Проектирование и оценка качества социологической анкеты. Составление социологической анкеты


Анкеты, как инструмент опроса, очень широко используются в самых разнообразных сферах, в различных исследовательских ситуациях. И школьный мониторинг не является здесь исключением.

Анкетный опрос (или анкетирование) – один из наиболее распространенных и оперативных методов сбора первичной социологической информации по интересующим социолога проблемам. Это объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Метод анкетного опроса основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов мнении опрашиваемых (респондентов). Важно отметить, что на характер получаемых ответов влияют следующие факторы: а) наличие возможности у респондента сформулировать собственный уникальный ответ; б) наличие предлагаемых альтернатив – «подсказок», отвечая на которые респондент ориентируется на собственное мнение и пишет ответ на свободном месте.

Первые два примера подчеркивают, что, хотя имя зависимой переменной одно и то же, а именно ежедневное потребление тепла, способ, которым эта зависимая переменная выписывается, различается в каждом случае. Все описательные вопросы исследования имеют по крайней мере одну группу, но могут иметь несколько групп. Вам нужно идентифицировать эту группу. В приведенных ниже примерах мы идентифицировали группу в зеленом тексте.

Каковы наиболее важные факторы, влияющие на выбор карьеры? Примеры иллюстрируют разницу между использованием одной группы и несколькими группами. Иногда для заинтересованной переменной появляется больше смысла перед группой, в которой вы заинтересованы, но иногда это наоборот. Следующие примеры иллюстрируют это: группа в зеленом тексте и зависимая переменная в синем тексте.

Само название анкетного метода предполагает его структуру: два крайних полюса – исследователь и респондент (анкетируемый), а также звено, опосредующее их отношения, - анкета (или инструментарий).

Кроме того, выделяется процессуальная структура этого метода, то есть основные этапы его осуществления , к которым относятся 22:

Группа 1; зависимая переменная 2. Зависимая переменная 1; группа вторая. Иногда зависимая переменная должна разбиваться на две части вокруг интересующей вас группы, так что возникает вопрос исследования. Опять же, группа находится в зеленом тексте, а зависимая переменная имеет синий текст.

Выдержка из работы

Конечно, вы могли бы реструктурировать вопрос выше, чтобы вам не пришлось разделить зависимую переменную на две части. Сколько калорий потребляется в день американскими мужчинами и женщинами? При принятии решения о включении первой или последней зависимой переменной или группы и о том, следует ли разделить зависимую переменную на две части, главное, о чем вам нужно подумать, это поток: возникает ли вопрос?

1) подготовительный этап – включает разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажную проверку, тиражирование инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем;

Иногда имя зависимой переменной предоставляет все объяснения, которые нам нужны, чтобы знать, что мы пытаемся измерить. В первом примере зависимая переменная представляет собой ежедневное потребление тепла. Ясно, что этот описательный исследовательский вопрос просит нас измерить количество калорий, потребляемых американскими мужчинами и женщинами в день.

Однако иногда описательный исследовательский вопрос не просто интересует измерение зависимой переменной во всей ее полноте, а конкретный компонент зависимой переменной. Примите следующие примеры в красном тексте. В первом примере исследовательский вопрос не просто интересуется ежедневным калорийным потреблением американских мужчин и женщин, но какой процент этих американских мужчин и женщин превышает их ежедневную калорийность. Таким образом, зависимая переменная по-прежнему является ежедневной калорийностью, но вопрос исследования направлен на понимание конкретного компонента этой зависимой переменной.

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результативный этап – обработка полученной информации.

Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Во втором примере исследовательский вопрос интересуется не только тем, каковы факторы, влияющие на выбор карьеры, но какой из этих факторов является самым важным. Поэтому, когда вы думаете о создании своего описательного вопроса исследования, убедитесь, что вы включили какие-либо слова, которые предоставляют больший контекст вашему вопросу.

Как только у вас появятся эти данные? стартовая фраза, имя зависимой переменной, название интересующей вас группы и любые потенциальные соединяющие слова? вы можете полностью написать описательный исследовательский вопрос. Примеры описанных выше описательных исследований подробно излагаются ниже.

Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Анкетный опрос должен отвечать ряду требований:


  • он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;

  • важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

  • первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;

  • трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

  • вопросы должны быть ясными, четкими, понятными всем без исключения опрашиваемым;

  • вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти обустановлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке.
Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь просим Вас высказать свое мнение о том-то…».

Для проведения анкетного опроса необходимо разработать специальный инструментарий – анкету.

Выбор типа опроса, который вы собираетесь использовать, является одним из наиболее важных решений во многих контекстах социальных исследований. Вы увидите, что существует очень мало простых правил, которые будут принимать решение для вас - вы должны использовать свое мнение, чтобы сбалансировать преимущества и недостатки различных типов опроса.

Первый набор соображений связан с населением и его доступностью. Можно ли перечислить население? . Для некоторых групп населения у вас есть полный список единиц, которые будут отобраны. Для других такой список сложно или невозможно компилировать. Например, имеются полные списки зарегистрированных избирателей или лица с лицензиями на активные водители. Но никто не ведет полный список бездомных. Если вы проводите исследование, в котором потребуются данные бездомных, вам, скорее всего, придется отправиться и найти ответчиков лично.

Анкета – (от фр. «расследование») – это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде опросного листа, вопросника. Анкета является основным средством коммуникации при проведении опроса и одним из условий получения объективно значимых результатов в различных опросах.

Поэтому разработке анкеты следует придавать особое значение. Само составление анкеты считается делом чрезвычайно ответственным. Оно требует компетентности и опыта социолога, т.к. предлагаемые в анкете вопросы должны быть одинаково поняты различными социально-демографическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности (обоснованности).

В таких условиях вы можете в значительной степени исключить идею опросов по почте или телефонных интервью. Анкеты требуют, чтобы ваши респонденты могли читать. Хотя это может показаться на первый взгляд разумным предположением для многих взрослых групп населения, из недавних исследований мы знаем, что случай неграмотности среди взрослых вызывает тревогу. И даже если ваши респонденты могут прочитать в какой-то степени, ваша анкета может содержать сложную или техническую лексику. Ясно, что есть некоторые группы населения, которых вы ожидаете быть неграмотными.

Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои особые методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

^ Каждое конкретное исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общие правила разработки, общую структуру и особенности.

Маленькие дети не будут хорошими объектами для вопросников. Мы живем в многоязычном мире. Практически в каждом обществе есть члены, которые говорят иначе, чем преобладающий язык. Некоторые страны официально многоязычны. И наша растущая глобальная экономика требует от нас проведения исследований, охватывающих страны и языковые группы. Можете ли вы создать несколько версий вашей анкеты? Для почтовых инструментов вы можете заранее знать язык, на котором говорит ваш респондент, или вы отправляете несколько переводов вашего инструмента?

Можете ли вы быть уверены, что важные коннотации в вашем инструменте не являются культурно специфическими? Могут ли некоторые важные нюансы потеряться в процессе перевода ваших вопросов? Будет ли население сотрудничать? . Люди, занимающиеся исследованиями по вопросам иммиграции, имеют сложную методологическую проблему. Им часто приходится разговаривать с незарегистрированными иммигрантами или людьми, которые могут идентифицировать других. Почему мы ожидаем, что эти респонденты будут сотрудничать?

Созданию анкеты предшествует этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Далее необходимо перевести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам. Для чего необходим этот перевод? Существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Информация, заложенная в гипотезах, обычно носит абстрактный характер и затрудняет ответы опрашиваемых на те или иные вопросы.

Хотя исследователь может не навредить, респонденты подвергаются значительному риску на законных основаниях, если информация, которую они разглашают, должна попасть в руки властей. То же самое можно сказать и о любой целевой группе, которая занимается незаконной или непопулярной деятельностью.

Каковы географические ограничения? . Является ли ваше население интересом рассеянным по слишком широкому географическому диапазону, чтобы вы могли изучать его с помощью личного интервью? Возможно, вы сможете отправить почтовый инструмент в общенациональный образец. Вы можете провести с ними телефонные интервью. Но почти наверняка будет менее целесообразным проводить исследования, которые требуют от интервьюеров непосредственного посещения респондентов, если они будут широко распространены.

Для доказательства различных гипотез требуется получить от респондентов ответы на разное количество вопросов. Кроме того, существуют трудности формулировки вопросов (и альтернатив ответов), удовлетворяющих доказательство гипотез. Следует избегать и абстрактных формулировок вопросов.

При разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Образец - это фактическая группа, с которой вам придется связаться каким-то образом. Существует несколько важных вопросов, которые необходимо учитывать при проведении исследовательских исследований. Какая у вас информация о вашем образце? Вы знаете их текущие адреса? Обновлены ли ваши контактные листы?

Могут ли ваши респонденты быть расположены? Даже если у вас есть точный телефон или адрес, вы не сможете найти или установить контакт с вашим образцом. Кто является респондентом в вашем кабинете? Предположим, вы нарисовали выборку домашних хозяйств в небольшом городе. Домашнее хозяйство не является респондентом. Вы хотите взять интервью у конкретного человека? Вы хотите поговорить только с «главой семьи»? Готовы ли вы поговорить для какого-либо члена семьи? Вы заявляете, что будете говорить с первым взрослым членом семьи, который открывает дверь?

В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные цель социологического исследования становится все менее ясной. Принято считать, что чем лучше проект анкеты, тем меньше ясна тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научное мастерство социолога, желающего получить объективные ответы.

Что делать, если этот человек не хочет брать интервью, а кто-то еще в доме готов? Как вы справляетесь с Аналогичные проблемы возникают при выборе групп, агентств или компаний. Можете ли вы опросить любого члена организации? Или вы хотите только поговорить с директором отдела кадров? Что делать, если человек, которого вы хотели бы интервью не желает или не может участвовать? Используете ли вы другого члена организации?

Могут ли отбираться все члены населения? . Если у вас есть неполный список населения, вы не сможете опробовать каждого члена населения. Списки различных групп чрезвычайно сложно обновлять. Люди двигаются или меняют свои имена. Несмотря на то, что они находятся в вашем списке кадров выборки, вы, возможно, не сможете добраться до них. И, возможно, их даже нет в списке.

Результатом оценки работы социологов должен быть не инструментарий, а отчет.

Недаром говорят, что хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.

В итоге можно сказать, что при разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила 23:

2. Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

Скорее всего, проблемы с ответами могут быть проблемой? . Даже если вы в состоянии решить все другие проблемы с населением и проблемами отбора проб, вам все равно придется решать проблему ответов. Некоторые члены вашего образца просто откажутся от ответа. Другие имеют самые лучшие намерения, но не могут найти время для отправки вашей анкеты к дате. Другие же неправильно используют инструмент или забывают о назначении интервью. Низкие показатели ответов являются одними из самых сложных проблем в исследовательских исследованиях.

Они могут испортить хорошо спланированную исследовательскую работу. Иногда характер того, что вы хотите задать респондентам, определит тип выбранного вами опроса. Какие вопросы можно задать? . Собираетесь ли вы задавать личные вопросы? Вам нужно будет получить много деталей в ответах? Можете ли вы предвидеть наиболее частые или важные типы ответов и разрабатывать разумные закрытые вопросы?

3. При формулировках «подсказок» – избираемых вариантов ответа – нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе «положительных» и «отрицательных» суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

Насколько сложны будут вопросы? . Иногда вы имеете дело со сложным предметом или темой. Вопросы, которые вы хотите задать, будут иметь несколько частей. Возможно, вам придется разветвляться на подзапросы. Будут ли вопросы скрининга? . Может потребоваться скрининг-вопрос, чтобы определить, подходит ли ответчик для ответа на интересующий вас вопрос. Например, вы бы не хотели спрашивать кого-то о своих мнениях о конкретной компьютерной программе, не предварительно «скринируя» их, чтобы узнать, есть ли у них опыт использования программы.

Иногда вам приходится отображать несколько переменных. тем меньше вероятность, что вы можете положиться на бумажные и карандашные инструменты, не запутывая респондента. Можно ли контролировать последовательность вопросов? . Является ли ваш опрос тем, где вы можете заранее построить разумную последовательность вопросов? Или вы проводите начальное исследование, где вам может потребоваться много вопросов, которые вы можете легко ожидать?

4. Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

5. Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

6. Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов и ответов, пояснения респондентам относительно способа заполнения анкеты.

При составлении анкеты наиболее часто встречаются такие ошибки, как обнаружение установки исследователя, неадекватность терминов и ошибка несоразмерности, состоящая в предложении выбрать одну или несколько ценностей, несопоставимых между собой. Правильно составленная анкета – важное условие успешного решения задачи социологического исследования, обеспечения его качества, надежности результатов.

Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение – дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.

Любая анкета включает в себя три основные части: 1 – вводную (обращение), 2 – содержательную (основную) , 3 – заключительную (паспортичка).

Первая часть анкеты – обращение – предшествует постановке вопросов и является своего рода введением. Оно должно быть кратким, понятным и четким.

Это – просьба к респонденту принять участие в проводимом исследовании. Обращение знакомит опрашиваемого с темой и целью опроса, описывает характер использования результатов, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты. Во введении указывается, кто проводит исследование, обязательно подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.

Например:

Уважаемые коллеги!

^ Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать практические рекомендации по улучшению организации труда. Возможные ответы в большинстве случаев приведены в анкете.

^ Заранее благодарим за помощь в работе.

Опыт российских исследований показывает работоспособность краткой и точной инструкции о правилах заполнения анкеты, приводимой в обращении.

Часто здесь же подчеркивается важность участия респондента в исследовании. Например: «Ваши искренние суждения помогут улучшить работу в такой-то области…»

Вторая часть анкеты – основная – содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Составление содержательной части анкеты имеет особое значение, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Здесь вопросы могут быть оформлены в виде серии идущих один за другим с отдельной нумерацией, а могут быть соединены в блоки под общим вопросом-обращением с расшифровкой каждого пункта блока и с нумерацией каждого блочного вопроса как отдельного (для удобства обработки на персональном компьютере).

Третья часть анкеты – паспортичка. В этом разделе представлены демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства, социальное положение и происхождение, стаж работы и др. Все эти сведения выявляются с целью проверки надежности информации.

Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается к множеству людей (респондентов) с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важное не только практическое, но и теоретическое и методическое значение приобретает выяснение инструментальной функции вопроса.

В социологическом опросе респондентов вопрос – это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы респондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на вопросительные высказывания исследователя. Список подобных высказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.

Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой ему для решения исследовательской задачи информацией, исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Нет ничего более вредного и опасного для социологии, чем широко распространившееся в последнее время мнение о том, что составление программы исследования и вопросника (анкеты) – задача, доступная каждому желающему.

^ Остановимся подробнее на структуре анкеты и на типах вопросов, ее составляющих.

Содержательная (основная) часть анкеты тоже имеет определенную внутреннюю структуру и логику, которая включает блоки – группы вопросов: 1) событийная информация – вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респондента.

Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов вопросы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторонами своей жизни удовлетворены различные группы населения, респонденты не испытывают трудностей при ответах на вопросы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уровнем заработной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслуживанием и т.п.

Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благосостояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о мотивах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц, например, при ответах на вопрос, почему избрали при поступлении в вуз ту или иную специальность. Именно при ответе на вопросы третьего блока анкеты чаще всего появляются ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить». Поэтому очень важно, чтобы при формулировке вопросов, касающихся мотивов и оценок, позиция составителя анкеты не была очевидной для респондента, иначе произойдет искажение того ответа, который мог бы высказать опрашиваемый.

^ Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать ряду требований 24 .

Первое требование – вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация. Хотя рассчитывать на получение всей информации об объекте или предмете при помощи вопросов было бы неверным.

В доказательстве гипотезы участвует определенное число вопросов. Вопрос в анкете – один из способов социологического измерения какой-либо стороны или свойства социального явления. На первом этапе движения к формулировке вопросов основное внимание исследователя сосредоточивается на семантической интерпретации (трактовке) ключевых понятий исследования. Они определяют логику изучения проблемы, а значит, - общий объем и направленность вопросов и инструментария. Уточнение основного смысла явления дает возможность конкретизировать вопросы.

Условием точного нахождения количественных характеристик сторон и свойств явлений при помощи опроса считается обязательное проведение качественного логического «расчленения» основного понятия (его детализации) на составляющие элементы – ведущие характеристики предмета в ходе структурных операций. Это называется структурной операционализацией или поиском однозначно понимаемых эмпирических значений теоретических терминов, преследующим цель установления связей концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Основной спектр вопросов выстраивается относительно смысловых характеристик этих эмпирических значений. Такова связь вопросов с программными установками.

Для социологического измерения при помощи вопросника используются фиксируемые респондентами совокупности фактов – индикаторы. Они находят в анкете свое место в виде вариантов ответов и позволяют правильно сформулировать вопросы.

^ Второе требование – необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи.

^ Третье требование : системность инструмента – анкеты. Это свойство отражает рассмотрение объекта исследования как системы (состояния знания, представлений о фактах и т. д.). Чем сложнее проблема, алгоритм решения которой частично заложен в формулировках вопросов, тем насущнее комплексность вопросника.

Среди системообразующих признаков вопросника можно назвать: а) целостность или наличие двух и более типов связей. Например, пространственного типа связи между основным и контрольным вопросами; функционального типа – в блоках вопросов, раскрывающих мнение респондента о чем-то содержательно однородном; б) структура (организация) системы. Этот признак лучше всего раскрывается через очередность, закономерности размещения вопросов в анкете, а также через соответствие групп вопросов наличию признаков измеряемого объекта; в) наличие уровней и иерархии уровней. Этот признак системности фиксируется в иерархии сложности задаваемых вопросов, их соподчиненности и очередности; в строении табличных форм вопросов и др.; г) управляемость. Этот признак системности предполагает подчинение всего устройства и смысла вопросника единой цели и связанных с ней задач. Необходимости составления научно-адекватной, реальной картины событий.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых ответов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определятся стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу – как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизция вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты – главная ошибка, с которой приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции «перевода» общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формулируемых в виде единиц искомой информации, а затем их «перевод» на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.

Распространенность различных видов методических ошибок нередко объясняется вполне понятным и естественным стремлением исследователя к использованию более простых и экономичных методических решений. Однако при определении содержательной пригодности формулировки вопроса приходится учитывать, что экономичность и организационная простота методического решения – далеко не достаточные критерии его оценки. Более того, экономичность исследования и качество эмпирической информации вступают в противоречие, которое в исследовательской практике встречается очень часто.

Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только «переводом» его познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых.

Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет компетентности, информированности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись в первую очередь к результатам предшествующих исследований.

Этапы проектной деятельности

Модель проектной деятельности одинакова для большинства социологических исследований. Совместная работа преподава

теля и студентов строится по четкой схеме и состоит из следующих этапов.

1. Вначале кафедра определяет общее направление проектной деятельности. Направленность проектной деятельности должна полностью соответствовать тематике выступлений, публикаций и занятий, проводимых преподавателями. Чтобы участвовать в проекте, преподаватель сам должен быть компетентным в той области науки, которой касается проект.

2. Далее конкретный преподаватель определяет тему, проблему, рабочую гипотезу, объект, предмет, цели, задачи и методы конкретного исследования. Чаще всего в рамках студенческого социологического проекта объектом исследования являются сами студенты и школьники, а основным методом исследования является анкетный опрос. Но тема, гипотеза, цели и задачи в рамках одного проекта могут меняться год от года в зависимости от накопленного материала, происходящих в обществе событий и интересов учащихся.

3. Затем преподаватель выявляет среди студентов лиц, заинтересованных:

В науке;

Трудоустройстве по специальности;

Той сфере социальных отношений, к которой относится проект.

В первую очередь обращается внимание на студентов старших курсов, так как они:

Уже знакомы с методикой проведения опросов и подсчета полученных данных;

Нацелены на написание дипломов, которые, в соответствии с методическими требованиями, считаются небольшими научными проектами.

4. Эмпирическую базу исследования, как правило, определяют сами студенты. То есть именно студенты ищут, где и кого им опрашивать. Но преподаватель должен контролировать работу студентов:

Чтобы общее число опрошенных ими лиц соответствовало репрезентативной выборке;

Чтобы (если это требуется в проекте) были охвачены респонденты разного пола, возраста и места жительства. Чаще всего студенты опрашивают учащихся московских школ и вузов. Преподаватель должен следить за тем, чтобы студенты предоставили ему все заполненные анкеты и не ограничивались опросом своих однокурсников.

5. Студенты проводят эмпирическое исследование. Проводя его, студенты определяются с темами своих квалификационных работ, совершенствуют навыки работы с эмпирическим материалом и приобретают необходимые компетенции.

6. Анализ полученных данных, верификацию гипотезы и выводы делает либо преподаватель при помощи студентов, либо студент под контролем преподавателя. В любом случае, студент приобретает новые компетенции.

7. Результаты исследования оформляются в виде докладов на конференциях; публикаций в печатных сборниках; дипломных и курсовых работ или статей для конкурсов научных работ. Публикации, хорошие оценки и победа на конкурсах являются хорошим стимулом для продолжения студентами начатой работы.

8. На заключительном этапе подводятся итоги проделанной работы и определяются перспективы продолжения научных разработок в рамках выбранного проекта.

9. В перспективе начатая в студенческие годы проектная работа должна быть продолжена выпускниками в аспирантуре. Участие студентов в проекте должно рассматриваться не как помощь в работе преподавателя, а как начало их самостоятельной научно- исследовательской деятельности.

Составление социологической анкеты

Анкетирование это метод сбора данных, используемый в решках научного исследования и предполагающий самостоятельное заполнение бланков анкет респондентами. То есть, по сути – это письменный опрос, в отличие от устного, который называется интервьюированием. Цель анкетирования – выявление мнения людей по какому-то вопросу, их предложений, настроения, ценностных ориентаций, намерений и информации о совершенных поступках. Для студента, пишущего дипломную работу по социологии, этот метод является одним из главных, так как без него редко обходится эмпирическое исследование.

Виды анкетирования:

индивидуальное (когда опрашивается один человек);

Групповое (когда опрашиваются несколько человек);

Массовое (когда опрашиваются сотни или тысячи респондентов).

Вопросы анкеты бывают двух типов:

Закрытые (с предложенными социологом несколькими вариантами ответа);

Открытые (когда респонденту предлагают самому составить ответ).

Для ответов и для обработки полученных данных удобнее использовать закрытые вопросы. Но если составитель анкеты понимает, что не может предусмотреть все возможные варианты ответов на его вопросы, или требуется выяснить какие-то личные подробности или проанализировать особенности речи и мышления респондентов, целесообразно использовать открытые вопросы.

Основные виды вопросов

Дихотомический – требующий ответа "да" или "нет" ("за" или "против", "согласен" или "не согласен") и позволяющий выявить направленность мнения опрашиваемых.

Поливариантный – предлагающий выбрать один или более вариантов ответа из списка.

Шкальный – предписывающий выбрать одно число (балл) или любой другой ответ, размещенный в шкале, в которой показатели идут от меньшего к большему. Например: "Оцените по 5-балльной шкале степень вашей заинтересованности в решении проблем реформирования системы образования" или "Согласны ли вы с тем, что реформа образования оказывает положительное влияние на организацию процесса обучения российских студентов?" – и варианты ответа: "Совершенно согласен, скорее согласен, скорее не согласен, совершенно не согласен". Очевидно, что такие вопросы позволяют нам выявить интенсивность позиции респондента.

Вопрос-фильтр – нужный для того, чтобы отсеять тех респондентов, которые не имеют прямого отношения к основной теме исследования или к последующим нескольким вопросам. Например, в четвертом вопросе анкеты на тему "Политическая активность жителей Московского мегаполиса" можно спросить: "Ходили ли вы на прошлые президентские выборы?" – и приписать ниже: "Кто не ходил, пусть сразу переходит к ответу на вопрос № 7".

Контактный – идущий в начале или в конце анкеты, вроде простых вопросов о поле, возрасте и месте жительства респондентов.

Вопрос-ловушка – направленный на определение искренности отвечающего. Например, можно спросить: "Читали ли вы книгу Питирима Сорокина "О разделении общественного труда"? И если респондент ответит утвердительно, значит, он либо перепутал работы великих социологов и плохо разбирается в истории социологии, либо сознательно пытается обмануть исследователя.

Общие правила составления анкет

Все вопросы должны быть адаптированы к возможному уровню их восприятия респондентами. Поэтому писать их нужно ясным языком. Не следует употреблять слова, которые респонденты скорее всего не поймут в силу своего малого возраста, недостаточного образования, отсутствия интереса в данной области или национальной принадлежности.

Не нужно без нужды утомлять респондентов длинным перечнем десятков вопросов, особенно, если они открытые.

В анкете должно быть вступление, коротко объясняющее, кем и зачем проводится данное исследование и как следует отвечать на вопросы. Попутно можно обещать анонимность опроса. А в конце следует поблагодарить опрошенных за помощь.

Все вопросы анкеты должны быть посвящены одной теме, одной цели и рассчитаны на конкретную выборочную совокупность респондентов.

Вопросы, которые затрагивают интимные чувства людей (о личной жизни, семейных или профессиональных тайнах, вере в Бога), лучше задавать не в прямой, а в косвенной формулировке или постараться заменить их на близкие по смыслу.

При оформлении бланков анкет надо учитывать некоторые правила.

К респондентам желательно обращаться на "Вы" с большой буквы.

Формулировку вопроса или сам вопрос и варианты ответа на него не рекомендуется разрывать так, чтобы начало и конец предложения находились на разных страницах.

При использовании открытых вопросов необходимо оставлять места для развернутых ответов на них.

Вопросы лучше выделять жирным шрифтом, чтобы они сразу были заметны и не сливались с идущими ниже вариантами ответа.

Все вопросы и варианты ответов на них должны быть записаны в анкете единообразно. Например, если варианты ответа на вопрос № 1 пронумерованы цифрами, то не следует обозначать варианты ответа на вопрос № 2 буквами.

Современные студенты любят метод онлайн-анкетирования, считая, что проще, чем печатать множество бланков, распространить свою анкету в Интернете. В таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы вопросы были не очень длинными и чтобы используемая программа допускала возможность употребления открытых вопросов.



Похожие статьи