Значение экономики в жизни человека. Экономика, ее роль в жизни общества

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

Тема: Экономическая теория. Роль экономической теории в жизни общества

Введение ………………………………………………………………………...3

1.Предмет экономической теории…….……………………. ..………………..4

2.Роль экономической теории в жизни общества..….........................................7

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы……….………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

Целью контрольной работы является раскрытие понятия «Экономическая теория» и определение ее роли в общественной жизни.

    ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

Предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки - экономика и ее уровни - отдельное предприятие, фирма, национальная экономика страны, интернациональные процессы в экономике.

Кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

    РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Чем сложнее становится система хозяйственных отношений в обществе, тем ощути­мее выявляется ограниченность обыденно­го экономического мышления. Конечно, здравый смысл помогает мелкому хозяину выработать правила рацио­нального поведения, скажем, в условиях доиндустриального производст­ва. Но в эпоху индустриального и постиндустриального хозяйства руко­водить крупными предприятиями и объединениями стало невозможно без серьезной научной экономической подготовки. Успешно управлять единым национальным хозяйством, безусловно, нельзя без овладения экономической теорией. Эта теория призвана выполнять три главные экономические функции, недоступные в качественном отношении для обыденного мышления:

познавательная функция;

прогностическая функция;

практическая функция.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых эконо­мических данных, поведения хозяйствующих субъектов. Факты должны быть достоверными и типичными, характерными для изучаемой социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится, - «упрямая вещь». К добротному фактическому материалу относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и др. Только такие источники инфор­мации позволяют избежать ошибочных теоретических построений, отор­ванных от реальности.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к тео­ретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. При этом применяются экономический ана­лиз (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели (абстрактное - отвлеченное от второстепенных моментов - обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей).

Хозяйственная жизнь развивается потому, что между определенными процессами существуют причинно-следственные связи. Одно явление служит причиной, а другое - его следствием.

Причинно-следственные связи сильно различаются по своему характеру. Их подразделяют на два вида:

    субъективно-психологические, случайные, несущественные, единичные, неповторяющиеся, неустойчивые;

    объективные, необходимые, выражающие существо явлений, массовые, постоянно воспроизводящиеся, абсолютно (безусловно) действующие.

Указанное деление зависимостей между хозяйственными явлениями позволяет определить, когда мы обнаруживаем в экономике закономерные причинно-следственные связи, а когда какие-то процессы вызваны случайным стечением обстоятельств.

Допустим, некий гражданин поверил в удачу и решил обогатиться при помощи игровых автоматов. Ему повезло, он выиграл, к своей радости, большую сумму денег. Но затем счастье ему изменило. Разве все это закономерно?

Между тем ученые-экономисты обнаружили вполне закономерные связи. Например, всегда в результате значительного роста массовой безработицы на определенный период уменьшается как степень инфляционного обесценения денег, так и выпуск продукции в общественном масштабе. Или, если существенно повышается величина банковского процента, то заметно возрастает сумма сбережений, помещаемых населением и предприятиями в кредитно-банковские учреждения.

Итак, экономические законы выражают необходимые, существенные, массовые и устойчиво повторяющиеся причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами.

Стало быть, научная экономическая теория познает всю систему экономических отношений и законы их развития. Это служит основанием для предвидения хода хозяйственного развития.

Прогностическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях позволяет с большой достоверностью определить, как, например, в будущемизменится численность населения в данной стране и в мире, какими производственными возможностями в такой перспективе будет располагать общество и какие социально-экономические задачи сможет решить государство.

Хозяйственное предвидение, основанное на данных экономической науки, играет важную роль для крупных предприятий и хозяйственных объединений. Оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод. Сейчас при всяком значительном обновлении производства и строительстве предприятий требуется составлять бизнес-план. В нем предусматриваются необходимые денежные и материальные затраты и результаты намеченной на определенный срок хозяйственной деятельности.

Некоторые условия предстоящего экономического развития, например состояние погоды или итоги научных исследований, нельзя достаточно точно предвидеть. Из-за этой неопределенности обычно составляются три вида прогнозов:

оптимистический (с учетом наиболее благоприятных обстоятельств);

пессимистический (предполагающий худшее течение обстоятельств)

основной (учитывающий наиболее вероятные изменения).

Управление современной экономикой в определенном отношении напоминает игру в шахматы. Здесь люди не могут рассчитывать на успех предстоящего дела, если не способны хотя бы на несколько «шагов» предвидеть ход будущих событий и действовать в соответствии с обоснованным прогнозом.

Практическая (от греч. praktikos – деятельный) функция экономической науки состоит в определении научных основ реальной хозяйственной деятельности. В этом случае достижения научного экономического мышления ставятся на службу рационального поведения субъектов хозяйствования. Речь идет о том, чтобы определить основные правила и способы лучшего достижения намеченных целей.

С момента возникновения экономическая теория выражала потребности развития хозяйства и в соответствии с ними разрабатывала рекомендации для предпринимателей и государства. В современных условиях теория хозяйственного развития играет все возрастающую роль в обосновании прогрессивных преобразований во всех странах мира. Видный английский экономист Джон Кейнс имел веские причины заявить: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста. безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

Необходимую экономическую грамотность нельзя приобрести без знания основных моментов истории экономической мысли, а также без критического преодоления устаревшего теоретического наследия.

Вместе с тем экономическая наука не занимается разработкой конкретных направлений хозяйственной деятельности. На разных этапах общественного развития само государство в каждой стране определяет цели своей политики, делая выбор из множества возможных напралений социально-экономического развития. В этом случае экономическая наука может установить, в какой мере достижимы и совместимы поставленные цели. Она способна также оценить, насколько используемые средства действительно наиболее пригодны и эффективны для осуществления намеченных задач. В связи с этим могут быть разработаны различные варианты хозяйственной политики, позволяющие лучше использовать производственные возможности и получить соответствующие социально-экономические результаты.

Основополагающим показателем правильности всякой экономической теории служит ее соответствие практическому опыту, наблюдаемым фактам. Известный экономист Морис Аллэ заявил: «Подчинение данным наблюдения – золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы ни была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться». Польза достоверной теории возрастает, если она основывается на научных методах познания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и возможность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

Реферат >> Государство и право

Сторонах жизни общества , в том числе в соотношениях государства с другими политическими элементами общества . Теория ... гиперболизацией роли государства, его аппарата. Государственная власть тоталитарно вмешивается в экономическую жизнь общества , его...

  • Место и роль политического менеджмента в современном обществе

    Реферат >> Экономика

    Общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных... осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни . Социологи склонны... них – изменение роли масс в политической жизни общества . Этот процесс очень...

  • Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория

    Экономики. Либерализм – теория , отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу... роль денежной массы, находящейся в обращении, в стабилизации и развитии рыночной экономики. Экономическая теория ...

  • Теория философии (1)

    Учебное пособие >> Философия

    ...) «физического смысла» новых тео­рий и объяснение их места и роли во всей системе научных... отношения подразделяются на экономические и внеэкономические. Экономические отношения являются основополагающими в жизни общества . Для решения основного...

  • Великий шотландский ученый Адам Смит считается основоположником такой великой науки, как экономика. На сегодняшний день эта великая наука является одной из самых актуальных и необходимых. Знание различных экономических процессов не только упрощает жизнь людям, но и помогает регулярно пополнять бюджет, учит зарабатывать и экономить.

    В современном мире существует огромная потребность в экономически образованных людях. Значение экономики растет с каждым годом. Этой науке начинают обучать даже в школах. В каждой развитой стране есть множество экономических университетов, которые практически ежегодно модернизируют и открывают прогрессивные факультеты.

    Что же это за наука и в чем цель экономики? Общественная наука, изучающая рынок и поведение участников процесса хозяйственной деятельности, исследующая, как люди распоряжаются имуществом, как они пытаются удовлетворить свои неорганиченные потребности и есть экономика.

    Экономика и ее цели

    Многие земные ресурсы по своей сути ограничены. Пресная вода, еда, скот, ткани - это земные ресурсы, которых можно лишиться. В отличии от ресурсов, потребности у человека не ограничены. Цель экономики - держать в равновесии ограниченные ресурсы и неограниченные человеческие потребности.

    Знаменитый американский ученый, психолог Маслоу Абрахам Харольд считал, что все основные потребности человека можно выразить в пирамиде. Основанием геометрической фигуры являются физиологические потребности, то есть человеческая нужда в еде, воде, одежде, жилье, а также продолжении рода. Актуальные вопросы экономики базируются на этой пирамиде. Вершиной фигуры является потребность человека в самовыражении.

    Сектора экономики

    На сегодняшний день выделено всего три которые в науке называют первичным, вторичным и третичным. Первый сектор объединяет цели и задачи экономики по изучению сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесоводства. Второй сектор отвечает за строительство и обрабатывающую промышленность, тогда как третичный сектор берет за основу сферу услуг. Некоторые экономисты предпочитают выделять еще и четвертичный сектор экономики, который включает образование, банковские услуги, маркетинг, информационные технологии, но по сути, это и изучает третичный сектор.

    Формы экономики

    Чтобы понять цель экономики наверняка, необходимо ознакомиться с формами экономики. Эту важную тему дети начинают изучать еще в средней школе не уроках обществознания, а затем продолжают углубляться в нее в старшей школе и университете. Всего выделяют четыре формы этой общественной науки.

    Рыночная экономика

    Рыночная экономика основана на свободной предпринимательской деятельности, договорных отношениях, многообразии форм собственности. Государство в этом случае имеет лишь косвенное влияние на экономику. Характерными чертами этой формы являются независимость и самостоятельность предпринимателя, возможность выбирать поставщика, ориентированность на покупателя. Главная цель экономики в этом случае - поддерживать связь между покупателем и предпринимателем.

    Традиционная экономика

    Традиционная экономика все еще не изжила себя, ведь до сих пор остаются малоразвитые страны. Обычаи играют главную роль в этой экономической форме. Сельское хозяйство, ручной труд, такие примитивные технологии (использование сохи, мотыги, плуга) - характерные черты для данной системы. Первобытное общество было построено на иерархии и традиционной экономике, но и сегодня некоторые Африканские, Азиатские и Южно-Американские страны все еще сохраняют эту форму. По своей сути традиционная форма является самым первым проявлением экономической науки.

    Административно-командная экономика

    Административно-командная экономика или плановая существовала в СССР, но до сих пор актуальна и в Северной Корее, а также на Кубе. Все материальные ресурсы находятся в государственной, общественной собственности, государство полностью контролирует экономику и ее развитие. Государственные органы при административно-командной экономике единолично планируют выпуск продукции, а также регулируют цены на нее. Огромным преимуществом этой экономической формы является небольшое социальное расслоение.

    Смешанная экономика

    Смешанная экономика зависит и от предпринимателей, и от государства. Если административно-командная форма включает только государственную собственность, то в смешанной форме присутствует и частная собственность. Цель смешанной экономики - правильный баланс. Государственной собственностью чаще всего являются детские сады, транспорт, библиотеки, школы, университеты, больницы, дороги, юридические услуги, силовые структуры и прочее. Люди могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Бизнесмены распоряжаются самостоятельно своим имуществом, принимают решения о выпуске продукции, нанимают и увольняют работников, обучают сотрудников. Государство финансируется людьми, которые выплачивают налоги.

    Экономический рост

    Экономический рост страны во многом определяет экономику и ее роль в жизни общества. Хозяйственный рост позволяет каждому государству выпускать больше товаров, производить услуги и блага. Чем больше товаров производит страна, и чем больше на них спрос, тем большую прибыль получит это государство. Хозяйственный рост должен быть устойчивым, но ни в коем случае не авральным.

    Результат, который ожидается от хозяйственного роста, - это значительное повышение качества жизни населения. Но к большому сожалению, добиться этого невероятно сложно, так как грамотных экономистов остается все меньше и меньше. Существует несколько факторов, которые могут поднять уровень жизни страны.

    Одним из наиболее важных факторов является прогресс техники и науки. Благодаря новым механизмам, технике, интернету в миллионы раз увеличилась производительность труда, работоспособность. Уникальный, современный, качественный продукт пользуется спросом на рынке продаж.

    Другим фактором хозяйственного роста является рабочая сила. Если работник не имеет высшего образования, ленив, не опытен, не умеет принимать решений, то компания не будет иметь успеха. Человеческий капитал невероятно высоко ценится в современном обществе. Образование в высшем учебном заведении, опыт работы, знание иностранных языков, личные качества человека играют огромную роль при принятии на работу. Экономика и ее роль в жизни общества невероятно высоки, поэтому так важно прислушиваться к советам опытных ученых. Человеческий капитал позволяет работнику получать дополнительный доход. Этот термин был выведен в 20-м веке в экономической науке.











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    “Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья”.
    Н.Г.Чернышевский (1828-1889) российский мыслитель, литератор

    Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

    Задачи урока: продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

    УМК: Учебник Обществознание 8 класс, .Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, 2012 г.

    Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

    План урока:

    1. Потребности и ресурсы.

    2. Свободные и экономические блага.

    3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

    Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.

    Ход урока

    1. Вспомните мультфильм об антилопе и богатом радже. Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая антилопа... и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться.

    Тема нашего урока: “Роль экономики в жизни общества”. Слайд 1 (Презентация)

    Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле.

    Всё то, что мы с вами назвали, называется потребностями.

    Что же такое потребность? Слайд 2

    Потребность - это необходимость в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

    Существует три типа потребностей они составляют основу нашей жизни. Слайд 3

    Материальные.

    Духовные.

    Социальные.

    Запишите их в тетрадь и приведите свои примеры на каждый вид потребностей.

    Потребности меняются. Слайд 4. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели мобильный телефон. Но приобретя его, вам хочется дополнение к нему, либо нечто новое, например, компьютер. Наши потребности не остановить.

    2. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

    Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

    Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры.

    Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 5

    А экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ). Приведите примеры.

    Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчило нашу жизнь. И это процесс создания человеческих благ не остановим, он будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. Слайд 6

    Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

    Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

    Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

    Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия. Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (Вода, электроэнергия, тепло, газ).

    Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза. Итак у вас практические задания на партах. Приложение 1 .

    Вопросы к практическому заданию. Посчитайте сколько семья будет платить ежемесячно в среднем за воду и какова будет экономия семейного бюджета?

    3. На что же истратить имеющиеся ресурсы?

    Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Слайд 7

    Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

    Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы:

    Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?

    – Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм “Аватар”?

    – Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару.

    – Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь.

    – Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея.

    Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей.

    – А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам.

    – Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!

    Рефлексия. Индивидуальная работа с тестами. Слайды 8-10. Самопроверка.

    Домашнее задание Слайд 11. Прочитайте § 11 Задание на выбор:

    1) разработать в виде листовки предложения экономии бюджета вашей семьи за счет рационального потребления услуг ЖКХ (использовать дополнительный материал, счета на оплату услуг ЖКХ и др.);

    2) написать эссе по теме эпиграфа урока.

    В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

    Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

    Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

    Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

    Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

    Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

    Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

    Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

    Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

    · территория со всеми ее богатствами;

    · труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;

    · предпринимательские возможности.

    На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

    С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.

    Основные вопросы экономики - что, как и для кого создавать

    Разные финансовые системы решают их разнообразно. Зависимо от этого они разделяются на 4 главных вида: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

    С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. На данный момент она сохранилась в ряде экономически слабо продвинутых стран. Основа такой экономики состоит из настоящей формы хозяйства. Признаками естественного производства считаются: прямые отношения в производстве, рассредотачивании, размене и употреблении; продукты выполняются для внутреннего употребления; в базе располагается общинная (социальная) и личная собственность на средства производства. Традиционный вид экономики доминировал на доиндустриальном этапе становления сообщества.

    Централизованная (либо административно-командная) экономика строится на базе одного проекта. В текущее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Основными ее отличительными чертами считаются: казенное регулирование государственной экономики, основой которой выступает муниципальная собственность; централизованное финансовое проектирование всей хозяйственной деятельности.

    Под рыночной понимается экономика, базирующаяся на товарном производстве. Важным приспособлением, исполняющим координацию хозяйственной деятельности, тут считается рынок. Для существования рыночной экономики нужны частная собственность (другими словами исключительное право обладать, воспользоваться и давать указания принадлежащими человеку благами); конкурентность; независимые, характеризуемые рынком, стоимости.

    Так, в продвинутых странах встречается перекос рыночной и централизованной финансовых систем, хотя главную роль играет 1-ая, хотя роль страны в организации хозяйственной жизни сообщества значительна. Это хитросплетение принято называть смешанной экономикой. Основная роль системы - внедрение крепких сторон и преодоление недочетов рыночной и централизованной экономики. Традиционным образцом государств со смешанной экономикой считаются Швеция и Дания.


    Экономика - это настолько общее, емкое и многопризнач- ное понятие, что определить ее одной фразой или единым признаком практически невозможно. Это равнозначно тому, чтобы попытаться дать определение таким общеупотребительным понятиям как человек, общество, жизнь, счастье и т.д. По утверждению П.Самуэльсона, никакое определение предмета экономики не может быть точным. К тому же, по его мнению, в этом нет и необходимости.
    Название “экономика” произошло от греческих слов oikos (дом, хозяйство) и nomos (закон), что в буквальном переводе означает искусство управления домашним хозяйством.
    В наше время содержание понятия “экономика” претерпело существенные изменения. Хозяйство теперь ведется не столько в рамках семьи, сколько в масштабе города, страны, всего мира. Оно организовано как по территориальному, так и производственному принципу, т.е. в рамках предприятий, фирм, отраслей и т.д.
    Под экономикой ныне понимается: а) совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства или экономический базис общества (экономика капитализма, экономика социализма и т.д.); б) народное хозяйство страны в целом, включающее соответствующие отрасли и виды производства (экономика России, экономика Республики Беларусь и т.д.); в) отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и т.д.).

    Экономика - это прежде всего люди с их умениями и навыками. Вне человека, семьи, общества в целом нет и не может быть никакой экономики. В свою очередь, созданная человеком экономика сама оказывает активное влияние на формирование и развитие человеческой личности.
    Экономика есть порождение и результат сознательного воздействия человека на окружающую его природу с целью получения необходимых для жизнедеятельности средств существования. Поэтому экономику можно определить как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения им необходимых природных благ.
    Воздействуя на окружающую среду, человек не может не вступать в контакт с другими людьми. В результате возникают определенные отношения между людьми в процессе их общего освоения и использования природных богатств и создания необходимых условий для жизни. Такие отношения называются экономическими или производственными.
    В каждом обществе производственные отношения образуют единую целостную систему. Эта система отношений вместе с обусловленными ею целью развития производства, формами его организации и методами хозяйствования образует экономику данного, исторически определенного способа производства. Основу любой экономики образуют отношения собственности на средства производства. Они характеризуют способ соединения непосредственных производителей со средствами производства, а также социальный тип и форму присвоения результатов общественного производства.
    Экономика - это особая сфера общественной жизни людей. Она функционирует и развивается по своим собственным законам. Экономический закон - это внутренняя, устойчивая, существенная, причинно-следственная зависимость и взаимосвязь в явлениях и процессах экономической жизни общества.
    Поскольку производственные отношения носят объективный характер, то и экономические законы объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей. В этом отношении экономические законы аналогичны законам природы. Однако экономические законы не реализуются сами по себе, независимо от хозяйственной деятельности людей. Они независимы от сознания, но зависимы от практической деятельности лю
    дей. Поэтому между законами природы и экономическими законами нет полной тождественности, а имеются определенные различия (рис. 1.1).
    Во-первых, законы природы являются вечными, а экономические законы носят исторический, т.е. преходящий характер. Некоторые из них являются общими для всех ступеней развития человеческого общества. В них проявляются взаимосвязи тех общих явлений, которые присущи всем способам производства. Например, закон соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил, закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон экономии времени и др.
    В то же время каждый общественный строй имеет свои специфические законы, которые выражают качественную определенность данной системы производственных отношений. При этом старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу в связи с возникновением новых экономических условий. Государство не в силах ликвидировать экономические законы и создавать новые. В противном случае следовало бы признать, что все общественное развитие находится в зависимости от сознания и воли людей. Утверждать так - значит придерживаться субъективно-идеалистических взглядов на экономические законы.
    Во-вторых, законы природы осуществляются вне человеческой деятельности, а экономические законы реализуются только через хозяйственную деятельность людей. Хотя люди непосредственно преследуют свои субъективно поставленные дели, однако их деятельность выражает собой объективную необходимость, не зависящую от их воли и сознания. Наоборот, воля, сознание, намерения людей определяются объективными экономическими законами. Негативные, кризисные явления в экономике в конечном счете всегда обусловлены недооценкой экономических законов, субъективизмом в экономической политике.
    В-третьих, законы природы осуществляются точно, безусловно, а экономические законы реализуются менее точно и не так безусловно. Это обусловлено тем, что в развитии общества много случайностей, вероятностных факторов, и поэтому экономические законы проявляются как тенденции общественного развития.

    Совокупность экономических законов - это не механическая их сумма, а органическая целостная система. Все законы в этом противоречивом единстве находятся во взаимосвязи, взаимодействии и в определенной субординации (подчинении). Так, системообразующие законы определяют направленность, меру и характер поступательного развития экономики. Направленность развития экономики определяется действием основного экономического закона данного способа производства. Меру поступательного развития общества обусловливает закон экономии времени. Характер развития экономики и действие экономических законов зависят от типа производственных отношений, в основе которых лежит собственность на средства производства.
    Объективный характер экономических законов не означает, что их действие всегда носит стихийный и неотвратимый характер, а люди совершенно бессильны перед ними. Эти законы, подобно силам природы, действуют слепо, насильственно и разрушительно, пока они не познаны и с ними не считаются. Люди, однако, могут познавать законы и изменять условия, на основе которых они возникают. Этим самым они могут изменять характер действия данных законов.
    Познание и использование экономических законов составляют две взаимообусловленные стороны процесса овладения обществом законами функционирования и развития экономи
    ки. Овладеть экономическими законами - значит познать их и определенным образом использовать, направляя действие данных законов на удовлетворение экономических интересов людей.
    То обстоятельство, что объективные законы, их действие не зависят от воли и сознания людей, и создает основу для науки. Задача науки заключатся в том, чтобы раскрыть действие экономических законов, отразить действительную их суть в сознании людей. Если бы объективных законов не существовало, то отпала бы необходимость в экономической науке. В таком случае практика была бы в полной зависимости от людского произвола. Отрицание объективности экономических законов создает почву для субъективизма и даже авантюризма в экономической политике.
    Из-за отличия экономических законов от законов природы путь их познания труден и сложен. Экономические законы трудно поддаются математической формализации, поскольку любое экономическое явление, а тем более экономика страны в целом представляют собой сложнейший механизм, функционирование звеньев которого следует рассматривать как вероятностный процесс.
    Экономика не является сферой приложения сил только профессиональных экономистов. В повседневной жизни в ней участвуют все члены общества. В современной рыночной экономике быть экономистом обязан каждый. Это обусловлено необходимостью в любом деле учитывать соотношение затрат и выгод, что придает экономический аспект любой форме деятельности людей.



    Похожие статьи