Начисление налога по кадастровой стоимости. Налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. Сроки, льготы, порядок оплаты

Внимание! Расчеты представленные на нашем сайте являются приблизительными и могут менять в зависимости от региона и других параметров. Более подробную информацию о сумме налога и формуле расчета можно получить на сайте Госуслуг РФ .

В чем суть изменений расчета налога на недвижимость?

С января 2015 года налог на недвижимое имущество исчисляется исходя его кадастровой стоимости, а не как ранее по стандартной ставке налога на имущество, помноженной на инвентарную стоимость недвижимости. При этом ставка не зависит от местоположения объекта, а так же от его фактического состояния. Исходя из возможных недостоверных данных об объектах имущества, расчет налога производится по чаще завышенной, а не заниженной, стоимости. Полноценный переход на новую систему произошел только в 2016 году. Для определения в какую сумму теперь встанет налог на недвижимость, на многих официальных сайтах размещены специальные системы онлайн расчета налога на имущество.

Суть изменения утвердившегося в 2016 году в возможности снижения налога на недвижимое имущество, исходя из социальных норм. К примеру, при расчете налога на дом можно произвести снижение на оценку налогообложения 50 кв.м, квартиры 20 кв.м, а комнаты - 10 кв.м. При этом налоговые ставки изменяются согласно расположения кадастрового объекта, то есть ставки значительно различаются в зависимости от региона.

Рассмотрим, с какого вида помещений взимается налог:

  • жилое помещение, будь то квартира или комната в коммунальной квартире;
  • жилой дом (коттедж или загородный дом);
  • гараж или выделенное машино-место;
  • недостроенный объект недвижимости;
  • иные здания, помещения, сооружения (коммерческие, складские помещения).

При ситуации совместного имущества, но без выделенной доли, четко отмеченного в документах о собственности, сумма налога просто делится между всеми поровну. Отметим, что все льготы по уплате налога сохранены. Всего 15 категорий льготников, среди которых как пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, военные и другие до 2020 года освобождаются от уплаты налогов при владении не более одного объекта налогооблагаемого имущества. Для получения информации о возможном отношении к льготной категории, а так же подтверждении категории льгот необходимо обратиться или в Росреестр или выполнить регистрацию и пройти идентификацию, а так же отправить официальный запрос на сайте Госуслуги.

Современный переход на дистанционное обслуживание позволяет вне зависимости от места проживания иметь доступ ко всем государственным услугам, все производится онлайн. Так же современный налог на недвижимость, исходя из законодательства и плавного перехода к полноценной оплате, имеет ставку пониженного коэффициента. Сама же ставка была снижена в 3-7 раз, по сравнению с предыдущей схемой расчета. Используя для того чтобы рассчитывать налог на недвижимость калькулятор, представленный на сайте, каждый собственник получает четкую необходимую к оплате сумму налогового бремени. Отметим, что дедлайн оплаты налога, в том числе за 2016 год наступает 1 декабря 2017 года.

Редакция "РБК-Недвижимости" составила инструкцию, как рассчитать новый налог на имущество, в том числе и для москвичей.

Фото: depositphotos.com/andrei_77

В России принят новый налог на имущество. Согласно закону муниципалитеты и города федерального значения могут устанавливать налог на недвижимость для физических лиц.

Суть нового налога: в качестве налогооблагаемой базы теперь будет применяться кадастровая стоимость квартиры, рассчитываемая независимыми оценщиками по заказу исполнительных органов субъектов РФ. Земельный налог при этом сохраняется.

Департамент экономической политики и развития города Москвы представил в четверг интернет-калькулятор для расчета ориентировочной суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. Цель - помочь владельцу недвижимости в столице рассчитать примерный размер налога на принадлежащее ему на правах собственности имущество.

Когда платить?

Новый закон вступит в силу с 1 января 2015г., однако предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога будет повышаться на 20% в год. Уплата налога на имущество граждан от кадастровой стоимости начнется с 2016г., а полную сумму россияне начнут платить с 2020г.

Налог рассчитывается для всего объекта, а владельцы платят в зависимости от их доли. Москвичи уже сейчас могут рассчитать, сколько им придется платить по налогу на имущество. Для этого департамент экономической политики и развития города создал налоговый калькулятор.

* Инвентаризационную стоимость каждый владелец видит сейчас в платежке по нынешнему налогу, а также в документах на объект недвижимости. Эта стоимость нужна для расчета разницы между текущим налогоминвентаризационной стоимости) и тем, что граждане будут уплачивать со второй половины 2016г. Россияне до 2020г. будут платить разницу между этими величинами.

Остальные граждане России могут также рассчитать, сколько им придется платить по новому налогу. Для этого на портале Росреестра можно запросить данные о кадастровой оценке стоимости квартиры или дома.

Москвичи-собственники также могут самостоятельно рассчитать свои платежи. Ставки по налогу были приняты 14 октября 2014г.

В отношении гаражей и машино-мест, а также прочих объектов недвижимости ставки 0,1% и 0,5% соответственно.

За объекты незавершенного строительства (если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом) придется платить 0,3%. Такая же ставка в 2,0% предусмотрена в отношении объектов коммерческой недвижимости (офисы, объекты торговли, общепита и т. п.).

Законом предусмотрен налоговый вычет в размере 20 кв. м для квартир, 10 кв. м для комнат и 50 кв. м. для объектов индивидуального жилищного строительства. То есть если у вас квартира площадью 54 кв. м, то налогом будет облагаться только 34 кв. м.

Как повлияет на рынок недвижимости

Новый налог на недвижимость в большей мере скажется на владельцах дорогой недвижимости. Как ранее писала "РБК-Недвижимость", для большинства рядовых граждан, владеющих квартирами экономкласса, налоговое бремя возрастет несущественно. Однако для владельцев квартир экономкласса в центре Москвы изменения налоговой политики повлияют в большей степени. Все зависит от коэффициента (смотрите расчеты ниже).

Во многих случаях сумма налога вырастет более чем в 10 раз и даже для скромных "однушек" и "двушек" в нецентральных районах составит 5-7 тыс. руб. в год. В Москве может начаться переселение малообеспеченных граждан из центра на окраины с целью сокращения налогового бремени. В будущем люди станут более прагматично подходить к выбору квартиры и учитывать, какую им придется нести налоговую нагрузку.

Кадастровая стоимость

Сейчас, по данным правительства Москвы, кадастровая стоимость ниже рыночной на 15-20%. Однако, по мнению экспертов, в ближайшем будущем механизмы ее оценки будут отлажены и она приблизится к рыночной.

Специалисты аналитического агентства RWAY отмечают, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью тем больше, чем дороже квартира. Для некоторых элитных объектов Москвы кадастровая стоимость может быть ниже рыночной более чем на 80%.

Также важно отметить, что инвентаризационная стоимость новостроек сегодня максимально приближена к рыночной, поэтому и увеличение налога там будет минимальным.

Расчет величины налога на основании кадастровой стоимости для разных типов квартир в Москве

адрес тип дома площадь, кв. м кадастровая стоимость, млн руб. ПРИМЕРНАЯ РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ, МЛН РУБ. РАЗНИЦА МЕЖДУ РЫНОЧНОЙ И КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТЬЮ, %

СТАВКА НАЛОГА, %

СУММА НАЛОГА С УЧЕТОМ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА

(20 КВ. М), РУБ.

Ленинский пр.,
д. 67
сталинский 56 9,4 14,7 36% 0,10 6 031
ул. Тверская, д. 15 сталинский 88 19,8 28,9 31% 0,15 22 927
ул. Большая Грузинская, д. 37 монолит 123 35,9 77,4 54% 0,20 60 154
ул. Остоженка,
д. 25
современный кирпич 206,2 62,7 206,2 70% 0,30 171 000
Молочный пер.,
д. 1
современный кирпич 277 86,6 806,5 89% 0,30 241 042

Как снизить налог на имущество?

У каждого гражданина будет право обжаловать оценку кадастровой стоимости. В случае несогласия с оценкой собственники недвижимого имущества могут ее оспорить как в судебном, так и в досудебном порядке. Досудебный порядок подразумевает подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такое заявление можно подать в комиссию не позднее шести месяцев от даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Если же этот срок пропущен, необходимо обратиться в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии или Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ.

Основания для пересмотра результатов кадастровой оценки: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Кто заплатит больше?

По самой высокой ставке в 2% заплатят немногие. По данным компании IntermarkSavills, количество квартир с оценочной стоимостью, превышающей 300 млн руб., в Москве составляет приблизительно 1,5-2 тыс., плюс к этому ежегодно вводятся в эксплуатацию новые дома, пополняющие этот объем еще на несколько десятков. Однако их кадастровая стоимость часто намного ниже. В правительстве Москвы насчитали около 50 таких объектов в столице.

В компании Contact Real Estate подсчитали стоимость одного из самых дорогих объектов в Москве - апартаментов в элитном жилом комплексе "Негоциантъ". Из расчета общей стоимости квартиры в особняке в 35 млн долл. (курс ЦБ 39,6 руб.) стоимость апартаментов составит 1 млрд 386 млн руб. Так как апартаменты относятся к нежилому фонду, то для нежилой недвижимости налоговый вычет (с 20 кв. м) не предусмотрен. При ставке на нежилую недвижимость в 2% имущественный налог составит 27,720 млн руб. в год!

Как вырастет налоговое бремя для москвичей

Показательно, как меняется сумма налога для жителей по мере удаления от центра. Для примера взяты однокомнатные квартиры площадью 38 кв. м в домах, расположенных по двум направлениям разного уровня престижности и популярности - западному и восточному. Кадастровая стоимость посчитана как рыночная за вычетом 10%, так как, по данным правительства Москвы, на столько в среднем она ниже рыночной оценки. Рыночная стоимость, в свою очередь, посчитана как среднее арифметическое ценовых показателей в районах, находящихся в разных территориальных зонах вдоль выбранных трасс (на основании данных irn.ru).

Как удаленность от центра влияет на налог

Территориальные зоны

Солянка - Николоямская улица - Андроньевская площадь - Шоссе Энтузиастов Воздвиженка - Новый Арбат - Кутузовский проспект - Можайское шоссе
Облагаемая база, млн руб. Ставка налога Сумма налога, руб. Средняя кадастровая стоимость, тыс. руб. за 1 кв. м. Облагаемая база Ставка налога Сумма налога, руб.
К - БК 340,5 6,129 0,15 9193 357,6 6,437 0,15 9655
БК - СК 244,8 4,406 0,1 4404 357,6 6,437 0,15 9655
СК - ТТК 197,4 3,553 0,1 3553 258,6 4,655 0,1 4655
ТТК - МКАД 153 2,754 0,1 2754 189,4 3,409 0,1 3409

К - Кремль, БК - Бульварное кольцо, СК - Садовое кольцо, ТТК - Третье транспортное кольцо

Как видно из таблицы, налоговое бремя для тех, кто живет в начале престижного западного направления, в 2,8 раза выше, чем у тех, кто поселился ближе к МКАД. На восточном же направлении разница между жителями центра и окраин превышает 3,3 раза.

Расчет суммы налога для квартиры площадью 38 кв. м по округам

ОКРУГ

ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА (18 КВ. М)

СТАВКА НАЛОГА

СУММА НАЛОГА

139,5 тыс. руб.

2,511 млн руб.

149,4 тыс. руб.

2,689 млн руб.

154,8 тыс. руб.

2,786 млн руб.

157,5 тыс. руб.

2,835 млн руб.

166,5 тыс. руб.

2,997 млн руб.

173,7 тыс. руб.

3,127 млн руб.

192,6 тыс. руб.

3,467 млн руб.

199,17 тыс. руб.

3,585 млн руб.

270 тыс. руб.

4,86 млн руб.

В соответствии с расчетами, самым доступным округом Москвы с точки зрения налогообложения является Юго-Восточный административный округ - здесь средняя кадастровая стоимость квадратного метра составляет 139,5 тыс. руб. На втором месте оказался Южный административный округ с показателем 149,4 тыс. руб. за "квадрат". Замыкает тройку Восточный административный округ, где среднюю кадастровую стоимость квадратного метра эксперты определили на уровне 154,8 тыс. руб.

Расчет суммы налога для квартиры площадью 55 кв. м по округам

ОКРУГ

СРЕДНЯЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ КВ. М

ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА (35 КВ. М)

СТАВКА НАЛОГА

СУММА НАЛОГА

139,5 тыс. руб.

4,883 млн руб.

149,4 тыс. руб.

5,229 млн руб.

154,8 тыс. руб.

5,418 млн руб.

157,5 тыс. руб.

5,513 млн руб.

166,5 тыс. руб.

5,828 млн руб.

173,7 тыс. руб.

6,08 млн руб.

192,6 тыс. руб.

6,741 млн руб.

199,17 тыс. руб.

6,971 млн руб.

270 тыс. руб.

9,45 млн руб.

Для того чтобы представлять примерный порядок сумм, которые владельцам квартир в Москве придется ежегодно оплачивать в бюджет, эксперты компании "Метриум Групп" сделали расчет налога для одно-, двух-, трех- и многокомнатных квартир. Для подсчетов были взяты площади 38 кв. м (1-комн.), 55 кв. м (2-комн.), 80 кв. м (3-комн.) и 120 кв. м (многокомн.). Дополнительно специалисты рассчитали, какой должна быть площадь квартиры для уплаты налога по максимальным ставкам - 0,2%, 0,3% и 2%.

Расчет суммы налога для квартиры площадью 80 кв. м по округам

ОКРУГ

СРЕДНЯЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ КВ. М

ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА (60 КВ. М)

СТАВКА НАЛОГА

СУММА НАЛОГА

139,5 тыс. руб.

8,37 млн руб.

149,4 тыс. руб.

8,964 млн руб.

154,8 тыс. руб.

9,288 млн руб.

157,5 тыс. руб.

9,45 млн руб.

166,5 тыс. руб.

9,99 млн руб.

173,7 тыс. руб.

10,422 млн руб.

192,6 тыс. руб.

11,556 млн руб.

199,17 тыс. руб.

11,95 млн руб.

270 тыс. руб.

16,2 млн руб.

Расчет суммы налога для квартиры площадью 120 кв. м по округам

ОКРУГ

СРЕДНЯЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ КВ. М

ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА (100 КВ. М)

СТАВКА НАЛОГА

СУММА НАЛОГА

139,5 тыс. руб.

13,95 млн руб.

149,4 тыс. руб.

14,94 млн руб.

154,8 тыс. руб.

15,48 млн руб.

157,5 тыс. руб.

15,75 млн руб.

166,5 тыс. руб.

16,65 млн руб.

173,7 тыс. руб.

17,37 млн руб.

192,6 тыс. руб.

19,26 млн руб.

199,17 тыс. руб.

19,92 млн руб.

270 тыс. руб.

27 млн руб.

Кто получит льготы?

Право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

  1. Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  2. Инвалиды I и II групп инвалидности;
  3. Участники Гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  4. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  5. Инвалиды с детства;
  6. Лица вольнонаемного состава Советской армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  7. Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
  8. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  9. Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  10. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  11. Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  12. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  13. Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  14. Физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
  15. Физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Сергей Велесевич
Таблицы: RWAY по данным Росреестра и данным из открытых источников, "РБК-Недвижимость", "Метриум Групп"

Изменение налога с кадастровой стоимости произошло ожидаемо: такая «перепланировка» намечалась еще с 2004 года. Сейчас процентные ставки по налогам немного выше, нежели несколько лет назад. Для того, чтобы правильно понимать, кто является налогоплательщиком, из чего слагается налог на имущество и кто имеет право на льготы, нужно знать следующее:

Плательщиками налогов на недвижимость являются непосредственные собственники имущества (физические лица), которое признается объектом налогообложения. Имуществом, за которое нужно платить налоги, может являться дом, гараж, квартира, комната, дача, земельный участок, иное строение или сооружение.

Какой налог с кадастровой стоимости и процентные ставки действуют в определенной субъекте, можно узнать в органах местной администрации (в городах федерального значения – органах государственной власти), которые и устанавливают их, основываясь на муниципальных нормативно – правовых актах, и сумма налога будет зависеть от общей инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования.

Кадастровая оценка земель

Прежде, чем проводить оценку земельного участка через кадастровую палату, нужно определить его принадлежность к определенному классу земель. Ещё с 1 января 2014 года произошло значительное повышение налогов по кадастровой стоимости, и теперь налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости следующих видов недвижимого имущества:

  • Административно – деловые и торговые центры и помещения в них, в т.ч. и офисы, сдающиеся в аренду предпринимателям.
  • Нежилые помещения, в которых могут находиться офисы, объекты торговли и общественного питания.
  • Объекты недвижимости иностранных предприятий и организаций, деятельность которых в РФ не осуществляется через постоянные представительства.

Земельные участки, в основном, классифицируются на:

Государственную кадастровую оценку земель нужно проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет.

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровая стоимость оцениваемого имущества значительно ближе к рыночной, при этом учитывается месторасположение объекта налогообложения, сегмент, если оценивается квартира – то и ее расположение на определенном этаже.

Перерасчет налога с кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость получается больше рыночной, то тут сразу же увеличивается и сумма налога. С другой стороны, благодаря повышению налога по кадастровой стоимости может даже получиться и 20%-ная экономия ввиду увеличения расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

У налогоплательщика в данной ситуации есть два выхода: согласиться с результатами кадастровой оценки, или же заказать проведение независимой экспертизы, если затронуты интересы организации, а не физического лица. Организация может оспорить результаты проведения кадастровой оценки в комиссии по рассмотрению и разрешению споров по результатам проведения кадастровой оценки имущества, или же в арбитражном суде. Если истец недоволен результатом обращения в комиссию, ее решение также оспаривается в арбитражном суде.

Налог на имущество, кадастровая стоимость с 1 января 2016 года владельцам торговых, бизнес и административным центров, налоги за которые исчисляются, исходя из кадастровой стоимости здания, также придется платить налог на кадастровую стоимость имущества. На данный момент юридические лица, работающие с ЕНВД И УСН, от таких выплат освобождены.

Кадастровая стоимость здания для расчета налога на имущество, который исчисляется, исходя из кадастровой стоимости здания и остаточной стоимости оборудования, находящегося в нем. Например, если налоговая ставка для торговых центров равна 1% (для прочего имущества – 1,1%), а кадастровая стоимость здания – 50 млн. рублей, то величина налога будет равна 50 000 000 * 1% = 500 000 руб.

Расчет остаточной стоимости оборудования: например, 12 месяцев в году она может быть равна 1500000 руб., тогда: (12 * 1500000): (12+1) = 1385000 (налог на оборудование).

Как рассчитать налог по кадастровой стоимости

Какой налог будет от кадастровой стоимости с 2014 года, можно узнать из нижеописанного. На данный момент налоговые ставки непосредственно зависят от общей стоимости облагаемого налогом имущества, но не могут превышать 2%:

До 300 000 руб. – до 0,1 % от суммы.

От 300 000 руб. до 500 000 руб. – 0,1 – 0,3 % от общей суммы.

От 500 000 руб. – от 0,3 до 2.0 % от суммы.

В ближайшее время Министерство финансов РФ планирует перевести налоговые ставки не в зависимости от кадастровой стоимости имущества, а по категории облагаемой налогом недвижимости. Например:

Квартиры и жилые помещения – 0,1 %

Участки под ИЖС, дачные участки и сельхоз. предназначения – 0,5 %

Объекты, стоимость которых превышает 300 млн. рублей – от 0,5 до 1%

Прочие объекты – 1,5 %

Исходя из вышеперечисленных данных, налог на имущество = кадастровая стоимость объекта недвижимости * местную налоговую ставку. Например, кадастровая стоимость недвижимости составляет 300 000 рублей, при этом процентная ставка составит 0,1 % от суммы:

300 000 *0,1 % = 300 рублей (сумма налога на имущество).

Льготы по налогу на недвижимость . От уплаты налога на недвижимость могут быть освобождены Герои СССР и РФ; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, независимо от группы; Участники гражданских войн и Великой Отечественной войны, других военных операций по защите бывшего СССР; Вольнонаемные служащие состава Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыле, или подвергшиеся воздействию радиации в радиусе действия радиоактивных веществ; Пенсионеры, получающие гос. пенсию; Родители и супруги военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.

Льготы начинают действовать с месяца возникновения права на нее.

В 2016 году планируется увеличение суммы налога в 2 раза, так что собственникам недвижимого имущества придется потуже затянуть пояса. Если сейчас расчет производится, в основном, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, то после принятия соответствующих законов он будет осуществляться исключительно из кадастровой стоимости, которая ближе к рыночной - соответственно, и налог будет больше.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

По материалам БухОнлайн

Как учесть налог на имущество при упрощенке

По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят . Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (). Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включается в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет ( , п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

С 1 января 2015 года некоторые компании в отношении торговых, административно-деловых центров и некоторых других видов недвижимости, по которым налог взимается исходя из кадастровой стоимости объектов, компаниям на УСН и ЕНВД придется платить налог на имущество.

Примечание : Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ.

В первом полугодии 2014 г., налогоплательщики, которые применяют УСН и ЕНВД, были освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 , п. 4 ). В новой редакции этих статей сделана оговорка: после слов "налога на имущество организаций" дополнить словами "(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)".

С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов недвижимого имущества юридических лиц при расчете налога применяется их по состоянию на 1 января налогового периода. К таким объектам отнесены, в частности:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Примечание : Читайте материал . ИП освобождены от уплаты налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется "специальная" система налогообложения (ЕНВД, УСЕ, ПАТЕНТ), за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 . Т.е. Предприниматели на УСН, ЕНВД и ПСН обязаны платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Организации на ЕНВД - вмененке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 июля 2014 года пунктом 4 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Организации на УСН - упрощенке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 января 2015 года пунктом 2 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Eсли «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения. Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 Налогового кодекса РФ.

КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ или ИП ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО, ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?

Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них (далее - объект)) () должны организации:

  • применяющие ОСН - за периоды начиная с 2014 г.;
  • применяющие УСН - за периоды начиная с 2015 г. ();
  • уплачивающие ЕНВД - за периоды начиная с 1 июля 2014 г. (п. 4 ) . Причем платить "кадастровый" налог надо даже тогда, когда недвижимость используется исключительно во вмененной деятельности (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195) .

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 НК РФ, Письма Минфина от 21.05.2014 (N 03-05-05-01/24062 , от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641) :

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности") (Письмо ФНС от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@) ;

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года (Письмо ФНС от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089) ;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. (Письмо ФНС от 08.05.2014 N БС-4-11/8876

Примечание : . Статья поможет грамотно провести оспаривание кадастровой оценки и стоимости помещения, земельного участка, квартиры.

Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ объекта нет, или не определена его кадастровая стоимость, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта.

Если ни здание, ни отдельные помещения в нем не включены в упомянутый выше перечень, то в отношении данных помещений налог на имущество организаций платить не нужно. Если же здание в перечень не включено, но отдельные помещения в перечне упомянуты, то организация на УСН обязана платить налог на имущество в отношении таких помещений.

Кроме того, с 2015 года "кадастровым" налогом облагаются принадлежащие организациям жилые дома и помещения, которые не учтены у них на балансе в составе основных средств (пп. 4 п. 1 ).

Что такое административно-деловые и торговые центры

Определение административно-деловых и торговых центров приведено в пунктах 3 и 4 .

Административно-деловой центр - это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое удовлетворяет хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Торговый центр (комплекс) – это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.

Как определить предназначение и фактическое использование здания

В каком случае нежилые помещения облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости

Здание многофункционального бизнес-центра может облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, если не менее 20 процентов общей площади здания либо уже используется для размещения, либо предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) объектов бытового обслуживания. То же правило распространяется и на отдельные нежилые помещения. Такие разъяснения приводят специалисты Минфина России в письме от 27.09.17 № 03-05-04-01/62449 .

Предназначение здания нужно определять по кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации). Если по этим бумагам не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок), то здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Если же не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то здание предназначено для размещения объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.

Фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания - это использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения данных объектов.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости в том или ином субъекте РФ, власти этого субъекта должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать) перечень объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, если в конкретном регионе предусмотрен расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, то «упрощенщикам» и «вмененщикам» со следующего года придется платить налог на имущество для компаний на УСН и ЕНВД.

Если перечень объектов с кадастровой стоимостью не определен, платить налог не нужно

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости, региональные власти должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать в законе) перечень (вид) объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Для того, чтобы платить налог, исходя из кадастровой стоимости недвижимости необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • власти соответствующего субъекта РФ утвердили результаты кадастровой оценк и объектов недвижимости;
  • принят региональный закон , устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Примечание : Смотрите Регионы России, в которых приняты законы, в которых и указан перечень объектов, предусматривающие расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы в регионах использовать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости, исполнительные органы региона должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. После этого принимается региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

В этом законе, в числе прочего, полагается указать величину налоговой ставки для вышеуказанных объектов. Ее верхний предел задан в новом подпункте 1.1 . Например, для Москвы максимально допустимое значение составит в 2014 году 1,5%, в 2015 году - 1,7%, а в 2016 году и далее - 2%. Для остальных регионов максимально допустимое значение ставки будет равно 1% в 2014 году, 1,5% – в 2015 году, 2% – в 2016 году и далее.

Причем, уполномоченный орган субъекта РФ обязан каждый год не позднее 1 января определять перечень объектов недвижимости, подпадающих под новшества. Данный перечень по электронной почте направят в ИФНС по местонахождению объектов и разместят в интернете.

Указанный перечень объектов должен быть официально опубликован на официальном сайте субъекта РФ не позднее 1 января нового налогового года. Если же он не будет размещен на сайте в указанный срок, то собственник объекта недвижимости не обязан уплачивать налог исходя из кадастровой стоимости. В этом случае сумма налога и авансовых платежей за весь налоговый период будет исчисляться по прежним правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Поэтому, сейчас налогоплательщикам не нужно самостоятельно решать, относится ли недвижимость к торговому комплексу или офисному центру. За него это сделают чиновники, а собственника имущества ставят перед фактом. Если налогоплательщика не уведомили, что он должен считать от кадастровой стоимости, тогда считаем по старым правилам.

Сумма налога по указанным выше объектам равна кадастровой стоимости по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога. Если в регионе введены отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев), то в течение года компания должна перечислять авансовые платежи. Размер авансового платежа равен одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку. Перечислять налог и авансовые платежи нужно в бюджет по местонахождению каждого объекта.

У многих организаций, владеющих торговыми комплексами и деловыми центрами, на балансе есть еще и «обычное» имущество. Налоговую базу для такого имущества нужно определять отдельно от налоговой базы объектов, которые подпадают под новшества, а именно от налоговой базы по торговым и деловым центрам.

Пример расчета налога на имущество

Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице.

В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества - 1,1%.

Величина налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. х 1%).

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).

По состоянию на: Остаточная стоимость оборудования (руб.)
01 января 1 500 000
01 февраля 1 450 000
01 марта 1 400 000
01 апреля 1 350 000
01 мая 1 300 000
01 июня 1 250 000
01 июля 1 200 000
01 августа 1 150 000
01 сентября 1 100 000
01 октября 1 050 000
01 ноября 1 000 000
01 декабря 950 000
31 декабря 900 000

Если кадастровая стоимость не определена

Бывают случаи, что кадастровая стоимость для некоторых объектов не определена и не указана в кадастровом паспорте. В таком случае расчет налога будет зависеть от вида объекта недвижимости.

Для административно-деловых центров и торговых комплексов налог необходимо рассчитать по общим правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Для недвижимости иностранных компаний, не открывших постоянных представительств в РФ, размер налоговой базы приравнивается к нулю. Это же правило действует и в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности через постоянные представительства.

Совмещение ЕНВД и ОСНО, кадастровая стоимость не определена

Согласно письма Минфина России от 16.10.14 № 03-11-06/3/52084 сказано, что в отношении иного имущества, а также недвижимости, по которой не определена кадастровая стоимость или не принят соответствующий региональный закон, «вмененщики» налог на имущество организаций не платят (п. 4 ).

Но как в таком случае рассчитать налог, если такое имущество используется и в деятельности, переведенной на ЕНВД, и в деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения? В этом случае, как полагают в Минфине, налог на имущество рассчитывается с учетом доли выручки (или площади), полученной (приходящейся) на систему налогообложения в виде ЕНВД.

За какой период в 2014 году и в каком размере уплачивать налог на имущество?

Поскольку для «вмененщиков» поправки вступают в силу уже в этом 2014 году, то как же платить налог на имущество нужно только за III и IV кварталы этого года или исчислять налог придется за весь 2014 год? В письме Минфина РФ от 02.06.14 №03-05-05-01/26195 сказано, что «вмененщикам» нужно будет уплатить авансовый платеж по налогу на имущество за 9 месяцев и налог на имущество за 2014 год. Алгоритм расчета следующий.

Сумма авансового платежа за 9 месяцев 2014 года исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Налог на имущество за год должен исчисляться только за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года (поскольку в I и II кварталах для «вмененщиков» еще действовало освобождение от уплаты). Чтобы рассчитать сумму налога, нужно взять ½ кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умножить на налоговую ставку, а затем вычесть сумму авансового платежа за 9 месяцев 2014 года.

Порядок уплаты налога на имущество с инженерных сетей здания, налог по которому рассчитывается на основе кадастровой стоимости

Минфин разъяснил, нужно ли отдельно платить налог на имущество с инженерных сетей, если налог в отношении здания рассчитывается по кадастровой стоимости

Если объект недвижимости облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, то отдельно платить налог за водопровод, отопление, лифты и другие инженерные системы, входящие в состав здания, не нужно. Это правило действует и в том случае, когда упомянутые инженерные системы учитываются в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Подробности - в письме Минфина России от 26.05.16 № 03-05-05-01/30114 .

Минфин России также в письме от 26.05.14 № 03-05-05-01/25079 напомнил, что налог по инженерным системам такого здания отдельно рассчитывать не нужно. Такие системы подлежат налогообложению в составе здания.

Существуют следующие категории объектов, в отношении которых российские организации рассчитывают налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов. Согласно пункту 1 , это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Здание, как объект налогообложения налогом на имущество, представляет собой объемную строительную систему, в состав которой, помимо прочего, включаются сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, связи и т п.). Это следует из положений Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, если налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости здания, то инженерно-технического системы обеспечения здания подлежат налогообложению в составе этого здания. Это обстоятельство применяется и в том случае, когда инженерные сети являются отдельными инвентарными объектами в бухучете организации. Проводки делайте на основе

В 75 субъектах РФ налог на торгово-офисные помещения исчисляется по кадастровой стоимости

В 2018 году в 75 субъектах Российской Федерации организации исчислят налог на торгово-офисные помещения исходя из кадастровой стоимости данных объектов. В 2015 году такой порядок исчисления налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости действовал в 28 субъектах Российской Федерации.

В 2018 году только в 9 регионах НЕТ соответствующих региональных законов и НЕ определены перечни объектов торгово-офисной недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется по кадастровой стоимости. Это
Владимирская область, Город Севастополь, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Орловская область, Оренбургская область, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Чукотский автономный округ.

В некоторых субъектах Российской Федерации на основе кадастровой стоимости налогом облагаются только торговые центры (комплексы) и помещения в них. В других субъектах кроме торговой недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются также административно-деловые центры и помещения в них.

Кроме того, некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались правом исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по нежилым помещениям , в которых размещаются офисы, торговые точки, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Некоторые законодательные органы субъектов Российской Федерации установили ограничения по площади объектов , облагаемой на основе кадастровой стоимости.

Соответствующие перечни объектов, налоговая база в отношении которых в 2015 году исчисляется исходя из кадастровой стоимости, налогоплательщики могут найти на сайтах уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации, определивших перечни, или на сайтах субъектов Российской Федерации.

Признавайте месяц полным и учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно;
  • право собственности прекращено после 15-го числа соответствующего месяца.

Не признавайте месяц полным и не учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло после 15-го числа соответствующего месяца;
  • право собственности прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

В бухгалтерском учете налог на имущество начисляется проводками

Д 26 (44) - К 68 - Начислен авансовый платеж по налогу на имущество (если региональным законом установлены отчетные периоды по налогу на имущество)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Приведена информация об объекте налогообложения, сроках подачи декларации, ставках и льготах по налогу на имущество. Можно бесплатно скачать формы в формате Excel форму по КНД 1152026. Авансовый платеж. Пример заполнения Декларации налог на имущество 2019.

  2. За движимое имущество налог не платится с 1 января 2013 года

  3. Организации, имеющие вне места нахождения головного офиса несколько филиалов и объектов недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях обязаны представлять налоговую отчетность и уплачивать налог по каждому муниципальному образованию отдельно.

  4. Статья поможет узнать как считается кадастровая стоимость недвижимости, как можно узнать кадастровую стоимость здания или земельного участка.


Похожие статьи