Что такое государственный бюджет. Что такое бюджет? Формирование бюджета

) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Тем не менее пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опускается ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). Причина, почему до сих пор степень участия российского государства в экономической жизни столь грандиозна, достаточно проста. Государство обычно финансирует те нужды общества , которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет весьма нежелательные последствия.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь - если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета - привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика» (сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения), а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера. Вид этой кривой показан на рис. 13-4.

Рис. 13-4. Кривая Лаффера - модель налоговой политики

На этом графике мы видим две линии. Первая - гипотетическая кривая сбора налогов - показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда не бывает. Напротив, - и именно это показывает кривая Лаффера - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает, таким образом, государственный долг.

Государственные ценные бумаги - обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Государственный долг - сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

  1. внутренний - перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами , купившими ценные бумаги внутренних займов;
  2. внешний - перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 63% к стоимости годового производства товаров и услуг (против 45% 10 лет назад).

Но при чем тут люди, если долг государственный? Да при том, что погашение долга и наросших по нему процентов будет осуществляться за счет взимания налогов с жителей страны. Значит, проблема привлечения зарубежных кредитов прямо затрагивает интересы каждого гражданина страны.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга повисает на бюджете тяжким грузом. В конце 1998 г. этот груз стал для российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики. Сегодня Россия упорно гасит свои долги - в бюджете на 2001 г. на погашение долгов было направлено 231,104 млрд р., или почти 18% всех расходов государства.

При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще, чтобы из одолженного погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допустившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги. А за дефолт (отказ платить по обязательствам) принято жестко наказывать, вплоть до конфискации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное - выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса). Второй путь - именно его пыталось реализовать правительство России в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, - вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе.

Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства

Структура доходов бюджета

Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

    иные налоговые доходы.

Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:

    Федеральный бюджетный фонд РФ;

    Фонд развития таможенной системы РФ;

    Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;

    Государственный фонд борьбы с преступностью;

    Федеральный экономический фонд;

    Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.

Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.

Источники доходной части:

  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

    эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

    займы у междуна­родных ор­ганизаций

Государственный бюджет - это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники.

Бюджет играет важнейшую роль в функционировании государства. Госбюджет - это часть всех финансов страны, контролирующих государство. Благодаря этому государство может вмешаться в механизмы рынка. Кроме того, госбюджет помогает решать серьёзные экономические и социальные проблемы.

Бюджетная система

Бюджетная система напрямую зависит от того, как устроено государство. Если оно является федерацией, то бюджет будет делиться на три уровня: государственный федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и местный бюджет.

Государственный бюджет и его структура в унитарном государстве делится на 2 уровня: государственный и местный бюджет . Поскольку Беларусь относится именно к этому типу государств, государственный бюджет Республики Беларусь состоит только из двух уровней. Государственный бюджет Беларуси на 2015 год составил 141 015 941 595 рублей.

Доходы и расходы государственного бюджета

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Доходами являются те деньги, что поступают в бюджет безвозмездно и безвозвратно. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

  1. Доходы от налогов - они взимаются как центральными органами власти, так и региональными;
  2. Неналоговые доходы - сюда относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;
  3. Целевые бюджетные фонды, приносящие доходы государству.

Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства.

Расходы государственного бюджета РБ представляют собой те деньги, которые ушли на финансирование определённых задач и функций органов государства. Расходы госбюджета в основном направляются на промышленность, социальную сферу, сельское хозяйство, оборону, науку и здравоохранение.

Встречаются расходы текущие и капитального характера. Первые - это те денежные суммы, которые расходуются на содержание органов управления, а также на оборону, науку и т.д. Расходы капитального характера - это те расходы, что идут на новое строительство, а также на реконструкцию различной государственной собственности.

Приоритетными расходами госбюджета называют социальные и военные расходы , а также расходы на здравоохранение и образование.

Дефицит и профицит бюджета

Бюджет, в котором соотношение доходов и расходов равно, называется сбалансированным. В противном случае говорят о профиците или дефиците госбюджета.

Дефицитом государственного бюджета считается заранее предусмотренное превышение расходов над доходами в бюджете государства. Антиподом дефицита является , при котором заранее планируется, что доходы в государственном бюджете будут выше, нежели расходы.

При формировании бюджета Республики Беларусь за 2015 год предполагалось, что его профицит составит 1,8% от , в отличие от предыдущих пяти лет, когда наблюдался дефицит государственного бюджета.

По данным Министерства финансов за 2016 год бюджет Беларуси был исполнен с профицитом 0,98 млрд рублей, или 1% к ВВП.

Для того, чтобы покрыть излишние расходы и восполнить дефицит бюджета, государство может выпускать и продавать ценные бумаги на внутреннем рынке, а также использовать различные бюджетные ссуды. В некоторых случаях возможно использование средств

Местный бюджет

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местного бюджета. Последний представляет собой те , которые должны обеспечивать успешное функционирование местных органов власти. Кроме того, средства из местного бюджета распределяются между различными отраслями народного хозяйства на территории данного региона. По сути, местный бюджет выполняет функции государственного бюджета, но на гораздо меньшей территории. Этот вид бюджета относят к публичным финансам.

А сейчас хочу рассмотреть ее главный финансовый документ – государственный бюджет . Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое бюджет государства, как и зачем он формируется, из чего складываются доходы и расходы государственного бюджета и много другой полезной информации на эту тему. Обо всем этом далее по порядку.

Суть государственного бюджета.

У государства, как и у любого субъекта хозяйствования, есть свой бюджет. Причем, ввиду масштабов его деятельности, бюджет государства тоже можно назвать наиболее серьезным и масштабным финансовым документом.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов страны на последующий период (как правило – календарный год), который принимается на законодательном уровне, а в дальнейшем исполняется, но может подлежать корректировкам.

В каждой стране перед началом нового календарного года принимают бюджет на следующий год, который подробно расписывается в Законе о бюджете. Этот Закон, как и другие нормативные акты страны, является обязательным для исполнения, но при невозможности его исполнить к Закону о бюджете принимают разного рода дополнения (поправки).

В государстве могут сосуществовать бюджеты разных уровней, например, бюджет страны, бюджеты областей/регионов, бюджеты городов и т.д.

Функции государственного бюджета.

Рассмотрим основные функции государственного бюджета, то есть, для чего вообще его принимают.

  1. Планирование доходов и расходов на предстоящий год;
  2. Регулирование финансовых потоков в государстве;
  3. Информирование населения и субъектов хозяйствования об экономической политике на предстоящий год.

Фактически, государственный бюджет является показателем осуществления государством своих функций: именно при помощи бюджета решаются вопросы макроэкономического регулирования в стране. Благодаря бюджету, формируются доходы и расходы хозяйствующих субъектов в государстве, включая население, регулируются объемы производства и торговли, формируются различные резервные фонды. Государственный бюджет самым прямым образом влияет на формирование важнейших страны.

Вот только самые ключевые моменты, на которые влияет бюджет государства:

  • Инвестиции (приток и отток капитала);
  • Реальные доходы граждан;
  • Уровень цен;
  • Уровень денежной массы в обращении;
  • Уровень инфляции;
  • Ставки по кредитам;
  • Валютный курс;
  • Объемы экспорта и импорта.

Дефицит и профицит государственного бюджета.

Доходы и расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы они совпадали. Если получается такое равенство, то это сбалансированный бюджет. Однако, на практике идеального равенства достичь практически не удается, поэтому бюджет может приниматься с дефицитом или профицитом.

Дефицит государственного бюджета – это превышение расходной части над доходной. Образовавшаяся разница и является размером дефицита.

Профицит государственного бюджета – это превышение доходной части над расходной. Образовавшаяся разница и является размером профицита.

Конечно, дефицит бюджета – это более негативное явление, чем профицит, ведь его надо за счет чего-то покрывать: это может быть дополнительная денежная эмиссия, внешние или внутренние займы, расходование средств резервных фондов и т.д. Но и слишком большая величина профицита бюджета тоже нежелательна – это будет свидетельствовать о неумении грамотно распределить поступившие доходы.

Теперь давайте вкратце рассмотрим структуру доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета.

Доходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется получить в бюджет на протяжении планируемого периода.

Прежде всего, доходы государственного бюджета можно разделить на 3 категории:

  1. Налоговые поступления – все, предусмотренные законодательством налоговые платежи: налоги, сборы разных уровней, пени, штрафы.
  2. Неналоговые поступления – платежи, в бюджет, не связанные с налогами и сборами: арендная плата, доходы от приватизации госимущества, прибыль государственных предприятий, выручка от оказания платных услуг, перераспределение средств из бюджетов других уровней, финансовая помощь, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг и т.д.
  3. Доходы целевых бюджетных фондов .

Как правило, существенно преобладающей является первая категория.

Кроме того, доходы государственного бюджета можно разделить на:

  • Собственные – доходы, закрепленные именно за бюджетом государства;
  • Регулирующие – доходы, поступающие в бюджеты других уровней с обязательным перечислением части средств в общий бюджет страны.

Расходы государственного бюджета.

Расходы госбюджета – это денежные средства, которые планируется выплатить из бюджета на протяжении планируемого периода. Расходы оплачиваются за счет доходов.

Все расходы государственного бюджета можно разделить на 2 большие группы:

  1. Капитальные расходы – это фактически инвестиции – вложения средств в разные активы, проекты, с целью их развития и дальнейшего извлечения прибыли. В частности, в эту категорию затрат входят расходы на научную деятельность, инновации.
  2. Текущие расходы – расходы на текущую деятельность, обеспечение функционирования государственного аппарата, государственных и бюджетных учреждений разных уровней.

Чем выше доля первой категории в структуре бюджета государства, тем выше перспективы развития страны.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать по направлениям расходования средств:

  • Расходы на образование;
  • Расходы на здравоохранение;
  • Расходы на оборону;
  • Социальные расходы;
  • Расходы на погашение и обслуживание внутренних и внешних долгов;
  • Расходы на формирование государственных резервов;
  • Расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства;
  • И т.д.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое бюджет государства, как он формируется, из чего состоит, какие функции обеспечивает. Думаю, что информация всегда будет полезной для более грамотного толкования экономических новостей и понимания сути многих процессов, происходящих в экономике государства.

На этом все. Увидимся в других публикациях на – сайте, где вы можете повысить свой уровень финансовой грамотности и узнать много интересной и полезной информации в области финансов и экономики.



Похожие статьи