Что относится к общедомовому имуществу в многоквартирном доме. Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

Начнем с того, что подразумевается и что можно отнести к общему имуществу многоквартирного дома.

Что относится к общедомовому имуществу?

Согласно жилищному кодексу в состав общедомового имущества многоквартирного дома входит:

  1. Помещения в доме, которые выходят за пределы квартиры: лестницы, лестничные площадки, лифтовое оборудование (лифты, шахты лифтов), подвалы, коридоры, техэтажи, чердаки. В современных МКД, зачастую, подвалы и технические этажи идут на продажу в качестве нежилых помещений под офисы. Однако в статье 36 ЖК РФ пункте 1.1 сказано, что в состав общего имущества входят подвалы и технические этажи, в которых имеются общие инженерные коммуникации. Поэтому часть данных помещений все равно будет являться частью общедомового имущества.
  2. Любые помещения в многоквартирном доме, которые конкретно не принадлежат определенному собственнику. То есть, если Вы с жильцами организовали у себя в подвале спортзал, то принадлежать он будет всем жильцам на праве общедомовой собственности.
  3. Крыши, несущие конструкции дома, любое оборудование, которое находится в доме и за его пределами, которое используется для обслуживания более чем одной квартиры/помещения.
  4. Земельный участок на котором стоит МКД вместе с элемента благоустройства: озеленение, детские площадки, парковки и пр., которые относятся к данному дому в границах, определенных действующим земельным и градостроительным законодательствами.

Согласно постановлению правительства №491 к общедомовому имуществу относится абсолютно тоже самое. Теперь Вы знаете, что является общедомовым имуществом.

Является ли балкон общедомовым имуществом?

Согласно статье 36 жилищного кодекса пункту 1.3 к общедомовому имуществу относят несущие и ненесущие конструкции дома, которые обслуживают более одного помещения. Таким имуществом является балконная плита. Кстати такую же позицию выразил и Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ в Определении от 17 января 2012 г. N КАС11-789 подтвердил позицию, согласно которой, балконная плита относится к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме. Дословное определение суда: «оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. Балконные плиты, отнесенные к ограждающим несущим конструкциям, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом технических особенностей этих конструкций балконные плиты отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Но если балконная плита — это общедомовое имущество, то это вовсе не значит, что его ограждения, застекление и отделка относится туда же. Это уже личное имущество собственника, за которое отвечает уже не управляющая организация, а лично каждый собственник балконного помещения.

Является ли полотенцесушитель общедомовым имуществом?

Полотенцесушитель является составной частью инженерных систем горячего водоснабжения. Согласно постановлению правительства №491 пункта 5, абзаца 1:

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

То, что правее этого крана, общедомовым имуществом уже не является.

В итоге получается следующая ситуация. Если на ответвлений на змеевик нет отключающих кранов, то полотенцесушитель полностью относится к общедомовой собственности и отвечать за него должна Ваша управляющая компания или ТСЖ. Если на полотенцесушителе присутствуют краны для отключения полотенцесушителя, то общедомовым имуществом будет труба до регулировочного крана, а после — уже Ваше личное имущество.

Стояк батареи — это общедомовое имущество?

Согласно постановлению правительства №491 пункта 6:

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Получается, что стояк батареи — это общедомовая собственность.

Канализационный стояк — это общедомовое имущество?

В постановлении правительства №491 в пункте 5 второго абзаца говорится следующее:

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Вот оно первое стыковое соединение. То что слева уже является личным имуществом собственника

Таким образом Ваше имущество начинается там, где происходит первое стыковое соединение от ответвления общего канализационного стояка.

Какая ответственность за порчу общедомового имущества?

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующее наказания по статье 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества», куда можно отнести и порчу общедомового имущества. Отдельной статьи за порчу общедомового имущества не предусмотрено.

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Если было испорчено общедомовое имущество, то тут есть несколько вариантов развития событий. Если вы не знаете кто его испортил, то следует обратиться в управляющую компанию, обслуживающей Ваш дом, в письменном виде и попросить устранить имеющиеся нарушения. Если же кто-то испортил общедомовое имущество в личных целях. Например, вбил в общем коридоре кронштейны, чтобы вешать туда свой велосипед, тогда Вам потребуется обратиться уже в государственную жилищную инспекцию Вашего региона с жалобой о нарушении собственником порядка пользования общим имуществом многоквартирного дома.

Какая ответственность управляющей компании за общедомовое имущество?

Вся зона ответственности управляющей компании за общедомовое имущество должна быть прописана в коллективном договоре между управляющей компании и собственниками. Поэтому сходите в Вашу управляющую организацию и потребуйте у них копию договора на руки. Это Ваше законное право. Поэтому в первую очередь УК будет нести обязательства по договору. Однако в договоре должны быть соблюдены ряд условий по ответственности управляющей компании перед собственниками за содержание общедомового имущества. По закону, УК освобождается от ответственности за ремонт общедомового имущества, если:

  • причинен вред общему имуществу по вине собственников помещений или же наоборот — в случае их бездействия;
  • произошла авария, возникшая не по вине управляющей организации: поджог, акт вандализма и пр.;
  • собственники использовали общее имущество не по назначению;
  • произошел конструктивный износ элементов или инженерных коммуникаций, в случае, когда собственники не выполнили своевременный капитальный ремонт.

Также управляющая компания обязана доказать, что вина произошла по вине собственников помещения, только тогда, она имеет право снять с себя ответственность. Также не следует забывать, что перечень услуг, оказываемых управляющей организации, не должен быть меньше, чем минимальный перечень услуг, перечисленный в постановлении правительства № 290. Поэтому ответственность за ремонт и содержание общедомового имущества должна происходить за счет управляющей организации.

Использование общедомового имущества многоквартирного дома

Мы перечислили в самом начале, что относится к общедомовому имуществу. Сразу скажу, что использовать общее имущество МКД никто не имеет право: ни Управляющая компания, ни ТСЖ, ни даже собственники многоквартирного дома. Не могут без согласия общего собрания собственников (статья 36 пункт 4 ЖК РФ). Решение собственников об использовании общедомового имущества должно пройти по всем правилам жилищного кодекса. В противном случае решение, принятое на общем собрании, может быть принято не состоявшимся.

Следует иметь в виду, что передать общедомовое имущество многоквартирного дома кому-то в безвозмездную собственность возможно только при согласии абсолютно всех 100% собственников всех жилых и нежилых помещений, так как в статье 36 ЖК РФ пункте 3 сказано следующее:

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

А вот, чтобы сдавать общедомовое имущество в аренду, к примеру, подвальные помещения под офисы и получать за это деньги, которые должны распределяться между всеми собственниками в эквиваленте равной их доли в общедомовом имуществе, потребуется голоса собственников, обладающих 2/3 площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Оценить публикацию

Что относится к общедомовому имуществу в многоквартирном доме

4.5 (90.83%) 24 голос[ов]

В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации . Самый простой выход - установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №  124 . Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг . В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3 ). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:

  • показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
  • среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
  • нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
  • расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
  • объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как видим, Постановлением Правительства РФ №  124 введен обязательный порядок расчета объема коммунального ресурса, поставленного РСО в МКД, не оборудованный коллективным счетчиком. Это означает, что УК и ТСЖ, обслуживающие дома без счетчиков, должны получить счета за ресурсы с новыми цифрами уже за март 2012 года. Использование в расчете исключительно нормативов потребления (если в доме есть помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета), как это имело место ранее с учетом арбитражной практики, теперь незаконно. Получается, что у исполнителя коммунальных услуг не образуется разницы между суммами, предъявленными к уплате РСО и начисленными жильцам. Значит, уже нет острой необходимости устанавливать общедомовые счетчики.

Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.

Принудительная установка общедомового прибора учета

Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении . Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №  491 . Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг ). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.

Законодательство о коллективном счетчике

Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.

В сфере управления МКД

Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2 ) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества . В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения - п. 5 , отопления - п. 6 , электроснабжения - п. 7 ). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 ). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 - о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.

Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №  354 ) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.  д.) . В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30 ).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 №  185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15 ). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44 , п. 1 ст. 46 ЖК РФ ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД . Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества , принадлежат собственникам помещений . По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг : потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.

Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).

В сфере ресурсоснабжения

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 №  6530/10 , от 22.09.2009 №  5290/09 , согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ ,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №  167 . Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом .

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №  530 . Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89 : количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143 ) . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №  861 ).

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 №  190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи ).

Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам . Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное - наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009 , постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 №  07АП-9981/09 , ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009 ), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10 ). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 №  33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011 , которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка №  11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии - коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании .

Последний акт в данном разделе - Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 №  83 , которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования - для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено , поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Общедомовой счетчик - только в собственности жильцов

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 №  33-3335/2011 , которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011 . Инициатор судебного разбирательства - гражданин, ответчик - гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды - недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении . Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении , то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии .

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 №  2-718/2011 ,от 26.10.2011 №  2-612/2011 , от 27.10.2011 №  2-591/11 . Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии - недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт - Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 №  2-17/12 , которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме . Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах .

Резюме

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное - место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее - убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении .

_____________________________

См. статью «Расчеты УК за ГВС: с РСО - по нормативам, с жильцами - по счетчикам».

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 ФЗ.

Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Подробнее об этом см. статью М. О. Денисовой «Подвальные помещения многоквартирного дома: правовой режим» (№ 5, 2011).

См. статью Е. В. Ермолаевой «Телефон, радио, телевидение в многоквартирном доме» (№ 12, 2008).

Примечательно, что арбитры находят невозможным применение показаний такого прибора учета для расчета платы за коммунальные услуги потребителям в МКД (см. Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2009 № А67-2773/2009).

Здесь же сказано, что приборы учета в МКД, вводимых в эксплуатацию, должны быть установлены застройщиком. В случае включения соответствующих затрат в стоимость строительства дома счетчик становится общим имуществом собственников помещений. Однако мы рассматриваем оснащение приборами учета домов, в которых по проекту счетчики не были предусмотрены.

Новинка! Цель семинара развить навыки экспертизы HR для решения конкретных ежедневных задач в сложных вопросах с учетом судебной и надзорной практики

Список жилых домов, в которых согласно требованиям Федерального закона № 261 компания "Удмуртские коммунальные системы" установила общедомовые приборы учета. В файле также указана стоимость прибора учета, как она определяется см. ответ на 5 вопрос.

1. Какой закон обязывает жителей установить коллективные (общедомовые) приборы учета (далее - ОДПУ) электрической и/или тепловой энергии в многоквартирных домах?

Ответ : Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009г.

2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ ?

Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергорсбережении».

В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.

(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?

Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета .

Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

4. Почему ООО «УКС» не собирало собственников и само решило установить ОДПУ?

Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании «Удмуртские коммунальные системы» на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.

5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?

Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

От диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,

От различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,

От нюансов его установки.

Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.

6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?

Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.

7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?

Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.

8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?

Ответ: Для собственников нежилых помещений - обязательно.
Для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

9. Какова «цена» рассрочки?

Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)

10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?

Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?

Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?

Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).

13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?

Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?

Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.

15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?

Ответ: После купли-продажи квартиры продолжать оплату расходов на установку ОДПУ должен её новый собственник.

Устройство устанавливают на кровлях домов для обеспечения жителей телевизионным сигналом. Монтаж антенны требует небольшую плату. Также придётся платить за пользование. Устройство — позволяет смотреть несколько десятков каналов. Количество, качество и стоимость зависят от оператора.

Кто отвечает за обслуживание

Общедомовая телевизионная антенна часто входит в проект сооружения, поэтому она — часть общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, обслуживанием занимается УК. Узнать владельца антенны можно у представителя домового совета или по телефону поставщика. Таким образом можно ознакомиться с владельцем, узнать правила эксплуатации и порядок оплаты.

Возникшие неисправности исправляет обслуживающая фирма. Сообщить о неполадках можно по телефону. В зависимости от качества работы, пользователь может лично посетить компанию и оставить письменное заявление на ремонт устройства.

Кто оплачивает обслуживание

Пользование коллективным передатчиком необходимо оплачивать. Обычно деньги взимают ежемесячно, включая платеж в коммунальные услуги. Подобны вариант оплаты наиболее распространен. Стоимость зависит от поставщика услуг.

Важно! Цена также зависит от региона. В удаленных от центра областях антенна ловит меньше каналов в худшем качестве. Это двояко влияет на цену. В дальних регионах сложнее поймать сигнал, что повышает стоимость. Телевизор показывает меньше каналов, что снижает количество средств, затрачиваемых на работу.

Квитанции за пользование антенной делятся на два типа. Большинство включены в коммунальные услуги и оплачиваются по принципу общедомовых услуг. Остальные оплачиваются отдельно, как услуга, обслуживаемая вне компетенции управляющей компании.

Отказ от прибора

Общая антенна — не обязательная услуга. Хотя устанавливают на кровлю, подключают только желающих. Соответственно, если в квартире телевидение не нужно — требуется написать отказ. В некоторых домах плата включена в коммунальные услуги. В подобной ситуации пишут заявление на отключение.

Для отказа от пользования общей антенной на крыше многоквартирного дома необходимо обратиться к управляющей компании. Получить информацию можно по телефону или через официальный сайт, если таковой имеется. Обычно процедура выглядит так:

  1. Собственник помещения выясняет какая компания занимается обслуживанием.
  2. Оплачивает задолженность по платежам, если есть. На всякий случай следует взять с собой квитанции об оплате. В противном случае УК имеет право отказать в рассмотрении заявления.
  3. В Едином Информационно-Расчетном Центре нужно получить справку об отсутствии задолженности.
  4. Со справкой и документами, указанными управляющей компанией, пользователь отправляется к поставщику и пишет заявление.


Получив одобрение на разрыв договора, следует позвонить поставщику и сообщить о необходимости отключения общедомовой антенны от квартиры. Процедура бесплатна.

Монтаж

Если гражданин согласен на получение услуги, потребуется оплатить установку. Цена зависит от типа устройства и крыши, на которую устанавливают антенну.

Варианты устройств

Антенный сигнал делится на два типа — спутниковый и эфирный(телевизионный).

Спутниковая выглядит как тарелка. Она имеет небольшую массу и легко крепится к дому. Антенну устанавливают на стену возле квартиры. В редких случаях спутниковую тарелку ставят на крышу. В высотных многоэтажных домах может не хватить места. Подобная антенна имеет значительный недостаток: получение сигнала зависит от ветра.

Телевизионная принимает эфирный сигнал. Антенна выглядит как металлическая установка, в верхней части которой находится приёмник. От длины шеста зависит качество приема сигнала. Устойчивость обеспечена растяжками, прикрепленными к кровле дома.

Монтаж на плоской крыше дома

Установка антенны на плоской крыше многоквартирного дома — наиболее часто используемый вариант. На плоской кровле разрешено монтировать оба типа устройств.

Важно! С эфирными проще: в поверхность встраивают металлический шест, закрепляя растяжками. Если в основе лежит крыша, место установки герметично замазывают. Если в основе — груз, подбирают массивный, способный удержать прибор во время сильного ветра.

Спутниковую размещают на крыше, если установленная на стене будет получать слабый сигнал. Для монтажа в кровле проделывают отверстие, в которое устанавливают горизонтальный крепеж. Точку размещения закрывают герметиком, а к креплению присоединяют тарелку. После настройки её вводят в эксплуатацию. Существует второй вариант монтажа, без использования сверления. Основой становится груз, прочно закрепленный на крыше. Его, при необходимости, легко демонтировать.

Эфирная на скатной кровле

Подобный вариант монтажа используется в частных домах. Антенна устанавливается на металлический шест, воткнутый в крышу. Для этого используют качественный герметик, защищающий внутренние помещения от дождевой воды. Установленная на скатной кровле, антенна подвергается воздействию ветра, что портит качество сигнала. С течением времени опора может расшататься и утратить герметичность. Поэтому часто приёмник ставят на фронтон, сохраняя крышу целой.

Если установка на фронтоне невозможна, а пользователь отказывается от нарушения целостности крыши жилого дома, поставщик предлагает разместить антенну на опорной площадке. К подобной установке допускают невысокие приборы. Для монтажа потребуется приобрести и поставить опору.

Спутниковая на скатной кровле

Тарелки размещают на строго вертикальной поверхности — стенах здания. Это справедливо для антенн, способных принять сигнал со стороны света, на которую выходят окна помещения.


В остальных случаях допустимо размещение на кровле дома. Для этого понадобится изготовить и установить кронштейн, который обеспечит вертикальную площадку для монтажа. В подобном случае потребуется доплатить за сложность и использование герметика.

Улучшение сигнала

Для улучшения принимаемого сигнала требуется соблюдать правила монтажа. Спутниковые тарелки необходимо размещать по азимуту, чтобы улучшить прием трансляции со спутника. Для телевизионных антенн требуется рассчитать высоту, с которой приёмник получит более качественный сигнал. Для определения качества трансляции используют переносные устройства: тюнер и небольшой телевизор.

Изменения в Жилищном кодексе, затронувшие принципы и порядок взаимоотношений между жильцами многоквартирных домов и обслуживающими компаниями, до сих пор оставляют повод для многочисленных споров и разногласий относительно того, на чьей ответственности находится содержание той части дома, которая не является индивидуальной собственностью жильцов. Понятие общедомового имущества, обозначенное в постановлении № 491, теперь накладывает большую степень ответственности и обязательства не только на предприятия, но и на владельцев квартир, находящихся в МКД.

Права жильцов МКД

Теперь не только компании, обеспечивающие потребности и нужды многоквартирных домов, но и сами жильцы становятся ответственным коллективным лицом, обязанность которых - нести расходы за ремонт и распоряжение коллективным имуществом.

Многие граждане, особенно те, кто привык к старой советской модели управления коллективной собственностью, не хотят принимать на себя эти обязательства. Наиболее часто это происходит с учетом того, что содержание общедомового имущества предполагает ежемесячные взносы из личных средств, которые взимаются в виде квитанций за жилищные услуги в статье «Общий ремонт». Увеличение, порой существенное, счетов за услуги, вызывает у многих граждан недовольство и нередко приводят к откровенному саботажу оплаты за пользование общим имуществом. Но и те жильцы, которые согласны брать на себя часть материальной ответственности, не могут получить однозначный ответ, что относится к общему имуществу многоквартирного дома и каков принцип его оплаты, ремонта и распоряжения им.

Определить понятие «общедомовой собственности» важно для однозначной трактовки обязательств, которые несут жильцы многоэтажного дома, а также управляющие компании и коммунальные службы - поставщики основных ресурсов. Это три основные стороны, участвующие в эксплуатации, уходе и ремонте коллективного имущества, и права и обязательства каждой из них четко обозначены.

Понятие коллективного имущества

Согласно постановлению № 491, общее имущество в многоквартирном доме - это все объекты, включая помещения, технические комплексы, коммуникационные системы, технику, не являющиеся составляющей жилого или коммерческого объекта (например, магазина или стоматологического кабинета, находящегося на территории). Второй критерий, определяющий понятие коллективного имущества, - это факт принадлежности и обеспечения нужд не менее двух квартир.

Помещения общего пользования принадлежат к общедомовому имуществу. Что входит в них, определить достаточно просто. К имуществу общего назначения относятся:

  • лестничные клетки, пролеты;
  • холлы, вестибюли;
  • подъемные механизмы;
  • гаражи, колясочные;
  • чердаки и цокольные этажи;
  • котельные и т. п.
Общим признаком, определяющим собственность в общедомовой эксплуатации, является свободный совместный доступ к ней для каждого жильца дома, который имеет право пользоваться предоставленной площадью в соответствии с ее предназначением. Например, колясочная, представляющая собой просторную площадку для размещения детских колясок в подъезде, должна использоваться только с этой целью. Нельзя использовать ее, например, для размещения строительного мусора или старой мебели без разрешения других жильцов или обслуживающей компании дома. В то же время подвал, являющийся неотъемлемой составляющей многоэтажного дома, не входит в общедомовую собственность, т. к. используется только обслуживающей компанией и жилищными предприятиями - поставщиками услуг для обеспечения своей работы.

Оборудование в общедомовой собственности

Оборудование, которое входит в общее имущество в многоквартирном доме - это обширная категория, которая включает в себя машины, электрические узлы и агрегаты, обеспечивающие нужды жильцов по поставкам базовых ресурсов, услуг и удобств:

  • приборы учета потребления воды, света, тепла, установленные за счет жильцов или обслуживающей компании;
  • домофоны и другие системы оповещения и сигнализации;
  • бойлеры, котлы для обеспечения нужд систем водоснабжения и обогрева дома, находящиеся на территории МКД;
  • электрощитовое оборудование, распределительные шкафы.

Сюда относится и другая техника, обеспечивающая нужды потребителей базовых жилищных ресурсов (воды, электричества, тепла и т. п.)

Внешняя территория и другие объекты

В состав общего имущества многоквартирного дома входит также внешняя территория и все объекты, что находятся на ней, используемые жильцами для отдыха, игр, занятия физкультурой и т. п. К ним относятся детские площадки вместе со снаряжением (турники, горки, качели), озеленение (цветники, кустарники, клумбы, вазоны с цветами и декоративными растениями), скамейки и лавки, садово-парковая мебель и пр. Другие объекты, находящиеся на внешней территории или проходящие через нее (например, наземная теплотрасса или труба газопровода), находятся на балансе предприятий и не являются общедомовой собственностью.

Инженерные системы, находящиеся в эксплуатации для снабжения жильцов базовыми услугами и ресурсами, также принадлежат к общедомовой собственности. Это системы горячего и холодного водоснабжения, канализации и т. п., включая трубопроводную и запорную арматуру (стояки, раструбы, патрубки, вентили, краны, тройники). Сюда относится и система энергоснабжения, включая силовые подстанции, сетевые кабели, распределительные шкафы, электрощитовое оборудование и многое другое.

Внешняя часть здания дома, включая кровлю, фасад, оградительные конструкции, плиты и балки перекрытий, парапеты и другие объекты, неотделимые от общей конструкции жилого дома, также являются частью коллективного имущества. Подъезд, входящий и в наружную входную группу, и во внутреннюю часть многоэтажного дома, также является коллективной собственностью.

Как проходит разделение ответственности

Общее имущество многоквартирного дома в полном составе должно быть перечислено в документах на жилой многоэтажный дом. Они включают:

  • документы государственного жилого фонда;
  • бумаги на функционирующие приборы учета;
  • акты замен и проверки счетчиков, техники и коммуникаций;
  • акты приема-передачи по аварийному, плановому или капремонту;
  • передаточные акты от застройщика и другие официальные документы.

Точный перечень документов может отличаться для каждого МКД в зависимости от формы управления.

Способ обслуживания и ремонта общедомового имущества регламентируется постановлением № 491, а также Жилищным кодексом. Обычно порядок оплаты за общее пользование, ремонт и обеспечение нужд общего жилого фонда МКД определяется совместно на собрании, особенно если дом находится под управлением ТСЖ. Например, вопрос о покупке и установке приборов учета принято решать жильцами самостоятельно. Поскольку домовые счетчики являются коллективным имуществом, то обязанности по их приобретению и установке исполняют жильцы, которые должны внести свою часть денежных средств. Такое правило распространяется и на другие виды оборудования и приборов, находящихся в коллективной собственности.

Спорные моменты в определении ответственности собственников

Но это идеальный образец способа распоряжения общедомовым имуществом, и на практике подобные моменты часто вызывают разногласия, т. к. не все жильцы понимают, что является общим имуществом. Действительно, не все объекты, имущество и собственность, находящаяся на территории многоэтажного дома, считаются общедомовой собственностью. Например, спутниковые антенны или системы индивидуального кондиционирования квартир (установленные на фасадах внешние блоки сплит-систем) являются частной собственностью, и для их размещения необходимо получение разрешения от управляющей компании, других жильцов дома и прочих компетентных инстанций.

Балконы - это предмет многочисленных споров между жильцами и коммунальщиками. Вопрос, является ли балкон частной собственностью или частью общего жилого фонда, запутан. Согласно правилам ЖК РФ, ответственность за целостность и ремонт балконной плиты несет управляющая компания, тогда как остальные части - козырек, крыша и парапет - подпадают под содержание собственника квартиры. Подробнее о том, может ли балкон являться общедомовой или частной собственностью, и какие полномочия есть у жильцов (например, остекление или установка конструкций для сушки белья) лучше уточнить в управляющей компании или жилищной инспекции.

Понятие «общедомовой собственности» тесно связано с другим определением - общедомовыми нуждами. Оба термина относительно новые и пока еще содержат в себе множество нерешенных моментов и спорных вопросов. Лучшим способом регламентировать и установить степень ответственности за содержание, оплату общедомового имущества и нужд является коллективное собрание жильцов, на котором единогласно принимается решение о порядке содержания и оплаты текущих расходов.



Похожие статьи