Денежная реформа введение золотого стандарта рубля. Денежная реформа С. Витте в России в начале ХХ века и ее значение для экономического развития

Денежная реформа С.Ю. Витте по праву считается важнейшей темой как целом комплексе его же реформ, так и в развитии индустриального общества конце XIX — начале XX века. Однако за многие годы переписывания школьных учебников многие так и не знают, в чем же собственно заключалась денежная реформа Витте? У всех на устах, что он ввел золотое обеспечение рубля..., и всё что ли?

Поэтому мы считаем своим долгом разобрать эту реформу детальнее. Кстати, этим постом мы продолжаем начатую ранее тему: так вы можете ознакомиться также о известном советском денежном реформаторе .

Предпосылки денежной реформы С.Ю.Витте

В догматической исторической литературе доминирует мнение, что предшественникам Сергея Юльевича Витте не удалось сделать то, что сделал этот великий реформатор. На самом деле все обстоит так, что денежная реформа Витте как раз завершила финансовые мероприятия Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 годы) и И.А. Вышнеградского (минфин с 1887 по 1892 годы). Также необходимо помнить, что финансовое развитие было неотделимо от и других важных исторических процессов.

И.А. Вышнеградский (минфин с 1887 по 1892 год)

Вот каких целей пытались добиться все эти государственные мужи в области государственных финансов:

Переход к сбалансированному бюджету. В Российской империи второй половины XIX века бюджет был дефицитный. Причина такого бюджета, при котором государственные доходы ниже государственных расходов, был в том, что налоги собирались только с крестьян да с рабочего люда. Зажиточные слои особо налогов не платили. Следовательно первейшая задача для перехода к сбалансированному бюджету была в необходимости перехода к справедливому налогообложению.

Н.Х Бунге (минфин с 1882 по 1886 год)

Так, в целях реализации такой политики Бунге отменил подушную подать в 1883 году с крестьян, одновременно с этим были понижены выкупные платежи.

Второе финансовое бедствие России — кредитные займы. Государство покрывало дефицит бюджета новыми внешними кредитами. Выход из этого положения был в том, чтобы предоставить населению возможность брать дешевый кредит для своих нужд, тем самым собирая свой процент в казну. Частично это было достигнуто в 1882 году созданием Крестьянского поземельного банка.

Третья задача , которую решали опять же все министры финансов — стабилизация рубля на мировых финансовых рынках, крупнейшим и богатейшим из которых был французский. Стабилизировать рубль можно было только одним способом — ввести металлическое денежное обращение наряду с бумажным. Проблема была в том, что не было в России столько золота, чтобы ввести золотое обеспечение рубля — самое надежное.

Рассмотрим, как все это решал С.Ю. Витте.

Суть денежной реформы С.Ю. Витте

Благодаря финансовой политике предшественников, Россия мало-помалу пришла к сбалансированному бюджету. Этого удалось добиться благодаря жесточайшей экономии, усиленному экспорту хлеба, а также игрой в деньги на международной валютной бирже.

Денежная реформа С.Ю. Витте заключалась в повышении доходов казны, введению, наконец, золотого обеспечения рубля и переходу к более справедливой системе налогообложения, расширение государственного железнодорожного хозяйства. Рассмотрим все это детальнее.

В целях повышения доходов казны, что как мы уже успели выяснить, это надо было для сбалансированного бюджета, государство в лице С.Ю. Витте повысило налоги на спиртное: на продажу пива налог вырос на 50 %, питейный акциз вырос с 9, 25 копеек до 10 копеек, с продаж фруктовых водок — с 6 до 7 копеек, нефтяной акциз вырос на 50 %, табачный акциз — на 50 %. В 1893 году был введен квартирный налог, что обложило податью владельцев какой-никакой недвижимости. Одновременно был отменен налог на получение наследства ближайшими родственниками, который был введен ещё при предшественниках С.Ю. Витте.

В дальнейшем питейная торговля при Витте была ограничена, а в конце концов была введена государственная монополия на продажу спиртного.

Причинами такого повышения налогов был ещё и жесткий неурожай хлеба в 1891 году, в результате которого хлеб не то, что не удалось вывезти на продажу, - вымерло от голода население — около 800 — 900 тысяч крестьян. Так что у голода 1932 года были предшественники, о чем забывают многие либерально настроенные граждане. Вообще, чтобы лучше запомнить историю России 20 века, рекомендую ознакомиться с .

Так долго ожидаемое металлическое обращение денег было утверждено в ходе денежной реформы С.Ю. Витте высочайшим указом от 8 ноября 1895 года. Теперь можно было совершать сделки с использованием золотых денег по курсу: за 1 рубль золотом к 1 рублю 50 копейкам кредитным рублем (кредитные рубли были введены Е. Ф. Канкриным ещё при Николае Палкине). 3 января 1897 году утверждена государственная чеканка золотых монет для денежного обращения: империалов и полуимпериалов с номинальной стоимостью 15 рублей и 7 рублей 50 копеек соответственно.

«Добить» девальвацию удалось в том же 1897 году указном о выпуске кредитных билетов (рублей) под обеспечение золотым запасом. Обеспечение золотым запасом означает, что ты можешь прийти в банк и обменять рубль бумагой на рубль золотом по установленному государством курсу.

Следует также помнить, что в денежную реформу С.Ю. Витте входило и вспомогательное хождение серебряной монеты, что было окончательно установлено в 1898 году. Денежная реформа Витте окончательно завершилась 7 июня 1899 года , когда был издан новый монетный устав Российской империи.

Результаты денежной реформы С.Ю. Витте

В конечном итоге, в результате денежной реформы С.Ю. Витте, денежное обращение Российской империи конца XIX — начала XX века стало полностью золотым. Если у тебя есть слиток золота не меньше чем 900-й пробы, ты мог прийти в банк и начеканить себе золотых монет, достоинством в 15 рублей (империал), 10 рублей, 7 рублей 50 копеек (полуимпериал) и 5 рублей.

Все бумажные деньги выпускались только под обеспечение золотого запаса Российской империи. Такие меры повысили ликвидность российского рубля на мировой арене, и создали условия для ещё большего притока в российскую экономику западных инвесторов.

Вы должны понимать, что тема эта очень обширна и невозможно в одном посте учесть все нюансы. Эти нюансы, равно как и другие важнейшие в истории России события, исторические явления и процессы раскрыты в моем авторском видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» :


С уважением, Андрей Пучков

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

Денежная реформа 1895-1897 годов (денежная реформа Витте) - денежная реформа, установившая золотой монометаллизм или свободный обмен кредитных билетов на золото (золотой стандарт).

Подготовка реформы началась в 1880-х годах и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов Сергей Витте в феврале 1895 года представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии.

Законом от 8 мая 1895 года было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 года Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт; в ноябре 1895 года был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 года был установлен курс кредитных билетов в размере 7,40 рубля за золотой полуимпериал номиналом 5 рублей (с 1896 года - 7,50 рубля).

1 рубль содержал 0,774234 г. чистого золота.

Для сравнения золотое содержание ведущих валют:
1 доллар США - 1,50463 г золота,
1 фунт стерлингов - 7,322382 г золота,
1 французский франк - 0,2903 г золота,
1 германская марка - 0,358423 г золота.

К 1897 году Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1095 млн рублей, что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн рублей).

29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска кредитных билетов, свободно и без ограничений размениваемых на золото. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в 1914 обмен денег на золото был прекращён.

В своих воспоминаниях граф Коковцов В. Н., в 1904-1914 гг. министр финансов России, писал:

«В 1897 году, как известно, Россия перешла на систему денежного обращения и установила в 1899 году чрезвычайно строгие основания для выпуска в народное обращение кредитных билетов, обеспечиваемых наличным золотом, принадлежащим Государственному банку. Только выпуск первых 300 млн руб. мог быть произведен без покрытия его золотом, а всякое дальнейшее увеличение количества бумажных денежных знаков, выпускаемых в обращение, допущено не иначе, как с обеспечением его золотом рубль за рубль. До самого наступления войны 1914-1918 г.г. этот закон ни разу не был нарушен. Его не расстроила ни русско-японская война, ни внутренняя смута 1905-1906 г.г. В своем месте мною приведены об этом необходимые разъяснения. Это исключительное обстоятельство заслуживает того, чтобы иллюстрировать его хотя бы несколькими цифрами для того, чтобы напомнить, что было в России до постигшей ее в 1917 году катастрофы и что утрачено с тех пор. Эмиссионное право, то есть выпуск кредитных билетов в обращение, принадлежало исключительно Государственному банку, чисто правительственному учреждению, которое и располагало всем принадлежащим ему запасом золота в монете и слитках, обеспечивающих все количество бумажных денег, выпущенных в народное обращение. К началу 1904 года запас золота в Государственном банке в России составлял 900 млн руб. Он понизился на незначительную, правда, сумму, до 880 млн руб. к началу 1906 года, но затем под влиянием двух операций, совершенных в том же году во Франции, и наступившего улучшения в нашей внешней торговле он стал быстро повышаться, начиная с 1908 года, и дошел к концу 1913 года до суммы свыше 1,680 млн руб. Общий же запас золота, принадлежавшего Государственному банку и Государственному казначейству как в России, так и у заграничных корреспондентов, был значительно более; он равнялся в 1904 году 1,100 млн руб. и, беспрерывно вырастая из года в год, достиг к концу 1913 года 2,170 млн руб. В то же время, выпуск кредитных билетов в обращение составлял: к началу 1904 года - 580 млн руб. при запасе золота в 900 млн руб, и, постепенно повышаясь под влиянием оживления в торговом обороте и во всей экономической жизни, дошел к концу 1913 года до 1,670 млн руб при той же сумме, принадлежавшего Государственному банку золота в России и, следовательно, с фактическим золотым покрытием билетного обращения в 100 %.» В. Коковцов. Из моего прошлого.

Реформа названа по имени Министра финансов - С.Ю. Витте.

ВИКИ

Документы по Денежной реформе:

Денежная реформа потребовала замены текста на Государственных Кредитных билетах, что и было сделано Указом от 14.11.1897 года. Модификации подверглись банкноты 1, 3, 5, 10, 25 рублей. Банкноты в 50 и 100 рублей образца 1866 были заменены банкнотами образца 1898 и 1899 г.

9 См.: ГАПО. Ф. 693, Оп. 1. Д. 2. Л. 50; ЦГИА РБ. Ф. И-121, Оп. 1. Д. 1. Л. 28; ГАКО. Ф. 205, Оп. 3. Д. 2981. Л. 13.

10 См.: Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет ее существования: (1859-1909 гг.) / сост. Ф. Иванов. - Вятка, 1910. - С. 32; Мариинская женская гимназия... С. 51.

11 См.: Учебные заведения всех ведомств и наименований, находящиеся на территории Оренбургского учебного округа по переписи 31 декабря 1894 года. - Оренбург, 1896. - С. 8, 20, 54, 70, 130, 156.

12 Васильев, М. Г. История Вятской гимназии. - С. 49.

13 Бельский, Н. Записки учителя: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Бельский. - СПб., 1906.- С. 44-45.

14 Зверев, А. В. Старейшее учебное заведение... - С. 104.

15 См.: ЦГИА РБ. Ф. И-119, Оп. 1. Д. 174. Л. 22.

16 ГАОО. Ф. 89, Оп. 1. Д. 28. Л. 2.

М. В. Мельников

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ С. Ю. ВИТТЕ

В статье рассматриваются важнейшие этапы преобразования денежного обращения России в конце XIX в. Большое внимание уделяется анализу законодательных актов денежной реформы и особенностям бюрократической борьбы вокруг вопроса введения золотой валюты. Подчеркивается решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения.

Ключевые слова: С. Ю. Витте, денежная реформа, золотой рубль, валюта, бюрократия.

В настоящее время и в научных кругах, и в обществе в целом сохраняется устойчивый интерес к финансовым преобразованиям конца XIX в., в результате которых Россия впервые обрела стабильную и высоко котирующуюся на международном рынке валюту. Денежная реформа 1895-1897 гг. и деятельность «отца золотого рубля» С. Ю. Витте стала предметом изучения как современников преобразований1, так и нынешних исследователей2, внесших существенный вклад в развитие историографии проблемы.

В процессе разработки программы реформирования денежного обращения С. Ю. Витте хорошо осознал, что для успешного проведения реформы, а также для достижения и сохранения в течение длительного времени ее результатов требуется преобразование экономической системы страны в целом. В ходе подготовки денежной реформы Витте, опираясь на достижения своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского, завершил широкие и комплексные изменения в бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной, внешнеторговой сфере, которые послужили не только обязательным условием для введения металлического денежного обращения, но и сыграли огромную роль в социально-экономическом развитии страны. Преобразования в финансовой сфере привели к необходимости создания целостной концепции реформирования России. Укрепление национальной валюты являлось не только важнейшим условием политики модернизации страны, проводимой Витте, но и ее причиной3.

К середине 90-х гг. XIX в. были выполнены все важнейшие условия для введения в стране золотого денежного обращения. Витте окончательно подготовил все экономические предпосылки реформы и теоретически обосновал необходимость немедленного осуществления преобразования денежной системы страны

путем введения золотого монометаллизма. Оставался единственный, но самый главный шаг - добиться политического решения вопроса.

Первоначально Витте намеревался завершить денежную реформу одним законом, охватывающим все относящиеся к ней вопросы. Но поскольку этот закон должен был пройти через Государственный совет, в котором жестко критиковалась идея введения в России золотого обращения, министру финансов пришлось отказаться от первоначального намерения. Важнейшие шаги по преобразованию денежной системы Витте осуществляет при активном участии Комитета финансов, который фактически превратился в аналитический штаб реформы. Все законопроекты, касающиеся денежной реформы, перед тем как лечь на подпись императору, прошли обсуждение в Комитете и были там значительно доработаны, что, в свою очередь, рассматривалось Николаем II как гарантия хорошо взвешенных и

продуманных решений.

Витте, как умный политик, сумел правильно оценить обстановку в верхних эшелонах власти во время жесткой и бескомпромиссной борьбы вокруг преобразования денежной системы. Максимально используя опыт и авторитет сторонников реформы в Комитете финансов, он в то же время нейтрализовал действия своих противников в Государственном совете, воспользовавшись и особенностями бюрократических процедур, и поддержкой Николая II.

Первым важнейшим шагом в этом направлении был указ 3 января 1897 г. «Об изменении надписи на империалах и полуимпериалах».

Указ 3 января был непосредственным результатом постановлений, принятых расширенным заседанием Комитета финансов 2 января 1897 г. под председательством самого Николая II. Перед этим совещанием министр финансов поставил очень скромный, на первый взгляд, вопрос - о чеканке и выпуске в обращение золотых монет. В своих объяснениях по этому вопросу Витте указал, что вследствие разрешения сделок в золотой валюте и установления цены на золотые монеты указом 8 августа 1896 г. золотые монеты постепенно проникают в обращение. В связи с этим запас монет уменьшился и снизился до суммы, недостаточной для удовлетворения растущей потребности в них. Отсюда возникает необходимость возобновить чеканку золотых монет, которая была прекращена до окончательного решения вопроса о реформе в Государственном совете. При этом Витте считал необходимым привести номинальную стоимость золотых монет в соответствие с установленной на них ценой в кредитных рублях, чтобы таким путем устранить препятствие обращению золотых монет, вытекающее из несоответствия их номинальной и действительной стоимостей. Одновременно Витте поспешил заверить, что предложенная им мера ни в коем случае не предрешает вопроса о реформе, находящегося на рассмотрении Государственного совета5.

Комитет финансов поддержал предложения Витте. Николаю II тут же на совещании был поднесен проект указа для подписания.

«Ныне, - говорилось в указе, - ввиду оказывающейся настоятельной необходимости возобновить чеканку золотой монеты, а также в целях устранения поводов к сомнениям, порождаемым в населении несоответствием нарицательного достоинства золотой монеты ее цене, определенной для обмена на кредитные билеты, мы признали за благо, впредь до принятия нами окончательного решения, по рассмотрении Государственным советом дела сего, чеканить золотую монету с означением на ней цены, установленной высочайшим повелением нашим 8 августа 1896, оставив золотую монету без всякого изменения в содержании чистого золота, пробе, весе и размерах, установленных законом <...> чеканить таковую с

означением на империалах цены 15 рублей и на полуимпериалах цены 7 р. 50 коп. <.> По изготовлении золотой монеты <...> выпустить оную в обращение»6.

Указ от 3 января 1897 г. представлял собой не только важнейший экономический, но и политический акт реформы. «Я отлично понял, - писал Витте, - что мне эту реформу через Государственный совет не провести, а потому я и решил провести ее помимо Государственного совета... Его величество исполнил моё ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте...»7

Витте решил и этой ситуации придерживаться уже испытанной им политики совершившихся фактов. Не без оснований опасаясь, что, поставив вопрос о девальвации рубля в прямой и открытой форме, он обрёк бы его на провал, министр финансов придал делу невинный вид. Все остается без изменений - вопрос сводится только к приведению в соответствие наименования монеты с уже введенной в жизнь ее ценой. Ставя вопрос о чеканке золотых монет, Витте всячески убеждал, что значение изменения надписей на золотых монетах исчерпывается устранением недоразумений при обращении этих монет. В действительности же это оказалось девальвацией рубля, так как уменьшение металлического содержания рубля на одну треть теперь было распространено и на золотые монеты. Несмотря на то, что указ 3 января 1897 г. формально девальвации не провозглашал, но, по существу, он ее провел. Этот указ, тормозивший обращение монет, нанес серьезный удар надеждам на реставрацию стоимости рубля. Условия для внедрения золота в обращение были значительно улучшены.

Указом 4 ноября 1897 г. было предписано чеканить пятирублевые золотые монеты8, а указом от 11 декабря 1898 г. - десятирублевые золотые монеты9. Вес чистого золота был установлен для 5-рублёвой монеты - 87,12 доли (4,3 г), а для 10-рублёвой - 1 зол. 78,24 доли (8,6 г), то есть на 1/3 меньше, чем в полуимпериале и империале. Чеканка 5- и 10-рублёвых золотых монет была вызвана двумя причинами. Во-первых, желанием облегчить денежные расчёты, поскольку эти монеты представляют собой более удобные счётные величины, чем монеты в 7,5 и 15 рублей. Во-вторых, стремлением расширить внедрение золотых монет в обращение, так как 5- и 10-рублевые монеты, будучи более мелкими и более удобными для расчета, легче и шире внедрялись в обращение, чем монеты в 7,5 и 15 р. Чеканка золотых монет в 7,5 и 15 рублей прекратилась в 1899 г. В том же году началось постепенное изъятие этих монет из обращения10.

Витте придавал большое значение внедрению золота в обращение. В соответствии с теорией саморегулирования платежного баланса металлическое обращение он рассматривал как важнейшее условие сохранения золотого запаса страны. Кроме того, финансовое ведомство стремилось насытить обращение золотом, исходя из того, что только при золотом обращении количество денег способно регулироваться в соответствии с потребностями товарооборота.

Следующим важнейшим актом денежной реформы был указ 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов.

Этим указом Государственный банк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом выпуска кредитных билетов. Одновременно указ устанавливал и систему их покрытия. В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить, что в этом вопросе С. Ю. Витте сделал существенные отступления от своих первоначальных планов. Его проект денежной реформы пре-

дусматривал, во-первых, установление максимального контингента непокрытых золотом кредитных билетов в размере 500 млн р., во-вторых, превращение кредитных билетов в банкноты путем осуществления их эмиссии исключительно для коммерческих операций банка, «то есть учета векселей и выдачи ссуд или для возврата вкладов»11.

В свою очередь, Комитет финансов, рассматривая проект реформы, постановил уменьшить сумму непокрытых золотом кредитных билетов с 500 млн р. до 400 млн, оставляя в силе положение проекта о полном покрытии золотом билетов, эмитируемых сверх указанной нормы.

Указом же 29 августа 1897 г. максимальный контингент непокрытых золотом кредитных билетов был установлен в размере 300 млн р., то есть на 200 млн р. меньше, чем предусматривал первоначальный проект, и на 100 млн р. меньше, чем рекомендовал Комитет финансов при рассмотрении проекта реформы. Ужесточая условия эмиссии кредитных билетов, Витте руководствовался стремлением придать пореформенной денежной системе большую устойчивость, поддержать учетный процент на высоком уровне в целях привлечения иностранных капиталов и расчистить путь для возможной в будущем инфляции.

Принципы эмиссии кредитных билетов в проекте указа 29 августа 1897 г. сформулированы следующим образом: «Государственные кредитные билеты выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 млн р. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 млн р., должны быть обеспечены золотом, по крайней мере, рубль за рубль так, чтобы каждым пятнадцати рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее одного империала»12. Таким образом, указ не связывал выпуск кредитных билетов с коммерческим кредитом, с вексельными операциями, то есть не преследовал цели превратить кредитные билеты в банкноты и оставлял открытой возможность выпуска кредитных билетов для покрытия расходов казны, поскольку при сложившихся отношениях между Государственным банком и казной «настоятельные потребности денежного обращения» могли легко превратиться в настоятельные потребности правительства.

На основании следующего указа 8 сентября 1897 г. была произведена реорганизация системы учета Государственного банка и переоценка золотого запаса. Счет кредитных билетов и разменного фонда был ликвидирован как самостоятельная часть баланса Государственного банка и включен в его общий баланс. Все золото, принадлежавшее и Государственному банку и казначейству, - разменный фонд, золото, обеспечивавшее временные выпуски кредитных билетов, золото оборотной кассы Государственного банка и золото казначейства, хранившееся в банке и на монетном дворе, - было объединено и отражено по счёту «Золото». Вне этого счета оставались только золото банка за границей, которое учитывалось на отдельном счете «Золото за границей», и принадлежавшие правительству суммы золотом за границей, которые не отражались на балансе Государственного банка. Золото было переоценено по отношению 1 старый рубль = 1,5 рубля нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего казначейству (включая разменный фонд), была обращена на погашение долга казны банку за кредитные билеты13.

14 ноября 1897 г. был издан указ «Об изменении надписей на кредитных билетах». Надпись на кредитных билетах, установленная законом 1843 г., гласила: «По предъявлении выдается из разменной кассы Государственного банка (столько-то) рублей серебряной или золотой монетой» и «кредитным билетам присвоя-ется хождение по всей империи наравне с серебряной монетой». Эти надписи находились в противоречии с новым значением кредитных билетов как знаков стоимости золота. Сохранять такое положение в дальнейшем было бы нецелесообразно. «Дальнейшее оставление на кредитных билетах существующих надписей, - записано в Журнале Комитета финансов 31 октября 1897 г., - представляет большие неудобства <... > так как несоответствие меду сими надписями и последними изданными узаконениями по денежному обращению может породить, преимущественно за границей, неблагоприятные для нашего кредита сомнения в твердости денежной реформы»14.

Поэтому и Витте, и Комитет финансов сочли необходимым изменить текст надписей на кредитных билетах и привести их в соответствие с уже изданными законами.

Новые надписи на кредитных билетах, установленные указом 14 ноября 1897 г., гласили: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 р. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)» и «Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетой»15. Указ 14 ноября 1897 г. устанавливал неограниченный размен кредитных билетов на золото. Золото, признанное предыдущими законами единственным обеспечением кредитных билетов, теперь было объявлено единственным материалом для размена кредитных билетов.

С внедрением золота в обращение, установлением принципов эмиссии кредитных билетов и провозглашением свободного их размена на золото отпала необходимость в контроле над вывозом кредитных билетов за границу, осуществлявшемся через таможенные пошлины на билеты в целях борьбы со спекуляцией на курсе кредитного рубля. Завершение стабилизации курса рубля на основе свободного размена кредитных билетов на золото в значительной мере устраняло почву для этой спекуляции. Поэтому указом 22 декабря 1897 г. таможенная пошлина на кредитные билеты была отменена16.

Изданием монетного устава 7 июня 1899 г. завершается законодательство в области осуществления денежной реформы. Устав, с одной стороны, свел воедино законодательные акты, регламентирующие монетную часть денежной системы, а с другой - сформулировал ряд положений, либо еще юридически не высказанных, либо высказанных в недостаточно четкой форме. Прежде всего, следует отметить положения устава об основе денежной системы России, о денежной единице, о чеканке монет и о платежной силе золота и разменной монеты. Золото было провозглашено основой денежной системы России, а ее денежной единицей - рубль, содержащий 17,424 доли (0,86 г) чистого золота. Золоту присвоена неограниченная платежная сила, установлена свободная чеканка золотых монет. Серебряная монета объявлена вспомогательным средством обращения. Подтверждены действовавшие с 60-х гг. XIX в. порядок выпуска медной монеты и условия ее обращения, согласно которым медная монета чеканилась по специальным разрешениям на сумму не более 3 млн р., а ее платежная сила между частными лицами ограничивалась 3 рублями17.

Изданием законодательного акта, охватывающего все монетное дело, правительство рассчитывало окончательно ликвидировать сомнения относительно устойчивости новой денежной системы и платежеспособности России.

В заключение следует отметить решающий личный вклад Витте в успех преобразования денежного обращения. Именно ему принадлежит заслуга проведения проекта через дебри петербургской бюрократии и решимость взять реформу под свою личную ответственность после выступления Государственного совета против нее. На этой стадии вопроса Витте проявил себя не только талантливым дипломатом, но и целеустремленным, решительным организатором.

Примечания

1 См.: Гурьев, А. Реформа денежного обращения в России / А. Гурьев. - СПб, 1896; Он же. Денежное обращение в России в XIX столетии / А. Гурьев. -. СПб., 1899; Кашкаров, М. П. Денежное обращение в России: в 2 т. / М. П. Кашкаров. - СПб., 1898; Мигулин, П. П. Реформа денежного обращения в России и промышленный кризис (1893-1902) / П. П. Мигулин. - Харьков, 1902; Боголепов, М. И. Финансы правительства и общественные интересы / М. И. Боголепов. - СПб., 1907; Фридман, М. Наша финансовая система / М. Фридман. - СПб., 1905; Озеров, И. Х. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX вв. / И. Х. Озеров. - М., 1905. и др.

2 См.: Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин // Вопр. истории. -1990. - № 8; Корелин, А. П. Сергей Юльевич Витте / А. П. Корелин // Россия на рубеже веков: ист. портреты. - М., 1991; Пушкарева, И. «Золотой» рубль в денежной системе России в 18971917 гг. / И. Пушкарева, А. Степанов // Вопр. экономики. - 1992. - № 12; Русский рубль: Два века истории: XIX-XX вв. - М., 1994; Корелин, А. П. С. Ю. Витте - финансист, политик, дипломат / А. П. Корелин, С. А. Степанов. - М., 1998; Ананьич, Б. В. С. Ю. Витте и его время / Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. - СПб., 1999; Абалкин, Л. И. Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте / Л. И. Абалкин.- М., 1999; Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетнофинансовые реформы в России конца ХГХ - начала ХХ века / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 1999. -№ 3; Степанов, В. Л. Предпосылки денежной реформы С. Ю. Витте: политика министра финансов И. А. Вышнеградского (1887-1892) / В. Л. Степанов // Отечеств. история. - 2004. - № 5; Корелин, А. П. С. Ю. Витте: от славянофильского традиционализма к реалиям российского капитализма / А. П. Корелин // Отечеств. история. - 2005. - № 4; Ильин, С. В. Витте / С. В. Ильин. - М., 2006 и др.

3 См.: Мельников, М. В. Финансовая политика России в конце XIX века. Путь к золотому рублю / М. В. Мельников. - Ковров, 2005; Он же. Формирование концепции реформы денежного обращения в России в конце XIX века / М. В. Мельников // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2006. - № 1. - С. 59-62; Он же. Обсуждение проекта денежной реформы в Комитете финансов и Государственном совете в 1896-1897 гг. / М. В. Мельников // Отечеств. история. - 2007. - № 6. - С. 131-138.

4 См.: Корелин, А. П. С. Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы. - С. 50.

5 См.: Журнал Комитета финансов. Заседание 2 января 1897 г. по вопросу «О необходимости дальнейшей чеканки золотой монеты». Царское Село, 3 января 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. Т. 3. Денежная реформа, кредит и банковская система России. Кн. 1 / С. Ю. Витте. - М., 2006. - С. 277-282; РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д 365. Л. 2-5.

6 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 365. Л. 6-7.

7 Витте, С. Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 1 / С. Ю. Витте.- М., 1960. - С. 77.

8 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 373. Л. 20-21.

9 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 387. Л. 18-18 об.

10 См.: Представление в Государственный совет «О чеканке и выпуске в обращение десятирублевой золотой монеты». 18 октября 1898 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений... - С. 542-552.

11 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 355. Л. 34.

12 См.: РГИА. Ф. 583, Оп. 4. Д. 310. Л. 105-105 об.

13 См.: РГИА. Ф. 587, Оп. 56. Д. 646. Л. 121-121 об.

14 РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 8-8 об.

15 См.: РГИА. Ф. 563, Оп. 2. Д. 372. Л. 11.

16 См.: Представление в Государственный совет «Об отмене закона об обложении кредитных билетов таможенной пошлиной». 18 октября 1897 г. // Витте, С. Ю. Собрание сочинений. - С. 314-319.

17 См.: РГИА. Ф. 1152, Оп. 12 (1899). Д. 241. Л. 258-258 об.

Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

С началом Первой мировой войны в обмен денег на золото был прекращён; все 629 миллионов золотых рублей исчезли из обращения.

В своих воспоминаниях граф Коковцов В. Н. , товарищ министра финансов (1896-1902 гг.), в 1904-1914 гг. министр финансов России (с перерывом 1905-1906 гг.), одновременно в 1911-1914 гг. занимавший пост председателя Совета министров писал:

«В 1897 году, как известно, Россия перешла на систему денежного обращения и установила в 1899 году чрезвычайно строгие основания для выпуска в народное обращение кредитных билетов, обеспечиваемых наличным золотом, принадлежащим Государственному банку. Только выпуск первых 300 млн руб. мог быть произведен без покрытия его золотом, а всякое дальнейшее увеличение количества бумажных денежных знаков, выпускаемых в обращение, допущено не иначе, как с обеспечением его золотом рубль за рубль. До самого наступления войны 1914-1918 г.г. этот закон ни разу не был нарушен. Его не расстроила ни русско-японская война, ни внутренняя смута 1905-1906 г.г. В своем месте мною приведены об этом необходимые разъяснения. Это исключительное обстоятельство заслуживает того, чтобы иллюстрировать его хотя бы несколькими цифрами для того, чтобы напомнить, что было в России до постигшей её в 1917 году катастрофы и что утрачено с тех пор. Эмиссионное право, то есть выпуск кредитных билетов в обращение, принадлежало исключительно Государственному банку, чисто правительственному учреждению, которое и располагало всем принадлежащим ему запасом золота в монете и слитках, обеспечивающих все количество бумажных денег, выпущенных в народное обращение. К началу 1904 года запас золота в Государственном банке в России составлял 900 млн руб. Он понизился на незначительную, правда, сумму, до 880 млн руб. к началу 1906 года, но затем под влиянием двух операций, совершенных в том же году во Франции, и наступившего улучшения в нашей внешней торговле он стал быстро повышаться, начиная с 1908 года, и дошел к концу 1913 года до суммы свыше 1,680 млн руб. Общий же запас золота, принадлежавшего Государственному банку и Государственному казначейству как в России, так и у заграничных корреспондентов, был значительно более; он равнялся в 1904 году 1,100 млн руб. и, беспрерывно вырастая из года в год, достиг к концу 1913 года 2,170 млн руб. В то же время, выпуск кредитных билетов в обращение составлял: к началу 1904 года - 580 млн руб. при запасе золота в 900 млн руб, и, постепенно повышаясь под влиянием оживления в торговом обороте и во всей экономической жизни, дошел к концу 1913 года до 1,670 млн руб при той же сумме, принадлежавшего Государственному банку золота в России и, следовательно, с фактическим золотым покрытием билетного обращения в 100 %.»



Похожие статьи