Первичный дефицит государственного бюджета равен. Что такое дефицит бюджета

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона - бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

    Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

    Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

    Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. - наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита :

    распределения (перераспределения),

    фондообразующая,

    стимулирующая,

    контрольная.

Различают следующие виды бюджетного дефицита :

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

Дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

Представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит - дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком .

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловленквазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит - представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

    Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег . В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

    развивается неконтролируемая инфляция,

    подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

    раскручивается спираль цена - заработная плата,

    падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

    воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия . Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

    Выпуск займов .

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

    в виде передачи государственных ценных бумаг;

    займов у внебюджетных фондов;

    получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

    Увеличение налоговых поступлений в госбюджет .

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

    Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

Повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

Расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

Развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

Сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

Реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.

В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов госбюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

  • концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов
  • концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита
  • концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться

В целом достичь сбалансированности бюджета, а в отдельные годы сводить бюджет к профициту удавалось таким государствам, как Люксембург, Сингапур, Южная Корея, Латвия, Эстония, Словения. Однако в 90–е годы для большинства и развитых, и развивающихся, и государств с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наиболее быстро он нарастал в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Большинство развитых стран финансируют дефицит бюджета с помощью неэмиссионных источников, регулируя доходы и расходы. Поэтому величина чистого денежного кредита центральному правительству у них небольшая. В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, где финансовые рынки недостаточно развиты, значительные размеры дефицита отражают эмиссионный характер финансирования бюджета. Самые высокие размеры дефицита в России, Армении, Аргентине, Бразилии.

Государственный долг

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде несомненно увеличивает налоговые поступления в бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний государственный долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Экономические последствия государственного долга многообразны. Во–первых, он сокращает запас капитала в экономике. Отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем. Во–вторых, процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег. В–третьих, выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Для оценки внешнего долга определяют степень так называемой вовлеченности во внешний долг, которая рассчитывается как отношение объема внешнего долга к валовому продукту. Кроме того, рассчитываются еще два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25 %.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует профицит бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долги правительства покрываются налогоплательщиками.

В 1996 г. государственный долг (в % к ВВП) в отдельных государствах составил: Австрия – 69,8, Бельгия – 130,0, Великобритания – 56,3, Франция – 56,2, Германия – 60,7, Италия – 123,6, Люксембург – 6,4, Испания – 70,3, Швеция – 77,7.

С появлением долга появляется необходимость его управления, под которым понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны–кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны–должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.

Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства–заемщика и правительства–кредитора.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения. 5

1.2. Виды бюджетного дефицита. 9

1.3. Финансирование бюджетного дефицита. 12

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита. 16

2.2. Анализ бюджета РФ за гг. 19

2.2.1. Анализ доходов. 20

2.2.2. Анализ расходов. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

Приложение 1. 35

Приложение 2. 37

Введение

Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

1) увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

2) увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

3) увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

4) увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

5) увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

6) сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

7) уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

8) сокращение доходов из-за низкой собираемости и др. .

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

1) спад общественного производства;

2) рост предельных издержек общественного производства;

3) массовый выпуск «пустых» денег;

4) излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

5) возросшие затраты на финансирование ВПК;

6) оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;

7) возможной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету .

Бюджетный дефицит имеет ряд функций, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Функции бюджетного дефицита

Наименование функции

Характеристика

Распределительная (перераспределительная)

Роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.

Продолжение таблицы 1.1.

Фондообразующая

Проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая

Реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов.

Контрольная

Отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами .

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг , осуществления внутренних и внешних займов . Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

1.2. Виды бюджетного дефицита

В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

2) внутреннее предложение относительно эластично;

3) внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

4) сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной .

2. Проблемы сбалансированного бюджета в экономике России.

2.1. Концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита

Специфика исторического периода, переживаемого сегодня Россией, связана со значительным повышением роли бюджета в экономике страны.

Государственный бюджет стал едва ли не основным экономическим регулятором хода воспроизводственного процесса, а налоги – материальной основой структурных изменений и инструментом их регулирования.

Поэтому актуальным является не просто государственное регулирование экономики, а именно бюджетное регулирование экономических процессов, происходящих в стране.

Для бюджетного регулирования экономических процессов, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета, чтобы избежать последствий бюджетного дефицита или профицита. Современные школы представили следующие концепции балансирования бюджета.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики .

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, антициклическую, стабилизирующую направленность. Например, рассмотрим следующую логическую цепочку, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются.

Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысит ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствие всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий как стремление ежегодно балансировать бюджет, может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять стаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая в данной концепции - это то, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большего дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

По результатам проведенной бюджетной политики можно сделать вывод о том, что самые важные задачи (повышение благосостояния страны, погашение госдолга и т. п.), которые могут быть решены государственным профицитом, не выполняются.

Поэтому в настоящее время Правительство РФ считает, что нужно изменить политику по вопросам бюджета, и вместо профицитного сделать его дефицитным.

Проведем небольшой анализ бюджета РФ в период 2гг.

Федеральный бюджет на год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Профицит федерального бюджета в сумме 74,15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.

2.2.1. Анализ доходов

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета в период 2008 – 2010гг.

Данные для анализа представлены в таблице 2.1. (Приложение 1).

Рис. 2.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на гг.

На рисунке 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.

(1) В 2008 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации , обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

(2) Доля этого показателя не значительна, сумма расходов в 2009 году 56,29 млрд. руб., к 2008 году показатель вырос на 1,73 млрд. руб., а к 2010 году снизился на 4,43 млрд. руб. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

(3) Объем расходов данного раздела, в динамике нам показывает увеличение. В 2008 году сумма составил 9,33 млрд. руб., а в 2010 году прогнозируется увеличение на 17%. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета.

Сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В данной работе мы рассмотрели государственный бюджет за период гг., а также планируемую программу Правительства РФ на период 2010 – 2012гг., в которой предусмотрен бюджетный дефицит.

Изучили точки зрения исследователей на проблему бюджетного дефицита.

По результатам проведенного анализа было выявлено, что в настоящее время в РФ принцип сбалансированности бюджета не соблюдается.

Список использованной литературы

1. Аналитический доклад по результатам анализа механизма учета и отчетности участников процесса управления государственным долгом Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2009. - № 5. - С. 196-203.

2. Булатова экономика. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007. – 656 с.

3. Бюджетная система России: Учебн. для вузов/ Под ред. проф. . - М.: Юнити - ДАНА, 2008. – 540 с.

4. Гусаров: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 264 с.

5. Диденко экономика. – Ростов – на – Дону: ФЕНИКС, 2007. – 326 с.

6. Кудров экономика. – М.: БЕК, 2007. – 417 с.

7. Ломакин экономика. – М.: ЮНИТИ, 20с.

8. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2008г. // Экономист. 2007. - №10. - С.3-13.

9. Соколова экономики: Учеб. пособие для ВУЗов / Светлана Владимировна Соколова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

10. Тихонов А. Долги Российская империя отдавала всегда / Рынок ценных бумаг. - №1 от 01.01.2001.

11. Чернецкий экономика. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 303 с.

12. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"».

14. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

15. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. / М., Юнити,- 2008. – 528 с.

16. Хейфец политика России: актуальные проблемы // Экономика. Научный эксперт№ 3 - С. 37-51.

17. Экономика: Учебник. // Под ред. - М. , 2009. – 358 с.

18. Серегин долг и бюджет России: актуальные проблемы / [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http:// www. *****/financial/2009/12/02/3293708.shtml, дата посещения 20.06.10.

19. Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

20. Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Приложение 1

Таблица 2.1.

Доходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Доходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному весу,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы, в том числе:

Налог на прибыль организаций

Налоги и взносы на социальные нужды

Налоги на товары (работы и услуги), реализуемые в РФ

Продолжение таблицы 2.1.

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

Неналоговые доходы

Прочие доходы

Всего доходов

Приложение 2

Таблица 2.2.

Расходы федерального бюджета на 2008 – 2010гг.

Расходы федерального бюджета

Отклонение

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

По сумме, млрд. руб.

По удельному вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Продолжение таблицы 2.2.

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансферы

Продолжение таблицы 2.2.

Условно утвержденные расходы

Секретные статьи


Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Чем же грозит России вступление в эпоху бюджетного дефицита? [Электронные ресурсы] //Режим доступа: http://vip. *****/quest/350, дата посещения 21.06.10.

Шаповалов А., Бутрин Д. Бюджетный дефицит выстроит очередь в банки / А. Шаповалов, Д. Бутрин [Электронные ресурсы] // Режим доступа: http://www. *****/doc. aspx? DocsID=1 дата посещения 21.06.10.

Для выполнения своих функций в политической, экономической и социальной сферах государство в лице органов власти разных уровней образует и использует фонды денежных средств. Самый крупный денежный фонд в его распоряжении – государственный бюджет . Это годовой план (перечень) государственных расходов и источников их покрытия – доходов. Их состав определяется экономическим потенциалом страны, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений страны. Аккумуляция в бюджетной системе значительных де­нежных средств создает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и социально-культурной сферы на всей территории страны. Наличие бюджета создает возможность для маневри­рования при распределении средств на потребности об­щества с учетом их приоритетности на протяжении оп­ределенного промежутка времени.

Существует и более расширенное определение бюджета государства как важнейшего звена его финансовой системы. Государственный бюджет – это экономическая категория финансо­вой системы страны, отображающая денежные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами – с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, по­вышение уровня жизни и удовлетворение других обще­ственных потребностей.

Бюджет опосредствует свыше 70 % всех финансовых отноше­ний и объединяет разные финансовые учреждения, с по­мощью которых государство осуществляет свою финан­совую деятельность и перераспределяет значительную долю общественного продукта.

Почти 80 % от объемов доходов государственных бюджетов в развитых странах обеспечивают налоги.

Доходы Государственного бюджета :

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления – доходы от собственности и государственного предпринимательства, административные сборы, штрафы;

3) субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью;

4) доходы от операций с капиталом – процентные платежи по займам (кредитором выступает государство).

В Украине основными источниками доходов Государственного бюджета являются четыре налога – налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизный сбор, подоходный налог.

Расходы Государственного бюджета :

1) государственные услуги – содержание центральных органов власти, общественная безопасность, судопроизводство и национальная оборона, социальные и культурные нужды, наука и образование, здравоохранение;

2) финансирование национального хозяйства (субсидии, дотации);


3) финансирование местных бюджетов (субвенции);

4) выплаты государственного долга.

Состав расходов определяется функциями государства и потребностями общества на каждом этапе его развития. Согласно Бюджетного Кодекса Украины они делятся на текущие расходы и расходы развития (инвестиционные).

Структура бюджетной системы, объединяющей все бюджеты страны на единых принципах, зависит от государственного устройства (унитарность или федеративность). Сумма всех бюджетов страны (местных – областных и городских – и государственного) составляет сводный бюджет .

Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами различного уровня определяются Законом Украины «О бюджетной системы Украины». Распределение средств между бюджетами разных уровней осуществляется каждый год по-новому в ходе утверждения государственного бюджета.

Разность между доходной и расходной частью бюджета – бюджетное сальдо . Если оно положительно, это означает излишек (профицит) бюджета , если отрицательное – то дефицит бюджета .

Увеличение государственных расходов при снижении налогов, хотя и препятствует падению производства, увеличивает дефицитность государственного бюджета и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждом данном году. Основные причины его возникновения: спад общественного производства и рост его издержек, инфляционное денежное предложение, увеличение финансирования социальных программ, рост затрат на содержание военно-промышленного комплекса, растущие масштабы теневой экономики, т.е. в общем смысле – снижение налоговой базы и рост государственных расходов. Активный дефицит возникает при стимулирующей фискальной политике, пассивный дефицит – при сокращении государственных доходов в результате падения экономической активности.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным для экономики и динамики жизненного уровня населения: экономически развитые страны имеют дефицитный бюджет (10-30%). Все зависит от причин его возникновения и направления расходования бюджетных средств (если они используются на развитие экономики, то в будущем это обернется ростом производства; если же они используются неэффективно, то это приведет к нарастанию инфляционных процессов).

Существует две концепции сбалансирования государственного бюджета.Циклически сбалансированный бюджет характеризуется равенством объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах делового цикла. Он может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии (спада). При этом избытки бюджета в фазе подъема покрывают прирост государственного долга во время спада. Чтобы противостоять спаду экономики, необходимо понижать налоги и повышать государственные расходы – это приводит к дефициту бюджета. В результате следующего инфляционного подъема экономики повышают налоги и снижают государственные расходы.

Если бы правительство при проведении экономической политики стремилось иметь ежегодно сбалансированный бюджет – равенство объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах года – то это только усиливало бы конъюнктурные колебания, снижая эффективность фискальной политики (мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, см. формулу (8.3)). Во время кризиса и депрессии из-за снижения объемов производства поступления в бюджет сокращаются. Соответственное снижение в это время государственных расходов задержит выход экономики из кризиса. С другой стороны, полное расходование повышенных доходов бюджета в фазе подъема также может негативно влиять на состояние экономики («перегрев» экономики).

Так как спады и подъемы в национальном хозяйстве неодинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде, циклически сбалансированный бюджет несовместим с фискальной политикой. Поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий этой политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема, содействует сбалансированности бюджета.

При анализе взаимозависимости между фискальной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита – структурный и циклический дефициты. Их рассматривают во взаимосвязи с так называемым «бюджетом полной занятости».

Бюджет полной занятости – соотношение государственных доходов и расходов, которое сложилось бы при условии, если бы экономика в течение года развивалась при полной занятости.

С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной политики на состояние государственного бюджета и тем самым оценить качество фискальной политики.

Структурный дефицит – разность между текущими государственными расходами и теми доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Т.е. если экономика достигла уровня производства при полной занятости, а налоговые поступления меньше, чем государственные расходы, то образовавшийся дефицит носит структурный характер.

Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Он вызывается спадом деловой активности и связанным с ним сокращением налоговых поступлений. Т.е. фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита. В целом циклический дефицит – это результат фискального бездействия правительства.

Можно утверждать, что структурный дефицит – это следствие дискреционной фискальной политики бюджетной экспансии , а циклический – это результат действия встроенных стабилизаторов .

Однако по величине дефицита бюджета невозможно судить, насколько активно правительство проводит фискальную политику.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и фискальной политики можно обобщить двумя тезисами:

1. Во время экономического спада бόльшим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

В трехсекторной экономике совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:

Y = C + S + T

В условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G

C + S + T = C + I + G

S = I + (G – T) = I + Дефицит государственного бюджета

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, – из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора.

2. Во время экономического подъема фискальная политика будет тем эффективней, чем бόльшим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

В период экономического подъемафискальная политика сводится к росту доходов и снижению расходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек, который в дальнейшем можно использовать.

Стимулирующее действие бюджетного дефицита на экономику будет зависеть от методов его финансирования. Аналогично, при данной величине бюджетного излишка его влияние на экономику зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Использование профицита бюджета происходит по двум направлениям:

1) использование для погашения долгов . Выкупая свои долговые обязательства (ценные бумаги), правительство передает излишние поступления назад на денежный рынок, что вызывает падение ставки процента и стимулирует тем самым инвестиции и потребление. Но это может вызвать увеличение инфляции;

2) изъятие из обращения , приостановив дальнейшее использование этих сумм. Если излишние поступления не возвращаются в экономику, они не создают инфляционного влияния.

Следовательно, государственные сбережения (бюджетный профицит) могут быть использованы либо на покрытие государственного долга (∆N), либо для сокращения денежной массы (∆M):

Данное выражение называют тождеством госбюджета . Следовательно, если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

, (8.6)

При наличии бюджетного дефицита в связи с его негативным влиянием на макроэкономическую ситуацию государство обя­зано избрать наиболее оптимальные источники егопо­крытия (способы финансирования). В мире использу­ются два метода покрытия дефицита бюджета не­эмиссионный (долговой) и эмиссионный .

Наиболее эффективен неэмиссионный (долговой) метод , с по­мощью которого можно избавиться от дефицита без до­полнительного выпуска денег в обращение, стимулирующего инфляцию. Он состоит в привлечении внешних и внут­ренних источников финансирования.

Внешними источниками могут быть кредиты между­народных финансовых объединений и иностранных госу­дарств, а также безвозмездная и безвозвратная финансо­вая помощь для осуществления целевых программ меж­дународного значения.

Внутренними источниками являются кредиты Цент­рального банка (в Украине – Национального банка), внутренние займы правительства (продажа государственных ценных бумаг – облигаций государственного займа) и прочие доходы.

Важно также отметить, что привлечение внутренних источников является фактором увеличения процентной ставки в экономике и создает эффект вытеснения частных инвестиций, описанный выше (сокращается экономическая активность частного сектора).

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита состоит в использовании денежно-кредитной эмиссии. Это не сокращает экономическую активность частного сектора, но такой метод является нецелесообразным, поскольку он отрицательно сказывается на экономическом и социаль­ном положении страны, вызывая инфляцию.

Выбор способа покрытия дефицита связан с конкретной макроэкономической ситуацией и его последствиями. Наименее проблемным в этой связи считается погашение бюджетного дефицита путем выпуска ценных бумаг.

Наличие внешних и внутренних кредитных источни­ков предопределяет возникновение, соответственно, внеш­него и внутреннего долга государства. Со стороны государства должен осуществляться контроль и управление государственным долгом.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных избытков за все прошедшие годы.

Основной формой внутреннего долга являются государственные займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг в двух видах – облигаций и казначейских обязательств (в Украине – это облигации внутреннего государственного займа ОВГЗ; облигации внутреннего государственного сберегательного займа ОВГСЗ, эмитентом которых выступает Сберегательный банк Украины, казначейские векселя и др.). К внутрен­нему государственному долгу относится и задолжен­ность государства по содержанию социальной сферы (за­долженность по выплатам заработной платы, пенсий, суб­сидий, дотаций, стипендий и т.п.).

Вся сумма задолженности кредиторам за пределами страны становится ее внешним долгом . Он образуется из-за следующих обстоятельств:

§ размещение долговых ценных бумаг на международ­ных финансовых рынках (например, Украина размещает государственные облигации на финансовом рынке Германии);

§ получение займов у специализированных финансово-кредитных институтов (Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Мировой банк реконструкции и развития и др.);

§ получение займов у других государств .

При значительной величине государственного долга затраты по его обслуживанию (выплата процентов и основной суммы) могут стать главной или даже единственной причиной дефицита бюджета, но по абсолютной величине долга нельзя определить, велика или мала государственная задолженность. Поэтому динамику государственного долга изучают по доле государственного долга в национальном доходе.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать займы, поэтому правительства прибегают к новым займам (рефинансирование государственного долга ). Государство при этом выступает гарантом их возврата. Однако процесс рефинансирования нельзя считать бесконечным, так как превышение государственного долга над ВВП (ВНП) более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

Дефицит бюджета и го­сударственный долг имеют взаимное влияние и требуют от государства активной финансовой политики. Государство, управляя бюджетом и государственным долгом, имеет возможность влиять на экономическую ситуацию в стране через изменение налоговых ставок, выпуск и размещение государственных долговых обязательств, финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, бюджет является важнейшим инструментом государственного управления.

В будущем роль бюджета в социальных процессах бу­дет возрастать. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой основой для осуществления соци­альных преобразований, перехода на новый, более высокий уро­вень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать соци­альные следствия расслоения граждан по их материаль­ному достатку, которые вызваны переходом к рыноч­ным условиям хозяйствования.

Темы рефератов :

1. Теория экономики предложения – альтернатива кейнсианству

2. Налоги: сущность, виды и роль в регулировании экономики

3. Фискальная политика в современной Украине

4. Преодоление бюджетного дефицита и антиинфляционная политика

5. Современная бюджетная политика Украины

Контрольные тесты:

1. Препятствующая рецессии фискальная политика предполагает:

а) сокращение налоговых поступлений и государственных расходов;

б) увеличение налоговых поступлений и государственных расходов;

в) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

2. Теория экономики предложения утверждает, что стимулирующая фискальная политика предполагает:

а) рост уровня налогообложения; б) снижение уровня налогообложения;

в) достижение бюджетного излишка; г) увеличение государственных расходов.

3. Существует различие в эффекте мультипликатора при увеличении государственных расходов и снижении налогов на одинаковую сумму, вызванное тем, что:

а) снижение налогов оказывает более значительное влияние на бюджет, чем повышение гос. расходов;

б) сокращение налогов не окажет прямого влияния на величину потребительских расходов, так как произойдет некоторое увеличение сбережений;

в) изменение налогов непосредственно влияет на величину потребительских расходов и доходов, а изменение гос. расходов оказывает косвенное воздействие;

г) гос. расходы, повышая доходы в экономике, способствуют росту потребительских расходов.

4. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что:

а) одинаковое увеличение гос. расходов и налогов увеличивает доход на величину их прироста;

б) одинаковое увеличение гос. расходов и снижение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

в) одинаковое снижение гос. расходов и увеличение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

г) разнонаправленные одинаковые изменения гос. расходов и налогов не приводят к изменению дохода.

5. Манипуляции правительства с государственными расходами и налогами для достижения желаемого уровня дохода и производства относятся к политике:

а) экономики предложения; б) сбалансирования государственного бюджета;

в) встроенных стабилизаторов; г) стимулирования совокупного спроса.

6. Влияние встроенных автоматических стабилизаторов проявляется в том, что:

а) они ослабляют эффект дискреционной политики;

б) они усиливают эффект дискреционной политики;

в) они полностью исключают цикличность экономического развития;

г) они сглаживают цикличность экономического развития.

7. Концепция сбалансированного бюджета предполагает:

а) бездефицитность бюджета за год; б) отсутствие пассивного дефицита бюджета;

в) наличие бюджетного профицита; г) бездефицитность в пределах экономического цикла.

8. Государственный долг – это сумма всех предшествующих:

а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

в) бюджетных дефицитов; г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов.

9. Эффект вытеснения, связанный с финансированием государственного долга:

а) приводит к сокращению производственных возможностей; б) ведет к снижению долга;

в) ведет к увеличению ставки процента; г) сокращает частные инвестиционные расходы.

10. Циклический дефицит бюджета – это следствие:

а) роста гос. расходов и снижения налогов в период спада;

б) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период спада;

в) роста гос. расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;

г) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период инфляционного подъема.



Похожие статьи