Банк Англии: история и описание. История создания центральных банков на примере первого ЦБ — Банка Англии

Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века - в1694 г., в результате так называемого соглашения между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. В качестве благодарности за услугу они получили право приема депозитов, учета векселей, и эмиссии билетов на предъявителя единой стоимости, соответствующей определенному весу металла.

Война с Францией (1793-1815) потребовала от Англии огромных расходов, частично покрываемых за счет ссуд банка Англии и закупки иностранного сырья. Иностранцы конвертировали банкноты в золото и вывозили его за границу. В результате в 1797 резервы банка были исчерпаны и он оказался на грани банкротства. Правительство приняло "рестрикционный акт", запрещавший Банку Англии разменивать банкноты на золото. В итоге эмиссионная активность банка возросла.

Размен банкнот на золото был восстановлен лишь в 1821. В 1844 парламент законодательно закрепляет за центральным банком функцию исключительного эмитента банкнот.

В 1946 году Банк Англии был национализирован. Вышел Закон о Банке Англии, согласно которому акционерный капитал Банка Англии был передан казначейству, а бывшие владельцы акций получили щедрую компенсацию в виде 3% государственных облигаций (обмен акций на облигации был осуществлен в пропорции 1:4, т.е. по сумме государственные облигации в 4 раза превышали номинальную стоимость акций). Банк Англии стал официально выполнять функции банкира правительства. Согласно закону о банке Англии казначейство может после предварительной консультации с управляющим Банка Англии дать банку рекомендации, которые он обязан выполнить. Формально ответственность за принятое решение в области денежно-кредитной политики возложена на главу казначейства, подотчетного парламенту.

Банк консультирует правительство по вопросам денежно-кредитной политики, координирует эти вопросы с казначейством. Таким образом, закреплены законодательно очень широкие права казначейства по отношению к банку.

Среди центральных банков промышленно развитых стран Банк Англии является одним из наиболее зависимых по закону от правительства. На практике Банк Англии работает в тесном контакте с казначейством и трудно переоценить его роль в регулировании денежно-кредитной и валютной сферы, в управлении государственным долгом.

Структура управления Банка Англии

- Управляющий банком, (на 5 лет)

- его замы (на 5 лет)

- 16 директоров (на 4 года)

Официально назначаются королевой, но фактически кандидатуры определяются министром финансов после консультаций с управляющим. Управляющий и его замы назначаются на 5 лет, директора на 4 года. Ежегодно заменяются 4 из 16 директоров. 4 исполнительных директора работают в банке на постоянной основе, остальные 12 представляют коммерческие банки, промышленность.

Совет директоров проводит еженедельные заседания, но в принятии политических решений не участвует. Деятельность совета направлена на обеспечение учета мнений различных кругов.

По законодательству правительство имеет право освобождать работников от руководящих должностей до указанного срока. В отношении управляющего такая практика ее никогда не применялась. Банк Англии не является независимым центральным банком и подотчетен министру финансов, который несет ответственность перед парламентом за денежно-кредитную политику. Формальная зависимость банка Англии от министерства финансов представлялась экспертам основным препятствием на пути присоединения к Европейскому валютному союзу.

В 1979г. - первый английский всеобъемлющий банковский закон. Он закрепил за банком Англии право по надзору за банковской системой. Для создания депозитарного учреждения необходимо разрешение Банка Англии. В 1987 г. Банк Англии получил дополнительные права и обязанности по надзору за банковской деятельностью. Однако спустя десятилетие, в 1997 г., функция банковского надзора была передана другому вновь созданному контролирующему органу.

В настоящее время Банк Англии осуществляет свою деятельность, исходя из трех приоритетных целей:

1- поддержка стоимости национальной валюты

2 - обеспечение стабильности финансовой системы

3 - обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и на международной арене.

Функции:

1- предоставляет ряд услуг своим клиентам.

Тем не менее, клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов:

Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. Они обязаны иметь определенную сумму на счете и не имеют права превышать ее. Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, держат 0,35 % суммы своих депозитов на счете в банке Англии. Эта норма резервов и является главным источником дохода банка Англии.

Центральные банки других стран - имеют счета и держат золото в Англии, могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

Правительство - все платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета Банка Англии.

В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, которые регламентируют деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке "джентльменских соглашений" между этими учреждениями и Банком Англии.

В соответствии с вышесказанным, Банк Англии выполняет троякую роль:

1. служит банком для коммерческих банков

2. служит банком для других центральных банков

3. служит банком для правительства

2- реализует монетарную политику, главной целью которой является достижение ценовой стабильности.

Инфляция поддерживается на уровне 2,5 %. Используется политика процентных ставок и интервенций. Об интервенциях открыто говорят, широко освещают.

Проведение монетарной политики, то есть определение, главным образом, уровня процентных ставок, которые обеспечивают достижение инфляционных целей, возложено на Банк Англии и Казначейство (Банк Англии в отличие от других банков не может действовать независимо от правительства). Принятый в 1946 году Акт Банка Англии дает Казначейству право давать указания Банку Англии и, хотя Казначейство никогда это право не использовало, отношение между ними таковы, что финальные решения по поводу процентных ставок принимает Министр Финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в принятии решения. Теперь Банк Англии публикует квартальный Отчет по инфляции (Іnflatіon Report), который содержит подробный анализ информации, а также протокол встречи Министра и управляющего Банком (публикуется через 6 недель после их встречи) по поводу процентных ставок.

Основные инструменты кредитно-денежной политики менялись в зависимости от состояния национальной экономики и политических приоритетов.

В 40-е годы денежно-кредитная политика в соответствии с кейнсианскими идеями рассматривалась как дополнение к финансовой и была нацелена главным образом на максимальное удешевление государственного долга: проводилась политика "дешевых денег", т.е. поддержания ссудного процента на низком уровне.

Банк Англии не пользовался таким традиционным методом регулирования, как изменение учетной ставки. Основным инструментом денежно-кредитной политики служили установление фиксированного отношения кассовых резервов к депозитам банков и операции на открытом рынке.

В 50-60-е годы особенностями механизма денежно-кредитного контроля были частые изменения официальной учетной ставки, ужесточение или ослабление прямых ограничений банковских ссуд в зависимости от состояния экономической конъюнктуры, состояния платежного баланса, масштабов инфляции.

В 1971 году пришедшие к власти консерваторы провозгласили "новый подход" к денежно-кредитному регулированию. Были отменены прямые кредитные ограничения и приняты меры для расширения конкуренции в банковской сфере. Это сопровождалось резким ростом денежной массы и цен. Банк Англии возвратился к активному использованию ранее применявшихся прямых методов ограничения кредита; кроме того, были установлены пределы роста денежной массы, проведен ряд мер по стимулированию размещения государственных долговых обязательств вне банковской системы.

С приходом к власти в 1979 году консервативного правительства М. Тетчер направление денежно-кредитной политики стало определяться отклонением темпов роста денежной массы от установленных пределов. Главным методом контроля Банка Англии за ростом денежной массы стали его операции по купле продаже векселей, причем преимущественно коммерческих, а не казначейских, и размещение государственных обязательств за пределами банковской системы.

В 90-е годы основным инструментом денежно кредитной политики в Великобритании, как и в других развитых странах, являются операции на открытом рынке.

3- является эмитентом банкнот.

Банк Англии выпускает свои банкноты более 300 лет. Дизайн банкнот и их производство - функция банковской печатной фабрики в Эссексе. Банк снабжает банкнотами 5 своих отделений - в Бристоле, Биргингеме, Лидсе, Манчестере, Нью-касле.

С 1844 года Банк Англии разделен на два департамента:

Эмиссионный, связанный только с выпуском банкнот и

Банковский, который осуществляет все остальные операции.

Такое разделение было осуществлено для целей учета. Выпущенные эмиссионным департаментом банкноты передаются в банковский департамент, где они лежат в качестве резерва то тех пор, пока не потребуются клиентам. Выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. обеспечен не золотом, а различными обязательствами.

Кроме того, Банк Англии выполняет также следующие функции:

4 - осуществляет валютные операции и контроль, управление золотовалютными резервами страны от лица Казначейства

5 - осуществляет надзор за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за банковской системой

6 - осуществляет сбор статистической информации о денежной массе и деятельности банков

Банк Англии имеет 12 территориальных отделений.

Как всегда бывает в период глобальной нестабильности, на нас, то есть на рядовых граждан, начинают литься потоки пропаганды, которые призваны сбить нас с толку и настроить на определенные действия, которые мы должны выполнять в корыстных интересах манипуляторов. И экономика в этом потоке пропаганды занимает центральное место, ибо от её состояния напрямую зависит благополучие каждого. Предлагаю начать расширение наших с вами знаний в области экономики с изучения того, как происходит эмиссия национальной валюты в Великобритании, ибо именно с этой страны пошла «мода» на центральные банки, официально независимые от государства.

Как обычно бывает с Англией, ситуация с финансами в этой стране очень и очень запутана. Официально право эмитировать фунт стерлингов имеет в общей сложности 8 (!!!) банков :


  1. Governor and Company of the Bank of England — собственно Банк Англии.

  2. The Royal Bank of Scotland — Королевский Банк Шотландии.

  3. The Bank of Scotland — Банк Шотландии.

  4. The Clydesdale Bank — Клайсдейл банк (Шотландия).

  5. Bank of Ireland — Банк Ирландии.

  6. First Trust Bank Allied Irish Banks — Первый трастовый банк (Ирландия).

  7. Northern Bank — Северный банк (Ирландия).

  8. Ulster Bank — Банк Ольстера (Ирландия).

Банк Англии стоит над всеми, так что предлагаю начать изучение с него. Данный банк был основан в 1694 году как частный банк. В 1946 году Банк Англии был национализирован . В 1997 году Банку Англии было присвоен статус независимой публичной организации, но полным собственником которой является Солистор министерства финансов от имени Правительства. Банком управляет Совет директоров, члены которого утверждаются Парламентом Великобритании, а затем назначаются королевским указом. Стоит отметить, что в Англии ключевая ставка устанавливается не Советом директоров Центрального Банка, а Комитетом по кредитно-денежной политике Банка Англии, в который входит 5 представителей от ЦБ и четыре независимых эксперта (т.е. если потребуется, то нужное решение может быть принято сотрудниками Банка Англии). Контролем же финансовой сферы на Острове занимается не только Банк Англии, но и Казначейство с Управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании . Вот такая гремучая смесь. Но, если приглядеться, то можем увидеть, что всё и вся тянется к…Королевскому двору, т.е. к главе Великобритании. Можно ли говорить о Банке Англии, как о «частной» лавочке, если основную пенку с него снимает глава государства?


The Royal Bank of Scotland тоже очень и очень интересная структура. Сам он принадлежит RBS Group , 81% акций которой по несколько мутноватым схемам принадлежит Минфину Великобритании. Получается, что фактически банк также принадлежит британской короне. Небольшое отступление: до ухода с российского рынка, представительства данного банка были в Москве, Санкт-Петербурге и Южно-Сахалинске (уж не было ли каких завязок ?). При этом, данный банк обладает активами на сумму более 1 триллиона фунтов стерлингов (примерно 85 трлн. рублей по текущему курсу). Колоссальные размеры.

The Bank of Scotland не менее интересная структура. Входит в состав Lloyds Banking Group . В данной банковской группе порядка 17% акций принадлежит всё тому же Министерству финансов Великобритании. В Интернете полно слухов, о том, что данный банк является «карманным» для семейства Ротшильдов. В принципе, это не исключено, ибо в кризис 2009 года, Правительство Великобритании очень хорошо помогло Lloyds, а потом по какой-то причине начало избавляться от её акций, хотя долю в RBS Group государство даже и не планирует снижать.

С The Clydesdale Bank тоже не всё так просто. В 1987 году его выкупил National Australia Bank . Судя по тому, как агрессивно австралийских банк скупал финансовые структуры в последние годы, можно предположить, что за ним стоят очень и очень влиятельные финансовые структуры, которые перевозят свои капиталы в тёплые края. Стоит отметить, что эмиссия данного банка в 2009 году помогала выпутаться из долгов двум вышеуказанным шотландским банкам. Помимо этого, во главе данного австралийского финансового учреждения стоят финансисты, получивши своё образование в Великобритании.

На сегодняшний день, эмиссия шотландскими банками регламентируется Bank Notes (Scotland) Act 1845 , согласно которому, при эмиссии фунтов банки должны обеспечить резервные депозиты в Банке Англии по соотношению 1:1. Под данное ограничение не попадает эмиссия в размере активов, которые были у банков на 1845 год. А какие были размеры активов? Об этом история умалчивает. Утверждается, что на сегодня в обороте находится порядка 4 млрд. фунтов (порядка 400 млрд. рублей), напечатанных шотландскими банками.

Bank of Ireland был основан в 1781 году. Собственно, всё остальное про этот банк неизвестно. Коммерческий банк? Да. Кто владеет? Тишина. Единственное, что можно про него сказать — это то, что сегодня Банк Ирландии возглавляетRichie Boucher , являющийся выходцем из The Royal Bank of Scotland. На мой взгляд, весьма интересное назначение.
First Trust Bank Allied Irish Banks принадлежит одному из крупнейших банков Ирландии: одним из создателей Danske Bank был собственно сам Northern Bank. Судя по всему, в 2004 году от перемены мест слагаемых, основной владелец и выгодополучатель не изменился.

С Ulster Bank всё очень просто: он принадлежит RBS Group, т.е. Правительству Великобритании.

Что в итоге можно сказать на основе всего вышесказанного? Во-первых, система эмиссии фунтов в Великобритании сложна. Весьма. Во-вторых, система управления финансами в Великобритании сложна не менее, чем эмиссия. В-третьих, называть Банк Англии «частной лавочкой» могут только те, кто не очень разбирается в том, что есть «частная», а что есть «государственная» собственность, либо те, кто по каким-либо личным причинам делает это специально. Если сказать более понятно, то сегодня английская финансовая система управляется в рамках «джентльменского соглашения» между государством и финансовыми корпорациями, что, судя по всему, приносит выгоду обеим сторонам. Если по каким-либо причинам, этот договор станет обузой для одной из сторон, то его разрыв — дело техники (пример 1946 года очень показателен).

Кстати говоря, если приглядеться внимательней, то по тем или иным схемам практически все финансовые нити уходят к британской монархии. Вот такой там свободный рынок. И его рука.

Банк Англии старейший центральный банк мира, который появился четыре века назад в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов-кредиторов. К концу XVII в. Англия оказалась на грани финансового краха. 50 лет почти непрерывных войн с Францией истощили экономику страны.

Тогда правительственные чиновники вступили в переговоры с финансистами-кредиторами с целью получения денежных сумм, необходимых для продолжения прежнего политического курса, т.е. финансирования военной компании. Шотландский финансист Вильям Петерсон предложил от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать банк, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, Банк Англии был основан актом Парламента 27 июля 1694 г. Первоначально в банке было 19 сотрудников. Капитал Банка представлял из себя первый государственный долг Великобритании. Банк функционировал как акционерная компания, включавшая в себя 1268 акционеров. Как всякий частный банк в момент учреждения он размещал на рынке свои акции. Инвесторы, чьи имена никогда не разглашались, должны были выплатить 1,25 млн. фунтов стерлингов золотом за одну акцию. Однако на самом деле первый взнос составил 1200 ф. ст. и всего было уплачено 750000 фунтов. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. Банкноты Банка Англии могли быть свободно обменены на обращающиеся металлические монеты. В 1696 году Банк Англии, управляемый магнатами правящей политической партии Whig, столкнулся с угрозой конкуренции. Партия Тори попыталась учредить новый National Land Bank и хотя данное предприятие не удалось. Банк Англии сразу же предпринял меры. В следующем 1697 г. Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков и предоставил банку монопольное право эмиссии по Лондону. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью. В 1708 году закон еще более ужесточился. Теперь стало незаконным выпускать векселя на предъявителя, (это право было дано только Банку Англии) и создавать компании, состоящие больше чем из 6 человек (партнеров), а также предоставлять краткосрочные кредиты сроком до 6 месяцев. Таким образом, конкурентами Банка Англии могли стать маленькие банки с числом частников менее семи.

Несмотря на эти условия, Банк Англии все-таки столкнулся с сильными конкурентами со стороны партии Тори во время пребывания на престоле королевы Анны. В 1711 году была создана Компания Южного моря (South Sea Company), возглавляемая премьер-министром Робертом Харлей, которая стала сильным конкурентом Банку Англии, но она обанкротилась уже через девять лет. Это банкротство подвергло Банк Англии натиску со стороны вкладчиков, и банку было дано право приостанавливать платежи монетами. Подобному натиску Банк Англии подвергся во время вступления на престол Бонни Принца Чарли в Шотландии, когда Банк Англии вновь приостановил платежи. В 1734 г. Банк переехал в специально для него построенное здание на Threadneedle Street в центре лондонского Сити. Позже по имени этой улицы он получил свое прозвище: Старая леди с Треднидл-стрит (Old Lady of Threadneedle Street). Во второй половине ХVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 г., а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки. Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 "country" банков, а к 1813 году их число превышало 900. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом.

Этот период не мог не отразиться и на положении дел Банка Англии. Его доходы снизились, а когда платежи возобновились в 1821 году, акции Банка упали на 16%. В 1826 г. был издан так называемый Country Banker"s Act of 1826, который ограничил монополию Банка на печать банкнот районом в радиусе 65 миль от Лондона и разрешил создание других банков вне этого региона, которые могли тоже выпускать свои банкноты. Одновременно этот акт позволил Банку создавать свои филиалы во всех районах Англии. В 1844 г. Парламент страны принял закон (Акт Роберта Пиля), согласно которому за Банком Англии была законодательно закреплена функция исключительного эмитента банкнот. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка (например, предоставление кредитов под обеспечения, как земельные владения), которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более походил на центральный банк. В настоящее время деятельность Банка Англии регулируется принятым в 1946 г. Законом о Банке Англии. Согласно этому закону акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации. С санкции Казначейства, Банк Англии мог издавать директивы любому банку с целью обеспечить выполнение таких рекомендаций или просьб.

Закон предоставил право правительству назначать правление Банка Англии в составе: управляющего и его заместителя, назначаемых на пятилетний срок, 16 директоров. Директора назначаются сроком на четыре года, причем ежегодно заменяются 4 из 16 директоров. Четыре исполнительных директора работают в Банке на постоянной основе, а остальные 12 представляют коммерческие банки, промышленность, научные круги, профсоюзы. 4 апреля 1979 г. первый английский всеобъемлющий банковский закон получил королевское одобрение и вступил в силу 1 октября 1979 г. Согласно этому закону за Банком были закреплены права и обязанности по надзору за банковской системой. С 1 октября 1979 г. для создания депозитарного учреждения, на которое может распространяться закон, необходимо предварительное разрешение Банка Англии. При этом требуется предоставление подробной статистики о деятельности, чтобы определить соответствие критериям информации о тех, кто отвечает за ее ведение. В случае, если учреждение-заявитель осуществляет основную деятельность за пределами Великобритании и привлекает депозиты через отделение в Объединенном Королевстве, банк должен получить подтверждение от соответствующего иностранного ведомства по надзору о том, что оно удовлетворено управлением банка и его общей финансовой устойчивостью. В 1987 г. Банк Англии получил дополнительные права и обязанности по надзору за банковской деятельностью. Однако спустя десятилетие в 1997 г. контролирующему органу.

Тема 8

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Банковская система Великобритании принадлежит к числу ста­рейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.

Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.

Банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов - клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, ино­странные банки и их филиалы и т.д.;

Небанковские финансовые учреждения. К ним относятся стра­ховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

Банк Англии, его цели, задачи и основные функции

Банковская система Великобритании является двухуровневой. Первый уровень банковской системы- Банк Англии (Bank of England).

Банк Англии был образован в 1694 г. и его капитал при образова­нии составил 1 200 000 фунтов стерлингов. Эта сумма была без промед­ления выдана в долг правительству. В обмен на кредит Банку было раз­решено выпустить банкноты на ту же сумму. Внезапный выпуск столь большого объема банкнот сопровождался полным набором элементов Денежной инфляции. В 1697 г, правительство обновило и расширило привилегии Банка, разрешив ему увеличить собственный капитал и та­ким образом расширить выпуск банкнот. Кроме того, правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительствен­ных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству Должны производиться через Банк Англии. Реализация этого правила Привела к существенному росту престижа Банка.

На протяжении столетия Банку неоднократно возобновлялась лицензия, увеличивался его капитал, расширялись права и функции, концентрация привилегий в руках Банка обеспечила ему привилеги­рованную и влиятельную позицию в финансовом мире, в результате чего мелкие частные фирмы с трудом выдерживали конкуренцию с Банком в тех же сферах бизнеса, и большинство частных банков в Лон­доне закончили свое существование примерно к 1780 г. Другим следст­вием такого развития стало то, что мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который тем самым начал приобретать черты центрального банка.



Начиная с 1800 г., на всем протяжении периода гигантского рас­ширения военных кредитов в период войны с Наполеоном и, соответ­ственно, быстрого обесценения фунта банкноты Банка Англии прак­тически служили законным средством платежа. Они не были офици­ально признаны таковыми до 1812 г., но, поскольку эти банкноты являлись средством осуществления всех правительственных платежей и в какой-то мере из патриотических соображений, как правило, при­нимались везде по своей номинальной стоимости.

В 1812 г. правительство объявило их универсальным законным средством платежа. Рядовые банки стали рассматривать банкноты Банка Англии в качестве средства обеспечения собственной эмисси­онной деятельности, а во многих частях страны им впервые удалось за­нять решающую роль в местном денежном обращении.

Возврат к более или менее нормальной ситуации в 1819 г, уже обо­значил тенденцию рассматривать Банк Англии в качестве регулирую­щего института, занимающего особое ответственное положение в де­нежной и кредитной системах страны. Такое развитие событий не уст­раивало уже Банк Англии, и Совет директоров Банка даже сделал специальное представление в Парламент, в котором выражался про­тест против ситуации, которую Банк характеризовал как попытку воз­ложить на Банк ответственность «за поддержание всей национальной валюты».

Тем не менее Закон 1844 г. провозгласил окончательную монополизацию эмиссионной деятельности в руках Банка Англии. Закон оп­ределил, что фидуциарная (т.е. не обеспеченная золотом) эмиссия Банка должна ограничиваться 14 млн фунтов. Все прочие существо­вавшие к тому времени эмиссионные банки получали право на про­должение своей деятельности, однако максимальный предел эмиссии для каждого из них фиксировался на том среднем уровне, который до принятия Закона был достигнут данным конкретным банком. Эмиссионные права банков терялись ими в тех случаях, когда они сливались либо поглощались другими-банками, а также если они добровольно от­казывались от такого рода прав, причем Банк Англии должен был по Закону приобретать права таковых в объеме двух третей от утвержден­ной для них эмиссии. Приобретение эмиссионных прав вновь образо­ванными банками было запрещено. Так сформировалось выделение эмиссионного института в национальном масштабе, что означало образование двухуровневой банковском системы. Однако окончательная монополия в сфере эмиссии денег на Британских островах была дос­тигнута только в 192! г.

Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, тре­бующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхо­да к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.

Руководство Банком Англии возложено на Управляющего, замес­тителя Управляющего и Совет, в составе которого 16 директоров. Все эти посты являются выборными. Выборы проходят на собраниях ак­ционеров Банка Англии. Управляющий банком и его заместители на­значаются на срок 5 лет, члены Совета директоров - на 3 года.

Три основных департамента возглавляют: Секретарь, Главный бухгалтер и Главный кассир. Этот принцип разделения был неизменен с 1851 г.

Главный бухгалтер ведет счета Банка, регистрирует выпуск его ак­ций и выпуски правительственных ценных бумаг. Главный кассир контролирует бизнес и выпуск банкнот Банка Англии. Секретарь ко­ординирует работу Советами собраний Совета, осуществляет контроль за общехозяйственной деятельностью Банка.

Эти три департамента существовали до 1932 г., когда в результате проведенного независимой комиссией изучения деятельности Банка были созданы еще два департаменте

· Иностранный департамент, на который была возложена все бо­лее расширяющаяся деятельность го связям с центральными банками
других государств и контроль за банковской деятельностью в Британ­ских колониях;

· Хозяйственный департамент, которому были переданы от Сек­ретаря функции по всем внутрибанковским вопросам - здания, кад­ровые вопросы, социальное обеспечение.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован - акционерный ка­питал выкупило Министерство финансов Великобритании.

В последующие годы происходили различные внутренние струк­турные изменения и реорганизации департаментов Банка Англии. На­пример, в 1964 г. Департамент заморских территорий был реорганизо­ван в два - новый Департамент заморских территорий и Департамент экономической информации. Различные изменения структуры банка происходили в 1972, 1976, 1979, 1989 гг. Все эти изменения были на­правлены на повышение качества управления Банком с целью повы­сить качество исполнения банком своих основных функций, обусловленных статусом Центрального банка страны, и прежде всего, обеспе­чения устойчивости денежно-кредитной системы.

В настоящее время Банк Англии имеет следующую структуру;

· Департамент учета {Accountants Department, AC);

· Административный департамент {Administration Departament, ADM)

· Департамент аудита {Audit Department, AU)\

· Кассовый департамент {Cashier"s Department, С);

· Департамент штатов {Establishment Department, £);

· Департамент валютного контроля {Exchange Control Department, EC)-

· Департамент экономической информации {Economic Intelligence
Department, EID);

· Секретариат {Governors & Secretary"s Department, G);

· музей {Museum Holdings, Af);

· Иностранный департамент {Overseas Department, OV);

· типография, служба размножения информации {Printing
Works, PW).

Департамент учета на протяжении всей истории Банка Англии ве­дет учет и регистрацию акционеров банка, организует выпуски акций банка. В значительной степени он выполняет те же функции исегодня.

На Административный департамент возложены обязанности по ве­дению внутреннего учета банка, составлению годовых отчетов, ведению архива, организации и разработке методов ведения бизнеса банка и т.п.

Департамент аудита , организованный в 1893 г., проводит внут­ренний аудит всех подразделений банка.

В Кассовом департаменте (департаменте главного кассира) сосредо­точены многочисленные функции по выпуску банкнот, учету и хранению золотовалютных резервов, валютному контролю и правительственным займам и т.д. Это самый «многофункциональный» департамент банка.

Основное назначение Департамента штатов - подбор кадров для Банка Англии. Департамент был организован в 1932 г., до того под­бором кадров каждый департамент занимался самостоятельно.

Задача Департамента валютного контроля - контроль за соблю­дением законодательства в сфере валютного контроля и валютного ре­гулирования, анализ изменений на валютных рынках. До образования в 1964 г. Департамента функции валютного контроля были возложены на Департамент главного кассира. Полностью валютный контроль был выделен из других подразделений банка только в 1979 г.

Департамент экономической информации выдает рекомендации по внутренним и внешним финансовым вопросам, по вопросам общего экономического управления; оценивает эффективность воздействия Банка Англии на состояние денежного и финансового рынков; готовит статистическую информацию и издает ежеквартальный бюллетень.

Секретариат ведет протоколы Совета директоров Банка Англии, готовит приказы Управляющего и контролирует их исполнение и т.п.

Иностранный департамент на протяжении XX в. подвергался наи­большим реорганизациям. Сегодня на него возложены функции взаимоотношений с центральными банками других стран, Международ­ным валютным фондом и другими международными финансовыми организациями, а с 1994 г. его основные функции - поддержка моне­тарной политики Банка Англии и надзорные функции.

Банк имеет на территории Великобритании 12 агентств, в том чис­ле в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Банк всегда был подчинен Министерству финансов Великобрита­нии. Однако в конце 1990-х гг. произошли значительные изменения в определении задач и функций Банка и в структуре надзора за финансо­вой деятельностью в Великобритании.

В достижении цели поддержания стабильной и эффективной де­нежной и финансовой системы как основы здоровой экономики Банк Англии имеет три ключевые задачи, решение которых зависит от дея­тельности Банка в целом:

· поддержание устойчивости и стоимости валюты;

· поддержание стабильности финансовой системы, как внутрен­ней, так и международной;

· достижение максимальной эффективности британских финан­совых услуг.

Поддержание устойчивости и стоимости валюты включает поддер­жание стабильности цен в пределах установленных Правительством целевых ориентиров для решения более широких экономических задач устойчивого роста и занятости.

Банк решает эту задачу через установление процентных ставок на ежемесячных заседаниях Комитета по денежной политике, участвуя в международных дискуссиях по оздоровлению мировой экономики; применяя рыночные элементы монетарной политики и поддерживая Доверие к национальной валюте.

Первой целью любого центрального банка является защита стоимости валюты, создание благоприятных условий при операциях куп­ли-продажи национальной валюты и ее обмена на другие валюты. Монетарная политика направлена на создание таких условий и обеспече­ние основы безынфляционного экономического роста. Монетарная Политика в Великобритании реализуется через влияние на цену денег, Другими словами - через процентную ставку.

Проведение денежной политики основано на двух главных элементах: устанавливаемых Правительством годовых целевых ориенти­ру темпов инфляции и обязательстве о проведении открытого и пред сказуемого режима принятия решений. Ответственность Банка при проведении денежной политики заключается в определении уровня краткосрочных процентных ставок в соответствии с правительствен­ными целевыми ориентирами.

В мае 1997 г. Правительство Великобритании предоставило банку Англии право независимого принятия решений по уровню процент­ных ставок в соответствии с инфляционными ориентирами (на тот пе­риод - 2,5% годовых). Размер процентных ставок устанавливает Ко­митет банка по денежной политике. В состав Комитета входят 9 чело­век; Управляющий, два его заместителя, главный экономист банка, исполнительный директор операций на финансовом рынке, а также 4 внешних члена, напрямую назначаемых Казначейством.

На ежемесячных встречах Комитет анализирует экономические показатели, оценивает влияние внутренних и международных эконо­мических и денежных факторов. В 12 часов следующего дня объявляет­ся решение Комитета об уровне процентной ставки. В течение двух не­дель после заседания публикуется его протокол. Кроме того, банк ежЛ квартально публикует сообщения об уровне инфляции, в котором дается детальный анализ инфляционных процессов и перспектив развития.

Как банкир правительства и банков, Банк Англии способен с высо­кой степенью точности предсказывать структуру денежных потоков по счетам Правительства и счетам коммерческих банков. Это позволяет ему на ежедневной основе сглаживать возникающий дисбаланс денеж­ных потоков, принимая меры для поддержания стабильности денеж­ного рынка. Для поддержания стабильности банк размещает на рынке краткосрочные фонды, когда денежный поток на счета банков превы­шает поступления на счета правительства, и выкупает краткосрочные фонды, когда происходит обратный процесс. Hi практике действия Правительства и Банка ежедневно направлены на сокращение денеж­ного предложения.

Банк обеспечивает наличные, которые требуется банковской сис-1 теме в целом для достижения баланса платежей на конец каждого дня. Поскольку Банк является последним «поставщиком» наличных, он может выбрать тот уровень ставки, который сочтет необходимым. Ставка, установленная Банком, быстро распространяясь по финансо­вой системе, воздействует на уровень ставок экономики в целом. Когда Банк изменяет ежедневную ставку, коммерческие банки меняют свои базовые ставки по депозитам и кредитам.

Повышение ставки повышает цену денег, сокращает спрос на кре­диты и тем самым снижает инфляцию. Снижение ставки расширяет предложение денег, облегчает доступ к кредитам и увеличивает спрос на них, увеличивая инфляцию. Эта схема подтверждается практикой всех развитых стран, инфляция в которых имеет монетарную природу. Эта схема справедлива и для развивающихся стран и стран с переход­ной экономикой, монетарная природа инфляции в которых носит не­явный характер.

Решение второй задачи, поддержания стабильности внутренней и международной финансовой системы, осуществляется путем монито­ринга развития финансовой системы, включая связь между отдельны­ми институтами и между финансовыми рынками; через анализ состоя­ния внутренней и международной экономики; через тесное сотрудни­чество внутренних и международных служб финансового надзора; через обеспечение прочной финансовой инфраструктуры, включая эффективную организацию платежей и расчетов.

В исключительных обстоятельствах Банк после консультаций с Ад­министрацией финансовых услуг (Financial Services Authority) или Ми­нистерством финансов может предоставить или оказать помощь в ор­ганизации финансовой поддержки, когда это необходимо для предот­вращения системного кризиса.

Банк Англии на протяжении 300 лет играл ключевую роль в под­держании финансовой системы Соединенного Королевства и сохра­няет ее сегодня. Прочная и стабильная финансовая система имеет жиз­ненное значение для проведения монетарной политики. С 1997 г. Банк Англии законодательно ответствен за стабильность финансовой систе­мы в целом, а деятельность отдельных банков и других финансовых ор­ганизаций, включая общепризнанные финансовые биржи (например, Лондонская фондовая биржа), контролирует Администрация финан­совых услуг (FSA).

В октябре 1997 г. был подписан Меморандум взаимопонимания между Банком Англии, Министерством финансов и FSA. В нем рас­пределена ответственность за регулирование и финансовую стабильность в Соединенном Королевстве. Он постановил создать Постоян­ный комитет, на котором три организации могут вырабатывать общие позиции по любым возникающим вопросам.

В соответствии с Меморандумом на Банк возложена следующая ответственность:

· за стабильность денежной системы. Банк осуществляет ежеднев­ный мониторинг и ежедневное воздействие на рынок для сглаживания
колебаний ликвидности;

· за инфраструктуру финансовой системы, в особенности систему
платежей внутри страны и за ее границы. Банк Англии является сердцем этой системы. Он обязан консультировать канцлера Казначейства
по вопросам платежных систем и нести ответственность за эти кон сультации. Банк также включен в процессы развития и улучшения сис­темы предупреждения и сокращения системного риска;

· за широкий обзор системы в целом. Банк является уникальным
для этого учреждением: он отвечает за стабильность денежной систе­мы, имеет высокий уровень представительства в ВФУ (на уровне за­местителя управляющего). Включение Банка в платежную систему по­зволяет ему первым увидеть возникающие проблемы. Банк способен
консультировать по вопросам финансовой стабильности на междуна­родных рынках и платежных систем;

· будучи способным в чрезвычайных обстоятельствах поддержать
правительственные финансовые операции (в соответствии с Мемо­рандумом), Банк может воздействовать на отдельные институты и рас­пространять свое воздействие на другие секторы финансовой системы;

· за рентабельность и эффективность финансового сектора, осо­бенно в отношении международной конкуренции. Банк сохраняет ли­дирующую роль в развитии Сити. Большая часть его деятельности на­правлена на улучшение инфраструктуры.

Банковские кризисы обычно ассоциируются с периодами сниже­ния объемов производства. Падение оценивается в 15-20% валового внутреннего продукта, что подтверждают исследования британских экономистов (Hoggarth, Reis и Saportd) в 2001 г. на примере 43 банков­ских кризисов в разных странах.

Банковские кризисы происходят не только в развивающихся эко­номиках. Двенадцать из 54 глобальных банковских кризисов, зафик­сированных Международным валютным фондом (World Economic Outlook, 1998), произошли в развитых странах. Более того, банковские кризисы в высокоразвитых странах длятся дольше и сопровождаются большими потерями, большим снижением ВВП, чем в развивающих­ся. Средний срок восстановления экономики в развитых странах со­ставляет 4,1 года, а в развивающихся - 2,1 года, падение ВВП состав­ляет 24% и 14% соответственно. Особую опасность представляют «двойные кризисы», когда банковская нестабильность и одновременно резкое давление на валютный курс приводят к значительно боль­шим потерям ВВП, чем при «одиночном» кризисе.

Одна из основных задач Банка Англии - предупреждение негативных проявлений в денежно-кредитной сфере. Эта задача решается посредством мониторинга риска финансового ухудшения.

Банк Англии публикует 6-месячные аналитические обзоры финансовой стабильности. Обзоры содержат суммарную оценку текущих перспективных рисков финансовой стабильности в Соединенном Королевстве и международных. Эти риски могут принимать различные формы - кредитный, рыночный риск, риск ликвидности и т.д. В обзорах используются различные методики для идентификации и оценки этих рисков для банковской системы Великобритании, для корпора­тивного сектора Великобритании и для международной экономики.

С Банка сняты все надзорные функции за коммерческими банками и финансовыми институтами.

Третью задачу, достижение максимальной эффективности Британ­ских финансовых услуг , Банк Англии решает следующими методами.

Банк нацелен строить такую финансовую систему в Великобрита­нии, которая дает возможность фирмам любых размеров иметь доступ к капиталу на условиях, обеспечивающих адекватную защиту инвесторов, и которая усиливает позиции в международной конкуренции лондон­ского Сити и других британских финансовых центров. Методы дости­жения этих целей - экспертиза размещения рынков; воздействие как инициатора коллективных действий при недостаточности одних только рыночных сил; поддержка развития финансовой инфраструктуры; кон­сультации Правительства; отстаивание и защита британских интересов через контакты с финансовыми властями других стран.

Финансовый сектор - один из наиболее успешных секторов бри­танской экономики, и лондонский Сити - один из ведущих мировых финансовых центров. Для такого успеха много причин:

· местоположение Лондона. Утром он может торговать в Японии,
а к вечеру - в США;

· открытость Лондона для иностранных финансовых институтов;

· гибкие правила регулирования;

· наличие широкого круга профессиональных услуг;

· общая готовность к новшествам и приспособляемость.

Тем не менее финансовые власти Великобритании постоянно под­держивают развитие Сити как мирового финансового центра, и Банку Англии в этих процессах отведена ключевая роль. Он определяет систему расчетно-платежных отношений и входит в денежную клиринговую систему международных расчетов. Совместно с группой крупнейших банков Банк Англии внедрил систему валовых платежей в Рольном времени, что значительно снизило риск и повысило рентабельность внутренних крупных платежей. Банк развивает платежную систему на рынках фьючерсов.

В рамках выполнения трех основных функций у Банка Англии есть множество других функций, среди которых:

· выпуск банкнот Банка Англии (официальное платежное средство);

· управление внешним государственным долгом Правительства Великобритании.

Специфика взаимоотношений между государством и его регулирующими органами, центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как «правую руку правительства в Сити и как представителя Сити в правительстве», э-двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить денежно-кредитную политику более гибкими средствами а финансистам Сити - уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.

В 1997 г. функции Банка Англии как агента правительства по управлению стерлинговым госдолгом, продаже государственных сер­тификатов, надзору за рынком сертификатов и управлению налич­ностью переданы Министерству финансов. С f апреля 1998 г. в Мини­стерстве был организован Офис управления госдолгом.

Существенных изменений в. практике управления госдолгом не произошло и не намечается. Продолжена политика ежегодных публи­каций программ займов, регулярные консультативные встречи с участ­никами рынка.

Роль Банка Англии в процессах оборота государственных ценных бу­маг сводится к общему надзору за рынком и подсчету доходности и ин­дексов отдельных категорий долгосрочных первоклассных ценных бумаг.

В то же время Банк по-прежнему по поручению Министерства фи­нансов управляет валютным счетом, на котором хранятся золотые и валютные резервы Великобритании. Банк управляет госдолгом в ино­странной валюте и проводит золотые аукционы. Наличие резервов в управлении Банка Англии позволяет ему более активно воздейство­вать на обменный курс фунта стерлингов. Кроме того, Банк проводит валютообменные операции и переводы для правительственных депар­таментов и других центральных банков.

Банк Англии выпускает банкноты более 300 лет. Сегодня в обороте находятся банкноты достоинством 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Банкноты являются единственным законным платежным средством на территории Соединенного Королевства.

Из изложенного можно сделать однозначный вывод о значитель­ном изменении роли и функций Банка Англии в конце XX в. Банк все более лишается оперативных функций, аналогичных функциям ком­мерческих банков. Он освобождается от функций надзора и регулирования отдельных банковских и финансовых институтов. Одновременно все большее значение приобретают функции регулирования макроэкономических процессов, обеспечения устойчивости финансовой системы Соединенного Королевства, защиты британских интересов на мировых финансовых рынках, функции аналитического центра-

В то же время в силу специфики банковской деятельности и специ­фики центрального банка Банк Англии продолжает выполнять бан­ковские операции, прежде всего в отношениях с другими банками.

Можно выделить три основные группы клиентов Банка Англии.

· Коммерческие банки . Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых
банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на
счете и не имеют права превышать ее. Кроме того, все банки, осущест­вляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35% суммы всех
своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии как обязательные
резервы. В обязанности Банка Англии не входит контроль за соблюде­нием банками норм резервирования.

· Центральные банки многих других стран имеют счета в Банке
Англии и могут вести операции через Банк Англии.

· Правительство держит счета в Банке Англии, и, таким образом,
платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета проходят через счета
Банка Англии.

В рамках подписанного в 1997 г. Меморандума на Министерство финансов возлагается ответственность за институциональную струк­туру и законодательную основу регулирования.

Оно не несет ответственность за оперативную деятельность Банка Англии и Администрации финансовых услуг (АФУ). Однако существу­ют различные обстоятельства, при которых и Банку Англии, и АФУ не­обходима помощь и содействие Казначейства в решении вопросов, на­пример, при серьезных экономических проблемах; при возникнове­нии проблем, требующих дипломатических действий; при решении вопросов, связанных с изменением законодательства, и т.д.

Органом регулирования всей финансовой и банковской системы Великобритании с октября 1997 г. является Администрация финансовых услуг (Financial Services Authority), АФУ является частным акционерным обществом. В составе его акционеров - банки, строительные общества.

Администрация финансовых услуг отвечает за:

· осуществление пруденциального надзора за банками, строитель­ными обществами, инвестиционными фирмами, страховыми компа­ниями, дружескими обществами и т.д.;

· надзор за финансовыми рынками, клиринговыми и расчетными
системами;

· при возникновении проблемных случаев - за проведение опера­ций, воздействующих на фирмы, рынки, клиринговые и расчетные системы в пределах прав и в порядке, предусмотренном соответствую­щими статьями Меморандума;

· политику регулирования в указанных областях.

Банки и иные финансовые институты, соответствующие стандар­там и требованиям FSA, называются авторизованными институтами.

Особенность системы регулирования финансовых рынков и их в Великобритании заключается в том, что впервые в одной из крупнейших стран мира, мощнейшем мировом финансовом центре ответственность за регулирование финансовых услуг и субъектов фи­нансового рынка возложена на одну организацию. АФУ объединила существовавшие ранее восемь независимых регулирующих организа­ций и подразделение Банка Англии, Объединение проведено на основе существовавшего ранее Совета по ценным бумагам и инвестициям.

Справедливости ради надо отметить, что Великобритания была не первой страной, в которой органы регулирования финансового рынка собраны в единую организацию. В июле 1991 г. подобная организация (Finansispektioneri) была создана в Швеции для текущего и перспектив­ного регулирования финансового рынка и интеграционных процессов в финансовой сфере; в 3 986 г. единый орган регулирования банковско­го, страхового секторов и рынка ценных бумаг был создан в Норвегии; в 1988 г. аналогичная шведской организация была создана в Дании. Но обороты на финансовых рынках этих стран даже в совокупности не идут ни в какое сравнение с масштабами Соединенного Королевства. Кроме того, объем полномочий и круг ответственности АФУ значи­тельно превышает все ранее созданные аналоги.

Надзор за институтами осуществляется по следующим направле­ниям:

· капитал;

· раскрытие информации;

· ликвидность;

· резервы;

· системы управления и контроля;

· директора, контроллеры и менеджеры.

Чтобы осуществлять банковские операции в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г., институт должен удовлетворять требованиям АФУ в том, что его бизнес проводится «благоразумным способом».

Это понятие включает в себя:

· достаточность имеющегося капитала;

· адекватную ликвидность (которая означает наличие достаточ­ных средств для выполнения своих обязательств);

· реалистический бизнес-план и адекватные системы и средства
управления;

· наличие на счетах баланса резервов, адекватных безнадежным и
сомнительным долгам;

· осуществление операций честно (прозрачно) и умело.
Директора, менеджеры и контроллеры банка должны соответство­вать занимаемым должностям.

Как АФУ интерпретирует эти термины, изложено в «Основных принципах», выпущенных в июле 1998 г., и в двух томах Указаний по политике банковского надзора. Институты, соответствующие стандартам АФУ, называются «авторизованные банки» (в соответствии с Зако­ном о банках 1987 г. название «банк» сохранено тем из них, кто имеет капитал не меньше 5 млн фунтов стерлингов или лицензированы за границей. Однако обычно термин «банк» применяется ко всем).

В соответствии со Второй банковской директивой по координации ЕС банкам, инкорпорированным в других странах - членах ЕС, вклю­чая Норвегию, Исландию и Лихтенштейн (так назывемые банки, авто­ризованные в Европе или Европейские уполномоченные банки), для приема депозитов в Великобритании авторизация АФУ не требуется. Им достаточно иметь лицензию в собственной стране и быть под над­зором национальных контролирующих органов. Эти органы в соответ­ствии с правилами Евросоюза и осуществляют пруденциальный над­зор за филиалами своих банков-резидентов. АФУ, со своей стороны, обязана сотрудничать с властями страны филиала-нерезидента и до­полнительно разделяет с ними ответственность по надзору за ликвид­ностью филиалов.

В настоящее время в Великобритании около 430 банков принима­ют депозиты. Почти половина из них являются зарубежными, и из этих зарубежных банков половина авторизованы в странах Евросоюза. Постоянный надзор АФУ за банками, принимающими в Великобритании депозиты, осуществляется через сбор информации от контролирую­щих органов, через сообщения аудиторских организаций, при непо­средственных проверках банков и через регулярные формализованные опросы. Кроме того, АФУ имеет доступ к статистическим данным Бан­ка Англии.

Отправной точкой является систематический анализ характера риска каждого банка, который затем определяет стратегию надзора на очередной период. АФУ не пытается опекать банковскую систему или препятствовать банкам принимать собственные коммерческие реше­ния. Надзор не заменяет банковский менеджмент в оценке оптималь­ности коммерческой стратегии банка. Но наблюдатели должны быть Уверены, что минимум надежности банка обеспечен. Если возникает Угроза вкладчикам, АФУ имеет полномочия отозвать у банка разреше­ние или ограничить его операции и права.

Решения вопросов аннулирования и авторизации, соответствия или несоответствия института положениям Закона о банках принима­ется на основании формального рассмотрения документов. При при­нятии формального решения АФУ обязана принимать во внимание все Документальные факты и свидетельства. Ее решения могут быть оспорены в судах, а при определенных обстоятельствах можно подавать апелляцию в Трибунал, имеющий право пересмотреть решение АФУ.

Вторая банковская директива предоставила авторизованным в Великобритании банкам разрешение на открытие филиалов или предос­тавление банковских услуг на всей территории Европейской экономи­ческой арены без повторного лицензирования. Надзор за деятельностью этих филиалов осуществляет АФУ, за исключением ликвидности этих филиалов.

Капитал банка обычно состоит из нескольких элементов. Эти эле­менты включаются в один из трех уровней.

Первый уровень, или основной капитал, включает акционерный капитал и подтвержденную аудитом нераспределенную прибыль.

Второй уровень, или дополнительный капитал, включает общие резервы, сформированные на возможные неопределенные будущие потери, а также среднесрочные или долгосрочные субординированные займы.

Третий уровень включает субординированный долг сроком плате­жа не менее двух лет, который является «связанным» (т.е. не может быть возвращен без разрешения FSA, если возврат приведет к наруше­нию норматива достаточности капитала), и накопленную прибыль, яв­ляющуюся результатом переоценки ценных бумаг, иностранной валю­ты и контрактов по ним.

Далее ограничения накладываются на компоненты второго и третьего уровней. Субординированные займы во втором уровне не мо­гут превышать 50% первого уровня; первый уровень капитала, как по­лагают, является более устойчивым и поэтому имеет более высокое ка­чество, чем второй уровень. По крайней мере 50% капитала банка дол­жен составлять первый уровень. Создаваемые банком общие резервы на возможные потери не могут превышать (не принимаются в расчет капитала) 1,25% активов, взвешенных с учетом риска, а сумма субор­динированных займов во втором и третьем уровнях не может превы­шать более чем вдвое капитал первого уровня.

Структуру капитала английского банка можно увидеть на следую­щем примере (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Капитал (Capital Base)

Отношение капитала к «взвешенным» активам в процентах - по­казатель рисковых активов (Risk Asset Ratio, RAR). Отдельно рассчиты­вается показатель достаточности капитала по торговым операциям.

Каждый банк-резидент получает персональный «целевой» сово­купный показатель достаточности капитала, ниже уровня которого он не имеет права опускаться. АФУ не устанавливает единых требований для всех банков, во внимание принимаются возможные индивидуаль­ные факторы риска исходя из особенностей отдельного банка (качест­во систем контроля, правовые риски, концентрация операций на от­дельных секторах рынка и т.п.). Абсолютное минимальное значение достаточности капитала - 8%.

  • Alliance & Leicester – британский банк, который занимался в основном ипотечным кредитованием. В 2008 г. был продан испанской финансовой группе Santander .
  • Bank of England (Банк Англии) – центральный банк Великобритании. Банк Англии был основан в 1694 году, национализирован 1 марта 1946 года и получил независимость в 1997 году. Иногда его называют "Старая дама с Треднидл-Стрит" по названию улицы, на которой он находится. "Старая дама" - намёк на консервативность банка.
  • Bank of Scotland – с января 2009 г. одно из ключевых подразделений Lloyds Banking Group.
  • Barclays – одна из крупнейших банковских групп в мире по величине активов. Банк обслуживает свыше 49 миллионов клиентов более чем в 50 странах. В штате около 140 000 сотрудников.
  • Bristol & West – коммерческий банк, который в настоящее время является подразделением банка Ирландии (Bank of Ireland), головной офис находится в Бристоле. Основной бизнес связан с ипотечным кредитованием.
  • Egg – британский интернет-банк, со штаб-квартирами в Лондоне и Дерби. Начал свою работу в 1998 году и в настоящее время является крупнейшим интернет-банком в мире. Egg специализируется на сберегательных счетах, кредитных картах, ссудах, а также предлагает страховые услуги.
  • HSBC – одна из крупнейших банковских и финансовых организаций в мире. Обслуживает более 125 миллионов клиентов на 5 континентах. Совокупные активы компании по состоянию на 30 июня 2012 года составляли 2.652 трлн. долларов и рыночная капитализация на 18 сентября 2012 года около 171 млрд. долларов.
  • – розничный банк Великобритании. Был создан в 1995 году путём слияния Lloyds Bank и TSB Group (Trustee Savings Bank). В настоящее время обслуживает более 16 млн. клиентов. Вслед за приобретением HBOS в 2008 году, родительская компания Lloyds TSB Group была переименована в Lloyds Banking Group.
  • NatWest (National Westminster Bank) – подразделение Royal Bank of Scotland Group с 2000 года. Традиционно считается одним из ведущих клиринговых банков. Располагает большой сетью филиалов и банкоматов, 1600 и 3400, соответственно, по всей Великобритании. Обслуживает более 7.5 млн. частных клиентов.
  • Royal Bank of Scotland Group (RBS) – одна из крупнейших банковских групп в мире по величине активов. 84% акций принадлежит министерству финансов Великобритании.
  • Scotiabank UK – третий по величине банк Канады, имеет сильное присутствие в Британии.
  • Smile – один из наиболее инновационных интернет-банков Великобритании. Работает с 1999 года.
  • Standard Chartered – британская банковская группа со штаб-квартирой в Лондоне. Несмотря на своё английское происхождение, имеет немного клиентов в Британии и 90% прибыли получает из стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
  • Standard Life – ведущая компания Великобритании в сфере страхования, управления активами и пенсионных услуг. Standard Life была основана в 1825 г. и в настоящее время обслуживает более 6.5 млн. клиентов в UK и по всему миру.

Крупнейшие банки Великобритании

Ранг Банк Активы ($ млрд., 12/2010)
1 HSBC Holdings 2,454.7
2 Barclays 2,325.7
3 Royal Bank of Scotland 2,267.9
4 Lloyds Banking Group 1,549.5
5 National Westminster Bank (NatWest) 572.25
6 Standard Chartered Group 516.54
7 Santander UK 472.84
8 Standard Life 240.62
9 Co-operative Financial 108.31
10 Investec 72.71
11 Clydesdale and Yorkshire Bank 69.48
12 Northern Rock plc 29.04


Похожие статьи