Совокупность бюджетов всех. Бюджетную систему государства образует совокупность бюджетов всех

Понятие бюджета

Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.

Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.

Определение 1

Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.

Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.

Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная система РФ

Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:

  • единство существующей бюджетной системы
  • самостоятельность всех бюджетов
  • сбалансированность бюджета
  • гласность бюджетного процесса

На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.

В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.

Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.

На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ , а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.

Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.

Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.

Пример 1

Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.

Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

    Местные бюджеты.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет - главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет - свод региональных и местных бюджетов.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

    Налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.

    Неналоговые доходы : доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

    Государственное и муниципальное управление;

    Национальная оборона;

    Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

    Поддержка отраслей материального производства;

    Научно-технический прогресс (НТП);

    Социальная защита населения;

    Охрана окружающей среды и природных ресурсов;

    Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

    Текущие - обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;

    Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

    Собственные - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;

    Регулирующие - федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

    Трансферты - средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;

    Дотации - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;

    Субвенция - средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;

    Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

согласно БК основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Б.с. представляет собой центральное звено финансовой системы РФ. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) РФ, ее Б.с. представлена следующими видами бюджетов (тремя уровнями Б.с.):

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

б) бюджеты субъектов РФ, в том числе:

республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев;

областные бюджеты областей; городские бюджеты городов федерального значения; областной бюджет автономной области; окружные бюджеты автономных округов, а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; в) местные бюджеты, в том числе: городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и др. муниципальных образований. Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья Б.с. РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

Каждый субъект РФ и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою Б.с. в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством (делением)своей территории.

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское,областное, краевое, окружное или местное значение. Однако роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий путем трансфертов, процентных отчислений, дотаций, субсидий, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума. Таким образом, осуществляется взаимосвязь всех бюджетов Б.с. РФ, обеспечивающей в своей совокупности финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию и РФ в целом, и отдельных ее регионов.

Б.с. РФ основана на принципах:

а) единства Б.с. РФ; б) разграничения доходов и расходов между уровнями Б.с. РФ; в) самостоятельности бюджетов;

г) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; д) сбалансированности бюджета; е) эффективности и экономности использования бюджетных средств; ж) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; з) гласности; и) достоверности бюджета; к) адрес-ности и целевого характера бюджетных средств.

Горбунова О.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА" в других словарях:

    См. Система бюджетная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    По бюджетному законодательству РФ основанная наэкономических отношениях и юридических нормах совокупность республи канского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально государственных и административно… … Финансовый словарь

    Бюджетная система Российской Федерации это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность… … Википедия

    Российской Федерации это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета,… … Википедия

    Бюджетная система РФ - бюджетная система Российской Федерации основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской… … Официальная терминология

    Бюджетная система - представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально государственных и административно территориальных … Словарь юридических понятий

    Бюджетная система рф - (англ. budget system of RF) в бюджетном законодательстве РФ основанная на экономических отношениях и гос ном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Б.с. любого государства определяется государственным и административно территориальным устройством… … Юридическая энциклопедия

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных… … Юридическая энциклопедия

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетная система РФ - это определяемая государственным устройством Российской Федерации, основанная на экономических отношениях, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ основывается… … Большой юридический словарь

Книги

  • Бюджетная система РФ , Николаева Т.. Предметом изучения курса "Бюджетная система Российской Федерации" является бюджетное устройство России и принципы организации бюджетной системы. Актуальность курса обусловлена важной ролью…

По форме федеральный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке.

Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.

Принятие бюджета вызвано объективной необходимостью. Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В отличие от федерального центра регионы Российской Федерации не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов, представляющих собой различные формы территориальных взаимозачетов и налоговых освобождений.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

1. ГОСУДAРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИE И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.

Бюджет в экономике - это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило на год.

В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в т.ч. региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.



Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год.

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетная система государства - это совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство - это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

В иерархической упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

А) федеральный бюджет

Б) бюджеты субъектов РФ :

Республиканские бюджеты

Бюджеты автономных областей

Областные, краевые бюджеты

Бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга

В) местные бюджеты

Бюджеты городов областного подчинения

Бюджеты районов

Городские районные бюджеты

Сельские и поселковые бюджеты.

Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием.

Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы РФ. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко.

Во-первых , именно государственный (федеральный) бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые субъектам Федерации, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. В такой трактовке совершенно естественно, что федеральный бюджет играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации, а региональные бюджеты, хотя и являются формально независимыми, но на деле формируются в недрах Министерства финансов РФ, поскольку именно там происходит фактически формирование их доходной части, а также обсуждается их расходная часть.

Во-вторых , с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.

В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе РФ и должно идти ее формирование. Однако в России бюджетный процесс всегда был недостаточно четко регламентирован, а в настоящее время и вовсе дезорганизован.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной

системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе РФ.

Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.

Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются государственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в РФ.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории(ст.6БК РФ).


Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административнотерриториальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев, дистриктов и т.п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация (от позднелат. foederatio - объединение, союз), конфедерация, империя (от лат. imperium - власть). Наиболее распространенной формой является федерация.
В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).
В федеративных государствах бюджетная система является трехуровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) в Германии, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Правовой базой функционирования современной бюджетной системы РФ является бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство РФ состоит из:
  • Бюджетного кодекса и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год;
  • законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год;
  • нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и других федеральных законов;
  • законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.) - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса.
Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить Бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ (21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет Еврейской автономной области, 10 бюджетов автономных округов) и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты, бюджеты закрытых административно-территориальных образований - ЗАТО).
На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации, субсидии и субвенции.
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, то есть бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

Похожие статьи