Организация охраны труда на производстве кратко. Организация и управление охраной труда на производстве. Основные функции службы охраны труда

Статистика указывает на возрастание нарушений правил по организации производства и контролю за выполнением нормативных актов, обеспечивающих производственную деятельность. Это привело к неуклонному росту численности травм и увечий. Причем этот показатель в сфере частного бизнеса почти вдвое превышает аналогичный на государственных предприятиях.

Кроме того, на рабочем месте, проведенном службами гигиены труда, содержится информация о вреде для здоровья, вызванном работой и условиями труда. В соответствии с трудовыми обязанностями и полномочиями, которые являются представителями работодателей и служащих. Специалист по безопасности и гигиене труда, а также заместители представителей омбудсменов по вопросам безопасности труда и другие сотрудники по сотрудничеству, например, организации по охране труда организации комитета по безопасности труда. Инструкции для конкретных ситуаций, например. работа в одиночку, угроза насильственной поддержки первой помощи. Выявление рисков, связанных с работой, и рисков, а также условий оценки рисков, условий работы, обеспечивающих работоспособность. Отпуск по болезни, несчастные случаи на производстве, оценка эффективности работы персонала, контроль за количеством рабочей атмосферы. Ориентация на работу и руководствопрограммное обучение и коммуникационная деятельность и ситуации изменения. Метод организации и содержания контактное лицо. . Здоровье и безопасность сотрудников являются важным аспектом бесперебойного и успешного функционирования компании, что является решающим фактором организационной эффективности, что обеспечивает безотказную индустриальную среду.

Охрана труда на предприятии по ТК РФ

Охрана труда на предприятии – это система мероприятий, направленная на создание безопасных условий труда работника на производстве. Контроль за выполнением возлагается на специальные подразделения. Если на предприятии более 100 работников, то создается служба охраны труда или назначается инженер, отвечающий за данное направление. Он должен иметь специальное образование или им может стать любой сотрудник с высшим образованием, прошедший переподготовку — курсы повышения квалификации. На предприятии с численностью 100 или менее сотрудников возможно привлечение специалистов из организаций, занимающихся техникой безопасности на договорной основе.

Регулирование труда и безопасности на шахтах и ​​нефтяных месторождениях находится в списке Союза. В то время как благосостояние рабочей силы, включая условия труда, резервные фонды, работодатели «инвалидность и пенсия по старости и пособие по беременности и родам» находятся в параллельном списке.

Основные разделы охраны труда на производстве

Как штрафные, так и денежные наказания назначаются за нарушение обязательств и обязанностей в соответствии с Законом. Калькутта, Мумбаи, Ченнаи, Висакхапатнам, Парадип, Кандла, Мормугао, Тутикорин, Кочин и Нью-Мангалоре. Весь акцент в деятельности инспекций заключается в том, чтобы содержать показатели аварий и количество аварий в портах. Другие законы и правила, сформулированные в соответствии с ним: -.

Основные разделы охраны труда на производстве

Деятельность по обеспечению безопасности для работающих подразделяется на:

  • Непосредственное обеспечение безопасности сотрудников при эксплуатации зданий, производственных помещений, оборудования;
  • Покупка и предоставление работникам индивидуальных средств защиты и их сертификация;
  • Соблюдение условия труда, чередования работы и отдыха согласно ТК РФ;
  • Периодическая проверка условий труда;
  • Расследование несчастных случаев;
  • Медицинские осмотры, психиатрические экспертизы, социальное страхование сотрудников.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях на производстве

Аварийные ситуации на производстве возникают при поломке оборудования, пожаре, проблемах с электропроводкой, стихийными бедствиями. В данных случаях следует предпринять следующие шаги:

Для профессионалов в области безопасности и практиков этот закон направил свои обязанности и усилия на оказание помощи корпоративной Америке в решении этих вопросов. Очевидно, что для решения этих задач и практиков необходим форум и роль. Работодатели должны нести основную ответственность за безопасность и гигиену труда. Общество считает, что работодатели и сотрудники, работающие вместе, с государственной поддержкой, могут достичь совершенства в области безопасности и гигиены труда. Правительству следует поощрять посредством значительных стимулов и признания добровольные программы работодателей для достижения успехов в области безопасности и гигиены труда. Правительственные стандарты должны проводиться с максимальной эффективностью, максимизируя использование общественных данных и имеющихся данных для своевременного разработки и публикации разумных стандартов. Штрафы не должны устанавливаться в качестве бюджетного источника государственных доходов, но должны основываться на серьезности несоблюдения. Должен существовать сильный, объективный механизм, позволяющий работодателям предлагать принудительные меры и стимулы для ускорения корректирующих действий. Поддержка правительствами исследований в целях повышения безопасности и гигиены труда имеет решающее значение. Причины и тяжести несчастных случаев должны быть проанализированы для определения приоритетности исследований. Правительственные консультации по повышению безопасности и гигиене труда должны предоставляться всем работодателям независимо от их размера. Правительственное правоприменение должно быть справедливым и последовательным. . На этой странице представлены ссылки на правительственные ведомства и организации в Канаде и во всем мире, которые способствуют охране здоровья и безопасности труда.

  • Прекратить выполняемые работы, отключить питание и механизмы, сообщить руководителю о возникших проблемах.
  • При несчастном случае следует освободить пострадавшего от повреждающего фактора, вызвать врача и оказать первую медицинскую помощь.
  • При возникновении пожара действовать в рамках мер по противопожарной безопасности. Отключить оборудование, обесточить помещение, приступить к тушению с использованием специальных средств;
  • Эвакуировать людей;
  • По возможности сохранить место несчастного случая неприкосновенным для последующего расследования.

При подобных случаях предполагается соответствующее документальное оформление аварии или несчастного случая на производстве. Это акты, извещения о групповых и индивидуальных несчастных случаях, протоколы опроса и осмотра.

Причины и виды пожаров

Отдел гигиены труда и безопасности помогает людям на рабочем месте понимать и выполнять свои обязанности. Мы консультируемся с работодателями и работниками и обучая их, а также следим за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Правительство Австралии: Национальная комиссия по охране труда и техники безопасности. Миссия Агентства состоит в том, чтобы сделать рабочие места Европы более безопасными, здоровыми и более производительными, и в частности содействовать эффективной культуре профилактики. Комиссия по охране труда и безопасности отвечает за регулирование охраны здоровья и безопасности в Великобритании Департамент труда Новой Зеландии: Служба охраны труда и техники безопасности. Департамент труда предоставляет информацию и рекомендации по лучшей практике для оказания помощи новозеландским предприятиям в области здравоохранения и безопасности на рабочем месте. Викторианское управление по вопросам трудоустройства является руководителем системы безопасности на рабочем месте штата Виктория. Мир Организация здравоохранения Всемирная организация здравоохранения является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам здравоохранения. Охрана труда и безопасность относятся к мерам в компаниях, которые защищают сотрудников от связанных с работой проблем безопасности и здоровья.

Охрана труда на предприятии – документы

Важным моментом является инструктаж работников с ознакомлением их с соответствующими инструкциями и записи в журналах об их прохождении. Инструкции могут быть отраслевыми или разработанными для определенного предприятия, рабочего места. Они не должны противоречить нормативным актам и создаются на основании приказа работодателя. Разрабатываются руководителями участков производства или специалистами. Инструкция должна содержать информацию о необходимых мерах до начала работы, во время, по окончанию и в аварийных ситуациях.

Это включает, среди прочего, предотвращение несчастных случаев на производстве и сокращение их последствий, а также защиту здоровья. Работодатели и сотрудники имеют правовые обязательства, связанные с охраной труда. Во избежание несчастных случаев правила предотвращения несчастных случаев применяются на основе.

В соответствии с Положением о предотвращении несчастных случаев «Принципы предупреждения» работодатели обязаны в соответствии с § 7 обеспечить, чтобы рабочие задания не были назначены лицам, которые явно не могут выполнять эти задачи без опасности для себя или для других.

Необходимо отметить, что требуется хранить полный комплект инструкций по всем специальностям.

Обучение на производстве по охране труда

Правовая база предусмотрена КЗОТом, предполагает:

  • Вводный инструктаж. Проводится со всеми поступившими сотрудниками на работу инспектором по техники безопасности или другим ответственным лицом;
  • Первичный инструктаж. Осуществляется со всеми, кроме перечня лиц освобожденных от него;
  • Повторный инструктаж. Проводится раз в полгода или год, кроме лиц, для которых он не предусмотрен;
  • Внеплановый инструктаж. Осуществляется при несчастных случаях, при изменениях инструкций или вида работ;
  • Целевой инструктаж. Проводится при разовых работах или при устранении последствий катастроф.

Система управления охраной труда на производстве

Контроль на самом высоком уровне за исполнением законов возложен на Прокуратуру. Проверяется государственными правовыми инспекторами по охране труда на любом предприятии, с последующим вынесением штрафных санкций и других видов наказаний. Также выдаются рекомендации и предписания, обязательные к исполнению.

Со своей стороны, работники обязаны обеспечить, чтобы их поведение не угрожало самим себе или другим. Профессиональная безопасность - это не только соответствующая тема в области профилактики и профилактики, но и играет роль в контексте вмешательства. Менеджеры обязаны действовать, если существует риск для безопасности труда.

Из-за влияния психоактивного вещества безопасность на производстве может подвергаться серьезной опасности. Это означает, что потребление алкоголя и наркотиков, а также наркотиков на рабочем месте представляет опасность для потребителя и третьих лиц. Существуют четкие правовые нормы, которым необходимо следовать. В зависимости от того, связана ли острая опасность с употреблением психоактивных веществ, в ходе вмешательства должно быть начато разъяснительное собеседование или поэтапный план.

Также контроль может осуществляться профсоюзами и другими представительными органами трудового коллектива. Предусмотрен и текущий локальный контроль за соблюдением техники безопасности.

Положение о 3-х ступенчатом контроле по охране труда на производстве

Первая ступени осуществляется начальником подразделения с обязательным внесением результатов в журнал.

Влияние алкоголя, наркотиков и других интоксикантов приводит к ограничению способности работать. Экспресс также включают препараты, которые оказывают психоактивное действие. В этом контексте работа под воздействием этих веществ считается связанным с работой риском.

Если есть признаки того, что работник находится под острым воздействием психоактивного вещества, ответственность руководителя должна быть незамедлительно проверена, может ли заинтересованное лицо выполнять работу, не подвергая опасности других. Во избежание несчастных случаев правила предотвращения несчастных случаев применяются на основе седьмого Социального кодекса.

Она включает в себя следующее:

  • Осуществление мероприятий по предыдущим проверкам;
  • Проверка состояния оборудования, помещений, аварийных выходов — и их вентиляция;
  • Проверка наличия инструкций по охране труда, и знание их работниками. Также необходимо проверять соблюдение работниками техники безопасности.

Вторую ступень осуществляет начальник подразделения, цеха, производства или участка. Проводится еженедельно. Она включает в себя мероприятия первой ступени и ряд других:

В соответствии с Постановлением о предотвращении несчастных случаев «Принципы предупреждения» работодатели обязаны в соответствии с § 7 обеспечить, чтобы рабочие задания не были назначены лицам, которые явно не в состоянии осуществлять их без опасности для себя или для других.

Сотрудники также обязаны обеспечить, чтобы их поведение не угрожало самим себе или другим. Если острый риск для безопасности на производстве определяется употреблением психоактивных веществ, в интересах профилактики наркомании и наркомании на рабочем месте руководитель инициирует вмешательство. Опасность принимается в качестве основания для разъяснения. Если связь с использованием вещества очевидна, необходимо начать обсуждение первого этапа градуированного плана. Здесь вы переходите к шагу.

  • Выполнение распоряжений и приказов;
  • Состояние стендов по противопожарной безопасности;
  • Соблюдение режима работы и отдыха;
  • Проверка проведения инструктажа;
  • Контроль за соблюдением лечебно — профилактических мероприятий и состоянием санитарно-бытовых помещений.

1. Организация обучения на производстве

В: каннабис, дорожное движение и мир труда. В: Статус и перспектива профилактики наркомании и наркомании. Управление охраной труда защищает и поощряет здоровье сотрудников на работе. Это вносит важный вклад в обеспечение возможности трудоустройства. Работая более здоровым, более гибким и более квалифицированным - на фоне демографических изменений и нехватки новых навыков это становится все более важным. Администрация безопасности и гигиены труда сегодня имеет дело с целым рядом тем, при этом основное внимание всегда уделяется: здоровью человека.

Основные положения по ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения работающих безопасности труда»

Для рабочих и инженерно-технических работников

Руководит и организует обучение – руководитель предприятия.

Контроль за обучением в подразделениях – гл. инженер и отдел ОТ.

Инструктажи: Вводный , при приеме на работу, проводит инженер по ОТ, в кабинете, 10 часов, по программе, тема – особенности и организация производства, регистрация в журнале с подписью инструктируемого;

Двухэтапная и эффективная организация организации охраны труда

В Северном Рейне-Вестфалии администрация по охране труда имеет двухэтапную административную структуру. Министерство труда, здравоохранения и социальных дел является высшим государственным органом по охране труда. Государственное управление включило государственные органы в области безопасности труда в ходе административной модернизации в районных органах власти. В настоящее время отделы охраны труда пяти районных органов власти осуществляют охрану труда на месте.

Первичный на рабочем месте – проводит руководитель работ, индивидуально, для всех вновь принимаемых, переведенных, командированных, студентов и т.д., по охране труда для данной профессии, индивидуально, с практическим показом, первые 2-5 смен – работа под наблюдением, далее – оформляется допуск на самостоятельную работу, регистрируется в журнале;

Безопасность и здоровье - Европа и федеральное правительство помогают ее формировать

Здоровая работа имеет огромное экономическое значение. Важная проблема заключается в устойчивом улучшении сотрудничества между государственными органами по охране труда и ассоциациями страхования ответственности работодателей.

Защитники в области безопасности труда - совместно решать проблемы

В целях обеспечения безопасности и охраны труда на рабочем месте задействованы различные субъекты. Необходимо руководство администрацией безопасности и профессиональными ассоциациями, а также муниципальные власти и работодатели.

Повторный – проверка и повышения уровня знаний по ОТ, через каждые 6 мес ., группой, регистрация

Внеплановый – при изменении: правил по ОТ, технологического процесса, оборудования, инструментов, сырья и т.д., влияющих на безопасность; при нарушениях требований безопасности, при перерывах в работе более 60 дней (особо опасных – 30 дней); проводят индивидуально или с группой.

Тесное сотрудничество субъектов охраны здоровья и безопасности является важной задачей администрации по охране труда Северного Рейна и Вестфалии. Сан-Паулу - Изменения в методах организации работы являются одними из основных мер по сокращению числа несчастных случаев и болезней среди работников, по мнению экспертов. Текущая модель с постоянно растущими требованиями к производительности и встречей с нечестными целями затрагивает тысячи людей практически в каждой отрасли с тревожным числом погибших.

В понедельник события по всей стране напоминают Международный день памяти жертв несчастных случаев и рабочих мест. У каждой экономической отрасли и компании есть способ работы, но у всех есть общее требование производительности, направленное на увеличение прибыли, игнорируя реальные условия каждого работника. Есть экономические отрасли, где цели растут с каждым днем, он болен, потому что человек никогда не выполняет то, что от него ожидает компания, - говорит врач и исследователь Мария Маено, специалист по безопасности труда.

Текущий – с работниками, проводящими особо опасные работы, требующие наряд-допуск, фиксируется в наряде-допуске.

Знания, полученные на инструктаже, проверяет работник, проводящий инструктаж.

Повышение знаний инженерно-технических работников – на спец. курсах, в институтах повышения квалификации и т.д. Периодичность – не реже 1 раз в 6 лет.

Приложение Е к СНиП 12-02-01 "Безопасность труда в строительстве" ч.1

Примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск

Е.1 Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктопроводов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов.

Е.2 Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах.

Е.3 Выполнение земляных работ на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и т.п.), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций.

Е.4 Осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия.

Е.5 Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ.

Е.6 Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасности труда соответствующих министерств и ведомств).

Е.7 Выполнение газоопасных работ.


"Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций"

К нормативным правовым актам по охране труда относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, строительные нормы и правила, правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), правила и инструкции по охране труда, организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).

3. Обучению и проверке знаний подлежат:

а) руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

4. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в 3 года.

5. Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, Главгосэнергонадзору, Госатомнадзору и др., рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

6. Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях - на руководителя подразделения.

7. Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж.

При этом они должны быть ознакомлены:

· с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором;

· со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии;

· с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

8. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

· при введении в действие на предприятии новых законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

· при изменениях технологических процессов и оборудования;

· при назначении или переводе на другую работу;

· по требованию государственной инспекции труда при установлении недостаточных знаний;

· после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

· при перерыве в работе в данной должности более 1 года.


9. Непосредственно перед проверкой знаний по охране труда организуется специальная подготовка: краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.

10. Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии по проверке знаний.

11. В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий (в дальнейшем - комиссии по проверке знаний) включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами - представители этих органов (по согласованию с ними).

12. Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда:

предприятий, находящихся в подчинении вышестоящих хозяйственных организаций, – в комиссиях этих организаций или в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов;

предприятий негосударственных форм собственности – в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов.

15. Комиссии по проверке знаний всех уровней состоят из председателя, заместителя председателя (в необходимых случаях), секретаря и членов комиссии.

Проверку знаний по охране труда комиссия может проводить в составе не менее трех человек.

20. Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами .

21. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения

22. Руководители и специалисты предприятий, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

23. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

24. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии), проводимого на предприятиях, в институтах (на факультетах) повышения квалификации и иных учебных заведениях.

26. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится на основе типовых программ, утверждаемых Министерством труда Российской Федерации.

27. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.


Примерный перечень вопросов для обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций

1. Основные положения трудового права

1.1. Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.

1.2. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности руководителей, специалистов и работников по его соблюдению.

1.3. Рабочее время и время отдыха.

1.4. Трудовые отношения между работодателем и работником, порядок их оформления и гарантии соблюдения.

1.5. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению.

1.6. Полномочия трудовых коллективов.

2. Правовые основы охраны труда

2.1. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда.

2.2. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение.

2.3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда.

2.4. Права и гарантии работников на охрану труда.

2.5. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии.

2.6. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии.

2.7. Особенности охраны труда женщин.

2.8. Особенности охраны труда молодежи.

2.9. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их представления.

2.10. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда.

2.11. Общественный контроль за охраной труда.

3. Организация работы по охране труда на предприятии

3.1. Общие принципы организации работы по охране труда на предприятии.

3.2. Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи.

3.2. Планирование работы по охране труда.

3.4. Специфические особенности производства на предприятии. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасного производства работ.

3.5. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда.

3.6. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

3.7. Порядок проведения сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

3.8. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов.

3.9. Инструктаж по охране труда, порядок проведения и оформления.

3.10. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью и работ, на проведение которых требуется наряд-допуск.

3.11. Порядок разработки и согласования проектно-сметной документации на строящиеся (реконструируемые) объекты производственного и социального назначения.

3.12. Порядок приемки в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социального назначения, оборудования и средств производства.

3.13. Порядок согласования нормативно-технической документации на применяемую и выпускаемую продукцию, выдача гигиенических сертификатов.

3.14. Санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.

3.15. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

3.16. Создание, оборудование и оформление кабинетов по охране труда.

3.17. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии.

3.18. Формы статистической отчетности по охране труда.

4. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них

4.1. Классификация основных опасных и вредных производственных факторов, понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

4.2. Требования безопасности при эксплуатации производственных зданий и сооружений. Организация надзора за техническим состоянием зданий и сооружений.

4.3. Общие требования безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

4.4. Требования безопасности по устройству и содержанию подъездных путей, дорог, проездов, проходов, колодцев.

4.5. Требования безопасности, предъявляемые к складированию материалов на территории предприятия.

4.6. Требования безопасности при выполнении работ на высоте.

4.7. Требования безопасности при погрузке, разгрузке и транспортировке грузов.

4.8. Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.

4.9. Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта.

4.10. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей, тракторов и других мобильных машин и стационарного оборудования.

4.11. Требования по организации безопасной эксплуатации электроустановок.

4.12. Требования безопасности при работе с источниками электромагнитного излучения.

4.13. Порядок обеспечения работников предприятия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

4.14. Требования безопасности при производстве ремонтных работ.

5. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев и профзаболеваний на производстве

5.1. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

5.2. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

5.3. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

5.4. Порядок оформления и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.5. Расследование и оформление смертельных и групповых несчастных случаев на производстве.

5.6. Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

6. Оказание помощи пострадавшим при несчастных случаях и иных повреждениях здоровья на производстве

6.1. Действия руководителей и специалистов при возникновении пожаров, аварий, несчастных случаев и других происшествий на предприятии и ликвидации их последствий.

6.2. Организация первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

6.3. Оказание доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, поражениях электротоком, отравлениях, ранениях, ушибах, переломах и иных повреждениях здоровья работников на производстве.


2. Расследование и учет несчастных случаев, связанных с производством

Целью расследования несчастного случая, происшедшего на производстве, является выявление причин, вызвавших этот случай, и разработка мероприя­тий, направленных на предупреждение повторения подобных случаев.

Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 558)

При расследовании и учете НС, происшедших с участием студентов и школьников в учебных заведениях, составляется акт Н-2.

Раздел I. Общие положения (п.п. 1 - 6)

Раздел II. Порядок расследования несчастных случаев (п.п. 7 - 13)

Раздел III. Оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет (п.п. 14 - 21)

Раздел IV. Заключительные положения (п.п. 22 - 25)

Приложение 1. Заключение государственного инспектора по охране труда

Приложение 2. Форма Н-1: акт о несчастном случае на производстве

Приложение 3. Акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со смертельным исходом

1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее именуются - несчастные случаи), обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности (далее именуются - организации).

2. В соответствии с настоящим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией.

3. Действие настоящего Положения распространяется на:

· работодателей;

· работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

· граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору подряда и поручения;

· студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях;

· военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;

· граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве;

· иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

· граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

· 4. Работодатель или лицо, им уполномоченное (далее именуется - работодатель), обязан:

· обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение;

· организовать формирование комиссии по расследованию несчастного случая;

· обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии);

· сообщать в течение суток по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (два и более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом в :

· государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

· прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

· орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

· соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

· орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;

· организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

· соответствующий профсоюзный орган.

5. Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель .

Раздел II. Порядок расследования несчастных случаев

7. Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда доверенное лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан ознакомить его с материалами расследования.

8. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента его происшествия. При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.

9. Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации. Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошел несчастный случай.

11. Расследование групповых несчастных случаев , несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Если государственный инспектор по охране труда по объективным причинам не имел возможности принять участие в расследовании несчастного случая, он обязан в случае необходимости провести расследование с использованием материалов ранее проведенного расследования и составить заключение по форме согласно приложению 1 , в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных требований по охране труда и допустившие их лица.

При гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти .

12. По требованию комиссии, проводящей расследование, работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить:

· выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

· фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов;

· предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

13. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.

14. Каждый несчастный случай , вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один рабочий день и более, потерю им трудоспособности не менее чем на один рабочий день или его смерть , оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1

При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего.

В акте по форме Н-1 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда.

16. По результатам расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом оформляются материалы расследования, которые должны содержать:

· планы, схемы, эскизы, а при необходимости и фото-, кино и видеоматериалы места происшествия;

· документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

· выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;

· протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц, ответственных за соблюдение нормативных требований по охране труда;

· экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

· выписки из нормативных правовых актов и других организационно-распорядительных документов, регламентирующих безопасные условия труда и ответственность должностных лиц;

· медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причинах смерти пострадавшего, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения;

· документы, подтверждающие выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

· выписки из предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц органа государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, а также представления инспекции общественного контроля об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда, если такие предписания и представления ранее выдавались.

20. Материалы расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом вместе с актом по форме Н-1 и актом расследования указанных несчастных случаев в 3-дневный срок после их оформления должны быть направлены работодателем в прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации , а также в органы государственного надзора (по их требованию).

Порядок расследования причин ава­рий, происшедших в процессе строи­тельства или эксплуатации зданий и сооружений, определен «Положением о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации (утверждено приказом Министерства строительства РФ от 06.12.94 N 17-48).


3. Анализ производственого травматизма

Задачей анализа травматизма и профессиональных заболеваний явля­ется установление причин и закономер­ностей, которые вызвали появление несчастных случаев и заболеваний.

Условная классификация причин трав­матизма:

Организационные причины:

· отсут­ствие или неудовлетворительное проведение инструктажа и обучения;

· от­сутствие проекта производства работ, инструкции по технике безопасности, руководства и надзора за работой;

· неудовлетворительный режим труда и отдыха;

· неправильная организация рабочего места, движения пешеходов и транспорта;

· отсутствие, неисправность или несоответствие условиям работы спецодежды, индивидуальных средств защиты и др.

Технические причины подразделяют на конструкторские, технологические и неудовлетворительное техническое об­служивание:

а) конструкторские причины:

· не­соответствие требованиям безопасно­сти строительных конструкций, техно­логического оборудования, транспортных и энергетических устройств;

· не­совершенство конструкции монтажной оснастки, ручного и переносного меха­низированного инструмента;

· отсутствие или несовершенство оградительных предохранителей и других технических средств безопасности;

б) технологические причины:

не­правильный выбор оборудования, осна­стки грузоподъемных средств и средств механизации, нарушения технологичес­кого процесса;

в) неудовлетворительное техническое обслуживание :

· отсутствие плановых профилактических осмотров, технических уходов и pемонтов оборудова­ния, оснастки и транспортных средств;

· неисправность ручного и переносного механизированного инструмента,

Причины неудовлетворительного со­стояния производственной среды :

· неблагоприятные метеорологические условия;

· неудовлетворительная освещенность;

· повышенный уровень шума и вибрации,

· повышенная концентрация вредных веществ и пыли в воздухе рабочей зоны;

· наличие вредных облучений.

Психофизиологические причины:

· несоответствие анатомофизиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда;

· отсутствие ограждений опасных зон, индивидуальных средств защиты; неудовлетворительный психологический климат в коллективе;

· алкоголизм и др.

К основным видам травмирующих факторов относятся :

· физическое воз­действие на человека деталей машин, механизмов и другого оборудования;

· транспортных средств и подъемного оборудования;

· падение предметов, па­дение человека с высоты и т. д.

Методы анализа производственного травматизма

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по документам, регистрирующим уже совершившиеся факты несчастных случаев, профессиональных отравле­ний и заболеваний (акты по форме Н-1, листки нетрудоспособности) за определенный период времени.

Статистические методы предусмат­ривают следующие этапы исследования: наблюдение, накопление статистичес­кого материала и обработка (анализ) полученных данных с последующими выводами и рекомендациями.

Коэффициент частоты, определяю­щий количество несчастных случаев, происходящих па 1000 работающих за отчетный период, K ч = n 1000/Р,

где n общее количество несчастных случаев, происшедших в строительной организации за отчетный период; Р - среднесписочное количество работаю­щих в этой организации за тот же отчетный период.

Коэффициент тяжести травматиз­ма, устанавливающий среднюю дли­тельность временной нетрудоспособно­сти, приходящуюся на один несчаст­ный случай К т = Т/n,

где Т - суммарное количество дней временной нетрудоспособности по всем несчастным случаем, подлежащим уче­ту за отчетный период (полугодие, 1 од).

Показатель общего травматиз­ма, представляющий собой количест­во дней нетрудоспособности на 1000 работающих: К общ = Т 1000/Р (без инвалидности и смертей)

Показатель, опреде­ляющий процентное соотношение травм с тяжелым (инвалидным) и смертельным исходом: К сн = С 100/n,

где С - количество случаев со смер­тельным и инвалидным исходом, п - общее количество несчастных случаев за отчетный период.

Групповой метод изучения травма­тизма основан на повторяемости не­счастных случаев независимо от тяже­сти повреждения. Имеющийся мате­риал расследования распределяется по группам с целью выявления несчаст­ных случаев, одинаковых по обстоя­тельствам, происшедших при одина­ковых условиях, а также повторяющих­ся по характеру повреждений.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту его происшествия. Все не­счастные случаи систематически на­носятся условными знаками па планах производства работ …

Монографический метод производственного травматизма вклю­чает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: трудо­вой и технологический процессы, ра­бочее место, основное и вспомогатель­ное оборудование, индивидуальные средства защиты, общие условия произ­водственной обстановки и т. д.

В результате такого исследования выявляются не только причины проис­шедших несчастных случаев, но и по­тенциальные опасности и вредности, которые могут оказать вредное воз­действие на работающих.

Системный подход к решению проблемы безо­пасности труда. Этот метод состоит в изучении полной совокупности факто­ров, влияющих на условия труда на всех стадиях производственного про­цесса.

Методы дисперсного и корреляционного анализа используют для определения степени влияния нескольких факторов на основные по­казатели травматизма, выявление ха­рактера и связи между показателями и факторами травматизма.

4. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда"

Настоящее Положение устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Положение предусматривает проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.

1.2. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

1.4. Результаты аттестации используются в целях:

· планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

· сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

· обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

· решения вопроса о связи заболевания с профессией;

· рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка,… представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников;

· составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда по форме № 1 - Т (условий труда) ;

1.5. Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

1.6. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.

2.4. Аттестационная комиссия организации:

· осуществляет контроль за проведением работы на всех ее этапах;

· составляет полный перечень рабочих мест организации;

· выявляет на основе анализа причин производственного травматизма в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;

· составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса;

· аттестует и принимает решения по дальнейшему использованию рабочих мест;

· разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда;

2.5. При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

3.1. Задача - определение фактических (а не расчетных) значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.1.1. При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

3.1.2. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

3.2. Оценка травмобезопасности рабочих мест.

3.2.5. Проверяется соответствие оборудования нормативным документам по безопасности, а также:

наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;

устройство ограждений трубопроводов, гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительных клапанов, кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;

наличие устройств (ручек) для перемещения частей оборудования вручную при ремонтных и монтажных работах;

исключение опасности, вызванной разбрызгиванием обрабатываемых и (или) используемых при эксплуатации производственного оборудования материалов и веществ в рабочую зону, падением или выбрасыванием предметов (например, инструмента, заготовок);

исключение опасности, вызванной разрушением конструкций, элементов зданий, обрушением пород и других элементов в карьерах, шахтах и т.п.;

наличие сигнальной окраски и знаков безопасности;

обеспечение функционирования средств защиты;

наличие на пульте управления сигнализаторов аварийной остановки;

исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;

осуществление защиты электрооборудования, электропроводки;

исключение контакта горячих частей оборудования с открытыми частями кожных покровов работающих,

соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям;

соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной установки) для транспортных средств;

безопасность трасс транспортных средств, оснащение их средствами защиты и знаками безопасности;

4. Оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

4.1. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются:

Ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении и сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации.

5. Реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

5.1. Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

5.1.1. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационной комиссией с учетом предложений, поступивших от подразделений организации, отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

5.8. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

5. Медицинские осмотры

"О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии"

В приказе изложен:

1. Временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (приложение N 1);

2. Временный Перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (приложение N 2);

3. Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников (приложение N 3);

4. Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу в соответствии с временными Перечнями NN 1 и 2 (приложение N 4);

5. Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению (приложение N 5).

Выдержки из Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников:

1.1. Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе.

Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний: выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.

1.2. Работники, занятые непосредственным управлением различными видами транспортных средств (автомобильными, городскими, электрическими, воздушными, речными, морскими, железнодорожными) проходят предварительные и периодические медицинские осмотры по спискам профессий, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованных с Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

2.1. Контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам, определяет центр Госсанэпиднадзора совместно с работодателем и профсоюзной организацией предприятия.

4.1. Работодатель (руководитель организации):

Составляет в месячный срок после получения от центра Госсанэпиднадзора данных о контингентах лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, поименный список таких лиц с указанием наименования производства, цехов, профессий, вредных, опасных веществ и производственных факторов, воздействию которых подвергаются работники, стажа работы в данных условиях;

Своевременно направляет работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры при наличии показаний, указывая в направлениях, выдаваемых им на руки, все необходимые сведения;

Несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр, либо не допущенных к работе по медицинским показаниям;

Выдержки из «Инструкции по применению Списка профессиональных заболеваний»:

3. К острым профессиональным заболеваниям (отравлениям) относятся формы, развившиеся внезапно, после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает ПДК или ПДУ.

4. К хроническим профессиональным заболеваниям (отравлениям) относятся такие формы заболеваний, которые возникли в результате длительного воздействия вредных, опасных веществ и производственных факторов. К хроническим должны быть отнесены также ближайшие и отдаленные последствия профессиональных заболеваний (например, стойкие органические изменения ЦНС после интоксикации окисью углерода). Необходимо учитывать возможность развития профессиональных заболеваний через длительный срок после прекращения работы в контакте с вредным, опасным веществом и производственным фактором (поздние силикозы, бериллиоз, папиллома мочевого пузыря и т.д.). К профессиональным могут быть отнесены также болезни, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактором риска (например, рак легких, развивающийся на фоне асбестоза, силикоза или пылевого бронхита).

Список профессий, работники которых должны обязательно проходить медицинские осмотры

1. Работы на высоте, верхолазные работы и связанные с подъемом на высоту, а также по обслуживанию подъемных сооружений (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс) 1 раз в 2 года

1.1. Работы в качестве крановщика (машиниста крана) 1 раз в 2 года

1.2. Работа лифтера (к приему на работу для лифтеров обычных лифтов противопоказаний нет) 1 раз в 2 года

2. Электротехнический персонал, выполняющий работы по оперативному обслуживанию и ремонту в действующих электроустановках напряжением 42 В и выше переменного тока и 110 В и выше постоянного тока, а также выполняющий монтажные и наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках 1 раз в 2 года

5. Работы, связанные с обслуживанием сосудов под давлением 1 раз в 3 года

6. Работы, связанные с применением взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах 1 раз в год

10. Подземные работы

6. Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

1. Все отрасли (подотраслей) экономики разделены на 14 классов профессионального риска

1.1. Выплаты в фонд социального страхования в зависимости от класса профессионального риска предприятия:

1.2. Страховые тарифы на каждый год устанавливаются федеральным законом, подписываемым Президентом с одобрения Думы и Совета Федерации. На 2000 год:

Класс профессионального риска

Наименование отрасли

Страховой тариф,

Управления, образование, культура, ……

Электроэнергетика, транспорт, метрополитен, связь, ….

…………….

Строительство, нефтехимическая, пищевая, рыбная промышленность, ………………

Сланцевая промышленность, строительство шахт

Добыча угля подземным способом

2. В зависимости от степени вины застрахованного ежемесячные выплаты по социальному страхованию в случае потери трудоспособности могут быть уменьшены, но не более чем на 25 %.

3. Могут быть установлены надбавки и скидки к страховым тарифам (до 40 %) в зависимости от состояния ОТ на предприятии.

4. Единовременные выплаты по смерти работника от НС или ПЗ составляют 60 МРОТ.



Похожие статьи