Возражения на акт налоговой проверки. Как написать возражения на акт налоговой проверки

Бывает, что итоги проведенной налоговой проверки, отраженные в соответствующих актах, по мнению руководителей проверяемой компании, не всегда правомерны, а представленные документы не приняты инспектором к вниманию. В этом случае необходимо составить протокол разногласий к акту проверки, или, как еще принято называть этот документ, возражение на акт налоговой проверки. Никаких кардинальных отличий между протоколом разногласий и возражениями не существует, поскольку законом не установлено ни обязательное использование одного из этих наименований, ни типовая форма документа. Поэтому выражение несогласия с выводами, представленными в актах налоговых проверок, одинаково верно именовать любым из этих названий. О том, в какие сроки можно подать протокол разногласий в ИФНС, как оформить и какие нюансы при этом учесть, узнаем из этой публикации.

Оформление и содержание документа

Несмотря на то, что составляется протокол в произвольной форме, здравый смысл требует, чтобы в документе присутствовали достаточно убедительные доводы и доказательства, подкрепленные грамотно оформленными документами и соответствующими законодательными нормами. Требуется структурировать текст возражений, составляя документ по аналогии с актом проверки, т. е., объединить все сведения в три основных блока:

  • вводный (общий), в котором представлена информация о собственно проверке, номере и дате акта, периоде проведения;
  • описательный, раскрывающий суть вопросов, ставших основанием для составления возражений. В этом блоке должны быть обстоятельно изложены все доводы проверяемой компании по каждой оспариваемой позиции. Заметим, что составлению протокола предшествует скрупулезная работа предприятия по разбору всех нарушений, отмеченных инспектором ИФНС, поскольку, оформляя такой документ, как протокол разногласий к акту проверки (образец ниже), следует точно знать, какие нарушения компанией действительно были допущены, а какие являются недоработкой или домыслами проверяющих. Обосновывать доводы компании следует, ссылаясь на соответствующие законы, разъяснения Минфина или ФНС, а также существующую судебную практику.

При возможности воссоздания недостающих документов или исправлении недостатков, о которых в акте идет речь, следует их восстановить и представить вместе с возражениями. Если в акте проверки обнаружены неточности в расчетах либо искаженная оценка хозяйственных операций, эти факты также указываются. Все спорные вопросы лучше сгруппировать в 2 категории – нарушения собственно процедуры проверки или норм материального права.

Если оспаривание касается только вопросов проведения проверки, руководитель ИФНС может вынести решение об осуществлении дополнительных контролирующих мероприятий, направленных на устранение процедурных упущений. Как правило, эти нарушения не влияют на финансовое положение организации, и немногие из них оформляют возражения по такому поводу. Компаниям лучше делать упор на нарушения по существу проверки, поскольку обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности предприятие вправе лишь в том объеме, который оспаривался в вышестоящем налоговом органе;

  • резолютивный, т. е. подводящий итог с указанием суммы доначисленных налогов, с которой организация не согласна и предлагающий определенный алгоритм действий. Кроме того, следует попросить ИФНС уведомить компанию о дне и времени разбора протокола разногласий, чтобы не дать повода налоговикам рассмотреть документ без ведома предприятия.

Если к возражениям приложены документы (копии), их количество следует упомянуть в строке «Прложения». Все копии заверяются полномочным представителем компании и печатью.

Возражения на акт налоговой проверки: срок

Будучи письменным обращением в ИФНС, констатирующим несогласие в определенных пунктах с актом ревизии, возражения на акт выездной налоговой проверки могут быть представлены в канцелярию территориальной ИФНС либо отправлены по почте. Сделать это можно в течение 1 месяца, после получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). Унифицированной формы этого документа не существует, но ФНС разработан весьма удобный вариант « Возражения на акт налоговой проверки».

Отметим, что представленная форма подходит для предъявления возражений при любом статусе проведенных налоговых проверок – камеральных или выездных. Компании зачастую разрабатывают форму документа, изменяя ее, в зависимости от отмеченных в акте нарушений. Предлагаем еще один, часто встречающийся документ.

Образец возражения на акт выездной проверки

Возражение на акт выездной налоговой проверки, образец которого представлен, содержит 2 блока – общий и описательный. Резолютивная часть заполняется, опираясь на информацию в предыдущей, описывающей спорные позиции акта.

Чего ожидать после передачи возражений в ИФНС

Окончание срока, предоставленного законом на оформление и передачу возражений (1 месяц со дня получения акта) является началом десятидневного периода, когда руководителем ИФНС разногласия должны быть рассмотрены, и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или приняты его доводы.

Если налогоплательщик усомнился в законности действий или требований налогового инспектора, проводившего «камералку», он имеет право составить возражение на акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже. Как правильно составить и в каком случае подавать не следует? Постараемся дать подробный ответ на каждый вопрос.

Причины составления возражения

Налоговые инспектора, получив декларацию налогоплательщика и иные документы о доходах/расходах, проводят камеральную проверку этих деловых бумаг. В том случае, если какая-либо информация потребует уточнений или разъяснений, плательщику направляется соответствующее уведомление. В установленные законом сроки тот обязан предоставить все необходимые документы, справки и т.д. Выявленные нарушения становятся основанием для составления акта проведенной проверки, который направляется проверяемому лицу.

Если предприниматель (руководитель организации) решит, что в ходе проверки были нарушены его права, он имеет право подать возражение на акт камеральной налоговой проверки.

Причины его составления эксперты условно делят на две категории:

  • процессуальные нарушения (нарушен регламент проведения «камералки»);
  • нарушения норм материального права (инспектор неверно истолковал какие-либо бумаги, учел не все документы из тех, что плательщик предоставил).

Есть нарушения, которые не признаются серьезными, и попытка указать на них может обернуться против налогоплательщика. Не стоит заострять внимание на следующих недочетах инспектора:

  • сроки проведения «камералки» (начало и завершение);
  • незначительные неточности в составлении акта;
  • несерьезные нарушения регламента.

Документ следует подавать в налоговую инспекцию лично либо отправлять по почте. В последнем случае желательно отправить его заказным письмом с уведомлением. Как вариант, можно воспользоваться возможностями сети Интернет. Однако этот вариант подходит лишь тем, у кого есть цифровая подпись (официально зарегистрированная).

Особенности составления

Перед составлением возражения рекомендуется убедиться в том, что факт нарушений со стороны инспекторов действительно имел место, а в деятельности предпринимателя нет никаких подводных камней и ошибок. В противном случае другая (повторная) проверка может выявить серьезные нарушения в деятельности самого предпринимателя.

Документ должен быть представлен на бумажном носителе, поскольку:

  • только в таком виде его примет вышестоящая налоговая инстанция;
  • он может понадобиться при обращении в суд.

Все формулировки должны быть четкими, а аргументация стопроцентной. В противном случае юридически подкованные гос. служащие сумеют быстро «развалить» неправильно составленное обвинение налогоплательщика.

Образец документа

На сегодняшний день нет четко обозначенной формы возражения. Даже на официальном сайте ФНС приведен примерный образец. Однако логика и нормы делопроизводства подсказывают, что и как следует указать:

  • в начале документа (верхний правый угол) – информация об адресате (название налоговой организации, имя, фамилия и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку);
  • далее – информация об отправителе (налогоплательщике);
  • затем – номер документа и дата его составления.

В основной части документа следует написать его название («Возражение на акт…») и привести свои доказательства выявленных нарушений. Рекомендуется обязательно сослаться на статьи Налогового кодекса, Письма Минфина и иные нормативные акты.

В заключительной части плательщику необходимо подвести итог, указать свою просьбу (требования). Если к возражению прилагаются какие-либо документы, их перечень следует привести в разделе «Приложение». Документ должен быть подписан должностным лицом (руководителем компании). Необходимо указать его должность, фамилию, имя и поставить дату.

На законодательном уровне не прописано, как следует оформлять возражение на акт «камералки». А это значит, что можно заполнить от руки готовый бланк или напечатать на компьютере с помощью текстового редактора и затем распечатать на принтере, используя обычный лист формата А4 или фирменный бланк компании. Ставить печать компании также не обязательно. Это правило отменили в 2016-м году.

Возражение составляется в двух экземплярах. Один налогоплательщик оставляет себе после того, как налоговый инспектор его завизирует. Другой экземпляр отдает в налоговую.

Гос. служащие обязаны уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте его возражений. Он может присутствовать и дополнять свои претензии новыми аргументами либо ходатайствовать о снижение штрафа, поскольку есть смягчающие обстоятельства (в этом случае сумма должна быть уменьшена вдвое). Однако его присутствие необязательно, положение это не усугубит.

Итак, возражение на акт камеральной проверки – это документ, который составляет налогоплательщик. Причина составления — действия инспектора, проводившего проверку, которые, по мнению плательщика, нарушили законодательные нормы и права проверяемого лица. Жестких требований к его оформлению нет, но составлять его желательно при наличии веских причин.

Возражения на акт камеральной проверки - образец их можно вполне составить самостоятельно. Для этого достаточно учесть несколько факторов, о которых пойдет речь в данной статье.

Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки

Если у налогоплательщика есть сомнения в правомерности позиции налогового органа по итогам камеральной проверки, ему следует подать возражения. Причем составлять документ надо обязательно в письменной форме, потому что:

  • так вы демонстрируете серьезность намерений;
  • в другом виде инспекция или управление ФНС его рассматривать не будут;
  • он может понадобиться в суде.

Естественно, следует подобрать очень убедительные доводы, способные склонить мнение вышестоящей инстанции или суда в вашу сторону.

Вместе с тем налогоплательщик должен иметь в виду, что подача возражений чревата дополнительными проверками — налоговая инспекция, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, обязана отреагировать на сигнал. Подобная ситуация отражена в нескольких судебных решениях, в частности в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 № А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 № КА-А40/8644-09 и ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-26710/2008.

Может случиться так, что налоговые инспекторы в ходе дополнительной проверки найдут еще более серьезные нарушения. Поэтому, подавая возражения на акт камералки, следует еще раз тщательно убедиться в том, что вы правы и все документы в порядке.

О сроках камеральной проверки вы узнаете из статьи .

В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки

Не следует отмечать в возражениях формальные нарушения, допущенные инспекторами, как то: сроки начала и окончания мероприятия, процедурные рамки, неточности в оформлении протокола. Лучше сосредоточиться на сути акта.

Если же у налогоплательщика есть замечания лишь по формальным поводам, то возражения подавать лучше не стоит. Их можно оставить для обжалования решений, принимаемых по итогам камеральной проверки. В суде таким образом можно будет попытаться дискредитировать акт. Если же сделать это раньше, то налоговый орган устранит недочеты и лишит налогоплательщика аргументов.

О том, к чему нужно быть готовым при проверке декларации по налогу на прибыль, читайте в материале .

Возражения на акт камеральной налоговой проверки: образец

В Налоговом кодексе и других законодательных актах нет отдельных требований к оформлению возражений на акт камеральной налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик может излагать аргументы в произвольной форме.

Приведем образец возражения на акт камеральной проверки.

Пример

Налоговый орган в лице старшего налогового инспектора Зайцевой И. И. провел камеральную проверку декларации по НДС, поданной ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года. В акте от 18.01.2018 № 18-4/23 Зайцева предлагает доначислить НДС за 3 квартал 2017 года и начислить пени по налогу. Претензии у налоговой инспекции возникли по договору поставки с ООО «Геркон».

Руководитель, бухгалтер и юрист компании ознакомились с актом и посчитали, что найдут весомые аргументы для убеждения налоговиков в исправлении суммы претензии. В результате был составлен документ — возражение на акт камеральной проверки.

Руководителю

ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу

196158, Санкт-Петербург,

ул. Пулковская, д. 12, литера А

от ООО «Омега»

ИНН 7801378904, КПП 771801991

196158, г. Санкт-Петербург,

пр-т Московский, д. 136

Возражения

ООО «Омега» на акт камеральной налоговой проверки

от 18.01.2018 № 18-4/23

ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу в лице старшего государственного налогового инспектора И. И. Зайцевой провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года.

В составленном инспектором Зайцевой И. И. акте от 18.01.2018 № 18-4/23 нашему обществу предложено оплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 172 800 руб. и начисленные в этой связи пени в сумме 4 354 руб. Помимо этого, общество за допущенное нарушение предлагается привлечь к налоговой ответственности.

Полагаем, что выводы инспектора Зайцевой И. И. необоснованны по следующим причинам:

В п. 2.4 оспариваемого акта указано, что сумма вычета в размере 172 800 руб. заявлена неправомерно, поскольку наше общество не получило товар от ООО «Геркон» (ИНН 77876091011 / КПП 778609001). По этой причине не состоялась и реализация данной продукции.

В подтверждение этому инспектор сослался на тот факт, что товар нашим обществом не оплачен, а контрагент имеет все признаки фирмы-однодневки, зарегистрированной для извлечения неправомерной налоговой выгоды.

Однако ООО «Омега» способно подтвердить документами реальность и правомерность сделки. На основании приложенных к возражениям документов можно убедиться, что товар в объеме 48 тонн был получен, оприходован на склад, а затем реализован другим контрагентам. Прилагаются следующие документы:

  • копия счета - фактуры от 184 28.09.2017, выставленного ООО « Геркон » в адрес нашего общества на общую сумму 1 132 800 руб ., в том числе НДС 172 800 руб ., за удобрения компании « Сингента » в объеме 48 тонн ;
  • копия товарной накладной от 28.09.2017 184/14, выписанной на сумму 1 132 800 руб ., в том числе НДС 172 800 руб ., за удобрения компании « Сингента » в объеме 48 тонн ;
  • копия договора поставки товара в объеме 56 тонн от 15.09.2017 49, заключенного между ООО « Омега » и ООО « Геркон » на общую сумму 1 321 600 руб ., и дополнительно заключенного к указанному договору соглашения о снижении партии до 48 тонн .
  • копия счета - фактуры от 28.11.2017 337, который выставлен в адрес ООО « Сельхозцентр » на сумму 1 359 360 руб ., в том числе НДС 207 360 руб .;
  • копия товарной накладной от 28.11.2017 337, которая выставлена в адрес ООО « Сельхозцентр » на сумму 1 359 360 руб ., в том числе НДС 207 360 руб .;
  • копия налоговой декларации по НДС за 4- й квартал 2017 года ;
  • копии платежных поручений о перечислении денежных средств ООО « Геркон » от 14.11.2017 532 и от 28.12.2017 664;
  • копии запросов о налоговых реквизитах ООО « Геркон » и ответы по этим запросам , свидетельствующие , что эта компания не является фирмой - однодневкой .

Кроме того, поясняем, что поставленная продукция действительно не была оплачена в 3 квартале 2017 года, поскольку в п. 4.2 договора поставки срок оплаты указан до 31.12.2017.

Директор ООО «Омега» Павлов Павлов Е. И.

Итоги

Акт камеральной налоговой проверки оформляется налоговиками только в том случае, если при контроле декларации были обнаружены нарушения. Вы можете письменно отправить в инспекцию свои возражения, если сумеете аргументированно обосновать ошибочность выводов, изложенных в акте проверки.

Если аргументов недостаточно, оформлять возражения опасно - они могут спровоцировать дополнительные мероприятия налогового контроля.

После введения новой формы 6 НДФЛ возможности налоговых органов расширились. Они вправе провести камеральную проверку.

Если выявлены разногласия, на организацию может быть наложен штраф. В случае несогласия с действиями налоговой, налогоплательщик вправе составить письменное обращение в налоговую службу. Образец возражения на акт камеральной налоговой проверки по 6-НДФЛ приведен ниже.

Камеральная проверка в 6 НДФЛ

Камеральную проверку налоговые службы проводят на своих рабочих местах без непосредственного выезда в организации. Их действия обусловлены в письме БС-4-11/3852 ФНС.

Отчет 6-НДФЛ проверяется путем сличения контрольных соотношений:

  • Дата выполнения и предоставления формы;
  • показатели в строке 020 должны быть больше либо равны показателю в строке 030;
  • те же критерии и для строк 040 и 500 (больше или равны);
  • расчет НДФЛ с учетом процентной ставки и примененных в данный период времени вычетов.

Затем сличаются платежи:

  • Разница значений по стр. 070 и стр. 090 равна суммам, которые прошли по банковским впискам.
  • дата платежа НДФЛ, который прошел через банк должна быть раньше даты в стр. 120.

Третья группа камеральной проверки 6 НДФЛ сопоставляет декларацию по налогу на прибыль только в отчете за календарный год:

  • Итоги по стр. 020 в отчете 6-НДФЛ должны совпадать с такими же значениями в стр. 020 второго приложения к декларации;
  • стр. 025 в форме должна совпадать с величиной дохода по тому же коду во 2-м приложении к декларации;
  • НДФЛ по стр. 040, который рассчитан по ставке в стр. 010, должен быть равен налогу по такой же ставке в стр. 030 приложения №2 к декларации на прибыль;
  • стр. 080 с информацией о неудержанном НДФЛ, должна быть равна сумме по стр. 034 во 2-м приложении к декларации;
  • данные о сотрудниках, получивших зарплату в календарный период, должны быть равны количеству приложений №2 к декларации по прибыли.

В случае обнаружения расхождений, налоговики выставляют требование о предоставлении пояснительных данных по отчету.

Сроки проведения камеральной проверки по 6 НДФЛ

Сроки проведения проверки определены в статье 88 Налогового Кодекса и составляют 3 месяца со дня поступления отчета в налоговую инспекцию.

Согласно п. 5 ст. 100 Налогового Кодекса, требование должно быть вручено физическому лицу. Время на составление требования в течение 10 дней с даты окончания проверки.
После этого периода все процедуры по проверке заканчиваются. На что составляется заключение о достоверности расчетных значений.

Когда придется писать пояснения к 6 НДФЛ

Бывают случаи, когда организация не согласна с результатами контроля. В таком случае ей необходимо написать возражение. Свои доводы лучше подавать в письменной форме:

  • Так организация доказывает серьезность своих намерений;
  • возражения в устной форме налоговыми службами не принимаются:
  • это будет доказательством в дальнейших судебных спорах.

Документ с возражением следует подавать только в том случае, если организация абсолютно уверена в своей правоте. Следует найти убедительные причины, чтобы контрольные или судебные органы приняли сторону налогоплательщика.

Нужно быть готовыми к дополнительным проверкам, в результате которых могут быть выявлены более серьезные факты нарушений. Поэтому перед подачей возражений следует тщательно проверить все показатели, НДФЛ и документы.

Почему налоговики запросят пояснения по 6 НДФЛ

В случае обнаружения несопоставимых или недостоверных значений налоговики обязательно уведомляют о них организацию, которая заполняла форму 6-НДФЛ и требуют предоставить пояснения о причине возникновения нестыковок:

Ответственность

Не все ошибки в форме 6-НДФЛ приводят налогоплательщика к налоговой ответственности. Для того, чтобы организации было выписано взыскание, необходимо два условия:

  1. Если нарушения связаны с ошибкой, в результате которой произошла недоимка НДФЛ в карточке налоговой. Это может произойти, если во втором разделе формы 6-НДФЛ был завышен налог, но в бюджет перечислена правильная сумма;
  2. ошибка нарушила права сотрудников, например, право на вычет.

Сумма штрафа за такие нарушения – 500 рублей

Более серьезное наказание за нарушение срока представления формы отчетности 6 НДФЛ что чревата суммой 1000 руб. за каждый месяц со дня не предоставления;
За нарушение срока перечисления НДФЛ налоговая может вынести решение о взыскании 20 процентов от суммы неуплаты.

В остальных случаях штраф не применяется.

Возможные ошибки подробно указаны в таблице:

Как написать о несогласии с результатами проверки

Законодательно не установлена определенная форма возражения по акту камеральной проверки. Поэтому налоговый агент вправе представлять возражение, которое написано в письменном виде, к акту в произвольном формате. Обязательно составлять два документа, один из которых будет передан в налоговую, второй остается в организации.
В ответе необходимо перечислить:

  • Наименование налоговой инспекции, которая проводила камеральный контроль;
  • название организации – налогового агента;
  • юридический адрес организации;
  • дату письменного обращения;
  • наименование документа, в котором были выявлены расхождения;
  • срок сдачи отчета;
  • дату начала и окончания проверки.

После чего по порядку перечислить пункты, по которым возникли возражения.

Если в организации есть претензии к ходу проведения проверки, на такие действия такое возражение подавать не следует. Это может привести к негативным последствиям. Возражения следует подавать только в отношении заполнения и расчета формы 6-НДФЛ.
Все данные следует аргументировать со ссылкой на законодательные акты либо на разъяснения Министерства Финансов.

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ: образец 1

В данном случае ответ в налоговую был дан вследствие допущенной ошибки в КБК:

Пояснения в налоговую по 6 НДФЛ образец 2

Данное пояснение расшифровывает сумму НДФЛ в отчете. Форма ошибок не содержит:

Как правильно подать пояснения по 6 НДФЛ

Результаты камерального контроля в организации должны быть рассмотрены в течение 5 рабочих дней с момента получения требования. При необходимости следует выставить пояснения. Типовой формы не предусмотрено. Пояснительная записка должная содержать все данные согласно требованиям по заполнению подобных документов.

Обязательно указать, на какой документ представляется пояснение. В тексте необходимо четко описать ситуацию, при необходимости приложить копии подтверждающих документов и расчет фиксированных взносов. Они должны быть заверены в установленном порядке.

Что делать если в ИФНС отказываются принять возражение

Может возникнут такая ситуация, когда сотрудники налоговых служб отказываются принимать возражения. Это прямое нарушение законодательства. В таком случае следует обратиться в вышестоящие организации ИФНС России или в суд.

Это можно делать только, будучи полностью уверенными, что инспекторы ошиблись при проверке.

Итоги

Акт контрольной проверки может быть составлен только в случае обнаружения расхождений в форме 6-НДФЛ. Если организация считает его неправомерным, можно составить письменное возражение с подробным описанием причин. Нужно помнить, что независимо от конечного результата, налоговики могут выйти на проверку документации и ведения учета в организации.

Часто предприниматели пренебрегают возражениями на акт проверки, считая это сложным или бесполезным занятием. Эта статья поможет вам взглянуть на эту задачу по-иному, ведь и в самом деле для того, чтобы составить возражения, не требуется нанимать дорогого налогового юриста или самому быть налоговым гуру. Важно иметь свою точку зрения, быть в состоянии ее обосновать.
Следует помнить о том, что налоговики не заинтересованы в том, чтобы их решение было обжаловано и отменено. Поэтому в ряде случаев - это шанс изменить позицию налогового органа в лучшую для себя сторону.

Помним о главном

Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Акт по результатам камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней с даты его составления. В случае если проверяемый отказывается или уклоняется от получения акта, то:

  • этот факт отражается в акте налоговой проверки;
  • сам акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

Умение возражать

Давайте рассмотрим некоторые тонкости обжалования в зависимости от вида акта. Кроме того, следует определиться, есть ли у вас возражения по существу или имеются лишь претензии по процедурным вопросам (по процедуре проведения проверки, по составлению акта, по порядку его рассмотрения).

И сразу же хотелось бы сказать об отказе в подписании акта.

Понятно, что налогоплательщик вправе отказаться от подписания акта, и никто не вправе заставить его подписать.

Однако большого смысла в этом нет.

Проверяющие просто поставят отметку наподобие "Проверяемое лицо (его представитель) от подписания акта отказалось", и, как правило, для того, чтобы засвидетельствовать этот факт, налоговые инспекторы привлекают третьих лиц.

Несмотря на то что закон не устанавливает никакой ответственности за неподписание акта, такое поведение может косвенно свидетельствовать о вашей недобросовестности.

Подписание же акта в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Кроме того, подписание акта не означает, что вы полностью и безоговорочно согласны со всеми выводами, содержащимися в акте.

Как правило, экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в ИФНС лично. В противном случае, если представители не могут или не хотят его получать, акт направляется по почте заказным письмом с уведомлением или передается иным способом, позволяющим точно определить дату получения.

Уже на данном этапе следует быть особенно внимательным и отслеживать все процедурные нарушения, которые могут иметь решающее значение.

Существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки в дальнейшем может послужить основанием для отмены решения налогового органа полностью или частично.

Однако не стоит предъявлять претензии налоговикам по любому выявленному вами нарушению. Большинство процедурных нарушений могут быть исправлены в ходе рассмотрения материалов проверки. Например, может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

А вот когда уже решение по акту проверки будет принято и исправить что-либо на законных основаниях проблематично, вот тогда можно указать на существенные нарушения процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля. Например, необеспечение лицу, в отношении которого был составлен акт, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов.

Это, как мы помним, основание для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Внимание на дату

Со дня получения акта у налогоплательщика есть 15 рабочих дней на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений.

Если составлен акт об обнаружении фактов, то срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням.

По истечении пятнадцатидневного срока в течение десяти рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) ИФНС. По нему должно быть принято решение.

Налоговый орган обязан обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов, для чего налогоплательщику высылается уведомление с указанием места, даты и точного времени рассмотрения акта комиссией.

Как правило, комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения, но решение может быть принято в любой из десяти дней.

Не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, - это существенное нарушение условий процедуры рассмотрения.

Дата получения акта - точка отсчета срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему.

Акт направлен по почте? Дата получения - шестой день с даты отправки.

Однако сделаем поправку на работу почты: вполне возможно, что акт будет получен позже. Можно ли извлечь из этого дела какую-либо выгоду?

Предположим, что акт камеральной проверки направлен по почте 1 октября 2012 г. Формально считается, что он получен 8 октября 2012 г. (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Предположим также, что акт фактически пришел с опозданием на два дня и получен 10 октября 2012 г.

Налоговики, предположив, что акт получен вовремя, исчислили срок для подачи возражений - 29 октября 2012 г. На 30 октября проверяемое лицо было приглашено на рассмотрение материалов, и оно не явилось.

Установив, что налогоплательщик был уведомлен о рассмотрении дела и не явился, руководитель ИФНС принимает решение о проведении данной процедуры в отсутствие налогоплательщика.

По итогам рассмотрения материалов в этот же день было принято решение от 30 октября 2012 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Однако акт был получен 10 октября, следовательно, последний день представления возражений - 31 октября. Рассмотрение материалов должно состояться не ранее 1 ноября, и решение может быть принято не ранее этой даты.

Решение же было принято 30 октября. То есть имело место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов дела, и есть основания сделать вывод о том, что налогоплательщик был лишен возможности защищать свои интересы.

Где можно найти тезисы для обоснования своей позиции

Это, что называется, по процедурному вопросу. Однако в первую очередь следует обращать внимание на выводы, с которыми налогоплательщик не согласен, в частности, из-за спорности или неурегулированного налогового законодательства.

Для обоснования своей позиции следует руководствоваться прежде всего нормами НК РФ. Во вторую очередь - разъяснениями Минфина России и ФНС России.

Конечно, это не нормативно-правовые акты (о чем Минфин аккуратно напоминает почти в каждом письме).

Но, во-первых, Минфин России - это вышестоящий орган по отношению к налоговой службе, поэтому и налоговики должны придерживаться руководящего мнения, высказанного в его письмах. Правда, финансисты настаивают на том, что их разъяснения обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы.

Однако пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ говорит иначе: "Налоговые органы обязаны <...> руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Кроме того, по мнению Президиума ВАС РФ, высказанному в Постановлении от 19.09.2006 N 13322/04, факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Иными словами, использовать этот документ может кто угодно.

Кстати, на сайте налоговой службы имеется целый раздел, который называется "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами".

Кроме того, тезисы в свою пользу можно найти и в тех документах, которые были актуальны в проверяемый период. Даже если это не поможет избежать начисления налогов, то от пеней избавиться поможет. Неправомерно начисление пеней на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции чиновников, и вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Не забудем и судебную практику. Налоговики ее тоже не забывают: еще в 2007 г. руководство налоговой службы указало на то, что если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику (Письмо ФНС России от 11.05.2007 N ШС-6-14/389@).

О пользе математики

Вряд ли кто-то из наших читателей сомневается в необходимости проверить акт проверки на арифметические ошибки. Несмотря на то что приведенные цифры перепроверяются неоднократно, от ошибок не застрахован никто.

Кроме того, обратите особое внимание на заключительную часть акта, там, где указывается конкретная сумма, которую предлагается уплатить.

При доначислении налогов следует учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется, процедура эта не самая простая.

Так что возможностей допустить ошибку масса. И ошибка эта повлечет за собой неверный расчет пеней и штрафов.

Итак, акт проверки изучен, пункты несогласия определены.

Можно приступать к составлению возражений на акт в целом или на отдельные его части.

Утвержденной формы возражений нет, так что можно творить смело. Соблюдая, разумеется, определенные правила.

В правом верхнем углу необходимо указать адресата: должность, фамилию и инициалы руководителя налогового органа, полное наименование и адрес инспекции, в которую представляются возражения.

Если возражения представляет физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.

По центру, как правило, пишут заголовок документа: "Возражения на Акт камеральной (или выездной) проверки от (указать число) N (указать номер)".

"По результатам камеральной (выездной) налоговой проверки, проведенной в отношении (наименование налогоплательщика), был составлен акт (указать реквизиты). На основании акта (указать кому) было предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме (указать), начисленные на нее пени в сумме (указать), штрафы в размере (указать).

Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Считаем, что данные выводы не отражают фактических обстоятельств дела, не соответствуют действительности, противоречат налоговому законодательству по следующим основаниям".

Указываем пункт акта, с которым не согласны, и приводим обоснованные (и, по возможности, документально подтвержденные) доводы. Цитировать НК РФ не надо, ссылки достаточно.

Прилагая к возражениям документы, соблюдайте правила, установленные ст. 93 НК РФ: представляйте заверенные копии этих документов, которые должны быть прошиты и пронумерованы на каждой странице. На последний лист подшивки с обратной стороны приклеить листок со следующим текстом: "Копия верна. Пронумеровано и прошнуровано на (указать количество листов) листах". Листок скрепляется печатью налогоплательщика, подписью руководителя и датой.

Требование нотариально удостоверенных копий неправомерно, если только это прямо не предусмотрено законодательством.

Возражение следует завершить изложением своих требований: "Учитывая изложенное и на основании представленных документов, просим отменить акт налоговой проверки (или те пункты, с которыми не согласны), а также начисление налогов в сумме (указать) и соответствующих сумм пеней и штрафов".

Что дальше

Письменные возражения представляются в налоговый орган, проводивший проверку.

Вряд ли целесообразно делать это в первый же день из пятнадцати. Чем меньше у налоговиков будет времени для изучения ваших доводов, тем меньше вероятность того, что они смогут их опровергнуть.

Можно воспользоваться возможностью, предоставленной п. 8 ст. 6.1 НК РФ, и направить возражения до полуночи последнего дня, отведенного на представление возражений, по почте заказным письмом с описью вложения.

Хотя, конечно, нельзя исключать вероятность того, что может быть принято решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля, и принятие окончательного решения будет отложено на месяц.

Надо ли ходить на комиссию

Каждый решает этот вопрос сам. Это право, а не обязанность.

Неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для ее проведения, то есть материалы будут рассмотрены и в ваше отсутствие.

Однако, присутствуя на комиссии, вы можете:

  • заявлять свои требования устно в процессе рассмотрения;
  • представлять дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, - налоговый орган обязан их принять и изучить;
  • дополнять свои возражения;
  • приводить дополнительные аргументы;
  • отказаться от возражений вовсе. В этом случае обратите внимание на то, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки (его экземпляр должны выдать в ИФНС).

Даже если нечего возразить, то можно просить о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, тем более что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Так что посещение комиссии - не такая уж пустая трата времени. Результат все-таки может быть, а вреда никакого.

Ноябрь 2012 г.



Похожие статьи