Население зарубежной европы. Общая характеристика зарубежной европы

Население Зарубежной Европы

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Герцеговина

Болгария

Великобритания

Ирландия

Исландия

Македония

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Финляндия

Хорватия

Швейцария

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:

Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Швейцария,

Великобритания,

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

Балтийская

Германская группа

Кельтская

Романская

Греческая группа

Албанская

Финно-угорская

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

Урок 31. Население Зарубежной Европы

08.07.2015 11363 0

Цели: сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Оборудование: карта «Народы мира» или «Народы Европы», «Плотность населения Европы».

Тип урока: изучение нового материала.

I. Изучение нового материала

Комментарии для учителя. Работу по изучению демографических показателей населения Европы можно выполнить в группах. Каждая

группа получает задание найти черты сходства и черты отличия по одному из показателей населения в разных регионах Европы.

Можно предложить на этом этапе урока изучение нового материала в виде самостоятельной работы. В любом варианте изучение населения Европы очень удобной для систематизации новых знаний на уроке будет данная таблица. Сначала строки таблицы: «численность», «плотность», «форма правления» и «административно-территориальное деление» заполняется учащимися самостоятельно с помощью различных источников информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяется.

Сравниваемые черты

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

2. Тип правления

3. Форма административно-территориального деления

4. Тип воспроизводства

5. Возрастная структура

6. Демографическая политика

7. Плотность населения

8. Уровень урбанизации

9. Национальный состав

10. Религиозный состав

Оставшиеся разделы таблицы заполняются на основе докладов учащихся, рассказа учителя, совместной работы учителя и учеников, практикумов и т. д.

Учитель. Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом, такое явление демографы называют демографической зимой. После второй мировой войны рождаемость в регионе повысилась, но в 50-е годы отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей (в сравнении с мировым показателем 26 промилле). В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка, при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается.

Причины такой низкой рождаемости разнообразны. Главной среди них считается увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание: Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Найдите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста. Проанализируйте причины такого распределения. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким рождаемости - Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ.)

В каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? {В странах с низкой рождаемостью и низким и естественным приростом.)

Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать? (Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость, низкий естественный прирост.)

Воспроизводство населения в Зарубежной Европе

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Австрия

10,6

Албания

20,0

Бельгия

12,6

10,6

Босния

15,7

Герцеговина

10,7

12,2

Болгария

13,9

11,2

Великобритания

12,2

13,7

Венгрия

10,1

Греция

12,4

11,9

Дания

19,0

10,0

Ирландия

Италия

19,0

12,0

Исландия

10,4

Испания

14,1

13,0

Латвия

15,3

10,7

Литва

19,0

11,8

Македония

13,2

Нидерланды

14,3

10,7

Норвегия

14,0

11,0

Польша

16,0

10,0

Португалия

13,6

10,7

Румыния

17,1

10,3

Словакия

13,8

10,4

Словения

13,2

10,1

Финляндия

13,5

Франция

10,1

11,1

ФРГ

13,0

11,1

Хорватия

13,6

13,1

Чехия

12,3

Швейцария

14,5

11,1

Швеция

14,1

12,3

Эстония

15,0

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время в условиях административного правления этими странами проводилась жесткая демографическая политика. Так, например, в Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим пять и более детей, а за незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз и продажа контрацептивов были запрещены. Но после снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран вынуждено проводить демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, причем без ограничений на аборты и использование контрацептивов. Но, тем не менее, расширенное воспроизводство населения наблюдается не во многих странах, а в некоторых, таких как ФРГ, наоборот, проявляется естественная убыль.

В Южной Европе до 80-х годов ситуация была благоприятной, но сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости.

В северной Европе благоприятная демографическая ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции

На этом же этапе урока учитель предлагает проанализировать направления, динамику трудовых миграций. Для этого следует использовать рисунок в учебнике на с. 164. Учитель обращает внимание учащихся, что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. В чем она заключается? (Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.)

Урбанизация

Задание: С помощью карт атласа разделить страны Европы на сильно-, средне -, и слабоурбанизированные, результаты оформить в виде схемы.

Проанализируйте полученные результаты. (В группе слабоурбанизированных стран преобладают страны Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов - миллионеров по их географическому положению:


Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать? (Самое большое количество городов миллионеров находится в Великобритании - 7, ФРГ - 6, Италия - 5, Франция - 3, Польша - 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора - центральная ось развития.)

Вопрос: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. {Долгое время для Европы была характерна высокая степень урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах, однако в 70-е годы XX века начался отток населения в пригороды и в сельскую местность. Такое явление называется субурбанизацией. Субурбанизация объясняется многими причинами: изношенностью жилого фонда, скученностью населения в центральных районах городов, ухудшением состояния окружающей среды, переносом в пригороды предприятий, дороговизной земли и жилья в центре города, желанием жить в собственном доме. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон)

Национальный состав населения Европы

Вопрос: Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие - многонациональными? Какие из Европейских государств относятся к каждой из этих групп? Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, приведите примеры народов Европы, относящихся к различным языковым группам. Заполните таблицу:

Индоевропейская семья

Уральская семья

Славянская

группа

Балтийская

группа

Германская группа

Кельтская

группа

Романская

группа

Греческая группа

Албанская

группа

Финно-угорская

группа

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Проблема межнациональных конфликтов в Европе

Половина стран Европы считаются однонациональными. Но остальные являются многонациональными и двунациональными. Именно в этих странах возникают национальные конфликты.

Примером страны, в которых существуют межнациональные конфликты, является Бельгия. На государственном гербе начертан девиз: «В единении наша сила». Но достичь такого единения не удалось со времени образования этого государства, а именно с 1830 года. В этой стране живет два народа: фламандцы и валлоны. Фламандцы живут на севере страны, валлоны - на юге, их родным языком является французский. Причиной межнационального конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, то есть Валлония. Здесь добывался уголь, была развита черная металлургия, ремесла, населения было богаче, жили здесь и аристократы. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия же выполняла функцию сельскохозяйственного придатка. Ее население подвергалось экономической и национальной дискредитации. Но после второй мировой войны ситуация коренным образом поменялась. Районы юга стали старопромышленными, а север стал развивать наукоемкие отрасли. Выросло и значение Антверпена. Благодаря более благополучной демографической ситуации, численность населения Фландрии выросло. Все это резко обострило межнациональные отношения между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в страны два государственных языка, все вывески и документы производятся сразу на двух языках.

Непростые национальные проблемы есть и в Испании. К коренным народам относятся испанцы (71%), каталонцы (18%), галисийцы (8%) и баски (2,4%). При этом каталонцы сходны в культурном отношении с французами, галисийцы с португальцами, а баски вообще своеобразный народ, не схожий ни с одним из народов Пиренейского полуострова. Национальная проблема возникла после того, как каталонцы и галисийцы были лишены некоторых привилегий. Во времена правления Франко любое проявление их национальных чувств преследовалось. Например, нельзя было исполнять национальные песни и танцы. В 1978 году была принята новая конституция, которая признала автономии Каталонии, Галисии и страну Басков, но радикально настроенные баскские националисты ведут бессмысленную террористическую борьбу. Поэтому национальный вопрос в Испании нельзя признать полностью решенным.

Особой остротой отличаются национальные проблемы в Восточной Европе. Так, в Румынии в конце 80 гг. началась кампания по ликвидации тысяч деревень под предлогом создания крупных агропромышленных центров городского типа. Это привело к эмиграции венгров и ухудшению румыно-венгерских отношений.

В Болгарии туркам было запрещено пользоваться родным языком, носить национальную одежду, совершать мусульманские обряды. В результате тысячи турков эмигрировали из страны.

В конце 80-х гг. ухудшились и национальные проблемы в Югославии (СФРЮ). Федерация распалась на пять государств. Но и в новых странах национальные проблемы не решены, так как вновь образованные государства - многонациональные, кроме Словении. В Сербии есть проблема автономного края Косово, населенного албанцами, требующими присоединения к Албании. Для Хорватии основной национальной проблемой является проблема с Сербской Краиной, провозгласившей в 1991 году выход из Хорватии. Для Македонии это проблема албанского меньшинства. Для Боснии и Герцеговины эта проблема заключается в том, что в стране живут сербы, хорваты и хорваты - мусульмане. Недовольными в стране являются мусульмане, что привело к войне, в которой погибло более 200 тыс. человек. Кроме перечисленных национальных проблем, Югославия является районом компактного проживания приверженцев нескольких религий: сербы, черногорцы и македонцы - православные, словенцы, хорваты - католики, часть хорватов, сербов в результате долго Османского владычества приняли мусульманскую веру.

Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»

по теме «Население Зарубежной Европы»

Разработала:

Преподаватель географии

БКТиГ

Арсланова Рима Вахитовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи урока

Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету

Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal .ru , www .wikipedia .org

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)

Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?

рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)

Постановка цели урока

Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.

Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.

Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)

Каковы особенности ЭГП европейских стран

Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Ситуативные задания

Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы вXX веке?

Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?

Каковы природные условия Европы?

Какими природными ресурсами она обладает?

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой.

3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)

Свыше 40

Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории

Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;

Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы

Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся -Задание: (проверка в парах )

Какие пары верны:

а) страны – соседи: б) страны – столицы:

Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

ФРГ – Словакия Швеция – Осло

Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

Бельгия – Люксембург

Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

Исландия – Дания Польша – Варшава

Испания – Андорра Албания – Тирана

Монако – Франция Словакия – Любляна

Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

Греция – Венгрия Швейцария – Берн

Приложение1 .

Двое учащихся работают в парах

Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?

Учащиеся формулируют вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала

а.Численность населения

б.Возрастной состав

в.Половой состав

г.Воспроизводство населения

д.Национальный состав

е.Религиозный состав

ж. Плотность и урбанизация

з. Миграции

1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .

Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?

Задание 2.

Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.

В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас

3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.

Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.

4. (Слайд 12) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.

С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально ) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)

5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.

Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.

Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.

Записи в тетрадь.

Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.

Приложение2.

Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.

Вспоминают языковые семьи и группы.

Записи в тетрадь

Приложение 3.

Заполняют таблицу.

Делают выводы.

Доклад учащихся

Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.

Приложение 3.

Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные, среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.

Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Дают определение миграции, виды, причины миграций.

Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, чточто существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии. Приложение 3.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

4.Закрепление

Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

5. Европа – главный центр распространения:

А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.

Приложение 4.

Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия

Что при изучении темы вам показалось сложным?

Для чего мы изучаем эту тему?

Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?

Ответы учащихся

Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки

Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.

Записывают домашнее задание.

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // . wikipedia . org

    Приложение 1

    Задание: (проверка в парах)

    Какие пары верны:

    а) страны – соседи: б) страны – столицы:

    Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

    ФРГ – Словакия Швеция – Осло

    Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

    Бельгия – Люксембург Португалия – Рим

    Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

    Исландия – Дания Польша – Варшава

    Испания – Андорра Албания – Тирана

    Монако – Франция Словакия – Любляна

    Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

    Греция – Венгрия Швейцария – Берн

    Приложение 2

    Воспроизводство населения

    Рождаемость

    Смертность

    Естественный прирост

    Герцеговина

    Болгария

    Великобритания

    Ирландия

    Исландия

    Македония

    Нидерланды

    Норвегия

    Португалия

    Словакия

    Словения

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Приложение 3

    Маршрутная карта

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET

    Задание 4.

    Приложение 4

    Тест для закрепления урока.

    1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

    A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

    2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

    A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

    3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

    А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

    4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

    A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

    5. Европа – главный центр распространения:

    А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.


Подробное решение тема Тема 6 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 233).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также табл. 2 в «Приложениях».

Монархии в Европе сохранились больше в роли важной части культуры. Современные монархи Европы обладают ограниченной властью или просто выполняют церемониальную роль.

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

Задание 4. Используя рис. 44, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рис. 44 столько сведений, сколько возможно.

По уровню иммиграции (люди, приезжающие в страну) среди стран региона особенно выделяется Великобритания, Франция, Германия. Количество иностранных рабочих там превышает 6 млн чел, а Германии достигает 10 млн чел. Основные иммиграционные потоки идут из стран Балканского полуострова, Восточной Европы, стран Африки и Азии. Одновременно с этим наблюдается миграция населения и внутри самой Европы. Например, миграция с целью трудоустройства из менее экономически развитых стран Европы (Балканы, Испания, Италия) в более развитые, прежде всего в Великобританию.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Практически все народы, проживающие на территории Европы относятся к индоевропейской семье. Уральская семье представлена на территории Европы только финнами и эстонцами.

Задание 6. Используя рис. 45 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП. Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях; 2) в устьях рек; 3) вдали от морей, но на судоходных реках; 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В Белоруссии, Испании, Польше.

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22-27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21-26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции рассматриваемого региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), «Вольво» (Швеция). Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива (крупнейшие потоки поставок), Венесуэлы. Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады.

Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны; 2) железорудные бассейны; 3) грузопотоки каменного угля и железной руды (в том числе морские).

Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1) запасы каменного угля (Рур в Германии, Донбасс в Украине); 2) месторождения железной руды (Лотарингия во Франции, Урал в России); 3) на пересечении потоков угля и руды (Таранто в Италии).

Задание 9. С помощью рис. 49 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского тип с/х, наоборот, характерно преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями (плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур).

Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной (одноцентровой) конфигурации (Франция) или многоцентровой (ФРГ).

Задание 11. Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма?

В центре Лондона расположено множество достопримечательностей. Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы – Букингемский дворец. Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона. Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент - является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона - это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз – знаменитое колесо обозрение в центре Лондона. Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны. А Тауэрский мост – это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне.

Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами.

Задание 12. Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Страны Европы обладают большим количеством достопримечательностей, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании. Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы.

1 маршрут (основные пункты):

Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финлядия) - королевская резиденция Дротнингхольм (Стокгольм, Швеция) - Гейрангер-фьорд (Норвегия) - старая верфь Бергена (Норвегия) - Замок Кронборг (Дания) - Рунные камни в Еллинге (Дания) - Ветряные мельницы в районе Киндердейк-Элсхаут (Роттердам, Нидерланды) - Дом Шрёдер (Утрехт, нидерланды) - Концентрические каналы XVII века в квартале Сингелграхт (Амстердам, Нидерланды) - Исторический центр города Брюгге (Бельгия) - Площадь Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) - Неолитические каменоломни в районе Спьенн (Монс, Бельгия) - Мегалитические памятники Стоунхендж (Великобритания) - Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство (Великобритания) - Лондонский Тауэр (Великобритания)

2 маршрут (основные пункты):

Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) - Мирский замок (Белоруссия) - Беловежская пуща (Белоруссия) - Исторический центр Варшавы (Польша) - Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) - Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Величка, Польша)- Исторический центр Кракова (Польша) - Исторический центр Праги (Чехия) - Колонна Св. Троицы в городе Оломоуц (Оломоуц, Чехия) - Ахенский собор (Ахен, Германия) - Кёльнский собор (Кёльн, Германия) - Шпайерский собор (Шпайер, Германия) - Кафедральный собор Св. Марии и церковь Св. Михаила в городе Хильдесхайм (Германия) - Дворцы и парки Потсдама и Берлина (Германия)

Задание 13. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым?

Рур – один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы. В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.

Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 217-219, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.

Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе. Площадь территории - 357 408,74 км². Численность населения 82 млн. чел. По государственному устройству является федеративным государством. Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни.

Уровень урбанизации страны 74 %. Крупнейшими городами являются: Берлин (столица с населением 3,5 млн чел), Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне. В этническом составе населения преобладают немцы (92 %).

Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна. Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Основу экономики (от 70 % до 78 %) составляют услуги, 23-28 % - производство. Агросектор составляет 0,5-1,5 % ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство - основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство.

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку».

Задание 15. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору).

Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям.

По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.

По общему объёму ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии и Японии, а по показателю ВВП из расчёта на душу населения входит в первую десятку ведущих стран мира.

Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития.

По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям. Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» (ФРГ).

В стране развитая черная и цветная металлургия. С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность.

Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой.

Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла.

Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности.

Задание 17. Работа в тетради

17.1. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории; 2) численность населения; 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

По величине территории

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны – России (ее европейская часть).

По численности населения

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек. Также среди стран Европы есть страны с населением более 20 млн человек, так и менее 1 млн.

По уровню урбанизации

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что практически все страны Европы являются высокоурбанизированными. Странами с процентом урбанизации выше 80% являются карликовые государства и самые экономически развитые страны Европы. Также сюда относится Исландия, высокая урбанизация которой вызвана влиянием климата. Более низкий уровень урбанизации характерен для стран Восточной Европы и стран Балканского полуострова.

17.3. Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 6, определите, какие страны региона входят в первую десятку стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

17.4. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, опишите своё виртуальное путешествие по Дунаю от его истоков до устья.

Дунай - вторая по протяжённости река в Европе (после Волги). Часто Дунай называют «интернациональной» рекой, так как она протекает по территории 10 государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Главная особенность Дуная - желтовато-коричневый цвет его воды, который придают Дунаю взвешенные частицы илистых грунтов, смываемых с прибрежной поверхности. Поэтому Дунай считается самой мутной среди крупнейших рек Европы. Дунай берет свое начало в горах Шварцвальда на территории Германии. Территории водного бассейна, охватываемого Дунаем на всей своей протяженности, имеют самый разнообразный ландшафт. Это и высокогорные области с ледниками, горные хребты средней высоты, покрытые лесными массивами. Встречаются карстовые плоскогорья, лишенные всякой растительности, невысокие горные плато с речными долинами, а также лесные и степные равнины. В нижнем течении Дунай разветвляется, и образует обширную дельту, прорезанную густой сетью проток.

17.5. Подготовьте устное сообщение об одном из микрогосударств Западной Европы.

Сан-Марино - одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. Сан-Марино является старейшим государством Европы. Его площадь составляет всего 60,57 км². Страна полностью располагается на юго-западном склоне горного массива Монте-Титано, возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.Столице государства является одноименная столица – Сан-Марино, в которой сосредоточена большая часть всех достопримечательностей. Визитной карточкой, а также главной достопримечательностью Сан-Марино (как города, так и всей страны) считается средневековый комплекс «Три башни Сан-Марино», расположенный на трех вершинах горы Монте-Титано. В столице много разнообразных музеев. Несмотря на свои крошечные размеры, Сан-Марино является одним из самых популярных туристических направлений в Европе.

17.6. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

При составлении карт по данной теме использовались следующие методы:

Метод картодиаграмм, при помощи которого можно проследить структуру промышленности;

Знаки движения, которые используют для показа пространственных перемещений каких-либо социальных, природных или экономических явлений (например транспортные пути, миграцию населения и пр.);

Метод значков (отражение объема производства по странам);

Метод качественного и количественного фона.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

Ответ: Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания.

2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Сербия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ?

Ответ: Из перечисленных Дунайский водный пусть используют для выхода к морю Венгрия и Сербия, так как у них нет выхода к морю и река Дунай играет важную транспортную роль. Помимо этого из перечисленных стран Дунай протекает по территории Хорватии, Румынии и ФРГ, однако эти страны имеют открытый выход к морю, поэтому Дунайский водный путь имеет меньшее значение, чем для других стран.

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца?

Ответ: Роттердам, Гамбург, Марсель, Констанца (ежегодно перегружают более 50 млн т грузов)

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Ответ: Лондонский, Парижский. Южно-Германский (современные высокоразвитые регионы).

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского города?

В центре такого (западноевропейского) города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами и зданиями. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

2. В чём заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из других стран (России). В Восточной Европе, в отличии от стран Западной Европы, частично сохранилась ориентация на уголь как источник энергии (Польша, Чехия). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС региона.

3. В чём основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?

В северной части региона распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные. В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она уступает системам США и России. Но по обеспеченности транспортной сетью занимает первое место в мире. Для нее характерна высокая густота движения, большое значение международных и транзитных перевозок. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозках пассажиров и грузов.

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

Ответ: Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Черногория, Швейцария.

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?

Ответ: Наибольшая плотность населения характерна для Монако (более 10000 чел/км2). Также высокая плотность характерна для Мальты, Сан-Марино, Нидерландов и Бельгии.

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское море водным путём, не огибая полуостров Ютландия?

Ответ: Можно воспользоваться Кильским каналом, который соединяет Балтийское и Северное моря. Он проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.

4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?

Для промышленных районов сформировавшихся в столичных регионах характерно машиностроение, электроника, пищевая промышленность. В городах-портах: судостроение и судоремонт, пищевая промышленность (переработка рыбы и импортирующихся продуктов). В угольных бассейнах развита черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

5. Какие металлургические комбинаты работают на импортном сырье и топливе?

На импортном сырье и топливе работают комбинаты расположенные в прибрежных регионах, портах. Такие комбинаты встречаются в Италии (г. Таранто), в ФРГ, Франции, Великобритании.

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

Для Европы характерно «старение наций», когда доля населения пожилого возраста увеличивается и резко сокращается доля людей молодого и трудоспособного возраста. При наложении на это еще низких показателей рождаемости становится ясна демографическая проблема Европы, которая приводит к нехватке трудовых ресурсов. В связи с этим страны Европы некоторое время проводили политику привлечения иммигрантов, которые были заинтересованы в переезде в более высокоразвитые страны с высоким уровнем жизни. Однако эта ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда возник очередной Европейски миграционный кризис. В результате увеличение числа воин на Ближнем Востоке и в Сирии, а также демографического взрыва в Африке, резко увеличилась доля беженцев из этих регионов. Всего в Европу за это время (2015-2016 гг) прибыло более 1,5 млн мигрантов.

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

Эти города (Париж и Лондон) являются старейшими политическими и промышленными центрами как стран, так и Европы в целом. Именно это объясняет перевес данных столичных агломераций над другими городами внутри своих стран. В случае с ФРГ и Италией, их современные столицы не всегда являлись политическими центрами сран. Так Рим стал современной столицей Италии только в 1870 г, и даже после этого, во время Второй Мировой войны, столица переносилась из Рима в другие города.

3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции - на сельское хозяйство?

Страны Южной Европы обладают более благоприятными агроклиматическими ресурсами в сравнении с странами Центральной и Северной Европы. Это позволяет активно развивать сельское хозяйство, значительная часть его продукции уходит на экспорт и является международной специализацией стран. В странах Центральной и Северной Европы находятся значительные запасы минеральных ресурсов, что позволяет им развить промышленность.

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя её себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?

Нефть Ближнего и Среднего Востока несмотря на низкую себестоимость требует затрат на доставку этой нефти в регион. Одновременно с этим многие страны проводят политику энергетической безопасности, в ходе которой производят закупку энергоресурсов (в том числе нефти) у различных стран, чтобы снизить зависимость энергетической безопасности страны от политических и экономических вопросов. Также в ходе данной политики проводится разработка и добыча нефти на своей территории.

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

Сельскохозяйственные угодья в Норвегии занимают 3% от площади страны, что является следствием климатических (малоплодородные почвы) и орографических особенностей территории страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, сильно расчлененные фьордами и прорезанные глубокими долинами. Одновременно с эти страна имеет протяженную береговую линию и с 3-ех сторон омывается морями. В связи с чем развито рыболовство.

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

Рейн – это крупнейшая река Западной Европы, которая протекает по территории таких стран как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды. Все эти страны входят в число высокоразвитых стран мира. Также река судоходна на протяжении 952 км (до города Базель и по Боденскому озеру), что в совокупности с климатическими условиями региона (Рейн не замерзает в течении года), позволяет ей быть важнейшей транспортной артерией региона. Вдоль Рейна располагаются крупные города, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности.

7. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Этот регион имеет богатую историю и культурное наследие, которое представлено архитектурными достопримечательностями, музеями и пр. Также регион имеет разнообразные рекреационные ресурсы: горы, морское побережье, обширные равнины. Все это в сововкупности привлекает туристов в этот регион.

8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

В старопромышленных регионах основным энергоресурсом выступал уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается большое количество твердых частиц и углекислого газа. Наличие угля притягивает черную металлургию и машиностроение, что также влияет на состояние окружающей среды. Все эти проблемы приумножаются в результате длительного существования этих районов, на протяжении которого там ведется хозяйственная деятельность человека.

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?

Ответ: Австрия, ФРГ, Великобритания.

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария?

Ответ: Наибольший приток иммигрантов характерен для Италии, ФРГ и Франции.

3. Какие из приведённых ниже утверждений правильны для следующих стран?

Ответ: Утверждение 1 верно для Польши, Венгрии, ФРГ, Италии.

Утверждение 2 верно для Франции, Финляндии.

Утверждение 3 верно для Швейцарии.

Утверждение 4 верно для Польши, Венгрии, Франции, Финляндии, Италии.

Утверждение 5 верно для ФРГ, Швейцарии.

Можете ли вы:

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы: 1) только с ФРГ; 2) только с Испанией; 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?

Ответ: 1 - Дания и Нидерланды; 2 – Португалия; 3 - Австрия.

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?

Ответ: Монако, Ватикан.

5. Из приведённого ниже перечня исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

Ответ: однонациональные страны – Норвегия, Португалия, ФРГ.

Выберите правильный ответ:

1. Франция граничит с: а) тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами.

Ответ: Франция граничит с 7 странами: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Испания, Андорра.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.

Ответ: Парижская агломерация.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

Ответ: Стокгольм, Копенгаген, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Ответ: В Европе больше всего нефти добывает Норвегия (в мировом рейтинге 13 место по состоянию на 2016 г по данным ОПЕК).

Узнайте страну:

1. Островная страна Западной Европы, в прошлом отличавшаяся массовой эмиграцией в США. Член Европейского союза. Специализируется на молочном животноводстве.

Ответ: Ирландия.

2. Страна, расположенная на полуострове в Северной Европе. Является конституционной монархией. Специализируется на машиностроении, производстве чёрных металлов, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Ответ: Швеция.

3. Страна, представляющая собой конфедерацию 26 самостоятельных административных единиц, население которой говорит на четырёх государственных языках.

Ответ: Швейцария.

Зарубежная Европа относится к одной из самых густозаселенных частей современного мира – плотность населения здесь составляет в среднем 100 человек на квадратный километр. Всего в регионе проживает 9% от общего количества жителей планеты, то есть численность населения Зарубежной Европы – около 500 млн. чел.

Урбанизация и размещение населения

Размещение населения Зарубежной Европы обусловливается расположением городов, поскольку уровень урбанизации в этом регионе – 74%, что является одним из самых высоких показателей в мире. И это средний показатель, в некоторых государствах он превышает 80% и даже 90%.

Уровень урбанизации Бельгии – 97,8%, Дании – 87,5%, а Швеции – 85,7%.

Рис. 1. Бельгия.

У европейской урбанизации есть определенные характеризующие черты:

  • густая городская сеть;
  • особый тип городской застройки по западноевропейскому типу (обязательное наличие старой части города с ратушей и площадью);
  • изменения, которые начались в конце 20 века – рост объема застройки пригородов и городов-спутников. Явление, названное субурбанизацией, привело к тому, что городское население растекается и формируются значительные урбанизированный зоны, что отражено в учебнике за 11 класс;
  • размывание границ между городом и деревней.

Национальности Зарубежной Европы

Когда-то население стран Зарубежной Европы было достаточно стабильным по национальному показателю, но современные тенденции постепенно вносят в вопрос свои изменения. Тем не менее на данный момент оно отличается стабильными национальными показателями, чему способствует отнесенность в общей языковой семье – индоевропейской.

Это не отменяет сложности национального состава и наличия регионов, где время от времени обостряются межнациональные отношения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Сложен и религиозный состав населения. Основной религиозной конфессией является христианство, но оно разделено на разные течения: на севере это, в основном, протестантизм, южная часть характеризуется преобладанием католицизма, а в центре наблюдается смешение конфессиональных течений. Есть страны с преобладающим православием.

Рис. 2. Схема распределения течений христианства в Зарубежной Европе.

Демографические проблемы Зарубежной Европы

Демографические проблемы Западной Европы имеют свои особенности, которые можно охарактеризовать простым словосочетанием: “старение населения”. Из-за увеличения средней продолжительности жизни уровень рождаемости снижается все ощутимее. Также на прирост населения в значительной степени влияет то, что “цена” ребенка в каждым годом возрастает.

Таким образом, естественный прирост населения в последние десятилетия держится на низком уровне (1,5%), некоторые страны даже заявляют о том, что количество их жителей убывает. География последнего явления такова: Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия, Германия. В этих странах больше всего пожилых людей, причем их возрастной состав имеет постоянную тенденцию к увеличению этой прослойки населения.

Для этого региона характерна половая диспропорция, женщин здесь на 2% больше, чем мужчин (51% и 49%) соответственно.

Миграция в Зарубежной Европе

Неутешительные демографические тенденции привели к тому, что Европа из очага эмиграции стала центром трудовой иммиграции. При этом большинство рабочей силы – это люди, имеющие временный статус “гостей-рабочих”.

В настоящий момент в этой части мира легально трудится около 20 миллионов иностранных граждан.

Данные таблицы ниже продемонстрируют общие иммиграционные тенденции в Зарубежной Европе.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным регионом иммиграции в процентном соотношении является Швейцария, а по количеству людей – Германия. В то же время Италия занимает последнее место по обоим показателям, что объясняется относительно низким по европейским меркам уровнем жизни в стране. Она же характеризуется массовой эмиграцией населения в более благополучные страны – Францию, Германию, Великобританию.

Рис. 3. Трудовые мигранты в Европе.

Что касается структуры занятости, то процент населения, работающего в сфере услуг, очень высок и превышает показатель в 35%. Безработица тоже находится на высоком уровне, например, в странах ЕС средний показатель составляет 11,5%.

Что мы узнали?

Основную информацию о том, какова численность Зарубежной Европы и уровень ее урбанизации. Какими проблемами характеризуется этот регион – снижение уровня прироста населения и массовый поток трудовых иммигрантов. Получили общее представление об иммиграционных тенденциях и составе населения по религиозному признаку.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 177.



Похожие статьи