Бедность в России или как избежать»Ловушку бедности. Способы измерения уровня бедности

В мировой науке и практике принято выделять три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Величина абсолютной бедности населения рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности. (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность выводится через потребительские характеристики семьи или домохозяйства и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Существует несколько показателей уровня и границ бедности.

I. Пороговые показатели:

  • 1. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет согласно ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. Потребительская корзина обычно включает в себя:
    • - продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).
    • - непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.
    • - услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.
  • 2. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В России принят Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. Прожиточный минимум определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом применяются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет - это социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

В современной России минимальный потребительский бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе более 80 пунктов включают в сея продукты питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой доле расходов на непродовольственные товары и услуги и одновременно более низкой доле расходов на питание.

Рациональный потребительский бюджет был разработан и предложен в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели. Он отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. В настоящее время структура рационального потребительского бюджета в России выглядит следующим образом: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(в них включены: одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги -23%.

II. К показателям масштабов бедности относятся:

  • 1. Коэффициент бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.
  • 2. Коэффициент крайней бедности - доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.
  • 3. Дефицит денежных доходов населения - суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума.
  • 4. Индекс глубины бедности расчитывается по формуле:

где S - общая численность обследованного населения;

(cmin i - di): cmin i - относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Стоит отметить, что глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

5. Индексом остроты бедности называют средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный к общему количеству семей в выборке по данному региону. Его расчет придает больший вес дефициту доходов более бедных семей.

На сегодняшний день в мировой практике не выработано общего подхода к определению понятия «бедность». Руководствуясь существующими понятиями и терминами, можно определить практически любой уровень бедности по стране (разумеется, в каких-то заданных границах) и в угоду политическим целям повышать или снижать его.

Существуют различные трактовки понятия бедность:

Бедность - социально-экономическое явление, выражающееся в недопустимо низком уровне жизни, измеряемом по объему текущих доходов и расходов, нижним пороговым значением которого является устанавливаемый в данной стране прожиточный минимум Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы /Е.М. Бабосов.-Мн.: «ТетраСистемс», 2004, с.175.

Бедность - специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление.

Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, когда они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

Бедность - условия жизни, не позволяющие людям иметь потребление на уровне признанных обществом минимальных стандартов.

Проблема бедности в той или иной форме проявляется в любом обществе. В этом смысле она универсальна и повсеместно является объектом пристального внимания.

Существуют три основных концепции измерения бедности, сформированные в мировой практике и используемые в европейских странах - это «абсолютная» бедность, «относительная » бедность и « субъективная » бедность, также речь будет идти об измерении «глубины» бедности.

«Абсолютная » бедность в денежном выражении. Один из наиболее распространенных подходов предлагает определять «абсолютную бедность», т.е. минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде, жилище и т.п. Наиболее распространенным способом определения абсолютной бедности является оценка стоимости минимального потребительского бюджета с учетом или без учета непродовольственного компонента.

Разновидности концепции абсолютной бедности. Всемирный банк предложил использовать в качестве абсолютной бедности доход на глобальном уровне - 1 доллар на человека в день по паритету покупательной способности (впоследствии она была повышена до 1.08 доллара с учетом поправки на рост потребительских цен), поскольку, как показали исследования, именно эта величина соответствует национальной черте бедности, установленной во многих странах. Однако абсолютный порог бедности, предложенный Всемирным банком, совершенно неприемлем для стран Европы и СНГ с переходной экономикой, где национальные черты бедности намного превышают этот уровень Платонова, Н. М. Теория и методика социальной работы / Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. - М. : Академия, 2010. - с. 110.

Роунтри предложил еще один подход, в основе которого лежит понятие вторичной бедности. В этом случае уровень доходов был бы достаточен для удовлетворения всех основных потребностей человека, если бы они расходовались оптимально, однако фактические расходы не соответствуют этому условию. Так, человек может тратить свои скромные доходы не на самое необходимое (например, на молоко и морковь), а на сигареты и алкоголь. Также на серьезные различия в логике поведения людей с небольшими доходами и людей, живущих за чертой бедности указали Маррес и Ван дер Виель. Ими было предложено поднять черту бедности на 50% для покрытия расходов на удовлетворение «остро ощущаемых» потребностей (в том числе на приобретение алкоголя, сигарет, конфет и радиотоваров), т.к. на практике именно на это расходуется значительная часть денег, предназначенных на товары первой необходимости. Однако поправки на вторичную бедность делаются редко Игнаток М.В. Бедность: дифференциация подходов к определению и измерению // Terra Economicus - 2008 - №4-2 - С. 67-71.

В некоторых странах с переходной экономикой устанавливаются, как минимум, две абсолютные черты бедности - одна, чтобы определить группу бедного населения, а другая - чтобы идентифицировать крайне бедных (исходя из расходов на питание).

Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.

Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины "уровень бедности", "границы бедности" и "коэффициент бедности".

Порог бедности -- это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют "уровнем бедности". В Украине он получил дополнительное название -- прожиточный минимум Яременко, С. Н. Социология / С. Н. Яременко, С. Я. Подопригора, И. В. Тумайкин. - М. : Феникс, 2011. - с. 90.

Очевидно, что масштаб бедности и порог бедности тесно связаны между собой. Чем выше планка требований, тем больше людей оказывается за чертой бедности. И наоборот.

Экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям тех, у кого семейный доход составляет 2/3 средне-национального дохода. Принята еще одна методика: бедными считают тех, чей доход составляет менее 50% средне-национального дохода.

Границы бедности меняются в историческом времени. Раньше человечество жило много хуже, и численность бедных была выше. В античной Греции 90% населения по меркам того времени проживало в бедности. В Англии эпохи Возрождения около 60% населения считалось бедным. В XIX веке масштаб бедности сократился до 50%. В 30-е годы XIX века только треть англичан относилась к бедным, а через 50 лет -- всего 15%. Сегодня коэффициент бедности достиг 10% . По замечанию Дж.Гелбрейта, в прошлом бедность была уделом большинства, а сегодня -- меньшинства. Но так происходит не везде Бедность и неравенство - Режим доступа: .

Традиционно социологи выделяли абсолютную и относительную бедность.

Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.

Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах.

Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например стандарта достойной или приличествующей жизни Социология / под ред. В. А. Глазырина. - М. : Юрайт, 2011. - с. 119.

Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В обществе может быть ликвидирована абсолютная бедность, но всегда сохранится относительная.

В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство- это крестьянское хозяйство, нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

В социологическом смысле нищие -- это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание.

Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

Таким образом, можно сделать вывод, что бедность - это отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. Проводится различие между абсолютной (первичной) бедностью и относительной (вторичиой). "Абсолютная" относится к недостатку основных необходимых условий для поддержания физической жизни - пропитания, нужной одежды и крыши над головой. "Относительная" используется для показа несоответствия определений абсолютной, или первичной, бедности по отношению к культурным потребностям индивидуумов и семей в контексте остальной части общества. Это определение связывает понятие не только с физическими потребностями, но также с нормами и ожиданиями общества, а также в сравнении с высшими и средними слоями населения.

В России стало больше бедных. Их число в 1-м квартале 2015 года выросло до 22 млн человек, то есть доход каждого седьмого жителя страны опустился ниже прожиточного минимума. Об этом на прошлой неделе заявила вице-премьер России Ольга Голодец. Одновременно правительство готовит оптимизацию (читай — сокращение) социальных льгот. Что послужило причиной роста бедности и к чему это может привести, выяснял "Огонек"


Может ли резкий спад уровня жизни из экономической проблемы превратиться в политическую, "Огонек" выяснял у Лилии Овчаровой, директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ

— Почему власти забили тревогу именно теперь? Ведь об ухудшении ситуации говорили давно, как-никак кризис...

— Реальная майская зарплата 2015 года составила 86 процентов по сравнению с маем 2014-го. Такого падения не наблюдалось за последние 17 лет, с 1998 года. Причем зарплата начала снижаться еще в 2014-м — минус 10 процентов к 2013 году. А доходы домохозяйств сохранялись на прежнем уровне и в 2014-м, и в первые три месяца 2015-го. Но уже в апреле и реальные доходы домохозяйств тоже начали сокращаться, в мае возникла драматическая ситуация — минус 8 процентов по сравнению с маем 2014-го. Оснований для тревог более чем достаточно.

— Судя по цифрам, которые вы привели, снижение доходов отставало от снижения зарплат. Как это понимать?

— В конце прошлого года домохозяйства в связи с обесценением рубля активно формировали сбережения, в том числе и в валюте. Это стало "подушкой безопасности", которая поддерживала реальные доходы. В 1-м квартале 2015-го, когда началось снижение зарплат, люди стали продавать доллары и евро. А статистика доходов у нас такова, что суммы, вырученные от продажи валюты, относятся к доходам. Поэтому в это время, когда реальная заработная плата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 9 процентов, а пенсия на 4 процента, реальные доходы — только на 2,6 процента. Причем продавали валюту именно те, кто использовал свои накопления для потребления. Судя по статистике за май, через пять-шесть месяцев такие сбережения закончатся, и в июле снижение реальных доходов по сравнению с июлем 2014 года будет держаться на уровне 8-10 процентов, а в августе падение может ускориться.

— Новые бедные в России — кто они?

— На этот вопрос можно ответить, наблюдая динамику зарплат и социальных выплат. В феврале 2015 года пенсии были проиндексированы на 11,2 процента, хотя инфляция с начала года ниже 15 процентов не опускается. Все остальные социальные выплаты проиндексировали с еще более низким коэффициентом — 5,5 процента. Поэтому число бедных пенсионеров увеличилось, но незначительно. Больше пострадали те, кто работает в бюджетном секторе,— там индексация зарплат в 2015 году оказалась в 3 раза ниже реальной инфляции. Но больше всего возросло число бедных среди работников низкооплачиваемых секторов экономики, прежде всего это торговля и общественное питание, а также сельское хозяйство и строительство. И, конечно, люди, оставшиеся без работы. Особенность сегодняшнего периода еще в том, что бедность больше растет в крупных городах.

— Некоторые эксперты говорят чуть ли не о сломе тренда: ведь в предыдущие годы бедность не росла, а сокращалась.

— С 1999 по 2014 год у нас был серьезный прогресс в борьбе с бедностью — доля бедного населения сократилась с 30 до 11,2 процента к 2014 году. Снижение бедности продолжилось даже в кризис 2008-го. Прежде всего сократилась бедность среди работающего населения и среди пожилых людей. Сначала о пенсионерах. Пенсионное обеспечение у нас выстроено так, что индивидуальные доходы пенсионеров не могут быть ниже регионального прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума постоянно повышается, и на 1-й квартал 2015 года в среднем по стране составляет 10 404 рубля для трудоспособных, 7916 рублей для пенсионеров и 9489 рублей для детей. А в среднем по всему населению потребительская корзина равна 9662 рублям. Кроме того, в каждом регионе есть свои повышающие или понижающие коэффициенты. И есть компенсационные доплаты к пенсии, с помощью которых индивидуальные доходы всех пенсионеров дотягиваются до прожиточного минимума. Например, в Москве 2 млн 100 тысяч пенсионеров получают такую доплату, сегодня она обходится московскому правительству в более чем 120 млрд рублей.

Среди работающих бедность сокращалась за счет ускоренного роста заработной платы, в период кризиса 2008-2012 годов — за счет увеличения минимальной заработной платы и опережающего роста оплаты труда в бюджетном секторе.

Но есть группы населения, где мы успехов не достигли. Это семьи с детьми. Они сегодня составляют 80 процентов от общего числа бедных.

— И это несмотря на все принимаемые правительством меры по поддержке материнства и стимулированию рождаемости?

— В этом году социальные пособия (кроме пенсий) увеличились всего на 5,5 процента. Пособие по уходу за первым ребенком составляет 28,6 процента от прожиточного минимума — чуть больше 3100 рублей, а по уходу за вторым — 57,3 процента. Если мама не работает, а папы нет или у него зарплата небольшая, прожить на такое пособие очень трудно. У социологов есть понятие "риск бедности", который показывает, с какой вероятностью семья может оказаться среди бедных. В 2013 году риск бедности для семей с детьми был в 1,6 раза выше, чем для других категорий населения. Поэтому я говорю: у российской бедности детское лицо.

Вторая по численности группа населения с высоким риском бедности — это студенческие семьи без детей. А за ними — семьи безработных (людей, которые ищут работу) и, наконец, экономически неактивные люди, которые и не пытаются улучшить свое положение. Но таких немного.

— Зависит ли рост или снижение бедности от состояния экономики, от ее подъемов и спадов?

— Прямой связи нет. Обычно в развитых странах в годы экономического спада система социальной защиты смягчает удары кризиса. У нас в период с 2000 по 2007 год сокращение бедности происходило в основном за счет экономического роста. Тогда власти у нас практически игнорировали повышение пенсий, адресных выплат для бедных, минимальной заработной платы — это три основных направления монетарной социальной политики борьбы с бедностью. До 2010 года у нас действовало всего три программы поддержки бедных. Это ежемесячное пособие на детей из бедных семей — 7 процентов от прожиточного минимума ребенка, очень странный социальный трансферт, иногда его администрирование обходится дороже, чем его физический объем. Вторая программа — жилищные субсидии для бедных семей. Третья — региональные адресные пособия для бедных. А с 2010 года появилась новая и самая дорогая программа для бедных — компенсационные выплаты пенсионерам, о которых я уже говорила.

— Почему в кризис 2008-2009 годов бедность не увеличивалась, а сейчас растет?

— Мы на тот кризис реагировали нестандартно с точки зрения стороннего наблюдателя. Существенно повысили пенсии, они за два года выросли в полтора раза. Значительно увеличили заработную плату, особенно в бюджетном секторе. Поэтому ВВП падал, а бедность не росла. Но мы так поступали потому, что игнорировали эти необходимые меры политики в период бурного экономического роста. Сейчас у нас реальная заработная плата снижается уже семь месяцев подряд, но правительство пока не принимает никаких мер по поддержке бедного населения.

— Наша статистика не пытается скрыть масштабы бедности?

— Любая статистика имеет пределы точности. Для определения численности бедных Росстат собирает информацию по двум каналам. Первый — ежеквартальные обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств. Опрашиваются около 50 тысяч домохозяйств в разных регионах страны. Второй пласт информации — это данные о потребительских денежных расходах населения. Оба источника имеют недостатки. Например, не все люди живут в домохозяйствах (солдаты, заключенные и т.п.), не все отвечают на вопросы. Данные о доходах тоже не вполне достоверны, поэтому Росстат больше опирается на расходы: кто и сколько покупает, известно более точно. Но сочетание двух источников позволяет получить корректировочные коэффициенты. Затем данные о доходах сравниваются с установленным законом прожиточным минимумом.

— И как определяется уровень бедности?

— У нас границей бедности считается прожиточный минимум, установленный законом. Если душевой доход ниже, значит, семья попадает в число бедных. Но бедность — это достаточно сложная категория. В мире существуют три концепции бедности. Первая — абсолютная. Это выведение неких нормативов потребления: бедные — это те, у кого не хватает денег на питание с определенным набором белков, жиров и углеводов, кто не может купить одежду и оплатить коммунальные расходы. Еще есть относительная концепция бедности — сравнение с преобладающим стандартом жизни в стране, отклонение от стандарта вниз считается бедностью. Наконец, третья — субъективная, которая опирается на суждения людей о своем материальном положении.

И в каждой из трех концепций есть монетарная и немонетарная линии бедности. Первая — это определение бедности в денежном выражении. Например, в странах Европы принята относительная монетарная бедность. То есть бедными считаются все, у кого душевые доходы ниже 60 процентов от медианного дохода (напомню, что медианный доход — это верхняя граница доходов первых 50 процентов населения, если медиана равна 25 тысячам рублей, значит, 50 процентов населения имеют доход ниже этого уровня). А немонетарная бедность определяется методом депривации, то есть лишений или социальной исключенности, когда человек, например, не может себе позволить горячее мясное блюдо два раза в неделю, не может купить лишнюю пару обуви и т.д. У европейцев насчитывается семь таких деприваций. И если у семьи четыре депривации и больше, она считается бедной. Хотя это не единственный метод определения бедности: для разных ситуаций, для разных социальных групп применяют разные методы.

В России используется абсолютная монетарная концепция бедности, определяющая стандарт выживания человека, и сегодня это 9662 рубля на человека.

— Наша страна, что при царе, что при коммунистах, всегда считалась страной с бедным населением. Но, наверное, бедность в прошлые времена и сейчас различается?

— До индустриальной эпохи, когда в экономике преобладал аграрный сектор, основную категорию бедных составляли сельские жители. Не только в России, но и в других странах. С развитием промышленности, например в Англии, стала формироваться городская бедность. В 1913 году английский экономист и реформатор Бенджамин Раунтри обосновал прожиточную минимальную потребительскую корзину для рабочего человека — что ему нужно для того, чтобы хорошо работать.

В России до 1913 года тоже преобладала сельская бедность. Но из-за наших катаклизмов городской бедности почти не было, за исключением военных лет. Советская власть из классовых соображений защищала городской пролетариат. В 1920-1930-е годы самой лучшей стратегией для людей был переезд из деревни в город. И в отличие от европейских стран в период индустриализации у нас не сформировалась городская беднота. Была всеобщая занятость, и минимальная зарплата была достаточно высокой по европейским стандартам, примерно полтора прожиточных минимума, то есть работающий человек должен был прокормить себя и "половину" ребенка. Хотя общий уровень жизни оставался низким.

Предполагалось, что за 5-6 лет трудовой деятельности человек поднимется в более высокую квалификационную группу и к рождению второго ребенка зарплата у него уже будет выше. Но были неквалифицированные работники, которым переход в более высокую группу не удавался, их зарплата не росла. И в основном из них стала формироваться советская городская бедность. В 1975 году у нас впервые появились пособия для бедных, гарантировавшие питание на уровне минимальных норм.

В 1990-е годы вся эта система сломалась. Теперь бедными стали работающие люди, в том числе и квалифицированные кадры. Они стали бедными и по отношению к другим категориям в России, и по сравнению с развитыми странами, где работники в число бедных не попадают. Проблему создавала минимальная заработная плата. Это сейчас она у нас составляет 57 процентов от прожиточного минимума, а были периоды, когда она едва достигала 14. И даже сейчас люди, которые постоянно заняты, составляют 60 процентов от общего числа бедных. Это наша российская специфика — работающие бедные.

А вторая группа бедных — это дети, их в числе бедных 36 процентов. Кстати, дети во многих странах имеют более высокие риски бедности, чем все остальные категории населения. Только в скандинавских странах, а также во Франции и Германии действуют очень серьезные программы защиты детей, и эти риски примерно такие же, как по всем категориям населения, или ниже. Но это уже вопрос социальной политики.

— Как у нас в постсоветское время менялись представления об уровне бедности?

— Изменений было много. В 1992 году мы отказались от советской методики и перешли к американской нормативно-статистической. Но в отличие от США продуктовая часть потребительской корзины у нас составляла не 33, а 57 процентов. В 2000 году мы вернулись к советской методике моделирования прожиточного минимума. Следующее изменение корзины было в 2007 году. Наконец, последнее — в 2013-м мы опять ввели нормативно-статистический метод. Только теперь продуктовая часть составила 50 процентов: в ней стало больше фруктов, овощей, мяса, меньше картофеля и хлеба. Вся корзина увеличилась в деньгах в полтора раза. Кроме того, как я уже говорила, введены разные нормативы для работающих, детей, пенсионеров. Регионы вводят свои коэффициенты, связанные с климатом и другими природными условиями.

— Как влияют показатели среднего душевого дохода на число бедных?

— Из-за высокого неравенства у нас слабо связаны динамики среднего дохода и бедности. Стратегически тренды данных показателей противоположны: при росте среднедушевых доходов бедность сокращается. Но темпы снижения бедности могут обгонять темпы роста доходов, и наоборот. Бедность особенно чувствительна к мерам социальной политики, пенсионному обеспечению, минимальной заработной плате, зарплате бюджетников и работников низкооплачиваемых секторов.

— Является ли бедность психологическим понятием? Ведь один человек может считать себя бедным при хороших доходах, а другой никогда не признается, что он беден.

— Мы давно занимаемся этой темой. Есть особенности социокультурные, а есть то, что называется реакцией на конкретный момент. По сравнению с европейцами у нас не стыдно быть бедным. Точнее, в меньшей степени стыдно. В СССР вообще считалось, что бедных нет (несмотря на то, что было введено пособие по бедности), а есть тунеядцы. Если женщина с двумя детьми, одинокая мама работала уборщицей, ее не осуждали. Считали, что виноват муж, который ее бросил. И никто не говорил: пойди-ка возьми дополнительную работу. Если не государство, то профсоюз, общественность как-то помогали. Мне кажется, негативное отношение к таким людям и фраза "сама, дура, нарожала, так не жалуйся" появились в 1990-е годы. Из этого складывалась враждебная по отношению к детям среда. Это было "реакцией на момент". Сейчас такое пренебрежительное отношение к бедным женщинам с детьми, к счастью, уходит, скорее происходит разворот в обратную сторону. В Европе осуждают людей трудоспособных, но плохо работающих и потому мало зарабатывающих.

— Может ли бедность быть поводом для протестных настроений?

— Не бедность, а резкое обеднение традиционно небедных категорий. Но люди скорее реагируют не на бедность, а на несправедливость и неравенство. Французский экономист Тома Пикетти в книге "Капитал в XXI веке" называет это "эффектом тоннеля". Если в стране идет экономический рост, на неравенство мало кто обращает внимания. Как в тоннеле, когда все едут, каждый едет, как умеет, и никого не волнует, что его обгоняют. А вот если все стоят в пробке и вдруг кто-то с мигалкой по обочине всех объезжает, хотя должен обеспечить бесперебойное движение, это всех раздражает.

Если посмотреть на наших людей в 1992-1998 годах, то хоть и были мы бедны, но тогда действовали два очень мощных драйвера развития. Первый — приватизация имущества (одним жилье и садовые участки, другим — предприятия, на которых работали, третьим — заводы, нефтяные скважины, пароходы и прочее). И второй — либерализация внешней торговли. Любой человек мог стать "челноком", закупить в Турции товары и продать здесь. И тогда мало кто обращал внимание, что кто-то приватизировал садовый участок, а кто-то — заводы. Тогда предпринимательские доходы в общих доходах населения составляли 16 процентов. Это был максимум в постсоветской России. Сейчас эти доходы — 8 процентов, и малый бизнес сжимается, несмотря на все призывы власти его развивать. В Москве еще можно открыть свое дело в ИТ или в медицине. А в провинции малый бизнес "кошмарят" так, что решаются на него только близкие к власти люди.

— Как меняется поведение людей, которые попадают в категорию бедных?

— Мы проводили такое исследование 10 лет назад. Результат был эмпирическим и требует подтверждения. Но мы увидели, что в первый год люди правдами и неправдами стараются сохранить достигнутый уровень жизни. Вот сейчас мы заметили, что новые бедные именно для этого использовали свои валютные сбережения. И, конечно, всеми силами стараются найти новую или дополнительную работу. Затем начинается следующий этап, он длится года два. Люди начинают менять структуру потребления. Например, покупают более дешевые товары. Или если раньше покупали колбасу нарезкой, теперь берут куском — так дешевле. Сменили поездки к морю за рубеж на внутренний туризм. Но потребление мяса, молока и яиц пока держат на прежнем уровне. А дальше, если за три года не удается устроиться на работу, люди стремятся искать другие источники доходов, даже незаконные. Они резко минимизируют потребление. Их восприятие сигналов рынка труда постепенно затухает, к седьмому году бедности они на них уже не реагируют. Человек привыкает к бедности, вернуть его к производительному труду очень трудно. Живет на пособия, пользуется помощью родственников и считает такой образ жизни более успешным, чем выход на работу.

— По телевизору говорят, что скоро все наладится, нефть опять вернется к высоким ценам, но о 3 млн новых бедных почти ни слова. Это поможет преодолеть трудный этап?

— Нежелание говорить о серьезных внутренних проблемах экономического развития способ, может, и эффективный, но на коротком промежутке времени. Сейчас пока это дает положительные результаты. До марта концентрация на внешних для страны проблемах вообще проходила "на ура", потому что люди еще тратили свои запасы — от гречки до "бентли", у кого сколько было денег вложено в запасы. Однако я думаю, что после июля телеоптимизм не выручит, потому что люди уже начали — пока безболезненно — менять структуру потребления, а следующий шаг, если не найдут источников роста доходов, что маловероятно в пределах текущего года,— это отказ от привычного уровня жизни. А в сентябре, когда увидят, как подскочили цены на образование и питание детей, когда выйдут из отпусков и от отпускных выплат ничего не останется, начнет зреть недовольство.

— Какое количество бедных критично для власти?

— Для меня как эксперта критично, когда люди привыкают жить в бедности. Потому что раскачать их на экономический рост становится очень трудно. Скорее власти боятся не большого числа бедных, а резкого обеднения. В 1992-м уровень жизни обвалился в два раза. Сейчас только до 92,8 процента от уровня 2014 года. Но нет драйверов развития, нет предпринимательской активности. Хотя исследования показывают, что не только бедные, но и средний класс спокоен. Он хоть и много потерял, но надеется, что с улучшением экономической ситуации в 2016 году вернет утраченное. А вот кто не спокоен, так это верхняя часть среднего класса. Там очень тревожные настроения по поводу будущего. Этих людей весьма волнуют перспективы следующего года.

— У бедных людей есть свой запрос на изменения в обществе?

— Нет. Бедные всегда поддерживают действующую власть. Именно с ними, с людьми, имеющими низкие экономические ресурсы, легче договариваться и самой власти.

Сложнее договариваться со средним классом, с ним нужно вести партнерский диалог. Можно найти деньги, чтобы обеспечить бедным стандарт выживания. Но стандарт развития более сложный. И потребности на этом уровне более дорогие. С людьми, которые потребляют такие блага, нельзя вести авторитарный разговор.

Беседовал Александр Трушин


Бедные люди

Цифры

Самая незащищенная, максимально приближенная к черте бедности категория нашего населения — это семьи с детьми


9662 рубля — таков средний прожиточный минимум, утвержденный Государственной думой РФ на 2015 год

9489 рублей — прожиточный минимум для ребенка

11 173 рубля — семьи с таким доходом на человека россияне считают бедными

22 млн человек в России имеют душевой доход ниже минимума

80% от общего числа бедных составляют семьи с детьми

28,6% от прожиточного минимума составляет государственное пособие на рождение первого ребенка

7% от прожиточного минимума ребенка — таково ежемесячное пособие на детей из бедных семей

в 1,6 раза выше был риск бедности для семей с детьми по сравнению с другими категориями населения в 2013 году

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ДОХОДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Уровень бедности определяется на основе:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фактической заработной платы;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">минимальной заработной платы;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">доходов среднего класса;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прожиточного минимума.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Неравномерность распределения доходов в обществе показывает " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">кривая:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">Филлипса;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">Лоренца;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">Оукена;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">Фридмена.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Коэффициент Джини показывает:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">степень неравномерности распределения дохода между равными по размеру группами населения;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">зависимость дохода от уровня инфляц " xml:lang="en-US" lang="en-US">ии;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">равномерное распределение дохода между равными по размеру группами населения;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">зависимость уровня дохода от роста розничных цен.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Показателем неравномерности распределения доходов в обществе является:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">коэффициет Тобина:
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">коэффициент Фридмена;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">индекс потребительских цен;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">децильный коэффициент.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Если коэффициент Джини уменьшился с 0,40 до 0,30, то:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">среднедушевые реальные доходы уменьшились;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">лица с фиксированными номинальными доходами стали богаче;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">доля семей, доход которых ниже прожиточного минимума выросла;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">дифференциация доходов в обществе уменьшилась.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Децильный коэффициент показывает разрыв в уровне дохода:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">отдельных групп населения и средним уровнем дохода в обществе;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">самых бедных слоев населения и средним уровнем дохода в обществе;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">между 10% самых бедных и 10% самых богатых людей в обществе;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">между 25% самых бедных и 25% самых богатых людей в обществе.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Выплата из государственного бюджета социальных трансфертов определенным категориям населения страны ведет к:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">увеличению неравенства в распределении доходов;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">усилению стимулов к труду;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">социальной несправедливости;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">уменьшению неравенства в распределении доходов.

" xml:lang="en-US" lang="en-US">8. Определите изменение реальных доходов, если наблюдается их рост в 1,5 раза за год на фоне инфляции 50% в год:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">не изменились;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">выросли;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">упали;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">нельзя определить.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Неравномерное распределение доходов в обществе ведет к:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">нарушению равновесия на рынке;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">снижению эффективности производства;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">повышению эффективности производства;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">социальной несправедливости " xml:lang="en-US" lang="en-US">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Уменьшение степени неравенства в распределении личных доходов отражается на кривой Лоренца:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">перемещением кривой фактического распределения вниз;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">расположением кривой фактического распределения выше биссектрисы;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">приближением кривой фактического распределения доходов к биссектрисе;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">совпадением кривой фактического распределения с биссектрисой.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">11. Соотношение долей заработной платы и прибыли в национальном доходе показывает:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">распределение населения по различным социальным группам;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">значение профсоюзного движения за рост оплаты труда;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">распределение дохода между различными факторами производства;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">тенденции развития предпринимательства.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12. Назовите основные факторы, определяющие дифференциацию доходов в современной России:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">этническая принадлежность;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">уровень образования;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">монопольное положение на рынке;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сдерживание роста оплаты труда в бюджетной с " xml:lang="en-US" lang="en-US">фере.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">13. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">регламентирование уровня заработной платы все лицам наёмного труда;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">поддержание равного уровня оплаты труда в различных секторах экономики;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">ограничение роста личных доходов;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">14. Дифференциацию доходов в обществе можно сократить путём:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">введения системы прогрессивного налогообложения;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">введения системы пропорционального налогообложения;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">уменьшения налога на добавленную стоимость;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">увеличения налога на прибыль.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">15. При темпе инфляции 50% в месяц номинальные доходы выросли за два месяца в 2 раза. Изменение реальных доходов в этом случае составит:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3р.;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5р.;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12 р.;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10 р.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">16. Низкие личные доходы существуют потому, что:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">работодатели занижают оплату труда наёмным работникам;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">н " xml:lang="en-US" lang="en-US">алоги являются слишком высокими;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">наёмные работники не желают работать;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">в экономике наблюдается спад.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">17. Трансфертные платежи это:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">выплаты правительства отдельным лицам;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">одна из форм заработной платы;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">платежи, имеющие в текущем периоде односторонний харак " xml:lang="en-US" lang="en-US">тер;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">натуральные безвозмездные пособия.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">18. Какое высказывание о бедности является неверным:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">понятие о бедности в известной степени относительно;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основанием для отнесения человека к категории бедных является среднедуш " xml:lang="en-US" lang="en-US">евой доход семьи;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">большая часть бедных в России приходится на национальное меньшинство;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">количественные значения порога бедности изменяются с течением времени.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">19. Какие из мероприятий по перераспределению доходов традиционно предпринимаются правительством для снижения уровня бедности:

  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">профессиональное обучение;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">индексация доходов;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">замораживание заработной платы;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">прогрессивное налогообложение.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">20. В соответствии с критерием оптимальности В.Парето, в экономике происходит улучшение, если в результате хозяйственного мероприятия:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">доходы богатых слоёв населения сокращаются на меньшую величину, чем возрастают доходы бедных;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">происходит рост благосостояния " xml:lang="en-US" lang="en-US">хотя бы одного субъекта без ухудшения благосостояния всех остальных;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">происходит переход от трудоёмкого к капиталоёмкому производству;
  • " xml:lang="en-US" lang="en-US">сокращается уровень безработицы.

Минфин предлагает правительству вычислить «настоящий» уровень бедности в стране, чтобы на его основе можно было рассчитывать социальные пособия. Нынешний способ определения черты, за которой начинается нищета, не имеет ничего общего с реальной жизнью.

В России «бедность» с 2000 года определяется с помощью прожиточного минимума, который зависит от потребительской корзины - грубо говоря, если человек не может себе позволить купить ее - значит он беден. Но действующая до сих пор корзина 2006 года мало похожа на то, что нужно человеку для безбедной жизни сейчас.

Да и сам подход устарел вместе с корзиной, считает Минфин. Потребительская корзина - это так называемый нормативный подход к определению бедности. В то время как в развитых странах уже давно от него отошли, заменив на более сложную комбинированную систему, пишет замминистра финансов Татьяна Нестеренко в своем письме в правительство, пишет «Финмаркет».

Уровней бедности должно быть много - и зависеть они должны от того, к какому человеку или семье они применяются.

Последние доступные данные Росстата о размере потребительской корзины - за последний квартал 2011 года. Согласно им, прожиточный минимум в стране - 6209 руб. для всего населения, 6710 руб. - для трудоспособного человека, 4902 руб. - для пенсионера и 5993 руб. - для ребенка.

К величине прожиточного минимума привязаны минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии и различные пособия.

Самый высокий уровень бедности Росстат зафиксировал в 1992 году - 33,5%, ниже 20% этот показатель опустился лишь в 2004 году, исключением стал 2005 год, когда все испортила монетизация льгот. Потом вмешался кризис. Уровень бедности вырос в 2008 г, но уже в следующем кризисном году ведомство опять зафиксировало снижение - правительство несколько раз индексировало пенсии, снизилась инфляция.

Руководитель Росстата Александр Суринов говорил, что доля населения, проживающего за чертой бедности в России, по предварительной оценке за 2011 год, выросла с 12,6% до 12,8%.

В ближайшие два года тех, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, по прогнозу Минэкономразвития, будет становится все больше. Перелом в тренде может наступить только в 2014 году.

Социальную политику, по мнению Нестеренко, нужно определять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума, как это делается во всех развитых странах.

Основных способов определения границы бедности в мире существует два:

1. Статистический метод. Граница бедности определяется соотношением доходов человека со среднедушевыми доходами малоимущих граждан. Так определяется относительный уровень бедности.

2. Нормативный метод. Доходы соотносятся с величиной прожиточного минимума, определяемого на основе потребительской корзины. Это абсолютный уровень бедности.

Но в странах, которые активно пытаются ликвидировать бедность как явление, а не просто раздать малоимущим какие-то суммы денег, используется более сложная комбинация.

В США, например, официальных линий бедности две: статистическая, ее принято использовать для страновых сопоставлений, и социальная, которая используется для определения целевых групп получателей помощи. При этом социальная граница, по которой платятся пособия, имеет целых 48 ступеней дифференциации (то есть 48 различных значений) и зависит от того, сколько человек в семье, претендующей на пособие, каков их возраст, есть ли среди них инвалиды и ветераны войны и т.д.

Еще одна страна, активно борющаяся с бедностью, это Франция. Здесь помимо официальной границы (она рассчитана по нормативному методу - то есть в абсолютных значениях), также существует социальная, которая ниже первой на 75%. Люди, чьи доходы ниже социальной черты бедности, автоматически имеют право на минимальный гарантированный доход от государства. Система была введена еще в конце 80-х.

Россия могла бы воспользоваться международным опытом, считают в Минфине и предлагают правительству несколько новых показателей, которые можно было бы использовать для определения прожиточного минимума (и, соответственно, черты бедности):

минимальный уровень потребления, необходимый для физиологического выживания человека - его можно будет использовать для регулирования адресных социальных программ помощи бедным («минимальный гарантированный доход», «социальный уровень бедности», «стандарт для выплаты социальных пособий»);

при этом социальный уровень бедности может быть значительно ниже действующего сейчас прожиточного минимума за счет его корректировки на общесемейное потребление. Главным критерием социальной бедности должна быть неспособность удовлетворить свои потребности в пище, одежде и жилище;

потребительский бюджет, обеспечивающий «расширенное воспроизводство населения», он может быть больше социального стандарта и применятся, например, для регулирования рынка труда.

В случае перехода к новой системе можно будет провести «инвентаризацию» всех социальных гарантий государства и рассчитать выплаты уже по дифференцированной шкале, считает Минфин.



Похожие статьи