Прямые налоги против косвенных. Прямые налоги в РФ. Налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся

Прямые налоги взимаются с физических лиц и оформленных компаний. Юридические и фактические лица, являющиеся плательщиками, совпадают по прямым и косвенным видам платежей. В качестве гражданина, обязующегося вносить периодические выплаты в казну государства, выступает получатель дохода, подлежащего налоговому обложению. В этом материале будут изучены ключевые понятия, особенности и разновидности подобных отчислений.

Прямые налоги: описательные особенности и характеристики

Данный тип взносов являет собой вариацию, при которой в качестве налогоплательщика выступает субъект, являющийся владельцем объекта налогообложения. К примеру, предприятием была получена прибыль, в ходе которой оно обязуется оплатить сбор или человек имеет недвижимое имущество и за этот факт выплачивает налоги. Понятно, что первые лица (в нашем случае – предприятие и гражданин) выступают в качестве субъектов обложения налогами. А их деньги или другие материальные ценности – непосредственные объекты налогообложения.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Они связаны с тем, что изъятие прямых налогов происходит с доходов и имущественных владений налогоплательщика. В качестве объектов могут выступать размеры совокупных доходных элементов или имущественная стоимость. Согласно практической статистике, есть две основополагающих группы, на которые можно разделить прямые налоговые обязательства.

Первая группа

Группа 1 – Сборы, выплачиваемые с дохода, который гражданин обретает по факту. В этом случае в качестве основополагающего объекта обложения налогами выступает доход фактического типа, полученный плательщиком налогов.

Сюда можно запросто включить несколько групп налоговых выплат:

  • НДФЛ;
  • налог на получаемую от ведомой деятельности прибыль;
  • выплаты на инвестиционные доходные направления.

К прямым налогам относится налог, который уплачивается с суммы, полученной в качестве фактического доходного направления.

Вторая группа

Группа 2 – Взносы, осуществляемые с предполагаемых доходных направлений. В качестве ключевых факторов данной группы можно выделить доходы, которые потенциально возможны к получению налогоплательщиком. Традиционно к данной группе можно отнести имущественные выплаты. При этом факт того, что происходит изъятие налоговой выплаты с дохода, который предполагается, не свидетельствует об однозначном получении субъектом данного дохода. Так что у среднестатистического гражданина изъятие данной налоговой группы зачастую вызывает непонимание и негодование.

К этому перечню выплат можно включить сразу несколько разновидностей выплатных действий:

  • налоги, выплачиваемые за факт добычи полезных ископаемых;
  • взносы, осуществляемые за недвижимость;
  • транспортные платежи;
  • наследственные выплаты и плата с дарения;
  • земельные удержания и отчисления.

Отсюда можно сделать вывод, что к прямым налогам относятся многочисленные группы. Существенная особенность данной группы заключается в том, что со стороны налогоплательщика здесь постоянно ощущается факт давления, относящегося к разной степени тяжести. В связи с данным причинным фактором происходит прямое желание отклониться от уплаты и найти законодательные «лазейки».

Ставка транспортного налога на 2017 в Воронежской области, как пример

Так что в итоге предприниматели искусственно занижают параметры прибыли, не хотят декларировать собственные доходы, скрывают имущество, находящееся в собственности. Отсюда напрашивается вывод: доля бюджета, идущего на прямые налоги, всегда ниже показателя, отправляющегося на косвенные отчисления.

Исторические данные

Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.

Пример ежемесячных налоговых выплат в 2016 году

Различия между прямыми выплатами и косвенными элементами

Согласно объектным параметрам обложения, можно отметить классификацию налогов по нескольким групповым направленностям:

  • отчисления на получаемые доходы;
  • сборы за владение личным или коммерческим имуществом;
  • взносы на определенные разновидности деятельности.

С учетом того, что в налоговом механизме возникновения сборов прогрессируют и функционируют различные принципы, сами выплатные суммы могут делиться на две ключевых разновидности – прямые и косвенные налоги:

  1. Прямые налоги представляют собой процесс, при котором из дохода изымается определенная сумма . Аналогичная операция может проводиться и из имущественной стоимости. Это не только непосредственные налоги, но и взносы, выплачиваемые в специализированные ФСС, земельные и капитальные выплаты, удержания на пользование ценными бумагами.
  2. Косвенные платежи – факт проведения скрытого изъятия дохода посредством его включения в стоимость определенных товарных позиций . Сюда можно отнести такие параметры, как НДС, акцизные элементы, пошлины таможенного характера, покупные и продажные выплаты. Таким образом, данный тип сборов выступает в качестве основополагающего фактора ценообразования.

Несложно заметить, что абсолютно каждое из этих налоговых направлений обладает своими преимуществами и недостатками с позиции государства и самих плательщиков. Ведь первое заинтересовано в том, чтобы поддерживать стабильность экономического фона, в то время как вторая группа не желает платить налоги «непонятно, за что».

Преимущества и недостатки разных налоговых групп

Мы рассмотрели, что такое прямой налог, и каким образом происходит его непосредственное исчисление.

Ключевое достоинство прямых уплат состоит в том, что они способствуют относительно стабильным поступлениям в бюджет государства. Помимо этого, они являются достаточно эффективными, выступая в качестве инструмента целенаправленного влияния на общий спрос и предложение. Если принять во внимание минусы, которыми сопровождаются эти элементы, они заключаются непосредственно в их открытости. Плательщиками замечательно прослеживается доля и сумма дохода, и если она «бьет по карману», то существует немало попыток избежать от налогообложения всеми удобными и приемлемыми способами.

Что касается косвенных выплат, то они являются открытыми. Многие люди осуществляют их уплату и даже не знают об этом. Дело в том, что в товарной стоимости редко указывается факт того, какие именно сборы в нее включены. Для государства это плюс. Ведь за счет косвенного процесса налогообложения стоимость товаров может быть поддержана на уровне, который является социально значимым, при этом есть возможность ограничения в потреблении вредных товарных позиций. Аналогичная ситуация наблюдается с ценами на табак, спиртные изделия. Ведь здесь предполагаются не только налоги, связанные с добавлением стоимости, но и акцизы.

Налог с акциз и НДС

Есть много типов косвенных налогов. Например, таможенные пошлины обеспечивают усиление влияния государственного аппарата на национальных изготовителей товаров, происходит эффект импортного замещения. Если принимать во внимание недостатки, они состоят в том, что происходит усиление неравномерности распределения бремени по налогам. Разумеется, для высших слоев населения включение этих сумм в стоимость товаров является не таким ощутимым, как для бедного класса. Поэтому товары для бедных людей облагаются низкими налогами или вовсе освобождаются от такого бремени, в то время как продукты для богатых имеют повышенные стоимости. Еще один минус косвенных выплат состоит в том, что все они носят инфляционный характер.

Ключевые различия и примеры

Налоги, как уже говорилось, отличаются обширными классификационными возможностями. Исходя из уровня установления, они могут считаться федеральными, региональными, местными. На основании категорий, осуществляющих выплаты, они бывают для физических лиц и коммерческих структур. По способу взимания данные выплаты могут носить прямой и косвенный характер. Виды прямых налогов обширны и многогранны, и все они имеют свои плюсы и минусы. Современным законом не устанавливается того факта, что налоги могут быть прямыми и косвенными. Такая градация произошла, скорее всего, на том основании, что суть и характеристика плательщиков разительно разнятся между собой.

Прямой взнос подразумевает тот факт, что его исчисление осуществляется из дохода или стоимостного критерия имущества. Выплата производится из собственного кармана. Если рассматривать аналог – косвенный налог – то он выступает в качестве установления надбавки к стоимости товаров и услуг, уплачиваемой конечным покупателем.

Соотношение между типами налоговых вычетов

Если рассматривать оценку сопоставления этих сумм, в России она является существенной не только с позиции подбора приоритетных направлений, но и в рамках шанса использования иностранного опыта. Ведь государство планирует внедрить в это дело международные наработки, и процесс должен быть осуществлен с учетом общей экономической ситуации, принятием менталитета граждан, а также на базе отличий в разных уровнях. Чтобы была сформирована стойкая и эффективная модель, необходимо добиться определения оптимального уровня между прямым и косвенным обложением граждан налогами. Речь идет о структуре выплат.

Помимо этого, стоит заняться осуществлением оценки воздействия этих групп на общий экономический режим, и прийти к оптимальному показателю. В настоящее время в РФ в современных реалиях сложно ориентироваться на современные модели налогообложения, но правительство старается принять определенные меры. Чтобы было осуществлено полноценное распределение налогов прямого и косвенного типа, стоит провести расчеты в создании определенного баланса, поскольку определенные налоги должны быть эффективными и продуманными.

Итак, мы изучили, что представляют собой налоги прямого типа, и какие суммы к прямым налогам не относятся. Грамотный подход к их формированию и уплате позволит сделать так, чтобы обе стороны – государство и плательщики – чувствовали себя комфортно.

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Отличие косвенных налогов от прямых в принципе обложения — плательщиком прямых является сам налогоплательщик (юридическое лицо (предприятие), или гражданин) а вот плательщиком косвенных, в сущности, выступает покупатель, потому что он выплачивает их в составе надбавок к цене на определенные товары или услуги, продавец же выступает посредником между покупателем и государством, собирая их и перечисляя в его пользу. Величина суммы их взимания не связана с величиной доходов, или стоимостью имущества налогоплательщика.

Главное в системе налогообложения – добиться экономически грамотного соотношения прямых и косвенных налогов.
Примером прямого сбора является подушная подать, которая была обязательна для уплаты, ее платило податное сословие. Данный прямой налог, отмененный в 1886 году, которым назывался сбор, взимаемый с мужского населения в казну, действовал с 1724г., был введен в российской империи при Петре. На всем протяжении действия подушной подати ее величина много раз поднималась и снижалась, нагрузку с этого прямого побора пытались перекладывать на косвенные (соль и вино).
Во Франции, например, в период феодализма прямые сборы составляли до 40% от урожая.

Деление понятий

Если говорить о делении понятий, то по видам государственные налоговые платежи делятся на прямые и непрямые(косвенные). Прямые подразделяются на:
Реальные – уплачиваются с учетом действительности;
Личные – взимаются с реально полученного дохода;
По распределению между бюджетами они классифицируются на местные, региональные и федеральные.
Косвенные делятся на:
таможенные пошлины;
универсальные;
индивидуальные.

К данным видам налогов относятся какие?

К прямым налогам относятся следующие из приведенных ниже:
земельный;
водный;
на доход физических лиц(подоходный);
на транспорт(транспортный);
на игорный бизнес;
взносы в ФСС с фонда заработной платы;
на имущество (собственность) организаций и жилье;
сбор с продаж;
ндпи;
на сделки с недвижимостью;
на вмененный доход;
на дарение;
на наследство.
К косвенным:
НДС (федеральный налог);
акциз;
госпошлина;
отраслевые сборы;
лицензии;

Перечень: прямые расходы по налогу на прибыль

Для налоговой базы по данному сбору его плательщики учитывают косвенные налоги и прямые налоги (статья 252 НК). В число первых входят:
амортизация ОС, задействованных в производстве;
взносы на зарплату;
заработная плата;
материальные расходы на покупку непосредственно материалов и сырья для производства.

Принцип обложения

Есть четыре основных принципа налогообложения:
принцип экономии, или рационализации системы налогообложения;
принцип удобности. Сбор должен изыматься непосредственно во время, удобное для плательщика;
принцип определенности. т.е. сроки и суммы платежей заранее должны быть известны их плательщикам;
принцип справедливости. Налогообложение должно производиться соразмерно с доходами граждан.
Для стран с рыночной экономикой характерны сходства. В приведенном списке указаны черты сходства:
по статистике, более 90% поступлений в бюджет приходится на 10 основных налогов;
механизм свободной конкуренции.

Как классифицируются

В зависимости от особенности отражения в системе бухгалтерского учета, сборы подразделяются на:
платящиеся за счет прибыли (чистой), указанной в декларации;
которые относят на фин. результаты;
относимые на затраты производства;
включающиеся в цену продукции.
Платежи в бюджет можно классифицировать и по другим критериям, с какой точки зрения посмотреть. По этому вопросу написаны миллиарды рефератов, контрольных работ, шпаргалок, разработаны миллионы таблиц, структур и схем.

Транспортный налог — прямой или косвенный налог

Деление понятий. Налоги делятся на прямые косвенные и федеральные. Проведено множество работ по их классификации. Транспортный платеж является прямым, взимается с владельцев транспортных средств, по определенным ставкам, которые зависят от группы, к которой относится транспорт.

Платежи в казну когда производятся

Для уплаты каждого сбора существуют свои сроки. Для федеральных платежей их устанавливает федеральный закон, для местных и региональных – соответственно местное и региональное законодательство. Т.к. платеж за транспорт – местный, соответственно, в разных местах России сроки будут разными.

В бухгалтерском учете как отразить

В бух. учете сбор за транспорт отражается на 68 счете баланса.

Похожее

Налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год (бланк скачать) Налог земельный начисляется и оплачивается в соответствии с Налоговым Кодексом...

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц на сайте налоговой – регистрация Под руководством Министерства Финансов РФ, работает «Федеральная налоговая служба». Для оптимизации работы государственного органа, запущен официальн...

При наследовании собственности, денег, материальных ценностей - выплачивать налог на наследие в 2018 нет необходимости. Эта обязанность была аннулиров...

Как узнать задолженность по налогам онлайн без регистрации Иногда налогоплательщики делают задолженность по уплате. Сегодня существует несколько способов, благодаря которым получится узнать об ее наличии. Част...

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Налоги могут быть классифицированы по различным признакам: в зависимости от уровня установления (федеральные, региональные и местные), категорий плательщиков (физлица и организации), назначения (общие и специальные) и т.д. При этом одной из основных группировок является классификация налогов по способу взимания. Так, налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными. А чем отличаются прямые налоги от косвенных?

Отличие прямых налогов от косвенных

Действующее налоговые законодательство не устанавливает, что налоги бывают прямыми и косвенными. Такая классификация налогов по методу взимания проистекает скорее из их сути и характеристики налогоплательщиков и элементов налогообложения в отношении конкретного налога.

Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем.

Прямой налог и косвенный: примеры

Типичными примерами прямых налогов являются налог на прибыль или, к примеру, НДФЛ, а также налог на имущество.

Наиболее явный пример косвенного налога - это НДС.

Виды налогов: прямые и косвенные

Чтобы определиться, какие налоги косвенные, а какие прямые, приведем перечень установленных в РФ прямых и косвенных налогов в таблице.



Похожие статьи