Законы в первом чтении. Госдума одобрила во втором чтении законопроект о реновации. Судьба взносов на капремонт

Госдума приняла во втором чтении законопроект о реновации жилья в Москве, предусматривающей снос "хрущевок" и переселение их жителей в новые дома. 406 депутатов проголосовали "за", против оказались двое, столько же "воздержались". Окончательно резонансные поправки будут приняты 14 июня.

О нескольких поправках фракции договорились незадолго до второго чтения - по итогам парламентских слушаний с учетом трехсот москвичей, которые 6 июня провел спикер Госдумы. Их раздали в зале прямо перед рассмотрением вопроса о реновации.

Термин «чтение» датируется периодом, когда счета читались вслух в Палате общин Великобритании. Только звание читается вслух в Палате представителей Новой Зеландии. Законопроект является общедоступным после его введения. Введение - это административный процесс, который позднее объявляется в Доме. Законопроект не имеет формального существования до его введения.

Дебаты в первом чтении дают первый шанс обсудить законопроект в Палате представителей. Это может произойти не раньше, чем на третий день после введения законопроекта. Эта задержка позволяет членам время посмотреть счет и решить, согласны ли они с ним.

Мы договорились, что кроме поддержанных ранее профильным комитетом поправок мы рассмотрим поправки по итогам парламентских слушаний, - сказал коллегам спикер Госдумы Вячеслав Володин. - Поправки подписали лидеры всех фракций. Мы выходим на решения, которые меняют и улучшают законопроект.

Одна из этих ключевых инициатив касается очередности сноса. При составлении программы реновации обязательно должен будет учитываться износ домов и их техническое состояние. То есть чем в худшем состоянии дом, тем раньше должен быть переселен. "Решение о постановке в график сноса будет учитывать техническое состояние дома", - сказал Володин. Так, кирпичные дома в относительно хорошем состоянии должны сноситься в конце реализации программы, рассчитанной на 15-20 лет.

В конце дебатов Палата решает, должен ли законопроект прогрессировать и голосует, следует ли его «читать в первый раз». Если законопроект побежден в голосовании, то это конец законопроекта. Если согласование «первого чтения» согласовано, законопроект обычно направляется в избранный комитет, который будет рассмотрен более подробно.

После того, как законопроект будет передан избранному комитету, у комитета обычно есть 6 месяцев для рассмотрения законопроекта и подготовки отчета для Дома. Выбор комитетов обычно приглашает публичные заявки на счет. Затем они проводят публичные слушания, чтобы выслушать некоторых из тех, кто подал заявки. После слушаний они работают по поднятым вопросам и решают, какие изменения, если таковые имеются, должны быть внесены в счет.

В ходе слушаний также поднимался вопрос по поводу расселения "коммуналок", напомнил спикер. В результате родилась еще одна важная поправка. "Взамен комнаты в "коммуналке" будет предоставляться отдельная квартира - это принципиальная позиция, - подчеркнул спикер. - Мы не будем плодить новые "коммуналки", они будут уходить в прошлое".

Отчет о избранном комитете содержит. Законопроект может быть прочитан второй раз не раньше, чем в третий день после того, как избранный комитет отчитается перед Домом. Затем участники могут обсуждать основные принципы законопроекта и любые изменения, рекомендованные избранным комитетом в его докладе.

Изменения, не поддерживаемые каждым членом комитета, подлежат единому голосованию в конце дебатов во втором чтении. Изменения, которые поддерживаются каждым членом комитета, автоматически включаются в счет, если согласовано второе чтение. Если голосование будет потеряно, это будет конец законопроекта. Если будет достигнуто второе чтение, законопроект готов к обсуждению комитетом всего Дома.

Еще одна поправка, розданная в зале, касается нежилых помещений. Представители малого и среднего бизнеса смогут заключить договор аренды равнозначного помещения с сохранением всех имеющихся льгот и без проведения торгов. "Это не будет конфискацией для госнужд, как было прописано в документе первом чтении", - прокомментировал вице-спикер Петр Толстой.

Любой член Палаты может участвовать, когда комитет всего дома обсуждает законопроект. Члены сидят в палате, но спикер не занимает кресло. Дебаты менее формальны, чем другие дебаты, но не менее важны. У членов есть много шансов сделать короткие речи и обсудить положения законопроекта. Эти дебаты - это возможность детально изучить законопроект. Министры и члены могут предлагать изменения. Эти изменения могут быть опубликованы до обсуждения в дополнительной бумаге.

На этих дебатах нет ограничений по времени. Большие или противоречивые законопроекты могут быть до комитета всего Дома в течение нескольких дней. Как только окончательная форма счета будет согласована, она будет перепечатана, чтобы показать любые изменения, которые были сделаны. Затем законопроект готов к третьему чтению.

Уточнили и еще один важный момент. После вступления в силу закона о реновации столичного жилья в программу переселения из "хрущевок" войти уже будет нельзя, но выйти из нее будет можно, сообщил председатель Госдумы.

Поправка, которая будет сегодня рассмотрена, и она роздана в зале, предполагает, что включение в программу реновации завершится с момента вступления закона в силу, - сказал Володин. - То есть тот, кто хотел участвовать в программе реновации, может до момента принятия закона и его подписания соответственно включиться в эту программу, но потом уже - нет. Таким образом, будет подведена черта.

Обычно это сводная дискуссия по законопроекту в его окончательной форме. Голосование в конце прения является окончательным голосованием в Палате, чтобы либо передать законопроект, либо отклонить его. На этом этапе законопроекты редко отклоняются. Если законопроект принят, есть один последний шаг, прежде чем он станет законом - королевское согласие.

Законопроект не является законом, пока он не будет подписан Сувереном или представителем суверена в Новой Зеландии, генерал-губернатором. Это называется королевским согласием. Министр может переместить, что правительственный законопроект будет передан в комитет до второго чтения. Традиционно, когда Дом переходит к второму чтению законопроекта, его просят дать согласие на принцип законопроекта. Соглашаясь с принципом на данном этапе законодательного процесса, фактически ограничивается объем поправок, которые могут быть внесены в ходе изучения комитета и на стадии отчета.

Были поддержаны и другие важные поправки - те, которые были согласованы фракциями ранее, еще до парламентских слушаний.

Глава комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев рассказал, что к первоначальному тексту резонансной инициативы поступило 138 поправки от правительства РФ и от депутатов всех думских фракций. 127 рекомендовано к принятию.

Возможность направления законопроекта в комитет до второго чтения дает возможность членам изучить принцип законопроекта и предложить поправки, которые могут изменить его сферу действия. В соответствии с Регламентами 73, и предложение о передаче законопроекта комитету до второго чтения не может быть изменено, а обсуждение ограничивается десятиминутными выступлениями в течение пяти часов. В конце пяти часов, или когда больше членов не встает, чтобы говорить, спикер задает вопрос о движении. Если предложение будет принято, законопроект будет передан на рассмотрение постоянного, специального или законодательного комитета.

Так, уточняются характеристики домов, которые могут войти в программу реновации. Если изначально указывалось, что это дома первого периода индустриального домостроения, то теперь оговаривается, что к ним относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти. Типовые проекты должны быть разработаны и реализованы в период с 1957 по 1968 годы.

В целом, во время клаузула рассмотрения законопроекта, упомянутого до второго чтения, комитет придерживается тех же правил и процедур, которые применяются к рассмотрению законопроектов в комитете после второго чтения. Он может слышать свидетелей и получать трусы. Однако объем поправок, которые могут быть внесены в законопроект, намного шире, учитывая, что исследование комитета не ограничивается принципом законопроекта.

В конце своего исследования комитет сообщает законопроект Палате с внесением или без поправок. Положения Постоянного распоряжения 76 предусматривают, что отчетный этап законопроекта не может быть принят во внимание до третьего дня, следующего за представлением отчета.

Для того, чтобы дом снесли, потребуются голоса "за" от двух третей жителей дома. Ко второму чтению изменен срок проведения общего собрания для решения вопроса об исключения дома из программы. Жильцы имеют право провести его в течение 90 дней (ранее в тексте фигурировал срок в 60 дней) со дня принятия решения о реновации и до дня подписания документов о праве собственности или договора о соцнайме на новое жилье. Для этого им нужно будет собрать более одной трети от общего числа голосов всех собственников помещений в таком доме. Если решение будет принято, то дом исключат из программы.

Расселение коммуналок и другие поправки «с голоса»

Когда комитет сообщает законопроект Палате представителей, следующий этап - это, по сути, комбинация стадии отчета и второго чтения. Поправки также принимаются, если они дополнительно вносят поправки в комитет, внесенный в него, или если они предлагают исключить пункт.

Когда рассмотрение на стадии отчета завершается, предложение «Согласовать законопроект на этапе отчета и читать во второй раз», выносится Палатой без разрешения и поправок. Текст ходатайства о согласии может быть изменен, если законопроект будет изменен на этапе комитета или отчета. После согласования на этапе отчета и чтения во второй раз, законопроект установлен для третьего чтения и перехода на следующем заседании Дома.

Расширяются возможности собственников жилья в сносимых домах. Определяется, что при переезде будет предоставляться равнозначное жилье, либо равноценная квартира, либо деньги. Под равнозначным жильем понимается: жилая площадь и количество комнат должно быть не меньше, чем в старой квартире, а общая площадь новой квартиры должна превышать площадь старой. Новая квартира должна иметь "улучшенную отделку", при этом она должна находиться в том же районе, что и прежнее жилье,

После первого чтения законопроект будет иметь второе чтение в течение следующих двух недель для правительственного законопроекта или для частного члена «законопроект о одной из первых доступных пятниц, если позволит время». Это дает первый главный случай для обсуждения общих принципов законопроекта - подробное обсуждение, которое зарезервировано для этапа комитета.

Во втором чтении законопроект обычно предлагается государственным министром в отделе, ответственном за эту меру. Он или она излагает основные принципы законопроекта и обобщает наиболее важные положения. Затем официальный представитель оппозиции отвечает, и в ходе обсуждения выслушиваются мнения других оппозиционных партий и сторонников.

Исключение будут составлять Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа, где люди могут переселяться не только в рамках района, но в рамках округа.

Кроме того, желающие смогут за дополнительную плату получить квартиры большей площади или с большим количеством комнат, в том числе это может быть сделано за счет средств материнского капитала.

Дебаты, как правило, завершаются ответом другого министра правительства, и он или она занимается некоторыми из основных вопросов, поднятых в ходе прений. Если законопроект не является спорным, оппозиция в палате общин, как правило, решит голосовать против правительственного законопроекта во втором чтении или внести поправку к предложению «повторить законопроект второй раз».

Если Палата голосует против законопроекта во втором чтении, законопроект не может продвинуться дальше, но этого практически никогда не происходит. Публичные законопроекты, относящиеся исключительно к Шотландии или Уэльсу, были переданы Палатой общин при определенных обстоятельствах в шотландский или валлийский Большой комитет.

В законопроекте ко второму чтению прописали гарантии для тех, кто приобрел квартиру в подлежащем сносу доме в ипотеку. Ипотечный кредит перейдет на новое помещение, которое предоставят в рамках программы.

При этом в проекте закона есть оговорка о том, что его нормы не распространяются на аварийное жилье - его снос и гарантии жителям регулируются уже существующими законами.

Когда это произойдет, второй комитет по чтению должен сообщить, что он рассмотрел принцип законопроекта. Таким образом, Билл, вернувшийся в Палату, не был прочитан во второй раз, но впоследствии формальное предложение дать ему второе чтение считается без обсуждения.

Как и в палате общин, после первого чтения правительственный законопроект будет иметь второе чтение в течение следующих двух недель. Дискуссия открыта и может быть закрыта также высокопоставленным правительственным представителем лордов для правительственного департамента, ответственного за законопроект.

В ходе рассмотрения поправок профильный комитет по транспорту и строительству преподнес коллегам сюрприз. Было объявлено о неодобрении поправки на тему капремонта. Это вызвало возмущение: ранее в Госдуме объявляли этот пункт как согласованный, и депутаты активно комментировали его как состоявшееся решение.

Речь шла о том, что денежная компенсация по программе реновации будет включать стоимость непроизведенного капремонта. О том, что данная поправка будет поддержана, говорилось по итогам заседания Совета Госдумы, на котором рассматривался законопроект о пятиэтажках. Но данная норма вдруг оказалась в таблице на отклонение.

Существует конвенция о том, что обязательства правительства по манифестам в форме правительственных законопроектов не противоречат Палате лордов во втором чтении, но аргументированные поправки могут быть представлены в качестве средства указания инакомыслия и могут быть проголосованы.

В отличие от палаты общин Палата лордов не выделяет определенные дни для счетов частных членов, время, как правило, предоставляется для них по мере необходимости. Каждый законопроект проходит через следующие этапы. Во время первого чтения номер присваивается Биллу и затем печатается для распространения среди членов Палаты. На этом этапе члены имеют возможность участвовать в дискуссии по принципу законопроекта. Они могут выступать только один раз в ходе этих прений, и в настоящее время никаких поправок не внесено. Дискуссия по второму чтению закрывается, когда член, представляющий законопроект, говорит во второй раз, чтобы ответить на запросы или возражения, возникшие в ходе обсуждения. Если законопроект будет принят во втором чтении и в принципе будет одобрен, он будет передан в Комитет. Публичные законопроекты передаются в Комитет по поправкам к закону. Частные или местные счета относятся к Комитету частных и местных счетов. Как Комитет по поправкам к закону, так и Комитет частных и местных законопроектов заслушивают заявления от любых заинтересованных лиц. Время и место проведения слушаний определяются Председателем Комитета при условии направления деятельности Комитета. Бюро Законодательного совета консультирует как Комитет по поправкам к закону, так и Комитет частных и местных законопроектов. Лица, желающие представить свои представления в отношении любого законопроекта на этапе Комитета или желающие присутствовать при проведении слушания, должны сообщить в Бюро законодательного совета, чтобы их имена могли быть перечислены, и они могут быть уведомлены, когда дата и время собрания определяется. Законопроект рассматривается в статье в этих комитетах. Законопроекты возвращаются в Палату из этих двух комитетов либо с рекомендациями для конкретных изменений, либо без них. После того, как счета были доведены до сведения Палаты, они затем рассматриваются Комитетом всего дома по векселям и подробно обсуждаются в течение максимум 20 часов. Страны-члены могут выступать не один раз в ходе этих прений, и поправки, внесенные в комитеты, могут быть либо одобрены, либо отклонены в настоящее время. Затем Комитет полного состава сообщает Палате, и законопроект помещается в «Буклет заказа» для третьего чтения. Третье чтение законопроекта часто является довольно быстрым утверждением, хотя оно может обсуждаться и может быть изменено на данном этапе, если заранее уведомить клерка Дома. После утверждения в третьем чтении законопроект получает королевское согласие. Королевское согласие предоставляется губернатором лейтенанта перед Палатой собрания, и в дальнейшем законопроект именуется Законом. На данном этапе нет дебатов. . Обычно акт вступает в силу с даты, на которую он согласен.

Глава комитета по ЖКХ Галина Хованская предупредила, что непринятие этой поправки означает длительные судебные тяжбы. Ведь основание для ее внесения - решение Верховного суда (ВС), где говорится как раз о компенсации за непроизведенный капремонт.

Если мы эту поправку не принимаем, люди обратятся в суд, и они его выиграют однозначно - в соответствие с решением ВС, - заявила она.

Такая поправка должна вноситься не в этот закон о реновации, а в Жилищный кодекс РФ, - объяснил отказ в поддержке поправки глава профильного Евгений Москвичев. Он дал понять, что в таком случае данная норма будет общероссийской, и нужно будет понять, хватит ли у регионов денег на ее реализацию.

Кроме этого, была отклонена поправка, в соответствии с которой "собственники жилых помещений во введенном в эксплуатацию многоквартирном доме освобождаются от уплаты взноса на капитальный ремонт на пять лет".

Третье чтение законопроекта о реновации планируется на 14 июня, сообщил Вячеслав Володин после процедуры голосования. Он заверил в том, что "черта" под поправками будет не окончательной: в дальнейшем отдельные правила могут поменяться - но только после изучения правоприменительной практики и широкого обсуждения с общественностью. В частности, по итогам новых парламентских слушаний программа может расшириться.

Закон о реновации принят во втором чтении. Накануне бегло прочитала текст с внесенными поправками. Надо признать, что наиболее одиозные вещи из проекта убрали (например, запрет на обжалование судебных актов о выселении). Тем не менее, на мой взгляд, количество и качество остающихся недостатков таково, что принимать проект во втором чтении было никак нельзя. Попробую коротко обозначить эти недостатки, не претендуя на полноту:

1) какие дома могут войти в программу, по-прежнему не очень ясно. Никакой связи с износом/аварийностью и включением в программу нет. Да и опубликованный мэрией список домов под снос не вполне "бьется" с определением "реновируемых" домов, которое включено в проект. Думаю, что для многих жителей сохраняется неуверенность в том, что будет происходить с их домами.

3) (самое главное) закрепляется идея о том, что большинство жителей многоквартирного дома своим решением может лишить меньшинство их права собственности. Сама идея - очень спорная. Цифры (почему 2/3 и 1/3, а не 3/4 и 1/4 или вообще не 100%) - тоже спорные. С гражданским законодательством и с Конституцией это не сочетается.

4) предусмотрели вместо равнозначного "равноценное" жилье или денежную компенсацию, и это положительное изменение. Но есть две оговорки, которые существенно снижают ценность этой уступки. Первая: компенсацию не выплачивают ипотечникам, а также тем, у кого в сносимых квартирах проживают дети и недееспособные. Про ипотечников разговор отдельный. А вот семьи с детьми? Это же, наверное, чуть ли не половина всех жильцов. И им денежных компенсаций не положено. Почему? Видимо, наш законодатель исходит из того, что родители непременно полученные деньги пропьют, а детей оставят без крова.

Вторая оговорка. Остается вариант - потребовать равноценное жилье. Это вроде бы неплохо. Но проект не предусматривает выбора из нескольких вариантов: собственнику можно предложить единственный вариант, если он не согласен - можно выселять в судебном порядке. А еще, если про "равнозначное" жилье написано, что оно должно быть в этом же районе, то про "равноценное" этого не сказано - а значит, оно может быть где угодно, лишь бы цена совпадала.

5) некоторые нужные вещи обозначили, и это хорошо, но не успели проработать, и это плохо. Например, наследование. Действительно, пока будет идти реновационный проект, часть собственников сносимых квартир может уйти в мир иной. Разработчики об этом задумались, но механизм прописали, как мне кажется, спорный и неполный.

6) пугает появившийся в проекте термин "стесненная городская застройка". Во-первых, непонятно, что это такое. Понятие относится только к кварталам, подпадающим под реновацию, или к любой городской застройке (она ведь всегда в известной степени стесненная)? Во-вторых, эта самая стесненность - повод не применять все градостроительные, противопожарные и санитарные нормы, кроме неких "минимально необходимых". Но так можно зайти очень и очень далеко.

Самое неприятное - это спешка, с которой все это делается. Нужно прорабатывать огромный "пучок" вопросов. Это и ипотека, и наследование, и денежные компенсации семьям с детьми, и права граждан, чьи дома не сносятся, и экология (что будет с деревьями во дворах, куда будут вывозить строительный мусор и т.п.). И самый главный вопрос: все-таки может ли большинство решать за меньшинство, а если может, то каким образом? Наверное, можно было бы найти на эти вопросы какие-то внятные ответы. Вместо этого, несмотря на протесты, на неоднозначное голосование граждан, на парламентские слушания и сформированную для доработки проекта рабочую группу, проект спешно принят во втором чтении. В третьем чтении можно только исправлять технические ошибки (во всяком случае, так по регламенту). Получается, все эти вопросы так и повиснут в воздухе.



Похожие статьи