Привет студент. Государственный кредит в российской федерации

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение государства от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств. Таким образом, при государственном займе государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами – прочие субъекты данной страны и других стран.

Отсюда следует, что государственный займ - это основная форма проявления государственного кредита.

Государственный займ привлекается с целью:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью, и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, то есть отношения, в которых заемщиками выступают физические и юридические лица, а кредитором - государство в лице его органов. Предметом государственного кредита выступают средства бюджета.

Таким образом, отличие государственного кредита от государственного займа состоит в том, что государственные займы:

- ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга, и проценты по нему;

Государственный займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Государственный займ, являясь составной частью государственного бюджета, не является доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами являются:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить безвозвратно сумму государству.

2. Займ в отличие от налога носит добровольный характер. Государство, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа государство выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог – это доход государства. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам государства.



5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы государства.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации.

Способами обеспечения возвратности государственных кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го­сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь­зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи­ки, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного кредита оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и финансы страны, отражая эффективность функционирования государственных структур.

Положительные стороны развития государственного займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции;

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны;

Используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения государственного займа .

1. Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын­ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства тех ресурсов, которые могли быть использованы в каче­стве производственных инвестиций.

2. Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

3. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам) с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию внешнего (международного) государственного кредита.

Формы государственного кредита (внутреннего):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Как показывает практика, увеличение государственных займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиционную деятельность промышленных предприятий , так как будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

Государственные займы Российской Федерации,

Государственные займы субъекта РФ (региональные)

Муниципальные (местные).

2. В зависимости от источника заимствований, места реализа­ции займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа :

Внутренние;

Внешние.

3. По форме размещения :

Облигационные, оформляемый в форме ценных бумаг;

Безоблигационные путем заключения кредитного договора государства с кредиторами (применяется в отношении крупных кредиторов).

4. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг :

Универсальные, распространяемые как среди физических, так и юридических лиц;

Специальные, реализуемые либо только среди населения, либо только среди организаций.

5. По отношению к вторичному рынку :

Рыночные; свободно продаются и покупаются на вторичном рынке;

Нерыночные - после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке, выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

6. По форме получения дохода :

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Беспроигрышные (выплата выигрыша по облигациям в течение срока их обращения);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненные (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты).

7. По срокам погашения :

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

8. По методам размещения :

Добровольные;

Принудительные (в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях).

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст­венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас­сификации по определенным признакам.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не­рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод­но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст­ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу­маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством, называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус­кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини­стерство финансов. В качестве агента последнего выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо­чить определенные инвестиционные институты или банки высту­пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен­тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за­писей на счетах.

По способу выплаты доходов по государственным ценным бумагам различают установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов. В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин­фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми программами. Программа госу­дарственных внешних заимствований Российской Федерации предс­тавляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с разделением на несвязанные (финансо­вые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до нача­ла финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований субъек­та РФ - это перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период). В ней определяются предельный объем, перечень, объемы и сроки погашения внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внутренних заимствований субъек­та РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой специфическую сферу государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда, ни особого органа управления, и вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства.

Государственный кредит по своей экономической сути – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, в которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма государственно-кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств . При этом при помощи государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.

Будучи кредитором , государство за счет средств бюджета предоставляет на платной и возвратной основе кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или исполнение прочих обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом .

Между банковским и государственным кредитом существуют отличия.

Банковский кредит используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства, повышения его эффективности. Отличительной чертой банковского кредитования является производительное использование заемного капитала (или с целью развития социальной инфраструктуры). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов по нему за счет увеличения стоимости дополнительного капитала.

Государственный же кредит представляет собой поступление бюджетных средств в распоряжение органов государственной власти, по сути является их дополнительными финансовыми ресурсами. Используются эти средства, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных кредитов и процентов являются средства бюджета.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны в сравнении с валютными приёмами (например, эмиссией денег) сбалансирования доходов и расходов правительства.

Назначение государственного кредита состоит в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. Мобилизованные средства могут использоваться как на погашение бюджетного дефицита, так и на финансирование социально-экономических программ.

Государственный кредит выполняет три функции:

· регулирующая – проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

· распределительная – обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

· контрольная – состоит в контроле за привлечением заемных средств и их погашением, за целевым использованием средств, сроками возврата, своевременной уплатой процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные займы,

· превращение части вкладов населения в государственные займы,

· заимствование средств общегосударственного кредитного фонда,

· казначейские ссуды,

· гарантированные займы.

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Казначейские обязательства(векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты).

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

Преобразование части вкладов населения в государственные займы , предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране сейчас это достигается через приобретение Ощадбанком государственных ценных бумаг.

Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процессы.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В нашей стране форма государственного кредита пока используется не очень активно.



Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций из-за их особое положение на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

По гарантированным за ймам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Как и внутренние займы, они выдаются на условиях возвратности, срочности и платности.

Международный государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные внешние займы;

· займы международных финансовых органов;

· межправительственные займы;

· банковские кредиты государства.

Сумма полученных внешних займов и процентов по ним включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Получателями средств могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институции, иностранные государства.

Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1. По правовому оформлению:

· займы, оформленные подписными обязательствами или договорами (безолигационные);

· займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг;

2. В зависимости от места размещения:

· внутренние;

· внешние;

3. По праву эмиссии:

· государственные;

· местные займы;

4. По характеру использования ценных бумаг:

· рыночные – оформленные ценными бумагами свободного обращения;

· нерыночные займы – не допускают выхода ценных бумаг на рынок, т.е. их собственники не могут их перепродавать;

5. В зависимости от установленного обеспечения:

· обеспеченные;

· необеспеченные;

6. По сроку погашения:

· краткосрочные;

· среднесрочные;

· долгосрочные;

7. По характеру выплаты дохода:

· процентные;

· выигрышные;

· дисконтные.

8. По характеру погашения:

· разовая выплата;

· выплата частями;

9. В зависимости от обязательств государства по погашению займа:

· с правом досрочного погашения;

· без права досрочного погашения.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

· доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

· дополнительные налоговые поступления;

· экономия средств от уменьшения расходов;

· эмиссия денег;

· средства, привлеченные в новых займах (рефинансирование долга).

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга и необходимости системы управления ним.

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних так и внешних), процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставленные местным органам власти и физическим лицам.

Текущий долг – это сумма задолженности, которая подлежит погашению в текущем году, а также сумма процентов по всем выпущенным займам, подлежащая уплате в текущем периоде.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по займам.

Структурно государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг – совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Обслуживание государственного долга – это погашение займов, выплата процентов по ним, уточнение и изменение условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств или за счет средств, полученных путем рефинансирования долга.

Расходы по обслуживанию долга составляют: выплата процентов, выигрыши, расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг, проведение тиражей розыгрышей, тиражей погашения и т.д.

Обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Оплату осуществляет Государственное казначейство.

Коэффициент обслуживания внешнего долга определяется делением всех платежей по внешней задолженности на валютные поступления государства. Нормальным уровнем обслуживания является 25%.

Источниками погашения внешнего долга являются:

· бюджет;

· золотовалютные резервы;

· средства, полученные от приватизации государственного имущества;

· новые займы.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Министерство финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.

Предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета на будущий год.

Эффективность использования государственных займов во многом зависит от системы управления долгом.

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством в лице ее уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, их размещения и погашения, и обеспечения платежеспособности государства. Цель политики управления долгом – получение наибольшего эффекта от финансирования за счет заемных средств и нивелирование макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Этапы процесса управления долгом :

1. Привлечение средств – выбор форм и видов заимствований.

2. Размещение средств – использование средств на увеличение производственных мощностей.

3. Возврат долга и уплата процентов.

С целью обеспечения платежеспособности государства применяют различные методы корректировки политики заимствования.

Рефинансирование долга – это погашение основной суммы долга и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Реструктуризация задолженности – это отсрочка выплаты части долга на определенных условиях.

Методы управления государственным долгом :

· конверсия – предусматривает изменение доходности займа;

· консолидация – предусматривает увеличение сроков действия выпущенного займа;

· унификация – предусматривает объединение нескольких займов в один, облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа ;

· отсрочка погашения займа;

· аннулирование долга.

Государственный кредит представляет собой одну из разновидностей привлечения с государственной стороны финансовых ресурсов для осуществления опций. По факту, это элемент государственного финансового механизма. Поскольку гос. сторона практически всегда испытывает нужду в привлечении дополнительных денежных средств, а величина налогов имеет определенные ограничения.

Следовательно денежная система нередко дополняется посредством возвратной ссуды в форме внешнего и внутреннего государственного займа.
Далее рассмотрим подробно ключевые особенности этого понятия, а также принцип его функционирования и взаимоотношения сторон.

Понятие государственного кредита

Выступая в качестве мощного агента экономики, владея большим количеством денег, государство выступает в качестве дебитора и кредитора одновременно. Вдобавок к этому оно является гарантом займов субъектами экономики, в которых заинтересована правительственная сторона. По сути, рассматриваемый термин представляет собой одно из эффективных средств регулирования экономического развития со стороны государства. Он отличается особым значением для регулирования финансового обращения, определения уровня ставок процента и курса валютных колебаний.

Возникновение изучаемого явления – явное следствие дефицита в рамках бюджета. Если собственных доходов недостает, правительство обычно располагает двумя источниками их пополнения и обновления: вспомогательным процессом выпуска финансов и привлечением на рынок займов. Нужда в получении займа объективна, и она сопряжена с вероятной несбалансированностью издержек и поступлений, что покрывается займом. В целях погашения дефицитных явлений в бюджете государства обычно и применяется рассматриваемый механизм взаимодействия.

Присутствие небольшого дефицита является своеобразным стимулом для роста в сфере рыночной экономики. Закономерно задаться вопросом, есть ли в принципе необходимость финансирования дефицита? Ведь при малых расходах это лишь стимул улучшения экономической деятельности и роста нац. хозяйства. Но это может быть полезным только в небольших дозах, в остальных ситуациях имеется острая необходимость его регулирования. Государственный кредит обычно возникает в форме ссуд, обретенных у частных и юридических лиц.

Функции государственного кредита

Рассматриваемое понятие представляет собой совокупность экономических взаимоотношений, формирование которых происходит между властью и управленческими структурами, а с другой стороны – компании и рядовые граждане. Здесь роль государства сводится к заемщику, а также оно выступает в роли гаранта и кредитора. Если должник вовремя осуществил расчеты по своим обязательствам, то он не несет конкретных затрат. На современном рынке надежные заемщики не нуждаются в услугах гаранта, поскольку они имеют возможность самостоятельного привлечения средств на кредитном рынке.

В качестве категории экономической сферы заем такого плана пребывает на пересечении двух форм финансовых взаимоотношений – непосредственно денежных средств и ссуды, совмещая их тонкости и нюансы. В плане одного из звеньев финансовой системы происходит обслуживание формирования и применение государственных фондов. Как одна из форм займов государственный кредит обладает большим количеством особенностей, которые отличают его от стандартных категорий, например, от налогов, взносов, сборов.

Такой долг имеет несколько существенных и колоссальных отличий от прочих типов кредитования. Если в ходе его предоставления в качестве обеспечения выступают определенные ценности – товарные позиции в складском хозяйстве, незавершенные производственные направления, то в процессе заимствования средств со стороны государства применяется все имущество, имеющееся во владении, а также доход. На базе центральной правительственной ветви такие займы не имеют какой-либо выраженной цели.

Выступая в качестве особой финансовой категории, данный элемент имеет три ключевые опции: распределение, регулирование, контроль. В первом случае происходит создание централизованных фондом денег и их применение на принципе платности, срочности. Во второй ситуации с государственной стороны происходит тщательное регулирование финансового обращения посредством размещения займов в кругах различных инвесторов. В третьей ситуации в процессе исполнения контрольной функции подразумевается, что государство обеспечивает всесторонний контроль взаимоотношений.

Особенности гос. займа

Государственный кредит выступает в качестве одной из разновидностей перемещения ссуды и средств, которые имеют временную свободу и принадлежат простому населению, предприятиям, прочим рыночным субъектам. В процессе формирования данного рода взаимных отношений принимает участие кредитор и заемщик, которые являются юридически состоятельными. Если рассматривать государственные структурные элементы, которые могут запросто принять участие в этом процессе, то среди них можно выделить:

  • Кабинет Министров;
  • Местное самоуправление;
  • Нац. банк;
  • Мин. Финансов.

С другой позиции в кредитные отношения вступают кредиторы, в роли которых могут выступать:

  • банки;
  • страховые организации;
  • акционерные общества;
  • физические лица.

Задача и роль последней группы сводится к тому, чтобы предоставить государству кредита на основании определенных обязательств. Взаимоотношения сводятся к тому, что представители последней категории скупают ценные бумаги и имущество, которое имеется у представителей первой группы.

Классификация

Чтобы разобраться с этим аспектом более детально, необходимо принять во внимание несколько базовых разновидностей государственного кредита. Государственный кредит может быть подразделен на несколько основополагающих разновидностей.

Во-первых , он может носить внутренний и внешний характер. Если говорить о внутреннем типе кредитования, то он обладает следующими направленностями и возможностями:

  • заимствование в форме займа;
  • мобилизация финансов;
  • ссуды казначейского образца;
  • заимствования;
  • заемный фонд.

Исходя из права эмиссии, можно выделить государственные и местные ссуды. В первом случае речь идет о том, что бумаги подлежат выпуску со стороны центральных властных органов, а поступления идут в центральный бюджет. Во второй ситуации процесс выпуска осуществляется силами местных органов, а далее идет распределение в соответствующие бюджеты местного образца.

Можно также на практике рассматривать заемные средства рыночного и нерыночного характера. Облигации, связанные с этими займами, подлежат свободному процессу покупки и реализации.

Происходит классификация государственных займов на те, которые включают в себя залог, и на те, где он отсутствует. В первой ситуации наблюдается отражение ключевого принципа кредитования – материального обеспечения. Во второй ситуации оно отсутствует, поэтому степень надежности может быть определена уровнем авторитетности государственной стороны.

В соответствии с признаками держателей можно выделить также несколько групп. Одни из них могут продаваться исключительно среди населения, другие – только между фирмами, третьи – являются универсальными.

Исходя из срока , предоставленного на погашение долга, можно рассматривать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные возможности. В первой ситуации речь идет о периоде до года, во второй – 1-5 лет, в третьей – от 5 лет.

В зависимости от вариации выплатных действий по доходу, государственный кредит можно классифицировать как процентный, выигрышный, дисконтный, беспроцентный. В первом случае доходность представлена процентом по ссуде. При выигрышных вариантах займов выплата поступлений происходит на базе осуществления тиражей. Процентно-выигрышный заем подразумевает выплату доходов в нескольких типах. Что касается дисконтной ссуды, она предполагает приобретение гос. бумаг по скидке. А беспроцентный кредит предполагает финансирование определенных проектов в рамках ЧС.

Можно выделить единовременные и частичные выплаты. В первом случае долг образуется по окончании срока действия займа. Во второй ситуации может использоваться три ключевых варианты мероприятий:

  • погашение займа посредством равных долей на протяжении нескольких годовых периодов;
  • погашение осуществляется постоянно увеличивающимися суммами;
  • размер взноса подлежит постоянному снижению.

Исходя из направления размещения , заимствование может быть классифицировано как добровольное, принудительное, размещенное на основании подписки. В случае добровольного предоставления каждый покупатель вправе сам сделать выбор касательно того, стоит ли покупать или не покупать бумаги. Если речь идет о принудительном размещении, происходит давление на потенциального покупателя со стороны государства. Если речь идет о третьей ситуации, то традиционно размещение займов происходит по утвержденному списку.

Исходя из обязательств со стороны государства, связанных с компенсацией долгового обязательства, можно различать займы с правом досрочного погашения и без него. В первом случае государственная сторона имеет право на учет ситуации в рамках сложившихся рыночных отношений.

На базе правового оформления можно выделить займы облигационного и обратного типа. В первом случае речь идет о попутном выпуске ценных бумаг. Во второй ситуации оформление происходит посредством создания договорных соглашений. Еще одна характерная форма для внутреннего кредитования – мобилизация доли вкладов и заимствований через банковские государственные системы. Происходит направление денег в часть бюджетных поступлений. Но традиционно такие банки, невзирая на формы собственности, работают на коммерческой базе в целях получения прибыли.

По типу участников можно выделить международный кредит и ссуду в пределах одного государства. То есть здесь действует принцип платности, срочности, возвратности, ограниченности.

Любые финансовые заимствования и обязательства производятся либо в валютных единицах страны кредитора, либо в эквиваленте валюты заемщика, либо в деньгах третьего государства. Данный подход нацелен на то, чтобы сформировать благоприятные предпосылки в целях привлечения средств. Благодаря большому количеству форм, можно без проблем учесть различные интересы физических и юридических лиц.

Условия получения

Рассматриваемый термин представляет собой систему взаимоотношений, возникающих между государственной стороной, представленной органами власти и управления, и юридическими, физическими лицами. Здесь именно первый субъект берет на себя долговое обязательство, и ему достается роль гаранта и кредитора. Государственная часть в форме уполномоченного соответствующего органа занимается заключением кредитного договора, в рамках которого возникает соответствующее требование или обязательство. На этом основании за ним закрепляется требование по соблюдению определенных условностей. Принимаются во внимание следующие факторы и показатели.

  1. Срок предоставления. Он определяется на базе того, какие нужды имеет заемщик, и на что он может рассчитывать в этом плане. Также все имеет зависимость от благосклонности кредитора. Составляет этот период от одного годового периода и до 5-10 и более лет.
  2. Обязательства сторон. В рамках соглашения прописывается, что кредитор обязуется вручить заемщику такую-то сумму, а он, в свою очередь, имеет обязательство погасить долг на определенных условиях. При этом оговариваются вспомогательные обязательства, которые обязательно учитываются сторонами.
  3. Условия, по которым обеспечивается возврат долга. Нужно определиться с размером регулярного платежа и с общей схематикой мероприятий по погашению. Отмечается и набор ключевых требований к обеим сторонам, которые обязательно должны быть соблюдены.
  4. Размер процентной ставки. Он зависит от индивидуальных обстоятельств и чаще всего определяется состоянием текущей экономической ситуации на том или ином рынке.

Таким образом, государственный кредит – это большое и важное обязательство, формирующееся между сторонами в процессе передачи в пользование определенной денежной суммы. Это далеко не весь перечень условий, на базе которых государство может получить ссуду. Но здесь оговорены основные моменты, требующие пристального внимания.

Формы и направления функционирования

Чтобы изучить понятие еще более детально, стоит принять во внимание несколько принципов его функционирования.

  • Государственный заем. Эти финансовые ресурсы могут иметь принадлежность, как населению, так и многочисленным организациям. Они требуются для обеспечения социальных потребностей общества и для решения других задач особой стратегической важности.
  • Частично подобные вклады начинают носить государственный характер, поэтому банковские структуры готовы предоставить правительственной стороне ссудные средства за счет ресурсов заемного типа. При этом истинный владелец денег не имеет понятия о ключевых направленностях их использования.
  • Еще один принцип состоит в заимствовании средств общегосударственной массы. В данной ситуации происходит выдача в целях покрытия им расходов. При этом данные сделки не опосредованы приобретением ценных бумаг.

Процесс управления государственным долговым обязательством подразумевает совокупность мер, которые связаны с оплатными и возвратными операциями разного типа. Существует большое количество форм и направлений изучаемого понятия, обязательных к принятию во внимание. Все они заслуживают оптимального и лояльного отношения и детального рассмотрения.

Управление долговым обязательством

Под данным понятием подразумевается перечень действий, которые непосредственно связаны с подготовкой к выпуску и размещению обязательств по долгу. Есть несколько ключевых направлений, которые стоит принять во внимания в процессе управления государственным долгом.

  • Выплата доходов в соответствии с займами и их погашение посредством бюджетных направлений.
  • Мероприятия, связанные с рефинансированием и реструктуризацией государственного долга. Здесь же может вестись речь о возможности погашения старой задолженности посредством создания новых займов.
  • Осуществление тиражей выигрышей и погашения в рамках выигрышных и процентных займов.
  • Конверсия. В данной ситуации стоит говорить об изменении доходности по займам для дальнейшего снижения издержек, связанных с управлением государственным долгом посредством сокращения или повышения величины процентов.
  • Консолидация. В данной ситуации речь идет о повышении срока функционирования займов, которые уже были выпущены.
  • Унификация. Это процесс, в рамках которого происходит объединение нескольких ссуд в одну величину в процессе, когда происходит обмен облигаций по старым займам на новые ссуды. Данный подход приводит к сокращению количества типов ценных бумаг, которые обращаются на рынке.
  • Предоставление отсрочки по погашению кредита. В данной ситуации подразумевается, что выплата процентов и обеспечение займов, которые были созданы ранее, может подразумевать изменение сроков погашения.
  • Аннулирование долгового обязательства. В данной ситуации речь идет о полном отказе государства от обязательства, связанного с выпущенными займами, если вдруг оно столкнется с финансовыми трудностями в лице банкротства, в итоге прихода новых властей, которые дадут отказ в признании прежних долгов.

Таким образом, государственный кредит представляет собой набор отношений между разными сторонами, которые должны быть отрегулированы.

Типы внешних долговых обязательств

Если рассматривать картину в Российской Федерации, то можно отметить, что долговые обязательства имеют несколько основополагающих направлений.

  1. Задолженность, сформированная в рамках отношения к иностранным правительствам. Также сюда можно отнести обязательства, которые являются объектами гарантии со стороны властей иностранных государств.
  2. Внешний долг в адрес иностранных коммерческих структур. В данном случае подразумевается, что долговые обязательства выступают в качестве объекта купли-продажи на мировом рыночном пространстве.
  3. Сформированная задолженность по отношению к внешнеторговым объединениям, связанным с функционированием централизованных импортных поставок. Оформление такой долговой части происходит в форме векселей, которые гарантированы со стороны правительства.

В роли основных кредиторов в нашей стране выступают финансовые учреждения, которые в процессе предоставления заемных ресурсов излагают требование о проведении специализированной стабилизационной программы, нацеленной на сокращение уровня инфляции и дефицита в бюджете.

Структура внутреннего кредита страны

Как уже отмечалось, внутренний государственный кредит включает в себя займы со стороны государства у физических и юридических лиц. Внутренний заем может быть представлен в рамках нескольких основополагающих форм:

  1. эмиссия особо ценных бумаг;
  2. сотруднические связи с центральным банком;
  3. взятие ссуд у коммерческих структур.

Особого внимания заслуживают классификационные направления государственных внутренних кредитов. Они могут быть подразделены на следующие категории.

  • На основании права эмиссии или субъектов взаимоотношений. Такие финансы могут быть размещены центральной или местной властью
  • На базе признака держателя, они могут быть, как уже говорилось, универсальными или персонализированными (только для граждан или только для компаний).
  • Исходя из формы дохода – выигрышные, процентные, купонные, нулевые сделки.
  • По присутствию обеспечения государственного обязательства – с закладом или без него.
  • По способы определения доходного уровня – облигации с твердым доходом и переменным поступлением.
  • По обязанностям заемщика – с правом погашения на долгий срок или без него.
  • Исходя из обращения на рынке – бумаги рыночного и нерыночного типа.

Понятие государственного кредита предполагает, что такой набор обязательств является «скелетом» государственного долга страны и объединен в особый сектор рынка фондов и ценных бумаг. Ключевая особенность последних элементов состоит в их способности к сочетанию основных свойств различных инструментов. Традиционно долговые бумаги государственного образца состоят из облигаций, но исходя из набора критериев, есть их подразделение на определенные группы:

  1. эмитент – лицо, выпустившее документы, это может быть муниципалитет, правительственная сторона, государственное предприятие, финансовая корпорация;
  2. срочность – займы могут быть любого срока, как и бумаги с их действием;
  3. держатель – бумаги в этой ситуации могут носить предъявительский и именной характер;
  4. способ эмиссии: документарные ценности в наличной форме или бездокументарные варианты в безналичном виде;
  5. цель мероприятий выпуска: покрытие дефицитных явлений, финансирование проектов по инвестициям, обеспечение реализации соц. программ;
  6. формы, в которых образуется доход – выигрышные, дисконтные, процентные направления;
  7. вариант размещения: аукционные мероприятия, продажа в рамках открытых торгов, индивидуальные сделки.

Ценные бумаги, которые производятся государственной стороной в целях покрытия дефицитных факторов и для последующего финансирования расходов, именуются государственными элементами. Облигация представляет собой эмиссионное направление, которое способствует закреплению права держателя на обретение облигации в определенный срок по определенной цене и проценту.
Таким образом, формирование внутренних кредитных отношений в стране сказывается на общей экономической картине и способствует улучшению качества жизни населения, повышению уровня социальной и других сфер. Грамотный подход к этому процессу позволит обеспечить достойную обеспеченность средствами на всех звеньях экономического развития.

Вывод

Кредит государству – это отдельное направление сделок между правительственной стороной и кредитором. Чтобы были соблюдены все принципы этих отношений, необходимо, чтобы каждая сторона обеспечила внимательный подход к соблюдению требований, выдвигаемых к ней. Государство – это не только заемщик, но и гарант надежности проводимых сделок. В качестве кредиторов могут выступать любые стороны – предприятия, частные лица, коммерческие банковские структуры. Чем более внимательно будет подготовлен набор этих сделок и операций, тем на лучший результат кредита можно рассчитывать.

Возможно Вас заинтересует: « »

Таким образом следует вывод, что кредит, предоставляемый в адрес государственной стороны, являет собой совокупность финансовых ресурсов, нацеленных на финансирование нужд правительственной части. Есть несколько ключевых принципов, которые обязательно следует соблюдать в процессе формирования этих взаимоотношений. Они позволят добиваться оптимального результата и получать выгоду каждому участнику процесса.

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента



Похожие статьи