Ведущие отрасли промышленности японии кратко. Промышленность японии

Япония – это островное государство, которое расположено в северо-западной части Тихого океана. Отрасли промышленности Японии, несмотря на ее небольшую площадь, очень развиты. Большую роль в экономике страны играет автомобилестроение, робототехника, аграрная промышленность, образование и науки.

Сельское хозяйство

Японское сельское хозяйство является многогранным. Важной и основной частью сельского хозяйства является земледелие. Главной зерновой культурой является рис, но не обделены вниманием и другие зерновые культуры. Большим спросом пользуются также бобовые и чай.

Рис. 1. Возделывание риса в Японии.

Наиболее заметную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. К сельскому хозяйству в Японии также относятся жемчужный промысел, морской промысел, рыболовство.

В стране восходящего солнца обрабатываемая площадь составляет 5,4 млн. га, а посевная площадь – в несколько раз больше. Это происходит по одной простой причине. Дело в том, что в некоторых районах снимают по 2-3 урожая в год.

Больше половины всей площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Поголовье крупного рогатого скота в стране достигает 5 млн. голов (половина из них – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Огромное значения в жизни японца играет рыба. Рис и рыба всегда входили в ежедневный рацион японца, что поспособствовало развитию рыболовства.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение – одна из главных отраслей специализации Японии. В стране хорошо развиты автомобильная и железнодорожная сеть. В о второй половине XX века автомобилестроение достигло небывалых высот и стало составлять основную часть статей японского экспорта.

Считается, что железнодорожный транспорт Японии – один из лучших в мире. В стране функционируют около 250 поездов скоростной линии «Синкансэн».

Робототехника

Развитие робототехники и электроники – одна из главных задач для государства. Япония – высокотехнологичная страна, где уже в 1980 году началось массовое производство роботов. В год в стране производится 60 тысяч роботов, половина из которых идет на экспорт.

Рис. 2. Робототехника Японии.

Металлургия

Металлургия остается важной отраслью в промышленности Японии. Бум в черной металлургии произошел в 60-70-ых гг. XX века. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Однако страна по-прежнему остается одним из главных экспортеров стали, ежегодно отправляя на экспорт 25 млн. тонн.

В Японии крайне слабо развита добывающая промышленность, так как здесь мало полезных ископаемых. На Японских островах добывается небольшое количество угля, серы, ртути, серебра, меди, цинка, свинца, марганца, однако этого едва хватает на удовлетворение самых скромных нужд местных жителей. Япония очень бедна и нефтью, там ее практически нет. единственное, что имеется в достаточном количестве, – это известняк, доломит, пирит, кварцевый песок.

Рис. 3. Добыча угля на Японских островах.

Что мы узнали?

По уровню социально-экономического развития Япония относится к постиндустриальному обществу. Хотя важнейшей сферой японской экономики остается промышленность, значение непроизводственного сектора растет опережающими темпами, особенно в области финансов, сферы обслуживания, научных исследований. В Японии основными отраслями промышленности являются робототехника, автомобилестроение, сельское хозяйство и металлургия.

На сегодняшний день Япония является одной из самых промышленно развитых стран в мире, на ее долю приходится около 12-ти процентов мирового промышленного производства.

Наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли промышленности, которые базируются на передовых технологиях, такие, как производство средств связи и информатики, производство новых композитных материалов, биотехнология.

Страна Восходящего Солнца сейчас занимает 1-е место в мире по производству морских судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой высоко технологичной продукции.

На высоком уровне находится производство потребительских товаров, в значительной мере ориентированных на экспорт. Постоянно увеличивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с ЧПУ. Япония планирует в скором времени освоение ближнего космоса.

Довольно долгое время основой энергетики Японии являлись уголь и древесина. Однако, рост тяжелой промышленности привел к существенным изменениям в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности весьма уязвима, поскольку почти на 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 50-х годах прошлого века основная доля в выработке электроэнергии принадлежала гидроэлектростанциям (ГЭС), однако с начала 60-х годов начали активно строиться тепловые электростанции (ТЭС), работающих на отечественном угле. В 70-х годах в Японии начали строиться атомные электростанции (АЭС), но после аварии в 2011 году на АЭС в г. Фукусима японское правительство отказалось от перспективы развития этого направления.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства из-за перехода на композитные материалы и уменьшение выпуска металлоемких изделий. Тем не менее, для Японии производство металлопроката было и остается одной из важных отраслей международной специализации.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Еще с советских времен мы прекрасно помним, что японская электроника и бытовая техника считалась лучшей в мире. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

Таким образом можно констатировать, что на сегодняшний день Япония имеет все предпосылки и впредь быть в числе лидеров по уровню экономического развития и промышленного производства.

3.1 Машиностроение Японии

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% - в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% - в транспортном машиностроении, менее 10% - в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Несмотря на то, что предприятия автомобильной промышленности Японии в последние годы несколько снизили выпуск машин, автомобилестроение по-прежнему во многом определяет «лицо» Японии в международном географическом разделении труда. Достаточно сказать, что эта отрасль формирует 1/10 общего ВВП Японии. Непосредственно в ней заняты примерно 700 тыс. работников, но если учитывать также эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка в стране и за рубежом, то не менее 5-6 млн человек. Крупнейшими автомобильными фирмами являются «Тоёта» (район Нагоя), «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси».

Развито в Японии и общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. По выпуску металлообрабатывающих станков Япония вышла на первое место в мире еще в 1982г. В дальнейшем она специализировалась в основном на станках с ЧПУ и промышленных роботах (парк – 420 тыс. из 780 тыс. в мире), и в этом ей не было и нет равных. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения производство наиболее сложных видов оборудования, в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого машиностроения.

По масштабам электронной промышленности Япония уступает только США. Но по объему экспорта её продукция занимает первое место. В середине 1990-х гг. в этой отрасли были заняты 1,8 млн человек. По показателю наукоемкости она превосходит все другие отрасли, отличаясь и высокой степенью монополизации («Мацусита», «Хитати», «Тошиба», «Сони», НЭК, «Фуцзицу» и др.). Раньше Япония специализировалась главным образом на бытовой электронике, но затем перешла на выпуск более сложной продукции. К примеру, персональных компьютеров в конце 1990-х гг. выпускалось 8 млн штук в год. По общему числу эксплуатируемых компьютеров (около 50 млн) Япония уступает только США.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.


3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости). Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, - больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Погоду в мировой автомобильной индустрии делают 6 крупнейших концернов, на долю которых приходится 57,5% общего мирового производства, а на долю первой десятки фирм – 80%. Один только американский автогигант «Дженерал Моторс» производит каждый седьмой автомобиль в мире!

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%). Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

Авиаракетно-космическая промышленность. Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Здесь действуют крупнейшие монополии «Макдоннел-Дуглас», «Боинг», «Локхид» и др. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до Второй мировой войны. Главные центры – Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм – находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия «Боинг». По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов), за ней – Техас, далее – Нью-Йорк, Миссури и Коннектик.

Экономика Японии на сегодняшний день является самой развитой экономикой в мире. По объему промышленного производства и по размеру ВВП данное государство занимает третье место среди стран мира, уступая позиции только Соединенным Штатам и КНР. В Японии очень развитые высокие технологии (робототехника и электроника), автомобиле- и судостроение.

Немного истории: этапы развития японской экономики

После Второй мировой войны правительством государства были выполнены структурные преобразования в организации в различных сферах экономики. Специалисты отмечают, что сотрудничество именно правительства с промышленниками, применение высоких технологий, трудовая этика, низкие расходы на оборону существенно помогли Японии стать промышленно развитой страной.

Основные этапы развития японской экономики:

Первый период - 1940-1960 гг. - характеризуется пересмотром политики государства в отношении науки и техники, а также в организации подготовки высококвалифицированных работников.

Второй период 1970-1980 гг. - время чрезвычайно высокого роста экономики. Отмечаются в этот период существенные изменения в структуре национального дохода. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, а также строительство составляют существенный процент национального дохода. При этом доля национального дохода от сельского хозяйства и рыболовства заметно снизилась с 23 % до 2 %.

Третий период 1990 - 2000 гг. - время превращения Японии в лидирующую страну мира по экономическим показателям.

Особенности развития японской промышленности

Особого внимания уделяется развитию науки и образования. Государственная программа НИОКР (развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) способствует разработке собственных техничных достижений и полного отказа от импорта. На территории страны были созданы специальные научные центры, которые стали заниматься разработками в области физики твердого тела, космических роботов, атомной энергетики, новейших конструкционных материалов, физики плазмы и другими вопросами.

В Японии выделяют три особо больших промышленных районы:

  • Тюке или Нагойский промышленный район;
  • Кей-Хин или Токийско-Йокагамский промышленный район;
  • Хан-Син или Осако-Кобский промышленный район.

Кроме того, на территории Японии промышленность хорошо развивается и в таких районах, как:

  • Северное Кюсю;
  • Канто;
  • Токай или Восточный морской промышленный район;
  • Касима;
  • Токийско-Тибский промышленный район.

Основные отрасли промышленности Японии

Автомобилестроение

Одной из главных статей экспорта страны является именно автомобильная продукция. Существует три крупные районы на территории Японии, которые занимаются производством автомобилей. Они находятся в префектурах Айти, Сидзуока и Канагава. Ведущими автомобильными компаниями в мире считаются следующие «Мазда» (завод в г. Хиросима), «Тойота» и «Ниссан» (завод в г. Йокогама), «Хонда» (завод в столице Токио), «Мицубиси» и «Судзуки» (завод в г. Хамамацу).

Данная отрасль начала стремительно развиваться с 1970-х гг. Япония большими объемами экспортировала автомобильную продукцию в США. Но после конфликта в 1974 году между обеими странами, Япония вела ограничения на вывоз автомобилей из страны. Поэтому предприниматели этого государства начали переносить свое производство на территорию США. В 1989 году специалисты отмечают наибольший пик в производстве автомобильной продукции. За этой год было выпущено около 13 млн. автомобилей. Из этого количества 6 млн. Япония экспортировала за рубеж.


Судостроение

На территории Японии расположены три крупных судостроительных районы:

  • Тихоокеанское побережье;
  • Северные берега острова Кюсю;
  • Побережьем Внутреннего японского моря.

Ведущими мировыми компаниями, которые занимаются судостроением, являются «Юниверсал» (Кавасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Мицубисси» (Нагасаки), «Сасэбо» (Сасэбо).

Благодаря совершенствованию техники, вышеуказанное государство после Второй мировой войны являлось абсолютным лидером в данной отрасли промышленности. В начале 1970 года страна выпускала корабли, грузоподъемность которых составляла больше, чем 16 тыс. тонн.

Но уже в следующие годы. Япония стала конкурировать с КНР. Данная борьба на рынке судостроение ведется между этими странами по сегодняшний день.

Электротехника

Ведущими мировыми компаниями, которые осуществляют производство любого рода электротехники являются следующие:

  • Кенвуд Корпорейшн;
  • Кенон;
  • Коника;
  • Сони;
  • Тошиба;
  • Супра;
  • Никон;
  • Панасоник;
  • Олимпус;
  • Роланд;
  • Пионер;
  • Шарп;
  • Сега.
Развитие сельского хозяйства Японии

13 % территории вышеуказанного государства занимают угодья. Рисовые поля составляют более половины из них. Поскольку угодья преимущественно малые, то очень часто они обрабатываются без применения специализированной большой техники. Иногда угодья расположены возле террас и на склонах гор, поскольку в Японии не хватает равнинной земли.

С конца 20 века в государстве наблюдается тенденция к сокращению заливных полей. Это объясняется двумя причинами:

  • быстрая урбанизация страны;
  • переход японцев к западному образу жизни (увеличения употребления в пищу пшеницы, молока и мяса, а уменьшение - риса).

Все население государства, которое занимается сельским хозяйством, согласно законодательству называется фермерами. Последние делятся на тех, кто выращивает продукцию для своих нужд, и тех, кто выращивает продукцию на продажу. Соответственно существуют простые фермеры и фермеры-торговцы. Последние должны обладать пахотными землями площадью от 30 акров.

Фермеры-торговцы делятся также на три основных группы:

  • профессионалы (то есть те, которые занимаются сельскохозяйственной работой от 60 дней в год, их возраст должен быть не менее 65 лет)4
  • полупрофессионалы (те же требования);
  • любители (лица, старше 65 лет).
Основные отрасли сельского хозяйства Японии

Рисоводство

Около половины всей пашни государства отведено под вышеуказанную культуру. Своего апогея японское рисоводство достигло после 1960 года. Японское экономическое чуду способствовало тому, что доходы населения существенно выросли. Это привело к увеличению спроса на рис.

С 1970 года фермеры начали приступать к свертыванию посевных площадей из-за чрезмерных излишков риса. Была введена система севооборота на заливных полях. Но уже в 1997 году на территории Японии возник неожиданный дефицит риса из-за сокращений угодий.

Специалисты отмечают, что уже в начале XIX века около 23 % от валовой продукции сельского хозяйства государства составляли доходы от выращивания риса.

Рыболовство

Данная отрасль сельского хозяйства является традиционной для Японии. Специалисты подсчитали, что в среднем один японец в течение года употребляет около 168 кг рыбы.

Северная и южная часть Западного Тихого океана является основным районом, где процветает рыболовство. Основу вылова составляют следующие рыбы: семейства тунцы (8 %), скумбриевых (14 %), сайры (5 %), лососевых (5 %), ставрида (4 %).

Следует отметить, что Япония является самым большим импортером рыбы и морепродуктовм в мире (занимает около 20 % всего мирового импорта). Дело в том, что японские рыбалки обладают правом заниматься рыболовством исключительно только территориальных водах страны (в радиусе 370 км в Тихом океане).

Ресурсы и энергетика Японии

Основным энергетическим ресурсом вышеуказанного государства является нефть. Доля «черного золота» в энергобалансе страны составляет около 50 %.

Основные нефтепродукты, которые производятся на японских НПЗ:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • лигроин;
  • мазут.

Но все-таки стране приходится импортировать 97 % этого ресурса из таких стран, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар. Однако правительство Японии пытается использовать альтернативные источники энергии, например, биоэтанол.

Следует отметить, что государство полностью обеспечивает свои потребности в минералах и строительных материалах. Также на территории Японии находятся незначительные залежи золота. Оно принадлежит к наивысшему в мире качеству и добывается в префектуре Кагосима в близи от города Иса (шахта Хисикари).

Особенностью японской экономики является то, что в стране практически нет энергетических ресурсов. В 1979 году после нефтяных кризисов правительство Японии взяло курс на развитие собственной ядерной энергетики. Часть предприятий было переведено ан природный газ.

Последний поставляется на территорию вышеуказанного государства в сжиженной форме из таких стран, как Индонезия и Малайзия. Специалисты отмечают, что Япония является шестой страной в мире по совокупному употреблению данного природного ресурса. 96 % его страна должна завозить извне.

Также государство бедное на металлы. 100 % всей меди, алюминия, железной руды импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками согласно данным 2004 года железной руды в Японию были Индия (8 %), Австралия (62 %) и Бразилия (21 %), алюминия - Индонезия (37 %) и Австралия (45 %), меди - Чили (21 %), Австралия (10 %), Индонезия (21 %).

Особенности японской торговли

Главной отличительной характеристикой торговых отношений вышеуказанной страны является то, что страна полностью закупает сырье и экспортирует уже промышленные товары. Данная торговля относится к типу торговли добавленной стоимости.

До Второй мировой войны, государство ввозило сырье для своей текстильной промышленности, а вывозило текстильную продукцию. После Второй мировой войны Япония полностью переориентировала свою экономику. Из-за границы она ввозит в основном топливо, а экспортирует - продукцию машиностроения, высокоточное оборудование, автомобили, электронику.

Специалисты отмечают, что, начиная с 1980 года, государство обладает исключительно положительным сальдо торгового баланса: импорт существенно уступает экспорту страны.

Главные товары импорта Японии:

  • нефть;
  • сжиженный газ;
  • простые микросхемы;
  • текстильные товары;
  • рыба и морепродукты;
  • компьютеры.

Главные товары экспорта Японии:

  • сложные микросхемы;
  • автомобили;
  • продукция химической промышленности;
  • сталь;
  • товары машиностроительной промышленности.

Основными торговыми партнерами вышеуказанного государства являются США, Китай, Саудовская Аравия, республика Корея, Австралия.

Специалисты отмечают, что согласно данным 2010 года внешний оборот страны составил около 1,401 триллиона американских долларов.

В основном импорт и экспорт товаров осуществляются через порты Японии. Самыми крупными торговыми портами этого государства являются:

  • Аэропорт Кансай;
  • Порт Кобе;
  • Аэропорт Нарита;
  • Нагойский порт;
  • Йокогамский порт;
  • Токийский порт.

Японская экономическая модель: описание

Чтобы понять азы модели развития экономики вышеуказанной страны, следует обратить внимание на следующие важные факторы:

  • роль государства в экономических отношениях;
  • организация частного предпринимательства;
  • трудовые отношения.
Особенности структуры частного предпринимательства

Социальная структура Японии характеризуется дуализмом современной промышленности. Мелкие и средние предприятия занимают основное место в обрабатывающий промышленности. При этом часть мелких фирм не наблюдает выраженной тенденции к сокращению. Именно на фоне массы мелких предприятий быстро развивались существенные концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности. Это как раз и привело к образованию гигантских объединений.

Особенности экономического строя Японии:

  • вертикальная интеграция фирм и их группировка (крупные компании объединяются с мелкими и средними фирмами);
  • наличие трехслойной структуры - рынок - группа предприятий (кэйрэцу) - собственно предприятие (законодательство запрещало поглощать мелкие предприятия. В основном последние подчиняются крупным компаниям. Это ограничивает процесс централизации капитала и предусматривает единодушное согласие директоров подчиняемых предприятий).

Самыми крупными кэйрэцу (финансовыми группами) Японии считаются следующие:

  • Мицубиси;
  • Мицуи;
  • Сумитомо;
  • Санва;
  • Данити Канге.

Они в основном управляются универсальными торговыми и промышленными компаниями, крупными банковскими учреждениями.

Группировки финансового капитала обладают правом взаимного владения ценными бумагами компаний-участниц (но только небольшим пакетом). Например, компании по страхованию жизни могут владеть не более 10 % ценных бумаг других фирм, а финансовые учреждения - не более 5 %. Компании не могут владеть собственными акциями. Результатом этого является переход контроля над компаниями от физических к юридическим лицам.

Трудовые отношения

Чтобы достигнуть высоких показателей роста экономики, важно создать уникальную систему управления персоналом. Японцы весьма успешно сделали это!

Менедждмент государства восходящего Солнца основывается на отождествления работника с целой корпорацией. В Японии совершенно не принято часто менять работу. Японские работники являются чрезвычайно преданными своему начальству и той организации, где они трудятся.

В стране восходящего Солнца приветствуется система так называемого «пожизненного найма сотрудника». Последний всю свою трудовую жизнь остается верным только одной организации. При действии такой системы со временем для работника трудовой коллектив становится второй семьей, а работа - домом. Сотрудник перестает разграничивать свои собственные цели и цели самой корпорации.

Следует отметить, что для Японии характерный довольно-таки длительный рабочий день - около 58 часов в неделю. Система оплаты труда:

  • базисная;
  • сверхурочная;
  • премиальная.

Женская рабочая сила занимает особое положение в трудовых отношениях. В основном представительницы слабого пола используются как почасовики и поденщики. Зарплата женщины в несколько раз ниже, чем у мужчины. Интересно, что женщины-поденщики проходят в государственной статистике как обычные домохозяйки. Поэтому они следовательно не могут потерять свою работу - то есть их не включают в число безработных. Из-за этого в государстве отмечается такой низкий уровень безработицы.

Роль государства

В решении общих проблем в стране восходящего Солнца отмечается единство государственного аппарата и крупных компаний. В стране очень активно используется система планирования:

  • общегосударственного;
  • целевого;
  • регионально;
  • внутрифирменного;
  • отраслевого.

Общегосударственные планы в основном направлены на регулирование работы частных фирм и компаний. Их основные задачи главным образом воплощаются в содержании внутрифирменных планов, которые отличаются директивным характером.

Существует пять основных групп общегосударственных планов:

  • план экономического и социального развития;
  • отраслевые планы;
  • план развития и использования земель;
  • региональное планирование;
  • целевые общегосударственные программы.

Роль высших должностных лиц является чрезвычайно высокой. Их указания обязательны для осуществления фирмами.

Сельское хозяйство также развивается в условиях государственного регулирования и достаточно широкой поддержки. Арендные отношения и наемный труд не получили здесь распространения. Всего-то 7 % хозяйств имеют более 2 га земли. Около 70 % хозяйств успешно работают вне отрасли. Они занимаются сферой услуг и работают в промышленности. Государство им разрешило трудиться в хозяйстве только в выходные дни.

Следует отметить, что страна является монопольным покупателем всей сельскохозяйственной продукции. Владельцы последней продают ее по ценам, высше мировых.

Японскую экономическую модель называют весьма специфической. Ведь она отлично сочетает не только экономические и политические методы, но и способы психологические. Вышеуказанную модель некоторые специалисты называют философией ведения экономики. О состоятельности и абсолютной конкурентоспособности такого метода функционирования экономики говорят экономические потрясающие достижения страны восходящего Солнца.

Экономика Японии сегодня

В конце XX века в государстве стремительно росли иновалютные резервы. Японским правительством была введена специальная система мер по либерализации вывоза капиталов страны за границу. Сегодня она является самым мощным международным кредитором и банковским центром. Ее доля в международных займах существенно выросла (с 5 % в 1980 году до 25 % в 1990 году). Главной формой внешнеэкономической деятельности является как раз экспорт капитала.

Специалисты отмечают, что больше всего японских капиталов успешно работают в США, Западной Европе, странах Азии, Латинской Америке.

Во втором полугодии 2008 года экономика страны восходящего Солнца вошла в рецессию. Объем продаж, например, автомобилей в ноябре этого года упал больше, чем на 27 %.

В стране наблюдается самый низкий уровень безработицы в мире. Согласно данным 2011 года, его показатель составил около 4-х %.

Инфляция в 2010 году отсутствовала. Согласно данным на 2011 год, уровень инфляции повысился до показателя 2 %.

Начиная с 2014 года, отмечают специалисты, экономика Японии успешно вышла из рецессии. Рост ВВП, согласно данным правительства, в годовом исчислении дает 2,2 %.

Если немного подытожить, то, можно сказать, что японская экономика в основном ориентируется на экспорт товаров. В последнее время страна восходящего Солнца является основным поставщиком высокоточной техники, электроники и автомобилей на мирровый рынок. Продукция вышеуказанных отраслей экономики отличается чрезвычайно высоким качеством, очень быстрой сменой моделей и постоянным усовершенствованием. Это делает ее достаточно популярной и востребованной среди потребителей.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Экономика Японии: наиболее полный и подробный анализ

Японская экономика входит в пятерку крупнейших экономик мира. А по уровню благосостояния она значительно обгоняет Китай, занимая положение между ведущими европейскими странами. Однако ее доля в мировом ВВП неуклонно снижается. Финансовая система испытывает серьезные трудности. А возможностей для роста практически нет. В данной статье будет рассказано о состоянии японской экономики, об истории формирования ее современной структуры и о тех проблемах, которые препятствуют дальнейшему развитию.

Структура экономики. История ее формирования

Экономика Японии получила мощный толчок для роста во второй половине XX века. После окончания войны государство фактически оказалось под протекторатом США. Америка уже несколько десятилетий диктует Стране восходящего солнца свою политическую волю. Но взамен этого ей были предоставлены западные технологии – особенно в автомобилестроении и микроэлектронике. Япония смогла очень умело распорядиться этим ресурсом. И за 20 лет превратилась в одного из крупнейших экспортеров высокотехнологической продукции.

В первые годы после войны страна занимается активным импортом технологий и знаний. Идет выстраивание эффективной системы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), перенимается иностранный опыт. Можно сказать, что американцы учили японцев создавать первых роботов и различную технику для гражданских целей. Однако через некоторое время Япония уже сама начинает экспортировать как робототехнику, так и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты, холодильники и другую аппаратуру. Причем вся продукция – отличного качества. Страна постепенно завоевывает все больше рынков сбыта.

Добиться таких результатов удалось за счет дешевой рабочей силы. А также благодаря выстраиванию особой модели бизнеса, которая впоследствии сыграет с экономикой злую шутку.

В Японии сформировалась особая форма государственного капитализма с наличием олигопольных игроков. Правительство активно поддерживало крупные компании, которые занимались экспортом продукции. Именно экспортная ориентированность стала главной идеей национальной экономики.

Олигопольная структура рынка была характерна для Японии еще в 19 веке. Она осталась таковой и после оккупации США в середине 20 в. Но ключевую роль стали занимать не семейные кланы, а крупные финансово-промышленные конгломераты, сформированные на основе партнерских отношений.

Такая модель поначалу давала очень хорошие результаты и способствовала развитию. Государство активно поддерживало большие корпорации, ориентированные на экспорт. Стимулировало их, предоставляло различные дотации и защиту.

В 60-70-80-ые годы Япония становится одним из крупнейших производителей микроэлектроники, бытовой техники, аппаратуры, автомобилей, а также морских судов. Товары из островного государства отличаются качеством и не очень дороги.

В 70-80-ые, как и в США, и в странах Западной Европы, в Японии начинается переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Активно развивается сектор услуг. Быстрыми темпами разрастается финансовый сегмент. Рынок ипотеки переживает настоящий бум. На фондовой бирже котировки также постоянно стремятся вверх. Пик роста приходится на 85-90-ые годы. Японию называют страной экономического чуда.

Однако стремительный рост приводит к надуванию больших пузырей. Эти пузыри формируются как в реальной экономике, так и в финансовой сфере. Особой проблемой становится ипотечный сегмент. Начинается кризис перепроизводства. В то же время с ростом благосостояния рабочая сила дорожает. Это повышает себестоимость производимых товаров. Ситуация сильно обостряется из-за олигопольной структуры экономики.

Усиление больших корпораций, поддерживаемых государством, способствует ослаблению конкуренции. Мелким компаниям становится пробиться крайне тяжело. Зато крупным конгломератам предоставляются особые привилегии, а на их ошибки закрывают глаза. Это снижает эффективность производства. Появляются так называемые зомби-компании – которые существуют только за счет господдержки и не способны выживать на свободном рынке. Игнорирование проблем наблюдается и в финансовом сегменте. Крупные пакеты акций запрещено продавать. Рост котировок на бирже происходит во многом за счет того, что корпорации перепродают ценные бумаги друг другу.

Пузыри в японской экономике лопаются в 90-ые годы. Все проблемы, которые ранее скрывались – выходят на поверхность. Крупные компании оказываются неэффективными. Перенасыщенный рынок недвижимости начинает падать. Происходит обвал фондовых индексов на бирже. Далее кризис сменяется стагнацией, которая затягивается на 10 лет. Эксперты говорят о потерянном десятилетии.

В 2000-ые годы ситуация слегка выправляется. Но грянувший в 2008 г. глобальный кризис окончательно добивает экономику Японии. Наблюдается падение ВВП на 10-15% (сравнимо с ростом в 60-80-ые годы).

Вторым ударом становится разрушительное цунами в 2011 году, которое прерывает восстановительный рост 2010-го.

На данный момент японская экономика по-прежнему остается одной из самых развитых. Промышленный сектор занимает 23%. Финансовые услуги – 18%. На здравоохранение, образование и социальную систему приходится 30%. Торговля, связь, ресторанный и гостиничный бизнес – 20%. Сельское хозяйство – 1,5%. Страна в полной мере является постиндустриальной. Накопив жир в благоприятные годы стремительного роста, государство постепенно расходует те ресурсы, которые у него остались. В Японии крайне развита инфраструктура (дороги одни из самых лучших). Уровень жизни достаточно высокий.

Промышленность до сих пор выпускает качественную бытовую технику, автомобили, морские суда различного назначения. Микроэлектроника и цифровая аппаратура – отличного качества. Хорошая научная база помогает вести исследования и новые разработки. Большое внимание уделяется роботостроению (создаются автономные прямоходящие роботы). Однако в целом дальнейшее развитие находится под вопросом. Страна восходящего солнца теряет свою долю в мировом ВВП. Ее продукция оказывается менее конкурентоспособной из-за высокой себестоимости. Точки роста практически отсутствуют. При этом имеется ряд серьезных долгосрочных проблем. Первая – огромный государственный долг, который превышает ВВП страны в 2,5 раза (250%). Правда, этот долг почти весь внутренний.

В отличие от США, у которых треть долга принадлежит иностранцам, в Японии 95% займов распределено между самими гражданами. Значительная часть находится в руках крупных компаний. Это дает правительству пространство для маневров. Однако величина долга все равно представляет угрозу и давит на бюджет. Вторая проблема Японии – в сфере демографии. Количество стариков из-за продолжительности жизни слишком большое по сравнению с трудоспособным населением. Все это делает дальнейшее развитие страны довольно сложным. Правительство пытается решить проблему высокой себестоимости продукции за счет обесценивания валюты. Но пока результаты очень скромные. Зато госдолг продолжает расти.

Импорт и экспорт

Территория Японии бедна полезными ископаемыми. Поэтому основной статьей импорта является сырье. Особенно это касается энергоресурсов. Практически весь объем потребляемых углеводородов ввозится из других стран. При этом половина нефти поставляется с Ближнего Востока. А газ – из Малайзии, Австралии, Индонезии. Также ввозится уголь – из Австралии, Индонезии и Китая. Топливо составляет около 40% всего импорта страны. Причем его закупка осуществляется по довольно высоким ценам. Другой важной статьей импорта являются металлы и металлопрокатные изделия. Все это делает государство зависимым от поставок сырьевых товаров. Особым фактором риска здесь можно назвать ввоз нефти из нестабильного ближневосточного региона. Чтобы решить данную проблему, Япония долгое время строила атомные станции, доведя их долю в энергобалансе страны до 10%. Но авария на Фукусиме в 2011 г. затормозила этот процесс.

Второй по объему (после сырья) категорией импорта является компьютерная техника, простые микросхемы и различное оборудование.

Также ввоз продуктов питания превышает объем продаж за рубеж.

Главная статья экспорта Страны восходящего солнца – машины и различные комплектующие к ним. Причем японские автомобили славятся своим качеством и долговечностью. Данная отрасль до 90-ых годов была крайне конкурентоспособной, что приводило к торговым конфликтам с Америкой. И поскольку страна политически зависит от Америки, то разрешение конфликтов часто происходило не в пользу Японии.

Большую долю экспорта занимает и различное высокотехнологичное оборудование (помимо машин), бытовая техника, оргтехника, сложные микросхемы и компьютеры.

Металлургическая промышленность и химическая промышленность также поставляют много продукции на внешние рынки – в том числе металлопрокат и готовые нефтепродукты.

Японию можно назвать экономикой высоких переделов. То есть страна закупает сырье и производит из него много продукции с высокой добавленной стоимостью.

Основные торговые партнеры Японии: Китай (19% японского экспорта и 22% импорта), США (18% экспорта и 9% импорта), Южная Корея (8% экспорта и 5% импорта), Австралия (2% экспорта и 6% импорта), Саудовская Аравия (1% экспорта и 6% импорта), а также страны Евросоюза (особенно Германия) и Ближнего Востока.

Сильные и слабые стороны

Сильные стороны:

  • высокий уровень технологического развития;
  • экспорт качественной высокотехнологической продукции по всему миру;
  • высокий уровень благосостояния, большой запас прочности;
  • государственный долг в руках резидентов.

Слабые стороны:

  • высокая оплата труда и дефляция иены лишают продукцию конкурентного преимущества;
  • перенасыщенность внутреннего рынка потребления и кредитования, нет точек роста;
  • высокая зависимость от импорта сырья, зависимость импорта нефти от нестабильного региона Ближнего Востока;
  • огромный государственный долг по отношению к ВВП;
  • стареющее население.

Состояние на текущий момент

Экономика Японии сейчас находится в своеобразном тупике. Как уже было отмечено, она обладает большим запасом прочности и имеет высокий уровень развития. Однако рост ВВП практически отсутствует. Доля японской экономики в мире сокращается. Производимая продукция испытывает все большую конкуренцию со стороны Европы, США и особенно Китая. Товары оказываются дорогими из-за высоких зарплат работников.

Чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции, правительство обесценивает национальную валюту. В систему вливается огромное количество денег. Курс иены искусственно снижается. Однако это не приносит ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. В Японии очень сильны дефляционные процессы (инфляция отсутствует). В периоды кризиса – они усиливаются. При этом в стране наблюдается перепроизводство и товарное насыщение. Поэтому граждане предпочитают сохранять перманентно дорожающие денежные знаки. Это негативно отражается на потребительской активности.

Для решения проблем дороговизны товаров и отсутствия потребительского спроса – проводятся постоянные девальвации, а ключевая ставка держится на нуле. С каждым новым раундом количественного смягчения (стимулирующие программы) эти девальвации все более сильные. Но эффект от них временный. При этом государственный долг растет высокими темпами. Можно сказать, что ситуация с годами только усугубляется. Еще в 90-ые Япония имела положительный торговый баланс (экспорт был больше импорта).

С 2011-го импорт превышает экспорт. Это значит, что японские товары пользуются все меньшим спросом. В 2015 г. дисбаланс начал медленно выправляться. Но в начале 2016-го ситуация снова ухудшилась. График ВВП страны характеризуется сильными скачками из положительной области в отрицательную. Рост на 4-5% в одном квартале сменяется падением на 6-7% в следующем квартале. Это показатель того, что экономику пытаются разогнать искусственно (ВВП можно кратковременно увеличить, но если произведенная продукция не будет пользоваться спросом, то в следующий период будет равнозначное падение). В целом на длительном промежутке времени роста нет, либо он незначительный.

Япония первой столкнулась с теми проблемами, с которыми сталкивается сейчас весь развитый мир (США и Евросоюз). И западные страны идут по тому же пути, что и японский ЦБ – обесценивают национальные валюты, насыщают экономику деньгами. Поэтому преимущества от сверхмягкой монетарной политики у Страны восходящего солнца нивелируются. В то же время дефляционные процессы в Японии сильнее, а закредитованность выше. И это продолжается уже долгие годы.

Потерянное десятилетие сменяется потерянным двадцатилетием и тридцатилетием. В итоге можно сказать, что положение в японской экономике более плачевное. Ситуация осложняется проблемой стареющего населения. Если в мире не произойдет глобальных изменений или не случится технического прорыва, то наиболее вероятным выглядит сценарий дальнейшего ухудшения в долгосрочной перспективе.

Однако говорить о полноценной деградации сложно. Высокий уровень развития, достигнутый в периоды роста 60-80-ых годов, будет еще много лет поддерживать увядающую экономику Японии. А научно-технический потенциал дает возможность для новых открытий и прорывов.

Оцените нас



Похожие статьи