Составление промежуточной бухгалтерской отчетности. Промежуточная бухгалтерская отчетность организации

Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется поэтапно.

Процессы составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета существенно различаются. Если промежуточный бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (например, сальдо счетов этой книги января будет начальным сальдо это книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга декабря в результате различных процедур подвергается существенной корректировкам. Однако корректировки Главной книги могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит часто.

Этапы составления промежуточной отчетности включают в себя:

1. Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и так далее).

2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.

3. Исправление выявленных ошибок.

4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года.

5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ, услуг) на счете 90 "Продажи"

6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности и отражение их на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 "Прибыли и убытки".

8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода.

Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:

1) составление бухгалтерских записей (проводок) на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей;

2) перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета;

3) формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного периода по всем счета Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству выводится конечное сальдо. Показатели Главной книги - обороты по дебету и кредиту счетов, а также сальдо по счетам используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в правильности отчетности и полноте показателей, периодически проверяют записи на счетах, используя различные приемы. Эти приемы в значительной мере зависят от применяемой формы бухгалтерского учета.

По группе статей «Основные средства» приводят остаточную стоимость всех основных средств, являющихся таковыми согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Здесь проставляют данные о действующих основных средствах, а также находящихся на консервации или в запасе. Расшифровку данных о движении этих средств в течение отчетного года приводят в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Незавершенное строительство слагается из затрат на СМР, осуществляемые всеми способами, затрат на капитальные вложения, связанных с приобретением основных средств до их введения в эксплуатацию, а также затрат по формированию основного стада, стоимости оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки.

Доходные вложения в материальные ценности включают доходные вложения в ценности, предоставляемые организации за плату во временное пользование и владение в соответствии с договором аренды.

Группа статей «Отложенные налоговые активы»была введена ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». В соответствии с этим Положением под отложенным налоговым активом понимается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые активы равны величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Прочие внеоборотные активы- это средства и вложения долгосрочного характера, не нашедшие отражения в названных статьях раздела I баланса.

Раздел II «Оборотные активы» включает следующие группы статей.

Запасы. В балансовых статьях этой группы отражается фактическая себестоимость сырья, основных вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, тары, НЗП, готовой продукции, товаров, т.е. активов, признаваемых запасами в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Эти запасы, за исключением НЗП и готовой продукции, отражают по фактическим затратам на их приобретение или изготовление.

Прочие оборотные активы характеризуют данные, не нашедшие отражения по другим статьям раздела II баланса.

Раздел III «Капитал и резервы»пассива баланса объединяет долгосрочные источники организации:

* уставный капитал- величина уставного или складочного капитала в соответствии с учредительными документами;

* собственные акции, выкупленные у акционеров(ранее эти данные отражались в краткосрочных финансовых вложениях) - стоимость выкупленных у акционеров акций с целью их последующей перепродажи или аннулирования. Исходя из принципа осторожности эти активы рассматривают как регулятив к уставному капиталу, поэтому отражают в пассиве баланса со знаком «минус»;

* добавочный капитал- данные этой статьи формируются в результате переоценки основных средств и образования эмиссионного дохода;

* резервный капитал- сумма резервов, сформированных в соответствии с законодательством и учредительными документами;

* нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)- прибыль (убыток) по двум статьям: «Прибыль (убыток), оставшаяся в распоряжении организации по результатам работы за прошлые периоды» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».

Раздел V «Краткосрочные обязательства»объединяет суммы следующим образом:

* займы и кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты;

* кредиторская задолженность- поставщикам и подрядчикам, дочерним и зависимым обществам, персоналу организации по оплате труда, внебюджетным фондам и бюджету, авансы полученные, прочие кредиторы;

* задолженность участникам по выплате доходов- суммы задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам;

* доходы будущих периодов- доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим (будущим) отчетным периодам;

* резервы предстоящих расходов- резервы на предстоящую оплату отпусков работников, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств и другие резервы;

* прочие краткосрочные обязательства.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)в отличие от баланса, представляющего собой «моментальную фотографию» имущества организации и источников его формирования, предназначен для характеристики финансовых результатов деятельности.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3)содержит данные о состоянии и движении собственного капитала организации, целевых финансировании и поступлениях, резервах предстоящих расходов и платежей и оценочных резервах. Движение каждого вида капитала или резервов построено в соответствии с балансовым уравнением:

Каждый раздел формы отчета о движении денежных средств завершается строками, представляющими сальдо на конец отчетного периода и включающими суммы чистых денежных средств, полученных в результате всех трех видов деятельности, остающихся на балансе организации.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» сельскохозяйственные предприятия, являющиеся по организационно-правовой форме открытыми акционерными обществами, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Промежуточная отчетность составляется за более короткий временной период, чем отчетный год. В качестве такого периода могут выступать квартал, полугодие, девять месяцев.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации российские организации должны составлять и представлять в соответствующие государственные органы бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие, девять месяцев и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В качестве промежуточной отчетности выступает месячная и квартальная отчетность.

Квартальную отчетность организации, как уже упоминалось, должны сформировать не позднее 30 дней по окончании квартала, если иное не предусмотрено законодательством. В пределах этого срока конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. В соответствии с МСФО представление промежуточной отчетности должно происходить не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за каждый год. Например, событием после отчетной даты признается объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.

Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода (п. п. 4, 12 ПБУ 4/99).

Отчетным периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 ПБУ 4/99).

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 48 ПБУ 4/99, п. 3 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум / Соколова Е.С., Егорова Л.И. - М., 2008.

Согласно ст.13 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. При этом выделяется порядок составления и представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Квартальная отчетность организации в соответствии с п.3 ст.14 Закона о бухгалтерском учете получила наименование "промежуточной". Отличием промежуточной отчетности от годовой является ее упрощенный состав, необязательность подтверждения статей баланса данными инвентаризации, а также отсутствие необходимости проведения реформации, заключающейся в распределении финансовых результатов деятельности. Отчетность составляется на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выведенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату (отчетной датой для квартальной отчетности за год.признается соответственно: 30 июня — для квартальной отчетности за первое полугодие; 30 сентября — для квартальной отчетности за 9 месяцев). Особое внимание при формировании отчетных показателей организациям следует уделить порядку применения новых положений и указаний. Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н;

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Согласно п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и п.49 ПБУ 4/99 квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (приложение 1) и отчета о прибылях и убытках (приложение 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. Последнее положение означает, что состав промежуточной отчетности, представляемой по требованиям учредителей организаций, может включать и иные формы. При этом действующими на сегодняшний день требованиями законодательства регламентирован только объем представляемой организациями отчетности. Непосредственно в качестве форм бухгалтерской отчетности организации вправе использовать самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99. При разработке своих самостоятельных форм или применении утвержденных, а также, как вариант, при изменении утвержденных форм, организации должны руководствоваться требованиями ПБУ 4/99, Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н, а также разъяснениями, содержащимися в Письме Минфина России от 3 апреля 2002 г. N 16-00-16/51, о структуре и составе используемых форм бухгалтерской отчетности. В частности, согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация вправе принять решение о представлении отчетности по утвержденным Минфином России формам, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, определенные ПБУ 4/99. В случае если этого не достигается, организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности с соблюдением требований, предъявляемых к составу показателей отчетности действующим законодательством.

При разработке форм бухгалтерской отчетности самостоятельно организациями должны быть сохранены коды итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма N 1). Если организация примет решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то при разработке, изготовлении и использовании бланков форм должно быть обеспечено достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Организации вправе в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, приведенного в Приложении 2 к Приказу Минфина России N 4н, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Сроки, порядок и адреса представления промежуточной бухгалтерской отчетности В соответствии с п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности квартальная отчетность должна представляться в течение 30 дней по окончании соответствующего квартала. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности должен считаться следующий за ним рабочий день. Согласно п.1 ст.15 Закона о бухгалтерском учете промежуточная бухгалтерская отчетность представляется учредителям и участникам организации, собственникам ее имущества (если перечисленные адреса предусмотрены учредительными документами организации), а также территориальным органам государственной статистики.

Кроме этого, в соответствии с пп.4 п.1 ст.23 части первой НК РФ квартальная отчетность должна представляться также и в налоговые органы по месту регистрации организации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны представлять бухгалтерскую отчетность также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Согласно новой редакции п.6 ст.13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность может составляться, храниться и представляться соответствующим пользователям в установленной форме на бумажных носителях, а при наличии технических возможностей и с согласия пользователей — может также представляться в электронном виде. Исходя из этого, отчетность может быть представлена в установленные адреса непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или же передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации представить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления по принадлежности. При получении отчетности по телекоммуникационным каналам связи получатель обязан передать организации квитанцию о приеме в электронном виде. Исходя из вышеизложенного, конкретным днем представления организацией бухгалтерской отчетности по принадлежности, по которой определяется исполнение требований действующего законодательства, является дата отправки почтового отправления с описью вложения, дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи или же дата фактической передачи отчетности по принадлежности. Согласно Методическим рекомендациям по отчетности при представлении отчетности на бумажных носителях, отчетность в обязательном порядке должна прилагаться к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В представляемых отчетных формах не допускаются подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждаются лицами, подписавшими бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Отчетность представляется в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно. Подписываться она должна руководителем и главным бухгалтером организации. При этом реквизиты о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера должны проставляться только в случае его фактического наличия у бухгалтера, подписавшего отчетность (Письмо МНС России от 20 апреля 2001 г. N АС-6-16/332 "О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера"). Если такого аттестата у главного бухгалтера нет, проставляются прочерки. Главный бухгалтер (бухгалтер), не владеющий квалификационным аттестатом профессионального бухгалтера, имеет полное право подписи отчетности.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерскийучет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Россия наметила новый этап реформирования системы бухгалтерского учета, ориентированный на переход к международным стандартам. Это вызвано требованиями времени, вступлением страны в ВТО, необходимостью единообразного подхода к представлению финансовой отчетности. Данная статья раскрывает требования к формированию и представлению промежуточной отчетности в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете <1>.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает конкретные периоды формирования промежуточной отчетности. В п. 3 ст. 14 данного Закона закреплено: месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Подобных положений о периодичности формирования промежуточной отчетности новый Закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу 1 января 2013 г., не содержит.

Данный Закон устанавливает два вида отчетности: годовую и промежуточную (п. п. 3, 4 ст. 13). По смыслу п. 1 ст. 18 указанного Закона обязательной будет только годовая бухгалтерская отчетность, представляемая в орган государственной статистики по месту государственной регистрации экономического субъекта. При этом положений об обязанности представления указанной отчетности в налоговый орган Закон не содержит .

Как следует из п. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, которым является календарный год (п. 1 ст. 15).

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы определены в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Так, Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в указанную правовую норму, в которой:

  • во-первых, закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • во-вторых, установлен срок представления отчетности — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года , за исключением случаев, когда организация в соответствии с законодательством не обязана вести бухгалтерский учет.

Таким образом, с 01.01.2013 компаниям не придется сдавать в налоговые органы квартальную бухгалтерскую отчетность (см.

Письмо Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80).

Вместе с тем остается неясным вопрос о необходимости формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Промежуточная отчетность: составлять или нет?

Закон о бухгалтерском учете предусматривает формирование промежуточной финансовой отчетности. Так, в п. 4 ст. 13 указано: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

При этом в рассматриваемом Законе не оговорено, в каких именно случаях и куда необходимо сдавать промежуточную отчетность. Какие периоды определены для формирования и сдачи периодической отчетности? Какие формы отчетности следует включать в ее состав?

Определенный ответ на эти вопросы можно найти в п. 3 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете: состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом, определяется федеральными стандартами.

Из данного пункта следует, что мы должны ожидать выхода в свет федерального стандарта.

Минфин планирует создать в своем составе структурное подразделение "Совет по стандартам бухгалтерского учета", на который предполагает возложить обязанности по разработке федеральных и отраслевых стандартов учета. Разработка федеральных стандартов будет осуществляться открыто посредством СМИ и Интернета, то есть каждое заинтересованное лицо сможет в течение трех месяцев после даты публикации стандарта внести свои предложения и дать рекомендации. Подобного рода практика публичного обсуждения разрабатываемых стандартов применяется Советом по МСФО.

Однако до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов ст. 30 Закона о бухгалтерском учете предписывает применять правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Закона, к которым относится и Минфин.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете после 01.01.2013 продолжает действовать ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <2>, в п. 48 которого закреплено, что организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Требование о формировании промежуточной отчетности содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <3>. Очевидно, что на основании приведенных норм экономические субъекты и после вступления в силу Закона о бухгалтерском учете обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Между тем возможно, что до 30.04.2013 (вероятный срок составления бухгалтерской отчетности за I квартал 2013 г.) будут изменены названные нормативные документы или приняты новые стандарты, регламентирующие порядок и периодичность формирования промежуточной бухгалтерской отчетности.

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Закон о бухгалтерском учете является "первой ласточкой" грядущих коренных изменений в бухгалтерском учете РФ в направлении перехода на МСФО, обусловленного в том числе и вступлением РФ в августе 2012 г. в ВТО. Поэтому попытаемся найти ответы на вопросы о составе и требованиях к промежуточной отчетности в МСФО (IAS) 34 <4>.

<4> Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н.

Промежуточная финансовая отчетность, в соответствии с данным Стандартом, содержит набор финансовых отчетов за период меньший, чем полный отчетный год (полугодие, квартал) деятельности организации. При этом Стандарт не настаивает на обязательном составлении такой отчетности, поскольку предполагается, что требование о ее представлении должно содержаться в национальном законодательстве, например в Законе о бухгалтерском учете.

Состав промежуточной отчетности

Согласно МСФО (IAS) 34 промежуточная отчетность может состоять из сокращенных форм финансовых отчетов, хотя не запрещается составлять ее в полном объеме. Главное, чтобы в этой отчетности раскрывалась информация за промежуточный период, уместная и необходимая для понимания финансового положения и результатов деятельности организации в течение данного периода.

Сокращенный формат отчетности предполагает включение в нее каждого из заголовков и промежуточных статей, которые присутствовали в последней годовой финансовой отчетности.

Промежуточный финансовый отчет включает следующие сведения:

  • сжатый бухгалтерский баланс (по состоянию на конец промежуточного периода) и сравнительный бухгалтерский баланс (по состоянию на конец предшествующего финансового года);
  • сжатый отчет о прибылях и убытках (за текущий промежуточный период и нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату), а также сравнительные показатели за соответствующие периоды предшествующего финансового года. Организация, которая публикует промежуточную финансовую отчетность ежеквартально, готовит, например, в III квартале четыре отчета о прибылях и убытках: один — нарастающим итогом за девять месяцев с начала текущего года, второй — за III квартал, третий и четвертый — сравнительные отчеты о прибылях и убытках за соответствующие периоды предыдущего финансового года;
  • сжатые отчеты о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего финансового года);
  • сжатые отчеты об изменениях в капитале (нарастающим итогом за текущий финансовый год на отчетную дату, сравнительный отчет за аналогичный промежуточный период предыдущего года);
  • выборочные пояснительные примечания.

Требования к составлению промежуточной отчетности

Промежуточная отчетность в течение всего года должна составляться на основе единой учетной политики. Если в течение года проводится ее изменение, вся ранее поданная промежуточная финансовая отчетность должна быть представлена повторно с изменениями, вытекающими из новой учетной политики. Проведения инвентаризации имущества на промежуточные даты, как правило, не требуется, а переоценка основных средств необходима только при составлении годовой финансовой отчетности.

Частота представления промежуточной отчетности не влияет на оценку годовых результатов организации. С точки зрения промежуточной финансовой отчетности оценка производится за период с начала года до отчетной даты дискретным методом.

Доходы, получаемые сезонно, циклично и нерегулярно (дивиденды, лицензионные платежи, правительственные субсидии и т.д.), должны прогнозироваться и переноситься в целях составления промежуточной отчетности, если предположение или такая отсрочка не будут обоснованными на конец финансового года организации.

Затраты, понесенные неравномерно в течение финансового года, должны предвидеться или переноситься в целях составления промежуточной отчетности в том случае, когда есть основания предполагать или переносить такие затраты на конец финансового года. Например , затраты на проведение крупного планового периодического ремонта, который предполагается сделать в конце года, учитываются для целей составления промежуточной отчетности, если только организация не имеет на этот счет иного правового или традиционного обязательства.

В выборочных пояснениях к промежуточной отчетности должны быть раскрыты все существенные изменения, произошедшие с момента составления последней годовой финансовой отчетности, приведены комментарии о сезонности операций, описаны характер и сумма нетипичных позиций, приведены изменения в предшествующих оценках, изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, выплаченных дивидендов. Раскрывается также информация о выручке и результатах по сегментам, покупке или продаже дочерних компаний и долгосрочных инвестициях, реструктуризации и прекращаемой деятельности, об изменениях в условных активах и обязательствах.

Раскрытие информации, содержащейся в промежуточной отчетности

Промежуточная финансовая отчетность и выборочные пояснения предназначены для раскрытия всех изменений, произошедших с момента составления последней годовой финансовой отчетности. Такие пояснения должны отражать:

  • доказательства того, что учетная политика применялась последовательно, и описание любых последующих ее изменений, пояснительные комментарии о сезонности или цикличности операций;
  • характер и сумму факторов, влияющих на активы, обязательства, капитал, чистую прибыль или потоки денежных средств, которые являются необычными из-за своего характера, размера или происхождения;
  • изменения в оценках сумм, представленных в предыдущих промежуточных периодах финансового текущего года или в предшествующие годы;
  • изменения в отношении долговых или долевых ценных бумаг, включая факты непогашения обязательств или нарушения долговых соглашений;
  • выплаченные дивиденды;
  • выручку и результаты по отраслевым или географическим сегментам (в зависимости от того, какой формат по сегментной отчетности является приоритетным);
  • события, произошедшие после отчетной даты;
  • покупку и продажу дочерних предприятий, долгосрочных инвестиций, реструктуризацию и прекращаемую деятельность;
  • изменения в условных обязательствах и условных активах;
  • доказательства того, что промежуточная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с МСФО.

Если оценка суммы, представленной в промежуточной финансовой отчетности, существенно меняется в течение окончательного промежуточного периода финансового года, а отдельный финансовый отчет за окончательный промежуточный период не публикуется, характер и сумма этого изменения в оценке показателя должны раскрываться в примечаниях к годовой финансовой отчетности с указанием существенных изменений последнего периода, их причин, величины и т.п.

Изменение требований к составлению отчетности

Существенное изменение требований к бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам объясняется различными факторами.

Так, в отношении бухгалтерской отчетности — стремлением отказаться от излишних квартальных форм, что освободит организации от необходимости обосновывать расхождения между квартальной отчетностью и декларациями по налогу на прибыль. С 2013 г. налоговые органы смогут потребовать подобные объяснения только по итогам года.

Кроме того, введенные изменения соответствуют МСФО, в частности МСФО (IAS) 34, не предполагающему обязательного представления финансовой отчетности в контролирующие органы.

Таким образом, с 1 января 2013 г. экономические субъекты должны будут сдавать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговые органы один раз в год не позднее трех месяцев с окончания финансового года. Кроме того, данную информацию необходимо представлять в двух экземплярах: один — в территориальные подразделения ФНС, другой — в Росстат. Тем не менее составлять промежуточные своды и вести бухгалтерский учет поквартально организациям необходимо, поскольку в настоящий момент продолжают действовать нормы ПБУ 4/99, в которых определено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

О периоде формирования промежуточной отчетности

Отметим, что период составления промежуточной отчетности никак не освещен ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в других нормативных актах.

Рассматриваемая отчетность — это сведения за промежуточный период, которым может быть квартал или полугодие. МСФО (IAS) 34 также не содержит конкретных требований к периодичности составления промежуточной финансовой отчетности. На практике она чаще всего формируется за квартал, поскольку составление ежемесячных финансовых отчетов — слишком трудоемкий процесс.

Однако при выборе периода формирования промежуточной отчетности нужно руководствоваться в первую очередь информационными потребностями менеджеров, собственников и потенциальных инвесторов. Кроме того, такая информация необходима прежде всего самим экономическим субъектам. Поэтому, если законодательные акты не предписывают периодичность ее составления с указанием федеральных и ведомственных учреждений, в которые ее нужно представлять, руководству компании не следует отказываться от ее составления.

Российское законодательство всегда предполагало составление квартальной отчетности. Для публичных компаний существуют отчеты эмитента — как квартальные, так и полугодовые. Нужно ориентироваться на требования тех пользователей или же тех органов, которые требуют составления отчетности и являются ее официальными получателями. Скорее всего, квартальная отчетность не должна быть обязательной. Если говорить о публичных компаниях, то полугодовая отчетность будет обязательным элементом.

Конечно же, составлять отчетность ежемесячно достаточно трудно, хотя это может быть вполне оправданно, если, с точки зрения инвестора, такая информация является полезной. Полгода, на наш взгляд, слишком большой промежуток, и в этом случае информация может быть несвоевременной. Таким образом, при выборе периода для составления промежуточной отчетности следует руководствоваться, с одной стороны, потребностями пользователей отчетности в информации о компании, а с другой — трудоемкостью и целесообразностью ее подготовки. Потому каждая компания должна выбрать и закрепить в учетной политике свой промежуточный период, если это не будет прописано в законодательных и нормативных актах.

На практике экономические субъекты составляют промежуточную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 в двух случаях:

  • менеджмент добровольно принял решение о подготовке промежуточной финансовой отчетности для обеспечения потенциальных инвесторов максимально оперативной и достоверной информацией о финансовом состоянии предприятия;
  • компания публикует промежуточную отчетность в соответствии с обязательными требованиями регулирующих органов.

По мнению авторов, отказываться вовсе от подготовки промежуточной отчетности было бы неразумно. Прежде всего ежемесячные и квартальные данные необходимы руководству предприятия и его собственникам для ведения управленческого учета и принятия управленческих решений, поскольку они позволяют получать информацию о деятельности компании и выполнении составленных планов. Отчетные документы позволяют своевременно совершенствовать и разрабатывать новые стратегии бизнеса, оценивать экономическую эффективность и стабильность фирмы. Кроме этого, составление квартальной финансовой документации необходимо, например, для определения действительной стоимости доли участника при выходе его из общества. Не стоит также забывать, что промежуточные экономические данные важны третьим лицам, которые заинтересованы в сотрудничестве с компанией: банкам, инвесторам, поставщикам, покупателям. Зачастую при заключении договоров одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно показывать балансы компании.

Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и его платежеспособности.

* * *

В данной статье мы постарались донести до читателя, что переход на международные стандарты учета предоставляет экономическим субъектам определенную степень свободы при выборе периода формирования промежуточной отчетности, то есть обеспечивает минимизацию "бюрократии" и "обязаловки" при представлении периодической отчетности в государственные органы.

А.А.Никитина

кафедры бухгалтерского учета и анализа

аграрный университет"

Л.Р.Давлетбаева

заведующая кафедрой

бухгалтерского учета и анализа

ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный

аграрный университет"

Отчетность. Ее состав. Определение, сроки и требования к отчетности согласно ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовым положением организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Цель бухгалтерской отчетности — обобщение учетных данных за определенное время и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности, движения по банковским счетам не является основанием для не сдачи бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность формируется и сдается в налоговые органы по состоянию на следующие даты календарного года:

  • на 01 апреля, то есть за первый квартал отчетного года;
  • на 01 июля, то есть за первое полугодие отчетного года;
  • на 01 октября, то есть за девять месяцев отчетного года;
  • на 01 января, то есть за отчетный год.

Отчетным периодом признается год.

Бухгалтерская отчетность, сдаваемая на 01.04, 01.07 и на 01.10, считается промежуточной.

Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма №1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  • отчета об изменениях капитала (форма №3);
  • отчета о движениях денежных средств (форма №4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения для организаций, подпадающих под обязательный аудит.

Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать и сдавать только бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности:

  • годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года (то есть до 1 апреля);
  • квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончанию квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября включительно).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы после ее утверждения компетентным органом юридического лица, определенным учредительными документами организации. В ООО таким органом является Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО – общее собрание акционеров.

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра финансового учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «бухгалтерская (финансовая) отчетность»

Тема: Особенности формирования промежуточной бухгалтерской отчетности

Специальность 080109.65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Специализация — Бухгалтерский учет, контроль налогообложения

и судебно – бухгалтерская экспертиза

УФ, 3 курс, гр. 31 УС Н.А. Столярова

Руководитель

к.э.н., доцент Е.А. Боброва

Орел 2009

ВВЕДЕНИЕ

1. Виды, назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Нормативное регулирование и принципы формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, общие требования, предъявляемые к ней

3. Организационно – экономическая характеристика хозяйствующего субъекта

4. Особенности процедуры составления промежуточной бухгалтерской отчетности

5. Влияние учетной политики организации на состав и оценку показателей бухгалтерской (финансовой)отчетности

6. Бухгалтерский баланс как источник информации о финансовом положении организации.

Оценка статей бухгалтерского баланса

7. Показатели отчета о прибылях и убытках и их взаимосвязь с бухгалтерским учетом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Отчетность является заключительным этапом любой системы учета, завершающей стадией учетного процесса. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы. Она включает совокупность данных и показателей как по предприятию в целом, так и в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей.

Отчетность необходима также и для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений.

Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и данные об изменениях в его финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность предприятия включают дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения пред­определенных результатов, информация не является нейтральной.

Бухгалтерская отчетность предприятия должна отражать состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской отчетности отдельно.

Несущественные суммы аналогичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.

Если показатель несуществен в обособленном виде, он объединяется с другими в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках или в пояснениях к ним (в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках или пояснительной записке). При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение предприятием вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Как минимум предприятие должно раскрыть в бухгалтерской отчетности данные по группам статей, включенным в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

При отсутствии тех или иных показателей, необходимых для выработки у пользователей отчетности полного представления о финансовом положении предприятия, следует исходить из требований принципа существенности, согласно которому в бухгалтерскую отчетность включаются дополнительные показатели, необходимые пользователю для принятия решения. Кроме того, непосредственно в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, (как «в том числе» или «из них», к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должна быть раскрыта вся существенная информация (существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% согласно приказу Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003г. № 67н). Предприятие может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.

При разработке и принятии содержания пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предприятие вправе для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенных показателей или без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), согласно образцу формы, представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать эти показатели в пояснительную записку.

Существенным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, является ее открытость. Она должна быть открытой для ознакомления пользователей-учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Правительство РФ издало Постановление от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке». Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 408 «Об изменении основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке».

Целями и задачами бухгалтерской финансовой отчетности является достоверное отражение финансового положения предприятия, отражение правильного учета на предприятии, на основании этого будут сделаны соответствующие выводы об организации.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылях и убытках. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

1. Виды, состав, значение и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. В свою очередь, отчетный период - это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации. Принцип составления и публикации бухгалтерской отчетности является одним из определяющих принципов, положенных в основу методологии бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность

Вопрос: Кто относится к числу пользователей бухгалтерской отчетности?

Ответ: Пользователями бухгалтерской отчетности являются учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации (п. 4 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции). В качестве иных лиц, заинтересованных в информации об организации, можно привести органы власти, которым эта информация необходима для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения (пп. 6 п. 3.4 Концепции). Таким образом, пользователями бухгалтерской отчетности являются в том числе органы государственной статистики и налоговые органы.

1. Организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.

Формат представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.

При представлении бухгалтерской отчетности в налоговые органы на бумажном носителе следует принять во внимание Письмо ФНС России от 09.12.2015 N СД-4-3/21620 и Информационное сообщение ФНС России "О сдаче отчетности на бланках со штрих-кодом", а при подаче отчетности в электронной форме — Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@. В данном Письме содержатся разъяснения о порядке представления отчетности по Форматам, утвержденным Приказами ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ и от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@. Хотя в настоящее время эти Форматы не применяются, считаем, что разъяснения остаются актуальными.

Вопрос: Обязаны ли организации представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в электронной форме?

Ответ: В Налоговом кодексе РФ не установлена обязанность для организаций представлять годовую бухгалтерскую отчетность в электронной форме. Ее представление в электронной форме является правом налогоплательщика, а не обязанностью (Письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-02-08/34055, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316, от 10.01.2012 N АС-4-3/10@).

Вопрос: Требуется ли доверенность для представления бухгалтерской отчетности организации в налоговый орган?

Ответ: Полномочия лица, которое представляет бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 — 187 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ). Исключением является законный представитель организации: директор, генеральный директор и т.п. (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность простого товарищества?

Ответ: Нет. Представление бухгалтерской отчетности простого товарищества в налоговые органы не предусмотрено ст. 23 НК РФ. Аналогичный вывод содержит Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-02-07/2/62783 (направлено Письмом ФНС России от 30.12.2014 N ГД-4-3/27197).

2. Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлена обязанность экономических субъектов (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности органу государственной статистики .

Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности органу государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации утвержден Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220.

Вопрос: Каков срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2015 г.?

Ответ: И в орган государственной статистики, и в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2015 г. необходимо представить до 31 марта 2016 г. включительно, так как на эту дату истекает трехмесячный срок с даты окончания отчетного года — 31 декабря 2015 г. (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 3 ст. 192 ГК РФ, п. 5 ст. 6.1, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Вопрос: Какой день считается датой представления бухгалтерской отчетности?

Ответ: Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности (п. 47 ПБУ 4/99, п. 88 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

В случае отправки бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи датой представления отчетности в Росстат считается дата отправки, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении (п. 8 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

При передаче бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган датой ее представления считается дата отправки, зафиксированная оператором электронного документооборота.

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики промежуточную бухгалтерскую отчетность?

Ответ: Нет. Представление промежуточной бухгалтерской отчетности ни в налоговые органы, ни в органы государственной статистики не предусмотрено (Письмо ФНС России от 20.09.2012 N 3-2-17/475@, п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, утвержденного Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

Вопрос: Следует ли представлять налоговым органам и органам государственной статистики аудиторское заключение в тех случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно?

Ответ: В органы государственной статистики — да, следует. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется в орган государственной статистики вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.

2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01, абз. 2 п. 2 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В налоговые органы аудиторское заключение организации представлять не обязаны (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855, от 31.03.2014 N 13-11/030545).

3. Кроме того, организации обязаны представить бухгалтерскую отчетность по другим адресам, предусмотренным законодательством РФ, учредительными документами организации, решениями соответствующих органов управления организацией (п. 44 ПБУ 4/99, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Вопрос: Как утверждается, в каком объеме и в какие сроки представляется годовая бухгалтерская отчетность ООО?

Ответ: Утверждение годовой бухгалтерской отчетности ООО находится в компетенции общего собрания его участников (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).

Уставом ООО должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным (ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). За 30 дней до проведения общего собрания (если уставом ООО не предусмотрен более короткий срок) участникам общества должны быть представлены (п. п. 3, 4 ст. 36, ст. 48, п. п. 3, 5 ст. 47, п. 6 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ):

— годовая отчетность общества;

— аудиторское заключение (оно требуется только в случаях, когда проведение аудита обязательно);

— заключение ревизионной комиссии (необходимо только в обществах, число участников которых превышает 15 человек).

ООО представляют годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики и в налоговые органы в общем порядке, т.е. в том же составе и в те же сроки, что и другие организации.

См. дополнительно:

— формы бухгалтерской отчетности;

— упрощенные формы бухгалтерской отчетности (в том числе для малых предприятий);

— объем представляемой бухгалтерской отчетности, в том числе для малых предприятий.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности

Промежуточная бухгалтерская отчетность - это отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев текущего года. Ее составляют нарастающим итогом с начала года*(1). Сдавать промежуточную отчетность компании вправе в сокращенном виде. Это предусмотрено пунктом 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)*(2). Промежуточная отчетность включает:

Бухгалтерский баланс (форма N 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

При этом Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку в обязательном порядке представляют только по итогам года. Сдавать их в составе промежуточной отчетности не нужно.

В 2010 году Минфин России издал новый приказ об утверждении форм бухгалтерской отчетности*(3). Однако возникает неясность, когда следует применять данный документ. В пункте 7 указанного приказа сказано, что он "вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год". То есть годовую отчетность за 2011 год необходимо сдавать уже на новых бланках. Из этого следует, что промежуточная отчетность (то есть за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года) должна быть представлена по старым формам *(4). Причина проста - на момент сдачи промежуточной отчетности упомянутый приказ еще не вступит в силу. Следовательно, оснований составлять отчет на новых бланках нет.

Однако в разъяснениях Минфина России рекомендовано все же формировать промежуточную отчетность за 2011 год по новым формам. Ряд специалистов министерства считает, что это позволит добиться более четкой сопоставимости данных промежуточной и годовой отчетности. Отметим, что как старые, так и новые формы являются лишь рекомендуемыми. Компания вправе вообще разработать собственные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и отчитываться по ним. Главное - в них должен соблюдаться порядок расположения тех или иных показателей, который определен в ПБУ 4/99 (разделы IV, V и VI). Как старые, так и новые формы соответствуют этому требованию. Мы же в свою очередь, поможем тем организациям, которые решили формировать промежуточную отчетность уже по новым формам. Тем более что появилось и официальное мнение финансистов в поддержку этого решения (см. письмо Минфина России от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01).

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей промежуточной бухгалтерской отчетности.

В первую очередь обратим внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе N 66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России N 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено ПБУ 4/99.

Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Принципиальной новацией в формате бухгалтерского баланса можно считать введение графы 5 "На 31 декабря 20... г.". Применительно к промежуточному отчету за 2011 год это будет "На 31 декабря 2009 г.". Таким образом, сопоставление текущего периода (отчетного года) теперь должно производиться не только с прошлым (в нашем случае с 2010 г.), но и с позапрошлым, 2009 годом. Таким образом, более четко реализуется задача (требование) о представлении отчетной информации не менее чем за 2 года. Что касается методики заполнения показателей по графе 5, то она ничем не отличается от заполнения показателей по графе 4, то есть данных за предыдущий год. Напомним, что показатели прошлого года приводятся в соответствие с условиями отчетного года (периода) в части структуры организации, а также при необходимости могут быть внесены коррективы, связанные с влиянием существенных ошибок предшествующего отчетного года (предшествующих лет), выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год (прошлый).

Кроме того, в составе показателей новой формы бухгалтерского баланса отсутствует справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах организации. Вместе с тем указанные ценности (объекты) приведены в новой бухгалтерской отчетности в составе показателей отдельных разделов пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Учитывая, что пояснения представляются в обязательном порядке только в составе годовой бухгалтерской отчетности (один раз в год), организации могут исходя из принципа существенности дополнительно к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представлять и в промежуточной отчетности соответствующие данные о наличии ценностей и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах организации. При этом формат таких (в промежуточной отчетности) пояснений должен быть закреплен в учетной политике организации.

В новой форме отчета о прибылях и убытках по-прежнему отражают сведения только за отчетный период, а также за аналогичный период предыдущего года. Вместе с тем, как и в бухгалтерском балансе, в форму отчета о прибылях и убытках введена графа "Пояснения".

В целом в отчет о прибылях и убытках по сравнению с ранее действующим форматом введено незначительное количество новаций. Так, уточнено наименование строк "Отложенные налоговые обязательства" и "Отложенные налоговые активы", а также порядок их заполнения. В справочные показатели к отчету о прибылях и убытках добавлены новые строки. В частности, введена строка "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода".

Отметим, что налоговая служба решила унифицировать бланки Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. Теперь они приближены к формам налоговой отчетности. Эти бланки, опубликованные на сайте ГНИВЦ ФНС России, содержат Титульный лист бухгалтерской отчетности на двух страницах (в нем указывают данные о компании), форму баланса с указанием кода каждой строки, форму отчета о прибылях и убытках (также с указанием кодов каждой строки) и листы для расшифровки отдельных показателей баланса и отчета (с указанием кодов). Далее в тексте нашего издания мы будем приводить коды тех или иных строк отчетности в соответствии с унифицированной формой. Образцы этих форм, предназначенные для заполнения, размещены в системе "ГАРАНТ".

Порядок заполнения унифицированных бланков такой же, как и порядок налоговых деклараций. То есть в каждую ячейку формы вписывают лишь один знак. Заполняют формы слева направо. При этом отрицательные показатели приводят в Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.

МСФО 34 отражает основные правила, которые следует принимать во внимание фирмам при формировании промежуточной финансовой отчетности. В работе бухгалтера без детального понимания МСФО 34 не обойтись. Об этом в данной статье.

Для чего фирме нужно составление промежуточной отчетности?

Итак, по общему правилу, все компании должны формировать итоговую отчетность, отражающую положение дел в организации, не реже чем 1 раз в год. Такая отчетность не только остается внутри организации, но и передается иным заинтересованным сторонам (инвесторам, кредиторам, акционерам и т. д.).

Однако зачастую на практике для успешного развития бизнеса фирмы одного лишь ежегодного формирования финансовой отчетности бывает недостаточно. К примеру, многие инвесторы перед тем, как вложиться в тот или иной проект, ставят обязательное условие: предоставление промежуточной отчетности, скажем, поквартально. Ведь для любого инвестора важно держать «руку на пульсе», отслеживая все тренды в бизнесе компании и сопоставляя фактические результаты с плановыми показателями.

Для этих целей компании и формируют промежуточную отчетность, опираясь на стандарт МСФО 34 .

ВАЖНО! МСФО 34 не указывает, как часто следует публиковать такие «промежуточные итоги».

Следовательно, фирма вправе сама определиться относительно периодичности предоставления отчетов инвесторам. Однако лучше при этом опираться на то, как часто хотят видеть отчетность инвесторы.

Кроме того, не следует забывать, что отчетность публикуется не сразу же после завершения отчетного периода, а по прошествии некоторого времени (к примеру, нескольких месяцев). Поэтому, чтобы информация в отчетах не была устаревшей на момент передачи отчета заинтересованному лицу, компаниям лучше не затягивать с составлением, а формировать отчетность в пределах 1-1,5 месяцев после завершения отчетного периода.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Лишь для фирм, которые разместили свои акции на открытом рынке, в п. 1 МСФО 34 прописана рекомендация формировать промежуточные отчеты минимум раз в полгода и не позже чем через 60 дней после закрытия полугодия.

Какие именно промежуточные отчеты должна составлять организация в силу требований МСФО 34?

На практике организация, решившая формировать промежуточную отчетность, имеет право сама выбрать один из следующих вариантов (п. 7 МСФО 34 ):

  • составлять промежуточные отчеты в полном составе и в том же объеме, в котором формируются годовые;
  • включить в отчеты усеченную информацию, которая будет только иллюстрировать актуальные изменения, произошедшие с бизнесом с момента составления предыдущей отчетности.

Однако если фирма решит не формировать полный комплект отчетов, а показать инвесторам только актуальные изменения (что на практике более предпочтительно в целях экономии времени), то в силу указаний п. 8 рассматриваемого стандартанеобходимо обязательно соблюсти минимальный порог, касающийся состава такой усеченной отчетности.

А именно — в пакет усеченной промежуточной отчетности необходимо включить:

  • сокращенный отчет о финансовом положении дел в фирме (на промежуточную дату, а также, для сравнения, на дату окончания предшествующего года);
  • усеченную версию отчета о прибылях и убытках или соответствующие раздельные отчеты о прибыли и убытке (на промежуточную дату, нарастающим итогом с начала года, а также, для сравнения, за соответствующие периоды предшествующего года);

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Если фирма за год представляет инвесторам раздельные отчеты о прибыли и убытке, то и в пакеты промежуточной отчетности следует включать два самостоятельных отчета, а не один общий (п. 8А МСФО 34).

Подробнее о том, как составить такой отчет, см. в статье «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

  • укороченную версию отчета об изменениях в капитале (собственном) фирмы (нарастающим итогом за текущий год, а также за аналогичный период прошлого);
  • сокращенный вариант отчета о движении денежных средств (нарастающим итогом за текущий год, а также за аналогичный период прошлого);
  • некоторые письменные примечания к статьям отчетности, которые фирма сама хотела бы разъяснить заинтересованным сторонам.

Какую информацию следует отразить в промежуточной финансовой отчетности?

Несмотря на то что типовые формы отчетов, которые должны обязательно быть сформированы фирмой по итогам промежуточных результатов, определены, стандарт предъявляет некоторые специфические требования к содержанию таких отчетов.

Так, к примеру, согласно п. 9 МСФО 34 , если фирма решает за отчетный период показать полную картину дел на предприятии и сформировать полный комплект отчетов, то и требования к содержанию такой отчетности будут предъявляться такие же, как к обычной годовой отчетности. Они прописаны в МСФО (IAS) 1.

Но если же организация формирует усеченный пакет документов, то, прежде всего, следует знать, что в указанные выше отчеты нужно включать все заголовки статей и итоговые показатели, которые были отражены в последней составленной годовой отчетности (п. 10 стандарта).

К примеру, если формируется промежуточный баланс, то он может показать только внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и т. д., т. е. без детализации по конкретным статьям.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Однако, если из-за отсутствия детализации по той или иной статье заинтересованное лицо может сложить для себя неверную картину бизнеса компании, такую детализацию давать фирма обязана (п. 10 стандарта).

Скажем, если у компании слишком большой объем дебиторской задолженности, но мало денег в кассе, то такую детализацию нужно привести, поскольку одного лишь большого объема оборотных активов для понимания картины бизнеса инвестору будет недостаточно.

Кроме того, компаниям следует помнить, что, если они рассчитывают базовую и разводненную прибыль на акцию, такие сведения за отчетный период также должны попасть в сокращенные отчеты (п. 11 МСФО 34 ).

Далее. П. 10 рассматриваемого стандарта требует, чтобы в сокращенных отчетах были не только заголовки, но еще и примечания к ним. В таких примечаниях фирме следует прописать, какие весомые события, повлиявшие на показатели предприятия, произошли в течение отчетного периода. К ним могут относиться, к примеру, признание убытка, продажа объектов ОС и т. д. Примеры таких событий прописаны в п. 15В стандарта.

Кроме того, в примечаниях к отчетам за промежуточные периоды фирма должна также отразить и ряд прочей информации, которая по списку указана в п. 16А стандарта. К примеру, пояснить сезонность и цикличность бизнеса, описать события, которые имели место уже после завершения отчетного периода и не были включены в промежуточные отчеты и т. д.

ВАЖНО! В отчетах важно зафиксировать, соответствует ли информация требованиям МСФО 34.

Каким требованиям должна соответствовать информация, отражаемая в промежуточных отчетах?

Основное требование к отражаемой в отчетности информации, которое прописано в анализируемом стандарте, — это ее существенность (п. 23). Суть требования в том, что информация для пользователей отчетности должна нести важную смысловую нагрузку. Без отражения такой информации заинтересованные стороны не смогут получить объективную картину бизнеса фирмы и ее промежуточных результатов. Поэтому вся информация, являющаяся существенной, должна быть зафиксирована в промежуточных отчетах фирмы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В то же время, если определенные события являлись существенными и были отражены в промежуточных отчетах, это еще не значит, что такие события в обязательном порядке придется отражать и в годовой отчетности.

Ведь, к примеру, в разные отчетные периоды могут произойти отдельные существенные события, которые в сумме своей за год не приведут к изменению (фирма взяла большой кредит в 1-м квартале, но вернула его в банк полностью уже во 2-м).

Что важно помнить при отражении доходов и расходов в промежуточной отчетности?

Некоторые аспекты, связанные с отражением в промежуточных отчетах доходов и расходов, также должны быть учтены организацией.

В частности, иногда характер деятельности компании может быть таковым, что в некоторые месяцы фирма получает большие доходы (при небольших издержках), а в другие, напротив, несет большие затраты без значительных по сумме доходов. Логично, что в промежуточной отчетности компания будет стремиться «размазать» и доходы и расходы, чтобы показать хорошую картину бизнеса инвесторам.

ВАЖНО! В анализируемом стандарте прямо прописан запрет так поступать (пп. 37-39). Поэтому показывать и доходы и расходы нужно тогда, когда они возникли. А про то, что в бизнесе фирмы наблюдается цикличность или неравномерность доходов и расходов, что в итоге выводит на привлекательную картину бизнеса, лучше указать в пояснениях.

Итоги

Составляя промежуточную отчетность для своих инвесторов/кредиторов, компании следует понимать, что периодичность представления таких отчетов лучше выбрать, основываясь на ожиданиях заинтересованных сторон. Формировать такую отчетность фирма имеет право как в полном объеме, так и в усеченном, отражая только существенные хозяйственные события и показывая в отчетах актуальные изменения за каждый отдельный период. Кроме того, не следует забывать, что даже при выборе варианта с сокращенными отчетами стандарт предъявляет ряд требований как к составу пакета отчетов, так и к содержанию. Если же формируется полный пакет, то следует ориентироваться на нормы МСФО (IAS) 1.



Похожие статьи