Рыночная экономическая система таблица. Экономические системы, их основные типы

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система , в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

Социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

Устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

Многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма - от домашнего хозяйства до государственного;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

Личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

Наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика - саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

Низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

Высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

Сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

Координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

На многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

Смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

Многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

2.1. Экономическая система. Типы экономических систем

Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.

Как отмечают в "Экономикс" К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю "...индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства; 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность" (Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:1992. - С.47). Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический. Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить. Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.

Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики.

Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. - С. 37):

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ.

Командная экономика - э кономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Характеристика рыночной и командной экономических

систем по двум основным признакам

Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Таблица 2.2.

Основные черты японской и шведской моделей экономики

Японская модель

Шведская модель

1. Глобальная цель - высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов.

1. Глобальная цель- решение социальных проблем.

2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию.

2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления.

3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран.

3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости.

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

Опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

Приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

Либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

Постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

Комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда;

Активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

Создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

Постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

Обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

Свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;

Полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;

Свобода конкуренции, там, где она эффективна;

Свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке - всегда сложное дело. Ее успешность, научная обоснованность во многом зависит от верно подобранного “ключа”. Таким “ключом” является критерий разделения, т.е. главный его признак, “пробный камень” или мерило. От правильного выделения критерия (или критериев) зависит научность классификации.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными из них называют следующие:

господствующая форма хозяйствования; основные формы собственности; способ координации экономических субъектов и действий; способ распределения доходов; тип государственного вмешательства в экономику; включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Поскольку критериев, а это значит, критериальных подходов к классификации много, то и самих классификаций будет несколько.

Рассмотрим их в следующем порядке.

Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются: экономическая система с натуральной формой хозяйствования; экономическая система с товарной формой хозяйствования. По другому критерию - “основная форма собственности” - различаются экономические системы: общинного типа; частнособственнического типа; кооперативно-общественного типа; смешанные. Согласно критерию “механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов” можно выделить следующие типы экономических систем: традиционный; рыночный; плановый. “Превалирующий способ распределения доходов” как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы: общинно-уравнительный; с распределением доходов по земле; с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу, по труду); с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада. “Граница и тип государственного вмешательства в экономику” как критерий разделяет экономические системы на следующие типы: свободный, либеральный; административно-командный; экономически регулируемый; смешанный. По критерию “степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения” экономические системы различают, как: закрытую; открытую. Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как: формирующиеся; зрелые, развитые; деградирующие.

В современной экономической литературе Запада, особенно в популярных учебниках, например К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю, классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем:

1) традиционная экономическая система;

2) рыночная экономика;

3) командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Следует отметить, что такая классификация, хотя она в современной литературе и является наиболее распространенной, имеет определенную научную ограниченность. Во-первых, потому, что она основывается на разновидных, разносистемных критериях типологии экономических систем. Так, традиционный и рыночный типы выделяются на основе критерия “механизм координации действий субъектов экономики” (либо традиции, либо рыночные силы), а при выделении третьего типа - “плановая (командная) экономика” - использован уже иной критериальный подход - с позиций степени и способа государственного вмешательства в экономику. Во-вторых, критерий собственности также использован непоследовательно: в двух типах - рыночном и командном - он играет в типологии определенную роль (частная и общественная собственность противопоставляются), а в характеристике традиционного типа экономики вообще отсутствует. Даже такие логические дефекты данной типологии ограничивают ее научную значимость.

Преодолевая в некоторой мере ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики - смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, один только рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известному разрегулированию экономики (кризисы, безработица, инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов - рыночного и государственного. В этом отношении экономическая система тоже становится смешанной.

Главное отличие смешанного типа экономики - ее разнообразность. Основными чертами этого типа являются:

сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все - свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это - виды смешанной экономики.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Понятие экономической системы

    Классификация экономических систем

    Командная экономика.

    Рыночная экономика.

    Смешанная экономика.

1. Понятие экономической системы

Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных проблем:

1. ЧТО производить?

2. КАК производить?

3. КТО станет потребителем произведенных благ?

Экономическая система определяет, как решаются основные экономические вопросы.

Понятие экономической системы трактуется разными учеными по-разному.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Вне системного характера экономики не мотивы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысление экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Экономическая система совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономическая система - исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Видяпин, Журавлева стр.53 - другие определения.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами.

Именно эти элементы и отличают экономические системы друг от друга, и они же являются основой классификации эк. систем.

2. Классификация экономических систем

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков).

В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем.

В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

Предметообразующие критерии;

Социально-экономические (содержательные) критерии;

Объемные и динамические критерии.

Мы рассмотрим классификацию по социально-экономическим критериям.

Социально-экономические критерии - критерии, основанные на выделении ключевых содержательных сторон экономической системы. Среди них: способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности); способ соединения непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности); роль социокультурного фактора, степень развития индустриальных и экономических начал.

Классификация на основе социально-экономических критериев

1. Формы хозяйства (или формы производства)

2. Общественно-экономические формации (или способы производства или «типы экономики»).

3. Степень индустриального развития общества.

1. Формы хозяйства (или формы производства, или «типы экономики») .Основной критерий их разграничения - способ связи производства и потребления, или способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества, или способ координации экономической деятельности.

Исторически первичная форма хозяйства - натуральное хозяйство (или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных слаборазвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для современных кризисных переходных экономик.

Другая и наиболее распространенная форма хозяйства - рыночная экономика (или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

Спорный вопрос относительно возможности существования третьей формы хозяйства. Основные позиции выглядят следующим образом:

а) третья форма отсутствует, так как рыночная экономика представляет собой «естественный и разумный порядок» (А. Смит) или «спонтанный, расширенный порядок», соответствующий «естественным человеческим нормам» (Ф. Хайек);

б) это - плановая экономика (плановое хозяйство) как более высокая степень экономики, когда на основе растущего обобществления производства укрепляются прямые хозяйственные связи между производителями и потребителями, а координация деятельности осуществляется сознательно, на основе научно обоснованных хозяйственных планов;

в) это - командная экономика (командно-административная система, тоталитарная экономика), выражающаяся в господстве командных (административных, приказных, принудительных и т.п.) методов регулирования экономики и являющая собой исторический тупик как закономерное следствие отхода от «естественного экономического порядка»;

г) это - пострыночная экономика, когда в условиях постиндустриального развития происходит замена рыночных связей коммуникативными связями, основанными на взаимопонимании субъектов и «субъект - субъектных» отношениях;

д) это - смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование экономики (рынок и план).

2. Общественно-экономические формации (или способы производства). Основной критерий их разграничения - способ соединения производителей со средствами производства или господствующая форма собственности на средства производства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксистской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формационные переходы.

Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода выделяет пять формаций (способов производства):

первобытно-общинный,

рабовладельческий,

феодальный,

капиталистический (буржуазный) и

коммунистический (первая фаза которого получила название социализм).

3. Степень индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Главное в этой классификации - соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал. В итоге выделяются три крупные ступени:

доиндустриальное общество

индустриальное общество

постиндустриальное общество.

Главная сфера экономики

Лимитирующий фактор

Господствующая социальная группа

Наибольшее признание в мировой экономической науке получила классификация экономических систем по двум признакам:

    форме собственности на средства производства;

    способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем:

две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов.

Отличительные черты:

    крайне примитивные технологии;

    преобладание ручного труда;

    все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

    организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Командная экономика – экономическая система, в которой решения о производстве и распределении принимаются государством.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Государственная собственность на средства производства;

Государственное планирование всей экономики;

Административные методы управления экономикой;

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Стабильность экономики;

Возможность регулирования производства и распределения;

Меньше неравенство в обществе;

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем;

Нет проблемы трудоустройства.

Формирует безынициативных и безответственных работников, не заинтересованных в результатах своего труда;

Неэффективность экономики;

Диктат производителей над потребителями;

Низкий уровень жизни народа.

Административно-командная экономика (централизованно-плановая, коммунистическая) .

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств, а в современном мире - на Кубе, в Северной Корее.

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название «командно-административная система». Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Основные черты:

    государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

    сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

    непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Достоинство данной системы состоит в ее стабильности, определенности, устойчивости и возможности регулировать не только производственную сферу, но и процессы распределения, потребления благ и услуг, решать социальные проблемы. К недостаткам следует отнести отсутствие стимулов развития предпринимательского интереса, частной инициативы, негибкость системы, ее бюрократизацию.

Чистый капитализм – или капитализм эпохи свободной конкуренции - форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

Способ организации экономической жизни, при котором средства производства находятся в частной собственности, а распределение происходит с помощью рынка.

Основные черты

Основные достоинства

Основные недостатки

Частная собственность на средства производства;

Свобода предпринимательства;

Свобода выбора экономических партнеров;

Личная выгода участников экономических связей;

Конкуренция

Минимальное вмешательства государства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;

Отторгает неэффективное и ненужное производство;

В основном справедливое распределение доходов по труду;

Больше прав и возможностей у потребителей;

Не требует большого аппарата управленцев.

Усиливает неравенство в обществе;

Нестабильность экономики;

Не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ;

Безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

Чистый капитализм , или капитализм эпохисвободной конкуренции , характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. Резон здесь в том, что такое вмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Роль рыночной системы

Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Это тоже сложный вопрос: любой полный ответ на него неизбежно выходит за пределы фактов и вступает в царство ценностных суждений. Но отсюда следует, что научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Современная рыночная экономическая система (современный капитализм) - тип общества, синтезирующий элементы рыночной и плановой экономических систем.

Отличительные черты:

    многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

    развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

    более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы;

    изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

    рост уровня образования (послешкольное);

    новое отношение к труду (творческое);

    повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

    гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

    информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

    ренессансмалого бизнеса (быстрое обновление и высокаядифференциациявыпускаемой продукции);

    глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

Виды эк. систем

производить?

Как производить?

Для кого производить?

Роль государства

Cобственность

Традиционная

Все основано на традициях

Нет государства

Общественная

Командная

Общественные блага

Решает государство

Для всех потребителей

Определяющая

Государственная собственность

Рыночная

Потребительские товары

Решает производитель для получения наибольшей прибыли

Для конкретных потребителей

Охранная (армия, полиция)

Частная собственность

Смешанная

Общественные и потребительские товары

Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

Для всех и для конкретных потребителей

· охранная;

· антимонопольная;

· законодательная и судебная;

·перераспределение доходов;

· обеспечение производства общественных благ;

· стабилизация и стимулирование роста;

· ограниченное регулирование рынков;

· информационная.

Государственная и частная собственность

Предмет и метод экономической теории.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

"Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

"Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

субъективистский;

неопозитивистско-эмпирический;

рационалистический;

диалектико-материалистический.

См. об этом: Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.



Похожие статьи