Социально-экономические и политические процессы: свойства и классификация. Изучение социально-экономических и политических процессов


политические, военно-стратегические, природно-ресурсиые, экологические и другие дисциплины. Геополитика - наука об отношении земли и политических процессов, зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве, об их структуре. Геополитика имеет цель обеспечить надлежащим средством политическое действие и
  • 12.4. Перестройка и крах социалистической экономики
    политических преобразований. В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые было заявлено о реформе политической системы. В ней, как выяснилось, были сокрыты многие корни лмеханизма торможения преобразований. Однако противоестественная попытка соединить лсоциалистические ценности, включая однопартийное, с некоторыми элементами либеральной доктрины (правовым государством, парламентаризмом
  • Алехин Э.В.. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, 2008
    политический процесс и лэкономический процесс. политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. политических и экономических явлений и исходя из этого
  • 1. Понятие экономических и политических процессов.
    политический процесс и лэкономический процесс. Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого
  • 4.Типология экономических и политических процессов
    политических и экономических процессов: классификация подразделяет процессы на внутренние и международные. Они различаются между собой не только пространственными характеристиками, но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования институтов и закономерностями, которые им присущи. - подразделяет процессы на базовые и периферийные. В качестве такого критерия выступает
  • Вопросы для самоконтроля и дискуссии
    политическому и экономическому процессу. Какой термин применяется для интерпретации понятия процесса. Какими особенностями обладают экономические и политические процессы. Что выступает в качестве источников политических и экономических изменений? Выскажите вашу точку зрения по поводу влияния конфликта на экономические и политические процессы. Какие существуют типы политических и
  • Тестовые задания
    политические процессы: понятия несопоставимые; совокупность всех динамических изменений в поведении, отношениях субъектов в исполнении ими своих функций. 1. Возможно ли отделение экономической сферы от политической? да, так как каждая из них самостоятельна нет Особенностями политических и экономических процессов является: цикличность; данные процессы всегда порождает конфликт;
  • ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
    политические процессы: понятия несопоставимые; совокупность всех динамических изменений в поведении, отношениях субъектов в исполнении ими своих функций. 2. Возможно ли отделение экономической сферы от политической? да, так как каждая из них самостоятельна нет З.Особенностями политических и экономических процессов являются: цикличность; данные процессы всегда порождает конфликт;
  • ВСТУПЛЕНИЕ
    политических особенностей исторического факта, его практических последствий необходимы. Но, с точки зрения самой истории, именно с таким откликом на идею и следует считаться. Если окажется, что идея - это призыв, если его эхо разносится широко и мгновенно, а отклик, который будет услышан, несег в себе чтото близкое каждому и оригинальное, если с его помощью можно обнаружить происходящие
  • 1.1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
    политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесцене ние вкладов так и в социальном плане. Естественно, мно гие из них были против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно
  • При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов.

    Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

    Первый подход - программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

    Второй подход - «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

    Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

    6. Классификация социально – экономических и политических процессов

    Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

    Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер.

    Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно. Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

    Социальные процессы складываются из действий людей, поэтому управлять социальными процессами значит управлять действиями социальных групп и личностей, направлять их активность в определенное русло, организовывать их деятельность в заданном направлении.

    Важными этапами проведения социально-экономических и политических процессов являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий, другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. Сравнительный анализ может играть существенную роль в про­гнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования - прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах. Другой способ прогнозирования на основе сравнительного анализа - экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее на основе ряда гипотез.

    В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

    В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

    На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления.

    В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: ?

    разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; ?

    мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; ?

    разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; ?

    разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

    Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным.

    Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

    Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними.

    Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос - не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, - принципа, управляющего расположением составных частей»На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени.

    Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Один из наиболее ярких представителей социологического позитивизма Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения. Так, отделяя собственные представления от взглядов О. Конта, Спенсер-писал, что «есть один метод философствования... Все понятия о причинах, действующих в различных явлениях, имеют степень общности, соответствующую широте обобщений, определенной опытом»2.

    Еще по теме 1.3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований:

    1. Глава 3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов
    2. Глава 1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
    3. Классификация социально-экономических и политических процессов
    4. 1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
    5. Рой О. М.. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 364 с: ил. - (Рерия «Учебник для вузов»)., 2004

    Социально-экономические процессы? это изменения в обществе, которые отражаются на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, а также условиях безопасности. Функционирование данных процессов определяет комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства дополняются политическими свойствами процессов. Великий западный социолог Людвиг Гумплович (1838-1909), который считал, что существует два фундаментальных, противоположных друг другу средства, с помощью которых человек может достичь удовлетворения своих потребностей. Первое это труд, а второе - грабеж (эксплуатация труда других). Первое средство - экономическое, второе - политическое. Несмотря на тот факт, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а конкретно - государства, то внутренняя связь, существующая между сопровождающими формирование этих структур процессами, не вызывает сомнений.

    Одной из особенностей социально-экономических процессов является именно их тесная привязка к деятельности предприятий или так называемых хозяйствующих субъектов, крупных национально-государственных систем, регионов. Именно эта «привязка» определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в контексте этих объектов изменений. За основу социально-экономических процессов взят цикл «инновации-инвестиции», который предопределяет логику развертывания этапов экономической конъюнктуры на каждом рассматриваемом уровне. Модель Николая Дмитриевича Кондратьева, которая лежит в основе этого цикла предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов, а именно - роста и упадка. Достигнув максимума, роста производства начинает снижаться. Одновременно снижается и объем инвестиций, что, в следствие неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение активности инновационной отрасли, вызывает уменьшение эффективности производства, а также провоцирует масштабный передел ресурсов. Данный передел ресурсов приводит к резкому скачку цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что в свою очередь вызывает стагнацию, создающую благоприятные условия для инновационного прорыва.

    Политические процессы нуждаются во внедрении в общественную жизнь мероприятий, которые составляют так называемую программную установку, какой например, является политическая партия или-общественное движение. На протяжении своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют колебания мнения общественности, а также его поведенческие и моральные стереотипы.

    Основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а политических? оппозиция «вызов-реакция».

    Оппозиция «вызов-реакция» содержит целый комплекс проблем, непрерывно возникающих в обществе, которые последовательно разрешаются методом проведения различных политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, и даже вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации несут большой общественный характер. Эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, которые ориентированы на разработку и реализацию мер, которые в свою очередь ведут к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

    Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью линии поведения, позволяющей на основе имеющихся правил и норм разработать особые правила взаимодействия различных социальных групп для обеспечения равенства, а также социальной справедливости между всеми активными участниками этого процесса. Если власть не способна осуществлять данную деятельность, то это может привести к ее трансформации или к полной её замене.

    Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

    Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Микроуровень в исследовании таких процессов, обусловливается числом вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп. А приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами значит переход на макроуровень.

    Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

    Интенсивность процесса определяется осознанным значением его результатов для участников, которые в него вовлечены. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, или любую другую огласку в обществе.

    Сам процесс, складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, а также политической ориентации и места в системе общественного разделения труда.

    Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

    Участники, субъект процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества, составляют основные элементы социально-экономического процесса. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, интересы которых затрагивают изменения, происходящие в обществе. По числу участников процесса можно судить о характере самого процесса, масштабах и уровне охвата. Субъектом, т.е. инициатором процесса выступает один из его участников, который располагает значительными ресурсами, которые в свою очередь позволяют длительное время поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Инициатор процесса может оказывать сильное влияние на ход таких изменений методом воспроизведения благоприятных условий, которые направленны на достижение ожидаемого результата. Влияние, которое оказывает инициатор на процесс, может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения наперекор воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль самого инициатора такого процесса может быть значительно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса может устанавливать свои правила игры для всех его участников, и тем самым задавая желаемую направленность процессу.

    Научное сообщество (сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов), является важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов. При помощи данных стандартов, а также норм, инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель может определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

    Наблюдатель, являясь формальным или неформальным членом научного сообщества, является и источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процесс приобретает в акте его познания, восприятия, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится познать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает определённую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий.

    Наблюдатель является в основном пассивным участником процесса, именно наблюдатель составляет представление о характере процесса, которое придаёт ему определенный смысл и значение.

    Совершенно любой процесс можно измерить. Характер измерения процессов не зависит от типа, положения наблюдателя, а так же от способа его структуризации. Главными структурными единицами, которые определяют интенсивность и направление происходящих процессов, являются социальные системы.

    Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход трактуется: сторонники считают тождественными понятия - политические и экономические сферы. Таким же образом и политический и экономический процесс в целом. Следующий подход предполагает расстановку акцента на внимание на постоянную изменчивость разнообразных черт и характеристик политических и экономических явлений. Сторонники данного подхода дают такое определение политическому и экономическому процессу:

    Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов.

    В качестве источников политических и экономических изменений учёные выделяют такие причины:

    • 1. Основные причины политических изменений заключаются в экономике, и экономические процессы напрямую влияют на характер и темпы прогресса политической системы.
    • 2. Циркуляция элит.
    • 3. Деятельность харизматических лидеров.

    В последнее время на первый план выходит концепция, рассматривающая в качестве основного источника политических и экономических изменений - конфликт (вариант взаимодействия политических и экономических субъектов между собой для достижения ими определенных значимых целей посредством воздействия на объект взаимодействия, который в свою очередь тоже стремится достичь тех же целей). В результате происходят существенные изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, а, следовательно, придается динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Таким образом, конфликт рассматривается не в качестве «деструктивной силы», а в качестве существенного элемента, вызывающего динамику политических и экономических систем.

    Типы и типология экономических и политических изменений

    Выделяют следующие типы политических и экономических изменений:

    • 1. Функционирование - в рамках данного типа, институты и структуры изменяются таким образом, что основные их параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей.
    • 2. Развитие - в этом типе, возникает изменение базовых параметров политических и экономических институтов и систем. Считается, что такие изменения должны приводить к положительным последствиям для их систем. Например: рост уровня благосостояния населения, экономический рост, экономические и политические процессы, развитие многопартийности и т.п.
    • 3. Упадок - при таком типе, трансформации подвергаются основные параметры системы, но с негативными последствиями - экономический кризис, распад политического режима.

    1.Особенности политических процессов

    1.1. Понятие политического процесса

    Взаимодействие субъектов политики по поводу государственной власти предполагает процессуальный подход, который позволяет исследовать причины возникновения тех или иных политических проблем, процесс выработки и принятия политических решений, создание новых структур управления, т.е. речь идет о политической практике, конкретном управлении, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Все это составляет суть политического процесса, который отражает политическую реальность и является результатом борьбы интересов различных политических сил, социальных групп и граждан, их влияния на властные структуры. Результатом взаимодействия различных субъектов является создание устойчивых связей и взаимоотношений, возникновение новых правил и норм, создание или воспроизводство политических институтов.

    Наи­более существенные отличия процессуального от других трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную из­менчивость различных черт и характеристик политических явлений. В данном контексте речь идет о динамической характеристике политики, связанной с изменениями в поведении и отношениях субъектов по поводу властных интересов, которая разворачивается во времени и в пространстве.

    Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.

    В политической науке, как правило, рассматривают процессы на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с воспроизводством политической системы, осуществляющейся под влиянием действующих на нее факторов. На микроуровне под политическим процессом понимается совокупность субпроцессов, как некая равнодействующая акций (действий) различных социальных и политических субъектов. Политический процесс выступает как результат воздействия групп интересов на органы власти, что приводит к принятию решений, влияющих на состояние общества.

    Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Так, А.Дегтярев рассматривает политический процесс как «социальный макропроцесс, во-первых, характеризующий временную последовательность целостных состояний общения людей по поводу власти в пространстве ее легитимного поддержания; во-вторых, выражающий равнодействующий результат индивидуальных и групповых микроакций, то есть совокупной политической активности данного сообщества; в-третьих, включающий способы взаимодействия государства и общества, институтов и групп, политической системы и социальной среды, правительства и гражданина; и в-четвертых, одновременно воспроизводящий и изменяющий структурно-функциональную и институциональную матрицу (иерархию правил и форм) политического порядка (системы)».

    1.2. Содержание и структура политического процесса

    Содержание политического процесса в современной России составляет укрепление и повышение эффективности государственной власти, реформирование государственного аппарата, укрепление рыночных отношений, утверждение гласности в действиях государственных органов, партий, общественных организаций, развитие политического плюрализма и конструктивной оппозиции власти.

    На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т.д.).

    Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Отечественный политолог В.Никонов, определяя направленность политического процесса в современной России, полагает, что для придания ему демократической направленности необходимо соблюдение двух принципов.

    Первый из них гласит: «…политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному», из чего политические лидеры не должны определять правила, по которым они будут играть.

    Второй принцип заключается в том, что «существующая реальность, конфликты, которая порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы, не должны находить своего немедленного разрешения в тот момент, когда создается новое демократическое государство. Потому что стремление примирить интересы всех участников политической игры на стадии создания новой конституции грозит будущими конфликтами, природу которых невозможно предсказать полностью».

    Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между факторами, а также их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы

    Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие отношения между участниками, называют параметрами политического процесса . Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса. Внешние факторы - это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.). Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

    Основными субъектами или ф акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане. Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных факторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который в свою очередь состоит из микропроцессов или субпроцессов. Например, деятельность политического института заключается не только в его способности принимать эффективные решения, но и во взаимодействии различных групп давления, продвигающих свои интересы через данный институт, в реализации карьерных планов различных граждан в рамках данного института и т. д. Поэтому при анализе учитываются как макро-результаты, так и формирующие их микропроцессы.

    Деятельность политических факторов характеризуется следующими показателями: потенциалом, видом действий, способами взаимодействий.

    Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема его ресурсов.

    Вид действий зависит от средств, форм и методов политической борьбы: парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные и неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.

    Способы взаимодействий определяются типами отношений между факторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз, консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

    Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статуса в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

    К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

    В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

    Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

    Взаимодействия между правящей группой, осуществляющей функции управления, и другими группами общества, влияющими на властвующую элиту, сотрудничающими либо конкурирующими друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

    1.3. Классификация политических процессов

    Как и любое сложное явление, политические процессы могут быть сгруппированы по различным основаниям. Отношение к социуму делит их на внутриполитические и внешнеполитические (международные).

    Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и т. д.), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает практически все сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными (легитимными, в рамках действующего нормативного пространства), так и насильственными (нелегитимными) методами.

    Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене. На результативность внешнеполитического процесса существенное влияние оказывают ряд ограничений, обусловленных необходимостью сосуществования в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

    В зависимости от того, насколько важны для социума предметные сферы, управление которыми составляет содержание политических процессов, они делятся на базовые и периферийные . Первые из них происходят соответственно в базовых сферах и направлены на изменения и модификацию важнейших, системных основ общества: формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учета интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и т. д. Предметная сфера периферийных политических процессов не столь масштабна. Это процедуры формирования политических партий, общественных движений и организаций, развитие местного самоуправления, других механизмов и отношений, не вносящих принципиальных изменений в установленные формы и процедуры реализации государственной власти.

    Степень проявления в информационном и правовом пространствах социума форм политических процессов делит их на явные и неявные . Характерным для первых из них является то, что содержание, формы и механизмы их реализации и, в частности, взаимодействие органов власти и населения оказываются доступными для информирования и контроля со стороны общественности. Неявные (скрытые, теневые) политические процессы основываются на деятельности открыто не оформленных политических институтов, центров власти, а также на нелегитимных властных притязаниях отдельных граждан.

    С точки зрения устойчивости взаимосвязей властных и социальных структур различают стабильные и нестабильные политические процессы. Первые характеризуются достаточно устойчивой направленностью осуществляемых органами власти изменений, стабильным преобладанием определенных форм отношений между властью и обществом, устойчивым воспроизведением форм политических отношений, политической мобилизации и поведения граждан, отработанных механизмов принятия политических решений. Во-вторых очень трудно или невозможно выявить преобладающие формы организации власти. Они обычно возникают в период кризисов как проявление необходимости изменения политической обстановки. Радикальной и непредсказуемой по своим результатам формой нестабильных политических процессов являются революционные потрясения . Они характеризуются тем, что изменение внутренних параметров политического процесса происходит путем резкого, как правило, деструктивного разрешения накапливаемых противоречий. В свою очередь эволюционный политический процесс характеризуется постепенными, преемственными, как правило, конструктивными изменениями политических отношений, институтов, других структур общества.

    1.4. Особенности политических процессов в России

    Политические процессы происходят в рамках всего пространства социума, поэтому они содержат не только конвенциональные (договорные, нормативные, легальные) изменения, но и те, которые обусловлены результатами деятельности субъектов, не разделяющих идеологические установки и политические цели государственной власти. К ним относятся политические партии, находящиеся на нелегальном положении, террористические организации, криминальная деятельность легальных политиков в сфере влияния на государственную власть и т. п. Отражая, таким образом, реальные изменения политической жизни, а не только происходящие в рамках планируемой деятельности легальных органов власти, политические процессы обладают ненормативным характером. Их параметры, как и масштабы, не могут быть однозначно определены и спрогнозированы. Это первая важнейшая особенность политических процессов.

    Другой особенностью политического процесса является то, что он происходит непрерывно, т. е., развиваясь во времени и в пространстве, он не может быть остановлен чьим-либо волевым решением. Даже если в стране вводится военное положение, запрещаются политические партии и политическая деятельность, под жесткий контроль берутся средства массовой информации, то уже сама необходимость обеспечения этих мер является политическим процессом, протекающим в своеобразной форме. Любое принятое «окончательное» решение становится причиной развития новой ситуации, которая приводит к необходимости принятия очередного «окончательного» решения и т. д. Например, политическая партия добивается представительства в парламенте. Этому посвящена вся ее деятельность – организационная, идеологическая, собственно политическая. Но, добившись представительства в парламенте, т. е. решив эту чрезвычайно важную задачу, эта партия сталкивается с необходимостью решать уже задачи организации своей деятельности в парламенте, законотворческих действий и т. д.

    Будучи непрерывным, политический процесс одновременно обладает определенной цикличностью , повторяемостью – ритмикой. В нем можно рассмотреть ряд последовательных, периодически повторяющихся стадий. При этом ритмика может быть стабильной, вычислимой и управляемой (например, избирательные кампании, отчетно-выборные процедуры в политических или общественных организациях и т. д.) или носить неритмичный, неровный (рваный) характер. Последний случай характерен для периодов качественной реформации общественных отношений, радикально меняющих расстановку и соотношение политических сил, революционных переворотов, международных кризисов, крупномасштабных стихийных бедствий и т. п. В зависимости от того, в какие периоды исторической жизни социума формируются политические процессы, заметно меняются как численность участвующих в них политических субъектов, так и их состав. Это предопределяет и «ритм» происходящих политических изменений. Например, в период бурных перемен в политический процесс вовлечено практически все население страны. В «спокойный» период в политическом процессе участвует так называемая «элита». Точно так же, в «спокойные» периоды влияние крайних партий весьма ограничено. Однако в период резкого ослабления власти, обострения противоречий в обществе именно крайние партии, предлагающие «быстрые и простые» решения, приобретают огромное влияние и выходят на первый план, в то время как центристские партии (особенно парламентские) утрачивают влияние и отходят на вторые роли.

    Для политических процессов характерны чрезвычайные гибкость и динамизм . В ходе их развития ведется постоянная политическая борьба между различными участниками, отражающими социальную природу и политическое поведение различных сил. В этой борьбе могут заключаться временные и постоянные союзы, происходить объединения и размежевания в зависимости от того, чьи интересы выражают в данный момент участвующие в этой борьбе политические силы. Политическая борьба ведется самыми различными методами и напоминает «бои без правил». Нередко проводятся шумные идеологические кампании по возвеличиванию одних или дискредитации других участников политического процесса. Однако вектор отношения к фигурантам может круто поменяться (иногда – на противоположный) в случае изменения «расклада» политических сил.

    Современное российское общество относится к числу переходных обществ, поэтому политический процесс достаточно противоречив. Отечественные исследователи современного политического процесса (С.Грановский, Е.Мелешкина, Р.Мухаев, В.Никонов, А.Салмин, Г.Сатаров, О.Смолин, М.Урнов и другие) отмечают сложность и неоднозначность его изучения. Так Р.Мухаев выделяет семь основных особенностей.

    Первая особенность состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях полити­ческий процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

    В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с первой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызван­ное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. Преж­няя политическая однородность разрушена, теперь ей проти­востоит государство как организованная сила. Однако, по­скольку монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, постольку растет желание правящего класса лю­бой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, соз­дать партию власти.

    Отсюда вытекает вторая особенность политического про­цесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невоз­можно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных воз­можностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

    Новые политические силы, представляющие интересы за­рождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при пере­ходе к рыночной экономике, чем, например, работники госу­дарственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой эко­номики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политиче­ских сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализа­ции своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

    Третья особенность политического процесса в России со­стоит в его неструктурированности и высокой степени совме­щения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политиче­ской жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще­ства весьма условны. Во-первых, потому, что интересы граж­данского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников во­круг политического деятеля, чем на форму связи власти с гра­жданским обществом.

    Отсутствие дифференциации и специализации политиче­ских ролей и функций у субъектов и носителей власти обу­словлено российской политической традицией, заключающей­ся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в совет­ское - у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвую­щего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.

    В современных условиях ситуация концентрации полити­ческого господства в России не преодолена, несмотря на фор­мально-юридическую декларацию принципа разделения вла­стей и функций. Только теперь большинство политических функций конституционно сконцентрировано в руках прези­дента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

    Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуни­кационной системы. Вертикально организованный политиче­ский процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы пред­ставительства. Однако подобной системы представительства интересов в России не было, поскольку отсутствует традиция такого диалога Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях совет­ского тоталитарного режима единственным легальным кана­лом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умона­строения большинства общества, целенаправленно формиро­вать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представ­лявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

    Не создана разветвленная система представительства инте­ресов и в наши дни. А наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ре­сурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Ве­роятно, поэтому доминирующей формой политического представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регио­нального, этнического характера. Реальные различия в мате­риальном, культурном, этническом, социальном, территори­альном аспектах групп и общностей приобретают латентные формы представительства.

    Пятая особенность политического процесса в России вы­ражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства как в фор­мировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию раз­личных субкультур участников политического процесса госу­дарство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности. Тем са­мым властные структуры делают поведение субъектов полити­ки предсказуемым.

    Во взаимодействии «власть - общество» политическая ини­циатива принадлежит государству, поскольку оно концентрирует власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие диф­ференциации политических ролей и функций институтов го­сударственной власти приводило к тому, что процесс принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответствен­ности» порождал традицию безответственности политиче­ской власти за последствия принимаемых решений. Кроме того, неструкгурированность политического процесса обуслов­ливала появление неконституционных органов, которым принад­лежало исключительное право на принятие стратегических решений.

    Шестой особенно­стью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противо­борство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется процессом кристаллизации интересов на основе экономических факторов - частной собственности, конкурен­ции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное неравенст­во углубляет конфликтность политических взаимодействий. Ин­теграция сторонников правящей элиты и контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической основе (симпатии или антипатии к лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно кон­тролировать политический процесс порождает желание у оп­позиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити­ческого курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и сим­волических факторов политического взаимодействия. Их пре­обладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность прини­маемых политических решений.

    Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического обще­ства обусло­вила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обра­щались к помощи более развитых западных стран. С изменений во внешней политике начинал реформы М. С. Горбачев, провозгласив «новое мышление» и «общечелове­ческие ценности» основами своего внешнеполитического кур­са. Такой же логике следовал Б. Н. Ельцин, выступая с доктри­ной «партнерства во имя мира» с западными странами.

    Однако уступки во внешней политике в обмен на финансовую поддержку правящего режима не продвинули страну по пути реформ, а лишь усиливали финансово-экономическую зависимость Рос­сии от западных стран, ослабляя национальную экономику. Совершенно очевидно, что западные страны не стремятся ока­зывать технологическую и инвестиционную поддержку, по­скольку это может создать в лице России конкурентоспособную державу. Осознав это, руководство современной России стало проводить самостоятельную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на интересы российского общества.

    1. Социологическое исследование и его виды.

    1.1.Типология социологических исследований

    Как известно, типология - это научный ме­тод, основу которого составляет расчлене­ние объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков. Необходимость определения ти­пов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповто­римого в исследовании социальных объектов, явлений или процес­сов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифи­цировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследо­вателями опыт при организации и проведении конкретно-социоло­гического исследования.

    Социологические исследования подразделяются по многим осно­ваниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (кон­кретные). Для теоретических социологических исследований решаю­щее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактическо­го материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, оп­роса, анализа документов, данных статистики и других способов по­лучения информации) и его первичная обработка, включая и началь­ный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социоло­гическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.

    В зависимости от того, проводятся они однократно или многократ­но, социологические исследования подразделяются на разовые и по­вторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления ди­намики, изменений в их развитии. Количество повторных социоло­гических исследований и временные интервалы между ними опреде­ляются их целями и содержанием. Разновидностью повторного соци­ологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее нагляд­ный пример панельного социологического исследования - периоди­ческие переписи населения.

    По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

    Разведывательное (или пилотажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограничен­ные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методичес­ких документов: анкет, бланков-интервью, опросных листов, карто­чек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обсле­дуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формули­ровка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С по­мощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

    Описательное исследование - более сложный социологический анализ. С его помощью получают эмпирическую информацию, даю­щую относительно целостное представление об изучаемом социаль­ном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследование прово­дится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность, отличающаяся различными свойствами и характерис­тиками (например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, имеющие различ­ный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) позволяет оценить и сравнить интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании могут быть применены один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание различных методов повышает достоверность и полноту социологи­ческой информации, позволяет сделать более глубокие выводы и бо­лее обоснованные рекомендации.

    Аналитическое исследование - наиболее сложный социологичес­кий анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины. Поиск причинно-следственных связей - основное назначение данного ис­следования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается сово­купность факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и времен­ные, контролируемые и неконтролируемые и т. д. Аналитическое ис­следование невозможно без детально разработанной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследова­ние проводят после разведывательного и описательного, в ходе ко­торых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, яв­ления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно намного раз­нообразнее, чем разведывательное и описательное.

    В специальной социологической литературе описаны и другие подходы к выделению типологии социологического исследования. Особое внимания заслуживает подход российского социолога В. Ядова, который выделяет следующие виды социологи­ческих исследований: ориентированные на различные аспекты соци­ального планирования и управления общественными процессами, теоре­тико-прикладные, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок; теоретико-ме­тодологические, оперативные на предприятиях и в учреждениях, с по­мощью которых анализируют местные проблемы с целью нахожде­ния оптимальных способов их разрешения.

    Некоторые исследователи различают социологические исследова­ния по сферам общественной жизни, например на социально-экономи­ческие, социально-политические, социально-педагогические, социально-психологические и т. д. Определенный интерес представляет подход украинского социолога Г. Щёкина, который эмпирические и при­кладные социологические исследования классифицирует так пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; с обратной связью, цель которых - привлечь коллектив к участию в решении стоящих перед ним практических проблем; панельные, пред­полагающие повторное изучение одного объекта через определен­ные интервалы времени; лангитюдные как разновидность повтор­ных, когда ведется длительное периодическое наблюдение за одними лицами или социальными объектами; сравнительные, когда в качестве основного приема используют сопоставление информации о различных социальных подсистемах, периодах исторического раз­вития, исследованиях разных авторов; междисциплинарные, предпо­лагающие сотрудничество представителей различных научных дис­циплин в решении комплексной проблемы.

    Российские социологи М. Горшков и Ф. Шереги попытались выра­ботать основной критерий для классификации социологических ис­следований, взяв за основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют такие социологические исследования: разведывательные, оперативные, описательные, аналитические, экспе­риментальные. Все опросы эти социологи сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социоло­гической информации они подразделяют опросы на массовые и спе­циализированные, отдельно выделяя также социологические наблюде­ния, анализ документов, точечные и панельные исследования.

    Отмеченные классификации, несомненно, имеют определенную ценность для практики проведения социологических исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко они осуществляются путем смешения различных оснований и класси­фикационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы по­знавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдель­ные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований.

    1.2.Сущностная классификация социологических исследований

    В социологии классификации со­циальных объектов различаются, как прави­ло, глубиной проникновения в их сущность. Условно классификации социальных объек­тов делятся на сущностные и не сущностные. Сущностные основываются на концептуаль­ном осмыслении природы классифицируемых объектов. Таких клас­сификаций, как показывает анализ, сравнительно немного, но все они прочно закрепились в социологической науке. Не сущностные клас­сификации основаны на объектах, глубокое проникновение в сущ­ность которых довольно проблематично. Следовательно, эти класси­фикации не лишены определенной поверхностности, что объясняет­ся недостаточным уровнем понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.

    Как показывает проведенный анализ, в основу классификации со­циологических исследований можно положить концепцию структу­ры социологического исследования. При таком подходе основаниями для классификации социологических исследований являются струк­турные элементы социального познания: предмет исследования, его метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследова­ния, получаемое знание. Каждое из этих оснований, в свою очередь, подразделяется на ряд под оснований и т. д. Предлагаемая сущностная классификация видов социологических исследований приведена в таблице 1.

    Таблица 1.

    Сущностная классификация социологических исследований

    Основание классификации

    Виды социологических исследований

    По предмету исследования:

    сфере приложения

    степени представленности

    сторон объекта

    степени выраженности

    динамики объекта

    Социально-экономические, собственно социологические,

    социально-политические, социально-педагогические и т. д.

    Комплексные, не комплексные

    Точечные, повторные, панельные, мониторинговые

    По методу исследования:

    глубине и сложности

    доминированию

    применяемого метода

    типу и уровню исследовательской деятельности

    Разведывательные (пилотажные или зондажные),

    описательные, аналитические

    Наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный,

    интервью, тестирование, экспертиза), экспериментальные

    исследования

    Теоретические, эмпирические, эмпирико-теоретические,

    фундаментальные, прикладные

    По типу субъекта: структуре

    субъекта количеству целей,

    выдвигаемых субъектом

    одноцелевые

    По условиям и предпосылкам исследования:

    типу условий положения

    обеспеченности априорной

    информацией

    Полевые, лабораторные

    Информационно обеспеченные и необеспеченные

    По получаемому знанию:

    новизне получаемого знания

    типу получаемого знания

    роли в науке сфере

    приложения знания

    Новаторские, компиляторские

    Эмпирические, эмпирико-теоретические, теоретические

    Фиксирующие факты, проверяющие гипотезы, обобщающие,

    аналитические, синтезирующие, прогностические,

    ретроспективные и т. д. Теоретические, прикладные,

    теоретико-прикладные

    По масштабу объекта исследования

    Сплошные, выборочные, локальные,

    региональные, отраслевые, общегосударственные,

    международные.

    Представленную сущностную классификацию, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь в виду, что ее отдельные осно­вания практически не зависят друг от друга. А для того чтобы опи­сать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как соци­ально-экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспечен­ное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.

    3. Общая характеристика социологического исследования

    3.1. Социологические исследования и их функции

    Социологи­ческое исследование - это слож­ный процесс познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания) последовательно осуществляет переход от одних качественных эта­пов познания к другим, от непонимания сущности исследуемого со­циального объекта к получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит определенные этапы. В социоло­гии выделяют, как правило, четыре основных этапа социологичес­кого исследования, характеристика которых представлена в таблице 2. Анализ показывает, что любое социологическое исследование на­чинается с разработки его программы, которую можно рассматри­вать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой ос­новной документ научного поиска, по которому можно судить о сте­пени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определен­ной методологической моделью исследования, в которой фиксиру­ются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы, собственно, и начинается социологическое исследова­ние, то она представляет собой результат его первоначального этапа.

    Таким образом, в процессе разработки программы социологи­ческого исследования создается гносеологическая модель исследо­вания, а также решаются вопросы его методологии, методики и тех­ники. Любая программа социологического исследования должна удовлетворять следующим основным требованиям: теоретико-мето­дологической обоснованности; структурной полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности даже для неспециалистов.

    Таблица 2

    Характеристика основных этапов социологического исследования

    Этап исследования

    Результат

    Программирую­щий

    Разработка вопросов методологии, методики и техники социологическо­го исследования

    Программа социологического исследования

    Информационный

    Применение методов и техники для получения массива достоверной и репрезентативной социологической информации

    Эмпирическая социологическая информация

    Аналитический

    Анализ социологической информа­ции, ее обобщение, теоретизация, описание и объяснение фактов, обоснование тенденций и закономер­ностей, выделение корреляционных и причинно-следственных связей

    Описание и объясне­ние изучаемого социального объекта (явления или процесса)

    Практический

    Модель практическо­го преобразования изученного социаль­ного объекта (явления или процесса)

    Исходя из того что программа играет центральную роль в социо­логическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содер­жание.

    1. Методологическая функция заключается в том, что из имеюще­гося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

    2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обосно­вание методов исследования, т. е. получения социологической ин­формации, а также ее анализа и обработки.

    3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня нео­пределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

    4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспек­тов, этапов и процедур.

    5. Программирующая функция заключается в разработке програм­мы как таковой, представляющей собой специфическую модель ис­следовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.

    6. Нормативная функция указывает на наличие программы, по­строенной в соответствии с установленной структурой, как осново­полагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социоло­гической науки по отношению к конкретному исследованию.

    7. Организационная функция предполагает распределение обязан­ностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследо­вательского процесса.

    8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение ново­го знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

    Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при про­ведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его програм­мы. Невнимание к построению корректной и полной в научном пла­не программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности со­циолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов

    3.2. Сущность социологических исследований

    Наблюдение в социологических исследо­ваниях представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной инфор­мации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и пря­мой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значи­мых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей. В отли­чие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.

    Кроме того, социологическое наблюдение интегрировано практи­чески во все методы социологической науки. Например, социологи­ческий опрос можно представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта наблюдения: в самом начале ис­следования и в завершение действия экспериментальных переменных.

    Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом суще­ственных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на со­циально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и фак­ты, которые являются существенными для развития личности, кол­лектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить це­ленаправленно, организованно и систематизировано. Необходи­мость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение яв­ляется совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина - выделение наи­более значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных про­цессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фик­сироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоко­лирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объектив­ности. Именно специфика проблемы объективности в социологичес­ком наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.

    В отличие от других социологических методов социологическое на­блюдение имеет две важные особенности. Первая определяется объек­том наблюдения, часто обладающим социальной активностью раз­личной направленности. У всех наблюдаемых есть сознание, психи­ка, цели, ценностные ориентации, характер, эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения, нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В сово­купности это значительно снижает объективность информации, по­лучаемой от объекта, - реальных личностей и коллективов. Эта необъективность особенно заметно проявляется, когда цели социо­лога и наблюдаемых различны. Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в манипуляции "социо­лога-детектива", всячески маскирующего свою деятельность. Подоб­ные ситуации неоднократно возникали в практике социологических исследований. Так, в западных странах достаточно специальных ра­бот, посвященных рекомендациям относительно поведения "социо­лога-шпиона". Эта проблема теряет актуальность, если социолог стоит на позициях гуманизма или выражает интересы самих обследу­емых.

    Вторая особенность метода социологического наблюдения зак­лючается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто чело­веческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явле­ния несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то яв­ления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и "под­править" результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми су­ществует не только гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть.

    Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и логического под­хода.

    3.3. Методы социологических исследований

    Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
    Методы социологических исследований включают:
    - методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
    - методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
    - методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

    Анаскопия от греч.Ana - вокруг + Scopeo - смотрю
    Анаскопия - предложенный Т.Гайгером метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп с точки зрения составляющих их индивидов.

    Архивное исследование Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.

    Биографический метод Биографический метод - в социологии - метод исследования личных документов представителей определенной группы лиц для выявления взаимосвязей между их установками и социальной средой.

    Идиографический метод от греч. Idios - особенный + Grapho - пишу
    Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.

    Интент-анализ
    Интент-анализ - исследования речи, позволяющие:
    - реконструировать интенции говорящего по его речи;
    - раскрыть скрытый подтекст выступлений, недоступный при других формах анализа.

    Катаскопия от греч.Cata - вдоль + Scopeo - смотрю
    Катаскопия - предложенный Т.Гайгером метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп на основе индивидуального поведения.

    Контент-анализ
    Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
    Контент-анализ - по А.Г.Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.

    Логико-экспериментальный метод
    Логико-экспериментальный метод - по В.Парето - способ экспериментальной проверки имеющихся данных при помощи логических критериев, степень применимости которых зависит от объема знаний о фактическом материале.

    Матричные модели
    Матричные модели - в социологии - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств социальных объектов.

    Метод
    Метод - в широком смысле - способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знаний.
    Метод - в узком смысле - регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.

    Метод групповой дискуссии
    Метод групповой дискуссии - метод сбора данных, при котором на основе определенной концепции ведется целенаправленный разговор в малой группе по проблемам, интересующим исследователя. Этот метод сочетает элементы группового и глубинного интервью, а также элементы социологического наблюдения.

    Метод изучения предпочтений
    Метод изучения предпочтений - совокупность способов сбора и анализа информации, состоящих в упорядочении некоторого набора объектов по заданному критерию.
    Методами изучения предпочтений являются: метод ранжирования, метод множественного сравнения, метод парных сравнений.

    Метод контрастности типов
    Метод контрастности типов - прием изучения эмпирических данных, основанных на вариационном анализе. Метод заключается в разделении исследуемой совокупности на контрастные подгруппы, в результате чего зависимая переменная может быть предсказана с наибольшей точностью.

    Метод кросс-культурного сравнения
    Метод кросс-культурного сравнения - метод выявления универсальных и специфических образцов поведения индивидов, социальных групп, организаций, институтов в контексте различных культур.

    Метод парных сравнений
    Метод парных сравнений - метод изучения предпочтений, при котором респондент должен из всех возможных парных сочетаний объектов, предложенных ему, выбрать наиболее предпочтительный в соответствии с заданным критерием.
    Результатом таких сравнений является матрица парных сравнений, в которой сумма элементов строк дает представление о ранжировке респондентом всех объектов.

    Метод переводных оценок
    Метод переводных оценок - по С.Кумбсу - метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки.

    Монографический метод
    Монографический метод - метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений.

    Опрос
    Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Различают
    - письменные опросы (анкетирование);
    - устные опросы (интервьюирование);
    - очные опросы;
    - заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.
    + экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.

    Предпочтение
    Предпочтение - в социологии - более высокая оценка одного объекта по сравнению с другим на основе заданного критерия.

    Проективная техника
    Проективная техника - метод изучения личности или установок, в котором испытуемому предлагают отреагировать на (стандартизированный) набор неконкретных или нейтральных стимулов с целью вызвать у испытуемого непроизвольную реакцию на них и получить их интерпретацию.

    Психологическое тестирование
    Психологическое тестирование - исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и др.

    Социальный эксперимент
    Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
    - внесение изменений в сложившиеся отношения;
    - контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
    - анализ и оценку результатов этого влияния.

    Социологическое наблюдение
    Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социологической информации.
    В социологии различают:
    - формализованные и неформализованные наблюдения;
    - включенные и не включенные наблюдения;
    - полевые, лабораторные и лабораторно-полевые наблюдения;
    - систематические, эпизодические и случайные наблюдения.

    Сравнительно-исторический метод
    Сравнительно-исторический метод - метод, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических явлениях путем сопоставления различных исторических ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.

    Сравнительный метод
    Сравнительный метод - в социологии - метод, с помощью которого выявляются сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществах одного типа и в разных исторических типах обществ с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей.
    Различают две разновидности сравнительного метода: кросс-культурный и сравнительно-исторический методы.

    Стандартизация
    Стандартизация - в социологических исследованиях - установление единообразных процедур для проведения, оценки и интерпретации тестов и экспериментов с целью сопоставимости их результатов.

    Типологизация
    Типологизация - метод социологического исследования, в основе которого лежат:
    - выявление сходства и различия множества социальных объектов;
    - поиск надежных способов их идентификации в системе переменных;
    - группировка их с помощью идеализированной модели.
    Результатом типологизации является выделение определенных типов социальных явлений



    Похожие статьи