Срок действия протокола общего собрания собственников жилья. Общее собрание собственников многоквартирного дома

Собрание собственников помещений в многоквартирном доме неоспоримо выступает неким органом самоуправления. Состоит он из владельцев жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (МКД). Только собрание собственников жилья может вынести решение относительно пунктов, которые выносятся на повестку дня. Чтобы общее собрание собственников состоялось, необходимо собрать установленное Жилищным кодексом Российской Федерации количество владельцев, которые смогут обеспечить кворум.

Кворум являет собой требуемое для проведения ежегодного или внеочередного собрания количество фактических голосов, без которого решение общего собрания собственников нельзя принять. Законодательство РФ устанавливает правила и порядок проведения подобных собраний. Более того, следует учитывать, что кворум, может проводиться как очно, так и с помощью заочного голосования. Но если на нём присутствует менее пятидесяти процентов жильцов МКД, то он категорически невозможен, как определяет Жилищный кодекс (ЖК).

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Законодательные утверждения

Все условия, порядок ведения протоколов и проведения общего очного собрания владельцев помещений МКД, регулируется статьями ЖК РФ. Им же установлено, что кворум представляет собой орган самоуправления, в компетенцию которого входит:

Порядок проведения

Очное собрание собственников многоквартирного дома – обязательное мероприятие. Оно должно проходить ежегодно в назначенный собранием МКД срок. При необходимости проводить подобные мероприятия чаще, чем раз в год, правила и порядок действующего ЖК РФ предусматривают внеочередной кворум в многоквартирном доме. Инициатором внеочередного собрания может выступать любой владелец помещения МКД.

Собрание будет правомочным, только если в нём участвовали владельцы, которые составили не меньше пятидесяти процентов. При этом важно понимать, что процент высчитывается не из количества граждан, а из квадратных метров, которыми они обладают. Если на мероприятии не соберётся пятьдесят процентов владельцев недвижимости в данном многоквартирном доме, то собрание проводиться не будет. Его перенесут на другую дату, о чём каждому участнику сообщат в письменном официальном уведомлении. Сообщение о намечающемся внеочередном собрании жильцов МКД направляется не поздней, чем за десять календарных дней до назначенного дня проведения.

Чтобы собрать кворум, в направленном уведомлении указывается дата, время и место проведения мероприятия, а также информация о том, кто выступает инициатором и проводится собрание очно или же оно заочного голосования. Если собрание заочное – указывается конечная дата принятия голоса. Также порядок устанавливает указание повестки дня или где её можно посмотреть.

Нюансы подготовки

Подготовка к проведению описываемого мероприятия в МКД представляет собой перечень определённых действий, без которых кворум невозможен. В соответствии с указанными и оглашёнными вопросами, которые ставятся на повестке дня, инициатор должен провести аналитические работы, чтобы подготовиться, просчитать сумму расходов, подготовить сравнительные сведения и подтвердить необходимость принятия того или иного решения. Только тщательная подготовка с полной информацией и объективным взглядом, изложенным чётко и последовательно, может гарантировать успешное голосование.

Если повесткой дня является выбор управляющей компании для данного МКД, инициатор должен ознакомиться с деятельностью нескольких, проанализировать их и предоставить участникам собрания плюсы и минусы каждой, объяснив, почему он склоняется к выбору той или иной. Учитывать нужно стоимость предоставляемых услуг, их перечень и потребности самого МКД (какие ремонтные работы нужны и во сколько это обойдется).

Если же намечается создание товарищества собственников жилья, то нужно подготовить сведения о его регистрации и необходимую учётную документацию.

Схема проведения

Чтобы понимать законный порядок проведения ежегодного или внеочередного собрания владельцев помещений МКД, можно выделить следующие обязательные этапы:

Наименование этапа Особенности проведения
Отправление уведомлений о проведении мероприятия В письменном виде за десять календарных дней до момента фактического проведения
Определение инициаторов Целесообразно собрать группу единомышленников, распределив роли и обязанности, а не выступать от одного лица
Подготовка места проведения и выбор времени Желательно, чтобы выбирать будний день в вечернее время. Тогда наибольшая вероятность, что жильцы будут дома
Сбор документов
  • Перечень владельцев помещений МКД;
  • Техническая документация на дом;
  • Регистрационные бюллетени;
  • Проекты решений с четырьмя графами. Одна с наименованиями вопросов и три для записи голосов «за», «против» или «воздержался»
Регистрация участников В бюллетене указывается ФИО участника, номер квартиры, её площадь, паспортные данные, ставится подпись регистратора и указывается его фамилия
Оглашение повестки дня В ней недопустимы никакие изменения
Порядок ведения протокола Секретарь назначается заранее
Проведение голосование В проекте решений заполняются графы
Подсчет кворума Результат голосования фиксируется фактом ведения протокола
Отправка уведомлений о принятом решении всем членам, которые не явились на собрание В срок не более десяти дней от даты проведения мероприятия

Принятие решений

Абсолютно все решения, как устанавливает порядок действующего на сегодняшний день ЖК РФ, должны быть оглашены и приняты большинством голосов. Большинством считается как минимум две трети от всех имеющихся владельцев помещений МКД. Запрещено вносить изменения в повестку дня и добавлять новые пунктов после того, как о ней были уведомлены участники собрания. Все решения фиксируются путём ведения протоколов, которые должны сохраняться в специальном месте или у доверенного лица, выбранного ранее на таком же общем очном собрании.

ЖК РФ также определяет порядок, согласно которому принятые на проведённом собрании решения являются обязательными для всех жильцов и владельцев, даже если на собрании они не присутствовали. Если кто-либо из собственников с решением не согласен, он имеет право обжаловать его в суде. Однако для этого решение должно нарушать требования ЖК РФ. Подать исковое заявление можно в течение полугода от даты оповещения о решении.

Если кто-то из участников является собственником нескольких помещений, он должен получить официальное сообщение о решениях, принятых на проведённом собрании, в письменном виде единолично.

Заочное голосование

ЖК РФ также определяет порядок, согласно которому можно провести собрание жильцов МКД и принять нужное решение не очно, а путём заочного голосования, то есть, без фактического сбора. Для этого инициаторы отправляют всем владельцам письменные уведомления установленной формы о проведении заочного собрания с указанием способа передачи своего голоса и крайней даты его приёма.

Голоса, которые были получены после обозначенной крайней даты приёма, учтены быть не могут и кворум должен подсчитываться без них.

Для обратной связи участник собрания должен указать свою фамилию, имя, отчество, номер квартиры, её общую площадь, данные свидетельства прав собственности или какого-либо другого правоустанавливающего документа. После чего необходимо обозначить свой голос: «за», «против» или «воздержался».

Заполненный документ нужно передать по указанному в уведомлении адресу. Это может быть почтовый адрес, специальный опечатанный ящик или доверенное лицо, которым будет выступать кто-нибудь из жильцов МКД.

Проведение голосования

Отдельно следует выделить нюансы голосования. Следует отметить, что голосовать может каждый без исключения владелец помещения в МКД. При этом разрешено голосовать как собственнолично, так и через доверенное лицо. У такого лица должна быть при себе нотариально заверенная доверенность, с указанием всех полномочий и сроком действия документа.

Сумма голосов каждого владельца будет пропорциональна той части совместного имущества, которая ему полагается, то есть, она зависит от общей площади его жилого или нежилого помещения. Если мероприятие проводилось очно, то все голоса могут быть оформлены письменно и зафиксированы в протоколе.

Голосование о принятии повестки дня, проводится путём заочного принятия голосов, кворум которых также считается по указанным выше процентам. Весь процесс оформляется в письменном виде. Если были выявлены какие-либо нарушения, решение будет признано недействительным.

Оформление протокола

Опираясь на правила, определённые российским законодательством, для ведения протокола обязательно указать следующие пункты:


Если нет хотя бы одного из этих пунктов, протокол будет признан неправомерным, вплоть до аннулирования принятых решений и повторного проведения общего собрания очно. Поэтому порядок ведения протокола и собрания должен быть соблюдён полностью.

Обращение в суд

Опираясь на ЖК РФ, можно перечислить следующие ситуации, когда владелец квартиры или нежилого помещения в МКД имеет законное право обратиться в арбитражный суд для обжалования принятых на проведённом мероприятии решений:

  • Уважительная причина отсутствия участника на проводимом мероприятии очно, притом, что с принятым решением он категорически не согласен и его права были ущемлены;
  • Присутствие истца на собрании очно, но его голос оказался в меньшинстве, ущемив его права.

При наличии перечисленных выше оснований, владелец помещения в МКД вправе подать исковое заявление в суд в течение полугода со дня принятия решения, нарушающего права истца. По истечении этого срока оспорить решение будет невозможно. Суд может отказать в удовлетворении поданного заявителем иска, если посчитает основания его подачи не весомыми, а указанные нарушения не принесли истцу никакого материального ущерба.

Важно помнить, что все принятые решения фиксируются путём ведения протоколов, которые должны быть впоследствии подписаны инициатором и председателем общего собрания очного или заочного формата.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Здесь вы можете скачать бланк протокола общего собрания собственников помещений в МКД .

Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр помимо Требований к оформлению протоколов собраний собственников помещений в МКД (далее – Требования) утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее – Порядок). Этот документ привлек не меньшее внимание профессионального сообщества, чем Требования.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.

С 30.06.2015 действует ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой:

  • решения и протокол общего собрания признаны официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим общее собрание;
  • копии решений и протокола общего собрания подлежат обязательному представлению инициатором собрания в УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. Опираясь на Требования, можно прийти к выводу, что датами проведения общего собрания считаются дата совместного присутствия (собрание в форме очного голосования) и дата окончания приема решений собственников (собрание в форме очно-заочного, заочного голосования). Протокол должен быть составлен в письменной форме не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Дата составления протокола соответствует дате окончания подсчета голосов. Таким образом, нужно успеть составить протокол, снять копии и передать их управляющему в течение 10 дней с даты проведения собрания. Обратим внимание, что оригиналы протокола и решений хранятся в месте, определенном решением общего собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), обязанность передавать их третьим лицам законом не установлена.

С 30.08.2015 введена ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола обязаны в порядке, установленном Минстроем, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган ГЖН для хранения в течение трех лет.

С 30.06.2015 действует ч. 19 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в соответствии с которой протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016). Обратим внимание, что в данной норме не отмечено, кто именно передает протоколы в орган ГЖН. Поскольку в жилищном законодательстве сказано об обязанности передавать копии протоколов в орган ГЖН применительно к управляющему МКД и обязанности размещать протоколы и решения в ГИС ЖКХ применительно к инициатору общего собрания, представляется, что в рассматриваемой норме не содержится никаких новых предписаний, она лишь повторяет требования ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ с учетом общего правила о сроке возникновения обязанности большей части поставщиков информации размещать ее в ГИС ЖКХ.

Что нужно передать?

Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах собрания собственников многоквартирного дома. Это означает, что:

  • протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
  • под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания собственников многоквартирного домав форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
  • передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.

Согласно п. 2 Порядка управляющий МКД обязан направить копии документов, представленных ему инициатором общего собрания собственников помещений. Поэтому, если инициатор в нарушение ч. 1 ст. 46 ЖК РФ не передавал УК никаких документов, но последняя имеет информацию о проведении общего собрания, целесообразно запросить (письменно) у самого инициатора данные документы. Этот запрос будет свидетельством того, что УК приняла все меры для выполнения возложенной на нее обязанности.

Естественно, если инициатором собрания был сам управляющий, он должен передать копии протокола и решений без каких-либо дополнительных условий.

Особо следует сказать о составе протокола собрания собственников. Как установлено пп. «ж» п. 4 и п. 19 Требований, обязательным реквизитом протокола являются приложения к нему (в их числе решения собственников помещений). Учитывая, что приложения являются неотъемлемой частью протокола и без них порой невозможно установить реальную волю собственников помещений, содержание решения (например, если речь идет об утверждении условий договора, сметы работ и пр., которые вынесены в приложения), передавать в орган ГЖН необходимо протокол со всеми его обязательными приложениями.

Куда и в какие сроки передавать?

В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов. Для этого необходимо составить акт приема-передачи документов, в котором следует привести перечень документов, отразить дату передачи, проставить подписи принимающей и передающей сторон.

Если в роли инициатора общего собрания выступает управляющий МКД, вполне логично предположить, что передать пакет документов органу ГЖН нужно в течение пяти дней с даты составления протокола.

В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

Каким образом передавать?

Согласно п. 3 Порядка копии документов должны быть переданы способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола.

О передаче органу ГЖН

В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

О размещении в ГИС ЖКХ

Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронные образы решений, протокола находятся в открытом доступе и доступны для обозрения в ГИС ЖКХ (п. 4 Порядка). Исходя из буквального толкования ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ и Порядка, размещение в системе и вручение документов не являются альтернативными способами передачи. Это значит, что приказом Минстроя конкретизирована обязанность управляющего МКД размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы собраний собственников.

К сведению

Информация о проведении общего собрания собственников помещений, общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги голосования должны размещаться в системе (п. 36 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»). В силу ч. 18 ст. 7 того же закона поставщиками данной информации являются лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг .

Итак, обязанность управляющего МКД направить копии решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ , в орган ГЖН установлена с 30.08.2015. До настоящего времени на управляющих не возлагалась обязанность размещать в ГИС ЖКХ электронные образы рассматриваемых документов, поскольку действовало общее правило о размещении информации с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев с даты вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ). Изменилось ли что-то с 29.04.2016 в связи со вступлением в силу Порядка?

С одной стороны, согласно прямому указанию в ч. 19 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ протоколы передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в системе в общие сроки – с 01.07.2016.

С другой стороны, на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, они обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Приказ Минстроя является актом законодательства РФ. Можно ли считать, что он устанавливает срок размещения информации в ГИС ЖКХ? Ответ на этот вопрос будет влиять на квалификацию правонарушения в виде неразмещения, несвоевременного размещения в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений.

В настоящее время размещение решений и протоколов собрания собственников многоквартирного дома в ГИС ЖКХ – это исполнение обязанности управляющего МКД по передаче контролирующему органу сведений, необходимых для осуществления надзорных мероприятий. Такая обязанность предусмотрена ЖК РФ. Ее неисполнение влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф для юридических лиц в сумме от 3 000 до 5 000 руб.).

Одновременно существует обязанность, установленная специальным законом о ГИС ЖКХ, размещать разнообразную информацию в данной системе (цель – предоставление заинтересованным лицам сведений о ЖКХ). В общем случае размещать информацию в ГИС надо с 01.07.2016, в отношении отдельной информации (о домах, находящихся в управлении УК) – с 01.08.2015. Нарушение данной обязанности грозит более серьезными санкциями (см. ст. 13.19.2 КоАП РФ, штраф для УК – 30 000 руб.).

Для справки

С 1 августа 2015 года УК обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о перечне МКД, находящихся в управлении, а также информацию об изменении этого перечня (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Приказом Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015, вступившим в силу 05.01.2016, было уточнено, что помимо размещения сведений непосредственно об МКД (адрес) в ГИС ЖКХ следует размещать протокол собрания собственников многоквартирного дома, на котором принято решение о выборе УК, изменении, расторжении договора управления. Таким образом, определенная категория протоколов общих собраний уже публикуется в системе.

Итак, с 29.04.2016 у управляющих МКД есть бесспорная обязанность размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы общих собраний собственников помещений. Однако с учетом различных целей размещения протоколов в ГИС ЖКХ есть основания считать, что до возникновения обязанности размещать информацию в системе в целом за отсутствие в открытом доступе в ГИС ЖКХ электронных образов решений и протоколов общих собраний (кроме протоколов общего собрания о выборе УК, расторжении договора управления) должна применяться ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Впрочем, нельзя исключать другую трактовку закона проверяющими.

О защите персональных данных

Говоря о размещении протоколов общих собраний и зная о требованиях к их содержанию, нельзя не затронуть вопрос правомерности распространения персональных данных собственников помещений (в реестрах, списках указывают Ф. И. О. гражданина, номер принадлежащего ему помещения, реквизиты документа о праве собственности на помещение в МКД). Необходимо ли получать согласие граждан на такие действия? Может ли быть наложен штраф за размещение протоколов в ГИС ЖКХ с указанием персональных данных граждан по ст. 13.11 КоАП РФ (для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.)?

Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка (в том числе распространение – действие, направленное на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц) персональных данных допускается в следующих случаях:

  • если субъект персональных данных согласен на их обработку;
  • если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
  • если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Статья 7 указанного закона гласит: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность управляющего МКД раскрывать в системе ГИС ЖКХ персональные данные без согласия субъектов предусмотрена ЖК РФ, такая обработка осуществляется для исполнения возложенной на управляющего МКД обязанности по передаче органу ГЖН протоколов, решений общих собраний собственников помещений в МКД. Поэтому закрывать фамилии собственников помещений в реестрах при сканировании протоколов, приложений к ним, решений собственников не нужно.

Кроме того, следует помнить, что совокупность указанных данных доступна любому лицу в виде выписки из ЕГРП.

Все протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, проводимых в период управления домом конкретной организацией (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК), последняя обязана направлять в орган ГЖН (нарочным, заказным отправлением с уведомлением о вручении). Также она должна размещать в ГИС ЖКХ их электронные образы. Передавать и размещать в системе нужно непосредственно протоколы собраний со всеми приложениями, включая решения собственников помещений в МКД. При получении документов от инициатора собрания собственников многоквартирного дома обязательно составляйте акт с указанием перечня документов и даты передачи. Вопрос квалификации нарушения в виде неразмещения протоколов в ГИС ЖКХ является спорным, на сегодняшний день более обоснованным представляется применение ст. 19.7 КоАП РФ.

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2016 год

Всем известно, что, начиная с июля 1991 г., а именно - с появления закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» многие россияне начали постепенно становиться собственниками своего жилья.

С переходом в новый статус собственника у каждого жильца появились и новые возможности

Это - реальное участие в регулировании жизни своего многоквартирного дома. И один из основных видов такого участия и осуществления контроля за происходящими в доме процессами заключается в том, что у жильцов появилось право выбора способа управления многоквартирным домом.

То есть теперь они могут сами коллективно решать, хотят ли они, чтобы их дом по-прежнему обслуживала государственная жилищная служба – или, если такое обслуживание их по каким-то причинам не устраивает - решение коллектива собственников может измениться в пользу выбора любой частной компании и проч. - и решение такое принимается на общем собрании собственников.

Но в данной статье мы не будем пока касаться вопроса организации ТСЖ. Поговорим сначала о том, каким образом по жилищному кодексу, то есть, в соответствии с законом , должны приниматься собственниками любые коллективные решения в принципе. Ибо от того, насколько правильно все сделано и оформлено, зависит, в конечном итоге - будет ли то или иное решение осуществлено и сможет ли оно быть в полной мере реализованным. И первое, что надо для этого знать:

Органом управления любого многоквартирного дома является общее собрание собственников жилья

Порядок проведения такого собрания строго регламентирован законом. (ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ). Инициатором проведения собрания может стать как любой собственник, так и управляющая организация, но, как показывает практика, лучше всего, если в доме появится инициативная группа собственников, состоящая из числа жильцов многоквартирного дома, которая впоследствии и будет координировать всю совместную работу по дому.

Таким образом, - в доме сначала следует собрать команду единомышленников - инициативную группу . Входить в нее имеют право только собственники жилых помещений и состав ее может исчисляться количеством не менее пяти человек. Стоит включить в такую группу людей, имеющих юридическое, экономическое образование и управленческий опыт работы, так как деятельность эта сопряжена с подготовкой документов, ведением официальных дел, связанных с деятельностью всего домового хозяйства и обслуживающих его организаций, а также - общением с разного рода представителями административных органов управления на разных уровнях.

Задача инициативной группы - правильно организовать объединение собственников

с тем, чтобы они могли реально влиять на жизнь дома, в котором проживают, и их совместные коллективные решения имели бы законную силу.

По закону общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно в течение второго квартала года , следующего за отчетным. Может быть проведено также и внеочередное собрание жильцов - по конкретной той или иной чьей-то инициативе - о чем уже говорилось выше.

С чего начинается процесс организации собрания собственников?

Итак, если вы определились с тем, кто будет входить в инициативную группу собственников вашего дома - сначала нужно провести ее заседание. На нем определяется предлагаемая для этого заседания повестка дня, а также обсуждаются детали проведения общего собрания собственников: его дата, время и место проведения. Первое официальное собрание собственников обязательно должно быть проведено в очной форме, т.е. «путем совместного присутствия собственников помещений», - как говорится в жилищном кодексе.

Итогом заседания инициативной группы должен стать протокол, в котором должно быть сформулировано намерение организовать и провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В этом протоколе также нужно указать:

  • форму будущего собрания (очное, заочное, очно-заочное голосование);
  • место и время его проведения;
  • перечень вопросов, которые планируется обсудить.

При этом очень важно сформулировать перечень планируемых к обсуждению вопросов максимально точно, потому что изменить повестку дня в течение самого собрания будет уже невозможно, то есть собственники не смогут принять на нем решения по вопросам, которые не были запланированы и определены инициативной группой заранее.

Итак - вы определились, выбрали инициативную группу, представляющую интересы дома, члены группы собрались вместе, предварительно получили в управляющей организации реестр собственников помещений, в который должны быть включены все хозяева приватизированных квартир дома с указанием площади занимаемых ими помещений. Составили уведомления по числу собственников, в которых должны быть указаны:

  • сведения об инициаторе (инициаторах) данного собрания;
  • форма проведения собрания (очное собрание или заочное голосование);
  • дата, время, место проведения собрания;
  • если собрание будет проводиться в форме заочного голосования (а это возможно только если предыдущее уже было проведено очно) – дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование;
  • место или адрес, куда должны передаваться документы с такими решениями;
  • повестка дня собрания;
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании;
  • место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

Инициатор собрания инициативная группа должна сообщить собственникам помещений о проведении собрания не позже, чем за 10 дней до назначаемой даты. И, соответственно, в указанный срок сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику.

Для этого, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, действовать можно по-разному:

2) вручить письмо под роспись каждому собственнику помещения;

3) разместить объявление о собрании в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников помещений.

Как провести общее собрание собственников?

Как правильно провести собрание - этот вопрос задается людьми довольно часто. А еще чаще проводятся собрания, которые имеют только видимость таковых… Выходят во двор, например, люди, начинают обсуждать, перекрикивая друг друга, наболевшие вопросы, часто при этом они и видят-то друг друга впервые… Кто говорит громче - тот, на подсознательном уровне, воспринимается остальными как главный… А кем, когда и при каких обстоятельствах этот главный таковым был избран - и избирался ли вообще - об этом никто даже не задумывается. Не знают жильцы, порой, и о том, с кем они вообще таким образом общаются: с собственниками ли, с квартиросъемщиками государственного жилья или вовсе с чьими-то временными квартирантами…

И потом, после такого собрания появляется некая бумага, непонятно на основании чего и каким образом написанная… И думают люди, что это и есть протокол их собрания

Хорошо, когда подобные мероприятия касаются каких-то локальных общих домовых нужд. Ну, собрали деньги, ну - установили-построили-починили… Никому, как правило, в таких случаях, нет никакого дела до таких коллективных решений.

А если, скажем, вам необходимо принять реально решения судьбоносные - и для каждого собственника, и для дома в целом? Или - вдруг кто-то из людей, не понимая, что вообще происходит и почему это называется собранием собственников - оказывается с чем-то в этих решениях несогласным?..

Вот тогда и оказывается, что такие сборы общественности и ее коллективные труды просто-напросто напрасны: они не имеют никакой юридической силы и только оставляют людей пребывать в иллюзии о том, что они что-то коллективно официально решили и можно теперь спать спокойно… И это есть глубокое заблуждение.

Стандартная форма проведения очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме такова:

Если есть кворум , то есть, если, после всех вышеописанных процедур, осуществленных инициативной группой собственников, на собрание пришли остальные владельцы своих квартир или их законные представители и участников собрания оказалось не меньше, чем 51 процент от всего количества проживающих в доме собственников, - собрание может быть начато. А для того, чтобы узнать, присутствует ли на очном собрании кворум - обычно используется так называемый явочный лист .

То есть, каждый собственник, пришедший на собрание, должен предъявить организаторам свой документ , удостоверяющий его личность, а также документ, подтверждающий право собственности на занимаемую им жилплощадь. Если в проведении собрания участвует представитель собственника - он также должен иметь официальный документ, подтверждающий это право. Обычно это заверенная нотариусом официальная доверенность.

В такой доверенности на голосование должны содержаться сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя, место жительства или место нахождения, паспортные данные). Документ этот должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса РФ или удостоверен нотариально (ч. 2 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

Все эти данные вносятся в явочный лист, где каждый пришедший собственник должен расписаться.

Перед началом собрания его организаторы подсчитывают, сколько собственников зарегистрировалось и какой долей в праве общей собственности они обладают. При этом количество голосов, которым обладает каждый собственник на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общедомовое имущество. Таким образом, эта самая доля определяется для каждого собственника методом деления площади помещения (на основании его свидетельства о праве собственности) на сумму площадей жилых и нежилых помещений в доме согласно домовому техническому паспорту.

Надо помнить, что для того, чтобы учесть реальную площадь жилых и нежилых помещений вашего дома, необходимо пользоваться сведениями только о тех помещениях, на которые зарегистрированы права собственности в государственном Реестре. Именно его информация считается приоритетной в случае, если вдруг в документах жильцов возникают какие-то расхождения.

Как же рассчитать практически долю каждого собственника?

Давайте представим, что в доме, например, десять квартир площадью по 30 м2 каждая. То есть общая площадь этих квартир, соответственно - 300 м2. В этом случае доля каждой квартиры в праве собственности на общедомовое имущество составит:

Причем, доля, как вы заметили, - считается не в процентах, а именно в долях. (Впрочем, - понятно, что доля, например, 0,1 соответствует 10%).

Чтобы решение собрания считалось потом законным, важно, чтобы было собрано больше половины - а лучше две трети голосов всех собственников жилых помещений согласно занимаемой ими жилой площади. Это означат, что учитывается в этом случае не просто число проголосовавших людей, а именно - число квадратных метров жилплощади.

То есть чтобы подсчитать голоса правильно, важно знать общую площадь всех жилых помещений в доме, а также, какой процент от общей цифры составляет один квадратный метр. И полученное процентное соотношение умножается на метраж квартиры, которой владеет собственник. После этого нужно подсчитать, какой процент квадратных метров участвовал в голосовании и как в результате распределились голоса, и подсчет производится отдельно по каждому вопросу повестки собрания. Таким образом, хозяин трехкомнатной квартиры, например, имеет при голосовании большую процентную долю, чем владелец квартиры однокомнатной.

Поэтому главным документом каждого собственника, определяющим площадь занимаемого им помещения, является его Свидетельство о праве собственности на помещение .

Итак - общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, наконец, началось

Сначала на нем выбираются: председатель собрания, его секретарь для ведения протокола, счетная комиссия для подведения итогов голосования (определяется ее количество и персональный состав). Это обязательные процедурные стандарты. И потом только проводится обсуждение остальных вопросов повестки дня, которое завершается голосованием.

Протоколы собраний собственников и их решения должны храниться по адресу, который также должен быть определен решением такого собрания. И в каждом решении собственника, которое, по сути, и является итогом всей вышеописанной процедуры, должны быть указаны сведения:

  • о лице, участвовавшем в голосовании;
  • о документе, подтверждающем его право собственности;
  • о решении этого лица по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался» (ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).

И, в конце концов, в соответствии с ЖК РФ, копии решения собрания и его протокола должны быть переданы управляющей компании, которая, в свою очередь, также обязана в течение пяти дней после получения данных документов, направить их в Государственную жилищную инспекцию для хранения там сроком на три года.


Теперь, мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы не сделаете больше ошибок в этом не таком уж и простом деле - организации легитимного собрания собственников помещений в многоквартирном доме. А если у вас останутся какие-то вопросы - пишите их в комментариях, и мы обязательно на них ответим.

Жилищный кодекс, N 188-ФЗ | ст. 46 ЖК РФ

Статья 46 ЖК РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (действующая редакция)

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание жильцов – высший орган самоуправления многоквартирного дома. Но проведение подобного мероприятия, как правило, сопряжено со множеством хлопот. В статье мы вкратце осветим основные процедуры, которые следует предпринять тем, кто хочет инициировать то или иное изменение в жизни своего жилища.

Готовим проведение собрания


Еще раз подчеркнем, что общее собрание собственников помещений – это орган, задачей которого является решение вопросов по (п. 1 ст. 44 ЖК РФ):


· управлению общим имуществом многоквартирного дома;



· распоряжению общим имуществом многоквартирного дома.



Общее собрание собственников может проводиться в двух форматах.


Во-первых, мероприятие можно организовать в очной форме. В этом случае собственники собираются в заранее отведенном под это месте. Этот вариант является более продуктивным для решения тех или иных вопросов, так как обеспечивает значительно больший плюрализм мнений. Однако практика показывает, что сбор необходимого для принятия решения кворума – задача не из легких.

Обратите внимание: кворум обеспечивается только в том случае, если на собрании присутствует, как минимум, половина собственников (или их представителей). Такое требование содержит пункт 3 статьи 45 Жилищного кодекса .

Во-вторых, если кворум все же не удалось набрать, то собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено в заочной форме. В этом случае голосование происходит посредством передачи в письменном виде решений собственников по поставленным на голосование вопросам (п. 1 ст. 47 ЖК РФ).


Для того чтобы провести общее собрание, у него должен быть инициатор. К примеру, лицо, заинтересованное в проведении капитального ремонта в многоквартирном доме и сборе для этого необходимых денежных средств. Илиже лицо, считающее целесообразным провести смену управляющей компании (УК). Таким лицом может быть (п. 1 ст. 45 и п. 8 ст. 148 ЖК РФ):


· любой отдельно взятый собственник;


· группа собственников;


· товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Инициатор:


· формирует повестку дня (например, проведение капитального ремонта);


· определяется с формой голосования;


· планирует место и время проведения собрания;


· подбирает кандидатуры ответственных лиц (председателя, секретаря);


· готовит необходимые документы (реестр собственников, бюллетени для голосования, бланки протокола);


· формирует сообщение о проведении общего собрания собственников.

После этого, инициатору следует провести оповещение собственников о проведении собрания.

Оповещаем собственников


Инициатор оповещает всех собственников помещений многоквартирного дома. Это делается через (п. 4 ст. 45 ЖК РФ):


· размещение информации в общедоступных местах;


· в ручений уведомлений под роспись;


· направление уведомлений заказным письмом.

Обратите внимание: о проведении собрания собственники помещений должны быть извещены не позднее, чем за 10 дней до него.

Текст сообщения должен при этом содержать:


· повестку дня ;


· данные инициатора (инициаторов) проведения общего собрания;


· форму, дату, место и время проведения собрания;


· порядок ознакомления с соответствующими материалами и информацией.

Если общее собрание проводится в заочной форме, то дополнительно должны быть указаны (п. 5 ст. 45 ЖК РФ):


· дата окончания приема решений собственников;


· место и адрес, куда должны передаваться решения собственников;


· сведения об администраторе общего собрания, его местонахождении, дате и времени проведения общего собрания, порядке принятия решений (при использовании для заочного голосования информационных систем – п. 4 ст. 47.1 ЖК РФ).

Проводим собрание


Прежде всего, следует зарегистрировать всех участников общего собрания и проверить, набирается ли кворум. После этого избираются председатель, секретарь и счетная комиссия собрания.


Обратите внимание: общее собрание собственников жилья не имеет полномочий на принятие решений по тем вопросам, которые предварительно не были включены в повестку дня, а также на смену повестки дня и ее корректировку. Обо всем этом прямо говорит пункт 2 статьи 46 Жилищного кодекса .

С заочным собранием все проще – так, собственники могут, в зависимости от типа проведения – классического или электронного:


· подать в установленный срок бюллетени;


· указать решения по каждому вопросу повестки дня в электронной форме;


· передать администратору соответствующее решение в письменной форме.



Решение по вопросам повестки дня, в общем случае, принимается простым большинством голосов от общего числа участников (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).


Но есть и исключения. В частности, к ним относятся вопросы:


· реконструкции и строительства;


· пределов использования земельного участка, относящегося к имуществу многоквартирного дома;


· использования общего имущества собственников третьими лицами.

Какие-либо решения по указанным вопросам принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа участников собрания.


Число голосов собственника определяется путем нахождения его пропорциональной доли в праве собственности на общедомовое имущество – пункт 3 статьи 48 Жилищного кодекса .


По результатам проведенного голосования (голосований) и, в целом, по итогам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть оформлен протокол (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).


В указанном документе указываются:


· дата и место проведения общего собрания;


· повестка дня ;


· наличие необходимого кворума участников.

При очной форме проведения собрания протокол подписывается:


· председателем;


· секретарем собрания;


· членами счетной комиссии.


· инициатором проведения собрания;


· членами счетной комиссии.

Если же имело место применение информационной системы, то решения формируются в форме протокола и размещаются в течение часа после голосования – пункт 11 статьи 47.1 Жилищного кодекса .

Обратите внимание: решение общего собрания может быть обжаловано собственником (собственниками), который считает, что этим решением нарушены его права и законные интересы. На это отводится полгода с момента, когда он узнал или должен был узнать о принятом решении. Однако суд имеет право оставить в силе указанное решение при соблюдении ряда условий (к примеру, решение не должно причинять убытков собственнику помещения). Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 46 Жилищного кодекса .

Результаты голосования и принятые общим собранием решения должны быть доведены до сведения каждого конкретного собственника помещения. Обязанность по такому уведомлению полностью ложится на инициатора проведения мероприятия. Срок – не позднее 10 дней с момента принятия решения и проведения голосования.


Как правило, собственники оповещаются следующими способами (п. 3 ст. 46 ЖК РФ):


· размещение информационного сообщения в специальном общедоступном помещении дома (местонахождение такого помещения также определяется на общем собрании собственников);


· через личное оповещение собственников под роспись;


· посредством направления заказных писем собственникам.

В оповещении следует обратить внимание собственников жилых помещений, что решения общего собрания, принятые в рамках его компетенции, являются общеобязательными для исполнения всеми собственниками помещений, независимо от факта их участия в указанном мероприятии. Такой порядок прямо предусматривается положениями пункта 5 статьи 46 Жилищного кодекса .

Резюме:

1. Общее собрание собственников жилья может проводиться в очном и заочном форматах.
2. Кворум для собрания обеспечивается только в том случае, если на нем присутствует, как минимум, половина собственников.
3. Инициатор собрания оповещает всех собственников помещений многоквартирного дома.
4. Общее собрание собственников жилья не имеет полномочий на принятие решений по тем вопросам, которые предварительно не были включены в повестку дня, а также на смену повестки дня и ее корректировку.
5. Решение по вопросам повестки дня, в общем случае, принимается простым большинством голосов от общего числа участников.
6. Решения по наиболее важным вопросам принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа участников собрания.
7. Число голосов собственника определяется путем нахождения его пропорциональной доли в праве собственности на общедомовое имущество.
8. По результатам проведенного голосования (голосований) и, в целом, по итогам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть оформлен протокол.
9. Решение общего собрания может быть обжаловано собственником (собственниками), который считает, что этим решением нарушены его права и законные интересы.
10. Результаты голосования и принятые общим собранием решения должны быть доведены до сведения каждого конкретного собственника помещения.



Похожие статьи