Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Установка общедомовых счетчиков без согласия жильцов

На первый взгляд, довольно «истёртый» вопрос, но собственников до сих пор интересует, что же причисляется к общедомовому имуществу и какие траты лежат на их плечах, а какие - на управляющей компании. Расшифровка этого термина приводится в статье 36 Жилищного кодекса РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме , утверждённых постановлением от 13.08.2006 N 491. Разберём, что же имеется в виду и что может относиться к общедомовой собственности.

По статье 36 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017), далее ЖК РФ, собственник квартиры в многоквартирном доме обладает правом на долю в общедомовом имуществе данного дома.

В этой статье

Что в перечне?

Согласно ЖК в его перечень включаются:

  1. Помещения, выходящие за границы квартиры: лестничные марши, площадки, коридоры, подвальные помещения, технические этажи, чердачные помещения, оборудование лифтов. Достаточно часто технические этажи и подвалы продаются в виде офисных нежилых помещений. Тем не менее в пункте 1.1 статьи 36 указано, что в перечень входят подвальные помещения и технические этажи, имеющие общие инженерные коммуникации, вследствие чего часть подобных помещений в любом случае относится к общедомовому имуществу.
  2. Прочие помещения, не принадлежащие собственнику. В частности, если Вы с соседями обустроили у себя в подвальном этаже спортивный зал, то на праве общедомовой собственности он принадлежит всем собственникам.
  3. Кровля, несущие элементы здания, дымоходы, иное оснащение, находящееся в здании или за его границами, используемое для обслуживания 2 и более квартир или помещений.
  4. Участок земли, на котором расположен многоквартирный дом вкупе с элементами благоустройства: парковками, озеленением, площадками для детей и прочим, относящимся к этому зданию в пределах, установленных соответствующими кодексами.

Соответственно, и постановление правительства № 491 к общей собственности причисляет то же имущество. Итак, разберём более детально официальные термины.

Балкон

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 36 жилищного кодекса, общедомовыми признаются несущие и прочие элементы здания, обслуживающие свыше одного помещения. К этой категории относится плита балкона. Но вот ограждение, остекление и отделка является уже частной собственностью. За них отвечает собственник квартиры, которому принадлежит балкон.

А вот с крышей балкона на последнем этаже всё сложнее. Если она была заложена в проекте дома, тогда это общедомовое имущество. Если же собственник сделал крышу балкона самостоятельно, то это частная собственность.

Стояк отопления

В соответствии с постановлением правительства № 491, пункт 6, выходит, что стояк системы отопления - тоже общедомовое имущество.

Полотенцесушитель

Полотенцесушитель - это неотъемлемая часть системы снабжения дома горячей водой. В соответствии с постановлением правительства № 491, пункт 5, абзац 1:

Если на ответвлении к змеевику отсутствуют перекрывающие краны, то он причисляется к общедомовому имуществу и ответственность за него несёт управляющая организация. Если же установлены краны для отсоединения полотенцесушителя , то к общедомовому имуществу относится только ответвление до него, а находящееся за ним относится к личному имуществу собственника.

Стояк канализации

Во втором абзаце того же пункта 5 постановления сказано, что частная собственность кончается там, где находится первое стыковое соединение, ответвляющееся от канализационного стояка.

Ответственность за порчу общедомового имущества

В кодексе об административных правонарушениях предусмотрено наказание по статье 7.17 ». К нему, как правило, относится и порча общедомовой собственности. Отдельная статья законом за не предусмотрена.

При повреждении общедомовой собственности возможны следующие варианты действий. В случае невозможности определения конкретной личности, причастной к порче собственности, потребуется обращение в компанию, занимающуюся управлением многоквартирным зданием.

Просить ликвидировать эти повреждения следует обязательно в письменном виде. В случае если личность, повредившая общую собственность, известна (например, сосед вбил в коридорную стену крепления для хранения на них велосипеда) требуется обращение в жилищную региональную инспекцию, к которой относится Ваше домовладение. В неё следует направить письменную жалобу о нарушении владельцем порядка пользования общедомовым имуществом.

Ответственность управляющей компании за общедомовое имущество

Ответственность прописывается в договоре между управляющей компанией и всеми собственниками. Каждый собственник может получить копию такого договора на руки при запросе в управляющую компанию - это неотъемлемое право жильцов. Исходя из этого, компания несёт ответственность в первую очередь по обязательствам, прописанным в договоре. Тем не менее, в нём обязаны соблюдаться некоторые условия по её ответственности перед владельцами квартир за содержание общедомовой собственности в многоквартирном доме.

Согласно законодательству, она избавляется от ответственности за ремонт общедомовой собственности в случаях:

  • причинения вреда общедомовой собственности в результате действий собственников квартир или же, напротив, в случае их бездействия;
  • возникновения аварии не по вине управляющей компании (акт вандализма, пожар и пр.);
  • использования не по назначению;
  • физического изнашивания конструкций или инженерных коммуникаций, в случае если собственниками не проведён требуемый капитальный ремонт.

Помимо этого, на компании лежит бремя ответственности за доказательство вины собственников в порче имущества. Только при наличии таких доказательств она имеет право избежать ответственности. К тому же стоит помнить, что состав услуг, представляющихся управляющей компанией, не может быть меньше минимально указанного в постановлении правительства № 290 перечня услуг. Исходя из этого, ремонтирование и содержание общедомовой собственности обязано совершаться за счёт управляющей компании.

Использование и содержание общедомового имущества

Содержится такое имущество, по постановлению правительства № 354 от 6.5.2011 года, за счёт жильцов, вне зависимости от присутствия счётчиков. В оплату коммунальных расходов включены общедомовые нужды (ОДН), их оплачивают квартиросъёмщики и собственники квартир в многоквартирных домах.

ОДН требуют постоянных мероприятий, помогающих поддерживать дом в надлежащем виде. Такие мероприятия имеют отношение к коллективному имуществу, в том числе подъездов, кровли, лестниц, чердаков и подвалов в жилом доме.

Использование такого имущества невозможно без согласия всеобщего собрания собственников. Так что ни ТСЖ, ни управляющая организация, ни тем более собственники квартир не имеют право единолично распоряжаться таким имуществом, не имея на руках результатов общего собрания жильцов. Такое постановление собрания обязано быть оформлено согласно действующим правилам жилищного законодательства. В противном случае оно может быть признано недействительным.

Также передача такой собственности в безвозмездное пользование допустима при 100% согласии собственников всех жилых и нежилых помещений, согласно статье 36 ЖК РФ пункта 3. Но для сдачи его в аренду нужны голоса собственников, владеющих 2/3 жилых и нежилых площадей помещений. Денежные компенсации за аренду, вырученные при этом, распределяются среди всех собственников эквивалентно их долевой собственности.

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации. Самый простой выход – установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг. В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:

Показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как видим, Постановлением Правительства РФ № 124 введен обязательный порядок расчета объема коммунального ресурса, поставленного РСО в МКД, не оборудованный коллективным счетчиком. Это означает, что УК и ТСЖ, обслуживающие дома без счетчиков, должны получить счета за ресурсы с новыми цифрами уже за март 2012 года. Использование в расчете исключительно нормативов потребления (если в доме есть помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета), как это имело место ранее с учетом арбитражной практики, теперь незаконно. Получается, что у исполнителя коммунальных услуг не образуется разницы между суммами, предъявленными к уплате РСО и начисленными жильцам. Значит, уже нет острой необходимости устанавливать общедомовые счетчики.

Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.

Принудительная установка общедомового прибора учета

Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.

Законодательство о коллективном счетчике

Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.

В сфере управления МКД

Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества. В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения – п. 5, отопления – п. 6, электроснабжения – п. 7). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 – о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.

Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.). В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имуществанадлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД. Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества, принадлежат собственникам помещений. По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг: потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.

Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).

В сфере ресурсоснабжения

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 № 6530/10, от 22.09.2009 № 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143). Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи).

Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам. Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное – наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 № 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома – потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 № 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка № 11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии – коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании.

Последний акт в данном разделе – Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 № 83, которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования – для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено, поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Общедомовой счетчик – только в собственности жильцов

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 № 33-3335/2011, которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011. Инициатор судебного разбирательства – гражданин, ответчик – гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды – недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении. Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении, то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии.

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 № 2-718/2011,от 26.10.2011 № 2-612/2011, от 27.10.2011 № 2-591/11. Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии – недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт – Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 № 2-17/12, которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах.

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное – место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее – убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении.

Жизнь в мегаполисах подразумевает проживание в многоэтажных домах с многочисленными соседями. В связи с этим каждый владелец такой недвижимости должен знать, что является общедомовым имуществом в многоквартирном доме.

Коллективное имущество в многоквартирном доме

Перед тем как говорить о правах и обязанностях каждого из жильцов перед общедомовой , стоит разобраться, что именно входит в перечень общего имущества. На основании статьи 36 из Жилищного кодекса в коллективное имущество входят следующие объекты:

  • Площадки, выходящие за пределы границ квартиры: лестничные площадки и коридоры, техэтаж, подвал, чердак, техническое оборудование лифта и сам лифт.
  • Крыша, дымоход и другое оснащение, которое есть в здании.
  • Площадь земли, на которой построен объект, а также парковки, детские площадки и иные виды объектов.

Кроме того, если вы и другие жильцы организовали игровую площадку, спортзал в подвале или сад на крыше, то эти объекты в равном праве принадлежат каждому человеку из многоквартирного дома.

А если у вас имеется балкон, закон гласит, что элементы, которые были заложены при постройке дома, являются общедомовой собственностью. Причем, если в планировке значилась крыша балкона, то и она будет являться коллективной собственностью. А если жильцы перекрыли от дождя, то это уже частная собственность.

Остекление и отделка не являются коллективным имуществом. Ответственность за их сохранность несет собственник.

Вся система отопления, канализационный стояк (где начинаются первые отводы от стояка) – это общедомовая собственность.

Права проживающих на использование коллективной собственности

Коллективное имущество эксплуатируется в соответствии с Жилищным кодексом, в котором разрешается ремонт и перестройка, но только с согласия всех проживающих в многоэтажном доме.

Кроме того с согласия всех обладателей общего имущества многоквартирного дома любое из помещений может быть передано в пользование другому объекту. Это возможно в том случае, когда эксплуатация данного объекта не нарушает интересы, покой и законодательные права жителей дома.

Стоит отметить, что земельный участок и прилегающие территории, которые по закону относятся к общей собственности, также используются иными собственниками с разрешения жильцов. Но главное условие такого соглашения является то, что арендаторы не имеют права ограничивать проход и проезд жильцам дома. Такое действие считается противозаконным. Данное соглашение оформляется между собственниками дома и объектом, который планирует использовать участок по своему усмотрению.

Также у собственников многоэтажного дома предусмотрены следующие права:

  • Право на ознакомление с технической документацией дома;
  • Через суд взыскание с виновного возмещение нанесенного ;
  • Право на доступ информации о собраниях владельцев коллективной собственности.

Обязанности проживающих в многоэтажном доме

Помимо основных прав у жильцов многоэтажного дома, также есть и обязанности:

  1. Если были обнаружены неисправности в приборах учета на коллективной площади, то собственник обязан сообщить в управляющие органы для устранения неполадки.
  2. Немедленно информировать спасательные службы и УК о пожаре, утечке газа, прорыве труб.
  3. Обеспечить сохранность пломб на общедомовых приборах учета.
  4. Допускать работников коммунальных служб, УК в свою жилищную площадь для осмотра приборов учета.
  5. Допускать работников аварийных бригад в свою собственность для осмотра или устранения аварии.
  6. Каждый месяц не позднее определенного числа, указанного в квитанции, оплатить все задолженности по коммунальным услугам, в том числе и капитальный ремонт. Даже если в настоящий момент в квартире никто не проживает.
  7. Предпринимать все действия для сохранения коллективного имущества.
  8. Сохранять и поддерживать чистоту на общих площадках.

Для соблюдения всех обязанностей необходимо помнить, что именно является общедомовым имуществом в многоэтажном доме.

Эксплуатация общих площадок в многоэтажном доме

Использование общих площадок в многоэтажном доме

Для поддержания всей общедомовой техники и других объектов, необходимы постоянные ремонтные и профилактические работы. Данные мероприятия также предусмотрены для таких коллективных площадок, как крыша, лифт, подвал, технический этаж.

Ограничение в использовании коллективных площадок

Несмотря на то что все жильцы дома являются собственниками коллективной площади в равной доле, существуют некоторые ограничения в использовании коллективного имущества:

  1. Запрещается вести производственную, коммерческую и рекламную деятельность на коллективной территории.
  2. Запрещено курение на общих площадках, за исключением специально отведенных мест.
  3. Парковка разрешается только в специально отведенных местах.
  4. Запрещается устанавливать веревки и иные приборы для сушки белья в общих помещениях.
  5. Нельзя устанавливать антенны для телевидения и радиоприемников на кровле дома.
  6. Категорически запрещается утилизация отходов в канализацию (спички, предметы гигиены, тряпки и иной нерастворимый мусор). Работы по устранению аварии будет производиться за счет нарушителя, если, конечно, он будет известен.
  7. Запрещается самостоятельно закрывать подвал, технический этаж, щиток и другие общедомовые помещения и приборы.
  8. Запрещается вывешивание объявлений, листовок и рекламы на стенах и других объектах. Для этого должна быть предусмотрена специальная доска объявлений. Причем листовка должна быть убрана с доски не позднее 2-х суток.
  9. Категорически запрещается рисовать, чертить и другими способами портить общее имущество.
  10. Собственникам категорически запрещается хранить в подъездах, на чердаках, на лестнице и в подвале любые легковоспламеняющиеся средства.
  11. Нельзя оставлять без присмотра на долгое время любые объекты: коляски, велосипеды, самокаты и другие. Для этого должны быть отведены специальные места.
  12. Запрещается вырубка деревьев и порча газонного покрытия.
  13. Категорически запрещается выгуливать домашних питомцев на детских площадках и иных зонах отдыха.
  14. Категорически запрещается содержание и разведение таких домашних животных, как куры, гуси и иной домашний скот.
  15. Содержание домашних питомцев не должно нарушать санитарное состояние в общедомовых имуществах.
  16. животных несут полную ответственность за порчу общего имущества их питомцем.

Порча общедомового имущества

Порча имущества многоквартирного дома

В некоторых случаях нарушителя установить нет возможности. Тогда необходимо письменно обратиться в УК с просьбой устранить последствия. Если нарушитель известен, то для установления справедливости и ликвидации последствий необходимо обратиться в региональную жилищную инспекцию. Делать это так же придется в письменном виде.

Наказание предусматривает штраф от 300-500 руб, если дефект незначительный. Но если есть значительная порча имущества, то речь идет уже об уголовной ответственности, штраф которой определяется индивидуально. При серьезных нарушениях, например, при поджоге с пострадавшими, возможен большой или лишение свободы до пяти лет.

Если нарушителем оказался несовершеннолетний гражданин, то вся ответственность ложится на его законных представителей, а именно опекунов или родителей. Кроме того, им может грозить составление административного протокола.

Если гражданин, совершивший акт вандализма, достиг 14 лет, то он несет ответственность самостоятельно, однако, возмещение денежной компенсации производится с родителей или опекунов. Полная уголовная ответственность накладывается уже на 16-летнего подростка.

Место Управляющей компании в ремонте и поддержании общего имущества

Права и обязанности УК заключаются в договоре между собственниками и представителями УК, где подробно прописано, что конкретно является коллективным имуществом в многоквартирном доме. Каждый собственник имеет право на получение дубликата договора при запросе в УК. В связи с этим УК несет ответственность согласно прописанным пунктам в договоре и обязана производить профилактические работы, направленные на поддержание всех функций учетного оборудования (общедомового), а также косметический и капитальный ремонт.

Но в некоторых случаях согласно законодательству, ответственность за общедомовое имущество снимается с управляющей компании:

  1. Нанесенный ущерб был осуществлен собственниками , был осуществлен по их причине или собственники не предотвратили никаких действий для того, чтобы ущерб не был причинен.
  2. Создание аварийной ситуации не по вине УК (вандализм, поджог).
  3. Использование коллективного имущества не по назначению.

Но, стоит отметить, что Управляющей компании предварительно необходимо доказать, что ущерб был нанесен по вине собственников. Только в случае, если вина собственников была доказана, УК может избежать ответственности.

При заключении договора необходимо знать, что перечень услуг и обязанностей Управляющей компании перед содержанием общедомового имущества не может быть меньше минимального. Весь список предоставлен в Постановлении правительства РФ от 03.04.2013 №290.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Чем больше этажей в доме, чем больше сам дом, тем проще с соседями, когда ни кто друг-друга не знает, я всегда завидую людям, которые в многоэтажках живут. Там ни кто не станет держать гусей и прочую живность.

    Ответить

Делятся на два вида: индивидуальные и коллективные (общедомовые) счетчики. Индивидуальный прибор учета - это оборудование, которое учитывает ваше личное потребление ресурсов. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии считает потребление коммунального ресурса жилого дома в целом, включая в том числе и общедомовые нужды.

В соответствии с законом № 261-ФЗ «О сбережении энергии и об улучшении энергетической эффективности и о корректировке отдельных законодательных актов Российской Федерации» собственники и наниматели жилых домов обязаны устанавливать общедомовые приборы учета тепловой энергии (закон был принят в ноябре 2009 г.).

Предназначение коллективных счетчиков

Монтаж оборудования этого типа преследует следующие цели:

  • Расчет оплаты осуществляется на основании действительного расхода теплоэнергии.
  • Равномерное распределение суммы платежей между жильцами относительно каждого отдельного многоквартирного дома.
  • Ответственность за общедомовое имущество передается обитателям жилого здания.

Основные виды коллективных счетчиков

Выбирая общедомовой прибор учета необходимо учитывать его особенности конструкции и специфику монтажа. Существует четыре основных вида этих устройств.

Тахеометрический

Это довольно простое устройство, конструкцией которого предусмотрены следующие элементы:


Стоит такое устройство сравнительно недорого, однако для его эксплуатации требуется наличие дополнительного фильтра, предохраняющего общедомовой прибор учета тепловой энергии и в целом отопительную систему от всевозможных загрязнений.

Недостатки

Также стоит обратить внимание на недостатки этих счетчиков. Они не пригодны для использования, если отмечается высокий уровень жесткости циркулирующей по системе воды. Еще одним отрицательным моментом, который может сказаться на установке этого оборудования, является наличие в теплоносителе различных примесей.

Все эти условия могут привести к частому засорению фильтра, что провоцирует снижение уровня давления теплоносителя. По этой причине счетчики такого типа, как правило, применяются в частных домах.

Достоинства

Главным преимуществом тахеометрического оборудования является его способность функционировать при помощи специальной батареи в течение 5 лет. Кроме того, эти устройства могут использоваться в помещениях с повышенной влажностью. В то время как риск повреждения главных элементов сведен к минимуму, так как конструкцией не предусмотрены электронные компоненты.

Электромагнитный

Общедомовой прибор учета тепловой энергии электронного типа работает посредством образования в нем электрического тока в результате прохождения через магнитное поле теплоносителя. Данное обстоятельство обуславливает необходимость постоянного обслуживания агрегата, а его установка требует от исполнителя профессионализма и компетентности.

Несвоевременная профилактика может спровоцировать загрязнение расходомера, что в результате отразится на показаниях прибора учета. Возникновение этой проблемы связано с наличием железа в теплоносителе и некачественных соединений в проводке.

Соблюдение всех требований по эксплуатации - это гарантия качественной и бесперебойной работы. Важно отметить, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии электромагнитного типа отличаются высокой степенью точности.

Вихревой

В данном случае работа устройства этого типа связана с появлением завихрения, относительно препятствия на пути движения теплоносителя. При этом частота появления подобных завихрений зависит от количества проходящего теплоносителя. Установка общедомового прибора учета тепловой энергии может осуществляться как на горизонтальных, так и на вертикальных трубопроводах, но при условии, что перед счетчиком и после него будет наличествовать прямой участок трубы.

Оборудование данного типа потребляет небольшое количество энергии, на одной батарейке оно способно функционировать на протяжении пяти лет.

Негативно реагируют на крупные примеси в теплоносителе и перепады давления. Следовательно, для качественной работы агрегата обязательным мероприятием является установка специального фильтра.

Важно отметить, что наличие железа в теплоносителе и отложения в трубопроводах никоим образом не сказываются на точности показаний. Также данное устройство оснащено специализированным интерфейсом, что позволяет управляющей компании производить снятие показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии удаленно. Кроме того, данное приложение выполняет отправку сообщений, которые оповещают о каких-либо неисправностях. Это обстоятельство гарантирует своевременное вмешательство соответствующей службы, которая оперативно устранит возникшие неприятности.

Ультразвуковой счетчик

Принцип действия этого устройства основан на прохождении особого ультразвукового сигнала сквозь поток теплоносителя. Время передачи сигнала напрямую связано со скоростью движения жидкости.

Для тех, кто устанавливает общедомовой прибор учета тепловой энергии этого типа, необходимо знать условия его эксплуатации:

  • Постоянство давления.
  • Отсутствие в системе воздуха.
  • Максимальный уровень чистоты циркулирующей жидкости.
  • Отсутствие на стенах трубопроводов отложений.

Наличие перечисленных факторов обеспечит эффективную работу счетчика, который будет показывать неискаженный результат.

Эксплуатации оборудования этого типа может затребовать монтажа дополнительных элементов, которые будут обеспечивать подачу теплоносителя по разным каналам.

Организация учета теплоэнергии

Порядок установки тепловой энергии:


Установка общедомового счетчика

  • Для начала необходимо организовать собрание нанимателей квартир и собственников для того, чтобы принять решения об установке коллективного счетчика.
  • Обратиться с решением по установке коллективного счетчика и его оплате в организацию по управлению нанимателей и собственников квартир.
  • Управляющая организация, в свою очередь, должна обратиться в ресурсно-снабжающую компанию по выдаче технических условий, в соответствии с которыми будет производиться проектирование и установка общедомового прибора учета тепловой энергии.
  • Управляющая компания, при финансировании нанимателей и собственников квартир, для установки счетчика заключает договор на разработку проектной документации со специализированной организацией.
  • После получения проектной документации управляющая компания направляет ее на согласование в ресурсно-снабжающую организацию и при положительном заключении устанавливает коллективный общедомовой прибор учета тепловой энергии, а затем допускает его к эксплуатации.

Ввод в эксплуатацию

Установленный коллективный счетчик допускает к эксплуатации комиссия в составе:

  • Представителя от компании, которая осуществляла установку и наладку вводимого в эксплуатацию оборудования.
  • Представителя потребителя.
  • Представителя компании, осуществляющей поставку тепловой энергии.

Комиссию должен создавать владелец В процессе приемки в эксплуатацию комиссия проверяет следующее:

  • Наличие паспортов, заводских пломб и свидетельств о поверке.
  • Соответствие проектной документации составных элементов теплового узла.
  • Соответствие допускаемых температурных графиков, диапазонов измерений и гидравлических режимов работы, значениям параметров, определяемым условиями подключения к отопительной системе и договором.
  • Соответствие характеристик приборов измерений характеристикам, которые указаны в паспорте устройства.

При отсутствии замечаний комиссия должна подписать акт ввода в эксплуатацию счетчика, установленного у потребителя. Этот документ является основанием для ведения учета теплоносителя по счетчику, тепловой энергии, контроля качества и режима теплопотребления с использованием полученных данных с момента подписания документа.

Пломбирование

После подписания акта о вводе в эксплуатацию осуществляется пломбировка теплового узла. Пломбирование производится:

  • Представителем потребителя.
  • Представителем теплоснабжающей компании, если тепловой узел принадлежит потребителю.

Проверка

Счетчики подвергаются первичной проверке заводом-изготовителем еще перед поступлением в продажу. Подтверждением этой процедуры является наличие следующих элементов:


По истечении определенного срока производится очередная проверка. Перед каждым сезоном отопления и после очередного ремонта или проверки приборов учета производится проверка готовности теплового узла к эксплуатации. В результате составляется акт проверки теплового пункта на границе раздела смежной сети.

После ввода в эксплуатацию наниматели и собственники квартир должны выполнить мероприятия по энергосбережению: установку на входные двери пружин и доводчиков, утепление окон, дверей и т. д.

Техобслуживание

Обслуживание счетчика заключается в поддержании теплового оборудования в работоспособном состоянии, регулярном осмотре, устранении причин, воздействующих на износ, и поломки, проверке работы первичных преобразователей на обратных и подающих трубопроводах проверке правильного функционирования работы прибора учета, проверке работы и схем термопреобразователей сопротивления, еженедельной распечатке показаний для проведения анализа и разработке рекомендаций по поддержанию необходимой температуры и многое другое.

При необходимости в процессе обслуживания осуществляются работы по демонтажу (снятие и отключение) неисправных устройств и повторный монтаж счетчика после вторичной проверки и ремонта.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии: как оплачивать

Расчет оплаты довольно прост и состоит из нескольких этапов:

  • Определяется стоимость обогрева одного м 2 . Для этого показатели счетчика нужно умножить на действующий тариф и полученное число разделить на площадь всех отапливаемых в доме помещений.
  • Затем рассчитывается доля каждой отдельной квартиры. Для этого суммарная площадь помещений дома (включая подъезды, подвалы, чердаки) умножается на результат, который получился во время деления суммарной площади квартиры на общую площадь всех нежилых помещений и квартир. Таким образом, получается общий показатель площади всех помещений, который приходится на вашу квартиру.
  • Площадь квартиры складывается с площадью составляющих вашу долю помещений. Полученное число нужно умножить на стоимость обогрева одного м 2 .

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тарифы регулируются таблицей Сведения об утвержденных тарифах для ПАО "МОЭК" на 2016-2018 годы. Для населения всех административных округов г. Москвы (кроме Новой Москвы) утверждены 2 (два) тарифа, отличающиеся друг от друга тем, обслуживается ли тепловой пункт ПАО «МОЭК» или нет. По информации от ЗАО УК «Капитал Инвест» наш тепловой пункт не обслуживается данной теплоснабжающей организацией, т. к. задолженность КП «Управление гражданским строительством» за наше тепло перед ПАО «МОЭК» составляет 20-30 млн. руб. Оплачивать эту задолженность КП «УГС» не собирается. Поэтому согласно пункту 1.1.1 вышеуказанной таблицы тариф на тепловую энергию для нашего дома составляет 1569,36 руб.

После подписания договора ЗАО УК «Капитал Инвест» начисляет плату за отопление по тарифу согласно пункту 1.1.2, равному 2101,52 руб. Это является незаконным присвоением наших денежных средств со стороны УК, т. к. управляющая организация неправомочна самостоятельно увеличивать ту или иную статью платежной ведомости.

Объем потребления тепловой энергии.

Расчет объема потребления тепловой энергии зависит от того, какие приборы учета тепловой энергии установлены в многоквартирном доме (МКД). Согласно пункту 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) регламентировано 3 (три) основных схемы расчета:

1. Приборы учета тепловой энергии в доме отсутствуют.

Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, но не все жилые и нежилые помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета.

3. Дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и все жилые и нежилые помещения дома оборудованы индивидуальными приборами учета.

Наш дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета. Также у нас установлены счетчики-распределители DANFOSS INDIV 5R в более 50% помещений дома.

Компания-производитель оборудования индивидуального теплоучёта Danfoss подтверждает, что наша система полностью адаптирована под российские реалии, и корректный учёт возможен без доработки всей системы. Дополнительные средства жителей на настройку и запуск системы не требуются. В свою очередь компания Danfoss готова бесплатно провести обучение сотрудников ЗАО УК «Капитал-Инвест» с целью корректного учета тепловой энергии. Для этого необходимо желание со стороны ЗАО УК «Капитал-Инвест».

На данный момент расчет платы за отопление собственникам нашего дома производится управляющей организацией исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, который составляет 0,016 Гкал/кв. м. Этот норматив применяется к домам, необорудованным приборами учета тепловой энергии (согласно формулам 2 и 2 (1) приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» из Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016).



Резюмируя, стоит отметить, что существующая схема расчета за отопление по нормативному значению не может быть применена к нашему дому, а, следовательно, используется вопреки интересов жильцов.

2. Индивидуальный тепловой пункт.

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это техническое помещение, в котором размещено оборудование, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС – горячее водоснабжение, вентиляция. В нашем случае ИТП располагается в подвале дома.

Согласно пункту 1 подпункта 1) статьи № 36 ЖК РФ тепловой пункт является общедомовым имуществом: «помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы)».

На основании пункта 2.2 договора с управляющей организацией ЗАО УК «Капитал Инвест» обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему ремонту общедомового имущества. На странице 14 приложения 1 к данному договору, в перечне общедомового имущества, присутствует оборудование ИТП.



Структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирует статья 154 ЖК РФ, пункт 2 подпункт 1) которой гласит:

«2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ)».

Подводя итог вышесказанному, собственник жилого помещения в нашем доме уже несёт затраты на обслуживание ИТП по статье «Содержание и ремонт» в соответствии с ЖК РФ и договора с управляющей организацией.

3. Передача индивидуального теплового пункта во временное владение и пользование.

Вопрос о передаче индивидуального теплового пункта во временное владение и пользование частной теплоснабжающей организации был инициирован ЗАО УК «Капитал Инвест».

Основная причина его возникновения – нежелание управляющей организации обслуживать ИТП из средств, полученных от собственников по статье «Содержание и ремонт жилого помещения». Другими словами, нежелание исполнять ЖК РФ и обязательства по договору с собственниками.

Другая (возможная) причина – желание заработать дополнительные средства за счёт заключения договора обслуживания с теплоснабжающей организацией ООО «ТЭКЭнерго», которая регулярно упоминается сотрудниками ЗАО УК «Капитал Инвест».

При передаче ИТП частной теплоснабжающей организации посредством решения на общем собрании собственников договор с УК об управлении общедомовым имуществом применительно к ИТП становится недействительным. Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ расходы на содержание и ремонт переходят на жильцов. Речь идет о сумме 400-700 руб. в месяц с жилого помещения в зависимости от тарифов теплоснабжающей организации, которую УК предлагает выбирать без участия жильцов, вынося этот вопрос на голосование.

Следовательно, Законодательство РФ не обязывает заключать договор на передачу ИТП теплоснабжающей организации. Правовая необходимость в этом отсутствует. Необходимости в передаче ИТП теплоснабжающей организации нет.

Положительное решение большинства по вопросам пунктов 6-7 бюллетеня Общего собрания собственников повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на всех жильцов дома.



Похожие статьи