Что такое государственное социальное страхование

Все мы работаем. Но кто-то может потерять возможность зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Чтобы облегчить судьбу таких людей, и было придумано государственное социальное страхование.

Общая информация

Зачем вообще было создано страхование социальное? Это необходимо для того, чтобы оказывать финансовую помощь лицам, что согласились на данный механизм в случае наступления предусмотренных рисков. Страхователи обязаны своевременно начислять взносы для этого дела. Когда же наступает страховой случай, то человеку необходимо обратиться к фонду Соцстраха и документально подтвердить тот факт, что он имеет право на получение денежных средств от государства. Это ещё один способ социально обеспечить людей, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями. А кто же предлагает государственное социальное страхование? В этом деле могут помочь три организации:

  1. Фонд социального страхования. Этот вариант будет оптимальным, если есть угроза пострадать на производстве.
  2. Пенсионный фонд. Этот вариант подойдет, если есть планы и уверенность, что удачно и без происшествий получится выйти на пенсию.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Похоже на первое учреждение, но особенно подходит для тех, кто после лечения планирует восстановиться и дальше работать.

Конечно, следует отметить, что приведённое в рамках статьи разделение является очень условным и не обязательным. Просто со спецификой работы будет несколько проще при наступлении конкретного страхового случая получить причитающиеся деньги. А так может быть выбрано учреждение, которое ближе всего расположено к дому. Хотя если интересует социальное страхование временной нетрудоспособности, то лучше всего подойдёт первый вариант.

Как это работает?

На каких принципах строится система социального страхования? Наиболее важным, согласно оглашенным целям, является установление партнерских отношений. Затем идёт формирование и использование различных целевых фондов. Также важную роль в рамках системы отводят профилактике социальных рисков. Что же является важным для функционирования всего механизма социального обеспечения? Когда осуществляется страхование социальное, это подразумевает наличие определённых фондов, из которых и идёт финансирование потребностей. Причем специфика здесь такая, что средства должны покрывать имеющиеся затраты, что возникают в связи с выполнением взятых на себя обязательств. Кроме этого, вышеперечисленные организации заинтересованы в том, чтобы увеличивать уровень жизни для разных категорий российских граждан.

Возьмём, к примеру, социальное страхование от профессиональных заболеваний. Это настоящий бич нашего времени. Практически любой человек после десятилетий или, может, даже лет работы имеет профессиональное заболевание. В большинстве случаев оно не диагностируется до старости, но бывает, проявляет себя ещё до выхода на пенсию. Поэтому государственные организации напрямую заинтересованы в том, чтобы человек сохранял своё здоровье как можно дольше - ведь тогда им не придётся выплачивать ему деньги. Для этого могут использоваться самые разные средства, начиная от определённых ограничений и требований, заканчивая профилактическими мерами слежения за соблюдением норм отдыха.

Методы и цели

Итак, у вас сейчас есть представление о том, что собой представляет страхование социальное. Это хорошо. Теперь же давайте рассмотрим, какие его виды существуют. На данный момент в Российской Федерации можно встретить такие типы:

  1. По временной потере трудоспособности.
  2. Медицинское страхование.
  3. От профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
  4. Социальное пенсионное страхование граждан, работающих на данный момент.

Это не все возможные средства. Особняком стоит В нём могут принимать участие лица, что самостоятельно обеспечивают себя работой. Следует также отметить, что в качестве страховщиков могут выступать негосударственные компании. Это имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Относительно первых можно отметить довольно значительный уровень успешности действий (что подтверждает пример США). Но с другой стороны - государство не несёт ответственности за расчеты. Поэтому если нарваться на мошенников, вернуть свои кровно заработанные деньги будет весьма сложно.

Субъекты и взносы

Главный актив, который имеет страхование социальное - это люди. Кто же представляет наибольший интерес? Ответ - субъекты, коими являются застрахованные лица. К ним относят российских граждан, что состоят в трудовых взаимоотношениях со своим работодателем (в качестве которого могут выступать коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и государственные организации). То есть к страхователям относят всех тех, кто предоставляет людям работу. А что же можно сказать относительно взносов? Про то, что они идут определённым организациям, мы знаем (даже то, каким конкретно). Но сколько же денег уплачивается? предусматривает взимание от 26,2% и до 34,5% заработной платы. Почему же есть такое значительное различие? Что входит в эти проценты? Первоначально следует упомянуть Пенсионный фонд - на него приходится 20%. Ещё 3,2% идёт на социальное страхование. Эти деньги в последующем будут потрачены непосредственно на самого человека. Кроме того, 2,8% от заработной платы идёт на на случай больничных, посещения врачей (например, стоматолога) и так далее. Кроме того, есть ещё страхование на случай возникновения несчастных инцидентов, которые были на производстве. Благодаря этому пункту и наблюдается такое значительное различие, что можно было видеть ранее. Так, взнос в данном случае может колебаться в диапазоне от 0,2% и до 8,5%.

Выплата денег

Рассмотрим обязательное социальное страхование на производстве. Допустим, возник определённый инцидент. В таком случае застрахованное лицо может рассчитывать на определённый размер выплат. Конечная величина рассчитывается как процент от величины заработной платы. Какая же модель обеспечения действует в Российской Федерации? Так, если человек перечислял средства на протяжении 30 лет, то он может рассчитывать на получение 40% своей заработной платы в виде пенсионного обеспечения. Те люди, которые официально трудились больше 40 лет, претендуют на показатель в 60%. Если наступила временная нетрудоспособность, то человеку полагается от 80% до 90% от величины заработной платы. Когда люди становятся безработными, то они могут рассчитывать на получение средств в размере 50-60%. Определённые бонусы есть и при получении медицинской помощи и приобретении лекарственных препаратов. Здесь размер выплат зависит от того, где находится человек. Если он на стационаре - будет оплачено 100% всех трат. Для тех, кто пребывает на амбулаторном лечении, предусмотрено только восстановление 75% стоимости лекарств и услуг медицинской помощи. Кроме этого, можно рассчитывать ещё на материальную поддержку в связи с целым рядом инцидентов: потеря работы, похороны, постановка на учет беременных, выплаты при рождении детей и так далее. Следует отметить, что согласно действующему трудовому законодательству каждый гражданин Российской Федерации, который оформляется официально, должен иметь понятие о том, что такое государственное социальное страхование, и активно им пользоваться. На производстве, в офисе или лаборатории - не важно, где он будет работать. Согласно законодательству, защищен должен быть каждый человек.

Когда и на сколько выдаётся пособие?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев предусматривает различные сроки. Так, если человек временно потерял свою трудоспособность, то денежные средства ему будут предоставляться с первого дня. Окончанием считают восстановление рабочих функций или установление со стороны врачебно-трудовой комиссии инвалидности. Всё немного по-иному с бытовыми травмами. Предусмотрено, что в случае с ними выплаты пособия осуществляются только на шестой день. Правда, здесь есть свои нюансы. Так, если травма была получена как результат определённого стихийного бедствия (каковым является землетрясение, ураган, наводнение или пожар) или вследствие анатомического дефекта, то денежная помощь выдаётся за всё время и регламентируется общими правилами. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве для сезонных и временных работников предусматривает предоставление пособий в случае профессионального заболевания или трудового увечья. Причем это осуществляется на общих основаниях. Если же имеем дело с временной нетрудоспособностью, то крайний срок в этом случае - 75 календарных дней. Тут можно встретиться с интересным аспектом. Так, распространённым бывает то, что временная нетрудоспособность может наступить тогда, когда рабочий находится в ежегодном отпуске. В таком случае человеку необходимо запастись больничным листком, и ему будут выданы пособия за всё время освобождения от деятельности. Правда, если отпуск без сохранения заработной платы, то ни на что рассчитывать не приходится. Также не следует уповать на выплаты, если временная нетрудоспособность является прямым следствием травм и заболеваний, которые возникли вследствие опьянения.

Особенности

А что делать, если заболел близкий родственник работника? Для многих это будет в новинку, но законодательством предусмотрено, что для получения пособия по временной нетрудоспособности основанием может служить и необходимость ухода за заболевшим членом семьи. При этом ситуация должна соответствовать таким критериям:

  1. Должен быть установлен факт, что отсутствие ухода имеет значительную опасность для здоровья или даже жизни заболевшего человека.
  2. Нет возможности поместить члена семьи в больницу из-за конкретных показаний.
  3. Отсутствует любое другое лицо, кроме самого работника, что могло бы ухаживать за больным. Здесь может быть сделано исключение для матерей, у которых есть ребенок до 2 лет.

В обязательном социальном страховании от несчастных случаев при такой потере работоспособности предусмотрен стандартный срок на 3 календарных дня. Он может быть продлен, но только в исключительных случаях, когда член семьи имеет тяжелое заболевание. Но в общем срок не должен превышать семи календарных дней. Исключение здесь в случае с детьми. Так, если ребенок не достиг 14 лет и заболел и при этом имеет нужду в уходе, то срок может составлять 14 календарных дней. Но это ещё не максимум. Так, если имеется ребенок до 3-х лет (или инвалид до 16), то пособие может выдаваться на весь период, когда ему необходим уход. Следует отметить, что наблюдается сильнейшая дифференциация размера выплат. Конечная сумма денег зависит от причины возникновения временной нетрудоспособности, числа несовершеннолетних детей, длительности непрерывного трудового стажа и так далее. Также если человек получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, то его пособие будет в размере 100% от заработной платы.

Выплаты на случай беременности и родов

Некоторые правила в данном случае одинаковы с общими. Но есть и свои особенности. Так, когда женщине предоставляется отпуск по беременности и родам, то выплаты производятся за все дни. Но это должно быть подтверждено больничным листком. Сколько же женщинам дают отдыхать? Перед датой приблизительных родов даётся 70 календарных дней. Но если беременность многоплодная, то предоставляется 84 суток. Также, после самих родов в стандартных ситуациях у женщин есть 70 календарных дней. Если была осложнённая ситуация, то этот период увеличивается до 86 суток. В случаях, когда родилось двое или больше детей, предоставляется 110 календарных дней. Следует отметить, что оплачиваемый отпуск предоставляется суммарно. Иными словами - не важно, сколько дней было использовано до родов. Всё непотраченное можно будет отгулять потом, если это слово вообще подходит к матерям. Следует отметить, что наше государство печётся о том, чтобы люди получали около 100% своей заработной платы. Но если женщина на момент беременности и родов была отстранена от должности, то пособие не выплачивается.

Как видите, существует значительное множество различных аспектов. Также если случился выкидыш после 196-го дня беременности, то женщина всё равно будет получать пособие. Кроме этого, не следует упускать из внимания и ряд видов другой материальной помощи. Так, можно получать а также по уходу за ним до достижения им возраста в 1,5 года. Эти выплаты не предусмотрены, если плод был мертворождённым. Приоритет получения пособий имеет мать ребёнка. Но если она умерла, то оно выдаётся отцу или иному лицу, которое занимается фактическим воспитанием малютки. Правда, для этого необходимо написать письменное заявление.

Назначение и выплата

Как видите, обязательному социальному страхованию на случай временной потери трудоспособности благодарны многие люди, поскольку при таком ответственном и серьезном деле любой рубль на счету. Поэтому если человек может претендовать на выплаты, необходимо знать, кто их назначает и где их получают. Как правило, это проводится по месту работы. Занимается этим комиссия социального страхования профкома предприятия. Но может быть и такое, что её нет. В данном случае пособия будут назначаться непосредственно профкомом. А что делать при работе на небольших предприятиях, где нет данной организации? В таком случае сможет помочь профсоюзный организатор и страховой делегат. Когда пособие было назначено, его выплата осуществляется администрацией предприятия за счет взносов на социальное страхование. Вот так просто. Следует отметить, что данная схема назначения работает и тогда, когда нетрудоспособность человека наступила во время его нахождения за территорией предприятия.

Как пример можно привести рассмотренный ранее отпуск или командировку. Несмотря на то, что считаются отдельные дни, непосредственно выплата осуществляется вместе с заработной платой. Хотя здесь есть нюансы относительно родов и предшествующей им беременности. В таких случаях пособие платят один раз (всё сразу). Чтобы получить единовременную выплату на ребёнка при его рождении, родитель должен иметь справку, выданную ЗАГСом. Это же относится и к выплатам на погребение. Всё, что было начислено, но не выплачено, должно быть передано работнику в рамках сроков, которые устанавливаются для выплат неполученной заработной платы. Следует учитывать и то, что если сумма пособия была чрезмерно увеличена вследствие арифметической ошибки или злоупотребления, то в последующем она будет удержана.

Заключение

Государственное социальное страхование является чрезвычайно полезным инструментом для стабилизации общества и поддержания его отдельных членов. Этот механизм позволяет людям более уверенно смотреть на своё будущее. А это, в свою очередь, влечёт то, что человек лучше трудится и в обществе существует меньшее напряжение. Хотя существующая система не лишена своих недостатков. Но вопрос совершенствования со временем всё же решается. При этом не нужно стоять в стороне, когда перед вами есть установленный факт злоупотребления своими возможностями. И не важно, кто и что нарушает - государственная организация или частный предприниматель. Необходимо всегда стремиться к тому, чтобы права человека и существующий общественный договор не нарушались. А уже слежение за этим лежит на нас - рядовых гражданах.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

    обязательное социальное страхование;

    обязательное пенсионное страхование;

    обязательное медицинское страхование;

    страхование автогражданской ответственности;

    страхование пассажиров.

Государственное социальное страхование

В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения. Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

    пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);

    пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);

    оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;

    оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

Виды социального страхования

В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

    государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);

    социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);

    социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);

    государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Пенсионное страхование

Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений. За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать. Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

Государственное социальное страхование носит обязатель-ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра-ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме-сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус-тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра-вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ-ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо-вания. Это :

Фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра-зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав-ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —" взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста-новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред-ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ-ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю-щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп-лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле-чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно-му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече-нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со-циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени-ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти-вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко-миссии избираются также на собрании трудового коллектива.


Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна-чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по-ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру-гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по-вышения квалификации, переподготовки по направлению орга-нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна-значены для финансирования страховой организацией меди-цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла-чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь-зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так-же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно-сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус-тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам (для женщин);

Единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособия по случаю рождения ребенка;

Пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь-зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда-ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти-не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де-тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо-собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече-ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов-лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре-бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На-значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра-тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци-альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста-новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ-ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За-коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают-ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца;

За выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости-жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус-танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот-ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст-венных пенсий», предусматривающий переход на принципи-ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про-фессионального заболевания, независимо от продолжительно-сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру-довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз-мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно-сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь-ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час-тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен-сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ-ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо-способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль-ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь-ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра-вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу-чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель-ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав-ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль-ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован-ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы-шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль-ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе-ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус-луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще-ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во-просам похоронного дела производится предприятием, органи-зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.



Похожие статьи