Как проводилась налоговая реформа ольги - княгини киевской руси. Налоговые реформы в истории россии

Арендный блок

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ

1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.

1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям проведения .

2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны

2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.

По срокам проведения .

3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.

3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.

3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Налоги и налоговая система Российской Федерации

Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен

Информация для участника ОГЭ

Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения

Хоровая литература зарубежная

Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее – Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)

Оптические методы анализа

Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.

Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”

В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.

Александр I вступил на престол в 1801 г. в результате дворцового переворота. В период его царствования Россия участвовала в ряде серьезных войн: 1805 г. – война в составе третьей антифранцузской коалиции, 1806–1812 гг. – война с Турцией, 1808– 1809 гг. – война со Швецией, 1812 г. – Отечественная война. Понятно, что все это требовало расходов, которые существенно превышали доходы бюджета. Основным источником покрытия дефицита стало печатание бумажных денег.

В связи с этим уже в самом начале царствования Александра I стали разрабатываться планы реформ в сфере государственных финансов. Проекты реформ составлялись в 1801 – 1804 гг. негласным комитетом, в который входили друзья императора – граф Кочубей, граф Строганов, князь Адам Чарторыйский, племянник известного елизаветинского вельможи Безбородко, князь Новосильцев.

В 1802 г. манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: "Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями кои доставляют Правительству нужные доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов" . В дальнейшем члены Негласного комитета один за другим удалялись от императора. Их место занял Μ. М. Сперанский (1772–1839), который с 1809 по 1812 г. был ближайшим советником императора. Им была разработана программа финансовых преобразований, сформулированная в его труде "План финансов".

В этот период финансы Российской империи находились в крайне расстроенном состоянии, вследствие войн с Наполеоном и Турцией. По смете 1810 г. внешний долг составлял 100 млн руб. Выпущенных в обращение ассигнаций насчитывалось на сумму 577 млн руб. Смета доходов на 1810 г. предполагала сумму 127 млн руб., смета расходов требовала 193 млн руб. Дефицит составлял 66 млн руб., т.е. более половины всей суммы государственных доходов. Это положение и хотел изменить Μ. М. Сперанский, составив план широких финансовых реформ, который был основан на следующих принципах :

  • – совершенное прекращение выпуска новых ассигнаций и постепенное изъятие из обращения старых;
  • – увеличение всех налогов, как прямых, так и косвенных;
  • – снижение государственных расходов.

План Сперанского в сфере денежного обращения, кредита и бюджета содержал следующие предложения:

  • 1) придать государственному бюджету законодательный характер;
  • 2) устранить бюджетный дефицит;
  • 3) отменить подушные подати и заменить их подоходным налогом;
  • 4) обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой;
  • 5) взимать пошлины с владельцев тягловой силы;
  • 6) от винных откупов перейти к акцизам;
  • 7) создать центральный банк;
  • 8) выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.

В сфере государственных расходов он сформулировал принцип, актуальный и в настоящее время: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода" .

По мнению Сперанского, расходы должны разделяться :

  • – "по ведомствам;
  • – по степени нужды в них – необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные – кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные – кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные – кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
  • – по пространству – общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
  • – по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
  • – по степени постоянства – стабильные и меняющиеся издержки".

Реализация плана Сперанского была начата законами от 2 февраля 1810 г. и от 11 февраля 1812 г., в соответствии с которыми налоги были увеличены более чем в два раза, а также введен ряд новых налогов. Подушная подать была повышена с 1 руб. до 3 руб. Оброчная подать в 1812 г. в сравнении с 1798 г. была увеличена более чем в два раза и составила 10 руб. с души в губерниях 1-го класса, 9 руб. – 2-го класса, 8 руб. – 3-го класса, 7,5 руб. – 4-го класса. Цена пуда соли с 40 кои. была доведена за счет роста акциза до 1 руб. Был введен новый, небывалый прежде налог – "подоходный прогрессивный". Им был обложен доход помещиков с их земель. Низшая ставка налога устанавливалась с доходов свыше 500 руб. в год и составляла 1%. По высшей ставке (10%) налог взимался с помещичьих имений, дававших более 18 тыс. руб. дохода в год.

В 1810 г. Манифестом императора был образован Государственный совет из 35 членов, назначаемых государем. Государственным секретарем совета был назначен Μ. М. Сперанский. Вслед за Государственным советом по плану Сперанского были преобразованы и министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. По новому порядку упразднялось министерство коммерции, дела которого распределялись между министерством финансов и министерством внутренних дел, было создано новое министерство полиции, которому были переданы дела по внутренней безопасности из министерства внутренних дел.

Указом от 25 июня 1811 г. "Общее учреждение министерств" управление финансами было разделено между тремя ведомствами: министерство финансов занималось всеми источниками доходов, вновь созданное особое ведомство "Главное управление ревизий государственных счетов" занималось ревизией всех доходов и расходов, а государственное казначейство ведало всеми расходами. Через 10 лет государственное казначейство было включено в состав министерства финансов на правах департамента.

По разным причинам Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г., был сослан в Нижний Новгород, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Главной причиной этого недовольства было увеличение налогов.

В первые годы правления Александра I были внесены изменения в систему гильдейских сборов. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии, были существенно увеличены. Так, для купцов первой гильдии размер объявляемого капитала был установлен в размере 50 тыс. руб. (вместо 10 тыс. руб. ранее), для купцов второй гильдии – от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее 5–10 тыс. руб.), для купцов третьей гильдии – 8 тыс. руб. (ранее 1–5 тыс. руб.). При этом пропорциональная ставка (1%) была заменена прогрессивной шкалой: купцы первой гильдии уплачивали 4% от объявленного капитала, купцы второй гильдии – 3%, купцы третьей гильдии – 2,5%.

Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. был учрежден Комитет для изыскания мер к "ограничению размножения кабаков" при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшей в то время 12 млн руб. (почти четверть всех государственных доходов). Комитет разработал новые откупные условия на 1807–1811 гг. С 1811 г. цена на вино была увеличена с 4 до 6 руб. Мерой было ведро. Война 1812 г. и связанное с ней разорение страны, увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питой и увеличению недоимок у откупщиков.

В 1817 г. был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную продажу вина через казенные палаты и уездные управления. Был установлен акцизный сбор с водки, пива и меда. Система государственной монополии просуществовала до 1827 г. В 1820 г. питейный доход составил 77,5 млн руб. .

В 1824 г. была введена кибиточная подать с кочевых народов в виде государственной подати или местного сбора, поступающего в губернские бюджеты. Единицей обложения служила кибитка, повозка и т.п.

В начале царствования Александра I были отменены пошлины с наследств, как акт благоволения к дворянству, и восстановлены отмененные императором Павлом I жалованные сословные грамоты. В 1808 г. пошлины с наследств были восстановлены в размере 6%, но исключительно при переходе имущества к дальним родственникам, помимо ближайших. Попытки ввести налог со всех наследств пересекались вплоть до 1882 г., как мера, несовместная с интересами дворянства.

В целом в период царствования Александра I налоговая политика была направлена на интересы дворянства. В частности, по требованию помещиков после завершения Отечественной войны 1812 г. был отменен подоходный прогрессивный налог с доходов помещиков, введенный по инициативе Μ. М. Сперанского.

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов - важнейшего источника доходной части госбюджета - стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее - древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье - князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз - плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее - даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна - это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная - давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт - купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз - оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая - пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес - особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее - русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи - единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

Прямые налоги: преобразования Петра

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение - позволили казне пополниться, а Петру - воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

Структура

Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

  1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
  2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
  3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
  4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

Первые проблемы

Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

Изменения

К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


Второй этап

Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

Преобразования с 2000 года

С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

  1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
  2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
  3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
  4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

Цели налоговой реформы

Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

Последующие преобразования

Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

  1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
  2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
  3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
  4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

Процессы взимания и контроля

Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

Заключение

Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.



Похожие статьи