Какие проекты подлежат обязательной государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектной документации

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Общие положения по государственной экспертизе

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Нельзя не отметить и другой пункт (№29), в котором рассмотрены особенности (порядок и организация) проведения госэкспертизы. В нем упоминается, что проверка может проходить и быстрее (до 45 суток). Это актуально:

  • Для проектных документов, касающихся сооружений жилого сектора. Сюда же входят здания нежилого характера, не относящиеся к категории уникальных объектов.
  • Для изысканий в инженерном секторе, которые направлены для прохождения экспертизы до основных бумаг по проекту.
  • Для проектной документации, касающейся объектов капстроительства, а также реконструкции сооружений, находящихся в экономической зоне.

Кроме того, в пункте №30 указано, что срок проведения госэкспертизы может быть сокращен для сооружений, проверка документации по которым производится субъектами власти РФ на местах или же подведомственными госструктурами. В случае с государственной экспертизой стоит брать во внимание не только фиксированные сроки, прописанные в положении, но и условия договора. Участниками последнего выступают две стороны — структура, которая проводит проверку, и заявитель. Такие документы, как правило, регулируются на законодательном уровне с учетом условий ГК РФ.

По Гражданскому кодексу участники соглашения имеют право индивидуально определять период проведения проверки, а также оговаривать условия, когда сроки могут быть продлены. Получается, если заявителю недостаточно упомянутого в соглашении срока, то он выдвигает собственные условия и отказывается от подписания соглашения до их принятия. Но стоит учесть, что в ряде случаев госэкспертиза является обязательной, что вынуждает заявителя согласиться на предложенные другой стороной сроки.

Ускоренная госэкспертиза несет ряд дополнительных рисков. В частности, снижается качество проводимых проверок, возрастает риск упустить нечто значимое. Итогом могут стать ошибки на этапе строительства и дальнейшие проблемы с вводом здания в работу. Кроме того, снижение сроков не позволяет государственным органам получить полный объем информации и провести анализ по интересующему объекту.

  • Рекомендации заказчика (заявителя).
  • Условия регламента.
  • Действующие правила.
  • Заявленные сроки проведения госэкспертизы.
  • Требуемые трудовые ресурсы и так далее.

Виды и сроки проведения экспертизы и сопутствующих бумаг

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Возможны ситуации, когда уполномоченная структура принимает отрицательное решение. Это объясняется тем, что заявители часто подают неполный список документов или бумаги, оформленные с нарушением действующих нормативно-правовых актов и регламента. Отказ в приеме документов возможен и при отсутствии в составе разделов, которые должны иметь место с учетом требований законодательства РФ.

Негативное решение порой принимается при несоответствии передаваемых инженерных изысканий по форме или по составу, прописанному в регламенте, положении или законодательных актах. Ситуация складывается аналогичным образом и при выполнении инженерных изысканий лицом, которое не имеет соответствующих прав.

Бывают ситуации, когда заявитель направляет проект для госэкспертизы, но он не подлежит проверке или в составе бумаг имеют место непредусмотренные или несогласованные штампы.

Как упоминалось, обращение заявителя рассматривается в течение 72 часов, после чего выдается письменное решение. При этом исполнительный орган может отказать не только в рассмотрении документов, но и в их приеме. Последнее возможно в случае ошибок при заполнении полей при подаче заявления, а также в случае передачи противоречивых (заведомо ложных) сведений.

Принятое решение передается через Портал и должно быть подписано представителем Мосгосэкспертизы. Далее решение направляется к заявителю в личный кабинет для ознакомления.

Применительно к срокам проведения госэкспертизы проектной документации, должны быть учтены следующие моменты:

  • Проверка вычислений сметной цены объекта капстроительства проводится в срок, который оговаривается в соглашении между сторонами. Ограничивается только верхний период, который по законодательству не должен превышать тридцати суток. Если так совпало, что сметная документация проверяется в тот же период, когда проводится и госэкспертиза, то период ограничивается сроком проведения экспертной оценки проектных документов и изысканий.
  • Негосударственная экспертиза. Для многих объектов допускается проведение экспертной проверки без привлечения государственных структур. В этом случае работу выполняют определенные компании, а сроки выполнения работ определены договором, оформляемым между двумя сторонами. Максимальный период проверки может быть как в пределах установленных норм (45 суток), так и больше его.
  • Проверка сметной документации. Как и в прошлом случае, для оценки сметы в отношении строительных работ составляется договор. В документе оговариваются особенности взаимодействия сторон, а также период проведения работ.
  • Контроль правильности использования смет, индексов и применяемых методик при составлении сметы. Здесь также присутствует ряд требований со стороны действующего регламента. Сроки проверки определяются соглашением, оформляемым на проведение экспертных работ.
  • Проверка определенных разделов проекта. Здесь условия взаимодействия сторон (в том числе и сроки исполнения) определяются согласованным текстом соглашения.

Как видно из статьи, сроки проведения экспертной оценки со стороны госструктур и уполномоченных юридических лиц являются «плавающими» и зависят от сложности объекта. Разница в том, что применительно к госэкспертизе верхний период все-таки имеет ограничение, составляющее 45 суток. Благодаря этому, заказчик может планировать строительные работы и затраты времени на решение бюрократических процедур. Если вопрос с проведением экспертизы решается раньше, то это идет только на пользу.

Источники: СТРОИМ ПРОСТО

Новый порядок государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Московской области

Г.С. АФАНАСЬЕВА, заместитель начальника Управления государственной экспертизы ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» С 1 января 2007 году в России начала свою работу единая государственная экспертиза проектной документации. Она заменила собой многосложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз, работавшую в нашей стране несколько десятков лет и вызывавшую многочисленные нарекания со стороны застройщиков. Теперь анализом проекта занимается только один орган. Он дает всестороннюю экспертную оценку проектной документации, включая сметы, и результатов инженерных изысканий. При этом особо опасные, технически сложные, уникальные и некоторые другие, особо оговоренные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ) объекты ниже), проходят проверку на федеральном уровне в Главгосэкспертизе России, все остальные - в органе экспертизы того субъекта федерации, на территории которого планируется строительство. Следует отметить, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в первоначальной редакции ГрК РФ полностью являлась предметом ведения Российской Федерации. В декабре 2006 года в ГрК были внесены изменения, согласно которым полномочия по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением особо оговоренных объектов, см. ниже) были переданы субъектам Федерации. На федеральном уровне центральным исполнительным органом по организации и проведению экспертизы выступает Росстрой. Проведение экспертизы на федеральном уровне возложено на подведомственное Росстрою ФГУ «Главгосэкспертиза России». Росстрой ведет контроль и надзор за осуществлением госэкспертизы субъектами Российской Федерации, оценивает соответствие федеральному законодательству нормативного регулирования на региональном уровне. С начала 2007 г. Росстрой занимался согласованием структуры экспертиз на местах, оценивая способность каждой организации реально проводить экспертизу, обеспечивать независимость, достоверность и необходимое качество заключений. Уже в начале прошедшего года Госстроем были согласованы структуры уполномоченных органов в 22 субъектах Федерации, в том числе в Московской области - «Мособлгосэкспертиза». Первый год работы по новым правилам был сложным и для заказчиков-застройщиков, и для нас, как для органа единой государственной экспертизы Московской области. Перестраивать свою работу нам приходилось, не останавливая и не замедляя собственно процедуры экспертизы. За короткое время удалось создать три новых отдела в составе управления государственной экспертизы. Несмотря на все трудности переходного периода, за 2007 год выпущено заключений по проектной документации на 35,63% больше, чем в предыдущем году. Однако, нужно признать, что в такой ситуации не удалось избежать негативных моментов. Появились очереди в отдел приемки проектной документации, не всегда удавалось проводить рассмотрение экспертизы оперативно, как это требуется в Постановлении Правительства РФ от 5.03.07 № 145. Эти проблемы мы знаем и принимаем все возможные меры по их искоренению. Сложности переходного периода всем известны. Для налаживания работы экспертизы по-новому необходимо время и понимание со стороны заказчиков-застройщиков. Первый шаг на пути взаимопонимания между заказчиком-застройщиком и органом государственной экспертизы попытаемся сделать в этой статье. Для начала поясним основные моменты порядка организации и проведения экспертизы.

Разделение полномочий между федеральным центром и экспертизами субъектов Федерации

С 2007 года установлено следующее разграничение полномочий между Главгосэкспертизой и органами государственной экспертизы субъектов федерации. В ведении Главгосэкспертизы - объекты, которые намечено строить на территории двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море, объекты обороны и безопасности, культурного наследия федерального значения, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, а также особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Определения последних даны в статье 48.1 Гражданского кодекса РФ (обращаем внимание на изменения, которые внесены в эту статью федеральным законом от 4.12.07 № 324-Ф3). К особо опасным и технически сложным относятся: объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов; линейно-кабельные сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты космической и железнодорожной инфраструктур; аэропорты; метрополитены; морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов; автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения; опасные производственные объекты. К уникальным относятся те объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более чем 100 метров; пролеты более чем 100 метров; наличие консоли более чем 20 метров; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже пла нировочной отметки земли более чем на 10 метров; наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета. Последняя позиция этого перечня требует разъяснений, так Главгосэкспертиза России предлагает относить к уникальным объектам, запроектированным с использованием конструкций или конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств или разработки специальных методов расчета, следующее: резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью более 10 тыс. куб. м; каплевидные и шарообразные резервуары, газгольдеры; здания и сооружения сложной непрямолинейной конфигурации; имеющие покрытия в виде ребристых и ребристо-кольцевых куполов, сетчатых куполов оболочек, оболочек двоякой кривизны, вантовые, мембранные покрытия, покрытия из клееных деревянных элементов, в том числе рам, арок, ригелей, висячие покрытия и т.п.; здания и сооружения с большой площадью покрытия с неравномерной нагрузкой; объекты, конструкции и инженерное оснащение которых носит экспериментальный характер. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по всем объектам, не вошедшим в вышеуказанный перечень, подлежит экспертизе в соответствующем органе субъекта федерации. Стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность проведения государственной экспертизы на федеральном уровне другими федеральными органами исполнительной власти, если на это будет решение президента РФ. Пока такими полномочиями наделено только Министерство обороны России в отношении объектов военной инфраструктуры. Согласно Постановлению правительства РФ от 10.03.2000 г. № 221 «объекты военной инфраструктуры» - специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружений, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.

Когда экспертиза не требуется

Как известно, с 2007 г. была отменена обязательная государственная экспертиза проектной документации для некоторых объектов. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» на многочисленные запросы разъясняет, что установить, подлежит ли та или иная документация экспертизе, можно руководствуясь п.п. 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ и части 17 статьи 51 ГрК РФ. Только в случае полного совпадения признаков, указанных в одном из пунктов частей 2 и 3 статьи 49 и части 17 статьи 51, с параметрами того или иного объекта обязательная государственная экспертиза не проводится. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» не имеет права давать какие-либо собственные токования ГрК РФ. Например, в п. 1 части 2 статьи 49 указано, что экспертиза не требуется в обязательном порядке, если вы строите индивидуальный жилой дом высотой не более трех этажей. Обращаем внимание заказчиков-застройщиков, что в г радостроительном кодексе указывается на количество этажей, а не на этажность зданий. Например, 2-х этажный жилой дом с мансардой и подвалом высотой более 1,8 м - это здание с количеством этажей - 4, т.е. экспертиза требуется. Аналогично, 2-х этажное здание АБК с мансардным этажом - это отдельно стоящий объект капитального строительства с количеством этажей 3, т.е. «подвести» такой объект под п. 4 части 2 статьи 49 невозможно. В данном случае государственная экспертиза требуется и в том случае, если общая площадь этого здания менее 1500 кв.м. Кроме этого, государственная экспертиза не проводится для типовой проектной документации и ее модификации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности. Критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются (далее по тексту Положения о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 9.07.07 № 62): - положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 7 (семи) лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации; - заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, иным нормативным правовым актам; - документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанный осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом; - наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.). Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются: - наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше; - заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации. При отнесении проектной документации к типовой проектной документации или к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, необходимо наличие совокупности критериев, указанных в Положении, утвержденном Минрегионом РФ. Если все критерии для отнесения проектной документации к типовой проектной документации или к ее модификации имеются, то на экспертизу должны быть представлены результаты инженерных изысканий, проектные решения по фундаментам, генеральному плану и инженерному обеспечению, как это указано в п. 15 «Положения об организации и проведении экспертизы проектной документации», иначе говоря «привязка» типового проекта. Экспертиза может быть проведена и в отношении объектов, которые со гласно ГрК РФ обязательной государственной экспертизе не подлежат, по просьбе заинтересованной в этом стороны. Как правило, это объекты бюджетного финансирования и по просьбе государственного инвестора мы проводим экспертизу проектно-сметной документации для подтверждения экономической целесообразности принятых проектом решений и соответствия сметной документации действующим нормам и правилам в области ценообразования.

Состав проектной документации, представляемой на экспертизу

Состав документов, которые представляются на экспертизу, утвержден в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). С учетом изменений этого документа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 970, застройщику необходимо предъявить заявление о проведении государственной экспертизы, проектную документацию, копии заданий на проектирование и инженерные изыскания, результаты инженерных изысканий. Состав разделов проектной документации указан в п. 12 статьи 48 ГрК РФ. В настоящий момент сложилась такая ситуация, когда Правительством РФ еще не утверждены новые требования к составу и содержанию проектной документации. До выхода соответствующего решения Правительства РФ следует руководствоваться ГрК РФ и указаниями СНиП 11-01-95 в части, не противоречащей кодексу. В декабре 2007 г. внесены поправки в закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса». Согласно новым изменением отложено до 1.01.2010 г. введение части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 52, относящихся к полному переходу к работе только при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Таким образом, до 2010 г. может иметь место для территорий, на которые не утверждены в установленном порядке документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, ранее действовавший порядок, при котором застройщик получал не градостроительный план земельного участка, а АПЗ и выполнял градостроительную проработку, или градостроительное обоснование, или проект планировки, исходя из конкретной ситуации по требованию органов архитектуры. В связи с этим и требования экспертизы к составу исходно-разрешительной документации сохраняются в прежнем виде. А требовать в обязательном порядке Градостроительный план земельного участка мы не будем до 2010 года. Следует отметить, что рабочая документация экспертизе не подлежит, хотя при проверке проекта органы экспертизы могут запросить все, что связано с оценкой конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью объекта. Таким образом, экспертиза имеет право затребовать, а застройщик и проектная организация обязаны представить по этому требованию и рабочую документацию, и результаты расчетов конструктивных элементов и др. материалы.

Стоимость экспертизы

Методика определения стоимости экспертизы указана в постановлении Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (№ 145 от 5 марта 2007 года). Особый порядок определения стоимости работ по экспертизе установлен для результатов инженерных изысканий и проектов жилых домов. Для этих объектов стоимость экспертизы не зависит от того, сколько заказчик-застройщик заплатил проектной организации за проектирование и изыскания, потому что базируется на двух параметрах жилого здания: площади застройки и общей площади. По всем объектам, кроме жилых, стоимость устанавливается в процентном отношении от стоимости проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий. Максимально - 33,75% (ранее было 20%). Для определения стоимости экспертизы этих объектов необходимо знать стоимость проектно-изыскательских работ, поэтому застройщику следует предоставить в экспертный орган сметы, составленные проектной и изыскательской организациями. Для разработки этих смет должны быть использованы Справочники базовой стоимости проектных и изыскательских работ для строительства, рекомендованные к применению Росстроем (ранее Госстроем). На основании этих данных определяется стоимость экспертизы. Чем выше стоимость проектно-изыскательских работ, тем ниже процент за экспертизу. В случае с типовым проектом оплате подлежит экспертиза результатов инженерных изысканий и изменяемой части проекта, что по привычке мы еще называем «привязкой» типового проекта.

Сроки экспертизы

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать трех месяцев. Кроме этого, в течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации; б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам; в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Часто задаваемые вопросы

Проводится ли экспертиза проекта планировки и проекта межевания? Требований об обязательной экспертизе этих документов в ГрК РФ нет. Однако, что касается проектов планировки, то Администрации городов и районов, на которые возложены полномочия по утверждению этих документов, имеют право привлечь экспертизу для проведения их всестороннего анализа, т.к. на этом этапе решаются принципиальные вопросы социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Уже сейчас вызывает обеспокоенность откровенно коммерческий поход к застройке новых кварталов и микрорайонов, уплотнению существующей сложившейся застройки, размещение массивов многоэтажных жилых домов в сельской местности. Инвестор ставит перед собой задачу получить как можно больше квадратных метров жилья на продажу. Его не волнует вовсе, а как будет обеспечена надежное функционирование инженерной инфраструктуры, справится ли с возросшими транспортными потоками дорожная сеть, куда будущие жители поведут своих детей в школу или в детский сад, где им окажут медицинскую помощь. Экспертиза в данной ситуации могла бы выступить на защиту интересов граждан, но представление документации на экспертизу на этом этапе практически прекратилось за редким исключением. Стоит напомнить, что, если утверждение произведено без экспертизы, то вся полнота ответственности за возможные негативные последствия ложится на орган, утвердивший документацию градостроительного планирования. Для проектов планировки - это муниципальные власти. Мы приветствуем те Администрации, которые, проявляя разумную осторожность, направляют проекты планировки на экспертизу.Каким должен быть проект планировки, чтобы он прошел «безболезненное» согласование в Вашем Учреждении? ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует реководствоваться СНиП 11-04-03 «Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации». Проект планировки по составу и содержанию должен быть ближе к ранее Действующему понятию «проект застройки» (в новом ГрК РФ этого понятия нет), т.к. только в этом случае этот документ может стать полноценной основой для дальнейшей разработки проектов строительства. В пояснительной записке следует приводить обоснования архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений застройки, очередности строительства, типов и видов жилых и общественных зданий и их конструктивных решений, системы инженерного обустройства и озеленения территории, размещения зданий и помещений учреждений социального и культурно-бытового обслуживания населения, приводятся технико-экономические показатели проекта застройки. В пояснительной записке даются также предложения по диспетчеризации инженерных систем, санитарной и технической эксплуатации жилых и общественных зданий, других элементов застройки и внешнего благоустройства территории. Графические материалы разрабатываются в масштабе 1:500 или 1:1000 в составе: генерального плана застройки, плана благоустройства и озеленения, схемы организации рельефа, плана земляных масс, схем инженерной инфраструктуры. Такой проект планировки можно представить нам на экспертизу, мы его рассмотрим. Нужно отметить, что Администрация муниципального образования имеет право принять решение об утверждении проекта планировки далее в том случае, если результатом экспертизы будет отрицательное заключение, т.е. окончательное решение принимается местными властями.На сегодняшний день проект планировки рассматривает Главархитектура и выдает документ, достаточно ли его? Это согласование, а не экспертиза.Дайте определение вспомогательным сооружениям, по которым не требуется проведение экспертизы? Какова практика, сложившаяся в Вашем Учреждении, относительно объектов вспомогательного использования? Мы не имеем право устанавливать эти критерии. Они устанавливаются только на федеральном уровне. Не надо отделять от основного, например, жилого объекта объекты инженерной инфраструктуры (ТП, ЦТП, ВНС, КНС). Да, для жилого дома это вспомогательные объекты, но дать оценку качеству проекта жилого дома невозможно без рассмотрения решений по этим вспомогательным объектам. От них зависит, будет ли в каждой квартире вода, тепло, свет, смогут ли пожарные потушить пожар, если, не дай Бог, он случится. Заказчик должен представить на экспертизу проект комплексно. Порой по объектам вспомогательного назначения вопросов больше, чем по основному. По мнению государственной экспертизы Московской области необходимо проводить экспертизу объекта вместе с инженерной инфраструктурой.Каким нужно руководствоваться СНиПом сейчас, по отношению к тем проектам, которые были спроектированы по старым СНиПам и в договоре именно они указаны? Госстрой по этому поводу рекомендовал пользоваться более новыми документами. Проектная документация может получить положительное заключение экспертизы, если полностью соответствует действующим нормам на момент проведения экспертизы. Подлежит ли рабочая документация экспертизе? Рабочая документация должна разрабатываться в соответствии с проектом, получившим положительное заключение экспертизы. Рабочая документация экспертизе не подлежит. Тем не менее, при рассмотрении проекта экспертиза может у вас запросить все, что связано с конструктивной надежностью, эксплуатационной безопасностью, тогда вы обязаны предоставить затребованное. Какие документы и в каком объеме сейчас требуются для экологической экспертизы? Сейчас не существует как таковой экологической экспертизы проектной документации. Напоминаю, что в настоящее время существует единая государственная экспертиза, действующая с 1 января 2007 года. Проведение любых других экспертиз с этого времени запрещено. В составе нашего Учреждения создан отдел, который занимается проверкой проектной документации на соответствие экологическим требованиям. Обращаю ваше внимание на то, что заказчик не сдает отдельно документацию на экологическую экспертизу. ГУ МО «Мособлгосэкспертиза» должно провести всестороннюю экспертизу вашего проекта максимум за 90 дней, а по жилым домам за 45 дней. Можно ли градостроительный план чем-то заменить? Конечно же, мы из-за его отсутствия работу не прекращаем. При этом, вам необходимо предоставить нам полный комплект исходно-разрешительной документации. Кроме того, в Федеральный закон « О введении в действие Градостроительного Кодекса» внесены изменения (от 4.12.07 № 324-Ф3), согласно которым переходный период, связанный с объективными трудностями по разработке документов территориального планирования, правил планировки и застройки, продлен до 2010 г.Каковы критерии оценки проектной документации и результатов инженерных изысканий при экспертизе? Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов. Но нет у нас еще этих самых регламентов. Ждать их появления не надо, а надо руководствоваться при проектировании теми нормативами, которые действуют сегодня. Строительные, санитарные, экологические, противопожарные и др. нормы и правила, ранее разработанные и действовавшие в области строительства, сконцентрировали в себе богатейший опыт и знания в области проектирования. Обязательный характер остается за этими документами в той части требований, которые соответствуют целям Закона «О техническом регулировании»: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Соблюдение этих норм будет, как и прежде, контролироваться и при проведении экспертизы проектной документации, и в ходе строительства, и при вводе объектов в эксплуатацию.Конечно, информация, приведенная в данной статье, не может ответить на все вопросы, которые возникают у заказчиков-застройщиков при подготовке материалов для представления в экспертизу и при проведении экспертизы. Предлагаю всем, кто ознакомился с этой статьей, принять участие в обсуждении проблем государственной экспертизы, высказать свои замечания и предложения, задать вопросы.

В соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 9 апреля 2013 г. № ОГВ/167 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сообщает следующее.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации установлен предельный срок проведения государст¬венной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза).

Исходя из положений пункта 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такой срок определяет¬ся сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. При этом минимальный срок проведения государственной экспертизы законодательно не установлен.
Кроме того, пунктом 29 порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 (далее - порядок), установлен сокращенный предельный срок проведения государственной экспертизы в 45 дней в отношении:

а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;

в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

При этом, в соответствии с пунктом 30 порядка законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.

Следует отметить, что конкретные сроки проведения государственной экспертизы в рамках предельных сроков указываются в договоре о проведении государственной экспертизы (далее - договор), который заключается между заявителем и органом или организацией, осуществляющей проведение государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 26 порядка правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг.

В связи с этим, сторонам договора в соответствии с подпунктом «б» вышеуказанного пункта предоставлено право определять срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и порядком.

Таким образом, в случае, если заявитель считает установленный в договоре срок проведения государственной экспертизы недостаточным, он имеет право предложить свои сроки и не подписывать проект договора, представленный ему органом или организацией, проводящими государственную экспертизу.
Вместе с тем, учитывая, что проведение государственной экспертизы в определенных законодательством Российской Федерации случаях является обязательным для заявителя, заявитель вынужден согласиться с предлагаемыми ему условиями.

Следует отметить, что складывающаяся практика установления сокращенных сроков проведения государственной экспертизы можег оказать негативное влияние на качество проводимой государственной экспертизы.

Указанное сокращение сроков также значительно усложняет процесс получения необходимых разъяснений от органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, право на получение которых, в соответствии с пунктом 32 порядка, имеет орган или организация, осуществляющая государственную экспертизу.

Таким образом, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству считает необходимым рекомендовать органам и организациям, осуществляющим проведение государственной экспертизы, при определении сроков, учитывать сложность объекта капитального строительства, требуемые трудовые ресурсы, пожелания заявителей, касающиеся срока проведения государственной экспертизы и подготовки ответов на соответствующие замечания, возникающие при её проведении.

Государственная экспертиза проектной документации - комплекс мер, которые проводятся перед выполнением работ по возведению, восстановлению (модернизации), ликвидации, увеличению и технического перевооружения недвижимости. Что это такое? Какие виды экспертизы бывают, и в чем их особенности? Кто занимается решением этих вопросов? В каких случаях требуется проверка проектной документации специализированными органами? Рассмотрим эти моменты подробно в статье.

Государственную проектную экспертизу можно назвать ключевым инструментом, обеспечивающим управление строительной и территориальной деятельностью. Проведение проверочных мероприятий гарантирует дополнительную безопасность для всех восстанавливаемых, возводимых или демонтируемых объектов.

Организация государственной экспертизы исключает появление недвижимости, которая строится или эксплуатируется с нарушением действующих норм и имеет низкий уровень безопасности. Экспертная комиссия внимательно обследует объект и дает заключение о качестве проектной документации. Мнение специалистов учитывается инвесторами, планирующими вложить деньги в восстановление или строительство сооружений.

Предметом госэкспертизы являются проектные документы. Экспертная комиссия оценивает их соответствие требованиям и нормам - радиационным, санитарно-эпидемиологическим, пожарным, экологическим и другим.

Государственная проектная экспертиза проводится в срок до 1,5 месяцев. Если это требуется, заказчик обращается к негосударственным органам и заказывать срочную (ускоренную) проверку объекта. Расчет стоимости услуги производится индивидуально для различных клиентов. Здесь оцениваются следующие показатели:

  • Сложность сооружения.
  • Уникальность объекта.
  • Площадь помещений внутри здания.
  • Уровень сложности разработки проекта и проведения изыскательных работ.

Точная стоимость озвучивается только после первичного рассмотрения. Сумма должна выплачиваться вне зависимости от решения, которые приняли эксперты.

Виды

Экспертиза проектно-сметной документации по законам РФ бывает двух видов - частной и государственной. К независимым проверкам относится второй вариант. Хотя, государственная экспертиза также основана на независимых критериях, ведь в процессе работ эксперты ориентируются только на закон, многообразие трактовок которого исключено. Рассмотрим особенности каждого из видов проверок подробнее.

Государственная экспертиза

Изучение строительной документации государственными органами проходит в ряд этапов. Сначала проверяется качество документов, которые относятся к строительству объекта. На выполнение процедуры выделяется до трех суток. После проверки документации компетентным органом заявитель отправляет договор на экспертизу. Если проверяющая структура обнаруживает проблемы в период предварительной экспертизы, заявитель получает отказ с указанием причины (со ссылкой на нормы законодательства).

Рассмотренный процесс подразумевает подготовку и отправку в государственный орган следующего пакета бумаг:

  • Инженерных и строительных документов.
  • Заявления (оформляется по установленной форме). Внесение данных стоит производить по образцу.
  • Копии правоустанавливающих бумаг (должны подтверждать право владения участком).
  • Копию задания на создание проекта, а также на выполнение инженерных работ.
  • Копию градостроительного плана.

Возможны ситуации, когда переданные для проведения госэкспертизы документы возвращаются обратно заявителю. Такие ситуации могут иметь место в следующих ситуациях:

  • Экспертиза должна осуществляться другой государственной структурой.
  • Документы нельзя проверить на факт качества по тем параметрам, которые устанавливаются для инженерной и строительной документации.
  • Отсутствие в переданных бумагах разделов, которые должны быть по требованиям законодательства.
  • Несоответствие разделов или источников, которые переданы для проведения экспертизы, действующим на момент проверки критериям.

Государственная экспертиза начинается с оформления договора между структурой, которая будет проводить проверку, и заявителем. Как отмечалось выше, работа госсруктуры оплачивается. Это значит, что до проведения экспертизы организация должна передать квитанцию об оплате. Общий срок проведения государственной экспертизы составляет три месяца. Если проверяются документы в отношении сооружений, не относящихся к категории уникальных, на экспертную экспертизу должно уйти до 1,5 месяцев.

Негосударственная экспертиза

В определенных случаях заявитель вправе обратиться в негосударственную (частную) структуру и поручить ей независимую экспертизу проектных документов. Как правило, в роли заказчиков организаций выступают инвестиционные организации, которые планируют вложить средства в реконструкцию или возведение объекта, а также крупные подрядные компании.

Подходы негосударственной экспертизы в целом не отличаются от принципов, которые лежат в основе проверки государственных органов. И первые, и вторые проверяют базовые параметры инженерных и строительных источников. Разница в том, что частные структуры могут проводить более глубокую проверку. По просьбе заказчика они выполняют те процедуры, которые государственными органами не проводятся. Как пример, частные организации могут проанализировать качество проекта на факт структуры, дополнения документов полезными формулировками и так делее.

К задачам негосударственной экспертизы относится оценка соответствия передаваемых бумаг действующим регламентам в технической сфере, а также анализ качества документов с позиции соответствия формулировок требованиям санитарно-эпидемиологического, экологического и других законодательств.

Кроме того, частная экспертиза бывает нескольких типов - проверка проекта, инженерных разработок и строительных смет.

Кто проводит экспертизу проектной документации?

Процесс проведения госэкспертизы прописан в ГрК РФ и специальных Положениях. Чтобы специалист Управления приступил к выполнению задачи, заказчик оформляет заявление и передает необходимый пакет бумаг. Как отмечалось ранее, с клиентом оформляется соглашение на выполнение исследовательских работ. В договоре указываются главные нюансы будущей проверки. По завершении мероприятий эксперты делают вывод о возможности применения проектной документации. Решение может быть положительным или негативным. При выявлении недостатков они должны быть устранены своими руками.

В 2007 году в российском законодательстве произошли определенные изменения. С этого года работа по проведению экспертиз передана Рострою ФАУ «Главэкспертиза РФ». Кроме того, к выполнению мероприятий допускается привлечение подведомственных учреждений, находящихся в 22 субъектах РФ. При проведении проверок иных сооружений, список которых определен приказом Президента РФ, к выполнению работ привлекаются другие органы.

Юридическая сила результатов экспертизы

С юридической позиции государственная и негосударственная проверки имеют идентичную юридическую силу. Главное, чтобы частная экспертиза проектно-сметной документации выполнялась с привлечением уполномоченных компаний, имеющих соответствующее разрешение на выполнение подобного рода работ.

В обоих случаях заказчику на руки выдаются документы, которые подтверждают возможность начала запланированных работ. Оба существующих механизма отличаются идентичными принципами. Отличием является набор выполняемых работ, а также организационные критерии.

В каких случаях проводится?

Главной задачей государственной экспертизы является определение следующего факта - соответствует ли сооружения утвержденным на законодательном уровне стандартам и правилам. Эксперты должны проверить материалы, которые применяются в процессе возведения, модернизации или восстановления здания, проведенные расчеты, сметы и технические задания. Отдельное внимание уделяется соблюдению строителями экологических, противопожарных и санитарно-эпидемиологических стандартов.

Целью проведения государственной и частой экспертизы является подтверждение следующих аспектов - возможности реализовать конкретный проект, уровня его безопасности и надежности, а также обоснованности расходов застройщика. С помощью экспертизы удается сэкономить деньги. Это связно с тем, что эксперты вычисляют минимальные расходы, которые приходится нести в процессе строительства, определяют недостатки и несоответствия в проекте, делающие дальнейшую эксплуатацию недопустимой.

Проведение обязательной экспертизы проекта обязательно для соблюдения действующего регламента законодательства РФ. Такая проверка необходима владельцам недвижимости. Для них оценка экспертов - возможность избежать финансовых потерь, которые могут иметь место по причине допущенных ошибок в расчетах на этапе проектирования. Привлечение квалифицированных специалистов государственных или частных структур с допуском СРО - возможность получить гарантии отсутствия технических и финансовых рисков.

В законодательстве РФ четко прописано, какая документация должна передаваться для проведения экспертизы. Специалисты принимают к проверке только те проекты, которые разрабатывались с учетом действующего в России регламента. Внимание уделяется:

  • Проектной документации. Выполнение исследований документации в отношении возводимых объектов позволяет своевременно определить ошибки (если они имеют место) и устранить их без значительных денежных затрат. Построенные после получения заключения здания будут отвечать нормам безопасности в течение долгих лет.
  • Газоснабжения. По законам РФ госэкспертиза проводится в отношении проектной документации сетей газораспределения. Это относится к тем участкам, которые расположены за пределами территории, где планируется выполнение работ. Проектная документация, касающаяся газопровода, проходящего от общей уличной «ветки» до отключающего устройства, возводимого или реконструированного объекта, не подлежит проверке.
  • Освоения лесов. Все проекты, которые касаются освоения лесов, должны пройти государственную экспертизу. Эти мероприятия проводятся специальными госструктурами. Кроме того, возможность проверки проектной документации имеют и органы местного управления. Последние создают специальные комиссии, в состав которых входят представители общественных объединений.

Кроме рассмотренных выше сооружений, государственной экспертизе подлежат объекты, которые относятся к оборонному сектору, являются уникальными, сложными или особо опасными. В эту же категории входят и дороги федерального значения.

Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу [email protected] . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

Все вопросы

Показывать материалы

?

Вопрос №183: В центральном районе Москвы у нашего Заказчика есть гостиница. Планируется перепланировка номерного фонда с целью увеличения количества номеров. Конструктивные характеристики объекта, фасады не меняются. По объекту нет охранных обязательств. Прошу указать, подлежит ли объект экспертизе. Если нет, то прошу указать в каком объеме разрабатывается проектная документация и в какое учреждение подается.

Ответ:

Ваш вопрос не содержит достаточных сведений для однозначного ответа. Критерии объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состав проектной документации - статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

?

Вопрос №182: Можно ли предъявлять проектную документацию на линейные сооружения связи и связанные с ними объекты капитального строительства в негосударственную экспертизу если эти объекты и сооружения находятся в особо охраняемых природных территориях?

Ответ:

В соответствии с п. 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий подлежит государственной экспертизе.

?

Ответ:

В соответствии с п.п. 3, 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, экспертиза не проводится. Вместе с тем, застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию, разработанную для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

?

Вопрос №180: Мы находимся в Ульяновске, заказали московской фирме разработку ПСД объекта находящего на территории нашего города. Согласно договору вместе с ПСД должно быть предоставлено положительное заключение государственной экспертизы или заключение о достоверности определения сметной стоимости. Вопрос заключается в том, может ли компания занимающаяся ПСД провести гос.экспертизу или достоверно определить сметную стоимость в Москве или им нужно будет выезжать в Ульяновск.

Ответ:

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением объектов, по которым законодательством предусмотрено проведение экспертизы проектной документации федеральными органами исполнительной власти.

?

Вопрос №179: В каких документах можно прочитать о том, в каком виде необходимо сдавать сметы на экспертизу. В смете много применяется оборудования, которого нет в ценниках, часть которого будет производиться на заказ на заводах. Вопрос что нужно предоставить в экспертизу, чтобы доказать правомочность применения данных позиций.

Ответ:

Требования к содержанию раздела «Смета на строительство объекта капитального строительства» установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. Обоснование состава, характеристик и количества технологического оборудования должно содержаться в подразделе "Технологические решения" раздела 5 проектной документации.

?

Вопрос №178: Прошу дать разъяснения по перечню документов по части оформления земли, необходимых для прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (строительство (частично) и реконструкция подземного водопровода и канализации в г.Москве). Необходимо ли на экспертизу представить утвержденный акт выбора земельного участка под коммуникации, утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, договор аренды земельного участка? Какими нормативно-правовыми актами данный вопрос регулируется?

Ответ:

Ответ: Перечень документов, представляемых для проведения экспертизы проектной документации, установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145. Требования к содержанию сведений о земельном участке для строительства линейного объекта при разработке проектной документации установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87.

?

Администрация отказала физическому лицу в выдаче разрешения на строительство подъездной дороги к частному дому, мотивируя тем, что дорога является объектом капитального строительства и требуется проведение государственной (негосударственной) экспертизы, так ли это?

Ответ:

Автомобильная дорога является линейным объектом капитального строительства. В соответствии с п.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи.

?

Добрый день, уточните пожалуйста надо-ли проходить повторную экспертизу на строительство нового здания если было получено положительное заключение государственной экспертизы в апреле 2009 года и пройден ГПЗУ в 2010 году если мы не вносим никаких изменений в проект.

Ответ:

Ответ: В соответствии с п.44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 повторная государственная экспертиза проводится при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. При соответствии проектной документации выпущенному ГПЗУ повторная государственная экспертиза не требуется.

?

В случае строительства капитального объекта общей площадью 1360 кв. м, в котором будет размещаться ресторан на площади 700 кв. м. со вспомогательными помещениями, проектная документация строительства данного объекта подлежит рассмотрению в Мосгосэкспертизе или нет?

Ответ:

Ответ: Ваш вопрос не содержит достаточных сведений для однозначного ответа. На необходимость экспертизы проектной документации может влиять количество этажей здания, источник финансирования строительства объекта, месторасположения участка, отведенного под строительство и другие факторы. Критерии объектов, проектная документация которых не подлежит экспертизе, установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

?

У нас в техническом задании на проектирование прописано следующее: разработка изготовление и согласование проекта и сметной документации по модернизации (усовершенствованию) системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции, в зданиях центрального аппарата Росрезерва по адресам: г. Москва, Б.Черкасский пер., д.6/7 и Б.Черкасский пер. д. 4 стр. 1. Нужно ли проходить государственную экспертизу? Если экспертизу проходить не нужно, не подскажете в каких органах мы должны согласовать свою проектную документацию. По поводу согласования в тз прописано следующее:

Согласование проекта производит Подрядчик в установленном порядке со всеми заинтересованными организациями, необходимость согласования с которыми определяется действующими нормативными документами, особенностями Объекта и мотивированными решениями Заказчика

Ответ:

Ответ: Экспертиза проводится в отношении проектной документации, разработанной для строительства и реконструкции объектов капитального строительства. По собственной инициативе застройщик или технический заказчик может направить на экспертизу проектную документацию, разработанную для проведения капитального ремонта объекта капитального строительства. Проектная документация, разработанная для проведения работ, не имеющих признаки строительства, реконструкции или капитального ремонта, установленные статьей 1 Градостроительного кодека Российской Федерации, не является предметом экспертизы.



Похожие статьи