Фз о банках и банковской деятельности консорциум. Закон «О банках и банковской деятельности

Статья 11.1. Органы управления кредитной организации

Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций. Глава II

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Статья 13.1. Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем

Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков

Статья 19. Меры банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России

Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации

Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации

Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования

Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Глава III

Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации

КО обязана классифицировать активы, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков...

КО обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с... Законом «О Центральном банке РФ». Численные значения обязательных нормативов устанавливает Банк России в соответствии с указанным... Законом.

Статья 25. Норматив обязательных резервов банка

Статья 26. Банковская тайна

Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации

Межбанковские отношения и обслуживание клиентов. Глава IV

Статья 28. Межбанковские операции

КО на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов...

При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств КО может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО

Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям КО устанавливает по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено в федеральных законах.

КО не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе или договоре с клиентом.

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации

Статья 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

Отношения между Банком России, КО и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено в федеральном законе.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам... платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Участники КО не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита или об оказании им иных банковских услуг, если иное не предусмотрено в федеральном законе.

КО обязана в порядке, предусмотренном в... Законе «О кредитных историях» 1 , представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Статья 31. Осуществление расчетов кредитной организации

Статья 32. Антимонопольные правила

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

КО обязана предпринять все предусмотренные в законодательстве РФ меры для взыскания задолженности.

КО вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном в федеральных законах порядке.

Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства. Глава V

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Сберегательное дело. Глава VI

Статья 37. Вкладчики банка

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью. Глава VII

Статья 40. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитной организации

Статья 41. Надзор за деятельность кредитной организации

Статья 42. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов

Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст. 4. Банк России...

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций (КО), организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

Ст. 18. Совет директоров выполняет следующие функции:

Принимает решения:

  • об установлении обязательных нормативов для КО и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • о порядке формирования кредитными организациями резервов;

Устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением Банка России;

Ст. 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • рефинансирование кредитных организаций;

Ст. 62. В целях обеспечения устойчивости КО Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  • максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам...

Обязательные нормативы, указанные в части 1 настоящей статьи, Банк России может устанавливать для банковских групп.

Легко заметить, что приведенные нормы основных российских банковских законов носят весьма общий, «рамочный» характер, что открывает большие возможности для нормотворческой деятельности Центрального банка РФ в части кредитных операций банков и далеко не всегда ведет к лучшим результатам.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ КРЕДИТОВ

Различные аспекты проведения коммерческими банками активных кредитных операций регламентируются целым рядом нормативных актов Банка России, главные из которых:

Положение № 39 от 26.07.1998 г. «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»;

Положение № 54 от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»;

Инструкция № 110 от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков»:

Положение № 254 от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

Положение № 313 от 14.11.2007 г. «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».

Основное содержание указанных нормативных правовых актов и иных документов Центрального банка РФ, относящихся к организации кредитной деятельности коммерческих банков, будет представлено в соответствующих частях книги. Пока отметим, что в перечисленных и иных документах кредитная деятельность коммерческих кредитных организаций регламентируется подчас даже неоправданно жестко.

Привело к необходимости создания правового поля этой сферы деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился весьма крупный массив законодательства в виде многообразных законов, инструкций, биллей, регулирующих самые разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности до реорганизации и банкротства. Дальнейшая интеграция экономики стран ЕС привела к тому, что в Европейском союзе был создан Европейский центральный банк, происходит координация банковского законодательства стран — членов ЕС. В будущем национальные банковские законодательства будут сближены с помощью различных документов Европейского союза, а основные положения найдут отражение в соответствующих национальных законах, что уже подтверждается принятием в некоторых странах ЕС (Германии, Англии) в 1998 г. новых банковских законов.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и с основными принципами построения его в зарубежных странах.

Банковское законодательство — это комплексная отрасль законодательства, постепенно перерастающая в отрасль права, иначе говоря, это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих товарно-денежные отношения, складывающиеся при осуществлении банками и кредитно-финансовыми учреждениями своей деятельности.

В то же время банковское законодательство представляет собой совокупность и административно-правовых норм (финансово-правовых), регулирующих управление государственными финансами со стороны субъектов банковской системы.

Принципы банковского законодательства

Банковское законодательство основывается на определенных принципах. Их можно разделить на две группы.

1. Общие принципы — определяют конституционный статус субъектов банковской деятельности и устанавливают основы экономической системы Российской Федерации. К ним относят те, которые либо прямо выражены в конкретных конституционных нормах, либо получили воплощение в положениях многих норм Конституции РФ. Среди них можно выделить: принцип неприкосновенности собственности (ст. 35 Конституции РФ); принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ); принцип свободы договора (п. 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 421, 422 ГК РФ); принцип необходимости конкуренции и запрещения монополии (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ; закона о конкуренции пока нет); принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), который предполагает свободное перемещение по территории Российской Федерации услуг и финансовых средств при наличии единой денежно-кредитной системы; принцип паритета интересов всех субъектов банковского права , т.е. сочетание частных интересов банков и их клиентов и экономико-публичных интересов, поскольку банковское законодательство является отраслью, в которой публично-правовые элементы все глубже проникают в грань частного права, образуя комплексные правоотношения, где сказывается паритет частных и публичных начал (ст. 35 Конституции РФ).

2. Специфические принципы — регламентируют порядок построения, функционирования и развития банковской системы. Они включают как принципы организационно-правового построения и развития банковской системы, так и принципы, определяющие порядок осуществления банковской деятельности. К организационно-правовым можно отнести прежде всего принцип двухуровнего построения банковской системы (ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), в соответствии с которым первый уровень представлен Центральным банком РФ, второй — коммерческими банками и кредитными учреждениями. Вторым принципом выступает принцип экономического районирования при построении Банка России (ст. 85 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), проявляющийся в создании территориальных управлений Банка России. Третий принцип — это принцип дифференциации полномочии , предполагающий разграничение для Центрального банка нормотворческой и хозяйственной деятельности, что ограничивает возможность участия Банка России в коммерческих банках, за исключением Сбербанка РФ.

К принципам, определяющим порядок осуществления банковской деятельности, относят: принцип независимости Центрального банка ; принцип ответственности Центрального банка за осуществление законодательно закрепленных за ним функций; принцип монопольной эмиссии и организации денежного обращения; принцип сочетания государственного управления банковской системой и самоуправлением ; принцип недопустимости вмешательства органов власти и местного самоуправления в оперативную деятельность кредитных организаций; принцип регулирования банковской деятельности кредитных организаций; принцип исключительной правоспособности кредитных организаций, принцип срочности, платности и возвратности денежных средств в процессе осуществления банковской деятельности; принцип банковской тайны.

Банковское законодательство в целом представляет собой значительный массив нормативных актов различного иерархического уровня. Оно характеризуется рядом специфических особенностей.

1. Межотраслевой характер банковского законодательства, что означает отражение основ банковской деятельности в различных отраслях права: в конституционном, административном, гражданском, а также уголовном, гражданско-процессуать- ном, уголовно-процессуальном. Так, конституционные нормы регулируют вопросы разграничения предметов ведения при осуществлении денежно-кредитной политики государства, относя ее к ведению Российской Федерации в целом, определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, а также порядок их образования и принципов осуществления поставленных перед ними задач. Статья 71 (п. «ж») Конституции РФ гласит, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами: принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств (ст. 74), а также основополагающие права и обязанности центрального органа банковской системы РФ — Банка России, в частности, Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно п. 1 ст. 75 исключительной денежной единицей в России является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется только Центральным банком РФ, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 75 основными функциями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п. «г» ст. 83 и п. «в» ст. 103 Конституции Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности, а Государственная Дума осуществляет назначение на должность и освобождение его от должности.

Нормы уголовного права обеспечивают защиту от наиболее серьезных и общественно опасных посягательств на права и интересы государства, иных субъектов, осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, а также физических и юридических лиц, пользующихся услугами банков и иных кредитных учреждений. Например, ст. 185-186 УК РФ предполагают уголовное преследование, которое возбуждается в отношении лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные деньги (п. 1 ст. 186 предполагает наказание от 3 до 8 лет с конфискацией имущества, а п. 2 ст. 186 — от 7 до 12 лет) и ценные бумаги (ст. 185 — штраф), а также в отношении должностных лиц органов власти субъектов РФ, выпускающих любые денежные знаки, отличные от официальной денежной единицы. Статьи 158, 187 УК РФ предусматривают ответственность за подделку пластиковых карт и платежных документов, а также за хищение денег и ценных бумаг, а п. 1 ст. 152 УК РФ — уголовную ответственность за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, что позволяет привлекать к ответственности банковских служащих за вымогательство. Глава 22 УК РФ учреждает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а также за сокрытие средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению средств на счета в уполномоченные банки и невозвращение средств в иностранной валюте за границу (ст. 199). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за разглашение банковской тайны (ст. 183), а также за незаконную банковскую деятельность и осуществление банковской деятельности без регистрации (ст. 172).

Нормы административного нрава содержатся в основных банковских законодательных и подзаконных актах и призваны обеспечить управление банковской системой в целом. Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, взаимоотношение с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок его отчетности, принципы организации наличного денежного обращения и безналичных расчетов, осуществление и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, порядок вступления в силу нормативных актов, статус, права и обязанности служащих Банка России. В свою очередь, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установил понятия кредитной организации, банка и небанковских кредитных организаций, банковской системы РФ: определил перечень банковских операций, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, порядок создания кредитной организации, ее регистрации илицензирования, основания для отзыва лицензий, порядок открытия филиалов и представительств, принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, банковскую тайну, антимонопольные правила, принципы организации сберегательного дела, организацию отчетности кредитной организации. Именно эти вопросы отражают основные задачи административного права.

Нормы гражданского законодательства являются правовой базой осуществления банковской деятельности и содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. Они определяют правовые положения субъектов, участвующих в гражданском обороте и осуществляющих свою деятельность в кредитно-банковской сфере, проведение государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ) и прекращение деятельности (ст. 54 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ даны общие правила о статусе юридических лиц (гл. 4) и праве собственности юридических лиц, правила совершения сделок (гл. 9), общие правила о договорах и обязательствах (подраздел 2). Подробно рассматриваются договоры, применяемые в банковской деятельности, такие как договор банковского вклада (гл. 44), договор банковского счета (гл. 45). Подробно рассматриваются вопросы займа и кредита (гл. 42). Обеспечению исполнения обязательств посвящена гл. 23, где, в частности, указывается, что основными формами обеспечения могут служить неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Главы 25 и 26 регламентируют ответственность за нарушение обязательств и прекращение обязательств. Глава 46 посвящена вопросам расчетов — наличных и безналичных, формам расчетов (платежных поручений, аккредитивов, инкассо, чеков). В главе 54 дается характеристика доверительного управления имуществом, рассматриваются вопросы финансового лизинга.

2. Множественность нормативных актов, регулирующих самые разнообразные аспекты и вопросы банковской деятельности. Это связано прежде всего с неполнотой охвата законодательными актами складывающихся в области кредитно-банковской деятельности общественных отношений, несмотря на имеющиеся основные законы, такие как федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О финансовом лизинге», «Об ипотечных ценных бумагах». Эта неполнота порождает заполнение существующих пробелов подзаконными актами, в чем отражается нормотворческая функция Центрального банка РФ. Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля; проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы; развитие надзора за банковской деятельностью; развитие правовой основы регулирования системы расчетов, а также совершенствования операций с финансовыми инструментами и цепными бумагами. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на него возложено денежно-кредитное регулирование, которое он осуществляет путем определения норм обязательного резервирования, учетных ставок, экономических нормативов проведения операций с ценными бумагами, устанавливает для банков ряд экономических норм, что приводит к изданию соответствующих инструкций (инструкции ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», № 110-И «Об обязательных нормативах банков»). Примером является политика ЦБ РФ в отношении минимального уставного капитала, когда он увеличивает уставный капитал в течение очень короткого периода времени.

3. Некоторые акты банковского законодательства одновременно принадлежат и к другим отраслям законодательства. Так, в США при рассмотрении проблем правового регулирования отдельных банковских операций самостоятельному анализу подвергаются Закон о защите потребительского кредита и Закон о потребительском лизинге, в ФРГ — Закон об ипотечном кредите, который используется в области жилищного строительства, в России — законы «О финансовом лизинге», «О простом и переводном векселе».

Источниками банковского права в Российской Федерации служат Конституция, указы Президента, федеральные законы, Гражданский кодекс, законодательные и подзаконные акты. Кредитные учреждения при организации и в своей деятельности должны соблюдать законы, не только специально к ним относящиеся, но и регулирующие имущественный оборот вообще — залоговое право.

Таким образом, «банковское законодательство» — это весьма многогранный термин, охватывающий как общие принципы организации и деятельности банков, так и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг.

Пределы компетенции банков устанавливаются федеральным законодательством. При этом предметом правового регулирования является деятельность либо самих банков, либо их клиентов. Серьезное внимание законодателя к функционированию кредитных организаций объясняется той ролью, которую играют финансы и банки в жизни общества.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство занимает одно из ведущих мест в государственном регулировании деятельности банков и банковской системы. Будучи подготовленным исполнительными и законодательными органами в различных странах, оно представляет собой один из важнейших инструментов всего механизма государственного регулирования банковской системы.

Банковское законодательство определяет основные направления и пути, в которых формируются, развиваются и действуют банки.

Как правило, данное законодательство предусматривает типы и виды банков, которые действуют в той или иной стране, определяет лицензирование операций и услуг банков, условия и нормы работы на рынке капиталов и ценных бумаг, формы взаимоотношений с центральными банками и министерством финансов, а также с другими государственными учреждениями надзора, устанавливает нормативы и правила ликвидности, рентабельности, формы организации и собственности банков.

Эволюция банковского законодательства

Как инструмент регулирования, банковское законодательство постоянно развивается, совершенствуется, т.е. находится в постоянной динамике. Об этом свидетельствуют прежде всего банковские законы, которые принимались и реализовались еще XVIII- XIX вв., на заре формирования и развития банковских систем и отдельных типов банков.

При этом по мере эволюции банковские законы становились все более жесткими для того, чтобы препятствовать банкротствам банков, мошенничеству и спекуляции. Эволюция этого законодательства в различных странах была направлена прежде всего на повышение эффективности банковской системы.

Одно из направлений эволюционного развития — постоянное внесение дополнений и поправок к банковскому законодательству. Эта тенденция характерна для европейского, американского, азиатского (Япония) законодательства и связана с меняющимися конъюнктурными условиями в целом как в экономике страны, так и на отдельных рынках — рынках капиталов, ценных бумаг, в самой кредитной системе.

В качестве примера можно проследить развитие американского банковского законодательства. До кризиса 1929-1933 гг. в США существовало относительно либеральное банковское законодательство, которое позволило коммерческим банкам широко применять различные спекулятивные операции, в том числе с акциями. В результате «Великой депрессии» большое количество банков обанкротилось, что усугубило кризис перепроизводства США. Банковская система оказалась слабым звеном в рамках кризисных процессов в США, поэтому после кризиса возникла необходимость ее регулирования и обеспечения устойчивости. В 1933 г. был принят Закон Глассала-Стигола, который разделил банки на коммерческие и инвестиционные. Первые должны были ограничить свою деятельность ссудно-кредитными операциями и вложениями в государственные ценные бумаги, вторые обязаны были заниматься только корпоративными ценными бумагами, в основном по линии посреднического размещения. Как показала последующая практика, этот закон оказал эффективное воздействие на всю банковскую систему США. На протяжении 1940-1990-х гг. каких-либо существенных потрясений в банковской сфере США не было.

На банковское законодательство западных стран большое влияние оказало усиление государственного регулирования экономики после кризиса 1930-х годов. Ужесточение банковского законодательства в рамках государственного регулирования произошло вследствии организации смешанных банков или национализации некоторых банков. Этот процесс наиболее характерен для ряда стран континентальной Европы, особенно в первые послевоенные годы, когда достаточно значительное место стала занимать государственная собственность. Речь идет о Франции, Италии, Испании, ФРГ, Скандинавских странах. Это в определенной степени касается также ряда крупных развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые стремятся иметь стабильные банковские системы, необходимые для мобилизации ссудного капитала в их национальные экономики.

Это доказывает, что банковское законодательство находится в постоянной эволюции в отношении своеобразной изменяющейся экономической сферы. При этом специфика банковского законодательства заключается в том, что в ряде случаев его элементы либо устаревают, либо отстают от процессов, происходящих в самой банковской сфере. Поэтому во многих странах в законодательство вносятся поправки исходя уже из прошедших событий и изменений на рынке. Так, многие коммерческие банки в 1970-х годах существенно дифференцировали свои операции за счет финансовых услуг: трастовых, факторинговых, лизинговых, страховых. Однако долгое время эти услуги не всегда четко отражали данные изменения в финансовой сфере либо вообще не отражали, либо не регламентировали в тех или иных странах.

Так, Закон о дерегулировании кредитной системы США 1982 г. выравнял процессы накопления капитана между коммерческими и сберегательными банками, поскольку последние имели преимущество перед первыми по уровню процента по вкладам. Это позволило в начале 80-х годов XX в. установить реальную конкуренцию между двумя типами американских банков за привлечение сбережений населения по вкладам и создать равномерный перелив денежных средств.

Большое место в банковском законодательстве занимают нормативы и правила, которые разрабатывают центральные банки на основе законов о деятельности Центрального банка. Благодаря этой взаимной системе законодательных положений центральные банки осуществляют регулирование банковской системы той или иной страны, а через нее проводят денежно-кредитное регулирование экономики. Механизм такого косвенного взаимодействия осуществляется, как правило, в трех основных направлениях: учетная политика через учет и переучет векселей банков, нормирование обязательных резервов банков в центральных банках, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кроме того, существуют также селективные методы воздействия на банковскую систему путем регулирования отдельных кредитных операций. Все это позволяет достаточно активно воздействовать на политику банков, определяя этапы кредитной экспансии или кредитной рестрикции, а также размеры накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Важным аспектом банковского регулирования является также налоговая политика, которая может быть частично отражена как в налоговом кодексе, так и в самом банковском законодательстве, что в определенной степени зависит от специфики банковской системы или правовых традиций той или иной страны.

Напоговое законодательное регулирование включает изменение налоговых ставок как прибыль от основной деятельности банков, различные другие доходные операции (лизинг, факторинг, трастовые).

Банки облагаются налогом на прибыль, как и все действующие юридические лица в данных экономических условиях. Однако размер налогов существенно различается не только по странам, но и по отдельным типам банковских институтов. Что касается послед-них, то, как правило, наиболее льготные налоговые условия получают сберегательные и ипотечные банки, осуществляющие кредитование населения через потребительский и ипотечный кредит. Кроме того, льготное налогообложение могут получать все типы банков малых размеров, а также вновь начинающие действовать на рынке. Налогообложение оказывает существенное воздействие на деятельность банковской системы. Так, увеличение налогов может способствовать замедлению накопления капитала банков, уменьшению их кредитной деятельности и, кроме того, ведет к повышению процентных ставок, а также к замедлению активности банков на рынке капиталов, что отражается на общей экономической конъюнктуре. Наоборот, сокращение налогов на доходы банков будет в целом способствует расширению банковских операций путем снижения процентных ставок. Поэтому налоговое регулирование в рамках банковского законодательства может быть достаточно эффективным для банковской системы, что подтверждает практика развитых стран Запада в 60-90-х гг.

Налоговое банковское законодательство в западноевропейских странах подвергается постоянным изменениям, что обусловлено развитием как самой банковской системы, так и денежно-кредитной и финансовой политикой правительств этих государств. Особый интерес в этой связи представляют 15 стран, входящие в Европейский союз. В связи с тем, что был создан Европейский центральный банк, банковские операции всего Союза проходят определьнос регулирование и достаточно жесткий контроль.

Однако вопросы налогового регулирования банков до настоящего времени остаются еще не решенными. Так, градация налогов на прибыль коммерческих банков 15 стран — членов Европейского союза составляет в настоящее времятот 10 до 52%. Наиболее высокая налоговая ставка для коммерческих банков в ФРГ (52,4%), а самая низкая в Греции (10%) ! . Поэтому задача будущего налогового регулирования состоит в том, чтобы с помощью единого налога на прибыль упорядочить уровень налогов, что позволит поставить банки на один, общий уровень налогообложения и, таким образом, конкуренции. Однако это является довольно трудной задачей, так как уровень развития банковской системы различается по странам. Так, наиболее развитые и мощные банковские системы существуют в Англии, ФРГ, Франции и Италии, они аккумулируют и мобилизуют огромные денежные средства. При этом также надо принять во внимание, что во всех странах Союза существуют государственные или смешанные банки. Поэтому выравнивание налогообложения банков является пока еще серьезной проблемой для наднационального регулирования банковских систем.

Другая проблема, возникшая этой сфере, — это принятие в Европейский союз в 2004 г. 10 новых членов, включая страны Восточной Европы и государств Балтии. Основная сложность заключается в том, что банковские системы этих стран сформировались сравнительно недавно, они уступают 15 странам Союза по размерам, объему аккумуляции и мобилизации денежных капиталов. Поэтому выравнивание налогообложения банков новых стран — членов Союза может оказаться довольно сложным и длительным процессом. Все это вызывает определенную озабоченность как наднациональных органов Европейского союза, так и правительств данных стран. Однако постепенно налогообложение на прибыль банков должно сближаться. Это также касается и других налогов на банки, в частности налога на добавленную стоимость.

Банковское законодательство, как правило, предусматривает также определенные льготы для некоторых типов банков, созданных в рамках государственной или смешанной собственности для специальных целей социально-экономического развития страны. Такие банки осуществляют кредитование специальных целевых проектов в области промышленности, науки и инфраструктуры (включая строительство дорог, портов, социальных объектов). Такой метод регулирования путем создания государственной собственности в банковской сфере широко распространен в странах континентальной Европы (Франции, Италии, Испании, Португалии, Скандинавских странах), а также в крупных развивающихся странах Азии, например Турции, и Латинской Америки.

Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблемы экономического развития путем реализации крупных инвестиционных проектов национальных масштабов. Кроме того, наличие государственной собственности в банках дает возможность осуществлять воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентной ставки.

Важной стороной банковского законодательства является регулирование операций с валютой и ценными бумагами. Практически любое банковское законодательство определяет разрешение (лицензирование) на проведение валютных операций, включая нормы поведения на валютных рынках, объемы операций, характер сделок.

В тех странах, где существуют свободная конвертируемая валюта, свободный спрос и предложение, законы в основном регулируют деятельность коммерческих банков, которые являются главными приоритетными носителями валютных операций. В странах с частичной конвертируемостью или неконвертируемой валютой уполномоченные коммерческие банки концентрируют валютные операции в своих руках. Таким образом, банковское законодательное регулирование определяет масштабы валютных операций, проводимых в банковской сфере.

Другой аспект банковского законодательства — это регулирование операций банков с ценными бумагами, которые являются важным элементом активных операций. Особенность данного законодательства заключается в том, что оно определяется видами ценных бумаг, в которые разрешается вкладывать денежные ресурсы банков. В одних случаях это разрешение касается всех бумаг, в других — существуют ограничения. Приоритетными для банков являются государственные ценные бумаги (облигации на различные сроки). Однако этот приоритет возник после значительных экономических потрясений, т.е. «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда банки, особенно коммерческие, злоупотребляли корпоративными бумагами, проводя крупные спекулятивные операции. Это привело к огромным биржевым потрясениям как в США, так и в Европе. Поэтому коммерческим и сберегательным банкам было разрешено вкладывать денежные ресурсы исключительно в государственные ценные бумаги различного уровня (центрального и местных правительств).

Ограничения действуют и в других развитых странах, но эти правила более либеральные. Для государства вложения в государственные ценные бумаги выгодны по двум причинам: во-пер- вых, они уменьшают опасности спекулятивных операций с корпоративными ценными бумагами со стороны всех типов банков; во-вторых, постоянное приобретение госбумаг банками обеспечивает правительствам непрерывное финансирование госрасходов и покрытие бюджетного дефицита.

Банковское законодательство может быть разделено на две части: центральное (федеральное) и местное. Главную роль в регулировании банковской системы выполняют основные законы, принятые центральной исполнительной и законодательной властью. Дополнительную роль играет местное законодательство, регулирующее локальную деятельность банков, как основную, так и второстепенную. В США осуществляется банковское законодательство на уровне штатов по основным параметрам. В Западной Европе законодательство определяет деятельность банков в основном по линии муниципальных ценных бумаг и уровень налогообложения отдельных банковских операций.

Банковское законодательство обязательно предусматривает органы надзора, куда, как правило, включаются Центральный банк страны, Министерство финансов, специальные комитеты при правительствах, парламентах и местных органах власти.

В связи с переходом на рыночные условия и созданием новой банковской системы в России в течение 1990-х гг. были разработаны и приняты законы о банках и банковской деятельности, которые были призваны регулировать банковские, финансовые и валютные операции различных типов банков. Кроме того, новые законы и нормативные акты, принятые после банковского кризиса в августе 1998 г., отразили мероприятия по реструктуризации банковской системы России.

Закон " О банках и банковской деятельности РФ" устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон "О банках и банковской деятельности" с последними изменениями.

Терминология

В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон "О банках и банковской деятельности". Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:

  • Привлечение денежных средств юрлиц и граждан во вклады.
  • Размещение финансовых поступлений за свой счет и от собственного имени на условиях срочности, платности, возвратности.
  • Открытие и обслуживание счетов организаций и граждан.

Это не все операции, которые разрешает закон "О банках и банковской деятельности". Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.

Структура и правовое регулирование

В банковскую систему РФ включаются:

  1. Кредитные организации.
  2. Представительства и филиалы иностранных финансовых институтов.

Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:

Операции

Закон "О банках и банковской деятельности" в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  7. Выдачу банковских гарантий.
  8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

Закон "О банках и банковской системе" предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

Сделки

Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление следующих сделок:


Закон "О банках и банковской деятельности" допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.

Ценные бумаги

Закон "О банках и банковской деятельности РФ" допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

Закон "О банках и банковской деятельности": учет (изменения)

Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон "О банках и банковской деятельности", учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

  1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
  2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

Информирование

Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон "О банках и банковской деятельности" (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

Отношения с субъектами

Закон "О банках и банковской деятельности" (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.

Учредительная документация

У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон "О банках и банковской деятельности". Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:

  1. Фирменное название.
  2. Сведения об организационно-правовой форме.
  3. Данные об адресе (месте расположения) административных органов и обособленных подразделений.
  4. Перечисление осуществляемых операций и сделок по ст. 5 рассматриваемого закона.
  5. Информация о величине уставного капитала.
  6. Данные о системе административных органов, исполнительных и контрольных в том числе, порядке их формирования и полномочиях.
  7. Прочие сведения, которые предусмотрены в ФЗ для уставов юрлиц данного организационно-правового типа.

Корректировки, дополнения в документы

Порядок их внесения также устанавливает Закон "О банках и банковской деятельности". Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ "О госрегистрации ИП и юрлиц" и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.

Банковская тайна

Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон "О банках и банковской деятельности" это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

В РФ этот федеральный закон значится главным в сфере регулирования деятельности банков. Его положения распространяются на все кредитные организации в Российской Федерации. За исполнением его диспозиций следит основной надзорный орган — ЦБРФ. Далее мы в подробном виде проанализируем структуру этого закона, приведем комментарии, а также рассмотрим его отдельные статьи.

ФЗ о банках и банковской деятельности в последней редакции на 2017 год

Последняя редакция описываемого закона претерпела изменения в мае 2016 года. В частности были внесены поправки в некоторые его статьи. Часть статей была упразднена по указанию ЦБ. Сегодня уже разработаны некоторые изменения последней редакции, какие будут применены уже к середине года.

Последняя редакция доступна для просмотра и скачивания Здесь же можно ознакомиться и с профильными комментариями к некоторым статьям.

ФЗ о банковской деятельности и банках краткое содержание

Ни один закон нельзя изложить в кратком содержании, т.к. каждая его статья отдельно важна. Если говорить о его назначении в общем, то он разработан в целях полной регуляции банковской деятельности в нашей стране. Последняя редакция содержит положения, регулирующие следующее:

  • выдача банковских лицензий;
  • правила ведения деятельности — общее рекомендации по ведению кредитной политики, внутренние структуры банков, порядок отчетности в надзорные органы и т.д.;
  • исключение из списков и отзыв лицензии для банка;
  • объяснение терминам — банковская тайна, реструктуризация, платежные поручения и т.д.

Т.е. все, что касается банков и их работы можно найти в соответствующей статье анализируемого закона. А если ознакомиться с профессиональными комментариями к таковым, то даже неподготовленному человеку все сразу станет ясно.

Статья 26 ФЗ о банках и банковской деятельности

Если говорить кратко об этой статье, то ее содержание сводится к неприкосновенности банковской тайны каждого субъекта. Для начала дадим комментарий того, что означает такая тайна. На практике это набор сведений, какие принадлежат отдельному субъекту. Сюда включаются данные по оформленным кредитам, вкладам, размещенным депозитам, открытым ячейкам, кредитная история, и т.д.

Кредитная организация и иные субъекты такой деятельности, при заключении соглашения обязаны отмечать пункт о соблюдении данного правила. За нарушение данного требования, текущий УК содержит статью, предусматривающую уголовною ответственность по закону. Особенная часть в кратком содержании бесплатно доступна для поверхностного анализа. Статья 26 банковская тайна — основная из диспозиций в последней редакции.

Статья 5

Данная диспозиция закона указывает на то, что банковские операции на территории РФ возможны в любой официальной валюте. В соответствии с последними изменениями, любые виды электронной валюты сегодня так же подпадают под компетенцию ЦБРФ.

Так же это положение обозначает, что любой кредитной организации запрещается заниматься любым другим видом работы, кроме основного. Банки не имеют права осуществлять торговую или страховую деятельностью. Исключение — когда необходимо реализовать все имущество по имеющемуся судебному решению.

Статья 16 ФЗ о банках и банковской деятельности

ЦБРФ отказывает в регистрации любой кредитной организации, если таковая не отвечает требованиям, какие изложены в ст. 15-ой закона. Т.е. сюда включается организационно-правовая форма, полное соответствие рекомендательным нормам, достаточный уставной капитал. Часть требований так же значится в отношении совета директоров и лично будущего руководителя текущей организации.

Закон о банковской деятельности о возврате похищенных денег

Организация несет ответственность в таких случаях тогда, если была взломана система безопасности без вины держателя продукта. По всем операциям с применением пин-кода, структура не несет никакой ответственности. Если будет установлена именно вина банка, то описываемому закону средства должны быть возмещены в течение 7-ми дней после подачи клиентом заявления.

Что устанавливает положение Банка России 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
  • 130966 Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Содержание Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • 115825 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Понятия и определения закона об отмывании, связанные с легализацией доходов. Контроль, ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем.
  • 103163 Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Содержание Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  • 99579 Полная стоимость кредита Полная стоимость кредита. Формула полной стоимости кредита. Порядок расчета полной стоимости кредита. Что входит в полную стоимость кредита.
  • 79554 Положение Банка России № 385-П Положение Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Что определяет положение Банка России № 385-П.
  • 73274 Инструкция Банка России № 139-И Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Что устанавливает инструкция Банка России № 139-И.
  • 47042 Положение Банка России № 283-П Положение Банка России № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери». Что определяет положение Банка России № 283-П.
  • 39156 Положение ЦБ РФ 266-П Положение № 266-П ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Положение 266-П ЦБ РФ регламентирует деятельность банков в сфере платежных карт.
  • 24028 Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Федеральный закон "О национальной платежной системе" № 161-ФЗ (НПС). Устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг.
  • 23574 Рекомендации ФАТФ Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств. Содержание 40 рекомендаций ФАТФ. Основания для рекомендаций ФАТФ. Решения Совета безопасности ООН относительно рекомендаций ФАТФ.
  • 22894 Закон о потребительском кредитовании Суть закона о потребительском кредитовании. Важные положения закона.
  • 20345 Налоговый кодекс РФ Что устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Краткое содержание Налогового кодекса РФ.
  • 20281 Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях» Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». Содержание и объяснение закона «О кредитных историях».
  • 17951 Закон о страховании вкладов Дата подписания закона о страховании банковских депозитов. Содержание закона о страховании вкладов.
  • 13621 Специальные рекомендации ФАТФ Девять рекомендаций ФАТФ. Рекомендации ФАТФ и международные соглашения. Обязательность специальных рекомендаций ФАТФ.
  • 11925 Валютное законодательство РФ Валютное законодательство Росийской Федерации (валютное законодательство РФ) - это Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 года и принятые в соответствии с ним федеральные законы.
  • 10344 Системно значимая платежная система Требования к системно значимой платежной системе. Какие расчетные системы признаны системно значимыми.
  • 8325 Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Содержание закона об ипотеке (залоге недвижимости).
  • 7936


  • Похожие статьи