К мерам государственного протекционизма относится что? Политика протекционизма

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм - это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры - полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Определение и сущность

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм - это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

Цели протекционизма

  • В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
  • Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
  • Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории - это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых - Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции - покупка золота, платины, иностранной валюты - осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм - это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Современный протекционизм в России

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм - это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

  • Селективный метод - направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
  • Коллективный метод - проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
  • Отраслевой метод - устанавливает защиту отрасли.
  • Скрытый протекционизм - это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

  • Стимулирующий (экспортный).
  • Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

  • Тарифный.
  • Нетарифный.
  • Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

Тарифы - денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм - это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых - нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа - 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование - лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование - выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта - договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике - это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы - платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры - требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок - проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия - денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование - финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг - товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма - это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

Исходя из этого, государственный протекционизм - это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами - с другой. Цель - создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма - это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Преимущества

Что лучше - свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

  • Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
  • Пошлины, сборы, налоги - дополнительные источники наполнения бюджета.
  • Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах . Временный недостаток - более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Недостатки

Существуют и недостатки политики протекционизма:

  • Возможность развития внутренних монополий.
  • Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
  • Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
  • Торговые войны.

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. То же, что протекция.


Смотреть значение Протекционизм в других словарях

Протекционизм — - государственная политика, осуществляющая защиту национальной экономики от иностранной торгово - экономической экспансии.
Политический словарь

Административный Протекционизм — См. Протекционизм
Экономический словарь

Валютный Протекционизм — -
система ограничительных мер, осуществляемых центральным
банком государства по защите национальной валюты с
целью обеспечения движения валютного
........
Экономический словарь

Избирательный Протекционизм — 1)
протекционизм отдельной отрасли, группы предприятий, а не всего национального производства в целом; 2)
протекционизм в торговле с отдельными странами и по........
Экономический словарь

Коллективный Протекционизм
Экономический словарь

Огульный Протекционизм — - единовременная мера таможенно-тарифного регулирования; проявляется в сплошном (огульном) повышении ставок ввозных таможенных пошлин по всем
статьям таможенного........
Экономический словарь

Протекционизм — [тэ́], -а; м.
1. Экон. Экономическая политика государства, направленная на ограждение его национальной экономики от иностранной конкуренции. Система протекционизма.........
Толковый словарь Кузнецова

Протекционизм — экономическая
политика государства, проявляющаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров.........
Экономический словарь

Протекционизм Коллективный — протекционизм нескольких государств по отношению к третьим странам.
Экономический словарь

Протекционизм Селективный — протекционизм в торговле с отдельными государствами и по отдельным видам и группам товаров.
Экономический словарь

Протекционизм Таможенный — экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики. Осуществляется с помощью высоких таможенных пошлин на ввозимые иностранные........
Экономический словарь

Таможенный Протекционизм — государственная экономическая
стратегия для защиты от иностранной конкуренции с
помощью высоких ввозных таможенных пошлин и
лицензирование
ввоза товаров.
Экономический словарь

Валютный Протекционизм — - система ограничительных мер, осуществляемых центральным банком государства по защите национальной валюты с целью обеспечения движения валютного курса в направлении,........
Юридический словарь

Избирательный Протекционизм — -1) протекционизм в торговле с отдельными странами и по отдельным группам товаров; 2) протекционизм отдельной отрасли, группы предприятий, а не всего национального........
Юридический словарь

Коллективный Протекционизм — протекционизм международных группировок в отношении третьих стран.
Юридический словарь

Огульный Протекционизм — - единовременная мера таможенно-тарифного регулирования; проявляется в сплошном (огульном) повышении ставок ввозных таможенных пошлин по всем статьям таможенного........
Юридический словарь

Протекционизм — - экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового........
Юридический словарь

Таможенный Протекционизм — - государственная экономическая стратегия защиты от иностранной конкуренции с помощью высоких ввозных таможенных пошлин и лицензирования ввоза товаров. См. тж. ПРОТЕКЦИОНИЗМ.
Юридический словарь

Протекционизм — экономическая политика государства, направленная наограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуетсяпосредством финансового поощрения........
Большой энциклопедический словарь

Протекционизм — (франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - часть гос. экономич. политики, направленная на обеспечение преобладания своей пром-сти на внутр. рынке посредством........
Советская историческая энциклопедия

Протекционизм — - в социально-психологический аспекте - корыстное покровительство, оказываемое кому-либо лицом или группой лиц, обладающих властью. Ведет к появлению привилегированного........
Психологическая энциклопедия

Протекционизм — (от лат. protec-tio - покровительство, защита) - англ. protectionism; нем. Protektionismus. 1. Экон. политика государства, направленная на защиту нац. экономики от иностранной конкуренции........
Социологический словарь

Протекционизм Аграрный — - англ. protectionism, agraire; нем. AgrarProtektionismus. Система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском........
Социологический словарь

Протекционизм — государственная экономическая политика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью........
Философский словарь

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — ПРОТЕКЦИОНИЗМ, -а, м. (книжн.). Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. || прил. протекционистский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Введение

Что лучше - протекционизм, который дает возможность развития национальной экономики, или свободная торговля, которая развивается на основе свободных рыночных сил и выявляет наиболее конкурентоспособные отрасли хозяйства страны? Проблема свободной торговли и протекционизма - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Между сторонниками протекционизма и защитниками свободы торговли идет давняя полемика. Меркантилисты, впервые обратившиеся к анализу внешней торговли и увидевшие в ней источник обогащения государства, были, тем не менее, страстными поборниками протекционизма -- системы мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции. Первыми экономистами, которые выступили за свободу торговли, стали французские физиократы, которые отрицали какую бы то ни было производительную роль торговли в увеличении богатства нации. Наиболее последовательными защитниками экономического либерализма вообще и международной торговли в частности явились английские классики, не только разработавшие стройную теорию внешней торговли, но и предложившие конкретную политику в этой области. В XX в. в результате войн и экономических кризисов происходило значительное усиление протекционистской идеологии и практики, и в настоящее время она является одним из важных элементов международных экономических отношений.

В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции.

Цель работы - рассмотрение современных протекционистских и фритредерских инструментов и методов, преимуществ и недостатков, а так же рассмотрение сравнительной характеристики данных течений.

Протекционистская политика

Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

2. нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

Экспортными (они применяются в промышленно развитых странах, в РФ применяются только на бензин и мазут).

Импортные

Транзитные

II. По способу взимания:

Адвалорные (в процентах от цены товара);

Специфические (в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара);

Смешанные (товар облагается и первой, и второй пошлинами).

Ш. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

Антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств.

IV. По происхождению:

Автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

V. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

VI. По способу вычисления:

Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Функции таможенных пошлин: протекционистская - функция импортных пошлин; фискальная - экспортные и импортные пошлины приносят доход государству; балансировочная - функция экспортных пошлин, предотвращение нежелательного экспорта товаров.

Тарифная квота - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенного объема импорта данного вида продукции по сравнению со ставкой для остального объема импорта этой продукции.

Демпинг - нетарифный метод: продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант - продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок. Демпинг бывает:

Спорадическим: иногда фирма продает излишки товара по пониженным ценам;

Умышленный демпинг - снижение цен на некоторое время с целью вытеснения конкурентов;

Постоянный демпинг;

Взаимный демпинг - когда две страны торгуют одним и тем же товаром по заниженным ценам. Страна может вводить антидемпинговые пошлины в целях защиты от демпинга и это также инструмент протекционистской политики. Часто отечественные фирмы провоцируют антидемпинговые расследования для устранения иностранных конкурентов, когда демпинга нет.

Торговое эмбарго - это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго - оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей.

К количественным методам относятся квотирование, лицензирование и "добровольное" ограничение экспорта. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

"Добровольное" ограничение экспорта (ДОЭ) - это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно - гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных учреждений (банков, фондов и пр.) и за счет самих экспортеров и обслуживающих их банков.

Наиболее распространенными финансовыми методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии - это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт. Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

1) оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта

2) более широкое проникновение на экспортные рынки.

В большинстве стран мира проводится государственная политика культурного протекционизма, направленного на защиту национального языка, обычаев, культурно-исторического достояния.



Похожие статьи