Необходимость модернизации экономики страны в современных условиях. Модернизация экономики и устойчивое развитие

Федоров Кирилл 740851/05

Модернизация экономики России

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.

Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации.

Обобщая, необходимо отметить, что в России существует яркая проблема правильной постановки задачи модернизации. Причём аспект культуры и нравственности здесь не стоит сбрасывать со счетов. Актуальными становятся следующие вопросы:

1. Возможна ли модернизация за счёт сырьевого комплекса страны, если учесть, что эффективность нефтегазовой отрасли постоянно снижается, а инфляция издержек становится всё более регламентирующей функционирование этой отрасли, в том числе по причине технологической отсталости и отсутствия необходимого капитала?

2. Насколько возможно модернизировать экономику, сохраняя задачу удвоения ВВП, и какой должны быть глубина модернизации? Кроме того, насколько адекватно провозглашение задач модернизации в условиях недостатка ликвидности и финансово-экономического кризиса, является ли модернизация этапным планированием преодоления кризиса и инерционных посткризисных явлений, а затем уже изменением хозяйственных пропорций и каков её алгоритм?

3. Возможно ли модернизировать экономику при неправильной постановке целей модернизации и отсутствия понимания её содержания? Например, если структура национального богатства стран Запада такова, что 65% приходится на человеческий капитал, 15% - на природно-ресурсный и 20% - на физический, а для России всё с точностью наоборот, то есть 65% - на природно-ресурсный, 20% – на физический и 15% - на человеческий, то следует ли под модернизацией понимать изменение данного соотношения?

4. Почему модернизацию экономики не рассматривать как структурную задачу формирования соответствующих хозяйственных пропорций? Ведь это требуется для рассмотрения проектировочной задачи, использования методов планирования и подбора необходимого инструментария, воздействующего на компоненты этой и предполагаемой (желательной) структуры.

Только продвинувшись в части ответов на поставленные вопросы и поняв причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития.

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Конец XX - начало XXI века ознаменовалось вступлением в фазу глобализации.

Оказавшись в ситуации исторического выбора, Россия в очередной раз попыталась встать на пути догоняющей модернизации, перенести на российскую почву западные цивилизационно-культурные ценности и институты, выстроить экономику, рынок по либеральным классическим образцам.

Россия нуждается в аутентичном (самотождественном) модернизационном проекте, который в сжатые исторические сроки сможет реализовать незавершенные цели обновления. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о выборе новых подходов к развитию экономики страны, регионов, компаний. Проект модернизации России - это не сугубо национальный проект развития одной отдельно взятой страны; это общезначимая модель, альтернатива развития, позволяющие России оставаться на уровне мировых процессов и мировой компетентности.

Понятием «модернизация» экономики означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

Речь идет, во-первых, об освоении производства продуктов современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках.

Во-вторых, это обновление производственного аппарата, замена устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные.

В-третьих, это органическое включение в новейшие мировые инновационные процессы, полная интеграция в мировую экономику, скорейшее использование всех важных нововведений, в том числе новинок в области организации и управления.

В-четвертых, это переподготовка, переквалификация или замена кадров, переобучение и перевоспитание людей, если хотите, усвоение иного образа мышления, соответствующего требованиям времени.

В-пятых, это осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственной структуры, отвечающей критериям развитой индустриальной страны. Это предполагает повышение в ВВП и экспорте доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе продуктов новой информационной экономики, уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Анализируя степень изученности данной темы в литературе можно отметить работы А.С.Панарина, В.Г.Федотовой, В.И.Толстых, С.Е.Кургиняна, А.Дугина. Критика модели догоняющей модернизации слева осуществлена группой авторов, объединившихся вокруг журнала “Альтернативы” и реализовавших исследовательский проект под названием “Россия в конце ХХ века. Итоги и перспективы модернизации”, в котором проблемы модернизации российского общества рассмотрены и, в том числе, с точки зрения левых альтернатив развития. Однако, несмотря на более комплексную и углубленную проработку вопроса в очередном программном документе реформаторов, ряд принципиальных вопросов модернизационного проекта остается за кадром.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение сущности процесса модернизации экономики РФ, рассмотрение путей повышения и становление конкурентоспособных отраслей.

Подводя итоги, можно сказать, что российская экономика находится в процессе сложных институциональных преобразований, затрагивающих экономические и социальные шлемы всех уровней. На макроуровне наметился подъем экономики, сопровождающийся улучшением основных социально-экономических показателей. Однако остаются нерешенными главные проблемы, в том числе перекос отраслевой структуры, ориентированной на производство низкотехнологичной и ресурсоемкой продукции, сырьевая направленность экспорта и возрастающая зависимость от импорта, неустойчивость финансовой системы, невостребованность человеческого капитала, существенное сокращение доли национальной экономики в мировом ВВП. Схожие проблемы наблюдаются на мезоуровне в регионах. Улучшение финансовых показателей большинства российских компаний, в первую очередь, повышение капитализации фондового рынка как индикатора финансовой эффективности, пока не свидетельствует о значительном повышении конкурентоспособности российской экономики.

Модель экономического развития страны закладывает догоняющий тип модернизации и постоянное отставание структурной адаптации от требований глобальной модернизации. Поддерживается тенденция к усилению зависимого развития российской экономики. Но как свидетельствует анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция нерыночного сектора, показывает, что сегодня мы находимся в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций, чем всего два года назад. Во всяком случае, предприятия, научившиеся сводить концы с концами без бартера и денежных суррогатов, становятся более прозрачны и привлекательны для инвесторов. Это важнейший факт, заслуживающий общего внимания.

Системные изъяны экономической модели сохраняются. Она поддерживает стагфляционный и устойчиво ресурсоемкий тип развития, не стимулирует сокращение ресурсоемкости. Существующий отрыв финансового хозяйства от реальной экономики и социальной сферы, привязка денежной системы к доллару, высокая ставка рефинансирования, дорогие кредит повышенная рентабельность финансовых операций, утечка капитала, отсутствие прозрачности акционерного капитала и многие другие элементы создают дефицит инвестиционных средств на инновационную деятельность и модернизацию промышленности. Экономические реформы, взятые в целом, демонстрируют явную незавершенность в двух направлениях: во-первых, сохраняется закрытость и непрозрачность внутреннего функционирования государства и предпринимательства в рыночной среде, а во-вторых, отсутствуют правила и нормы взаимодействия этих главных систем в конкурентной среде.

Но модернизация как таковая находится в самом начале и во многом только определяет свои пути. Обычно выделяют два главных альтернативных пути модернизации:

1) модернизация сверху;

2) модернизация снизу.

Следует отметить, что если модернизации сверху свойственно вызывать иллюзии относительно возможностей авторитарной власти преобразовать действительность в должном направлении, то модернизация снизу скорее вызывает сомнения, Особенно велики эти сомнения для российского привычно тоталитарного сознания. И в этом опасность: рефлексы раз за разом толкают власти и множество людей, которые их поддерживают, к «решительным» действиям, вольно или невольно подавляющим частную инициативу, возрождающим страх граждан перед государством.

Еще одна особенность выбора пути модернизации - его однозначность: одно или другое. Среднего пути нет. Хотя, казалось бы, мудрость состоит в том, чтобы выбрать золотую середину, избежать крайностей, И в практической политике неизбежно применение смешанной стратегии. Решения должны выбираться из прагматических соображений, а не в угоду надуманным схемам. Но должно быть ясно и то, что добиться успеха позволит только принципиальная политика, ясная для всех.

Ситуация сложилась таким образом, что здесь и сейчас, в России начала XXI века успешную модернизацию можно осуществить только снизу.

Центральным вопросом для успешного завершения российским обществом переходного периода в сложнейших условиях современного мира является преодоление исторически неблагоприятной традиции в соотношении государство - реформы - общество. На современном этапе среди общих факторов роста экономических систем всех уровней особое значение приобретает человеческий капитал, повышение конкурентоспособности и инновационное развитие. Эти факторы развития со временем могут менять свою значимость, и возможно на каком-то этапе приоритетными окажутся экология и энергосбережение, однако их оптимальное сочетание можно определить только из согласованных целей развития. Однако критерии экономического роста не должны сводиться только к одному показателю - росту ВВП на душу населения, но и включать качество и удовлетворенность жизнью людей, а также состояние окружающей среды.

Повышение конкурентоспособности большинства видов продукции предполагает масштабный перелив капитала с валютного и финансового рынков, из сферы торгово-посреднических операций в производственный сектор.

Государство обязано честно и прозрачно сформулировать параметры конкурентной среды - рамочные условия для развития и работы бизнеса, обеспечить их стабильность и точную настройку (подразумеваются основные параметры налоговой, денежной, кредитной, контрактной, закупочной, трудовой, инновационной, инвестиционной политики и т.п.).

Более эффективное включение России в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации макроэкономического регулирования на перестройку структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.

Для обеспечения защиты и поддержки национальною производства следовало бы использовать весь спектр инструментов, распространенных в мировой практике и предусмотренных российским законодательством: импортный тариф и налогообложение импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, технические барьеры в торговле, валютные ограничения и целый ряд других.

Ролевые функции государства в социальной и экономической сферах нельзя ослаблять. Государство, бесспорно, должно повышать свою эффективность, но и сокращение его функций и экономического потенциала не может осуществляться механически со ссылкой на мировой опыт, в котором просматриваются потери одних - слабых государств к выгоде других.

Не утрачивая своей сущности, российское государство не может не выполнять, по крайней мере, следующие основные функции: утверждение единообразных основ законности на всей территории страны, поддержание гражданскою мира, обеспечение интеллектуального воспроизводства общества через соответствующую систему воспитания, образования, просвещения и научных исследований; создание рамочных условий для повышения благосостояния, экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности населения; повышение конкурентоспособности экономики и защита интересов в международных организациях, защита окружающей среды, обеспечение внешней безопасности и суверенитета.

Россия может уверенно модернизировать свою - экономику. Для этого она располагает достаточными ресурсами, потенциалом и обширным внутренним рынком.

Подобные документы

    Суть и составляющие процесса модернизации, его особенности и проблемы в России. Иностранный капитал - источник денег для страны. Идея специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций. Инфраструктурные проекты. Модернизация человеческого капитала.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Опыт зарубежных стран по модернизации экономического развития и его адаптация к России. Сущность понятия "модернизация экономики", основные стратегии развития инновационных процессов. Пути повышения конкурентоспособности экономической системы России.

    доклад , добавлен 02.02.2015

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Теория модернизации экономики. Факторы, способствовавшие возникновению теории модернизации. Теория позднего модерна Э. Гидденса. Основные черты, определяющие характер современного общества по Гидденсу. Анализ авиастроительной отрасли, пути модернизации.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Сущность, этапы и история модернизации государственной жизни. Этапы трансформации экономики Российской Федерации, направления ее современного преобразования. Проект "Роснано" и центр Сколково как составляющие части российской инновационной политики.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2013

    Основные стратегические направления и приоритеты индустриально-инновационной модернизации экономики Республики Казахстан. Принципы региональной политики. Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия: стратегия, сущность, роль и значение.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Возможности и перспективы экономического роста в России, ее место в мировой экономике. Проблема качества развития, темпы и тенденции экономического роста, модернизация экономики как главный фактор роста, контуры и особенности стратегии развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2011

    Исследование теорий модернизации экономики. Изучение современного состояния авиастроительной отрасли Российской Федерации. Цели государства по отношению к авиационной промышленности. Развитие продуктового ряда российского авиастроительного комплекса.

    реферат , добавлен 21.01.2015

    Понятие и сущность модернизации экономики. Потенциал и перспективы экономического развития СФО. Анализ и пути повышения инвестиционной привлекательности Сибирского Федерального Округа. Рекомендации по увеличению инвестиционной привлекательности регионов.

1

Проведен анализ понятий модернизация и модернизация экономики. Обосновано, что в экономической науке они рассматриваются слишком обще и для использования в управлении необходимо их уточнение с учетом особенностей современного этапа развития. Авторами предложено понятие инновационная модернизация экономики, под которым понимается не только переведение экономики на принципиально новый уровень обеспечения достижений современных параметров экономического развития, но и формирование способности экономики к инновационному саморазвитию. Это значит, что система управления экономикой должна опираться и на эффективное взаимодействие методов и инструментов управления, и на их своевременное инновационное обновление. Для перехода экономики на инновационный путь развития нужно своевременно и эффективно обновлять сам процесс управления инновационным развитием.

модернизация

системная модернизация

модернизация экономики

инновационная модернизация экономики

1. Батукова Л.Р. Модернизация: общие закономерности, основные аспекты управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –М., 2012.– № 3(144). – С. 9–18.

2. Батукова Л.Р. Модернизация региональной социально-экономической системы в условиях глобального инновационного развития // Перспективы развития современного общества: инновации и модернизация: Материалы международной научно-практической конференции (25 июня 2012 г.): в 3 ч. – Ч.1. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – С. 59–60. – 201с.

3. Батукова Л.Р. Концептуальные подходы к формированию системы управления модернизацией: взаимообусловленность экономического и институционального аспектов, основы управления проведением модернизационных реформ // Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее(экономические, социальные, философские, правовые аспекты): материалы международной научно-практической конференции (7 октября 2011 г.): в 3 ч. – Ч.1 / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С. 49–58. – 224 с.

4. Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Модернизационные реформы: вопросы целеполагания и основные аспекты системы управления. – СПб.: Проблемы современной экономики, Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2011. – № 4(40).

5. Клейнер Г.Б. Системная модернизация российской экономики // Cб. материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ. – М.: ВЗФЭИ, 2011.

В современном мире, когда переход мирового хозяйства к приоритетам передовых технологических укладов обостряет конкурентную борьбу, все большее значение для стран приобретает создание динамично развивающейся инновационной экономики. Это обусловило разработку в России на федеральном и региональном уровнях законодательных и нормативных документов, а также концепций и программ модернизации, которые выступают инструментом переведения экономики на инновационный путь развития и предусматривают формирование новой технологической базы, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники .

Необходимость управлять переведением экономики на новый путь развития актуализирует научные исследования в области теории модернизации. В связи с этим в экономической науке все большее распространение получаетпонятие инновационной модернизации .Отечественные ученые рассматривают его с разных сторон (таблица), в том числе как:

  • процесс активизации нововведений со стороны высокотехнологичных и наукоемких отраслей, которые призваны стать инновационным ядром отечественной промышленности;
  • переход к новому типу экономики, где ведущим фактором производства становится коммерциализация нового научно-технического знания;
  • процесс эволюционного развития техники и технологий, подталкиваемые информационной революцией;
  • процесс перехода к новому типу, модели развития страны;
  • комплекс взаимосвязанных экономических, технологических политических и институциональных изменений, причем последние два являются ведущими.

Анализ применяемых подходов позволил сделать вывод о том, что понятие инновационной модернизации в экономической науке рассматривается слишком обще и для использования в управлении переходом экономики на инновационный путь развития необходимо его уточнение и конкретизация .

Контекст понятия «инновационная модернизация», используемый в современных научных исследованиях

Демин С.С. (2012)

Инновационная модернизация высокотехнологичных и наукоемких отраслей призвана не только активизировать процесс коммерциализации интеллектуального потенциала в условиях рыночной среды, но и обеспечить качество и эффективность современной экономики в целом

Вебер А.Б.; Галкин А.А.; Красин Ю.А.; Никовская Л.И.; Пантин В.И. (2011)

Инновационная модернизация - это процесс изменения типа социально-экономического развития общества и требующий коренной трансформации существующей политической системы, поскольку существующий правовой и политический порядок не соответствует целям инновационного технологического развития

Дудакова Л.Г. (2010)

Инновационная модернизация экономических систем как процесс подразумевает углубление взаимозависимости объема капиталовложений в генерирование нового знания, коммерциализацию его результатов и эффективности макроэкономических процессов, организационно-хозяйственных механизмов и методов государственного регулирования народного хозяйства. В отличие от организационно-технологической модернизации, инновационное совершенствование внутренних взаимодействий в экономической системе, степени их адаптированности к внешним воздействиям предполагает наличие нового знания, генерирование которого превращается в экономический процесс инвестиционного характера

Келле В.Ж. (2010)

Инновационная модернизация - это современная модернизация, которая представляет собой переход страны на инновационный путь развития, на инновационный сценарий

Ушаков Д.С. (2009)

Инновационная модернизация экономических отношений - это углубление взаимозависимости объема капиталовложений в разработку нового знания, коммерциализации его результатов и эффективности макроэкономических процессов, организационно-хозяйственных механизмов и методов государственного регулирования народного хозяйства

Понятие инновационная модернизация тесно связано с понятиями модернизация и модернизация экономики, что обуславливает необходимость их совместного рассмотрения.

В научной и специальной литературе имеется достаточно широкий спектр определений понятия модернизация, рассмотрение которых позволило сделать вывод о том, что в настоящее время данная категория применяется в следующих двух основных контекстах:

Во-первых, под модернизацией в науке понимают процесс комплексного совершенствования общественного устройства, т.е. его переход к более современным формам и состояниям на основе широкого использования достижений научно-технического и технологического прогресса. В ходе модернизации достигаются системные изменения производительных сил, политического, социального и институционального устройства. Потому этот видмодернизации в научной литературе еще называют системной модернизацией (Г.Б. Клейнер );

Во-вторых, под модернизацией понимают процесс совершенствования одной из сфер общественной жизни. В данном случае в качестве объекта модернизации могут выступать самые разные сферы жизни общества. Может осуществляться модернизация промышленного производства, социального обеспечения граждан, государственного управления, армии, политической системы и т.д.

В ходе обоих процессов реализуются комплексные преобразования (трансформация общественных отношений, структур, подсистем, образующих объект модернизации), результатом которых является переход соответствующего объекта к более высокому уровню системной организации. Поэтому современные исследователи все чаще склоняются к тому, чтобы рассматривать модернизацию не только как процесс трансформации, но и как инструмент, использование которого позволяет перейти обществу или его подсистеме к более высокому уровню организации, соответствующему наиболее передовым образцам современности.

В рамках первого контекста современные исследователи выделяют следующие имевшие место в истории развитых стран Европы периоды модернизации:

1) формирование мануфактурного способа производства (раннеиндустриальная модернизация, XVI - середина XVIII века);

2) формирование и окончательное закрепление промышленного способа производства (ранняя индустриальная модернизация, конец XVIII века - конец XIX века);

3) формирование и расцвет массового производства (познеиндустриальная модернизация, конец XIX - конец XX века);

4) постиндустриальная модернизация, формирование экономики знаний.

Первоначально под основным направлением реализации модернизации в первом контексте, в странах, не относящихся к мировым центрам роста, понималась «догоняющая модернизация», как подражание Западному проекту (вестернизация). Сегодня под влиянием успеха «новых индустриальных стран» формируется новая парадигма системной модернизации - «модернизация без вестернизации», т.е. модернизация как национальный проект (С. Хантингтон, Р. Инглегарт, Ш. Эйзенштадт, Э. Гидденс, В. Цапф). Это предполагает органическое включение ряда стран в новые технологические уклады с сохранением наиболее важных социокультурных и институциональных особенностей их общественного устройства.

Во втором контекстепод модернизацией предполагается улучшение, обновление, конкретной сферы общественной жизни в русле идеологии бенчмаркинга, т.е. по сравнению наилучшими, как правило, мировыми образцами, имеющимися в странах-лидерах экономического и социального развития.

Подготавливается модернизация глобальными процессами распространения современных идей, институтов и технологий из мировых центров развития, а также эндогенным состоянием конкретных стран и регионов. Но разворачивается процесс модернизации всегда в рамках конкретной региональной системы: страны, ее регионов. Поэтому в качестве объекта при формировании проекта модернизации должна быть выделена конкретная территориальная социоэкономическая система.

Анализ и оценка наиболее широко используемых в науке и экономической практике определений системной модернизации позволяет сделать вывод о том, что они не в полной мере отражают сущность данного понятия на современном этапе научно-технического и технологического развития. Обобщая взгляды разных авторов,следует заключить, что в настоящее время под понятием системной модернизация чаще всего понимают такое обновление социально-экономического механизма общества, отставшего в технико-технологическом и институциональном развитии, которое обеспечивает его переход к современному, индустриальному обществу капиталистического типа.

Понятие модернизация экономики тесно связано с понятием системной модернизации. Оно концентрирует внимание на экономике как базовой системе, формирующей объективные предпосылки системной модернизации и закрепляющей новые формы экономических отношений. Поэтому недостаточно полное раскрытие сущности понятия системная модернизация обусловливает не в полной мере раскрытие сущности понятия модернизация экономики.

Под понятием модернизация экономики в научной литературе в настоящее время чаще всего понимается развитие экономической системы общества на основе передовых достижений в области техники и технологий в соответствии с новыми техническими условиями, требованиями, нормами, показателями качества, которое сопровождается необходимыми изменениями в институциональной и политической сферах общественной жизни.

На наш взгляд, в данных понятиях не нашла достаточного отражения необходимость структурной перестройки производительных сил на основе передовых технологических укладов.

Поэтому предлагается определить понятие модернизации экономики как процесс ее комплексного преобразования на основе структурной перестройки производительных сил, который направлен на достижение нового качества экономического роста за счет переведения экономики на передовые технологические уклады. Такое определение закладывает методологические основы оценки и управления процессом модернизации экономики. Но оно все-таки не учитывает особенность современного этапа развития, которая состоит в том, что определяющим фактором экономического роста любой современной территориальной социоэкономической системы выступает эффективный инновационный процесс.

Согласно теории инновационного развития, для достижения нового качества экономического роста необходимо, чтобы рост экономики опирался на продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации. Управление этим процессом составляет основу инновационного развития экономики. Поэтому авторами предлагается использовать понятие инновационная модернизация экономики, под которым понимается не только переведение экономической системы на принципиально новый уровень обеспечения достижений современных параметров экономического развития за счет внедрения инноваций, как единовременное явление, но формирование способности экономики к инновационному саморазвитию. Безусловно, это может осуществляться только за счет эффективного взаимодействия методов и инструментов управления инновационным обновлением, последовательного и комплексного внедрения инноваций и создания и использования условий, способствующих инновационному обновлению. Это значит, что система управления сама должна на инновационной основе постоянно обновляться, перестраиваться. Данную категорию необходимо рассматривать как важнейшую характеристику модернизации и значительно отличную от понятий инновационного развития и модернизации экономики, как было показано выше.

Рецензенты:

Поподько Г.И., д.э.н., ведущий научный сотрудник Красноярского отделения Института экономики и организации промышленного производства СОРАН, г. Красноярск;

Владимирова О.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит», ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 06.11.2013.

Библиографическая ссылка

Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОНЯТИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-11. – С. 2495-2498;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32822 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исследование экономической модернизации в научной литературе представлено на трех исторических уровнях: первые исследования были проведены в западной науке, отражающие специфику процесса, характеризующего динамику развития государства; последующие исследования связаны с работой Центра исследований модернизации Китайской академии наук, ученые которого, обобщив положительный опыт Запада, сформировали собственное видение экономической модернизации, воплощающееся в развитие Китая; третий уровень отражает степень развития исследований российской наукой, которая, анализируя китайскую экономическую модернизацию, делает попытку обосновать ее российский вариант.

Понятие «экономическая модернизация» представлено в научной литературе с учетом национальной особенности, т.к. каждое направление (западное, китайское, российское) вкладывает в его интерпретацию субъективное восприятие, отражающее реальный процесс в конкретном государстве.

Анализ феномена экономической модернизации представлен в научной литературе с точки зрения двух позиций. Первую можно объяснить как «внутреннюю», так как ученые анализируют природу и сущность экономической модернизации в своем государстве. Они представляют характеристику данного феномена, объясняя его с учетом национальных особенностей, социального своеобразия протекания экономической модернизации в собственной стране. В этом случае, можно предположить, речь может идти о модернизации экономики, которая предполагает (с учетом признаков) экономическую модернизацию страны.

Вторая позиция – «внешняя», которая ориентирована на анализ экономических преобразований (модернизация экономики, экономическая модернизация) в других странах. В этом случае авторы предлагают не только анализ феномена, но и его интерпретацию с учетом собственного (национального) отношения к процессу модернизации.

Анализируя понятие «экономическая модернизация», мы учитываем, что модернизация представляет собой процесс изменения свойств объекта в ходе его совершенствования. Модернизация вызвана необходимостью изменения объекта в соответствии с новыми социальными, политическими, экономическими, культурными условиями. В ее реализации заинтересовано, прежде всего, государство, поэтому субъектами модернизации выступают государство, общество, бизнес.

Если проанализировать ситуацию исследований модернизации и экономической модернизации в западной, китайской и российской науке, то мы получим следующие данные:

– конструирование западными авторами понятийного аппарата не является задачей их исследования. Поэтому основные положения при характеристике феномена, которые используют западные ученые, будут интерпретироваться в ходе нашей работы как составляющие элементы понятия «экономическая модернизация»;

– в китайской научной мысли исследованиями модернизации в целом и экономической в частности, занимается Центр исследований модернизации Китайской академии наук. Понятие «экономическая модернизация» в китайской научной литературе имеет свои жесткие основания, которые определены в «Обзорном докладе о модернизации в мире и в Китае»;

– в российской научной мысли становление данного понятия еще не завершено, что обуславливает различные интерпретации его смысла и содержания.

Таким образом, определенные позиции по данному разделу предполагают следующую логику его изложения. За «точку отсчета» мы берем трактовку «экономической модернизации» западными учеными, так как они начали данные исследования. Вторыми мы анализируем работы китайских ученых, так как они обобщили опыт своих предшественников, в заключении мы обращаемся к работам отечественных ученых, которые осмысливают и интерпретируют данный феномен не только с учетом научно-теоретической мировой базы, но и российского, китайского и западного опыта по модернизации экономики.

Более 30 лет исследования модернизации, экономической модернизации проводятся в рамках программы подготовки PhD в политическом центре университета Нью-Йорка (Political Science of the City University of New York), результаты которых представлены в журнале Политическая компаративистика. Стоит заметить, что данный центр занимается аналогичными исследования и непосредственно по Китаю. К ним можно отнести работы Джеймса Т. Майерса и Гордона Бенетта.

Работы Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат посвященные экономической модернизации, раскрывают природу теории модернизации.

Аны Мари Еванс исходит из того, что теория модернизации направлена на прогрессивные общества, которые ориентированы на успех. Поэтому менее развитые страны, которые находятся на стадии традиционного общества, еще только должны будут пройти путь государственного строительства.

Следовательно, модернизация как понятие – это трансформация и переход от традиционного общества к прогрессивному.

Зехра Ф. Арат поддерживается позиции, что модернизация экономики невозможна без демократизации общества.

Ана Мари Еванс, Зехра Ф.Арат придерживаются мнения, что теория модернизации является порождением процесса глобализации. Благодаря эпохе высоких потреблений (как характеризуется глобализация) международные связи и отношения находят консенсус, который необходим для развития системы модернизации. При этом они замечают, что Китай «выбился» из данной теории, так как он не строит либерально-демократическое общество. Китай равняется на западную модель в экономическом плане, но не модернизируется на политическом и социальном уровне.

Таким образом, в работах Аны Мари Еванс, Зехры Ф.Арат определены следующие позиции, которые, по их мнению, раскрывают суть экономической модернизации:

Экономическая модернизация возможна в прогрессивных обществах,

Экономическая модернизация возможна в демократических обществах,

Экономическая модернизация протекает в условиях глобализации.

В исследовании европейских ученых Адама Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето отмечено, что европейские государства уже показали уровень развития экономики, который зависит от демократических режимов. Они отмечают, что политические режимы находятся в тесной взаимосвязи с уровнем экономического развития и демократическими процессами. Авторы проанализировали 135 стран в период между 1950 и 1990 гг. и доказали, что уровень экономического развития не повлиял на вероятность перехода к демократии, но богатство страны делает демократические режимы более стабильными. Это позволило авторам заключить в статье, что экономической модернизации не обязательно стремиться к демократизации общества, но процесс демократизации позволяет странам встать на путь модернизации.

Таким образом, Адам Прзеворски и Фернандо Папатерра Лимонди Нето для обоснования понятия «экономическая модернизация» вводят следующий тезис: демократические процессы способствуют экономической модернизации.

В публикации Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш представлено соотношение между социально-экономическим развитием и политической демократией. Авторы придерживаются концепции Липсета, основоположника теории модернизации, который утверждал еще в конце 50-х гг., что экономическая модернизация и политическая демократия взаимосвязаны между собой. Но в отличие от предшествующих авторов Джулиан Вучерпфенниг, Франциска Деутш считают, что именно для продвижения демократии необходима экономическая модернизация.

В Британской энциклопедии в отношении экономической модернизации сказано следующее. Экономический рост определяется следующими показателями: технологические изменения, создание рынка труда, концентрация рабочих в одной системе, появление нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Опираясь на вышесказанное, мы отмечаем, что в западной научной мысли понимание экономической модернизации обусловлено следующими показателями: прогрессивное развитие демократического общества в условиях глобализации, сопровождающееся технологическими изменениями, созданием рынка труда, концентрацией рабочих в одной системе, появлением нового социального типа – предпринимателя, которому отводится ключевая роль.

Таким образом, понятие «экономическая модернизация» в западной научной мысли можно определить следующим образом.

Экономическая модернизация – это взаимообусловленность экономических и демократических процессов в обществе, способствующих совершенствованию технологических изменений, рынка труда, появлению новых социальных типов в системе государственного производства, ориентированного на глобализационное развитие.

Проблемы осмысления экономической модернизации являются одним из предметов исследований Центра исследования модернизации Китайской Академии наук. Результаты исследований ученых Центра были обобщены и представлены в ежегодных докладах, которые известны в России как «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае».

С учетом национального мировосприятия в китайской научной мысли модернизация представлена как исторический процесс, в котором на смену традиционной экономики приходит современная экономика, традиционному обществу – современное общество, традиционной политике – современная политика, традиционной цивилизации – современная цивилизация и так далее.

На сайте Центра можно отметить, что сегодня китайские ученые занимаются исследованием следующего круга проблем, к которым относятся: теория модернизации, динамика модернизации, оценка вопроса модернизации, экономическое развитие, социальные изменения и политика, региональное развитие, модели модернизации, стратегия модернизации и др.

Ученые Центра определяют, что исследованиями экономической модернизации на всех уровнях занимаются следующие мировые специалисты:

На первом уровне ученые Америки (Ростоу, Кузнец, Сигел Шен, Келонг, Чинер), Европы (Гуннарссон, Шмитц), Азии (Ким Ён Хо, Чжан Хао, Хан Ян Янглонг, Чжан Шоу-Ронг, Чэнь Женгринг);

На втором уровне американские ученые (Дали);

На третьем ученые США (Махлуп, Порат) и Азии (сообщество Тайцзи-цюань, Ли Джингвен, Го Цян , Ван Джапинг , Чианджи т.д.).

Эта информация дает возможность понять, что исследования экономической модернизации находится в мире на начальном уровне.

В Китае исследования экономической модернизации связаны с обобщением исследований, представленных в Докладе 2005 г. «Экономическая модернизация».

Китайские ученые Центра исследования модернизации, анализируя, обобщая и комментируя результаты мировых исследований, отмечают, что экономическую модернизацию необходимо рассматривать как важный компонент, как опору модернизации в целом. Это обусловлено тем, что экономическая модернизация представлена как глобальная революция.

Если в отношении понятия «экономическая модернизация» сделаны конкретные выводы, то в отношении понятия «модернизация» в «Докладе» даны различные подходы и точки зрения. Если в «Докладе» отмечено, что модернизация представляет собой понятие многофункциональное, которое наделяется различными смыслами в зависимости от социального и экономического состояния той или другой страны, то в разделе «Соотношение между человеческой цивилизацией и модернизацией» модернизация представлена как общемировая тенденция и один из видов изменения в человеческой цивилизации.

В статье Хэ Чуаньци эта мысль уточняется тем, что модернизация представлена уже как мировой тренд.

Стоит заметить то, что, как указано в «Докладе», только китайские ученые могут понять ее суть, так как они воспринимают модернизацию с учетом китайской идентичности. Это обусловлено также и тем, что для Китая осуществление экономической модернизации является главной целью их политики.

Можно предположить, что Центр исследования модернизации Китайской академии наук сегодня является самым крупным мировым научным органом, деятельность которого посвящена модернизации. Занимаясь многие годы этим вопросом, Центр предложил свою классификацию мировых исследований.

Все мировые исследования по данной проблеме могут быть распределены по нескольким уровням. Первый уровень – исследования классической теории модернизации. Второй – современная теория модернизации. Третий – вторая теория модернизации. Каждый уровень исследований внутренне структурируется на такие направления как: общая теория, политическая модернизация, экономическая модернизация, культурная модернизация, комплексное сравнительное исследование и др.

Опираясь на данные Центра, можно предположить, что анализ процесса и понятия «экономическая модернизация» в научной литературе, – явление новое, порожденное научными исследованиями глобализации.

Учитывая природу экономической модернизации, ученые Центра определяют ее через следующие показатели, вокруг которых построено все последующее описание в «Докладе» экономической модернизации:

Экономический рост,

Индустриализация и интенсификация знаний,

Изменение мировых экономических границ,

Перемены в расположении международных экономических разрывах.

Необходимо остановиться в исследованиях китайских ученых и на таком моменте как соотношение экономической модернизации и науки. Цзинь Цзин, специалист Центра исследования модернизации отмечает, что она опирается на научно-технический прогресс, и значительно стимулирует развитие науки и техники.

Таким образом, подводя итог китайских исследований, стоит отметить следующее. Теория экономической модернизации в работах китайских ученых является подтверждением базовых положений «Обзорного доклада». Поэтому, если выделить доминирующие позиции, которые определяют суть понятия «экономическая модернизация», то это следующие.

Экономическая модернизация – это глобальная революция, сопровождающаяся экономическим рывком в развитии государства, влекущим за собой коренные изменения в экономической жизни общества, в сфере технологий, научных знаний.

Российский опыт осмысления феномена и теории экономической модернизации связан с исследованиями процессов глобализации и модернизации. Как отмечает А.В. Виноградов, исследование модернизации как формы социально-исторического движения предполагает характеристику западной цивилизации, как начала этого процесса, и китайской цивилизации – как завершение процесса модернизации.

А.В. Виноградов отмечает, что модернизация позволяет увидеть влияние внешней среды на внутреннее развитие, так как измерения модернизации (социально-политические, социально-экономические, социокультурные и пр.) позволяют рассматривать ее как часть глобализации. Поэтому А.В. Виноградов объясняет модернизацию как тип исторического развития, который может быть свойственен глобализации.

Как отмечает Е.А. Васильева, в переводе с английского языка модернизация – это осовременивание, поэтому как процесс характеризуется следующими признаками:

Переход от традиционного к современному обществу;

Эталоном модернизации являются динамично развивающиеся страны Запада;

Технологические, социальные и культурные процессы стран «третьего мира», направленные на достижение западного уровня развития.

Данная позиция может быть рассмотрена как альтернатива трактовке модернизации А.В. Виноградова, который выделяет ее как особый тип развития. Ученый считает, что модернизация не имеет четких границ между революционным и эволюционным периодом развития, так как это не смена одного состояния другим, а единый процесс, направленный на становление ценностей современного общества.

В.Г. Кандалиев анализирует модернизацию через группы процессов (духовно-нравственной модернизации, государственно-политической модернизации, социально-экономической модернизации и т.д.), что позволяет ему объяснить не виды процессов, а модернизацию в целом (так как он не вычленяет процессы в самостоятельные предметы изучения, а рассматривает их как одно целое – в рамках модернизации). В его понимании модернизация – это реформирование внутри цивилизационного пространства с целью придания ему характеристик, которые не были свойственны прошлому, но которые необходимы для будущего развития цивилизации.

Представляет интерес и позиция В.В. Коврыжко, которая отмечает, что экономическая модернизация делает оценку качества человеческого капитала, который характеризуется не только профессионально-квалификационным уровнем населения, но и совершенным экономическим сознанием, что позволяет определить человека как homo informaticus.

В.В. Коврыжко отмечает, что экономическая модернизация не может быть безликой и вслед за китайскими учеными пишет, что необходимо учитывать национальные особенности, исторические традиции, а также и менталитет, культуру, которые должны не только дополнять, но и содействовать модернизационным процессам.

Учитывая основные сферы жизнедеятельности человека, которые подвержены трансформации, модернизация представлена в работах российских ученых как социальная, культурная, политическая и экономическая. С учетом цели и задач исследования нам необходимо остановиться на экономической модернизации.

Экономическая модернизация как процесс, предполагает следующее:

Интенсификацию процесса, когда происходит замена рабочей силы техническими средствами;

Использование новейших технологий, что способствует увеличению роли сектора обслуживания над промышленным сектором;

Создание системы кластеров, способствующей экономической специализации;

Увеличение роли производства товаров для потребителей, так как спрос определяет производство;

Изменение системы производства, которая подвержена не только индустриализации, но и информатизации.

Учитывая, что содержательный компонент экономической модернизации предполагает модернизацию экономики, то необходимо отметить следующее.

Процесс модернизации экономики обусловлен экономическим отставанием государства, поэтому он предполагает формирование новой экономической модели общества, инновационные преобразования, что порождают в последующем качественные преобразования в обществе. Таким образом, модернизация экономики, порождает экономическую модернизацию общества. Отмечено, что экономическая модернизация характеризуется интенсификацией процесса кономического воспроизводства и ростом дифференциации труда, способствует превращению науки в экономическую силу и нацеливает на систему рационального управления производством и т.д.

Об экономической модернизации как комплексном явлении, было заявлено на 10-м круглом столе, прошедшем в марте 2015 г.в г. Москве, посвященном дискуссии о модернизации экономики России, которая уже с 2009 г. проходит под руководством членов правления Российского союза промышленников и предпринимателей. В ходе дискуссии было определено, что экономическая модернизация как явление включает и общество, и политическую систему.

Вышесказанное дает нам возможность определить суть понятия «экономическая модернизация» в трактовке российских ученых.

Экономическая модернизация – это тип исторического развития, способствующий переходу от традиционного к современному типу общества, характеризующемуся высоким уровнем технологического развития, обеспечивающего качество человеческого капитала.

Как уже нами было замечено, экономическая цивилизация имеет свое «лицо», то есть – национальную предопределенность, что нашло отражение и в характеристике понятия «экономическая модернизация». При этом различные научные направления сходятся в одном – экономическая модернизация характеризуется высоким технологическим, информационным уровнем развития общества.

В заключение, полагаем значимым остановиться на Меморандуме, который был принят в Пекине, в августе 2013 г. на Первом Международном Форуме Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения», на котором присутствовали ученые из 12 стран (европейские, азиатские государства, включая Россию и США).

В Меморандуме отмечено, что модернизация как глубокое изменение цивилизаций включает в себя трансформацию от традиционного общества к современной политике, экономике, культуре, к рациональной защите окружающей природной среды. Она обеспечивает стремление к высокому качеству жизни, возможность человеческого творчества, внедрение технологических и инновационных систем в образование и науку.

В ходе работы Форума было принято решение, что для изучения процесса модернизации необходимо основать Международную ассоциацию Модернизации (IMA), регулярно проводить Международный Форум модернизации (МВФ), создать журнал по модернизации науки для открытого доступа (JMS).

  • China Center for modernization research. Chintse Academy of Sciences (Китайский Центр исследований модернизации. Китайская академия наук) http://www . modernization.com.cn/Ccmr10.htm
  • James T. Myers. China: Modernization and “Unhealthy Tendencies” Comparative Politics Vol. 21, No. 2 (Jan., 1989), pp 193-213; Gordon Bennett. Economy, Polity, and Reform in China Comparative Politics Vol. 18, No. 1(Oct., 1985), pp. 85-100
  • Julian Wucherpfennig, Franziska Deutsch. Modernization and Democracy: Theories and Evidence Revisited / Living Reviews in Democracy, Vol 1 (2009), рр.67-75
  • Modernization. URL: http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www . britannica.com/EBchecked/topic/387301/modernization/12021/Economic-change&prev= search
  • Бирюков В. Круглый стол «Россия, кризис и… перспективы модернизации экономики “>URL: http://www.krugozormagazine.com/show/Russia.2538.html
  • Васильева Е.А. Китайская модель модернизации в работах отечественных исследователей / Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3.- С. 26-27
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. – М., 2008. – С.24-25
  • Виноградов А.В. Китайская модель модернизации: диалектика революционного развития и стабильности [Электрон.ресурс] URL: http://www.intelros.ru/pdf/ps/02/11/pdf
  • Кандалиев В.Г. Модернизация: исследование на основе модели цивилизационного развития (на примере Китая) // Восточная аналитика. 2011. №2. – С.15
  • Коврыжко В.В. Экономическая модернизация трансформирующихся экономик / Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики) . 2010. Выпуск № 1. Том 1.- С.30-46
  • Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / Хэ Чуаньци, главн. /Пер.с англ.под общей редакцией Н.И. Лапина /Предисл. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2011- 118-133
  • Первый Международный Форум Модернизации: «Модернизация и глобальные изменения http://iph.ras.ru/forum_1.htm
  • Федотова В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. – С.19-20
  • Хэ Чуаньци. Человеческая цивилизация и мировая модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С. 8
  • Цзинь Цзин. Научно-технические достижения и модернизация / «Цивилизация и модернизация». Российско-китайская конф. «Цивилизация и модернизация», 29–31 мая 2012 г. / РАН, Ин-т философии; Редкол.: Н.И.Лапин, Чуаньци Хэ и др. – М.: ИФРАН, 2013. – С.83
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Начало модернизации в России в 20 веке стало продолжением процессов, которые происходили в экономике и сельском хозяйстве во второй половине 19-го в. В эти годы существенно увеличились темпы роста индустриализации производства, прокладывались новые железные дороги, зарождались новые отрасли, происходили изменения в финансовой и социальной сферах. Однако эти события сопровождались множеством трудностей и проблем.

    Определение модернизации

    Модернизация — это процесс совершенствования и обновления основных механизмов развития общества, в которые входят: экономические, политические и социальные. Для России в 20 веке начало модернизации означало переход от чисто аграрного общества к индустриальному, который происходил одновременно в нескольких сферах:

    • в экономике — промышленный переворот;
    • в политике — формирование конституционного строя;
    • в социальной сфере — образование классов, признаком определения которых является роль в экономике страны, а не принадлежность к сословию (когда люди получали привилегии по рождению);
    • в духовной области — происходит изменение общественного сознания, повышение роли образования в жизни многих людей.

    Три эшелона модернизации и индустриализации

    Процесс модернизации в различных странах происходил в определенные периоды развития и разными путями. Ученые-историки условно подразделяют его на 3 эшелона:

    • К первому относятся развитые капиталистические страны (Англия и Франция), где промышленный переворот произошел раньше всех - во второй половине 18-го — начале 19-го в. В них индустриализация сменила аграрное развитие без усилий со стороны государственных органов.
    • Ко второму эшелону относятся Германия, США, Япония и Россия, в которых модернизация происходила вместе с сохранением аграрного общества. Во всех этих государствах толчком к индустриальному развитию послужили изменения и реформы, запущенные во второй половине 19-го в. правительством.
    • К третьему принадлежат слаборазвитые зависимые страны, в которых преобладает аграрная сфера, и капиталистические отношения в них привносятся извне.

    Условия и начальные шаги модернизации в 19-м в.

    Начальная стадия индустриализации в России проходила еще в 1830-е годы, причем ее проводили правительственные структуры, пытаясь запустить промышленный переворот и активно внедряя механизацию труда. Однако в социальной сфере формирование рынка рабочих было замедлено из-за наличия крепостного права, существования помещичьих землевладений, а также отсутствия законодательных актов и прав рабочих.

    Уже в этот период начинает формироваться класс буржуазии, в который входят наиболее состоятельные предприниматели. В сфере управления власть по-прежнему принадлежит монархии и дворянству, которые формируют бюрократический аппарат, отсутствует парламент, в стране не определены гражданские свободы для населения и его избирательные права.

    Основные задачи модернизации России в начале 20 века были направлены на индустриализацию производства, замену ручного труда машинами и новыми технологиями, обеспечение поддержки всех процессов со стороны государства, перестройку политической, социальной и законодательной сфер.

    Существенным толчком к усилению модернизации производства стала отмена крепостного права в 1863 г., в результате которой крестьяне получили возможность стать свободными.

    Особенности модернизации в 20-м в.

    К концу 19-го в. почти вся промышленная продукция уже производится на фабриках и заводах, где установлены машины, работающие с использование паровой силы. В 1880-1890-е годы в России построено 10,5 тыс. км железных дорог.

    Особенности модернизации России в начале 20 века:

    • Переход от мануфактурных предприятий к промышленному производству был проведен при мощной поддержке государства, которое обеспечивало заказы, субсидии и льготы для развития предприятий и строительства железных дорог.
    • Необходимо было догонять развитые промышленные страны Европы.
    • В основных отраслях экономики основой становится машинное производство.
    • При финансировании производств большую роль играл иностранный капитал из Германии, Франции и других стран Европы (примером могут служить картели компаний Нобеля и Ротшильда в области нефтяной промышленности).
    • Возникновение промышленных монополий: "Продамет", "Продвагон", "Продуголь".
    • Сильная урбанизация, резкое увеличение численности городского населения привело к расслоению по социальным группам: крестьяне были настроены против дворянства, а рабочий класс озлоблен и выступал против буржуазии.

    Кризис в начале 20-го в.

    В 1900-1903 годы в России начался экономический кризис, который продолжался до 1909 г. Он был связан с проблемами модернизации России в начале 20 века. Последние, в свою очередь, стали нарастать из-за несовершенства экономики и аграрной системы и отсутствия реформирования других сфер в стране.

    Трудности проведения реформ и основные черты модернизации России начала 20 века состояли в следующем:

    • Экономика была многоукладной: существовало множество монополий, частных и мелких производств, патриархальная система и остатки от крепостнических взаимоотношений между крестьянами и их работодателями.
    • Производительность труда была достаточно низкой, как и качество и объемы производства, ведь по многим показателям Россия намного отставала от индустриальных стран (по технической оснащенности, уровню промышленной продукции и т. д.).
    • Экономическое развитие проходило неравномерно по отраслям и регионам страны, что было обусловлено особенностями индустриальной модернизации России начала 20 века.
    • В период 1890-х и в начале 1900-х случались неоднократные засухи и неурожаи, во время которых от голода погибали люди, из-за чего большая часть хлеба предназначалась только для внутреннего потребления.
    • Пережитки крепостничества сдерживали развитие и экономический потенциал сельского хозяйства, в начале 20-го в. это вылилось в крестьянские восстания.

    Государственная политика и реформы

    В 20-й век Россия вступила, будучи самодержавной монархией, в которой вся законодательная, исполнительная и судебная власть были сосредоточены в руках императора Николая II. В 1880 г. Государственный совет был заменен на Комитет министров. Исполнительную власть представляли 15 министерств, влияние которых основывалось на близости к царю.

    В этот период модернизации в России (в начале 20 века) в политической жизни государства, в отличие от экономики, почти никаких изменений не происходило, что вызывало множество противоречий и неразрешимых проблем:

    • Среди переселившихся в города людей было много крестьян, которые очень медленно привыкали к новому укладу жизни и бытовым вопросам, что способствовало появлению и распространению революционных идеалов и настроений.
    • Появившийся класс буржуазии был политически бесправным, т. к. самодержавная власть по-прежнему опиралась на дворянское сословие, которое начало распадаться, а его представители переходили в другие социальные классы: служащих, интеллигенции, предпринимателей и др.
    • Возникший класс предпринимателей не мог добиться никаких изменений из-за бюрократии в госаппарате.
    • Несмотря на рост образованных слоев населения и их культурное развитие, даже после освобождения крестьян от крепостного права Россия оставалась страной с сильной неграмотностью населения.
    • Интеллигенция и разночинцы не имели возможности легально участвовать в решении экономических и политических проблем в стране.
    • Самодержавие не было готово к проведению реформ в социальной, общественной и политической сферах, модернизация политики в России в начале 20 века не была осуществлена, из-за чего и произошло накопление проблем, что постепенно привело к единственно возможному пути их решения — революции.

    Протекционизм и программа Витте

    Проводником новых правительственных реформ стал российский реформатор, который 11 лет занимал пост министра финансов, — С. Ю. Витте. Он выступал за комплексное развитие и модернизацию промышленности и аграрного хозяйства России.

    Программа усиления экономического развития, разработанная С. Ю. Витте, включала 4 направления:

    1. Проведение жесткой налоговой политики, включающей налоги на крестьянскую продукцию, на товары широкого потребления, промысловый налог с фабрик и заводов, введение винной государственной монополии. В результате этого госбюджет России вырос почти в 2 раза, а средства были направлены на развитие промышленности и обеспечение госзаказов на продукцию с них.
    2. Политика протекционизма, покровительства со стороны государственных органов, целью которой была защита российских предприятий от иноземных конкурентов для усиления развития производства.
    3. Проведение денежной реформы в 1897 г., когда был введен золотой рубль и его свободная конвертация, что позволило сделать его устойчивой европейской валютой.
    4. Привлечение иностранного капитала в Россию в виде государственных займов и облигаций, которые распространялись в Европе.

    С. Ю. Витте также проводил политику строительства железных дорог при участии государства: были построены дороги военно-стратегического значения, Транссибирская магистраль, выкуплены частные железнодорожные участки. В стране было открыто 150 коммерческих училищ и 3 института, для демонстрации достижений индустриализации проводились промышленные выставки.

    При проведении этих реформ Витте много раз сталкивался с отсутствием поддержки со стороны царя и его окружения. Революционеры и радикалы, наоборот, считали его приверженцем самодержавия. Закончил свою деятельность он в качестве автора манифеста 1905 г., по которому предлагал ограничить монархию в стране.

    Аграрная реформа министра Столыпина

    Реформа в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1906 г., была вызвана тяжелым положением и недовольством крестьян. Цели ее предполагали сохранение помещичьих владений и ускорение буржуазного развития хозяйств. С помощью реформирования необходимо было решать проблему с нехваткой земли для простых крестьян и воспитывать в них чувство собственника, что должно было способствовать снижению социальной напряженности и созданию прочной социальной опоры в деревнях.

    Началом реформы П. А. Столыпина стали попытки разрушения сельских общин, где крестьяне не имели своей земли, с целью создания фермерских отдельных хозяйств. Следующим этапом стало переселение части крестьян за территорию Урала, в восточные губернии, где им выделялись земли и льготы для обустройства быта, они также освобождались от воинской повинности. Это помогло освоить новые земли и основать на них свои крепкие хозяйства.

    Выполнение столыпинских реформ привело к положительным сдвигам в аграрных хозяйствах России, увеличению посевных площадей и производству хлеба. Также это сопровождалось и подъемом в области производства оборудования и удобрений, что способствовало дальнейшей индустриализации страны.

    Успехи и трудности модернизации

    Успешное начало модернизации в России в 20 веке и ее проведение были обусловлены следующими факторами:

    • Наличие богатых природных ресурсов в стране.
    • В более развитых государствах этот процесс уже произошел, поэтому Россия успешно перенимала их опыт и могла анализировать собственный.
    • Механизация в промышленности открывала новые возможности и направления в производстве.
    • Индустриализация способствовала развитию новых отраслей: машиностроения, химической и нефтедобывающей.
    • Россия в конце 19-го — начале 20-го в. находилась в числе развитых стран Европы;
    • В период модернизации по всей стране появляются новые банки.
    • Государство оказывало мощную поддержку в деле развития промышленности.

    Трудности модернизации России в начале 20 века были обусловлены рядом таких факторов:

    • Сильный контроль государственных структур.
    • Экономическая и политическая зависимость от западных стран.
    • Процесс индустриализации проходил неравномерно: активнее развивались центральные области, а также Москва и Петербург.
    • Сроки для осуществления успешной модернизации были небольшими.
    • Низкий уровень жизни народных масс.
    • Недостаток рабочей силы и финансов.
    • Сильная бюрократическая система госаппарата.

    Результаты модернизации в России

    Итоги модернизации России в начале 20 века:

    • Среднегодовой прирост промышленной продукции за период 1909-1913 гг. составил 9%.
    • Рост машиностроительной промышленности — 13%.
    • Добыча нефти за 1894-1914 гг. выросла на 65%, выплавка чугуна — на 50%, стали и железа — на 224%.
    • За период 1893-1900 гг. построено 22 тыс. км железных дорог.
    • Появились новые промышленные районы (Донбасс и др.) и новые отрасли.
    • Увеличилось число подконтрольных государству предприятий до 25%, а железнодорожных путей — до 70%.

    Как видно из приведенных цифр, начало модернизации в России в 20 веке было успешным и способствовало экономическому развитию государства, однако процесс этот остался незавершенным из-за отсутствия преобразований в других сферах, что и стало причиной революционных событий в начале 20-го века.



    Похожие статьи