Что включают в себя прямые налоги. Чем отличаются прямые налоги от косвенных

Отличие косвенных налогов от прямых в принципе обложения — плательщиком прямых является сам налогоплательщик (юридическое лицо (предприятие), или гражданин) а вот плательщиком косвенных, в сущности, выступает покупатель, потому что он выплачивает их в составе надбавок к цене на определенные товары или услуги, продавец же выступает посредником между покупателем и государством, собирая их и перечисляя в его пользу. Величина суммы их взимания не связана с величиной доходов, или стоимостью имущества налогоплательщика.

Главное в системе налогообложения – добиться экономически грамотного соотношения прямых и косвенных налогов.
Примером прямого сбора является подушная подать, которая была обязательна для уплаты, ее платило податное сословие. Данный прямой налог, отмененный в 1886 году, которым назывался сбор, взимаемый с мужского населения в казну, действовал с 1724г., был введен в российской империи при Петре. На всем протяжении действия подушной подати ее величина много раз поднималась и снижалась, нагрузку с этого прямого побора пытались перекладывать на косвенные (соль и вино).
Во Франции, например, в период феодализма прямые сборы составляли до 40% от урожая.

Деление понятий

Если говорить о делении понятий, то по видам государственные налоговые платежи делятся на прямые и непрямые(косвенные). Прямые подразделяются на:
Реальные – уплачиваются с учетом действительности;
Личные – взимаются с реально полученного дохода;
По распределению между бюджетами они классифицируются на местные, региональные и федеральные.
Косвенные делятся на:
таможенные пошлины;
универсальные;
индивидуальные.

К данным видам налогов относятся какие?

К прямым налогам относятся следующие из приведенных ниже:
земельный;
водный;
на доход физических лиц(подоходный);
на транспорт(транспортный);
на игорный бизнес;
взносы в ФСС с фонда заработной платы;
на имущество (собственность) организаций и жилье;
сбор с продаж;
ндпи;
на сделки с недвижимостью;
на вмененный доход;
на дарение;
на наследство.
К косвенным:
НДС (федеральный налог);
акциз;
госпошлина;
отраслевые сборы;
лицензии;

Перечень: прямые расходы по налогу на прибыль

Для налоговой базы по данному сбору его плательщики учитывают косвенные налоги и прямые налоги (статья 252 НК). В число первых входят:
амортизация ОС, задействованных в производстве;
взносы на зарплату;
заработная плата;
материальные расходы на покупку непосредственно материалов и сырья для производства.

Принцип обложения

Есть четыре основных принципа налогообложения:
принцип экономии, или рационализации системы налогообложения;
принцип удобности. Сбор должен изыматься непосредственно во время, удобное для плательщика;
принцип определенности. т.е. сроки и суммы платежей заранее должны быть известны их плательщикам;
принцип справедливости. Налогообложение должно производиться соразмерно с доходами граждан.
Для стран с рыночной экономикой характерны сходства. В приведенном списке указаны черты сходства:
по статистике, более 90% поступлений в бюджет приходится на 10 основных налогов;
механизм свободной конкуренции.

Как классифицируются

В зависимости от особенности отражения в системе бухгалтерского учета, сборы подразделяются на:
платящиеся за счет прибыли (чистой), указанной в декларации;
которые относят на фин. результаты;
относимые на затраты производства;
включающиеся в цену продукции.
Платежи в бюджет можно классифицировать и по другим критериям, с какой точки зрения посмотреть. По этому вопросу написаны миллиарды рефератов, контрольных работ, шпаргалок, разработаны миллионы таблиц, структур и схем.

Транспортный налог — прямой или косвенный налог

Деление понятий. Налоги делятся на прямые косвенные и федеральные. Проведено множество работ по их классификации. Транспортный платеж является прямым, взимается с владельцев транспортных средств, по определенным ставкам, которые зависят от группы, к которой относится транспорт.

Платежи в казну когда производятся

Для уплаты каждого сбора существуют свои сроки. Для федеральных платежей их устанавливает федеральный закон, для местных и региональных – соответственно местное и региональное законодательство. Т.к. платеж за транспорт – местный, соответственно, в разных местах России сроки будут разными.

В бухгалтерском учете как отразить

В бух. учете сбор за транспорт отражается на 68 счете баланса.

Похожее

Налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год (бланк скачать) Налог земельный начисляется и оплачивается в соответствии с Налоговым Кодексом...

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц на сайте налоговой – регистрация Под руководством Министерства Финансов РФ, работает «Федеральная налоговая служба». Для оптимизации работы государственного органа, запущен официальн...

При наследовании собственности, денег, материальных ценностей - выплачивать налог на наследие в 2018 нет необходимости. Эта обязанность была аннулиров...

Как узнать задолженность по налогам онлайн без регистрации Иногда налогоплательщики делают задолженность по уплате. Сегодня существует несколько способов, благодаря которым получится узнать об ее наличии. Част...

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

Налоги косвенные: что это такое?

Косвенными принято считать налоги, которые формально взимаются государством с предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица (чаще всего клиенты компаний, потребители товаров и услуг). К таковым сборам относятся НДС, акцизы, различного рода таможенные пошлины.

Как правило, косвенные налоги включаются в отпускную стоимость того или иного товара либо услуги. Продавец или субъект оказания услуги, получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или сервис, включающую НДС или иного рода сбор, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.

А что такое "прямой налог"?

Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов - налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).

Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться "оптимизированным" способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).

В свою очередь, НДС, пошлины и акцизы попадают в казну абсолютно в любом случае. Можно сказать, вне зависимости от прямого "волеизъявления" предпринимателя, зависимостей от объективного наличия или отсутствия расходов. И поэтому, как считают некоторые эксперты, НДС и тому подобные сборы - именно косвенные налоги. Они, можно сказать, существуют вне зоны контроля предпринимателя.

НДС

К косвенным налогам относится, как мы уже сказали выше, НДС. Что это за сбор? Какова его природа? Налог на добавленную стоимость, согласно общепринятой в среде российских экономистов трактовке, - сумма, подлежащая изъятию в пользу государственной казны, включенная в отпускную цену товаров или сервисов. Добавленная стоимость - это то, что приносит бизнесу выручку и прибыль. Государство облагает ее соответствующим налогом, и это норма для большинства стран мира.

НДС играет огромную роль с точки зрения формирования государственной казны. Аналогично - другие косвенные налоги. Но именно НДС дает российскому бюджету порядка 40% доходов (в федеральной части, в консолидированной - примерно 20%). Как таковые прямые налоги, если посмотреть отчеты Минфина, приносят в казну в несколько раз меньше выручки. Многие эксперты уверены: косвенные налоги - это стратегически важный компонент национальной экономики.

Основной критерий НДС - его уплачивает каждый субъект бизнеса, создающий добавленную стоимость. То есть, условно говоря, ИП Петров А.Б., владеющий оптовым складом, покупает у ИП Иванова В.Г., владеющего ткацкой фабрикой, наволочки. Государство на этой стадии возьмет НДС с производителя, то есть с ИП Иванова. В свою очередь, ИП Сидоров Д.Е., владеющий розничным магазином, покупает наволочки со склада ИП Петрова. На этой стадии государство возьмет НДС с ИП Петрова. Наконец, ИП Сидоров продает наволочки жителям своего города по розничной цене. На этой, в свою очередь, стадии, государство обложит НДС компанию Сидорова.

На каждом этапе "движения" наволочки какой-то бизнес формирует добавленную стоимость. Завод - ту, которая компенсирует издержки на изготовление и даст некоторую прибыль, оптовик - ту, которая даст рентабельность бизнесу за счет перепродажи наволочки. Розничный продавец - ту, что сможет компенсировать закупочную цену и даст прибыль, в свою очередь, магазину. На каждом этапе государство начисляет косвенный налог на товар, уплачиваемый каждым предпринимателем.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой - дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) - также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других - достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Кому не надо платить НДС

Есть, безусловно, виды бизнеса, где не платят косвенные налоги в рамках исчисленного НДС. Это, прежде всего, любые компании-экспортеры. Это фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. К таким субъектам относятся компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Это фирмы, оказывающие некоторые виды финансовых услуг. НДС не должны платить компании, реализующие продукцию собственного выпуска (в основном категории общепита). Данный вид налога не обязаны перечислять в казну образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации (получающие финансирование из государственного бюджета), учреждения культуры, медицинские организации.

Особенность применения НДС в России - в том, что перечень типов товаров (сервисов, работ), освобождаемых от уплаты данного вида налога, утверждается на общефедеральном уровне. В регионах и муниципалитетах нельзя применять свои правила, касающиеся этой сферы.

Акцизы

Какие еще виды косвенных налогов важны для государства? К таковым можно отнести акцизы. Это налоги, которые обязательно включаются в стоимость товаров, определяемых особым перечнем. Подобно тому, как это происходит с НДС, фактически плательщиком сборов в рамках акцизов является покупатель товара. Главная особенность данного типа косвенных налогов - он характерен только для производственной сферы. В некоторых случаях акцизы могут применяться и в отношении торговой деятельности (например, в тех случаях, когда подакцизный товар ввозится на территорию России с целью последующей продажи с наценкой).

Таможенные пошлины

Рассмотрим другой вид косвенных налогов - таможенные пошлины. Данного рода сборы взимаются специализированными государственными структурами на границе страны. Основание для исчисления таможенных пошлин - перемещение различных товаров из одного государства в другое. Ставки по таким сборам всегда зависят от конкретного типа товара, от страны, которая его произвела, и прочих условий, характеризующих экономическую политику властей (или межгосударственных политических структур - таких как, например, Таможенный Союз).

С какой целью страны вводят таможенные пошлины? Эксперты структурируют цели данного вида сборов в следующей совокупности:

  • более рациональное распределение объемов ввоза конкретных групп товаров;
  • поддержание баланса между экспортом и импортом в тех или иных производственных сферах;
  • создание среды для развития внутреннего производства;
  • стимулирование потребления товаров, произведенных в той или иной стране (или отечественными фабриками);
  • защита экономики государства от факторов мирового рынка.

Классифицируются таможенные пошлины следующим образом. Есть так называемые "адвалорные" сборы. Они начисляются в виде процентов к стоимости товаров (которая определяется таможенными структурами). Есть "специфические" пошлины. Их исчисление осуществляется на базе товарных единиц. Также существуют "комбинированные" таможенные пошлины (сочетающие в себе признаки двух предыдущих типов). В качестве дополнительного критерия классификации сборов может использоваться признак сезонности. То есть пошлины могут, к примеру, работать в летнее время и быть отменены зимой.

По целям таможенные сборы могут быть антидемпинговые или же компенсационные (оба вида призваны защищать национального производителя). Сборы первого типа вводятся, если компания-экспортер ввозит товар в Россию по цене ниже, чем при реализации на национальном рынке, вследствие чего отечественный производитель испытывает дискомфорт. Компенсационные пошлины призваны противодействовать активности бизнесов, которые выпустили свои товары с помощью субсидий (то есть имели заведомо более выгодное в сравнении с другими производителями положение).

Еще один критерий классификации пошлин - направление движения товаров относительно государственной границы. Есть, таким образом, сборы импортные (или ввозные). Это наиболее популярный вид пошлин (как в России, так и в мире). Менее встречаемый, но важный с точки зрения формирования государственной экономической стратегии вид сборов - экспортный. В России он применяется, в частности, при вывозе нефти и некоторых других видов сырья.

Импортные пошлины, используемые в рамках Таможенного Союза, уницифированы. Они регулируются посредством Единых тарифов. Это сделано с целью интеграции экономик государств, входящих в состав ТС.

Косвенные налоги в ТС

Как известно, российская экономика тесно интегрируется с казахстанской и белорусской. Очень многие нормы унифицируются, включая те, что регулируют косвенные налоги. Таможенный Союз - международная экономическая структура, которую образуют Россия, Беларусь и Казахстан, - требует стандартизации множества бизнес-процессов.

Изучив нормы, регулирующие сбор косвенных налогов в ТС, мы можем также получить представление о том, как регулируется работа с такого рода сборами в каждой из этих стран отдельно, в том числе и в РФ.

Косвенные налоги при экспорте

Абсолютно все экспортируемые в рамках ТС товары не облагаются НДС и акцизами (мы рассмотрели эти виды косвенных налогов выше). Правда, при одном условии - факт экспорта должен быть документально подтвержден. К такому соглашению страны ТС, однако, пришли не сразу.

К примеру, некоторые регулирующие документы, существовавшие ранее, содержали положения, по которым нулевая ставка на некоторые акцизы не распространялась на продукцию, косвенный налог при импорте которой равен нулю. Предположим, из Беларуси в РФ экспортировался кофе. Если бы ввозная пошлина на этот продукт в РФ была равна нулю, то белорусский предприниматель платил бы соответствующий сбор.

Косвенные налоги при импорте

Другой вопрос - какие косвенные налоги подразумевает импорт товаров в странах ТС? Согласно действующим соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном, функции их сбора лежат на структурах, зарегистрированных в государстве, куда товар ввозится. Касательно РФ, подробный перечень продукции, не подлежащей налогообложению при импорте, содержится в с 150-й статье НК.

Косвенные налоги для сервисов и работ

Рассмотрев особенности сбора косвенных налогов, характерных для товаров, перейдем к аспектам, касающимся работ и услуг. Главная особенность законодательного регулирования этого процесса в ТС в том, что функции по взиманию соответствующих сборов, так же, как и при импорте товаров, возложены на структуры того государства, где работы и услуги предоставляются. Законодательство государств ТС в этом отношении, как отмечают эксперты, в целом унифицировано. Выше мы перечислили основные виды услуг, которые не подлежат налогообложению в рамках НДС. В Белоруссии и Казахстане их перечень в преобладающей степени идентичен тому, что установлен для российских организаций.

Особенности косвенных налогов

Каковы ключевые особенности налогов, причисляемых к косвенным? Прежде всего это оперативность перечисления в казну. Как только предприниматель продал товар или оказал услугу, в скорейшие сроки положенная сумма налога оказывается на счетах ФНС. Если брать НДС, то в зависимости от размера выручки периодичность перечисления - один квартал или месяц.

В сопоставлении со сроками, в рамках которых переводятся в бюджет косвенные налоги, налог на прибыль перечисляется в казну, как правило, реже. Различаются также и сроки отчетности для каждого из типов сборов. Например, налоговая декларация по косвенным налогам некоторых типов (того же НДС) сдается раз в квартал. Аналогичный документ для УСН, к примеру - раз в год.

Хотя, как отмечают многие эксперты, этот фактор, по мере модернизации российского законодательства в последние годы, понемногу становится все менее значимым, так как фактические сроки уплаты всех типов сборов унифицируются. В определенных случаях тот же налог на прибыль бизнес обязан перечислять столь же часто, что и НДС, то есть раз в месяц.

Другая особенность НДС и любого другого сбора, который к косвенным налогам относится, - большая собираемость. Ввиду обязательности НДС и легкости мониторинга торговых операций практически всегда по факту реализации товара или оказания услуг, для которых установлена ставка НДС, данного вида сбор перечисляется в казну.

В свою очередь, суммы многих прямых налогов, исчисляемых бизнесами, часто занижаются (а то и вовсе сводятся к нулю). Многие бизнесы включают в базу издержек (которая во многом влияет на итоговый налог на прибыль) "косвенные" расходы. Они с точки зрения закона полностью попадают под критерии ФНС. Как результат, чистая прибыль бизнеса минимизируется. Получается, что прямой налог брать не с чего. В результате собираемость ниже, чем для НДС.

Косвенные налоги, как правило, взимаются с продаж товаров или оказания услуг массового характера. А именно: с реализации продуктов питания, электроники, парикмахерских сервисов, салонов и т.д. Бизнесы, ведущие работу в этих сферах, как правило, всегда имеют клиентов и финансовый оборот вне зависимости от экономической обстановки в стране и на мировых рынках. А это значит, что государство будет постоянно что-то получать в казну. Потому-то НДС и является одним из главных механизмов формирования доходов бюджета.

Многие экономисты считают, что косвенные налоги - один из самых эффективных каналов проведения государственной экономической политики. За счет каких признаков? Государство может в своих интересах влиять на спрос на тот или иной товар или услугу. В некоторых случаях власти могут быть, к примеру, заинтересованы в снижении покупательского интереса к импортной одежде (с целью стимулирования производства текстильной продукции внутри страны). Вследствие чего может быть установлена особого рода ввозная пошлина.

Регулирование экономики при помощи косвенных налогов, как полагают многие эксперты - процесс, в рамках которого есть минимальная вероятность навредить интересам бизнесов (как если бы вмешательство государства осуществлялось посредством корректировки ставок по прямым сборам). Некоторые экономисты отмечают: ставки НДС и акцизы - это - "чистые" косвенные налоги, не зависящие от бизнес-стратегии предпринимателя. Компании могут свободно работать над увеличением оборотов и снижением издержек, зная, что государство не вмешается в этот процесс.

Существуют различные классификации, которые рассматривают начисляемые налоги и делят их на группы и разновидности. По своему типу выплаты могут зависеть от уровня установления, он может быть федеральным, единым для всей страны, региональным или местным. Также отличаются налоги у разных категорий плательщиков, среди которых физические лица и организации. Кроме того, у налогов может быть свое назначение – общие или специальные. Известно также деление по способу взимания, которое определяет прямые и косвенные налоги. У них есть определенные различия.

Виды налогов

В современном законодательстве нет конкретного определения по поводу того, что представляет собой классификация налогов по способу взимания. То, что налоги бывают прямыми и косвенными, происходит из сути этих начислений, характеристики участвующих в этом процессе налогоплательщиков, а также имеющихся элементов операций, что в совокупности образует определенную группу признаков, позволяющую отнести налог к той или иной категории.

Учитывая особенности, можно определить отличие прямого налога от косвенного. Он взимается с дохода или имущества, а также налогоплательщик выплачивает его за счет собственных средств. Косвенный же не является непосредственно начисляемой выплатой, в эту категорию входят всевозможные надбавки к стоимости товаров и услуг, которые оплачивают уже конечные покупатели, заинтересованные в приобретении продукции.

Исходя из этого, вполне понятно, чем отличаются прямые налоги от косвенных. Первые – это начисляемые конкретному лицу выплаты, которые оно свершает из своих средств. В качестве такого варианта может выступать имущественный налог или налог на прибыль. Вторая категория не имеет конкретного адресата, любой покупатель, который хочет приобрести товар или услугу, становится тем, кто оплачивает этот налог.

Если рассмотреть все выплаты и их распределение, то можно увидеть, что соотношение прямых и косвенных налогов неравномерное. Ко второй категории относится лишь НДС и акцизы, в то время как первая – более обширная и включает различные разновидности налоговых выплат.

К прямым классификация налогов по методу взимания относит следующие типы выплат, которые могут совершаться различным компаниями:

  • Получаемая организацией прибыль облагается налогом, который принадлежит именно к этой категории.
  • Если компания занимается добычей полезных ископаемых, данная деятельность также подлежит налогообложению, а выплаты, в свою очередь, являются прямыми.
  • К данной группе относится и водный налог.
  • Имущественные налоги принадлежат именно к прямым отчислениям.
  • При наличии у компании игорного бизнеса, она должна платить налоги, которые будут прямыми.
  • Транспортный и земельный налог также находится в этой категории.
  • Налог на имущество физических лиц относится к прямым выплатам.

Кроме того, в эту группу входят и некоторые другие разновидности налогов, отличающиеся схожей сутью. В целом, обычно не возникает сложности, чтобы отличить выплаты, относящиеся к какой-либо категории, поскольку разница между ними вполне определенная.

Вывод и таблица

Чтобы определиться, какие налоги косвенные, а какие прямые, приведем перечень установленных в РФ прямых и косвенных налогов в таблице.

К прямым налогам относится налог, который начисляется на персональные доходы физлиц, или НДФЛ. Как правило, начисляется на зарплату гражданина, но может также применяться и в отношении иных типов выручки, которую получает человек, — например, по итогам продажи имущества либо иных сделок, которые принесли выгоду.

Ставка подоходного налога для россиян — 13%, если они имеют статус резидента, и 30%, если они проживают в основном за границей. Законодательством РФ установлен ряд вычетов по НДФЛ, в частности вычеты, предоставляемые гражданам, которые приобрели за свой счет недвижимость.

Налог на прибыль бизнесов

К прямым налогам относится налог, уплачиваемый предприятиями в рамках общей платежей в бюджет или ОСН. Как правило, данный сбор уплачивают крупные бизнесы, так как малые предприятия и ИП чаще всего стремятся к ведению бизнеса по УСН, ЕНВД либо иной системе, предполагающей снижение налоговой нагрузки. Это вполне объяснимо — ставка налога на прибыли в РФ составляет 20%. Это ощутимо больше, чем при УСН.

Ставка налога на прибыли, формируемые в результате коммерческой деятельности, дополнительно подразделяется фактически на 2 вида. Дело в том, что 2% от сбора, о котором идет речь, должны перечисляться в федеральный бюджет, 18% - в региональный. Таким образом, сбор, о котором идет речь, можно отнести сразу к двум уровням - федеральному и региональному.

В свою очередь, ставка подоходного налога в рамках УСН для ИП может составить 6% с прибыли фирмы либо 15% с выручки компании. Рассматриваемое платежное обязательство исчисляется исходя из величины налогооблагаемой базы, которая определяется как разница между выручкой и расходами налогоплательщика. Можно отметить, что ИП не платят налог, о котором идет речь. Соответствующие обязательства законодательством РФ возложены только на юрлиц, а также на филиалы иностранных структур, которые осуществляют в РФ коммерческие активности.

Важный аспект уплаты налога, о котором идет речь, — определение метода, посредством которого налогоплательщик относит доходы и расходы к тому или иному периоду. Таковых два — кассовый и метод начисления. Первая концепция исчисления налогов предполагает, что доход должен учитываться в момент совершения сделки, то есть после того, как выполнены условия по соответствующему контракту. Например, поставлен товар либо оказана услуга. В свою очередь, сущность кассового метода — в определении доходов после того, как клиент фактически рассчитывается с поставщиком, переведя ему финансовые средства на расчетный счет либо выплатив их наличными.

Рассматривая российские прямые налоги, полезно будет изучить специфику, в частности, имущественного налога. Таковых два.

Налог на имущество граждан

К прямым налогам относится налог на имущество физлиц. Данный сбор — также федеральный. В общем случае он исчисляется исходя из величины налогооблагаемой базы, которая выражается в кадастровой стоимости недвижимости, которой владеет налогоплательщик, а также площади соответствующего объекта.

До 2015 года соответствующий показатель рассчитывался на основе инвентаризационной стоимости имущества. Законодательством РФ установлен ряд вычетов в отношении сбора, о котором идет речь. Так, налогооблагаемая база может быть уменьшена на 10 кв. м, если речь идет о комнате, 20 кв. м, если соответствующая преференция применяется в отношении квартиры, 50 кв. м, если вычет задействует владелец дома.

Налог на имущество юрлиц

К прямым налогам относится налог на имущество юрлиц. Его природа несколько отличается от соответствующего сбора для граждан. Прежде всего, отметим, что данный налог — региональный, а не федеральный. Власти в субъектах РФ при этом фиксируют ставку самостоятельно — в тех пределах, что зафиксированы в положениях НК РФ. Также региональные законодатели вправе устанавливать особый порядок определения величины налоговой базы, льготы, а также алгоритмы их применения плательщиками. Уплачивать сбор, о котором идет речь, должны организации, имеющие в собственности как движимые, так и недвижимые активы. При этом в структуру налогооблагаемой базы может быть включено имущество, которое фирма передала во временное владение либо доверительное управление.

Кто исчисляет имущественные налоги?

Разграничение между имущественными сборами, о которых идет речь, можно провести также в зависимости от того, кто является в соответствии с законом субъектом исчисления данных налогов. В данном случае наблюдается практический пример классификации налогов по одному из критериев, зафиксированных нами в начале статьи.

Дело в том, что в случае с платежами для физлиц суммы для уплаты в бюджет предъявляются структурами ФНС. Специалисты имея в распоряжении данные о наличии у граждан тех или иных видов недвижимости, исчисляют имущественный налог и рассылают уведомления о его уплате по почте. Юрлица, в свою очередь, должны определять размер платежных обязательств самостоятельно.

НДС

Изучим специфику одного из косвенных налогов. В числе таковых — налог на добавленную стоимость, НДС. Данный сбор обычно включается, как мы отметили выше, в отпускную стоимость товара. Фактически НДС уплачивается покупателем, но с юридической точки зрения обязательства по его внесению в бюджет несет поставщик. Ставка НДС — 18% или 10% для отдельных хозяйственных операций. Законодательство предусматривает применение плательщиками НДС ряда вычетов.

Резюме

Итак, мы рассмотрели ряд примеров прямых и косвенных налогов, установленных законодательством РФ. Главный критерий различий между ними — статус фактического плательщика и того, кто должен перечислять соответствующие платежи в бюджет исходя из требований законодательства. Нам поможет наглядно зафиксировать, чем принципиально различаются налоги прямые и косвенные, таблица, расположенная ниже.

Прямые налоги

Косвенные налоги

Кто платит де-юре

Налогоплательщик — юрлицо, физлицо

Налогоплательщик

Кто платит де-факто

Налогоплательщик

Клиент налогоплательщика, покупатель — юрлицо или физлицо

Примеры налогов

НДФЛ, налог на прибыль юрлиц, имущественные налоги

НДС, акцизы, таможенные пошлины

В ряде случаев разграничение между прямыми и косвенными налогами провести довольно проблематично. Дело в том, что фирма может, в частности, и не включать НДС в структуру отпускной стоимости товара — в целях оптимизации налогообложения или с целью повышения конкурентоспособности на рынке. В этом случае компания будет плательщиком НДС как с юридической, так и фактической точки зрения.

С точки зрения наполнения бюджета РФ значимыми могут быть как прямые, так и косвенные налоги. Поэтому государство постоянно совершенствует подходы к организации эффективного сбора и тех и других платежей.



Похожие статьи