Страховые взносы во внебюджетные социальные фонды. Страховые взносы во внебюджетные фонды, в пфр и фнс

Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС.

Тарифы страховых взносов и база обложения

На данный момент основные ставки страховых взносов:

  • ПФР – 22%
  • ФФОМС – 5,1%
  • ФСС – 2,9%
  • НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.

Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС.

Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т.д.

Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках

Начисление страховых взносов отражается по кредиту . Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 44.

Проводки для начисления взносов:

  1. Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
  2. Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
  3. Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
  4. Дебет 20 (…) Кредит (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.

За апрель была начислена заработная плата сотрудникам в общем размере 259 874 руб. Рассчитать и произвести отчисление в Фонды. Для страхования от несчастных случаев установлен тариф 0,2%.

  • ФФОМС = 259 874 х 5,1% = 13 253,57

  • ФСС = 259 874 х 2,9% = 7536,35

  • НС = 259 874 х 0,2% = 519,75

Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
69.1 Начислены страховые взносы в ФСС 7536,35 Расчетная ведомость Т-51
69.2 Начислены взносы в ПФР 57 172, Расчетная ведомость Т-51
69.3 Начислены взносы в ФФОМС 13 253,57 Расчетная ведомость Т-51
Начислены взносы от НС 519,75 Расчетная ведомость Т-51
Переданы материалы в производство 100 318 Расчетная ведомость Т-51
69.1

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее - Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример - индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно - на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Пенсионные взносы

Медицинские взносы

Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Взносы «на травматизм»

Иностранец постоянно или временно проживает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

Иностранец временно пребывает в РФ

в рамках трудового договора

не начисляются

начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)

не начисляются

начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

не начисляются

не начисляются

не начисляются

не начисляются

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь - не позднее 15 октября и т д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС - «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - нужно оформить две самостоятельные платежки. До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии. Получив взносы, работники ПФР самостоятельно раcпределяют их на страховую и накопительную части.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Для работодателей допустимые сроки представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС с 2015 года зависят от того, в каком виде отчетность представляется: «на бумаге» или в электронном в виде. Так, отчитаться перед ПФР «на бумаге» следует не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, «бумажные «расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Если же работодатель представляет расчеты в электронном виде, то отчитаться можно не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС. И способо представления отчетности с 2015 года также влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представялется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность - сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2017 году собирает ФНС и ФСС. Каждый вид страхового взноса нужно посчитать отдельно, а затем перечислить разными платежками. Основные правила вы найдете в статье.

Виды страховых взносов и сроки уплаты

В 2017 году компании должны ежемесячно перечислять три вида страховых взносов в ФНС:

По каждому виду страхования оформляется отдельная платежка (п. 6 ст. 431 Налогового кодекса РФ). Четвертым платежным поручением в фонд социального страхования отправляют взнос на случай производственных травм и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы во внебюджетные фонды — это платежи, гарантирующие работникам пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и страховое возмещение (пособия из фонда).

Все эти взносы нужно отправить в бюджет не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены обязательные ежемесячные страховые платежи. Если срок уплаты взноса приходится на выходной или праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший рабочий день. Такой порядок установлен в пункте 7 статьи 6.1, пункте 3 статьи 431 Налогового кодекса РФ и пункте 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с того момента, когда компания предъявила в банк платежное поручение. Конечно, при условии, что на расчетном счете организации достаточно средств для перечисления взносов в ФНС и ФСС (подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ, подп. 1 п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Расчет взносов во внебюджетные фонды

  • выплаты, которые облагаются взносами;
  • страховой тариф, по которому начисляют каждый вид страховых взносов .

Объект обложения

Страховыми взносами на пенсионное, социальное и медстрахование, а также взносами «на травматизм» облагаются выплаты, начисленные:

  • в рамках трудовых отношений (в т. ч. руководителям - единственным учредителям организаций, у которых нет трудовых договоров);
  • по гражданско-правовым договорам, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг;
  • по авторским договорам.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

На выплаты по гражданско-правовым и авторским договорам не начисляют взнос на обязательное социальное страхование (п. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ). Взнос «на травматизм» по таким договорам компании платят в том случае, если взяли на себя соответствующие обязательства (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

По иностранным работникам страховые взносы во внебюджетные фонды (в ФНС) не начисляют в двух случаях:

  • по высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в России (подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ);
  • по работающим за границей по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

Облагаемая база

Страховые взносы в ФНС начисляют со всех выплат, которые не названы среди необлагаемых в статье 422 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса РФ). По взносам «на травматизм» правила похожие (п. 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Перечень необлагаемых выплат по травматизму — в статье 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Облагаемая база по взносам в ФНС и ФСС во многом схожа. Но есть и различия. Например, суточные облагаются взносами в ФНС, если превышают 700 руб. в день для командировок по России, 2500 руб. в день - для зарубежных поездок (п. 2 ст. 422 Налогового кодекса РФ). «Несчастный» взнос платить не нужно, если размер суточных не превышает установленный в локальных актах (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ)

Нужно ли начислять разные виды страховых взносов с распространенных выплат, смотрите по таблице (ниже).

Выплаты, которые облагаются страховыми взносами в 2017 году

Вид вознаграждения

Взносы в ФНС

Взносы в ФСС на травматизм

Зарплата

Доплата за вредные условия труда

Доплата за работу в ночное время

Зарплата за работу в выходные и праздники

Материальная помощь

Нет, в пределах 4000 руб. в год на человека

Отпускные

Компенсация за неиспользованный отпуск

Вознаграждение подрядчику — физическому лицу

Пенсионные, медицинские — да; в соцстрах — нет

Нет, если это не предусмотрено договором

Вознаграждение подрядчику-предпринимателю

Донорские за день медосмотра, сдачи крови и отдыха

Производственная премия

Премия к юбилею или празднику

Безопаснее начислить

Больничное пособие

Пособие по беременности и родам

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячная компенсация 50 руб. сотрудникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет

Оплата медицинской страховки за сотрудника (ДМС)

Нет, если страховка действует больше года

Оплата экзамена по профстандарту

Безопаснее начислить

Компенсация расходов на служебные звонки по личному телефону

Компенсация за личный автомобиль сотрудника

Компенсация сотруднику процентов по ипотеке

Суточные

Нет, в пределах 700 руб. в поездках по России и 2500 руб. за границей

Нет, в пределах суммы, которую компания установила в локальном акте

Суточные разъездным работникам

Расходы на проезд и жилье в командировке (подтверждены документами)

Выходное пособие при сокращении работников

Нет, в пределах трех средних заработков

Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Безопаснее начислить

Страховой тариф

На страховой тариф по взносам в ФНС влияют:

  • вид деятельности;
  • система налогообложения;
  • статус человека - гражданин России или иностранец, лицо без гражданства - с учетом того, проживает он или временно пребывает в России.
  • размер выплат сотруднику в течение года - превышает ли предельные суммы.

Если у компании нет права на пониженный страховой тариф, она считает:

  • страховой взнос на пенсионное страхование — по ставке 22 процента. С выплат, превышающих 876 000 руб. с начала года на одного работника, пенсионный взнос начисляют по ставке 10 процентов.
  • страховой взнос на медицинское страхование — по ставке 5,1 процента;
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 2,9 процента (1,8 процента — по временно пребывающим иностранцам). С выплат, превышающих 755 000 руб. с начала года на одного работника, социальный взнос не начисляют.

Такой порядок следует из статьи 421 и 426 Налогового кодекса РФ.

Размер страхового тарифа по взносам «на травматизм» зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности (ст. 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Причем свой вид деятельности нужно ежегодно подтверждать. Чем выше класс профессионального риска, тем больше страховой тариф взноса.

Платежка по страховым взносам во внебюджетные фонды

Чтобы у организации не образовалось задолженности перед инспекторами и внебюджетными фондами, бухгалтер должен заполнить платежное поручение на страховой взнос без ошибок.

Если в платежке по взносам в ФНС будут неправильно указаны номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, то денежные средства не дойдут до бюджета. Как следствие у компании образуется недоимка, на которую будут начислены пени (подп. 4 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

В платежке по взносам «на травматизм» к критичным ошибкам относят не только наименование получателя и номер счета Федерального казначейства, но еще и неточности в КБК. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 7 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Поэтому обратите внимание на то, как правильно заполнить платежное поручение на страховой взнос.

Общие правила по оформлению платежек

При оформлении платежного поручения на уплату страховых взносов нужно руководствоваться:

  • Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
  • приказом Минфина России 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В первом вы найдете перечень и описание реквизитов платежного поручения, во втором — специфические правила для платежек в бюджет.

Информация о компании

В поле 101 указывается статус плательщика. Если перечисляете страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, ставьте такой же код, как и по налогам, — «01». В платежках по взносам на случай производственных травм отмечайте статус плательщика кодом «08».

В поля 60 и 102 заносится информация об ИНН и КПП организации. Данные берутся из свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. В поле 8 компания пишет свое наименование, которое значится в учредительных документах.

Код ОКТМО муниципального образования заносится в поле 105 в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ. Эти коды бывают 8-значными (по муниципальным образованиям округов) и 11-значными (по населенным пунктам, которые входят в состав муниципальных образований региона). 11-значные коды в поле 105 указывать не надо.

Вид и тип платежа

В платежном поручении по взносам в ФНС не может быть указано больше одного показателя основания платежа и типа платежа. Значение основания платежа (поле 106 ) состоит из двух знаков.

Если перечисляется взнос текущего года, то в этом поле проставляется значение "ТП". При добровольном погашении задолженности по взносам, бухгалтер должен указать значение "ЗД", а при уплате задолженности по требованию ИФНС - значение "ТР". Если задолженность по взносам перечисляется акту проверки, который составили в налоговой инспекции или территориальном органе внебюджетных фондов, - проставляется значение "АП", если же по исполнительному листу - "АР".

Период уплаты страхового взноса

Для отражения этой информации предусмотрено поле 107 , которое имеет 10 знаков. Первые два знака указываются в виде "МС" - ежемесячные платежи. Далее ставится точка, а после нее вписывается номер месяца (от 01 до 12), опять ставится точка и фиксируется год. Например, организация перечисляет ежемесячный взнос в ФНС за июль 2017 года. В этом случае бухгалтер заполнит поле 107 следующим образом: "МС.07.2017".

Если организация добровольно погашает задолженность по уплате взноса по состоянию на 1 января 2017 года, поле 107 будет выглядеть так: "ГД.00.2016".

В случае, когда компания покрывает задолженность по требованию ИФНС, на основании акта проверки или же по исполнительному документу, в этом поле ставится значение "0".

Документ-основание для страхового платежа

В поле 108 указывается номер документа, на основании которого во внебюджетные фонды . Например, если перечисляется задолженность по требованию инспекции, то нужно проставить номер соответствующего требования. Дата такого документа заносится в поле 109 : первые два знака обозначают календарный день, четвертый и пятый знаки - месяц, последние четыре знака - год. В третьем и шестом знаках ставятся точки.

При уплате текущего взноса эти поля не заполняются. В них бухгалтер должен проставить нули.

Назначение платежа

В последнем поле платежного поручения бухгалтер должен отразить информацию о взносах (либо штрафных санкциях), которые перечисляются в ФНС или ФСС. Так, при уплате текущего взноса нужно указать его назначение и период, за который начислен. В платежках по взносам «на травматизм» нужно также указать регистрационный номер компании в Фонде социального страхования.

Код бюджетной классификации

Особое внимание обратите на порядок заполнения поля 104 , в котором указывается код бюджетной классификации. Это связано с тем, что для взноса на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и обязательное страхование с 2017 года установлены новые КБК.

В 2017 году компании проставляют коды КБК с учетом приказа Минфина России от 1 июля 2013 № 65н (в ред. от 01.01.2017). Все значения, которые пригодятся при оформлении платежных поручений, мы отразили в таблице (ниже).

КБК по страховым взносам в 2017 году

ВИД ПЛАТЕЖА

КБК ЗА ПЕРИОД

Пенсионный взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 101 0 160

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 211 0 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 301 0 160

Взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 101 0 160

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 211 0 160

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 301 0 160

Медицинский взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Взнос в ФСС РФ на случай травматизма

текущий платеж

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ


- не зависит;

182 1 02 02131 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пунктов 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

От результатов спецоценки условий труда доптариф:
- не зависит;

182 1 02 02132 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3000 160

Обратите внимание: 14-17 разряды КБК могут принимать различные значения:

  • при уплате страховых взносов указывается значение "1000";
  • если платятся пени, то проставляется значение "2000";
  • для штрафных санкций предусмотрено значение "3000".

Если компания в 2017 году будет перечислять страховые взносы, пени или штрафы за предыдущие периоды, нужно указывать специальные коды.

Уплата взносов за плательщиков

Вместо плательщиков страховых взносов платежи в бюджет могут перечислять третьи лица. Они тоже обязаны заполнять платежки по правилам приказа Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н. Порядок оформления таких поручений приведен в таблице:

Как заполнять

«ИНН» плательщика

ИНН организации, за которую перечисляют страховые платежи

«КПП плательщика»

Код организации, за которую перечисляют страховые платежи

«Плательщик»

Сведения о том, кто перечисляет взнос за плательщика:
- для юрлиц - наименование организации;
- для физлиц - Ф. И. О.

«Назначение платежа»

Первая информация в поле «Назначение платежа» - ИНН и КПП того, кто перечисляет платеж в бюджет. Только ИНН (без КПП) указывают физлица. ИНН и КПП разделяйте знаком «//».

Затем после ИНН и КПП через знак «//» укажите информацию о компании, за которую перечисляете платежи (наименование).

Затем через знак «//» укажите дополнительную информацию, связанную с перечислением средств в бюджет (наименование платежа, период и т. д.)

«Статус плательщика»

Статус того, за кого перечисляете платежи (юридическое лицо - «01»).

Образец платежного поручения по страховым взносам во внебюджетные фонды

Начислены страховые взносы — проводка этих операций в бухучете подтверждает наличие расходов по удержанию взносов с зарплаты сотрудников. В данной статье приведена информация о бухгалтерских проводках при начислении и уплате страховых взносов.

Для чего нужны внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды создавались для обеспечения сбора и расходования средств по определенным направлениям. Формирование и расходование денежных средств фондами регламентируется основополагающими документами:

  • Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ;
  • Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС) формируются в основном за счет поступающих от организаций страховых взносов. Они созданы для выполнения определенных социальных задач (выплат пенсий, пособий по болезни и других).

Начисление страховых взносов во внебюджетные фонды

Начисление взносов производят одновременно с расчетом зарплаты и других выплат работникам по результатам их труда. При этом учитывают:

  • ставки взносов;
  • требования к их начислению;
  • положения по их применению.

Следует также учесть требования налогового законодательства по пеням и штрафам, возникающим при неправильном начислении взносов.

Согласно приказу Минтрудсоцзащиты от 10 декабря 2012 года № 580н сумму страховых взносов, перечисляемых в ФСС, можно уменьшить. Для этого нужно обратиться в ФСС с заявлением, где указать, на какие предупредительные мероприятия требуется денежные средства.

Работодателям необходимо вести учет взносов по всем фондам.

Для получения сведений о взносах счет 69 «Расчеты по социальному страхованию» подразделяют на три субсчета, а именно:

  • 69.1 — сведения о перечислениях в ФСС;
  • 69.2 — сведения о перечислениях в ПФР;
  • 69.3 — сведения о перечислениях в ФФОМС.

Субсчет 69.1 дополнительно разбивают на счета второго порядка (69.1.1 — соцстрахование; 69.1.2 — страхование от травматизма) или используют дополнительный субсчет счета 69 (например, 69.11) для учета взносов на травматизм.

Такая группировка по счетам позволяет отслеживать все перемещения денежных средств по каждому из фондов. После 2014 года подразделение субсчетов 69.2 и 69.3 на дополнительные уже не требуется в связи с изменением законодательства.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона 212-ФЗ на счета ПФР поступают взносы не только в ПФР, но и в ФФОМС. ПФР обеспечивает контроль правильности исчисления взносов по РСВ-1 и их своевременное поступление. ПФР и ФФОМС осуществляют обмен информацией по взносам.

Обратите внимание: в ходе проверок налоговики будут сличать учетные данные счета 69 с показателями карточек по начислению страховых взносов, главной книгой, РСВ-1 (распоряжение правления ПФР от 3 февраля 2011 года № 34р).

Проводки при начислении страховых взносов

При начислении взносов фирмы делают проводку по ним, относя начисленные суммы на те же счета, на которые попадает относящаяся к ним заработная плата: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Если в организации используют для учета затрат несколько счетов, то страховые взносы будут распределены между счетами так же, как и заработная плата.

При уплате взносов в ПФР страхователи, не проведшие аттестацию рабочих мест или сделавшие ее до 2014 года по ныне не действующим правилам, применяют дополнительный тариф 9%, если они используют трудящихся на подземных работах или в цехах с вредными условиями производства, и 6%, если выполняются работы, оговоренные в пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результатам проведения специальной оценки производства ставка доптарифа может быть изменена. Предельная величина базы для применения доптарифа не установлена, поэтому он будет начисляться весь расчетный период.

При начислении взносов в фонды делают проводки, в которых по дебету указывают счет учета затрат, а по кредиту - субсчета счета 69 для соответствующих взносов в каждый из фондов. Так, например, начисление взносов в ПФР отражается проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 69.2. Аналогично оформляют проводки и для других фондов.

В проводках не используют счет 70, поскольку страховые взносы с зарплаты сотрудников не удерживают.

Перечислены взносы: какие делают проводки

Перечисление страховых взносов производят ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления (п. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При перечислении денежных средств на оплату взносов по дебету указывают номер субсчета соответствующего фонда, а по кредиту — счет 51, на котором отражают расчетные счета фирмы. Проводка по уплате взносов (на примере пенсионного фонда) следующая: Дт 69.2 Кт 51. Аналогично делают проводки и для других субсчетов каждого из фондов.

Перечисление страховых взносов по каждому из фондов должно проводиться отдельными платежными поручениями (п. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При уплате взносов в фонды нужно обратить особое внимание на сроки их оплаты. За несвоевременное перечисление страховых взносов организациям начисляют пени. Пени рассчитывают за каждый день просрочки оплаты со дня, следующего за сроком оплаты (п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ), по день уплаты включительно. Величину процента пени берут из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (п. 6 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). С 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и ее величина стала больше.

Если организация не представила также и расчет по взносам в соответствующий фонд, то дополнительно будет выписан штраф. Он составит 5% (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ) за каждый месяц просрочки. Его рассчитывают от суммы начисленных взносов за последние 3 месяца. Максимальный штраф — 30% от этой суммы, минимальный — 1 000 руб.

Проводкой при начислении штрафа или пени будет Дт 91 Кт 69.1. Здесь использован счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правда, существует другое мнение, что в этом случае нужно использовать счет 99. Выбор счета зависит от принятого в бухучете порядка учета таких расходов, закрепленного в учетной политике организации.

Разобраться с тем, какой именно счет следует применять для начисления пеней по взносам, вам поможет материал

Начисленные пени и штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

О том, какие санкции и штрафы предусмотрены за неуплату взносов, см. материал

Когда бухгалтеру нужно начислить пособие по временной нетрудоспособности из средств фонда социального страхования, используют проводку: Дт 69.1.1 Кт 70 (для обычного больничного) или Дт 69.1.2 (69.11) Кт 70 (для пособия в связи с производственной травмой).

С 2011 года изменился порядок расчета этого пособия. Первые 3 дня его оплачивает организация, остальные — ФСС. Для расчета используют данные о заработке за 2 года до наступления страхового случая. Сумма пособия за календарный месяц не должна быть меньше МРОТ (6 204 руб. в 2016 году).

Суммы, перечисляемые в ФСС фирмой, можно уменьшить на расходы по оплате:

  • пособий по временной нетрудоспособности за счет ФСС;
  • путевок для лечения трудящихся, занятых во вредных или опасных условиях труда.

Оплачивают путевки этим работникам за счет средств ФСС на основании подп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 219-ФЗ. Организация оплачивает путевки, а затем уменьшает на данную сумму взносы в ФСС. При этом выплаты не должны превышать 20% от суммы взносов за прошедший год.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.

Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:

Государственный фонд социального страхования;

Пенсионный фонд РФ;

Государственный фонд занятости;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.

Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:

Юридические лица по российскому законодательству;

Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Граждане, использующие труд наемных работников;

Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).

Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.

Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.

Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.

За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.

Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.

Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.

Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст­венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди­цинского страхования) формируются за счет различных источни­ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже­та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре­сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла­тежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджет­ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран­тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37,39,41).

Таким образом, именно общегосударственная значимость на­званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода­телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погаше­ния бюджетного дефицита.

Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу­чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле­ния* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет­ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю­щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа­ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю­щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель­ные страховые платежи (взносы) в фонды.

Страховой метод образования финансовых ресурсов государст­венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд­жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу­чение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым тари­фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та­рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со­бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та­рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль­ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди­нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого­вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе­ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя­щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет­ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*

С учетом анализа норм действующего финансового законода­тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль­ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи­зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен­ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече­ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, страховые взносы в государственные социаль­ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение госу­дарственных социальных программ и обеспечивающих рентабель­ную деятельность самих фондов.

В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституцион­ным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.

Следовательно, страховые взносы по своему социально-право­вому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законода­тель установил публичные цели взимания этих платежей, что яв­ляется сущностным признаком налогов;

в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обло­жения страховыми взносами, как

Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);

Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);

Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определен­ного вида доходов или выплат);

Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начис­ляются);

Сроки и порядок уплаты;

Ответственность плательщиков и банков за правильность на­числения, своевременность уплаты и перечисления страхо­вых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;

в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения анало­гично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевре­менное зачисление или перечисление по вине кредитных органи­заций страховых взносов на счета органов фондов банки несут фи­нансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;

в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов за­креплена в налоговом и бюджетном законодательстве.

На основе анализа финансово-правовой литературы и действу­ющего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, га­рантированный установлением мер финансово-правовой ответст­венности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и не­своевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);

принцип законности и публичности, связанный с установле­нием страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;

принцип единства и федерального характера платежей, оз­начающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым прави­лам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собствен­ностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные со­циальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных пла­тежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;

принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий со­размерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граж­дан социально значимым интересам и целям их введения. Други­ми словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собствен­ность и достойное существование. Несоразмерными такие плате­жи будут признаны в том случае, если они фактически «парализу­ют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*

принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;

принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом пос­ледних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назна­чения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивиду­альной возмездности и возвратности страховых платежей (взно­сов) их плательщикам;

принцип целевого использования страховых взносов в государ­ственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с зада­чами формирования конкретных фондов. Этот принцип обуслов­ливает запрет на изъятие средств одного государственного соци­ального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установлен­ных в законодательном порядке. Например, в числе средств, ис­пользуемых для формирования Пенсионного фонда РФ, преду­смотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безра­ботным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавли­вается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресур­сы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюд­жетных средств на осуществление конкретных особо важных ста­тей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребнос­тями членов общества, государство и создает социальные внебюд­жетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды отно­сятся к специальным обязательным (целевым) платежам.



Похожие статьи