Государственный контроль и надзор за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью

Значимость экономических и социальных последствий деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора.

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний осуществляется в целях соблюдения требований законодательства

Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:

  • - законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
  • - установление в интересах общества и отдельных категорий его

граждан обязательного страхования;

  • - проведение специальной налоговой политики;
  • - государственный надзор за страховой деятельностью;
  • - защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

К основным функциям Федеральной службы страхового надзора относятся:

  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
    • - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
    • - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;
    • - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;
    • - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
    • -обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;
    • - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
    • - выдачей страховщиками банковских гарантий;
    • - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;
  • 2. Принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;
  • 3. Проводит аттестацию страховых актуариев;
  • 4. Ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
  • 5. Получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
  • 6. Выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • 7. Обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 8. Обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;
  • 9. Осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
  • 10. Дает согласие на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • 11. Публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);
  • 12. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
  • 13. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • 14. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • 15. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
  • 16. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 17. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
  • 18. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • 19. Представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;
  • 20. Участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;
  • 21. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • 22. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора вправе:

  • 1. Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • 2. Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4. Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  • 5. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 6. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  • 7. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Нормативно-правовое регулирование государственного страхового надзора в Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации в статье 39 устанавливает положение, согласно которому, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Эта норма является основополагающей для всей системы страхового дела.

Сложность нормативно-правового регулирования страхования состоит в том, что страхование регулируется нормами гражданского, финансового и административного права. Чтобы не путаться в многочисленных нормативно-правовых актах, касающихся регулирования страхования, в общем, и страхового надзора, в частности, ученые проводят их классификацию.

Нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, делятся на две части - нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений (общие) и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность (специальные).

К общим, прежде всего, относятся - Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и Закон «Об организации страхового дела». В них содержатся универсальные правила регулирования страховых отношений, т.е. правила, общие для всех видов страхования. Именно в силу своей универсальности они тесно связаны с другими общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств.

К специальным относятся многие нормативные акты по конкретным видам страхования. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

Следует сказать о том, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования общих. Кроме того, лишь небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений, большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков, либо только страхователей, выгодо приобретателей и застрахованных.

Т.А. Федорова также правовую базу страховой деятельности подразделяет на общее и специальное страховое законодательство. Она также добавляет третью группу актов - Ведомственные нормативные документы.

В юридической литературе нормативно-правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Среди законов, регулирующих деятельность органов страхового надзора, необходимо выделить, прежде всего, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который устанавливает основы организации страхового дела в РФ, закрепляет основные правовые понятия. Глава 4 указанного закона целиком посвящена Государственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела, в ней установлены основы государственного страхового надзора и урегулированы некоторые вопросы деятельности органа государственного страхового надзора.

Отдельные нормы содержатся также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2007 г.), Федеральном законе от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и Законе РФ от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Подзаконные нормативно-правовые акты в сфере страхования и страхового надзора подразделяются на:

  • 1. Указы Президента Российской Федерации. Например, Указ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».
  • 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Наиболее важными из них являются Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора», которое устанавливает общие положения, полномочия, организацию деятельности Федеральной службы страхового надзора; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (с изменениями и дополнениями на 7 февраля 2007 г.), которое устанавливает некоторые организационные аспекты деятельности ФССН, а именно, функции, численность аппарата, место расположения и некоторые другие. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации, в пункте 5 которой говорится о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. Этот акт закрепил демократические настроения в сфере страхового надзора и был положен в основу дальнейшего развития законодательства о страховом надзоре.
  • 3. Нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации. Например, Приказ Министерства финансов РФ от 28 декабря 2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора - Инспекции страхового надзора во федеральному округу» содержит Положение о территориальных органах, которое устанавливает общие положения, полномочия и порядок организации их деятельности, а также Перечень указанных органов.
  • 4. Иные нормативные правовые акты. К ним относят Постановления Конституционного суда РФ, Приказы Федеральной антимонопольной службы и Государственного таможенного комитета и некоторые другие.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе страхового надзора, она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Тем не менее, к нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, можно отнести: Приказ Федеральной службы страхового надзора от 5 марта 2007 г. № 194 «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы страхового надзора», Письмо Федеральной службы страхового надзора от 18 марта 2005 г. N 44-1833/02 «О порядке заполнения и представления страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами «Электронной анкеты субъекта страхового дела» и др.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции, и нормы, содержащиеся в этих документах, могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Методические документы не содержат правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации. В настоящее время положение органа страхового надзора в Российской Федерации является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли шесть различных органов: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор РФ, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная службы по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора и, наконец, Федеральная служба страхового надзора. Все эти изменения ведут к поиску наилучших путей осуществления страхового надзора, опираясь на исторический и зарубежный опыт.

Основными факторами, обуславливающими необходимость осуществления страхового надзора, являются:

во-первых, важная роль страхования, как института финансовой системы государства;

во-вторых, защита интересов страхователей.

Для выполнения задач и функций, поставленных перед органом страхового надзора, его осуществление должно производиться в соответствии с определенными в законе принципами: законности, гласности и организационного единства. Их несоблюдение может привести к утрате доверия, как к органу, осуществляющему страховой надзор, так и к институту страхования в целом.

Органом, осуществляющим государственный страховой надзор в Российской Федерации с 2004 года, является Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора выполняет три основные группы функций:

  • - контроль допуска на страховой рынок;
  • - надзор за текущей деятельностью субъектов страхового дела;
  • - контроль финансовой устойчивости страховщиков.

Для их реализации ФССН наделена широким кругом полномочий.

Высокая ответственность, которую несут страховые компании, и их большое количество вызывает необходимость в контроле и коррекции страховой деятельности в целом. Для контроля страховой деятельности и работы страховых компаний существует специальный орган - страховой надзор. В России этот орган входил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Данная служба существовала в 2004—2011 году.

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.


Страховая деятельность, как и любая лицензируемая деятельность, предусматривает определенные публично-правовые отношения с государственными органами. Суть данных отношений заключается в государственном надзоре за страховой деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью определен гл. IV Закона о страховом деле.
Необходимость в государственном надзоре обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.
Целями государственного надзора за страховой деятельностью согласно ст. 30 Закона о страховом деле являются:
- соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства;
- предупреждение и пресечение нарушений участниками страховых отношений страхового законодательства, в том числе Закона о страховом деле;
- обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства;
- эффективное развитие страхового дела.
Страховой надзор должен осуществляться на принципах законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле).
Органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее надзорными функциями наделена также Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.
Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:
- обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;
- добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;
- добровольному имущественному страхованию;
- добровольному страхованию ответственности;
- перестрахованию;
- взаимному страхованию.
Антимонопольному контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ. Данное требование установлено Приказом ГКАП РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков" *(82).
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Одна из основных обязанностей субъекта страхового дела - представление в орган страхового надзора необходимых документов, указанных в Условиях лицензирования. В представляемых соискателем лицензии документах должны содержаться сведения, позволяющие оценить его финансовое положение, предоставляющее ему возможность заниматься в последующем лицензируемой страховой деятельностью.
На основе анализа представленных документов орган страхового надзора должен оценить готовность соискателя к осуществлению страховой деятельности, соответствие руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела предъявляемым квалификационным и иным требованиям согласно ст. 32.1 Закона о страховом деле.
Существенным мероприятием, осуществляемым органом страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.
Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.
Очень важен контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой им отчетности, а также контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности (см.: пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле).
Такой контроль осуществляется в трех формах.
1. Проведение на местах проверок деятельности субъектов страхового дела. Что касается наличия законодательного или нормативного регулирования порядка проведения органом страхового надзора проверок на местах, непосредственно в страховых организациях, подобного рода нормативного акта нет. Очевидно, законодатель имеет в виду проверки, проводимые органом страхового надзора выборочно, по факту выявления нарушения, требующие комплексной и объемной проверки на месте. Подобного рода проверки могут осуществляться на основании ненормативного акта органа страхового надзора в форме решения о проведении выездной проверки субъекта страхового дела на месте.
2. Проверка достоверности, полноты и правомерности предоставляемой страховыми организациями в орган страхового надзора отчетности. Общий порядок ведения учета и отчетности страховыми организациями, а также опубликования годовых бухгалтерских отчетов определен ст. 28, 29 Закона о страховом деле. Так, в частности, п. 3 ст. 28 Закона о страховом деле прямо предписывает страховым организациям предоставлять в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, а также иные сведения по формам и в порядке, установленном органом страхового регулирования. Данные формы утверждены Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора" *(83). В соответствии с названным Приказом установлено 15 форм отчетности, в частности, следующие:
- форма N 1 - бухгалтерский баланс страховой организации;
- форма N 2 - отчет о прибылях и убытках страховой организации;
- форма N 3 - отчет об изменении капитала страховой организации;
- форма N 4 - отчет о движении денежных средств страховой организации;
- форма N 5 - приложения к бухгалтерскому балансу страховой организации;
- форма N 6 - отчет о платежеспособности страховой организации.
Объем представляемой по вышеуказанным формам отчетности определен Инструкцией, являющейся Приложением N 5 к Приказу Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н.
Кроме представления указанных форм отчетности страховые организации обязаны в соответствии со ст. 29 Закона о страховом деле ежегодно публиковать свои бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, но только после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
3. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Процедура обеспечения финансовой устойчивости страховщиков представляет собой постоянный непрерывный процесс создания и поддержания на определенном уровне необходимого денежного фонда, имеющего несколько источников формирования. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:
- экономически обоснованные страховые тарифы;
- страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;
- собственные средства;
- перестрахование.
Контрольные функции органа страхового надзора за соблюдением страховщиками своей финансовой устойчивости заключаются в удостоверении факта того, что финансовые показатели субъекта страхового дела соответствуют необходимым нормативным требованиям, установленным органом страхового надзора по тем или иным показателям. Осуществляется данный контроль путем проведения соответствующего экономического анализа финансового положения субъекта страхового дела на основе финансовой отчетности, предоставляемой в орган страхового надзора.
Одним из наиболее существенных условий, обеспечивающих финансовую устойчивость страховщиков, является соблюдение последними соотношения активов и обязательств в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденного Приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н *(84).
Что касается других условий обеспечения финансовой устойчивости страховщика, они прямо предусмотрены ст. 25 Закона о страховом деле. В частности, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, критерии которых определяются в соответствии с Приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 г. N 100н "Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов" *(85). Структура страховых резервов и методы их расчета установлены Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н. Данная структура такова:
- резерв незаработанной премии (РНП);
- резерв убытков, в том числе:
а) резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ);
б) резерв произошедших, но не заявленных убытков (ПУРН);
- стабилизационный резерв (СР);
- резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (РВУ);
- резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (стабилизационный резерв);
- иные страховые резервы.
Собственные средства страховщиков включают:
- уставный капитал;
- резервный капитал;
- добавочный капитал;
- нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховом деле).
Размер уставного капитала страховщика должен быть полностью оплачен в размере не ниже минимального размера, который определяется умножением 30 млн. руб. на соответствующий объекту страхования коэффициент (п. 3 ст. 25 Закона о страховом деле).
В процессе осуществления контроля в необходимых случаях для уточнения финансовых показателей орган страхового надзора может направить к субъекту страхового дела своего представителя для выяснения причин выявленных недостатков и разработки мер по их устранению. Согласно Закону о страховом деле, "выдачу в течение 30 дней, в предусмотренных настоящим Законом случаях, разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями" (пп. 3 п. 4 ст. 30).
Указанные методы осуществления контроля со стороны органа страхового надзора корреспондируют с обязанностями, возложенными законодателем на страховые организации. Это следующие обязанности:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, а также информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну) (п. 5 ст. 30 Закона о страховом деле).

В страховом деле, созданном на коммерческой основе, не- обходим государственный надзор за страховой деятельностью, который осуществляется в целях соблюдения требований за- конодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, стра- ховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

1 Российский статистический ежегодник. 2004, с. 514; 2006, с. 645; 2007, с. 617.


Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации в настоящее время осущест- вляется Федеральной службой страхового надзора, находящей- ся в ведении Министерства финансов РФ.

До 1996 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган уп- равления - Росстрахнадзор . Однако за последние годы Росст- рахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ от 29 ноября 1996 г. № 1611 функции Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов РФ был образован Департа- мент страхового надзора.

№ 2 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” было предусмотрено: “Министерство финансов Российской Феде- рации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью”. Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ терри- ториальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.

На Департамент страхового надзора Министерства финан- сов РФ были возложены следующие функции:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление стра-

ховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщи- ков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;



· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес-

печением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения стра- ховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;


· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятель- ностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработ-

ка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ был вправе:

· получать от страховщиков отчетность о страховой дея-

тельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками зако-

нодательства Российской Федерации о страховании и достовер- ности представляемой ими отчетности;

· при выявлении допущенных страховщиками нарушений

закона давать им предписания по их устранению, а в случае не- выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации

страховщика в случае неоднократного нарушения им законода- тельства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

№ 314 образована Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 определены основные функции этой службы. В них сохранена преемственность деятельности бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность не- посредственно и через свои территориальные органы (ей переда- ны территориальные органы страхового надзора Минфина РФ).


Среди функций как бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ, так и нынешней Федеральной службы на первом месте обозначено лицензирование страховой дея- тельности.

Общие правила лицензирования страховой деятельности определены Законом РФ о страховании:

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, пред- ставленных в соответствии с настоящим Законом.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (да- лее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, полу- чившему лицензию.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соиска- телю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

С 1993 г. в РФ функционируют территориальные органы страхового надзора - региональные инспекции страхового над- зора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екате- ринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территори- альные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми орга- низациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, инфор- мацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.


Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность страхова- ния?

2. Какие характерные черты присущи страхованию?

3. В каких формах создаются страховые фонды?

4. В каких формах осуществляется страхование?

5. Какие виды страхования являются наиболее распростра- ненными?

6. Расскажите об организации страхования в стране в до- военный период.

7. Что такое страховой рынок?

8. Назовите участников отношений на страховом рынке.

9. Раскройте содержание договора страхования.

10. Перечислите обязанности страховщика.

11. Каковы порядок и условия страховых выплат?

12. В чем заключается сущность перестрахования?

13. Каким должен быть размер оплаченного уставного ка- питала страховой организации?

14. Какие государственные органы осуществляют надзор за страховой деятельностью в стране?

15. Какие функции выполняют органы страхового надзора в стране?

16. Назовите общие правила лицензирования страховой деятельности.



1. Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Список литературы


1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций


Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри­нимательства связано с социальной значимостью функции страхова­ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.

Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:

законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;

проведение специальной налоговой политики;

государственный надзор за страховой деятельностью;

защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное воздействие на страховую деятельность осуще­ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра­ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу­лирование страховой деятельности (рис.1).

Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.


Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.

Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

К основным функциям органа страхового надзора относят:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:

стабильность системы органов;

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;

соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).

Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.

Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:

регистрацию соискателя на территории РФ;

наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;

выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;

выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.


2 Тест


1. Страховая деятельность - это

А. Деятельность по защите имущественных интересов юридичес­ких и физических лиц и государства.

Б. Деятельность по защите интересов государства.

2. Назовите отрасли страхования

А. Страхование от несчастного случая.

Б. Личное страхование.

В. Страхование космических рисков.

Д. Имущественное страхование.

Е. Страхование на случай смерти.

Ответ: Б; Д.

3. Страхователь - это

А. Лицо, имеющее имущественный интерес и уплачивающее стра­ховые взносы.

Б. Лицо, обеспечивающее защиту имущественных интересов и вып­лачивающее страховое возмещение.

В. Лицо, указанное в завещании.

4. Страховые резервы страховщиков могут быть размещены в:

А. Ценные бумаги, выпущенные другим страховщиком.

Б. Банковские вклады.

В. Государственные ценные бумаги.

Ответ: Б; В

5. Какие виды страхования относятся к личному страхованию?

А. Страхование грузов.

Б. Страхование жизни.

В. Страхование имущества физических лиц.

Г. Страхование от несчастных случаев.

Ответ: Б; Г.

6. Получат ли наследники страхователя страховое возмещение, если договор страхования заключен в пользу выгодоприобретателя, не являющегося наследником?

В. Да, как наследники по закону.

Г. Да, в равных долях с выгодоприобретателем.


3 Задача


Сельскохозяйственное предприятие заключило договор страхования урожая трав, страховая сумма составляет 100% стоимости урожая. Площадь посевов – 100 га сена и 20 га семян клевера. Средняя урожайность за последние 5 лет – сена 24 ц/га, семян клевера – 1,7 ц/га. В результате неблагоприятных погодных условий урожайность составила: сена 18 ц/га, семян клевера – 1,0 ц/га. Определить размер страхового возмещения, если стоимость 1ц сена – 55 руб, 1ц семян клевера – 4200 руб.

Страх. Сумма = 100% ст-ти урожая

ПП1 = 100 га сена

ПП2 = 20 га семян клевера

СУ1 = 24 ц/га сена

СУ2 = 1,7 ц/га семян клевера

У1 = 18 ц/га сена

У2 = 1,0 ц/га семян клевера

РЦ1 = 55 руб.

РЦ2 = 4 200 руб.

Страх. возмещение - ?

1) Страх. возмещение1 = (СУ1 – У1) * ПП1 * РЦ1

Страх. возмещение1 = (24 ц/га – 18 ц/га) * 100 га * 55 руб. = 33 000 руб.

2) Страх. возмещение2 = (СУ2 – У2) * ПП2 * РЦ2

Страх. возмещение2 = (1,7 ц/га – 1,0 ц/га) * 20 га * 4 200 руб. = 58 800 руб.

3) Страх. возмещение = Страх. возмещение1 + Страх. возмещение2

Страх. возмещение = 33 000 руб. + 58 800 руб. = 91 800 руб.

Ответ: Страховое возмещение составит 91 800 рублей.

Список литературы


Архипов А. П., Гомеля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс – М.: Финансы и статистика, 2007.

Шахов В.В. Страхование. Учебник – М.: Юнити, 2003.

Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности – М.: Финансы и статистика, 2008.

Кабанцева Н. Г. Страховое дело – М.: Форум, 2008.

Федорова Т. А. Страхование – М.: Экономистъ, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи