читателю через печатное издание;

4. Телефонные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телефонной сети).

ИНТЕРВЬЮ

1. Необходимо составить список вопросов, которые вы собираетесь задать, в письменном виде. Список должен быть организован так, чтобы вы смогли провести короткое (10 минут), среднее (20-30 минут) или длинное (1 час) интервью, и получить самую важную информацию, в независимости от количества времени, которое вам выделит интервьюируемый.

2. Составить план ведения записей ответов. Кроме диктофона позаботьтесь об альтернативном варианте, на тот случай, если человек не захочет, чтобы его записывали, или вы посчитаете, что это затрудняет ответы на вопросы.

3. Как только вы пришли на встречу, первый вопрос должен быть: «Сколько у нас есть времени?» это поможет вам сразу определить какой сценарий нужно использовать. Затем кратко объяснить цель интервью, сказать, как будет использована полученная информация, и рассказать о целях вашей команды/инициативной группы. По окончании интервью поинтересуйтесь: «Что, по-вашему, было наиболее важным из сказанного?», «Возможно, вы хотите что-нибудь добавить?». Поблагодарите человека и оговорите срок, когда вы представите ему копию подготовленного материала. Запомните: человек должен одобрить материал, перед тем как вы его начнете использовать!!!

ПАМЯТКА

Пример представления себя при обращении в организации, к специалистам, к интервьюируемым.

Меня зовут (имя и фамилия). Я ученик (класс и школа). Мы изучаем (цель исследования). Я являюсь ответственным за сбор информации по данной проблеме, которую мы будем обсуждать на сборе нашей команды.

Могу ли я задать Вам несколько вопросов прямо сейчас (или лучше позвонить вам в другой раз)? С кем бы еще я мог поговорить об этой проблеме? Имеется ли у вас какая-нибудь письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы нам передать или выслать на наш адрес? (будьте готовы продиктовать ваш электронный адрес)

Бланк для интервью:


Дата интервью .

Вопросы/ответы

Ваше имя .

Ваш школа/класс .

Советы для проведения анкетирования, опроса, интервью:

1. Говорить четко, уверенно, ясно

2. Представляться

3. Говорить с какой целью проходит исследование

4. Записывать все, что говорит респондент

5. Не перебивать респондента

6. Не задавать наводящих вопросов

7. Не навязывать своего мнения

8. Благодарить за уделенное время и за ответы – говорить спасибо.

СРАВНЕНИЕ. Анкетирование, опрос, интервью.

Преимущества Недостатки/сложности
Интервью · гибкий метод сбора информации; · личный контакт с респондентом; · возможность задавать/уточнять вопросы/ответы. · затратный по времени; · нужен человек, умеющий налаживать контакт с рспондентом, правильно задавать вопросы и фиксировать ответы; · небольшой охват респондентов.
Опрос · большой охват респондентов; · небольшое количество вопросов; · легко инструктировать людей, которые будут проводить опрос. · случайный выбор респондентов; · для подтверждения полученной информации надо использовать еще один метод сбора данных.
Анкетирование · респондент отвечает на вопросы в удобное для него время, в удобной обстановке; · большой охват потенциальных респондентов; · дает полную обратную связь на основе которой можно строить свое будущее планирование. · способ, занимающий большое количество времени (подготовка, распространение анкет, обработка информации); · достаточно затратный метод, так как требуются ресурсы для тиражирования анкет; · назад возвращается около 30% от запущенных анкет

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Полученные в ходе опроса и анкетирования данные необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.

При обработке открытых вопросов сначала следует выписать столбик полученные ответы, потом их классифицировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. И затем на основе подсчетов делать вывод.

Для облегчения обработки можно использовать таблицу, в ней соединена и биографическая информация, и содержательная.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Документы и публикации подбираются в соответствии с исследуемой проблематикой, преимущественно из печатных изданий Вашего города/региона или сети Интернет. Документацию необходимо анализировать по следующему алгоритму:

Выходные данные публикации (издание, дата публикации, название, автор)

Краткое описание содержания публикации (основные герои, в чем состоит событие/проблема);

Каков с вашей точки зрения, уровень публикации (сухая информация, отчет «для галочки», попытка предложить читателю материал для анализа, глубокий качественный материал и т.п.);

Что находится в фокусе стаитьи – люди, проблемы, пути решения пр.;

Ваш комментарий к публикации.

Общая схема анализа всей документации:

1. Полученные данные (факты, свидетельства, то, что вы узнали).

2. Интерпритация/объяснение (объяснение полученных данных, взаимосвязи между ними, причин).

3. Выводы/заключения (значение полученных данных – хорошо или плохо, мало или много, позитивно или негативно, желательном или не желательном направлении).

Структура или композиция?

Л8. КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ

Термин «структура» предполагает определенную последовательность связанных общим признаком элементов, в том числе анкетных вопросов. Структурировать вопросы озна­чает упорядочить их в какую-то систему, используя законы ло­гики, правила перехода от простого к сложному, близость те­матики.

Вот тогда-то и появилось на свет новое слово - композиция. Это слово, происходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них - построение художественного произведения, обусловленное его содержа­нием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Структура (от лат. structura - строение, рас­положение, порядок) - совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Социологическая анкета как особый тип научного инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим нашими глазами, но чувствуется нашим разумом.

Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия повествования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем ключом к разгадке - все это на вершине профес­сионального искусства социологического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пирамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными.

Социологическая анкета или текст интервью - это, программа коммуникативного общения двух разных людей, учено­го и респондента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультуры, часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликулътурный диалог, общение разных социокуль-турных миров. Найти общую площадку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же анкета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те признаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную инфор-мацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединивши-мися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респон-денту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется орга-низания, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечи-вают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Сложные вопросы, требующие размыш-лений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь поме-щают «паспортичку», с помощью которой собирают социалъно-де-мографическую информацию о личности опрашиваемого.


Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и про-блемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями" внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о тру-де. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указыва­ющих «перекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструк­тивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопро­сов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно от­метить - один или несколько; как заполнять вопрос-таблицу - по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения - убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность , а также размещать правила заполнения . В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования 4 . В телефонном опросе и при опросах, связанных с присутствием интервьюеров, опрос носит толь­ко конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техни­кой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а части 3 и 4 - основную, базисную часть.

2.3. Базисная часть анкеты

При разработке базисной, или основной, части вопросника сле­дует обратить внимание на тип вопросов (формат ответов), их со-держание и число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.

. Вначале идет фильтрующий вопрос , пред-назначенный для отсеивания некомпетентных респондентов. В ува-жительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению, гиб-кому графику и т.д.). Перед каждым блоком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Например, подразумева-ется, что социальные проблемы труда и производства (скажем, от-ношение к работе) касаются всех работающих на предприятии.

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, насколько удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дети респондента заводские ясли или детс-кий сад, когда респондент последний раз повышал разряд, и мно-жество других специфических вопросов относятся не ко всей со-вокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает опреде-ленными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей соответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов - недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория рес-пондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходи-мо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, ко-торым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в от-ветах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Таким образом, «паспортичка» - это фильтр для анкеты в це­лом. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографичес­кий и профессионально-квалификационный состав, который пре­дусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о конт­ролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных свя­зей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлетворенность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характеристик респондента. «Паспортичка» особенно нуж­на и полезна в гетерогенных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют рес­пондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и от­ношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалифи­кации и т.д. Как только респонденты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются прямые вопросы. Это мо­гут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Како­во Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают , знает ли он о таком-то мероприятии, затем - о его мнении по поводу данного меро­приятия. Третий вопрос - дихотомический по своей форме - при­зван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в це­лом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), со­циолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряе­те... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интен­сивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем сужде­нии?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершен­но уверен - уверен - не уверен - трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» - модель блока вопросов - очень распространен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяется у нас.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по прин­ципу «воронки », когда последовательность вопросов ведет к по­лучению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивает­ся от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов - «батарея », когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равно­значных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха », при котором ответ на один вопрос предопределяет ответ на следующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут располагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков - так называемые анкеты-омнибусы . (омнибус-многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров) Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте работы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по заказу различных организаций.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента терми­ны и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30- 40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Ан­кета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респон­дента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).



Похожие статьи