Кто платит косвенные налоги. Налог на прибыль. Прямые и косвенные

Налоговый кодекс определяет список налогов, используемых в Российской Федерации. Весь список налогов классифицируется различными способам на основе своих критериев. Одним из таких способов является разделение налогов на прямые и косвенные.

Налогом называется обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличия прямых и косвенных налогов

Главная отличительная черта прямых и косвенных налогов заключается в том, на кого они возложены (с кого взимаются) и с чего считаются.

Прямые налоги относятся к деятельности предприятия и появляются за счет того, что предприятие работает. Примеры прямых налогов - это Налог на прибыль, Налог на имущество, Земельный налог, Транспортный налог, Фонд социального страхования и др. Главным плательщиком прямых налогов является само предприятие. Каждый вид прямого налога имеет свою базу исчисления и правила расчета.

Косвенные налоги появляются с определенных сумм и цен и напрямую ложатся на плечи покупателей (носитель налога). Примеры косвенных налогов это - НДС, Акцизы, Госпошлина, Налог на рекламу (отменили), Налог с продаж (отменили). Главным плательщиком косвенных налогов является покупатель. Для косвенных налогов характерно их включение в цену. Выглядит это так: к цене товара/услуги добавляется сумма налога. Например , для НДС - это добавление к розничной цене еще суммы, подсчитанной, как процент по ставке 10% или 18% от розничной цены (100р. + (100*18%) = 118р.)

Таблица различий между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. По поводу взимания налогов выступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

По поводу взимания налогов выступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними

2. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик

Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как сам налог в бюджет поступает через юридического плательщика

3. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

4. Эти налоги от доходов, от имущества

Эти налоги от оборотов по реализации товаров(работ, услуг)

Налоги: план счетов бухгалтерского учета

Прямые налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Косвенные налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Классификация налогов на прямые и косвенные не единственная. Законодательство предлагает несколько принципов классификации:
- по способу взимания (прямые и косвенные)
- по субъекту налогообложения (по налогоплательщику)
- по объекту налогообложения
- по уровню бюджета, в который зачисляется налог
- по целевой направленности введения налога.

Различные варианты классификации налогов относят их к разным группам, придавая им свойства и характеристики этих групп. Тем самым, появляется возможность для Законодателя лучше изучать и познавать сущность налогов.

Согласно распространенной классификации налоги в РФ делятся на прямые и косвенные . Тогда как суть прямого налога ясна – перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной. Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги. Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет государству.

Особенности косвенных налогов

Косвенные сборы имеют ряд следующих специфических черт:

  • Оперативность . Косвенный налог должен быть перечислен государству в кратчайшие сроки (например, срок для НДС – от месяца до квартала).
  • Высокая собираемость . Косвенные сборы перечисляются государству практически всегда, и причина тому – легкость мониторинга торговых операций. Нарушение выявить очень легко.

Виды косвенных налогов

Чаще всего косвенный налог принимает одну из следующих форм:

Самый важный косвенный налог – (НДС ). – это сумма, которая и формирует продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным.

Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.

Ставка НДС зависит от вида товара. Большинство товаров и услуг облагается налогом в 18%, печатная продукция, лекарства и товары, которые потребляются детьми – в 10%. В ряде случаев платить НДС вообще не надо:

  • Если товар экспортируется.
  • Если фирма оказывает услуги пассажирских перевозок.
  • Если предприятие оказывает услуги в сфере ЖКХ.

Перечень случаев освобождения от НДС определен государством – на региональном уровне изменять установленные правила нельзя.

Второй вид сбор – акциз – тоже включается в конечную стоимость, но применяется лишь в сфере производства. Иногда акциз фигурирует и в торговой деятельности – например, если товар импортируется с целью перепродажи с наценкой.

Такой косвенный налог, как таможенная , взимается на границе страны. Основание для этого налога – перемещение товара из одного государства в другое. В качестве целей существования пошлин выделяются следующие:

  • Установление баланса между импортом и экспортом.
  • Стимулирование потребления отечественной продукции (либо продукции, произведенной в конкретной стране).

Таможенные пошлины также классифицируются на виды:

Адвалорные таможенные сборы начисляются в виде процента от стоимости перевозимого товара. Исчисление специфических происходит по товарным единицам. Комбинированный способ начисления включает в себя признаки обоих вышеописанных типов.

По целям таможенные пошлины делятся на антидемпинговые и компенсационные . Первые применяются к экспортируемым товарам, стоимость которых при ввозе ниже, чем у аналогичных товаров на национальном рынке. Так государство защищает отечественных производителей. Компенсационные пошлины снижают активность таких видов бизнеса, которые могут использовать субсидии, а значит, находятся в заведомо более выгодном положении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

Налоги косвенные: что это такое?

Косвенными принято считать налоги, которые формально взимаются государством с предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица (чаще всего клиенты компаний, потребители товаров и услуг). К таковым сборам относятся НДС, акцизы, различного рода таможенные пошлины.

Как правило, косвенные налоги включаются в отпускную стоимость того или иного товара либо услуги. Продавец или субъект оказания услуги, получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или сервис, включающую НДС или иного рода сбор, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.

А что такое "прямой налог"?

Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов - налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).

Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться "оптимизированным" способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).

В свою очередь, НДС, пошлины и акцизы попадают в казну абсолютно в любом случае. Можно сказать, вне зависимости от прямого "волеизъявления" предпринимателя, зависимостей от объективного наличия или отсутствия расходов. И поэтому, как считают некоторые эксперты, НДС и тому подобные сборы - именно косвенные налоги. Они, можно сказать, существуют вне зоны контроля предпринимателя.

НДС

К косвенным налогам относится, как мы уже сказали выше, НДС. Что это за сбор? Какова его природа? Налог на добавленную стоимость, согласно общепринятой в среде российских экономистов трактовке, - сумма, подлежащая изъятию в пользу государственной казны, включенная в отпускную цену товаров или сервисов. Добавленная стоимость - это то, что приносит бизнесу выручку и прибыль. Государство облагает ее соответствующим налогом, и это норма для большинства стран мира.

НДС играет огромную роль с точки зрения формирования государственной казны. Аналогично - другие косвенные налоги. Но именно НДС дает российскому бюджету порядка 40% доходов (в федеральной части, в консолидированной - примерно 20%). Как таковые прямые налоги, если посмотреть отчеты Минфина, приносят в казну в несколько раз меньше выручки. Многие эксперты уверены: косвенные налоги - это стратегически важный компонент национальной экономики.

Основной критерий НДС - его уплачивает каждый субъект бизнеса, создающий добавленную стоимость. То есть, условно говоря, ИП Петров А.Б., владеющий оптовым складом, покупает у ИП Иванова В.Г., владеющего ткацкой фабрикой, наволочки. Государство на этой стадии возьмет НДС с производителя, то есть с ИП Иванова. В свою очередь, ИП Сидоров Д.Е., владеющий розничным магазином, покупает наволочки со склада ИП Петрова. На этой стадии государство возьмет НДС с ИП Петрова. Наконец, ИП Сидоров продает наволочки жителям своего города по розничной цене. На этой, в свою очередь, стадии, государство обложит НДС компанию Сидорова.

На каждом этапе "движения" наволочки какой-то бизнес формирует добавленную стоимость. Завод - ту, которая компенсирует издержки на изготовление и даст некоторую прибыль, оптовик - ту, которая даст рентабельность бизнесу за счет перепродажи наволочки. Розничный продавец - ту, что сможет компенсировать закупочную цену и даст прибыль, в свою очередь, магазину. На каждом этапе государство начисляет косвенный налог на товар, уплачиваемый каждым предпринимателем.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой - дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) - также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других - достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Кому не надо платить НДС

Есть, безусловно, виды бизнеса, где не платят косвенные налоги в рамках исчисленного НДС. Это, прежде всего, любые компании-экспортеры. Это фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. К таким субъектам относятся компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Это фирмы, оказывающие некоторые виды финансовых услуг. НДС не должны платить компании, реализующие продукцию собственного выпуска (в основном категории общепита). Данный вид налога не обязаны перечислять в казну образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации (получающие финансирование из государственного бюджета), учреждения культуры, медицинские организации.

Особенность применения НДС в России - в том, что перечень типов товаров (сервисов, работ), освобождаемых от уплаты данного вида налога, утверждается на общефедеральном уровне. В регионах и муниципалитетах нельзя применять свои правила, касающиеся этой сферы.

Акцизы

Какие еще виды косвенных налогов важны для государства? К таковым можно отнести акцизы. Это налоги, которые обязательно включаются в стоимость товаров, определяемых особым перечнем. Подобно тому, как это происходит с НДС, фактически плательщиком сборов в рамках акцизов является покупатель товара. Главная особенность данного типа косвенных налогов - он характерен только для производственной сферы. В некоторых случаях акцизы могут применяться и в отношении торговой деятельности (например, в тех случаях, когда подакцизный товар ввозится на территорию России с целью последующей продажи с наценкой).

Таможенные пошлины

Рассмотрим другой вид косвенных налогов - таможенные пошлины. Данного рода сборы взимаются специализированными государственными структурами на границе страны. Основание для исчисления таможенных пошлин - перемещение различных товаров из одного государства в другое. Ставки по таким сборам всегда зависят от конкретного типа товара, от страны, которая его произвела, и прочих условий, характеризующих экономическую политику властей (или межгосударственных политических структур - таких как, например, Таможенный Союз).

С какой целью страны вводят таможенные пошлины? Эксперты структурируют цели данного вида сборов в следующей совокупности:

  • более рациональное распределение объемов ввоза конкретных групп товаров;
  • поддержание баланса между экспортом и импортом в тех или иных производственных сферах;
  • создание среды для развития внутреннего производства;
  • стимулирование потребления товаров, произведенных в той или иной стране (или отечественными фабриками);
  • защита экономики государства от факторов мирового рынка.

Классифицируются таможенные пошлины следующим образом. Есть так называемые "адвалорные" сборы. Они начисляются в виде процентов к стоимости товаров (которая определяется таможенными структурами). Есть "специфические" пошлины. Их исчисление осуществляется на базе товарных единиц. Также существуют "комбинированные" таможенные пошлины (сочетающие в себе признаки двух предыдущих типов). В качестве дополнительного критерия классификации сборов может использоваться признак сезонности. То есть пошлины могут, к примеру, работать в летнее время и быть отменены зимой.

По целям таможенные сборы могут быть антидемпинговые или же компенсационные (оба вида призваны защищать национального производителя). Сборы первого типа вводятся, если компания-экспортер ввозит товар в Россию по цене ниже, чем при реализации на национальном рынке, вследствие чего отечественный производитель испытывает дискомфорт. Компенсационные пошлины призваны противодействовать активности бизнесов, которые выпустили свои товары с помощью субсидий (то есть имели заведомо более выгодное в сравнении с другими производителями положение).

Еще один критерий классификации пошлин - направление движения товаров относительно государственной границы. Есть, таким образом, сборы импортные (или ввозные). Это наиболее популярный вид пошлин (как в России, так и в мире). Менее встречаемый, но важный с точки зрения формирования государственной экономической стратегии вид сборов - экспортный. В России он применяется, в частности, при вывозе нефти и некоторых других видов сырья.

Импортные пошлины, используемые в рамках Таможенного Союза, уницифированы. Они регулируются посредством Единых тарифов. Это сделано с целью интеграции экономик государств, входящих в состав ТС.

Косвенные налоги в ТС

Как известно, российская экономика тесно интегрируется с казахстанской и белорусской. Очень многие нормы унифицируются, включая те, что регулируют косвенные налоги. Таможенный Союз - международная экономическая структура, которую образуют Россия, Беларусь и Казахстан, - требует стандартизации множества бизнес-процессов.

Изучив нормы, регулирующие сбор косвенных налогов в ТС, мы можем также получить представление о том, как регулируется работа с такого рода сборами в каждой из этих стран отдельно, в том числе и в РФ.

Косвенные налоги при экспорте

Абсолютно все экспортируемые в рамках ТС товары не облагаются НДС и акцизами (мы рассмотрели эти виды косвенных налогов выше). Правда, при одном условии - факт экспорта должен быть документально подтвержден. К такому соглашению страны ТС, однако, пришли не сразу.

К примеру, некоторые регулирующие документы, существовавшие ранее, содержали положения, по которым нулевая ставка на некоторые акцизы не распространялась на продукцию, косвенный налог при импорте которой равен нулю. Предположим, из Беларуси в РФ экспортировался кофе. Если бы ввозная пошлина на этот продукт в РФ была равна нулю, то белорусский предприниматель платил бы соответствующий сбор.

Косвенные налоги при импорте

Другой вопрос - какие косвенные налоги подразумевает импорт товаров в странах ТС? Согласно действующим соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном, функции их сбора лежат на структурах, зарегистрированных в государстве, куда товар ввозится. Касательно РФ, подробный перечень продукции, не подлежащей налогообложению при импорте, содержится в с 150-й статье НК.

Косвенные налоги для сервисов и работ

Рассмотрев особенности сбора косвенных налогов, характерных для товаров, перейдем к аспектам, касающимся работ и услуг. Главная особенность законодательного регулирования этого процесса в ТС в том, что функции по взиманию соответствующих сборов, так же, как и при импорте товаров, возложены на структуры того государства, где работы и услуги предоставляются. Законодательство государств ТС в этом отношении, как отмечают эксперты, в целом унифицировано. Выше мы перечислили основные виды услуг, которые не подлежат налогообложению в рамках НДС. В Белоруссии и Казахстане их перечень в преобладающей степени идентичен тому, что установлен для российских организаций.

Особенности косвенных налогов

Каковы ключевые особенности налогов, причисляемых к косвенным? Прежде всего это оперативность перечисления в казну. Как только предприниматель продал товар или оказал услугу, в скорейшие сроки положенная сумма налога оказывается на счетах ФНС. Если брать НДС, то в зависимости от размера выручки периодичность перечисления - один квартал или месяц.

В сопоставлении со сроками, в рамках которых переводятся в бюджет косвенные налоги, налог на прибыль перечисляется в казну, как правило, реже. Различаются также и сроки отчетности для каждого из типов сборов. Например, налоговая декларация по косвенным налогам некоторых типов (того же НДС) сдается раз в квартал. Аналогичный документ для УСН, к примеру - раз в год.

Хотя, как отмечают многие эксперты, этот фактор, по мере модернизации российского законодательства в последние годы, понемногу становится все менее значимым, так как фактические сроки уплаты всех типов сборов унифицируются. В определенных случаях тот же налог на прибыль бизнес обязан перечислять столь же часто, что и НДС, то есть раз в месяц.

Другая особенность НДС и любого другого сбора, который к косвенным налогам относится, - большая собираемость. Ввиду обязательности НДС и легкости мониторинга торговых операций практически всегда по факту реализации товара или оказания услуг, для которых установлена ставка НДС, данного вида сбор перечисляется в казну.

В свою очередь, суммы многих прямых налогов, исчисляемых бизнесами, часто занижаются (а то и вовсе сводятся к нулю). Многие бизнесы включают в базу издержек (которая во многом влияет на итоговый налог на прибыль) "косвенные" расходы. Они с точки зрения закона полностью попадают под критерии ФНС. Как результат, чистая прибыль бизнеса минимизируется. Получается, что прямой налог брать не с чего. В результате собираемость ниже, чем для НДС.

Косвенные налоги, как правило, взимаются с продаж товаров или оказания услуг массового характера. А именно: с реализации продуктов питания, электроники, парикмахерских сервисов, салонов и т.д. Бизнесы, ведущие работу в этих сферах, как правило, всегда имеют клиентов и финансовый оборот вне зависимости от экономической обстановки в стране и на мировых рынках. А это значит, что государство будет постоянно что-то получать в казну. Потому-то НДС и является одним из главных механизмов формирования доходов бюджета.

Многие экономисты считают, что косвенные налоги - один из самых эффективных каналов проведения государственной экономической политики. За счет каких признаков? Государство может в своих интересах влиять на спрос на тот или иной товар или услугу. В некоторых случаях власти могут быть, к примеру, заинтересованы в снижении покупательского интереса к импортной одежде (с целью стимулирования производства текстильной продукции внутри страны). Вследствие чего может быть установлена особого рода ввозная пошлина.

Регулирование экономики при помощи косвенных налогов, как полагают многие эксперты - процесс, в рамках которого есть минимальная вероятность навредить интересам бизнесов (как если бы вмешательство государства осуществлялось посредством корректировки ставок по прямым сборам). Некоторые экономисты отмечают: ставки НДС и акцизы - это - "чистые" косвенные налоги, не зависящие от бизнес-стратегии предпринимателя. Компании могут свободно работать над увеличением оборотов и снижением издержек, зная, что государство не вмешается в этот процесс.

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.



Похожие статьи