Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора. Нерыночные агенты

Понятие и виды экономических агентов

Определение 1

Экономические агенты – это субъекты экономики, которые объединены по каким-либо присущим им особенностям. В процессе ведения своей деятельности они вступают в различные взаимоотношения с целью достижения своих целей, решения задач и выполняют определенные функции.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация экономических агентов.

Функции домохозяйств

    Являются собственниками ресурсов.

    Имеющиеся в распоряжении ресурсы данные агенты используют с целью извлечения дохода:

    • заработной платы;
    • платы за использование земельных ресурсов;
    • накопление финансовых активов в специальных учреждениях;
    • доходы от вложения в деятельность юридических лиц и доход от ведения предпринимательской деятельности.

    Каждая полученная домохозяйством сумма дохода подлежит обложению обязательными платежами. Они перечисляются в пользу государства и направляются на функционирование государственного аппарата и поддержание в равновесии системы в целом.

    Выступают в качестве основного потребителя производимых экономической системой товаров и услуг.

    Большую часть полученных доходов домохозяйства расходуют на текущее потребление, а остальное для инвестирования или сбережения. На расходы домохозяйств, главным образом, влияют два фактора:

    • Разнообразные потребности, которые необходимы для поддержания жизни и здоровья человека;
    • Полученная сумма дохода.
    • Есть и другие факторы, но данные являются основными, или базисными.

    Являются источником кредитных ресурсов.

    Оставшуюся после текущего расходования сумму доходов домохозяйства склонны сберегать. Чаще всего, для хранения своих сбережений данные агенты стремятся использовать специальные учреждения. Это связано, прежде всего, с обеспечением сохранности финансовых ресурсов домохозяйства, а также с начислением дохода кредитной организацией за пользование денежным капиталом. Также значимым мотивом сотрудничества с банками является желание собственника денежных средств избежать их обесценения по причине инфляции.

Функции фирм

    Является основным производителем товаров и услуг.

    Данный агент осуществляет экономическую деятельность преимущественно в коммерческих целях. То есть большая часть результатов их деятельность предназначена для продажи на сторону. В процессе ведения деятельности рассматриваемые агенты потребляют разнообразные ресурсы, а произведенные товары продают с целью получения дохода. Разница между денежным выражением всех доходов и расходов именуется прибылью. Максимизация данного показателя является главной задачей данного агента.

    Потребителями продукта данного агента являются два остальных, а также другие фирмы.

    По профилю деятельности их можно выделить:

    • Финансовые – целью которых является получения доходов от проведения сделок с финансовыми ресурсами;
    • Производственные – деятельность направлена на производство и продажу различных товаров и услуг;
    • Коммерческие – выполняют посредническую функцию, которая заключается в доставке товара от производителя конечному его потребителю.
  1. Является основным потребителем ресурсов.

    Процесс производства товаров и услуг требует использования всех видов ресурсов. Фирмы привлекают в свою деятельность ресурсы, приобретая их за плату у домохозяйств и других фирм.

    Инвестиционная.

    Данный агент наиболее активно влияет на развитие экономической системы путем вложения финансовых ресурсов в производственную деятельность.

Функции государства

  1. Перераспределение богатства путем налогового механизма, реализации социальных программ и поддержки населения, сглаживание «неровностей» экономики;
  2. Производство специфических услуг и товаров;
  3. Регулирование экономических процессов с помощью законодательного, кредитно-денежного и некоторых других механизмов.

Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.

В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).

Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.

Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община.

Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство).

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Возможен вариант участия человека в составе всех трех агентов. Например, работа по найму государственным служащим (государство), владение ценными бумагами какого-либо предприятия (фирма) и расход дохода на цели личного потребления (домохозяйство).

В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент - иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.

Экономические блага и их классификация

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага.

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека.

Множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.).

Первую группу называют экономическими благами . К ним относятся продукты, созданные трудом человека. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью.

Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.).

Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов.

Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Вторую группу благ, созданных природой, называют свободными . Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом , а процесс их пополнения в течение определенного периодапотоком .

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.



Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории:

1. Коммуникационные – это услуги транспорта, связи способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации.

2. Распределительные – это торговля, сбыт, складское хозяйство связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции.

3. Деловые – это финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений.

4. Общественные – это услуги органов государственной власти обеспечивают стабильность в обществе.

5. Социальные – это услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные продукты и услуги, и производственные, или косвенные (промежуточные) блага.

Первые служат непосредственно удовлетворению потребностей людей (продукты питания, одежда). Вторые используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно (станки, сырье, материалы, оборудование и т.д.). Подобное различие имеет значение с точки зрения экономической стабильности, так как производство продуктов разового пользования связано с равномерным спросом, а производство продукции длительного пользования менее стабильно, и потребность в ней изменчива. Рост потребительских услуг и расходов на покупку непродовольственных товаров в развитых странах характеризует не только экономический, но и социальный прогресс общества.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частные экономические блага предоставляются потребителям с учетом их индивидуального спроса. Такое благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (продукты питания, одежда, дом, машина и т.д.). Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться. Общественные (коллективные) блага производятся для совместного потребления. Это услуги государственной администрации, организаций здравоохранения, просвещения, дороги, мосты, общественный транспорт и проч.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага , или субституты, удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага , или комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (стол и стул).

При этом все блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (дохода) потребителей, а низшие блага обладают противоположной закономерностью, т.е. при росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (классический пример – картофель и хлеб).

1.3. Экономические ресурсы. Информация – как новый вид
ресурса

Экономические блага отличаются ресурсоемкостью, т.е. на их производство затрачиваются определенные ресурсы.

Ресурсы делятся на несколько видов.

1. Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические факторы и др. Данный вид ресурса часто называют просто «земля», подразумевая при этом предоставленные природой блага. В нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, России принадлежит первое место по естественному газу, второе – по бурому углю, картофелю, молоку, третье место она занимает по нефти, четвертое – по электроэнергии, чугуну, железной руде, вывозке деловой древесины.

2. Трудовые ресурсы (труд) – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства. В России на 1 января 2004 г. численность населения составила 144 200 тыс. человек, в том числе экономически активное население – 72 590 тыс. человек.

3. Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денег и средств производства.

4. Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей. Функции предпринимателя заключаются в следующем:

· проявление инициативы по соединению различных ресурсов в процессе производства материальных благ или услуг;

· принятие решений по управлению фирмой;

· внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или радикального изменения производственного процесса;

· несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми указанными функциями.

Предпринимательство как ресурс наиболее эффективно реализуется в условиях либеральной экономики, где нет чрезмерных бюрократических ограничений, и функционирует устойчивая законодательная база. Эффект от предпринимательства зависит от уровня образования, квалификации, способностей тех людей, которые берут на себя инициативу по созданию и управлению производством.

Многие экономисты считают, что в настоящее время новым важным фактором производства (ресурсом) стала информация.

Информация – это процесс сбора, обработки и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса.

Сейчас ни одна из сторон жизни человека не может обойтись без этого знания. Многие страны тратят значительные средства на развитие научно-технического прогресса (НТП) и расширение информационных систем.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Вследствие редкости производственных ресурсов объем производства экономических благ также ограничен. Поэтому необходимо добиваться эффективного использования редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо блага. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности, а меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Ресурсы находятся в определенном соотношении, они взаимосвязаны, взаимодополняют и замещают друг друга. Например, если фирма приобретает новое сложное оборудование, то она должна подготовить персонал к использованию этой техники. Взаимозаменяемость ресурсов (альтернативность использования) связана с тем, что увеличение объема производства может быть обеспечено различными сочетаниями ресурсов, увеличением либо количества труда, либо капитала, либо земли. Взаимозаменяемость ресурсов не может быть полной. Например, трудовые ресурсы не могут целиком заменить капитал и природные факторы.

Экономически ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве, однако степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, а наиболее подвижны трудовые ресурсы, которые мигрируют не только на территории определенного государства, но и за его пределами. Мобильны также предпринимательство, капитал и информация. Предприниматель как раз отыскивает наиболее рациональную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.

Основными участниками экономического процесса являются производители и потребители благ, которые получили название экономических агентов и субъектов экономики . Пионером в их классификации был Леон Вальрас (1834-1910) – основатель Лозанской экономико-математической школы.

Субъектом и объектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими собственные интересы. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ.

Экономические субъекты могут быть простыми и комплексными.

Простые экономические агенты (микросубъекты) представляют собой элементарные единицы в сфере потребления – индивиды, домашние хозяйства, в сфере производства – предприятия, фирмы.

Комплексные экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на основе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на общности интересов.

Среди основных участников экономического процесса выделяют домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Домашние хозяйства –экономические единицы, связанные преимущественно с потреблением. К ним относятся не только семьи, но и отдельные индивиды. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы, продавая которые домашние хозяйства получают доходы, используемые на потребление и сбережения. Их цель – потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения же населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уро­вень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

Бизнес (фирмы, предприятия) – также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства явля­ется не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке и максимизация прибыли.

Предприятия (фирмы) различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности выделяют частные, государствен­ные, коллективные и другие предприятия (фирмы).

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: произво­дящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги.

По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные.

По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоем­кие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные коопе­ративы;

· государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия;

· индивидуальные предприятия;

· некоммерческие организации.

Некоммерческие организации – это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

К ним относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Очевидно, большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах. Поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, действующий совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП), доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2013


Введение 3

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4

Глава 2. Рыночные агенты 11

Глава 3. Нерыночные агенты 16

Практикум 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.

Основные задачи работы:

Рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;

Выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов.

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы . Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики , в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным .

Основные участники экономических процессов представлены в таблице:

Экономические агенты (субъекты)

Домашние

хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

- коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов -

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице:

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы , т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

  • Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
  • Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
  • Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами . Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье .

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю ) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей .

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

  • Совместное проживание и обустройство быта;
  • Совместное ведение хозяйства;
  • Обладание определёнными ресурсами;
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).
  • Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

Территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

Демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

Уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

Имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

Социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

Трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли , что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

  • частные;
  • государственные (создаются за счет государственного бюджета);
  • муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);
  • иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги . По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные . По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия .

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства . Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство . В западной экономической литературе термину «государство » предпочитают термин «правительство », ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения» .

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

  • производитель общественных благ;
  • покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;
  • регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ:4.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ:1,3.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

  • Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова,Е. В. Иванова и др.; под ред.Г. А.Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  • В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. - 432 с., 2008.
  • Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.
  • Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 352с.
  • Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 974 с.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Рыночные агенты удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и благ, приобретаемых на рынке. Основная цель - получение прибыли.

Нерыночные агенты не преследуют цели получения прибыли. Это некоммерческие организации, домашние хозяйства, государство.

Основная цель домашних хозяйств - максимальное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель государства - максимальное удовлетворение общественных потребностей и достижение общественного благосостояния.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а некоммерческие организации - к нерыночным.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:
— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";
— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

1. «Регулирующий субъект».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи».

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Рыночные продукты (блага) - блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) - блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3 «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации.

Взаимодействие между экономическими агентами можно представить как кругооборот экономических благ.

Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы – рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли. Основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы.

Рис.2. Взаимодействие между экономическими агентами

Кругооборот экономических благ рассматривает движение общественного продукта в натуральном и денежном выражении, взаимосвязи между экономическими субъектами и рынками. На диаграмме показана простейшая модель кругооборота, которая описывает поток продуктов, которыми обмениваются домашние хозяйства и фирмы, где денежные отношения ограничены. В товарно-денежной экономике движение общественного продукта в натуральной форме сопровождается денежным потоком. Реальный и денежный потоки осуществляются одновременно (рис. 2).



Похожие статьи