Как оспорить кадастровую стоимость

Предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (объект - «доходы»). Был приобретен земельный участок за 47 млн руб. Кадастровая стоимость участка 14 млн руб. Он уже зарегистрирован и поставлен на учет как основное средство по цене приобретения. Возможно ли сейчас провести его переоценку до кадастровой стоимости с целью уменьшения общей стоимости основных средств предприятия?

Провести переоценку земельного участка до его кадастровой стоимости вы не можете. Поясним.

Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). То есть они должны соблюдать положения ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). В нем сказано, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение (п. 8 ПБУ 6/01). Следовательно, вы абсолютно правильно поставили на учет земельный участок по цене приобретения.

После принятия объекта основных средств к учету его первоначальная стоимость не меняется, за исключением случаев его достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01). Переоценка основных средств является не обязанностью, а правом организации. Если организация приняла решение о переоценке, в дальнейшем она должна проводить ее регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01). Цель переоценки — определение реальной стоимости объектов основных средств. Она проводится путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами на дату переоценки (п. 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Рыночная стоимость земельного участка определяется на основании положений Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (п. 1 ст.66 ЗК РФ). Под ней понимается наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ). Рыночная стоимость устанавливается оценщиком.

В отличие от рыночной, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (п. 2 ст. 66 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ). Такая оценка осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ). Кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения, определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и в иных случаях, установленных законодательством (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Заметим, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Но это не значит, что при проведении переоценки в качестве рыночной цены можно использовать такую кадастровую стоимость. Дело в том, что она будет соответствовать рыночной только на момент проведения кадастровой оценки. Переоценка же основных средств проводится по состоянию на 31 декабря текущего года (п. 15 ПБУ 6/01). Поэтому при ее проведении нужно определить рыночную стоимость земельного участка именно на эту дату.

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размера земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иных ситуаций.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры; арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее - Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Как узнать кадастровую стоимость?

Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:

  • Размещение территориальное.
  • Площадь.
  • Уровень цен на данном сегменте рынка.

Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное - найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.

Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами - причём больше, чем нужно.

Кадастровая оценка

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами - 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.

Цели государственной кадастровой оценки:

  • государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и субъектов Российской Федерации;
  • для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки; информирование широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земель;
  • оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера.

Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).

Как определить необходимость оспаривания?

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Снижение кадастровой стоимости

Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица - собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

  • государственная пошлина в размере 2 000 рублей - для организаций, 300 рублей - для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
  • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
  • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).

Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020

03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ - был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.

Суть моратория сводится к следующим основным моментам:

  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
  • если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
  • правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).

Проиллюстрируем суть моратория на конкретном примере.
На 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила 100 000 рублей. С 01.01.2016 данная стоимость была определена в размере 150 000 рублей.
С учетом установленного законом № 360-ФЗ моратория, для целей взимания платы за землю в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 будет применяться кадастровая стоимость в 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость участка была снижена в судебном порядке в августе 2016 года до 75 000 рублей, то в период действия моратория (то есть с 01.01.2017 по 01.01.2020) для целей взимания платы за землю во всех ее формах применяется именно данная кадастровая стоимость - 75 000 рублей.

Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.

Желаем Вам удачи!

Под переоценкой кадастровой стоимости, понимается ряд мероприятий, как правового, экономического, так и технического характера, которые направлены на расчет кадастровой стоимости по состоянию на определенный временной период (на конкретную дату). Целью работ является определение платы, а также осуществление государственной регулировки оборота земли.

Кадастровая оценка выполняется для определения стоимости земли, предназначенной для разнообразных целей. Ключевой целью работ является формирование базы, чтобы исчислять земельный налог. В ряде случаев оценка кадастровой стоимости позволяет осуществить её снижение, тем самым облегчив налоговую нагрузку на владельца земельного участка. Именно поэтому оценка для оспаривания кадастровой стоимости является такой востребованной услугой в нашей стране.

В основе кадастровой экспертизы лежит классификация земель по их назначению и функциональным особенностям. В расчет также берутся факторы пользования и застройки, учитывается размещение линейных объектов и границы с ближайшими районами и кварталами. Оценка выполняется единожды в пять лет.

Определение кадастровой стоимости

Одним из основных направлений работы компании являются работы по переоценке кадастровой стоимости. Рассмотрим подробнее методику исследования и изменения стоимости.

Методика определения стоимости основывается на удельном показателе кадастровой стоимости земель. Данный показатель является величиной, представляющей собой цену единицы площади или другой категории земель (или квартала) в составе земельной категории по типам их функционального применения.

Процедура переоценки

Размер налоговой базы напрямую зависит от стоимости оценки конкретного участка земли (ее кадастровой стоимости), определение происходит на конкретную дату и не может быть изменено в налоговый период, если не случилось изменений в результатах государственной экспертизы, в связи с исправлениями ошибок, решения суда и так далее.

Любое лицо, считающее, что кадастровая стоимость его земли была рассчитана некорректно, имеет право это оспорить, заказав осуществление оценки для оспаривания кадастровой стоимости. Профессионалы нашей компании имеют большой опыт в проведении процедуры пересмотра стоимости, помогут вам оспорить и обжаловать некорректную стоимость земли, подготовив результаты оценки кадастровой стоимости в самые сжатые сроки.

На сегодняшний день для того чтобы узнать обновленную кадастровую цену земли, собственник или арендатор может зайти на сайт Управления Росреестра и получить всю необходимую информацию.

Эта процедура может быть проведена несколькими способами:

  • при обращении в офисы Фед.кадастровой палаты Росреестра за справкой по региону;
  • при отправлении запроса по почте или заполнении формы запроса на официальном портале Рос.реестра.

Получив отчет по оценке кадастровой стоимости, собственник или арендатор может обнаружить, что стоимость заметно выросла. Тогда возникает ситуация, что он может быть не согласен с установленной стоимостью.

Пришло время подготовить пакет документов для пересмотра. Опираясь на законодательство, результаты экспертизы могут быть изменены без вмешательства суда. Для этого создана специальная комиссия, рассматривающая подобные споры.

Существует два основания для пересмотра кадастровой стоимости:

  • при доказательстве недостоверности сведений;
  • доказать, что цена была занижена или завышена, опираясь на рыночную стоимость участка (одна из наиболее частных причин проведения оценки для оспаривания кадастровой стоимости).

Рассмотрим основные документы, необходимые для проведения процедуры переоценки:

  • кадастровый паспорт на участок;
  • правоудостоверяющие документы, заверенные нотариусом;
  • документы о недостоверности информации;
  • рыночный документ, если речь идет о пересмотре в связи с установкой иной рыночной стоимости;
  • заключение эксперта по отчету.

Комиссия обязана вынести решение в течение месяца.

Если кадастровая цена участка, который относится к населенному пункту, по мнению арендатора или собственника, была занижена или завышена, он вправе рассчитывать на пересмотр, обратившись к специалистам нашей компании.

Заявитель должен запросить информацию о материалах, используемых исполнителем работ для оценки. Также нужно иметь сведения госуд. кадастра недвижимости по участку, провести сопоставления этих двух документов и уже опираясь на полученные данные принять решение о том, на каком основании будет делаться пересмотр цены.

Заказать оценку

Почему именно мы?

Скидка на оценку!

ООО «СОЮЗ-ЭКСПЕРТ» – независимая компания, предлагающая как юридическим, так и физическим лицам услуги, по оценке стоимости земельной собственности. Специалистами нашей компании осуществляется и переоценка кадастровой цены земли.

Что понимается под переоценкой кадастровой стоимости земли?

Кадастровая цена пересматривается муниципальными учреждениями раз в 5 лет. Исходя из кадастровой цены участка, определяются земельный налог и величина арендной платы. Проблема заключается в том, что однородные участки согласно Постановлению Правительства №316 должны объединяться в оценочные зоны. Усреднение стоимости земли на определенной местности приводит к тому, что кадастровая стоимость конкретного участка может значительно превышать рыночную, так как действующая процедура не учитывает индивидуальные особенности участков, следовательно, владельцу приходится платить высокий налог. Пересмотр кадастровой цены нужен, чтобы уровнять рыночную и кадастровую стоимости земли – о том, что они должны быть равны, говорит статья 66 Земельного Кодекса.

До недавнего времени вопрос уменьшения кадастровой цены участка решался исключительно через суд, что крайне неудобно, ведь судебный процесс способен затянуться на месяцы. Сейчас существует возможность изменить стоимость и без обращения в суд. Такая возможность дается владельцу законом «Об оценочной деятельности» (ст. 24). Для этой цели функционирует комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как происходит переоценка кадастровой стоимости?

В комиссию владельцем земли подается заявление о пересмотре цены, где должна указываться причина, по которой он придерживается мнения, что кадастровая стоимость слишком велика.

Важно: комиссия будет рассматривать случай только тогда, когда на момент подачи определена рыночная цена участка. Если комиссии будет не с чем соотнести определенную кадастровую цену, мотивы владельца участка будут расценены как надуманные, а само заявление окажется отклоненным.

  • Для владельца установлены строгие сроки: подать заявление с пакетом обязательных документов он должен в течение полугода после процедуры кадастровой оценки. На принятие решения о целесообразности переоценки и ознакомление с предоставленными документами комиссии отводится месяц.

Оспорить кадастровую стоимость можно также и через суд. Правом обращаться в суд за переоценкой закон наделяет физических лиц (собственников участков), а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые используют землю в законном порядке. Однако существует некоторая разница: землевладельцы-частники должны подавать иски в суд общей юрисдикции, в то время как организации – в Арбитражный суд по месту, где находится участок.

Фактически в суде не оспаривается определенная кадастровая цена участка, а рассматривается целесообразность ее пересмотра по той причине, что при оценке не были приняты во внимание индивидуальные характеристики участка. Ответчиком считается территориальное отделение Росреестра. Для подачи иска у владельца земли есть 3 месяца с того момента, как он узнал о нарушении своих прав.

Какие документы необходимо предоставить для оспаривания?

В перечень бумаг, которые необходимо предоставить комиссии по разрешению споров входят:

  • Заявление с просьбой пересмотреть определенную цену в связи с недостаточностью информации об объекте недвижимости.
  • Документ, удостоверяющий статус владельца участка (а также копия документа, подтвержденная нотариусом).
  • Кадастровый паспорт земли.
  • Документы, подтверждающие обоснованность претензий.
  • Отчет оценщика о рыночной цене и экспертное заключение о том, что отчет соответствует всем нормативам законодательства.

Если какого-то из перечисленных документов в пакете не окажется, просьба владельца будет отклонена.

Есть один минус при подаче жалобы в комиссию по разрешению споров: выгода, которую получит владелец участка, может не покрыть расходы на получения таких бумаг, как отчет о рыночной цене и экспертное заключение. Компенсировать расходы возможно, но для этого опять придется подавать иск.

Для подачи иска необходим следующий пакет бумаг:

  • Исковое заявление.
  • Бумага, подтверждающая право обладания.
  • Кадастровый паспорт.
  • Отчет об экспертной оценке рыночной цены.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.

При обращении в суд экспертное заключение о подлинности отчета не требуется – суд самостоятельно проводит экспертизу этого документа. Возможно также обойтись и вовсе без отчета в пакете, однако, в этом случае придется ждать экспертной оценки, назначенной судом. Ожидание может затянуться на несколько месяцев.

Для того чтобы не заниматься сбором необходимых бумаг самостоятельно, можно обратиться к специалистам ООО «СОЮЗ-Эксперт». В перечень услуг, предлагаемых нашими профессиональными консультантами, входят юридическое сопровождение процесса оспаривания кадастровой цены участка, экспертиза целесообразности оспаривания, представление интересов клиента в муниципальных учреждениях (например, Росреестре).

Задайте вопрос и специалисты на него ответят.

Начиная с 2013 года на всей территории РФ началась массовая переоценка кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков. При этом, их новая цена, определенная государством, часто становится шоком для собственников. Она увеличилась в десятки, а иногда и в сотни раз. И все бы ничего, но с этой суммы надо платить налог, который также кратно увеличился. Разумеется, у многих граждан очень остро встает вопрос о том, насколько правильно рассчитана новая цена их недвижимого имущества органами государственной власти и верна ли сумма налога. И если вы читаете эту статью, то очевидно этот вопрос стал беспокоить и вас, после получения уведомления с новой суммой налога из налоговой инспекции.

Государственная переоценка кадастровой стоимости земельных участков и иной недвижимости, по Закону, происходит один раз в 5 лет. Однако, это не означает, что в следующий раз оценка вашей недвижимости приблизится к рыночной и вам нужно просто подождать. Наоборот, самое время действовать!

Как правильно поступить в данной ситуации? Есть абсолютно легальный путь решения вашей проблемы, это - обжалование кадастровой стоимости, с целью ее изменения в меньшую сторону, и, соответственно, уменьшение налога на недвижимость.

Для этого государством предусмотрен специальный механизм. При Росреестре РФ существуют комиссии, в которые вы можете обратиться, если считаете, что оценщики Росреестра неверно установили кадастровую стоимость вашей недвижимости. По статистике, более чем в 50 % случаев комиссия принимает положительное решение об уменьшении неверно определенной цены. Если же у вас не получилось добиться положительного решения в комиссии, то остается еще один путь обжалование кадастровой стоимости - с помощью иска в суд.

Самая сложная проблема - доказать комиссии или суду то, что стоимость вашей недвижимости действительно завышена. По сложившейся практике, это делается с помощью отчета об оценке. У нашей компании накоплен солидный опыт по оспариванию кадастровой оценки в комиссиях Росреестра и судах. Мы не только подготовим для вас отчет об оценке для предоставления по месту требования, но и поможем собрать остальные документы, подготовить исковое заявление и представим ваши интересы в суде, при необходимости.

По своему опыту можем сказать, что если отчет о переоценке кадастровой стоимости выполнен правильно и к нему нет претензий, то дело практически всегда решается в пользу нашего клиента.

Переоценка кадастровой стоимости земельного участка

Основная проблема государственной оценки земельных участков заключается в том, что она проводится усредненно. Однородные участки, расположенные либо в одном месте, либо схожие друг с другом по какому-то набору признаков, могут быть оценены одинаково. При этом завышение цены, по ряду причин, обычно происходит в большую сторону и значительно превышает рыночную стоимость. Пересмотр кадастровой цены нужен, чтобы уровнять рыночную и кадастровую стоимости земли - о том, что они должны быть равны, говорит статья 66 Земельного Кодекса.

С дополнительными сведениями вы можете познакомиться в статье . В ней вы узнаете, если у вас основания для переоценки, какие шаги конкретно нужно предпринять и какие документы вам надо подготовить.

Переоценка кадастровой стоимости недвижимости и квартир

С городской недвижимостью (здания, квартиры, торговые помещения и т.п.) дела обстоят еще сложнее. Показатель ее стоимости постоянно меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. В Москве эти колебания вполне могут измеряться миллионами рублей. Кроме того, цена недвижимости может быстро меняться, если она размещена в той точке города, который активно застраивается и благоустраивается или, наоборот, приходит в упадок.

Если ваша собственность стоит больших денег, то и налог с нее тоже не маленький, и хорошим вариантом для вас для того, чтобы обжаловать кадастровую стоимость квартиры или любой другой недвижимости, будет как раз тот период, когда цены на него минимальны.

С дополнительными сведениями вы можете познакомиться в статье . В ней вы узнаете, если у вас основания, для переоценки, какие шаги конкретно нужно предпринять и какие документы вам надо подготовить.

Если вам необходима переоценка кадастровой стоимости квартиры, земельного участка и любой другой недвижимости - звоните, и мы поможем!



Похожие статьи